Современные проблемы науки и образования. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования Правовое регулирование инклюзивного образования в российской федерации

1

В статье проанализирована эволюция институтов инклюзивного образования и их роль в общей системе организации обучения. Рассмотрены этапы становления инклюзивного образования их эволюция от моделей специального обучения до совместного, «включенного» обучения детей с различными образовательными потребностями. Проведен анализ нормативных актов, заложивших правовые основы организации инклюзивного образования на международном уровне и в Российской Федерации, дана оценка действующей системы нормативного обеспечения права равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации». Раскрыты региональные аспекты организации системы инклюзивного образования.

интегрированное образование

включенное образование

специальное образование

особые образоательные потребности

инклюзивное образования

инклюзия

1 Всемирный доклад об инвалидности. 9 июня 2011 г. Всемирная организация здравоохранения, 2011 URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report /ru/index.html.

2 Всемирный форум по образованию Дакар, Сенегал 26-28 апреля 2000 г. Дакарские рамки действий Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г. Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/new /en/education/worldwide/

3 Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. N 45. Ст. 955.

4 Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т.Г. Туркиной. М., 2013. URL: old.perspektiva-inva.ru

5 Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 № 1180 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие образования"».

6 Постановление Госдумы ФС РФ от 20.05.99 № 3993-II ГД «О мерах по обеспечению государственной поддержки детей – инвалидов»

7 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 01.03.2012 № 910 «Об утверждении плана развития инклюзивного образования в Краснодарском крае на 2012 год»

8 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 11 ноября 2009 года № 3551 «Об организации инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае»

9 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 29 сентября 2009 года «О развитии безбарьерной среды в образовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году в муниципальных образованиях Краснодарского края»

10 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

11 Решение Коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 28 октября 2009 года № 6/3 «Об организации в общеобразовательных учреждениях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации национального проекта «Наша новая школа»

12 Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж, 2009.

13 Стенограмма доклада на конференции работников вспомогательных школ 23 мая 1931 года. Работа впервые опубликована в 1983 году (см.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. – С. 115–136)

14 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2012; Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, № 23, ст. 2994

15 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.07.2013

16 ЮНЕСКО, 1994 г. Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Париж, ЮНЕСКО/Министерство образования, Испания. 1994.

17 Allen Adler: Inclusion and exclusion in the secondary school physical education class. University of Wisconsin, Madison 1972

18 Edward Forman: The Inclusion of Visually Limited and Blind Children in a Sighted Physical Education Program. In: Educ Visually Handicapped. 1 (1969) 4, S. 113-115

19 Kultusministerium des Landes Nordrhein-Westfalen: Gemeinsamer Unterricht für behinderte und nichtbehinderte Kinder in der Grundschule: Abschlussbericht zu den Schulversuchen. Aus: gemeinsam-leben-und-lernen-mg.de

20 Rudolf Schindele (Hrsg.): Schulische und soziale Integration Behinderter. Unterricht und Erziehung Behinderter in Regelschulen, S. 89. Rheinstetten, 1977

В современном мире, приобретающем все более глобализированный характер, растет осознание необходимости преодоления социального отчуждения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Одним из наиболее эффективных путей ее решения является развитие систем инклюзивного образования.

Сегодня инклюзивным образованием принято называть такую организацию процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в общеобразовательных школах общего типа, где учитываются их особые образовательные потребности и, где им оказывается необходимая специальная поддержка .

Еще в 30-е гг. ХХ в. Л.С. Выготский предложил создать педагогическую систему, органично соединяющую специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов») и социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта . В послевоенной Германии практика совместного обучения детей носила вынужденный характер, но достигнутые при этом позитивные результаты способствовали развитию новых форм образования. В 70-90-е гг. эксперименты по организации совместного обучения здоровых детей и детей с различными группами инвалидности проводятся уже по рекомендации Немецкого совета по образованию .

Подобные системы обучения получали различные названия: совместное, интегрированное, интеграционное и др. Как отмечает М.Ю. Перфильева с соавторами, все вышеупомянутые подходы имеют длительную историю, но в большинстве случаев их суть заключалась в перенесении элементов специального образования в систему общего образования. В результате только незначительная группа детей с инвалидностью полностью включалась в среду общего образования. Основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду становились организационные барьеры. Именно переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина - «инклюзия» .

Понятие инклюзия, происходящее от лат. includo «включаю», применительно к образовательному процессу стало использоваться во второй половине ХХ в. Одним из первых его применил Ж. Пиаже, анализируя возможности обучения чтению детей с выраженными психологическими различиями. В 60-70-е гг. ХХ в. концепция инклюзивного образования начала активно разрабатываться в педагогике и психологии , в мире постепенно накапливался опыт «включенного» обучения детей с различными образовательными потребностями. Мощным стимулом развития идей инклюзивного образования и внедрения его в практику образовательного процесса стало принятие ряда международных правовых актов, важнейшие из которых: Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.); Декларация прав ребёнка (ООН, 1959 г.); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960 г.); Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969 г.); Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971 г.); Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975 г.); Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.); Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989 г.); Всемирная декларация об образовании для всех - удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, г. Джомтьен, 1990 г.); Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993 г.); Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. (г. Саламанка 1994 г.); Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, г. Дакар 2000 г.); Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006 г.).

Эти правовые акты заложили общие основы признания права всех граждан на получение образования «без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья или каких-либо иных обстоятельств» .

Одним из первых документов, системно изложивших общее видение инклюзивности применительно к образовательному процессу стала Всемирная декларация по образованию для всех, принятая в 1990 г. (Джомтьен, Таиланд):

    Обеспечение всеобщего доступа к образованию для всех детей, молодежи и взрослых, а также содействие равенству в этой области;

    Осуществление упредительных действий по выявлению барьеров и препятствий, с которыми многие люди сталкиваются в получении доступа к образовательным возможностям;

    Определение ресурсов, необходимых для преодоления таких препятствий .

Новый импульс развитию инклюзивного образования был придан Всемирной конференцией по образованию детей с особыми потребностями, которая состоялась в Саламанке (Испания) в июне 1994 г. Более 300 участников, представляющих 92 правительства и 25 международных организаций, рассмотрели важнейшие изменения в политике, необходимые для содействия реализации концепции инклюзивного образования и создания, таким образом, условий для того, чтобы школы служили интересам всех детей, в том числе тех, у которых имеются особые образовательные потребности. Итоговая декларация конференции содержит следующие положения:

  • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
  • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей;
  • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования .

Следует отметить, что в соответствии с документами ООН «включенность» в образовательный процесс предусматривает учет потребностей самых широких слоев населения: «бедных и уязвимых слоев, включая работающих детей, жителей отдаленных сельских районов и кочевников, этнические и лингвистические меньшинства, детей, молодых людей и взрослых, оказавшихся затронутыми конфликтами, ВИЧ и СПИДом, жертвами голода или имеющих плохое состояние здоровья, а также инвалидов или лиц с особыми образовательными потребностями» . В тоже время, в каждом из регионов планеты организация инклюзивного образования имеет особую специфику. Так, для развитых стран, в том числе и для России наиболее актуальными являются, прежде всего, вопросы включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалидность - одна из насущных проблем современного общества. По оценкам ВОЗ в 2011 г. к различным категориям инвалидности можно было отнести около 15% населения . В Российской Федерации по данным официальной статистики в 2012 г. проживало около 10 млн. инвалидов . Еще драматичней выглядит статистика детской инвалидности. По данным Федеральной службы государственной статистики, если в 2005 г. число детей до 18 лет, впервые признанных инвалидами составляло 51985 чел., то в 2011 г. уже 71237 чел. (рис. 1).

Классическая система образования, сложившаяся в подавляющем большинстве развитых стран предполагала полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей. Отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, подтверждаемый появлением терминов «лица с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями» свидетельствует о смещении акцента с отклонений от нормы в физическом или психическом развитии на фиксацию потребностей детей в особых условиях образования и ответственность общества за реализацию этих потребностей.

Признание права лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование подтверждено в Конвенции о защите прав инвалидов (2006). Так, в соответствии со ст. 24 Конвенции все государства-участники признают право инвалидов на образование и в целях его реализации без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях. В этом контексте инклюзию можно рассматривать как процесс развития предельно доступного образования для каждого ребенка в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980 - 1990 гг., но до сих пор их доля крайне мала. Например, в Москве из более чем полутора тысяч общеобразовательных школ, по программе инклюзивного образования работают лишь 47. Одним из факторов, сдерживающих развитие инклюзивного образования, является недостаточно развитая нормативно-правовая база.

Вопрос о создании интегрированного (инклюзивного) образования неоднократно поднимался в официальных документах, в частности в Постановлении Госдумы ФС РФ от 20.05.99 № 3993-II ГД, распоряжении Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и ряде других, но кардинально изменить ситуацию, по крайней мере до настоящего времени так и не удалось.

Определенные позитивные сдвиги в этой сфере наметились с принятием нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», во-первых, введшем понятие инклюзивное образование (ст. 2), во-вторых, подтвердив гарантии права на его получение (ст. 5). В соответствии со ст. 2 закона инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Рисунок 1 - Число детей в возрасте до 18 лет, впервые признанных инвалидами (по данным ФСГС РФ)

Ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» предусматривает обязанность федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые правовые механизмы реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование), такие как возможность получения инклюзивного образования по месту жительства, гарантии его качества закреплены и Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» .

На региональном уровне также ведется работа по внедрению программ инклюзивного образования. Различные проекты по инклюзивному образованию реализуются в Москве, Томске, Самаре, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Ухте (Республика Коми) и многих других регионах страны. Все активнее включается в эту работу и Краснодарский край. Нормативно-правовой базой этой работы выступают решение Коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 28 октября 2009 года № 6/3 «Об организации в общеобразовательных учреждениях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации национального проекта «Наша новая школа», приказы департамента образования и науки Краснодарского края от 29 сентября 2009 года «О развитии безбарьерной среды в образовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году в муниципальных образованиях Краснодарского края», от 11 ноября 2009 года № 3551 «Об организации инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае», от 01.03.2012 № 910 «Об утверждении плана развития инклюзивного образования в Краснодарском крае на 2012 год» и др. Еще одним шагом в этом направлении стало принятие Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 № 1180 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие образования"».

По данным на 2013 г. в крае насчитывается 50 специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, при этом количество организаций, обеспечивающих условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах инклюзивного образования и психолого-медико-социального сопровождения по прежнему недостаточно. Несмотря на то, что около 25% образовательных учреждений края готовы принимать на обучение детей с серьезными заболеваниями, в крае разработано и принято Примерное положение по организации инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края, предусматривающее развитие таких моделей, как полная инклюзия, частичная инклюзия, предполагающая совмещение индивидуального обучения на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучение по индивидуальным учебным планам; внеурочная инклюзия, следует признать, что предстоит еще достаточно большая работа по внедрению программ инклюзивного образования в деятельность кубанских образовательных учреждений.

Рецензенты:

Сажина Н.М., д.п.н., профессор, зав.кафедрой технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;

Микерова Г.Г., д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.

Отметим, что официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус.

Библиографическая ссылка

Гребенникова В.М. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15926 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
    • Всеобщая декларация прав человека — принята Генеральной Ассамблеей ООН от12.1948 г
    • Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в сфере образования — принята12.1960 г.
    • Декларация о правах умственно отсталых лиц — принята резолюцией (XXVI) Генеральной Ассамблеи от12.1971 г.
    • Декларация ООН о правах инвалидов — принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от12.1975 г.
    • Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от12.1979 г.
    • Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей вгосударствах-участниках. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
    • Всемирная декларация об образовании для всех — принята03.1990 г.
      Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов — приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.
    • Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями — Саламанка, Испания,06.1994 г.
    • Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод — принят03.1952 г. (с изменениями от 11.05.1994 г.). Ратифицирован Российской Федерацией 30.03.1998 г. и вступил в силу для Российской Федерации 05.05.1998 г.
    • Конвенция о правах инвалидов — принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 12. 2006 г.

Федеральные документы:

  • Конституция Российской Федерации— высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г.
  • Закон от12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
  • Закон от07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
  • Закон от11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
    Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Указ Президента РФот 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (с изменениями и дополнениями) .
  • Национальная образовательная инициатива«Наша новая школа» — утверждена Президентом РФ 02.2010 г. Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Указ Президента РФот 06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» . В контексте Указа реализуются две программы: «Здоровье» и «Образование». Ключевые принципы: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 597 «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ».
  • Государственная программа РФ«Развитие образования» на 2013-2020 годы — утверждена постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295.
  • Постановление Правительства РФот 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» .
  • Постановление правительства РФот 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.2008 N 247)
  • Распоряжение Правительства РФот 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Министерства труда исоциальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями).
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 2012 г.

Жаворонков Р. Н.

Россия, г. Москва, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Во многом это связано с беспрецедентным участием широких кругов профессионального сообщества и общественности в разработке данного закона.

Разработка проекта закона была начата Минобрнауки РФ в 2009 г. Первоначальный текст проекта в 2010 г. в течение полугода обсуждался на сайте Минобрнауки РФ, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной Думе, Союзе ректоров России. Переработанный в итоге текст законопроекта был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого общественного обсуждения. За 15 месяцев - с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. - на сайт поступило почти 11 000 замечаний и предложений. По результатам их рассмотрения, Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта. Текст новой версии закона был рассмотрен в 2011 г. на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования.

После того как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст. 17 октября 2012 г. проект федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении. После этого в рамках работы ответственного комитета Государственной Думы были сформированы три рабочие группы по его доработке. Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона.

В течение декабря 2012 г. проект закона был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ.

Участие профессионального сообщества, представителей инвалидов и родителей детей с ОВЗ в разработке закона об образовании обеспечило его соответствие требованиям международных актов. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования*.

Основываясь на указанных положениях, в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.

В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно п. 3 той же статьи под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Также согласно п. 11 ст. 79 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67.

Согласно данной статье правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано в следующих случаях:

По причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;

При организации индивидуального отбора в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации;

При организации конкурса или индивидуального отбора для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

При поступлении в загранучреждения МИД РФ для получения общего образования.

Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования.

Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (пп. 6 п. 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Закон устанавливает, что включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Указанная помощь оказывается детям по заявлению или с письменного согласия их родителей.

Согласно п. 8 ст. 79 Закона об образовании профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В соответствии с п. 10 той же статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и спецалитета.

По общим правилам согласно ст. 70 прием на обучение по этим программам проводится на основании результатов единого государственного экзамена. При этом вуз устанавливает минимальное количество баллов, необходимое для приема.

В соответствии со ст. 55 прием в вуз на обучение за государственный счет осуществляется на конкурсной основе. Следовательно, принимаются те, кто предъявил наивысшие результаты ЕГЭ.

Согласно ст. 71 для приема детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, вуз устанавливает квоту. Эта квота не может быть менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за государственный счет. Указанные категории лиц принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета. Они также имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Законом предусмотрены меры социальной поддержки студентов-инвалидов. В соответствии ст. 36 студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, а также инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается государственная социальная стипендия. Согласно ст. 39 тем же категориям студентов жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.

Можно с уверенностью констатировать, что закон регулирует все ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. В настоящее время главной задачей является адекватное развитие положений закона в подзаконных актах с целью создания правовой базы для реализации отечественных научных разработок, касающихся инклюзивного образования граждан с ОВЗ.

* Здесь и далее автор ссылается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

Международная научно-практическая конференция

«Инклюзивное образование: методология, практика, технология»

Правовые основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

руководитель юридической группы

РООИ «Перспектива»

Международное законодательство

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития. Среди относящихся к нашей теме документов можно назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948г.), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Конвенцию ООН о правах ребёнка (1989г.), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), Саламанкскую Декларацию.

Все перечисленные документы закрепляют основные принципы равного доступа к образованию, вводят запрет на проявление любой дискриминации в области образования, провозглашают право каждого человека с инвалидностью на получение образования в общей системе образования.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».


В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества.

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

В случае ратификации Конвенции, Российской Федерацией, положения международного документа станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия примет на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы , регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

По последней информации, Россия планирует ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов в 2013 году.

Развитие инклюзивного образования в других странах

Развитие законодательства и системы инклюзивного образования в каждой стране происходит по-разному. К примеру, Италия в 70-х годах начинала процесс внедрения инклюзии путем т. н. «шоковой терапии», когда практически одномоментно были закрыты специальные (коррекционные) и психоневрологические учреждения и детей с инвалидностью просто включили в обычную школьную среду. В итоге количество детей с особыми потребностями, которые учатся в массовых школах Италии, превышает 90%, в то время как в США – 45%.

Необходимо заметить, что в Италии к качественному академическому образованию детей с ограниченными возможностями здоровья перешли лишь спустя десятилетия. Если в начале во главу угла ставилась социализация ребенка, то только в 1992 году принят закон, устанавливающий необходимость качественного обучения академическим дисциплинам.

Законодательство играет существенную роль в выстраивании политики исполнительных органов власти в сфере образования. К примеру, в Штатах принят закон «Ни одного отстающего ребенка» (No Child Left Behind (NCLB)), который обязывает все штаты обеспечить индивидуальный прогресс всех учащихся (в том числе детей с особыми образовательными потребностями), т. е. непрерывное и существенное улучшение успеваемости. Указанный закон также обязывает учителей использовать научно-обоснованные обучающие программы, включающие разные подходы и лучшие практики.

Как показывает международный опыт, различия в подходе к инклюзивному образованию в разных странах носят исторический, культурный и религиозный характер. С учетом географических размеров нашей страны, этнокультурном, религиозном многообразии, различный подход к правовому регулированию инклюзивного образования в регионах неизбежен.

Необходимо признать, что подобная «дикая инклюзия», реализуемая без нормативно-правового обеспечения, фактически имеет место в нашей стране. Мне кажется, что это обстоятельство необходимо отразить в резолюции конференции.

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.


Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования .

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным Кодексом РФ и законом «Об образовании»

Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон «Об образовании» 1992 г . устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения (ст. 5 Закона об образовании).

· Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении;

· «Концепция развития инклюзивного образования в Центральном административном округе города Москвы»

· «Положение о деятельности государственного образовательного учреждения ЦАО г. Москвы в режиме Окружного Ресурсного центра по инклюзивному образованию».

Указанные документы являлись в своем роде новаторскими, поскольку были разработаны в отсутствие федерального и московского законодательства.

Следующим шагом было принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», который:

· закрепляет право лиц с ОВЗ на получение образования любого уровня;

· дает определение терминам «ограничение возможности здоровья» и «инклюзивное образование»;

· исключает некорректные выражения и словосочетания в отношении инвалидов;

· устанавливает норму о недопущении дискриминации лиц с ОВЗ во всех сферах жизни;

· устанавливает обеспечение образовательного процесса на основе индивидуальной программы реабилитации;

· предусматривает обеспечение образовательного процесса помощниками педагога (тьюторами) и сурдопереводчиками;

· предусматривает специальную подготовку педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· устанавливает порядок доплат педагогам и их помощникам

Несмотря на прогрессивность закона, на сегодняшний день отсутствуют механизмы межведомственного взаимодействия в реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в области образования, также отсутствует обеспечение финансирования дополнительных педагогов, тьюторов (сопровождающих), создания специальных условий.

Включить в проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации» отдельную главу, комплексно регулирующую вопросы образования лиц с ОВЗ.

Указанная глава должна содержать только основные принципы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации. Более детальное регулирование должно осуществляться на региональном уровне с учетом географических, этнокультурных и иных особенностей.

Необходимо на федеральном уровне включить в законодательство термин «инклюзивное образование» и предусмотреть четкие механизмы предоставления разумного приспособления и адаптации учебного процесса к индивидуальным образовательным потребностям для каждого учащегося, обучения педагогов и помощников педагогов (тьюторов) методикам работы с детьми с различными формами инвалидности. Также необходимо предусмотреть развитие ресурсных центров в каждом районе как «очагов инклюзии».

Считаю необходимым включить в резолюцию необходимость введения упрощенного порядка лицензирования образовательных учреждений, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что принципы инклюзии нашли поддержку на самом высоком уровне. Инклюзивный подход сформулирован в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 года Президентом Российской Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации ».

Транскрипт

1 Нормативно-правовые основы инклюзивного образования Цвык Майя Ивановна преподаватель Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) представитель группы общественных экспертов по вопросам развития дошкольных образовательных услуг для детей с ОВЗ Департамента образования города Москвы Москва, 2014 год

2 Федеральный закон от 3 мая 2012 г. 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни общества доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения создание условий для освоения социальных навыков обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

3 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) Статья 2. Основные понятия 16. обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий 23. индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

4 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) Статья 2. Основные понятия 27. инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей 28. адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

5 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст.34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медикопедагогической коррекции 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами

6 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:..8) присутствовать при обследовании детей ПМПК, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования

7 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) Ст. 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

8 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

9 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3. условия обучения, воспитания включают: использование специальных образовательных программ и методов специальных учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств обучения проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий обеспечение доступа в здания организаций, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ

10 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

11 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Статья 8. Государственная служба медико - социальной экспертизы п.3. На Государственную службу медико - социальной экспертизы возлагаются: 1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты 2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР)

12 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Ст.18 Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Детям - инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

13 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы» Постановление от 17 марта 2011 г. 175 Целевые индикаторы и показатели Программы: доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию с учетом заключений ПМПК.

14 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы»

15 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы»

16 Основные виды нарушений функций организма и степени их выраженности нарушения психических функций нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной и письменной, вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования нарушения сенсорных функций нарушения статодинамических функций нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

17 Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» 2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

18 Методические рекомендации Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от г. 127/ Задачи и виды деятельности ПМПк ДОО разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения, в том числе оказания коррекционноразвивающей помощи ребенку с ОВЗ моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий координация взаимодействия всех специалистов ДОО по организации инклюзивной практики и др.

19 О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо Минобрнауки РФ от аф-150/06) Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды. В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения и организации их пребывания в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.

20 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный 30384) (далее - ФГОС ДО).

21 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (приказ 1155 от г.) Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

22 Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

23 Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ При создании условий для работы с детьмиинвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

24 «Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»: механизмы адаптации Программы для таких детей; использование специальных образовательных программ и методов; специальных методических пособий и дидактических материалов; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей

25 (ФГОС) При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

26 Комментарии к п см. Письмо Министерства образования и науки РФ от АФ_150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для руководителей образовательных учреждений «Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях» Серия «Инклюзивное образование» п. III. Работа междисциплинарной команды Все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной работы как части Основной образовательной программы (в соответствии с требованиями ФГОС), Инд. образовательной программы ребенка с ОВЗ. Там же описаны основные направления и специфика деятельности каждого из специалистов. п. V. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ п. VI. Разработка индивидуальной образовательной программы

27 Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования" В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ

28 Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования" 19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ОВЗ организацией обеспечивается: 1) для детей с ОВЗ по зрению: присутствие ассистента, обеспечение альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; 2) для детей с ОВЗ по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в помещения и к оборудованию.

29 Рекомендуемая литература Волосовец Т.В., Кутепова Е. Н. Издательство: Мозаика-Синтез, Москва, 2011 Приведены примеры внутренних нормативно-правовых документов и моделей построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, примеры ИОП и планов; построения образовательного маршрута для различных категорий дошкольников с ОВЗ. Разработаны варианты составления ООП для группы комбинированной направленности (инклюзивной). Отражены направления деятельности ПМП комиссий и ПМП консилиумов. Описаны варианты условий, при которых ребенок с ОВЗ может быть включен в работу группы комбинированной направленности.

30 Рекомендуемые документы Письмо Министерства образования и науки РФ от аф-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования РФ от /901-6 «О психолог-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» Постановление Правительства Москвы 669-ПП от «О внесении в Постановление Правительства Москвы от ПП» (о корректирующем коэффициенте к нормативам финансового обеспечения государственной услуги при обучении детей-инвалидов)

31 Спасибо за внимание! сайт Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ) - документы сайт проекта Департамента образования г.москвы «Образование без границ»


Нормативно-правовые основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья Московская область, г. Королев, 2015 год Рекомендуемые документы Конституция Российской Федерации Федеральный Закон от

Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ Москва, 2015 год Инклюзивное образование Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых

Нормативно-правовые основы инклюзивного образования Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического

Организация инклюзивного образования в ДОУ Нормативно-правовая база 1. Федеральный закон от 03.05.2012г. 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». 2. Федеральный закон от 29.12.2012г. 273-ФЗ

Особенности организации образования ребѐнка с ОВЗ возраста дошкольного Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ст.н.сотр. Института

«НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ» Первоисточник права в России Конституция. Конституция Российской

Министерство просвещения Российской Федерации О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТМНР Сачко

Актуальные вопросы разработки Адаптированной программы для детей с ОВЗ в ДОУ. Ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад 21» комбинированного вида О.В.Каюшкина Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Обучающийся с

Министерство образования Нижегородской области 1 Сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО главный специалист отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской

Организация инклюзивного образования Нормативно-правовая база получения образования детьми с ОВЗ в образовательных организациях 1 Уровни нормативно-правовой базы: международные (подписанные СССР или РФ);

Государственная политика в области образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в Российской Федерации Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской

Совещание в режиме видеоконференцсвязи с руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования «Организация образовательного

Методическое письмо об образовании обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях ФГОС в 2018/2019 учебном году Преподавание учебных предметов при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

Образование обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ: перспективы и возможности Сачко Юлия Михайловна Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей 29 августа 2017

Деятельность ПМПК в реализации права на получение образования детей с ОВЗ, определение специальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ Гриценко Наталия Валерьевна, зам. директора ГБУ РА «Центр психолого-педагогической,

Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Образовательная политика - общенациональная система целей, ценностей и приоритетов

Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Москва,

Министерство просвещения Российской Федерации ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПУНКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Сачко Юлия Михайловна начальник отдела Департамента государственной политики в сфере

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Презентация подготовлена методистом МКУДПО «ГЦРО» Климовой Л.Ю. 26.10.2016 г. Нормативно-правовая

Государственная политика в сфере образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Сачко Юлия Михайловна 28

Согласовано советом колледжа Протокол 4 от 01.03.2018г. 2018 г. Утверждено приказом и.о. директора ГОБПОУ «Мурманский колледж искусств» от 16 марта 2018г. 39-о/д ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

Дошкольное образование детей с ОВЗ: примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи

Нормативно-правовые основы получения образования детьми с ОВЗ Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического

Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования Ворошнина О.Р., зав. кафедрой специальной педагогики и психологии ПГГПУ Положение об адаптированной основной образовательной

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 1. Общие положения 1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНЫХ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОСОВЕЦ Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке предоставления обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью специальных условий для получения образования (далее Положение) регулирует

Организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в условия инклюзивного образования ГРИШИНА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА Закон

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Белгородской области ПРИКАЗ «18» августа 2016 г. 2678 Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области

Стр. 1/8 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «социально-педагогический» УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВО «ВГСПУ» проф. А.М. Коротков 2017 г.

Нормативно-правовое регулирование в системе дошкольного образования: перспективы развития в рамках Десятилетия детства 2018-2027г.г. Татьяна Владимировна Волосовец директор ФГБНУ «Институт изучения детства,

Стр. 1/7 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский социально-педагогический» УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования Елена Юрьевна Коновалова, заместитель директора, МКУ КИМЦ Международные нормативно-правовые акты Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948 г.)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Приложение 140 к приказу ректора от «19» января 2017 г. 19-ОД Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Обучение учащихся с ОВЗ в рамках новых требований к деятельности ПМПК ОВЗ = Инвалид п. 16: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

Меры социальной поддержки детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование в свете нового закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Нормативно-правовое регулирование инклюзивного образования ФЗ от 29 декабря 2012 г. 273 «Об образовании в Российской Федерации» Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее

Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования Лектор: Исаков Андрей Юрьевич, эксперт Информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования",

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г. Регистрационный 30468 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. 1008 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

Положение об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проект). 1. Общие положения 1.1.Настоящее положение разработано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 5 Принято на заседании Педагогического совета МБ ДОУ 5 Протокол 1 от 25.08.2016г Утверждаю: Заведующий МБ

ФГОС НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)). НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «КОСТРОМСКОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПОРЯДОК приема детей с ограниченными

Министерство образования Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» (ГБПОУ МО «ВАТ «Холмогорка»)

Порядок взаимодействия ЦПМПК г.москвы с образовательными организациями Москва, 2015г. Дониченко О.Г., директор ГБОУ ОЦПМСС ЦОУО ДОгМ ст.2 п.16, ст.42 п.1 Федеральный закон 273 ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании

Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии

Обеспечение права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Конвенция о правах инвалидов 13.12.2006 - принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обучения учащихся на дому в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской

Администрация Богородского муниципального района Н ижегородской области УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ от 13.01.2016 5 г. Богородск Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования обучающихся

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «БГУ») ПОЛОЖЕНИЕ

ГБОУ Школа 1194 Педагогический совет РЕБЁНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГБОУ ШКОЛЫ 1194 Дети с ОВЗ кто это? ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от

Вариативность содержания и организационных форм дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья ВОЛОСОВЕЦ Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания

Http://perspektiva-inva.ru/web-school Вебинар 26 апреля 2016 Web-школа РООИ «Перспектива» Инклюзивное образование http://perspektiva-inva.ru/web-school/vw-1942/ «Организация обучения обучающихся с ОВЗ

Необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 1.3.5. специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и

Программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и

О практике внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с нарушением интеллекта Елена Николаевна Кутепова к.п.н., зам. Директора Института проблем инклюзивного образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2129» имени Героя Советского Союза П.И. Романова Вариативность образовательной среды в условиях реализации ФГОС для детей с

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

«Образование лиц с ОВЗ в Российской Федерации:гарантии преемственность, риски, права и обязанности» Кутепова Елена Николаевна, зам. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии

1 Приложение к приказу Муниципального общеобразовательного учреждения «Тоншаевская средняя школа» от 03.06. 2016 года 01-02/286 Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Актуальные вопросы внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Взаимодействие психолого-медико-педагогической

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА Муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр образования и здоровья «Магистр» Ребёнок с ОВЗ на пороге

Обеспечение доступности для инвалидов общего образования В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проект приказа от 10 августа 2009 г. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной

«Роль руководителя МДОУ детского сада в создании условий для детей с ОВЗ» Заведующая МДОУ д/с 69 Овчарова Галина Михайловна Заслуженный учитель РФ 2014 год Нормативно-правовые документы Закон об образовании

Права и ответственности родителей детей с ОВЗ и инвалидностью Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ст.н.сотр. Института проблем



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...