Правительственной связи и информации при. Правовое положение федерального агентства правительственной связи и информации при президенте рф. Самая секретная спецслужба
КонсультантПлюс: примечание.
Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 308 с 1 июля 2003 года Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ упразднено. Функции данного агентства переданы Федеральной службе безопасности РФ, Службе внешней разведки РФ и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ.
1. Федеральное агентство находится в непосредственном ведении Президента Российской Федерации и является центральным органом федеральной исполнительной власти, ведающим вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти. Возглавляет Федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор.
Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства, обеспечивающие организацию и ведение разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки Федерального агентства, руководимый генеральным директором и действующий в соответствии с Законом Российской Федерации "О внешней разведке".
2. Федеральное агентство осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении.
Нормативные акты, предписания Федерального агентства в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифрованной и иных видов специальной связи обязательны для исполнения государственными органами, а также организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно - правовых форм с учетом взаимно согласованных требований ведомственных инструкций по организации и обеспечению безопасности шифрованной связи.
3. Задачи, функции, организация и структура Федерального агентства определяются Положением о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.
4. Федеральное агентство организует, руководит и непосредственно проводит работу по направлениям деятельности федеральных органов правительственной связи и информации, издает приказы, указания, положения, инструкции и другие нормативные акты, обязательные для исполнения в системе федеральных органов правительственной связи и информации.
11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).
11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).
Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной безопасности (АНБ), ФАПСИ – это крайне закрытая спецслужба, действующая в области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говоряттолько об одной стороне деятельности Агентства – защите информации, и всегда тщательно обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ – это, наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической, и прежде всего - радиошпионажу. А ведь это – основная специализация ФАПСИ, владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему миру и т.п.
Штаб-квартира Агентства на Большом Кисельном (фото с официального сайта ФАПСИ)
ФАПСИ – это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.
Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону являются:
организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;
обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;
организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;
организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально – экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.
История ФАПСИ
По некоторым данным, ФАПСИ создано на базе двух управлений КГБ - 8 и 16-го. 16-ое управление, специализирующееся исключительно на электронной разведке, было создано Щелепеным в 1969 году под руководством Николая Николаевича Андреева. В 1973 году Андреева сменил генерал-майор Игорь Васильевич Маслов. Управление работало в тесной связи с 16 отделом ПГУ (внешняя разведка).
Структурой, непосредственно предшествующей ФАПСИ, был Комитет правительственной связи при Президенте СССР, возникший при разделе КГБ СССР после августовского путча. Председателем Комитета 25 сентября 1991 года был назначен А.В.Старовойтов.
10 октября 1991 Президентом Горбачевым было утверждено Положение о Комитете правительственной связи, который определялся как союзно-республиканский комитет.
К Положению приложен перечень предельных воинских званий руководителей Комитета и предоставляемых дисциплинарных прав.
24 декабря 1991 года указом Президента России создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР на базе Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР. Генеральным директором ФАПСИ назначен А.В.Старовойтов.
Первым заместителем – начальником управления по работе с личным составом стал Макаров Владимир Викторович. Заместителем директора был назначен генерал-майор Куранов Анатолий Иванович.
18 февраля 1994 года заместителем директора ФАПСИ стал подполковник Киселев Борис Валентинович, генеральный конструктор правовой информатизации России.
Эмблема ФАПСИ была определена только 15.03.99 Указом Президента № 338.
21 февраля 1994 в составе ФАПСИ было создано Главное управление информационных ресурсов (ГУИР ФАПСИ) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента.
Начальником его назначен Левченко Владимир Александрович, до этого - первый заместитель начальника УИР. 16 декабря 1994 УИР снова было передано в Администрацию Президента и переименовано при этом в Управление информатизации и документационного обеспечения Администрации Президента.
Федеральный центр защиты экономической информации при ФАПСИ создан 3 апреля 1995 Указом Президента 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации".
На 90 год, кроме штаб-квартиры на площади Дзержинского в голавном здании КГБ, имело компьютерный комплекс в центре Москвы и большую исследовательскую лабораторию в Кунцево, в15 км от Ясенево к северо-западу.
7 декабря 1998 года Указом Президента РФ генеральным директором ФАПСИ был назначен Шерстюк Владислав Петрович, до этого возглавлявший 3-е главное управление Агентства (радиоэлектронная разведка).
31 мая 1999 года Указом Президента РФ Шерстюк был заменен на Матюхина Владимира Георгиевича, специалиста в области средств защиты информации.
История органов криптографической (шифровальной и дешифровальной) службы и радиоразведки:
Спецотдел при ГУГБ НКВД СССР июль 1934 - 1936
Спецотдел при НКВД июнь-сентябрь 1938
7-й отдел ГУГБ НКВД СССР
5 спецотдел НКГБ
5 Управление НКВД ноябрь 1942 -
Пятое управление НКГБ
Седьмое управление КИ
Главное управление специальной службы (ГУСС) при ЦК ВКП(б) октябрь 1949 -
Главное управление специальной службы (ГУСС) при ЦК КПСС - март 1954
Шестнадцатое управление КГБ при СМ СССР
Восьмое Главное управление КГБ СССР июль 1978 -
Шестнадцатое управление КГБ СССР
Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ
Главное управление безопасности связи (ГУБС) ФАПСИ
Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС) ФАПСИ
Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, входящей в систему федеральной исполнительной власти, являются федеральные органы правительственной связи и информации (ФОПСИИ). Их назначение, правовая основа, принципы организации и основные направления деятельности, система, обязанности и права, силы и средства, а также виды и порядок контроля и надзора за их деятельностью определяются Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации» 1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 7 ноября 2000 г.).
Согласно Закону на ФОПСИИ возложено обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации (далее - государственные органы), организаций, предприятий, учреждений специальными видами связи и информации, а также организация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти, организаций, предприятий, учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифровальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществление государственного контроля за этой деятельностью. В пределах своей компетенции ФОПСИИ участвуют с Главным управлением охраны РФ в организации и обеспечении президентской связи.
Правовую основу деятельности ФОПСИИ составляют Конституция РФ, законы «О безопасности», «Об обороне», «О внешней разведке», «О федеральных органах правительственной связи и информации», а также прини-
1 Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 423.
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
маемые в соответствии с ними нормативные акты Президента и Правительства РФ.
ФОПСИИ строят свою деятельность на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, сохранности государственных секретов, подконтрольности и подотчетности высшим органам государственной власти Российской Федерации. В единую систему ФОПСИИ входят:
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее - Федеральное агентство);
Органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации;
Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.
На ФОПСИИ возложены следующие основные обязанности:
Обеспечивать правительственной связью в местах постоянного или временного пребывания Президента Российской Федерации, Председателя Федерального Собрания, Председателя Государственной Думы, Председателя Правительства РФ, Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
Участвовать в пределах своей компетенции совместно с Главным управлением охраны РФ в организации и обеспечении президентской связи, соблюдая при этом ее единство, надежность, безопасность и оперативность;
Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов специальной связи;
Обеспечивать высшие органы государственной власти Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти, Совет Безопасности РФ специальной информацией, необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности;
Обеспечивать безопасность правительственной связи Российской Федерации;
Обеспечивать готовность систем правительственной связи и специальной информации для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях, поддерживать в постоянной боевой готовности технические средства оповещения государственных органов.
Для реализации обязанностей, возложенных на ФОПСИИ, им предоставлены следующие основные права:
Издавать нормативные акты в части организации, обеспечения функционирования и безопасности правительственной, шифровальной и иных
^Глава 13. Органы обеспечения безопасности
|видов специальной связи, а также безопасности информационно-аналитических сетей, комплексов технических средств, баз данных высших органов государственной власти и Совета Безопасности РФ;
Налагать ограничения по согласованию с соответствующими органами, > владеющими распределением и назначением радиочастот, на использование " радиоэлектронных средств любого назначения, если они работают с нару-: шением требований нормативных актов и создают радиопомехи работе
средств правительственной связи;
Осуществлять разведывательную деятельность в сфере шифровальной, I засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской | Федерации и за ее пределами с использованием радиоэлектронных средств! и методов;
Определять порядок проведения работ в Российской Федерации по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах; осуществлять лицензирование деятельности по выявлению электронных устройств перехвата информации в технических средствах и помещениях государственных структур;
Осуществлять контакты и сотрудничество с соответствующими службами иностранных государств по вопросам обеспечения правительственной международной связи, разведывательной деятельности в сфере шифровальной, засекреченной и иных видов специальной связи, защиты информации, организации шифровальной связи и поставок шифровальных средств.
Контроль за ходом выполнения основных задач, возложенных на Федеральное агентство, утверждение программ развития ФОПСИИ и санкционирование проведения мероприятий этих органов, затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации, осуществляет Президент РФ.
Парламентский контроль за деятельностью ФОПСИИ осуществляется в форме заслушивания отчетов генерального директора Федерального агентства, а также сообщений должностных лиц ФОПСИИ в парламенте. Надзор за исполнением законов Российской Федерации ФОПСИИ осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
19 февраля 1993 года был принят закон «О Федеральных органах правительственной связи и информации». В соответствии с этим законом, структура этих органов включала ФАПСИ и органы правительственной связи и информации в субъектах РФ.
В состав ФАПСИ вошли Государственный информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР) с подведомственными ему организациями (НИИ «Ромб», НИИ «Энергия», НИЦ «Терминал», Научно-тематический центр) и Московский НИИ электротехники Научно-производственного объединения «Автоматика». 24 сентября 1992 г. распоряжением Президента России Б.Н. Ельцина в составе ФАПСИ был учрежден научно-технический центр правовой информации «Система».
ФАПСИ является центральным органом федеральной исполнительной власти, отвечающим за организацию и обеспечение правительственной, междугородной, шифрованной, документальной и иными видами специальной связи государственных органов (органов власти и управления, силовых структур, ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса, атомных электростанций и др.); решение в рамках компетенции задач разведывательного характера; информирование по выделенному спектру вопросов высших органов государственной власти РФ и центральных органов федеральной исполнительной власти.
Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют:
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ;
органы правительственной связи и информации (управления правительственной связи в регионах, центры правительственной связи и информационно-аналитические органы в субъектах РФ).
Войска, на которые возложено обеспечение всеми видами специальной связи органов власти и управления и военного руководства в военное время; в мирное время войска выполняют данную задачу на учениях Вооруженных Сил России и по решениям Президента РФ для управления контингентами Вооруженных Сил, формируемыми на период выполнения конкретных задач, а также привлекаются к организации правительственной связи в чрезвычайных ситуациях из мест, не оборудованных стационарными средствами этой связи.
Учебные заведения, научно-исследовательские организации, предприятия.
Правовую основу деятельности ФАПСИ составляют Конституция РФ; законы РФ «О безопасности», «О внешней разведке», «Об обороне», Закон РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19 февраля 1993 г. (с поправками и изменениями от 24 декабря 1993 г.), Положение о ФАПСИ, утвержденное в 1994 г.; Указ Президента России от 3 апреля 1995 г. «О мерах по соблюдению законодательства в области разработки, производства и реализации шифровальных средств», определяющие принципы организации федеральных органов правительственной связи, их назначение, основные функции, полномочия, силы и средства.
Контроль над деятельностью ФАПСИ был возложен на Комитет по безопасности Государственной Думы, Контрольное управление Администрации Президента и Счетную палату Минфина России.
Основные задачи ФАПСИ:
Совершенствование правительственной связи, других видом специальной связи и систем специальной информации для государственных органов. В дальнейшем, эти функции перешли в Спецсвязь России, а в дальнейшем – в ФСО.
Организация и обеспечение криптографической безопасности, шифрованной связи в России и ее учреждениях за рубежом (эти функции перешли к ФСБ).
Организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов (эти функции перешли к ФСБ).
В соответствии с данными задачами разработана структура Агентства, основу которой составляют:
1. Главное управление правительственной связи (ГУПС), обеспечивающее различными видами связи высшие органы государственной власти РФ, силовые структуры, ведущие предприятия оборонно-промышленного комплекса и другие объекты, имеющие жизненно важное значение для безопасности РФ.
2. Главное управление безопасности связи (ГУБС), созданное на базе бывшего 8-го Главного Управления КГБ СССР, занимающееся криптографической защитой информации. Данное направление обеспечивается также Академией криптографии РФ, действующей при ФАПСИ, совместно с Российской Академией наук и рядом других отраслевых академий. Специалисты ФАПСИ осуществляют разработку и сопровождение шифровальной техники для заинтересованных ведомств, обеспечивают все министерства и ведомства криптографически качественными, надежно защищенными от несанкционированного доступа ключевыми документами. Силами спецслужбы осуществляется государственный контроль за обеспечением информационной безопасности во всех сетях специальной связи в России и ее учреждениях за рубежом. В пределах своей компетенции ФАПСИ осуществляет лицензирование и сертификацию в области защиты информации, проводит работы по проверке и защите особо важных помещений федеральных органов государственной власти и установленных в них технических средств, с целью выявления и предотвращения утечки информации по техническим каналам.
3. Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС). Создано на базе бывшего 16-го управления КГБ СССР. Обеспечивает ведение внешней разведывательной деятельности в политической, экономической, военной -и научно-технической сферах с использованием радиоэлектронных средств.
4. Главное управление информационных систем (ГУИС). Создано 21 февраля 1992 г. в первоначальном варианте как Главное управление информационных ресурсов (ГУИР) на базе упраздненного Управления информационных ресурсов Администрации Президента РФ. Позже ГУИР переименовано в ГУИС, которое организует информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти, включая региональный уровень. ГУИС осуществляет информационную поддержку баз данных, создаваемых в региональных и ведомственных структурах управления, готовит по заказу государственных органов аналитические материалы, проводит анализ публикаций в СМИ. участвует в формировании, сопровождении и предоставлении пользователям справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных.
5. Главное административное управление (ГАУ). Организовано на базе бывшего штаба ФАПСИ.
Помимо указанных управлений, в структуру ФАПСИ входят:
криптографическая служба, ведущая внешнюю радиоэлектронную разведку и шифрование, осуществляющая первичную обработку развединформации;
служба собственной безопасности.
При ФАПСИ также действует Академия криптографии РФ. Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации являются:
организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;
обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;
организация и обеспечение криптографическими и организационно-техническими методами безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;
организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга), необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.
ФАПСИ имело следующие права:
Лицензирование и сертификация деятельности предприятий и организаций, независимо от формы собственности по разработке, производству, реализации и эксплуатации шифровальных средств и предоставление услуг в области шифрования информации.
Определение порядка и обеспечение выдачи лицензии на экспорт и импорт шифровальных средств и нормативно-технической документации на их производство и использование (эти права перешли к ФСБ).
11 марта 2003 года был принят указ президента № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности РФ»:
1 июля 2003 г. Федеральное Агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ было упразднено.
Упразднялась Федеральная пограничная служба РФ как самостоятельный орган. Данные функции передавались ФСБ. В структуре ФСБ была создана пограничная служба, которую возглавлял 1-й заместитель директора ФСБ – руководитель пограничной службы.
Упразднялось ФАПСИ. Создавалась Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ (Спецсвязь России). Служба являлась федеральным государственным органов, осуществляющим в пределах своих полномочий организацию обеспечения эксплуатации безопасности, развития и совершенствования систем Спецсвязи и информации для государственных органов.
В результате данной реорганизации ФСБ приблизилось к масштабам прежнего КГБ. Она вновь стала спецслужбой страны. Централизация решала задачи по усилению координации деятельности органов государственной безопасности, сокращение госаппарата.
Положение о Спецсвязи России было утверждено указом президента России от 14 июля 2003 года. В соответствии с указом президента России от 7 августа 2004 года, Спецсвязь России включена в состав ФСО, и на ее базе создано структурное подразделение ФСО. Этим же указом утверждено новое положение о ФСО.