Защита жилищных прав военнослужащих. Редакционный обзор. Каков порядок предоставления жилья в собственность военнослужащим? Разработка перспективной юридической защиты

Один из наиболее приоритетных государственных вопросов - это обеспечение жильем военнослужащих. Пока они осуществляют свою служебную деятельность, им зачастую приходится переезжать с одного места на другое, как правило, вместе с семьей. По этой причине военные могут рассчитывать на предоставление служебной жилплощади либо на оплату арендуемой квартиры государством.

Когда срок службы по заключенному контракту закончится, у них появляется право на получение дополнительной площади жилого помещения или отдельной недвижимости в собственность. По действующему законодательству увольнение в запас без выделения квартиры или дома не допускается, при этом вместо предоставления недвижимости возможна выплата эквивалентной денежной суммы. Также доступно участие в программе военного ипотечного кредитования, позволяющего стать собственником недвижимости на выгодных условиях и без очереди.

В размещенной ниже статье будет подробно рассмотрен общий порядок военного жилищного обеспечения, нормы выделяемой площади, необходимые условия для получения и другие особенности данной процедуры.

Регулирование вопроса на законодательном уровне

Обеспечение жилплощадью данной категории граждан регламентируется:

  1. Указом Президента РФ (далее Указ), гарантирующим увольнение в запас только с предоставлением жилья.
  2. Жилищным кодексом РФ (далее ЖК РФ), устанавливающим критерии, по которым военнослужащий признается нуждающимся в жилплощади;
  3. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ (далее №76-ФЗ), регламентирующим порядок получения недвижимости.
  4. Приказом Министерства обороны №510 (далее Приказ), определяющим условия предоставления данной льготы;
  5. Постановлением Правительства РФ (далее Постановление), гарантирующим выделение жилья военным, срок службы которых составляет 10 лет и более.

В согласовании со ст.15 №76-ФЗ на квартиру или дом могут претендовать:

  • офицеры, окончившие военные учебные заведения;
  • контрактники, пребывающие в военных городках закрытого типа;
  • должностные лица, заключившие контракт после начала 1998 г.

Важно, что помимо получения квартиры или суммы на ее приобретение, государство предусматривает возможность участия в . Она позволяет получить жилье без очереди и минимального 10-летнего стажа службы. Первоначальный взнос и дальнейшие кредитные выплаты обеспечиваются государством, что делает доступным и выгодным способом получения собственной недвижимости.

Для постановки в очередь необходимо признание военнослужащего остро нуждающимся в жилье. Для этого ему нужно представить соответствующие доказательства.

Правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях определяются Постановлением. Основанием для подобного заключения является учетная норма жилплощади, установленная российским законодательством для места прохождения им воинской службы либо постоянного адреса регистрации. По этой причине первый шаг, который необходимо сделать контрактнику, ему следует подать заявление на постановку в очередь на выделение жилья.

Нормы жилья для военнослужащих

Предоставляемое государством жилье для военнослужащих должно соответствовать учетным нормам, принятым законодательством - это обязательное условие реализации программы по обеспечению военных жилплощадью.

Нормы жилья для военнослужащих составляют 18 м² на каждого проживающего. Если недвижимость предоставляется после смерти военного, площадь определяется, учитывая всех членов семьи вместе с погибшим офицером. С учетом особенностей некоторых многоквартирных домов выделяемая недвижимость может быть больше, при этом увеличение нормы предоставления возможно не более чем на 9 м² для одинокого офицера, и не более 18 м² для членов .

Чем грозит намеренное ухудшение жилищных условий

Несмотря на то, что намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих встречается довольно часто, в законодательстве нет четких критериев, по которым оно может быть определено, следовательно, намеренным ухудшением признаются любые сделки, совершаемые военнослужащим или членом его семьи по отчуждению от имеющейся собственности. Например, если офицер или его супруга являлись совладельцами дома, продали, подарили его, тем самым избавившись от имущества.

Совершение подобных действий на 5 лет лишает военнослужащего права претендовать на получение жилья. Отсчет начинается с момента совершения сделки с недвижимостью. После того, как указанный срок истечет, он может заново встать на очередь.

Общая инструкция по обеспечению жильем

В соответствии с Инструкцией о предоставлении жилья военнослужащим, алгоритм действий следующий:

  1. Чтобы получить квартиру, нужно написать заявление в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Документ составляется по установленному образцу.
  2. После принятия обращения заявитель будет занесен в Единый госреестр как нуждающийся в жилплощади. В нем находятся все имеющиеся на данный момент квартиры для военнослужащих. Доступ к базе может получить любой, что позволяет не только следить за тем, насколько заявитель продвинулся в очереди, но и проверить правильность внесенных данных.
  3. Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента оформления, после чего заявителя уведомляют о постановке его в очередь и дают список документов, который нужно представить.

Порядок предоставления жилья осуществляется в порядке очередности с учетом имеющихся льгот заявителя.

Постановка на учет нуждающихся в жилье военнослужащих

Чтобы встать в очередь на получение квартиры, помимо заявления, нужно представить в Департамент пакет документов. Постановка на учет нуждающихся в жилплощади осуществляется на основании:

  • личного паспорта;
  • военного билета;
  • паспортов и свидетельств о рождении всех членов семьи заявителя;
  • свидетельства о заключении брака;
  • выписки из ЕГРН, подтверждающей факт отсутствия собственного жилья;
  • банковской выписки за последние 5 лет;
  • документального подтверждения льгот, не относящихся к статусу венного (при наличии).

Следует учитывать, что наличие служебной квартиры не является препятствием для постановки в очередь на получение постоянного жилья.

Как получить жилье военному пенсионеру

Жилье военным пенсионерам предоставляется, если они были уволены по причине:

Во всех перечисленных случаях срок службы должен быть не менее 10-ти лет.

Распределением квартир для военных пенсионеров также занимается Департамент, поэтому для постановки в очередь нужно написать ходатайство в адрес именно этого органа. К нему нужно также приложить пакет документов. Помимо перечисленного выше списка, пенсионерам нужно дополнительно представить пенсионное удостоверение. Далее процедура проводится в стандартном порядке: заявитель становится в очередь, через определенное количество времени ему предоставляется жилплощадь либо денежная сумма на ее приобретение.

Повторное обеспечение жильем

Законодательство предусматривает возможность повторного обеспечения жильем военных. Это допускается, если заявитель будет вновь признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Подобное возможно в результате изменения состава семьи: увеличения количества членов или появления иждивенцев. Например, если одинокий офицер получил квартиру, он снимается с очереди. Впоследствии, если он женится, и/или у него появятся дети, выданная государством площадь не будет соответствовать учетным нормам. Таким образом, он снова будет признан нуждающимся в жилплощади, и может повторно встать в очередь на законных основаниях, при этом имеющаяся у него недвижимость будет учитываться при выделении жилья, и площадь повторно предоставляемой квартиры будет уменьшена на количество квадратных метров выданной раньше недвижимости.

Между тем, каждый военнослужащий, срок службы которого не меньше 10-ти лет, может рассчитывать на получение от государства квартиры/дома или денежной суммы на ее приобретение. Однако, процедура постановки в очередь имеет много нюансов, которые необходимо учитывать.

Если у вас есть опыт получения жилья одним из перечисленных в статье способов, поделитесь им в комментариях.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ЖИЛИЩНЫЕ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

М. ВАКИЛОВ, И. ФАРШАТОВ

М. Вакилов, председатель Верховного суда Республики Башкортостан.

И. Фаршатов, доктор юридических наук.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" довольно подробно регламентирует жилищные права военнослужащих и членов их семей. Он является кодификационным актом, объединяющим и систематизирующим основные положения ранее принятых законодательных и подзаконных актов (в частности, Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 г. "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан").

Вместе с тем предшествующие акты по данному вопросу не отменены и продолжают действовать в части, не противоречащей нормам названного Закона. Количество их довольно значительно. На 1 июня 1999 г. насчитывалось 36 законодательных и подзаконных актов, затрагивающих в той или иной мере вопросы строительства и предоставления жилья военнослужащим, установления для них жилищно - коммунальных льгот.

Закон от 27 мая 1998 г. в зависимости от категории военнослужащих предусматривает различные варианты обеспечения их жильем. Это, прежде всего, предоставление жилья на общих основаниях за счет государственного или муниципального фонда, с учетом общих положений жилищного законодательства. На наш взгляд, здесь применимы нормы о первоочередном ( Жилищного кодекса РСФСР) и внеочередном (на основе специальных постановлений и распоряжений Правительства РФ) удовлетворении жилищных потребностей. Другие варианты - выделение служебных жилых помещений, участие в программе "Государственные жилищные сертификаты", членство в жилищно - строительных, жилищных кооперативах (с правом на получение безвозмездной финансовой помощи), индивидуальное жилищное строительство (также с правом на получение финансовой помощи).

Законодательством предусматриваются (или могут быть предусмотрены) и иные способы обеспечения жильем. В частности, воинские части могут арендовать жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (по смыслу Закона, надо полагать, после 1 января 1998 г.), и совместно проживающим с ними членам их семей жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место службы в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны РФ или иными органами, где предусматривается военная служба (МВД, ФСБ и т.д.).

Что означает закрепление жилья за этими ведомствами? Очевидно, что по правовому режиму оно будет считаться ведомственным ( ЖК РСФСР), т.е. находящимся в их оперативном управлении и относящимся к федеральной государственной собственности. Но право на приобретение так называемого "постоянного" (социально гарантированного) жилья военнослужащие получают, как правило, при достижении "выслуги лет", а также при наступлении некоторых иных обстоятельств, предусмотренных законодательством (в частности, при вынужденном оставлении военной службы по состоянию здоровья).

До возникновения права на "постоянное" жилье военнослужащие при досрочном прекращении службы (по неуважительным причинам) могут быть выселены из занимаемого ведомственного жилья, но с предоставлением другого помещения, соответствующего санитарно - техническим требованиям ( ЖК РСФСР), если это жилье не отнесено к категории служебного.

При заключении договора (в данном случае, как представляется, договора социального найма) должны быть реализованы права военнослужащих на дополнительную жилую площадь. В этой части продолжает действовать Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью", согласно которому таким правом пользуются военнослужащие начальствующего состава. Это положение конкретизируется в п. 8 ст. 15 Закона от 27 мая 1998 г., согласно которому право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 и не более 25 кв. м имеют офицеры в воинских званиях полковник, ему равном (к примеру, капитан 1-го ранга - в ВМФ), и выше, проходящие военную службу либо уволенные по достижении ими предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития, по нашему мнению, также с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Минобороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, где предусмотрена военная служба) жилищный договор, определяющий порядок предоставления такого жилого помещения, права и обязанности сторон, основания освобождения (выселения). Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. утверждено положение "Об условиях и порядке заключения договора жилищного найма между военнослужащим и Министерством обороны РФ или иным органом исполнительной власти".

При продолжении военной службы сверх пятилетнего срока жилые помещения предоставляются на общих основаниях.
Возникает вопрос: какое жилье имеется в виду - ведомственное или обычное, т.е. государственное либо муниципальное?

Все зависит от того, закреплена ли жилая площадь за Минобороны или иными ведомствами. Во всяком случае, должно применяться правило: военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей безвозмездно получают в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами или иными нормативными актами.

Можно ли в данном случае говорить о праве военнослужащих на приватизацию жилья? Закон от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 28 марта 1998 г.) не содержит каких-либо исключений относительно нанимателей - военнослужащих. Поэтому он в принципе применим и к случаям приватизации военнослужащими государственного, муниципального жилья.

Но, по смыслу Закона "О статусе военнослужащих", ведомственное жилье до истечения 20 лет (и в некоторых других случаях) и возникновения права "постоянного" жилья не подлежит приватизации. Иные суждения и толкования (в смысле - "все-таки подлежит приватизации") приводят к разрушению самих основ юридической конструкции этого Закона. Ведь можно представить ситуацию: офицер, начав службу и вселившись в ведомственную квартиру, тут же начнет ее приватизировать со ссылкой на положения о приватизации жилья.

Это довольно серьезное противоречие и непродуманность юридической конструкции Закона приведут к сложностям при рассмотрении конкретных дел. Видимо, в Законе следовало сделать специальную оговорку об особенностях приватизации жилья, закрепленного за военнослужащими.

Как определено в комментируемом Законе, служебные жилые помещения могут быть предоставлены военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей и на весь срок военной службы. Это военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года); офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г.; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г.

Жилищные права перечисленных четырех категорий военнослужащих необходимо уточнить и конкретизировать, особенно в сравнении с исходным п. 1 Закона от 27 мая 1998 г. об обеспечении жильем "...не позднее трехмесячного срока за счет государственного или муниципального жилья". Военнослужащие первых двух категорий обеспечиваются служебными жилыми помещениями независимо от заключения специального контракта о прохождении военной службы, а последних двух категорий - при наличии контракта, заключенного после 1 января 1998 г.

Но положение о предоставлении последним двум категориям лиц служебного жилого помещения противоречит п. 1 ст. 15 Закона, поскольку военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Возможно, законодатель здесь имел в виду необходимость заключения последующих контрактов - второго, третьего и т.д., чтобы возникло право получения жилья на общих основаниях. В явном противоречии находятся и положения абз. 8, 9 п. 1 ст. 15 с нормами исходных абз. 1, 2 п. 1 ст. 15 ("Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями...").

Закон от 27 мая 1998 г., как уже говорилось, предусматривает предоставление жилья военнослужащим и членам их семей, во-первых, на общих основаниях, т.е. путем предоставления жилья за счет государственного, муниципального жилья, не являющегося по правовому режиму служебным (это помещение, подчеркнем еще раз, может быть ведомственным или относящимся к государственному или муниципальному жилищному фонду). Как разъяснено в Постановлении N 9 Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваются жилыми помещениями органами местного самоуправления. Указанным военнослужащим и гражданам жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления в течение трех месяцев после их прибытия на избранное место жительства. Вместе с тем требования военнослужащих о предоставлении им помещений не по месту их военной службы за счет фонда Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, могут являться обоснованными в тех случаях, когда соответствующие органы военного управления, воинские части и учреждения участвуют в строительстве жилых домов или покупают квартиры в населенных пунктах и местностях, избранных военнослужащими для постоянного проживания после увольнения с военной службы. Во-вторых, возможно получение служебного жилого помещения в вышеизложенных случаях. При этом военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными актами.

Служебные жилые помещения предоставляются в закрытых военных городках на весь срок службы. Бытует мнение, что вся находящаяся в них жилая площадь всегда является служебной. Это ошибочное суждение. Жилые помещения в них могут принадлежать различным ведомствам и фондам. Вся жилая площадь в закрытых военных городках, как известно, не подлежит приватизации. Однако дело тут не в характере жилья, а в особом правовом режиме таких городков.

Попытки истолковать положения Закона от 27 мая 1998 г. в том смысле, что предоставляемое военнослужащим жилье по правовому режиму должно быть квалифицировано всегда как служебное, не вытекают из содержания этого акта. В нем четко сказано, что при продолжении военной службы свыше указанных сроков (5 лет) военнослужащим предоставляются жилые помещения на общих основаниях. По смыслу Закона от 27 мая 1998 г. в таком же порядке военнослужащим и членам их семей должно предоставляться жилое помещение и при переездах к новому месту службы, изменении места жительства.

Подполковник Л., будучи не обеспеченным по месту новой службы (после перевода) в г. Томск, перед увольнением с военной службы по достижении предельного возраста обратился к командованию с рапортом, в котором поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в г. Томске или в г. Новосибирске в обмен на квартиру, выделенную ему по прежнему месту службы в п. Шилово Новосибирской области. В данной просьбе Л. было отказано, и он был уволен с военной службы как достигший предельного возраста. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований Л. о предоставлении жилья.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об изменении судебных решений. Коллегия удовлетворила протест, относящийся к вопросу о предоставлении жилья. Как указано в определении, решение суда первой инстанции противоречит закону и ущемляет права военнослужащего на получение жилья по месту службы. Надзорная инстанция обязала командира части восстановить нарушенное право офицера Л. на жилье путем предоставления ему и членам его семьи жилого помещения по последнему месту службы по нормам и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 8. С. 9 - 10).

Как указано в упомянутом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г., п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", запрещающий увольнение со службы военнослужащих, проходящих ее по контракту, без обеспечения их жильем по установленным нормам, распространяется на лиц, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 и более лет, подлежащих увольнению по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, на момент увольнения не имеющих жилого помещения для постоянного проживания либо нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законодательством предусмотрен различный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Прежде всего, военнослужащие, не имеющие жилья в месте прохождения военной службы, должны в течение трех месяцев обеспечиваться служебным жильем.

Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также подлежащие увольнению или уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более.

Определенные категории военнослужащих имеют право на получение государственного жилищного сертификата, социальных выплат на приобретение жилья, стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание.

2. Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях?

Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Для этого военнослужащий подает рапорт командиру воинской части с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Список документов утвержден Правительством.

На основании рапорта и приложенных документов, принимается решение о постановке военнослужащего на очередь на получение жилого помещения.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

3. Каков порядок предоставления жилья в собственность военнослужащим?

Жилье предоставляется военнослужащим в порядке очередности постановки на учет.

4. На каком основании можно лишить военнослужащего права на жилье?

Если военнослужащий самостоятельно решил жилищную проблему.

Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащего исключают из списков нуждающихся или вообще отказывают в постановке на учет по формальным основаниям, например, отсутствует справка о необеспеченночти служебным жильем по прежнему месту службы. А справку такую предоставить возможность отсутствует, поскольку в связи с многочисленными реорганизациями архивы утеряны. Тогда вопрос решается в судебном порядке.

5. Положены ли какие-то льготы на оплату жилья военнослужащим?

Членам семей погибших военнослужащих предоставляется компенсационная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг.

6. Сколько квадратных метров положено военнослужащему?

Жилые помещения предоставляются военнослужащим из расчета 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Эта норма может быть увеличена не более, чем на 9 кв.м. общей площади квартиры.

7. Положена ли жилплощадь членам семьи военнослужащего в случае его гибели? Если положена, то какая норма по предоставлению жилья?

Во-первых, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий.

За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.

Норма предоставления жилья такая же как и для военнослужащих - 18 кв.м. На члена семьи, с учетом особенностей жилого помещения эта площадь может быть увеличена не более чем на 9 кв.м.

8. Какая стоимость положена военнослужащим на приобретение жилья?

Если речь идет о жилищных сертификатах, стоимость жилья, приобретаемого с помощью сертификата рассчитывается исходя из положенных военнослужащему квадратных метров общей площади и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

  • 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
  • 42 кв. м - на семью из 2 человек;
  • по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Учитывается и право на дополнительную площадь отдельных категорий военнослужащих в размере 15 кв.м.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день норматив стоимости 1.кв.м. Общей площади по РФ утвержден в размере 28 000 рублей.

Таким образом, например, на семью из двух человек государство предоставляет жилищный сертификат на приобретение жилья стоимостью 1176000 руб., если приобретаемая квартира стоит дороже, доплачивать придется из своего кармана.

9. Какова система приобретения квартиры для военнослужащих?

Военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются из жилищного фонда Министерства обороны РФ.

В этот жилищный фонд входят помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны.

Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

10. Много ли обращений к Вам поступало от военнослужащих по поводу жилья?

Чаще всего обращения военнослужащих связаны с незаконным увольнением без предоставления жилого помещения.

Дело в том, что военнослужащие, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

В настоящее время проходят массовые увольнения военнослужащих в связи с сокращением штата военнослужащих. При таких обстоятельствах естественно жилья на всех не хватает.

В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами.

Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.

Незаконные увольнения без предоставления жилья следует оспаривать в суде, при этом просить не только восстановить в списках личного состава, но и выплаты всех видов довольствия за время незаконного увольнения.

Имеются проблемы и в вопросах выдачи государственных жилищных сертификатов.

11. Имеет ли военнослужащий право на получение дополнительного жилья и при каких обстоятельствах?

Если военнослужащий жильем обеспечен, он имеет право на предоставление служебного жилья в случае, если его служба проходит в другой местности.

» Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основная гарантия для военнослужащих – невозможность увольнения без обеспечения жилыми помещениями, если военнослужащий прослужил более 10 лет, а само увольнение по так называемым «льготным основаниям» - достижение предельного возраста, состояние здоровья и организационно штатные мероприятия.

Для реализации жилищных прав, военнослужащий в обязательном порядке должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения, причём, это важно, такое признание должно быть в установленном законом порядке, и обязательно ДО увольнения. При этом военнослужащий и члены его семьи признаются нуждающимися независимо от имущественного положения (признания малоимущими не требуется).

При признании нуждающимся в получении жилого помещения учитываются жилые помещения, находящиеся в собственности или по договору соцнайма как у самого военнослужащего, так и у членов его семьи.

Как правило, наиболее часто жилищные права военнослужащих нарушаются из-за безграмотных действий чиновников региональных управлений жилищного обеспечения: неправильное определение состава семьи, соответственно, неправильный расчёт нормы жилой площади, приходящейся на одного члена семьи, попытка любое действие признать «намеренным ухудшением жилищных условий» и др.

Увольнение – только после обеспечения жильём

В публикации адвоката Малого О.И. , Верховный суд РФ, в очередной раз напомнил, что военнослужащие, прослужившие 10 лет и более, не могут быть уволены по достижению предельного возраста, состоянию здоровья и организационно-штатным мероприятиям, без предоставления жилого помещения по нормам, установленным законодательством.

Нормы предоставления жилых помещений

Возможно ли военнослужащему получить два (и более) жилых помещения по договору соцнайма? Можно ли уволить военнослужащего, если перед увольнением жилая площадь предоставлена, но установленные законом нормы предоставления не выполнены? Законно ли снятие военнослужащего с учёта нуждающихся в получении жилого помещения, если нормы предоставления не соблюдены?
Ответы на эти вопросы можно найти в статье адвоката Паншева С.Л. а так же в деле о .

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Подробнее об этом в ответе на посетителя сайта.

Служебное жильё не является местом для постоянного проживания, поэтому его наличие не является основанием для увольнения

К., будучи обеспеченный служебным жилым помещением (а значит – НЕ обеспеченный жильём), был уволен с военной службы по организационно-штатным мероприятиям; к тому же вопрос об оставлении в списках очередников так же оказался «зависшим» - расформирование части совпало с реорганизацией и расформированием бывших КЭЧ с организацией жилищных департаментов, так что К. остался с носом со служебной квартирой в закрытом военном городке. Поэтому вопрос выселения его и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения – это был только вопрос времени. Подробный анализ ситуации сделан в деле адвоката Паншева С.Л. .

В этой серии публикаций, даны ответы на следующие вопросы:
Наличие служебного жилья: возможно ли увольнение?

После 1 января 2011 г. порядок предоставления очередникам жилья принципиально изменился: теперь жилье предоставляется за счет средств федерального бюджета. В статье адвоката Ромашко Е.А. « » рассказано о судебной практике, где автор доказал: обязанность предоставить жилье у Мэрии существует с 2002 года (строго говоря, даже намного раньше - с момента гибели военнослужащего), и принятие нового порядка финансирования не должно автоматически избавлять Мэрию от ранее неисполненных обязанностей.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...