Выезд на встречную полосу пункт пдд 12.15. Выезд на встречную полосу: штраф, что считается выездом на встречку, чем грозит такое нарушение. Движение одновременно по встречной и попутной полосе

– Лишать! Лишать!!! ЛИШАТЬ!!!

Анамнез для психиатра

Первоисточник ст.12.15, привожу ее полностью:

«Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней -

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения -

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

3. Выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».

24.10.06 г. было принято Постановление Пленума Верховного Суда, которое разъясняло действие статьи 12.15. В связи с изменениями в КоАП многие положения ППВС утратили свою актуальность. В «Российской газете» В.Кузин дал разъяснения по поводу ситуаций, попадающих под выезд на полосу встречного движения. РГ-Федеральный выпуск №4626 от 1 апреля 2008 г.

Смесь ППВС и разъяснения В.Кузина дает вот такой список правонарушений, которые попадают под ст.12.15 п.4 КоАП:

1. Сегодня водителям при обгоне следует строго выполнять п.9.2 ПДД: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения», – вне зависимости, есть двойная разделительная разметка или нет. Однако, при выезде на встречную полосу можно ссылаться на ППВС, который считает, что в отсутствии разметки отсутствует состав правонарушения (см.Обязательность разметки 1.3).

2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД). Трех полос без разметки не бывает.

3. Запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД), но в таких местах должны стоять соответствующие знаки, см. Ограничение видимости.

4. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД).

5. Обгон запрещен на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними – п.11.5 ПДД. В населенном пункте этого нельзя делать сразу же за знаком «Железнодорожный переезд без шлагбаума» или «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». Вне населенного пункта первый из этих знаков ставится за 150-300 метров от переезда, дублирующий за 50-100 метров. Эти знаки ставятся совместно со знаками «Приближение к железнодорожному переезду» с одной и тремя полосами соответственно. Знак «Приближение к железнодорожному переезду» с двумя полосами ставится по середине между ними. Берем минимальное расстояние для первого (150 м) и третьего (50 м) знаков. Получаем, что второй знак будет стоять минимум за 100 метров до переезда. На него и ориентируйтесь.

6. Обгон под знаком «Обгон запрещен» см.Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен».

7. Въезд под знак 3.1 «Въезд запрещен» на дорогу с односторонним движением. Обратите внимание: при выезде с прилегающей территории, на которую можно заехать только с участка дороги, обозначенным этим знаком, никакого знака вы не увидите. Нарушив знак, который установлен далеко от места выезда, вы можете лишиться прав (п. 5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004).

В случае проезда под знак «Въезд запрещен» после поворота, следует обратить внимание, что перед поворотом должен стоять либо предписывающий знак (например, «Движение прямо»), либо запрещающий (например, «Поворот налево запрещен»). Это связано с тем, что видимость знака «Въезд запрещен» намного меньше предписанного ГОСТом 100 метров (п.4.4 ГОСТ 52289-2004).

Если вы движетесь по дороге с полосой для маршрутных транспортных средств – знак 5.11, то за выезд навстречу маршрутным транспортным средствам вас лишат прав. Однако, движение по этой полосе в попутном направлении повлечет наказание только по ст.12.16 КоАП.

8. «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения», – п.8.6 ПДД. Этот пункт отсутствует в ППВС от 24.10.06 г., однако г-н В.Кузин приводит его во втором комментарии. Примечательно, что уже в третьем комментарии он пишет: «Статья 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами. Под эту статью попадают нарушения пунктов 9.2, 9.3, 9.6, 11.5, 15.3 Правил дорожного движения», – в точности повторяя положения ППВС.

Напоследок. Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Но наказание за такое нарушение только по ст.12.15 п.3, а не п.4 КоАП. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю.

Обращаю внимание, что ст.12.15 п.4 КоАП согласно приведенному ППВС – специальная по отношению к 12.16 КоАП. Ранее, когда в статье 12.15 КоАП не было пункта 4, рассмотрением нарушений по ст.12.16 и 12.15 п.3 КоАП занималась милиция. В силу ст.4.4 п.2 наказание следовало по одной самой жесткой статье, т.е. по ст.12.15 п.3 КоАП. Утверждая, что ст.12.15 КоАП специальная по отношению к ст.12.16 КоАП, Верховный Суд на сегодняшний день лишил ГАИ возможности составлять вместе с протоколом по ст.12.15 п.4, который теперь рассматривается только судом, еще и протокол о нарушении знаков и разметки. Это было бы вполне закономерно в силу ст. в силу ст.4.4 п.2, и позволяло бы назначать минимальный штраф при выезде на встречную полосу, если он зафиксирован автоматикой (см.Автоматический режим).

17.1. Обязательность разметки 1.3

В 2002 году в КоАП появилась ст.12.15 п.3, в которой вводилось очень жесткое наказание за выезд на полосу встречного движения – лишение прав. Дело в том, что лобовые столкновения автомобилей на большой скорости приводят к самым тяжким последствиям. Именно в движении навстречу общему потоку заключалась объективная сторона правонарушения по ст.12.15 п.3 КоАП.

В ГАИ рассудили по-своему. Раз есть такое наказание, значит нужно подвести под него поворот налево и разворот на дороге с четырьмя полосами и более. Теорию состряпали быстро. Пункт 9.2 ПДД устанавливает общую норму: поворачивать налево, разворачиваться, обгонять с выездом на полосу встречного движения на такой дороге запрещено. Но, есть нормы специальные (исключения из общей) – знаки, разметка, разрешающие поворот-разворот; правила проезда перекрестков и т.д. Отсюда вывод: на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, поворачивать налево и разворачиваться можно только там, где это разрешено. И даже отсутствие разметки разрешением на разворот-поворот не является.

Проблема в том, что специальной нормы для поворота налево на перекрестке не существует. Можно, конечно, привести 13.1 ПДД (хотя статья совсем о другом), мол, там разрешены повороты на перекрестке. Но там нет упоминания 2-х полос, как в п.9.2 ПДД.

В действительности ПДД вообще и п.9.2 в частности расширительного толкования не предусматривают. А потому, в местах разрешенного разворота (например, на перекрестке) пункт 9.2 ПДД строго настрого запрещает выезд на встречное движение. Но машины в этом месте как-то все-таки поворачивают и разворачиваются. Таким образом, имеем в одном и том же месте, в одно и тоже время, для одной и той же машины:

1. Разворот и поворот налево разрешен.

2. Выезд на полосу встречного движения запрещен.

После совмещения этих двух фактов необходимо признать, что согласно логике ПДД при развороте/повороте на перекрестке выезда на сторону встречного движения не происходит.

Верховный Суд принял точку зрения ГАИ, чуть-чуть подправив теорию: любой разворот или левый поворот на дороге с двухсторонним движением с четырьмя и более полосами – выезд на полосу встречного движения, но нарушением будет только выезд через разметку 1.3 (двойная разделительная). Поскольку на перекрестке ее нет, то поворачивать налево и разворачиваться на перекрестке можно.

В июле 2007 года появилась новая редакция ст.12.15 КоАП. Наказание за разворот и поворот через встречную полосу отделили от обгона. Теоретические изыскания инспекторов повернулись против них самих, т.к. по мнению ВС отсутствие разметки 1.3 влечет отсутствие состава правонарушения при выезде на полосу встречного движения.

Возникает вопрос, подразумевается ли разметка 1.3, если трамвайные пути расположены по середине дороги? Трамвайные пути – не проезжая часть, и разметка на них не наносится. Подход, отраженный в ППВС, однозначен: разметка обязательна. Как вариант, для запрета поворота и разворота граница проезжей части вдоль трамвайных путей может быть обозначена сплошной линией размети 1.2.1. В этом случае происходит выезд на полосу встречного движения в нарушение п.1.3 ПДД. Но как уже было сказано, лучше не нарушать п.9.2 ПДД, и в случае 4-х полосной дороги с трамвайными путями по середине на полосу встречного движения не выезжать.

17.2. Ограничение видимости

«11.5. Обгон запрещен: … в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения». Вот это «ограничение видимости» и сбивает с толку водителей. Работники ГАИ утверждают, что «ограничение видимости» – это «недостаточная видимость» из п.1.2 ПДД.

В различных документах речь идет о «минимальном расстоянии видимости», о «наименьшем расстоянии видимости» и т.д. Чтобы исключить двоякое толкование, пришлось искать точное определение «ограничения видимости». Оно есть только в «Правилах учета и анализа ДТП на автомобильных дорогах РФ», которые согласованы с ГУ ГАИ МВД РФ. В них приведена таблица для ограничения видимости на поворотах, но она достаточно сложная для неспециалистов.

По ограничению видимости для спусков-подъемов эти Правила отсылают к таблице 10 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». В этой таблице «ограничение видимости» заменено «наименьшим расстоянием видимости», и в ней же приведена видимость для поворотов, но более жесткая, чем в «Правилах учета и анализа ДТП». И именно эта таблица повторена в ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения», в которой «ограничение видимости» названо «минимальным расстоянием видимости». Привожу эту таблицу, особое внимание на примечания.

Таблица 3 – Минимальное расстояние видимости, обеспечивающее безопасность движения при данной скорости

Скорость движения, км/ч 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120

Минимальное расстояние видимости, м:

Встречного автомобиля; 90 110 130 170 200 250 300 350 400 450

Для остановки перед препятствием 45 55 75 85 125 150 175 200 225 250

Примечания

1 Для строящихся дорог принимают скорость, соответствующую 70% расчетной скорости, а для эксплуатируемых дорог – скорость, которую на данном участке не превышают 85% транспортных средств.

2 Расстоянием видимости встречного автомобиля следует считать расстояние, на котором с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) можно увидеть предмет, находящийся на высоте 1,2 м над уровнем проезжей части.

3 Расстоянием видимости для остановки следует считать расстояние, которое с высоты 1,2 м (уровень глаз водителя легкового автомобиля) обеспечивает видимость любых предметов высотой не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения.

Согласно ГОСТ Р 52289-2004 в таких местах должны быть установлены знаки «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Обгон запрещен», «Опасный поворот» и (или) нанесена сплошная разметка. Два опасных поворота подряд обозначаются знаком «Опасные повороты», три и более тем же знаком, но с табличкой «Зона действия знака». Если ничего этого нет, то служба «Дорожной инспекции и организации движения» не считает, что на этом участке имеет место «ограничение видимости».

Следующий рисунок иллюстрирует зону действия предупреждающих знаков, что бы можно было сориентироваться, когда заканчивается «ограничение видимости».

Следует всегда помнить, что Правила – это выжимка из ГОСТов. Случаев противоречия ПДД и ГОСТ быть не должно, это закреплено в законе «О БДД» ст.22 п.1 и 4 и Законе «О милиции» ст.10 п.9 (см.Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»). Поэтому термины, не расшифрованные в Правилах, следует искать в ГОСТах. Если же, не смотря на это, инспектор твердит, что есть ПДД, а другие Правила и ГОСТы его не волнуют, скажите, что п.6.1.4 «Наставления по работе ДПС» обязывает его все это знать. Кстати полное название ГОСТа: «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Вы когда-нибудь задумывались, почему бутерброд всегда падает маслом вниз? «Для того, чтобы бутерброд, падая со стола, мог сделать полный оборот вокруг своей оси, стол должен иметь высоту около трех метров. Рост человека, которому было бы удобно завтракать за таким столом, составил бы около 20 метров.

Т.е., если бы столы были выше, бутерброды падали бы более удачным для нас образом. Но почему столы имеют именно такую высоту? Потому, что она удобна для людей. А почему люди имеют именно такой рост, какой имеют? А это зависит от силы гравитации. Если бы люди были много выше, они, во-первых, гораздо менее устойчиво держались бы на двух ногах, во-вторых, для прочности кости скелета должны были бы быть такими толстыми и тяжелыми, что эти великаны с трудом могли бы двигаться.

Таким образом, закон падающего бутерброда в конце концов определяется свойствами нашей Вселенной – силой гравитации. Прочность костей зависит от силы химических связей, а эта сила, в свою очередь, зависит от величины заряда электрона», – «АиФ. Я хочу всё узнать», №19 от 05.10.04 г.

Примерно такое же соотношение между ПДД (бутерброд) и ГОСТами (постоянная гравитации и заряд электрона). Вы обязаны знать ПДД, но ответы, почему Правила именно такие, следует искать в ГОСТах. По большому счету ГОСТы отталкивается от тех же самых законов физики, и обоснование положениям Правил можно сделать и без ГОСТ, но тогда это будет очень объемный труд. Обоснуйте ограничение видимости в 300 м на скорости 90 км/ч на уровне 1,2 м от поверхности дороги. Не проще ли сослаться на ГОСТ?

17.3. Измеряйте ширину дороги

Согласно СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» ширина полос определяется категорией дороги и может быть 3,75 м, 3,5 м, и 3 метра. Минимальная ширина проезжей части при 4-х полосном движении – 15 метров, т.е. ширина полос на такой дороге 3,75 метра. В СНиП 2.07.01-89 «Застройка городов» допускается полоса 2,75 для проездов, а для 4-х полосного движения минимальная ширина проезжей части – 14 метров. Об этом же сказано в ГОСТ Р 52289-2004: «При разметке дорог ширину полосы движения принимают с учетом категорий дорог согласно требованиям действующих строительных норм и правил. На дорогах, элементы поперечного профиля которых не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил, ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3,00 м. Допускается уменьшать ширину полосы, предназначенной для движения легковых автомобилей, до 2,75 м при условии введения необходимых ограничений режима движения».

Итого, при ширине дороги менее 12 метров (4*3 м) говорить о наличии 4-х полос бессмысленно. Реально ширина 4-х полосной дороги должна быть 14 метров в городе и 15 метров за городом.

Много это или мало? Ширина ВАЗ-2110 с зеркалами 1875 мм, т.е. 4 автомобиля займут 7,5 метров. Пускай между ними промежуток 0,5 метра. Итого, для разъезда «вплотную» нужно примерно 9 метров. Вот этим и пользуются нерадивые инспектора: четыре машины разъедутся? Разъедутся! Значит 4 полосы, значит ст.12.15 п.3 или 4 КоАП. Не стесняйтесь, меряйте ширину дороги.

Измерять следует реальную ширину. Например, зимой дорога сужена из-за снежных отвалов. Измеряйте ширину от отвала до отвала, а не откапывайте бордюр под ними. Не следует принимать во внимание и местные уширения с вашей стороны дороги, т.к. на количество встречных полос эти уширения не влияют. Если есть разметка по краям проезжей части, то измеряйте от разметки до разметки.

Вдогонку, а вы сможете «на глаз» определить середину дороги шириной 12 метров без разметки? А вот инспектора ГАИ могут! Причем, стоя на обочине за десятки, а то и сотни метров от места действа.

Кроме этого, ст.9.1 ПДД вам предоставлено право самостоятельно определять количество полос. Даже, если дорога оказалась 12 метров, пишите, что вы определили ширину не более 10 метров, а потому пошли на обгон (разворот, поворот налево).

17.4. Выезд на полосу встречного движения на перекрестке

Не уверен – не поворачивай.

Определение встречного движения приведено в п.9.1 ПДД, «При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева…» Ни перекрестка, ни дороги и т.д., а именно проезжей части. Причем именно одной проезжей части, а не проезжих частей.

Смотрим рисунок 1. За поворот и разворот , последует абсолютно справедливое наказание по ст. 12.15.3 КоАП. Встречное движение обозначено стрелкой .




За маневр на рисунке 2 вас попытаются наказать по ст.12.15 п.4 КоАП, хотя здесь имеет место нарушение разметки – ст.12.16 КоАП. Как бороться? Присмотритесь к пунктирным линиям. По определению перекрестка эти потоки – пересекаемые, а не встречные, как вам попытаются доказать. В противном случае на перекрестке один попутный поток, 3 встречных и ни одного пересекаемого. Встречный поток, который появляется за двойной сплошной, на перекрестке поворачивает. Такая позиция закреплена в решении Мос.гор.суда от 27.01.04 г. № 4гадм/5-21, и оно не противоречит ни Постановлению Пленума ВС от 24.10.06 г., ни новой редакции КоАП.

Маневр, показанный стрелкой на рисунке 3, также попадает под ст.12.16 КоАП – маневр совершен в пределах перекрестка, на встречное движение вы не выезжали и нарушили разметку. При составлении схемы инспектор нарисует стрелку , как будто вы двигались по полосе встречного движения за пределами перекрестка, рассчитывая на наказание согласно комментариям г-на Кузина. Будьте внимательны, здесь мы имеем нарушение п.8.6 ПДД, которого нет в ППВС от 24.10.06 г. (см.Выезд на полосу встречного движения)




Если на таком перекрестке разметка отсутствует, и левый поворот разрешен, но вы проехали по траектории , инспектор также попытается составить протокол за выезд на полосу встречного движения. Будьте внимательны, при повороте задние колеса идут левее передних на несколько десятков сантиметров.

Схему при любом раскладе исправьте, нарисуйте стрелку , распишитесь возле нее, в протокол запишите: «Схема исправлена».

В противовес рисунку 2 и нарушению разметки и знака привожу аналогичный рисунок 4. На нем встречный поток не поворачивает, двойная разметка на перекрестке отсутствует. Классический въезд на одностороннее движение – ст.12.15 п.4 КоАП. Тут же приведен пример нарушения по ст.12.15 п.3 КоАП без нарушения разметки.

17.5. Дублирование разметки

Возникает вопрос, как сориентироваться в количестве полос, если разметка 1.3 стерта? ГОСТ Р 52289-2004: «4.4 На участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки». Какой знак соответствует двойной разделительной разметке 1.3? Оказывается, только один – 4.1.1 «Движение прямо» (п.5.5.3 ГОСТ).

Соответственно, если разметки нет или не видна, то в отсутствие знака «Движения прямо» наказать вас не смогут. Более того, инспектор обязан составить рапорт о том, что разметка не видна, или вызвать дорожную технику (см.Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»).

С учетом важности знака «Движение прямо» он должен дублироваться – п.5.5.4 ГОСТ: «На дорогах с двумя и более полосами для движения в данном направлении дублирующие знаки 4.1.1, 4.1.2 и 4.1.4 устанавливают над левой полосой, на дорогах с разделительной полосой – на разделительной полосе, а на дорогах без разделительной полосы при числе полос для встречного движения не более двух допускается устанавливать дублирующий знак на левой стороне дороги». Другими словами, если нет дублирующего знака, а вы обогнали по встречной полосе, то состава по ст.12.15 п.4 нет.

Может возникнуть сомнение в необязательности дублирования «Движения прямо», если прочитать п.5.1.6 ГОСТа. Но он описывает общие правила установки дублирующих знаков. Обратите внимание на последнюю фразу этого пункта: «При необходимости допускается дублировать таким же образом и другие знаки», и прочитайте остальные пункты этой главы.

В свою очередь знак 4.1.1 не ставится вместе с «Направления движение по полосам», «Поворот налево запрещен». Поворот налево в нарушение этих знаков приравнивается к нарушению 4.1.1 и как следствие к выезду на полосу встречного движения.

17.6. Выезд на полосу встречного движения на перекрестке с разделительной полосой

«Разделительная полоса» – элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств – ст.1.2 ПДД. Сразу оговорюсь, что согласно ГОСТ ширина разделительной полосы должна быть не менее 2 м плюс ширина бордюров.

Вместо разделительной полосы могут выступать трамвайные пути или бульвар. Все эти элементы дороги проезжей частью не являются, следовательно, обозначают ее край.

Т.о. при наличии разделительной полосы (трамвайных путей по середине или бульвара) дорога имеет уже не одну, а две проезжие части. Пункт 8.6 ПДД: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения». Как уже было сказано, нарушение ст.8.6 ПДД согласно комментариям В.Кузина попадает под ст.12.15 п.4 КоАП. Т.е. за нечеткие повороты на перекрестке с разделительной полосой можете запросто лишиться прав.

Если разделительной полосы нет, то ваш поворот по траектории А, представленный на рис.1, вполне соответствует ПДД, и со встречным автомобилем, двигающемся по траектории С вы разойдетесь правыми бортами. Никто не заставляет ни вас, ни встречный автомобиль объезжать центр перекрестка.

Попутно замечу, что, если встречный автомобиль вздумает объехать центр перекрестка, то ваши пути пересекутся в точках 1 и 2. В точке 1 вы уступаете дорогу, в точке 2 – вам уступают дорогу, руководствуясь правилом правой руки.

Если разделительная полоса имеет место, то траектория движения должна быть такой как показано на рисунке 2. Прерывистая двойная показана условно. На самом деле такой разметки не существует.





В отличие от траектории поворота налево (п.8.6 ПДД), траектория разворота на перекрестке в ПДД не оговаривается. Поэтому разворот, показанный на рис.2, вполне соответствует Правилам и не может повлечь наказания.

Реальности все поворачивают по траекториям А и С, показанным на рис.1, вне зависимости, есть разделительная полоса или нет. Проезжать перекресток с разделительной полосой так, как предписывают ПДД, значит выпасть из общего потока, соответственно, создав опасность для себя и других водителей. А вот создание опасности Правилами запрещено – п.1.5 ПДД.

Можно опираться на п.16.1.b «Конвенции о дорожном движении», которая как международный договор согласно Конституции РФ имеет приоритет перед Правилами. В этом пункте нет оговорки, что поворот нужно сделать в пределах пересечения проезжих частей, а значит можно уложиться в пределы перекрестка. Конвенция вообще не оперирует понятием "пересечение проезжих частей", тогда как наши ПДД изобилуют этим понятием. Сравните сами. Конвенция: «5. Даже если световые сигналы разрешают проезд, водитель не должен выезжать на перекресток, если образовался такой затор, что он, вероятно, будет вынужден остановиться на перекрестке, создавая тем самым помехи или препятствия для движения в поперечном направлении». ПДД: «13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении».

Напоминаю, что пункт 8.6 ПДД не упоминается в ППВС от 24.10.06 г., где дан исчерпывающий список пунктов ПДД, нарушение которых влечет наказание по ст.12.15.

17.7. Обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен»

Закон «О безопасности дорожного движения», статья 22: «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации:

1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

4. Единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ».

Статья 30.2, «Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения».

Напоминаю и название Приложения 1 к ПДД: «Дорожные знаки (по ГОСТу Р 52289-2004 и ГОСТу Р 52290-2004)». Знаки не по ГОСТ отношения к ПДД не имеют.

Т.о. знак, установленный не по ГОСТ, противоречит и закону, и ПДД. Следовательно, хотя и имеет место нарушение такого знака, но отсутствует событие правонарушения. По тем же основаниям отсутствует и состав правонарушения, т.к. нет объекта правонарушения. Напоминаю, что объект правонарушения в данном случае – безопасность дорожного движения. Нарушение знака, которого в принципе в этом месте быть не должно, на безопасность дорожного движения не влияет никак.

Примеров можно привести достаточно много: валяющийся на земле после ремонта дороги знак, нечитаемый, выцветший знак и т.д. Кто их соблюдает? А история со знаком «Контроль»? Ведь его ввели только потому, что знак STOP нельзя устанавливать на постах ГАИ. И когда начали отменять штрафы за неостановку перед этим знаком, в ГОСТ ввели знак «Контроль».

Под знак «Обгон запрещен» многие обгоняют, ориентируясь, что видимость достаточная, и вроде бы действие знака закончилось. Особенно актуально, если ограничение видимости на участке 100 метров, а до ближайшего перекрестка, который отменяет действие знака, несколько километров.

Здесь есть одна хитрость. Пункт 1.3 ПДД обязывает знать и выполнять требования знаков и разметки. Однако вместо прямой ссылки на ГОСТ Р 52289-2004, в ПДД включено Приложение 1 и Приложение 2. С одной стороны водители только «За» – меньше учить для сдачи на экзамене, с другой у ГАИ появляется возможность манипулировать незнанием и несовпадением между ГОСТом и Приложениями.

Итак, в Приложении 1 к ПДД отсутствует фраза: «Знаки 3.20 и 3.22 устанавливают с одной из табличек 8.5.4-8.5.7 («Время действия») на дорогах с тремя и менее полосами движения в обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения, ширины и состояния проезжей части.

Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля (таблица 3), зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка».

Т.е. если нет табличек «Время действия», то знак установлен из-за ограничения видимости. И действие знака по ГОСТ должно быть ограничено этой зоной. Для этого (п.5.4.31 ГОСТ) либо сам знак «Обгон запрещен» ставят с табличкой «Зона действия знака», либо устанавливают знак «Конец зоны запрещения обгона». Конечно же, никто не отрицает действие знака до ближайшего перекрестка, если за зоной ограничения видимости действительно есть перекресток.

Вернемся к ст.30.2 закона «О БДД». Обращаю внимание, что статья эта ставит контроль за соблюдением ГОСТ на одну ступень с контролем за соблюдением ПДД. Обязанность милиции контролировать исполнение ГОСТов записана в ст.10 п.9 закона «О милиции». В структуре ГАИ этим занимается служба Дорожной инспекции и организации движения (ДИиОД). Она участвует в проектировании дорог, принимает решение о создании постов ДПС, о размещении знаков и т.д.

Из «Наставления по службе Дорожной инспекции и организации движения»:

«10.1.2. Копия согласованной схемы организации движения заносится в контрольно-наблюдательное дело и направляется в соответствующее подразделение ДПС для организации повседневного надзора.

10.2.8.1. Повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.

10.2.8.4. При обнаружении недостатков в состоянии дорог и инженерных сооружений, создающих помехи для дорожного движения или его безопасности, инспектор ДПС докладывает о них дежурному подразделения ГИБДД, составляет акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (приложение 8) и действует по указанию дежурного».

Эти же положения закреплены и в «Наставлении по работе ДПС»:

«6.1.4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.

13.21. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.

При обнаружении недостатков инспектор ДПС сообщает об этом дежурному по подразделению, который записывает их в Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог, повреждений технических средств регулирования (приложение 9). До устранения повреждений и помех для движения при необходимости осуществляет регулирование, принимает меры по обеспечению безопасности дорожного движения».

В применении к теме главы:

Инспектор обязан знать, как должен быть установлен знак «Обгон запрещен» согласно ГОСТ;

Инспектор обязан сообщить дежурному, если знак установлен не по ГОСТ, сообщение фиксируется;

Если инспектор начинает составлять протоколы там, где ограничение видимости закончилось, то его действия вполне «тянут» на ст.12.35 КоАП.

Если инспектор все-таки составит протокол, тщательно зафиксируйте начало и конец обгона, лучше с составлением схемы, укажите номер обгоняемой машины. В суде опирайтесь на положения закона «О БДД» и ПДД и требуйте проект и схему организации дорожного движения.

Ориентируйтесь и по установке знака «Обгон запрещен» для встречного движения. Он показывает, что фактически зона действия знака для вашей стороны движения закончилась, и в этом месте должен быть установлен знак, разрешающий вам обгон. ГОСТ допускает расположение этого знака слева от дороги с обратной стороны знака «Обгон запрещен» для встречного движения.

Выкладки в этой главе действительны и для других знаков: «Ограничение скорости», «Остановка запрещена» и т.д.

Если же вы начнете обсуждать вашу вину при нарушении знаков, установленных не по ГОСТ, то сделаете весьма удивительный вывод. Вы имеет полное право знать Законы, ГОСТы и Приказы МВД не для служебного пользования. Вы имеет полное право знать, что инспектор должен их знать, и требовать от него исполнения положений этих документов (см. Часто задаваемые вопросы). Если вы знаете ГОСТ и нарушили знак, ему не соответствующий, а инспектор составляет протокол, то в ваших действиях нет вины в нарушении ПДД в форме умысла. В ответ на такое утверждение от инспектора услышите, что вина может быть и по неосторожности. Т.е. вы не вправе ожидать, что дорожники и он – инспектор – выполнят свои обязанности. Причем это закрепляется еще в автошколе. Посмотрите билет 29, вопрос 3 (Там знак «Обгон запрещен» показан вместе с прерывистой разметкой). О каком соблюдении ГОСТа можно говорить???

Такова теория. А вот что пишет газета «Вечерняя Казань», №22 (3172) от 15.02.06:

«Вопрос, вправе ли инспектор ДПС "оформить" водителя за нарушение требований дорожного знака, который установлен не по ГОСТу, корреспондент "ВК" задала начальнику республиканской ГАИ Рифкату Минниханову.

– Да, – без колебаний ответил он. – Знак же есть. Но водитель может обжаловать его действия. Но, если есть нарушения в установке знаков, то ответственность можно потом переложить на должностных лиц, отвечающих за дислокацию знаков. Мы давно не проводили акцию "Без лишних знаков", такая необходимость снова назрела, так что передавайте информацию к нам.

То же самое предложил и зам начальника отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД МВД Владимир Мусин, который считает, что в такой ситуации "за нарушение водителя винить нельзя".

А подчиненные Рифката Минниханнова выдали такой рецепт для водителей, попавшихся на нарушении требований расположенных не по стандарту дорожных знаков. Если инспектор ДПС предлагает вам согласиться, что нарушение имело место, на месте оформить протокол и квитанцию на уплату штрафа – отказывайтесь. Настаивайте на разборе дела в ГАИ. При этом в своем объяснении, которое вы пишете на месте "нарушения", указывайте все обстоятельства (знак установлен не по ГОСТу, не виден и т.п.), а, подписывая протокол, впишите в него собственноручно дополнение – не согласен, мол, – и укажите, почему не согласны. "Доказывайте свою правоту при разборе в ГАИ, а если что – доводите до суда", – советует референт начальника республиканской ГАИ Рауль Тинчурин. Но гарантий, что вы при этом дело выиграете, он, разумеется, не дает».

На сайте Управления ГИБДД ГУВД по Челябинской области http://www.gibdd74.ru/news#1008 в сообщении от 29.08.07 г., т.е. через 18 дней после введения поправок в КоАП, читаем:

«В связи с резким ужесточением ответственности за выезд в нарушение ПДД РФ на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, особенно актуальным является вопрос обоснованности введения ограничений на совершение обгона транспортных средств, а также правильности применения соответствующих дорожных знаков и разметки.

Несмотря на проводимые мероприятия по совершенствованию ор¬ганизации дорожного движения продолжают иметь место многочисленные обращения граждан, связанные с недостатками в применении технических средств регулирования дорожного движения и дорожной разметки, а также бездействием долж¬ностных лиц, в обязанность которых входит их устранение.

В ряде случаев на участках автомобильных дорог линии дорожной разметки, разделяющие потоки встречных направлений и дорожные знаки «Обгон запрещен»; «Ограничение максимальной скорости» применены не обоснованно, знаки «Обгон запрещен» зачастую вступают в разногласие с требованием дорожной разметки, также во многих случаях отсутствуют дорожные знаки «Конец запрещения обгона», «Начало и конец населенного пункта», не всегда обеспечивается требуемая видимость знаков.

Имеет место факты самовольной установки дорожных знаков. По завершении дорожно-ремонтных и других работ своевременно не убираются временно установлен¬ные технические средства организации движения.

В целях реализации положений Федерального закона, усиления контроля за соблюдением правил, нормативов и стандартов, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечения участникам дорожного движения законных прав, Госавтоинспекцией Челябинской области в период с 27.08.07 г. по 09.09.07 г. проводится специальное мероприятие «Контроль – дорожная разметка!».

Целью данного мероприятия является выявление недостатков в организации дорожного движения, обустройстве автомобильных дорог техническими средствами организации дорожного движения, а также пресечение случаев необоснованного привлечения к административной ответственности участников дорожного движения».

На счет гарантии необходимо сделать замечание. Знак должен быть установлен на высоте от 1,5 до 3,0 м при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов. Если знак установлен на высоте 1,45 м, вряд ли судья признает такую установку существенным нарушением ГОСТа.

Если все изложенное в этой главе не стало аргументом для мирового судьи, то при обжаловании дела в федеральном суде ходатайствуйте «о назначении экспертизы для установления имеющих место недостатков в организации дорожного движения и невыполнении требований ГОСТа Р 52289-2004».

И последнее. Вы только представьте, сколько времени и нервов вы потратите на возвращение своих прав. И как сказано гарантию никто не дает. Ведь в определенных случаях тот же ГОСТ разрешает отступать от его требований (п.4.1). Возьмем упомянутый в Ограничение видимости СНиП 2.05.02-85. Он говорит: «Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I – III категорий и 15 м для дорог IV – V категорий». Например, ограничение видимости имеет место в заповедниках, где невозможно обеспечить боковую видимость 15 метров от края проезжей части. ГОСТ установку знака в таком месте не предусматривает, но ст.4.1 позволяет его установить.

Если решите бороться с беспределом на дороге, то просто направьте письмо начальнику ГАИ с указанием, что знак установлен не по ГОСТ. Вы к этому не готовы? Хорошо, подождите, пока вас не лишат прав.

Напоминаю, что знак «Обгон запрещен» действует до перекрестка, и зона его действия может быть только уменьшена соответствующей табличкой (Приложение 1 к ПДД).

17.8. «Обгон запрещен» и прерывистая разметка

Согласно ГОСТ Р 52289-2004, п. 6.1.1: «Разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения». Т.е. разметка и знак не могут противоречить друг другу.

1. Если на дороге нанесена прерывистая разметка, далее стоит знак «Обгон запрещен» и разметка за ним остается прерывистой, то:

Изменена схема организации движения на данном участке дороги, но разметку изменить еще не успели, что в корне противоречит ГОСТу. Обгонять настоятельно не рекомендую. Именно такая ситуация описана в комментариях В.Кузина в Российской газете, разъясненная им позже. Примечательно, что такие действия дорожников попадают под ст.12.34 КоАП, и вам необходимо жаловаться в прокуратуру;

Знак «Обгон запрещен» применяется с табличкой «Время действия знака». Соответственно, обгон за рамками времени, указанными на табличке нарушением не является.

2. Если сразу за знаком «Обгон запрещен» нанесена сплошная разметка 1.1, а через какое-то расстояние она вновь переходит в прерывистую, то знак «Обгон запрещен» установлен в связи с ограничением видимости, и в этом месте ограничение видимости закончилось – об этом сказано в п.6.2.3 ГОСТа. Начальник ДОБДД МВД Виктор Кирьянов: «По стандарту нанесение сплошной линии разметки предусмотрено только на участках с ограниченной видимостью» (РГ-Неделя № 4519 15.11.07 г.). Здесь должен стоять знак «Конец запрещения обгона». Причина, по которой его нет на месте, банальна – его отсутствие выгодно инспекторам. Если вы обогнали в такой ситуации по прерывистой разметке, то в ваших действиях отсутствует состав правонарушения по ст.12.15 п.4 КоАП.

Инспектор в этом случае попробует утверждать, знак имеет приоритет над разметкой. Но ни в одном нормативно-правовом акте об этом не говорится. Преимущество над разметкой имеет только временный знак (последний абзац ст.1 Приложения 2 к ПДД). Напоминаю, что под временным знаком понимается знак на переносной стойке (предпоследний абзац Приложение 1 к ПДД). Опытный инспектор может быстро сориентироваться и переквалифицировать ваши действия на 12.16 – формально вы нарушили знак. Соглашаться или отстаивать свои права дальше – ваше право.

17.9. Начало обгона – прерывистая, конец обгона – сплошная

Еще фараон знал секрет повиновения: чтобы держать народ в страхе, карай невиноватых, карай невинных.

Опираемся на ГОСТ 52289-2004. Он гласит, что между «прерывистой» (1.5) и «сплошной» (1.1) линиями разметки за городом должно быть не менее 100 метров разметки «приближение к сплошной линии» (1.6). В городе – 50 метров. На скорости 90 км/ч 100 метров закончатся в течение 4 секунд, на скорости 120 км/ч – 3 секунд. У вас минимальное время, чтобы закончить обгон.

В случае, если длина разметки менее 100 метров, у вас не было времени спокойно завершить обгон. Не нужно измерять весь участок. Измерьте длину одной полосы и промежутка между ними и посчитайте число полос и промежутков. Умножите и получите длину разметки 1.6, которую записываете в протокол.

В случае отсутствия разметки 1.6 вы также не можете знать, что разметка 1.5 перейдет в 1.11 (сплошная с прерывистой). В обоих случаях в ваших действиях состава правонарушения нет.

Если разметка 1.6 нанесена и соответствует ГОСТу, но вы все равно заехали на сплошную, также настаивайте на отсутствии состава правонарушения.

1. Пересекать разметку 1.1 запрещено пунктом 1.3 ПДД, Приложением 2 к ПДД и ГОСТ 52289-2004. Но ПДД следует трактовать системно. А пункт 11.4 ПДД обязывает вернуться на свою полосу движения после обгона, без оговорок на соблюдение разметки. Таким образом, отсутствует объективная сторона правонарушения.

2. Напоминаю, что «лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению», – ст.2.1 КоАП.

Как установлено, вы начали обгон там, где он разрешен, а закончить его смогли лишь с пересечением сплошной линии разметки. Завершить обгон иначе у вас возможности не было. Даже, в случае резкого торможения, что запрещено ПДД в ст.10.5, вы были бы обязаны пересечь линию 1.1, но в результате такого маневра ваш автомобиль неожиданно появился бы для сзади идущих автомобилей и создал бы для них опасность (ст.1.5 ПДД). Таким образом, ваша вина в нарушении требований ПДД отсутствует. А, значит, отсутствует и состав правонарушения.

Напоследок посчитаем. Длина фуры где-то 15 метров. Метра за три выйдете на обгон, метрах в семи впереди вернетесь назад на свою полосу. Итого, примерно 25 метров. При разнице в скорости 18 км/час вы будете проезжать больше на 5 метров в секунду. Т.е. на обгон уйдет 5 секунд.

Итак, пусть фура идет со скоростью 72 км/час, а вы на 18 км/час больше, т.е. со скоростью 90 км/час, что составляет 25 м/с. Итого, за 5 секунд вы проедете 125 метров, из них 100 м придется на разметку 1.6. Понятно? Даже если вы соблюдаете правила, и выехали на полосу встречного движения там, где разрешено, вы обречены заканчивать обгон через сплошную линию. Увидев разметку 1.6 в начале обгона, откажитесь от него.

Здесь же хочу ответить на вопрос многих товарищей, что пора бы уже повысить скорость на дорогах, а то пределы в 60 км/час и 90 км/час уж сильно занижены. Допустим, верхнюю планку за городом поднимут до 100 км/час. Это означает, что нужно пересчитать многие параметры ГОСТов. Т.е. длину той же самой разметки 1.6 нужно увеличить. И длину 1.1 нужно увеличить. Т.е. получается, что участков, где обгон разрешен, станет меньше. Другими словами, товарищи, ратующие за увеличение скорости, хотят повысить только скорость, а разметку и знаки так и оставить для скорости 90 км/час. Так не бывает.

17.10. Как увидеть знак «Обгон запрещен» за фурой?

Мы ездим не по Правилам, мы ездим по дорогам.

Несколько километров вы тащитесь за фурой. Встречный поток без просвета. И вот он – шанс! Вы обходите фуру, а через 300 метров вас и фуру тормозит инспектор, говорит, что вы обогнали фуру в зоне действия знака «Обгон запрещен», водитель фуры – свидетель. Вы даже съездите назад и посмотрите, что знак действительно есть. Но никакие мольбы уже не помогут. Я только попробую вам объяснить, что же произошло?

Абстрагируемся от внешнего вида дороги и автомобилей. Оставляем только полосу, по которой вы движетесь, от фуры оставляем только задний борт, а легковой автомобиль обозначаем точкой, совпадающей с левым глазом водителя. Получаем вот такой рисунок:




Объект Обозначение

Осевая линия дороги LCA

Граница между проезжей частью и обочиной FB

Глаз водителя легкового автомобиля K

Знак «Обгон запрещен» H

Задний борт фуры DE

Параметры Обозначение Расстояние (м)

Ширина проезжей части 12

Ширина полосы AB или CF 6

Ширина фуры DE 2,5

Расстояния от левого края фуры до осевой линии CD 1,75

Расстояние от правого края фуры до края проезжей части EF 1,75

Расстояние от края проезжей части до знака BH 1,5

Расстояние от глаз водителя до осевой линии KL 1

Расстояние от глаз водителя до знака по осевой линии AL 150 100 50 25 20

Минимальное расстояние от глаз водителя до заднего борта фуры, когда он может увидеть знак LC 75 50 25 12,5 10

Расстояния CD и EF равны. Т.е. фура едет по середине полосы. Водитель легкового автомобиля едет вдоль осевой линии. Расстояние его глаза от осевой в 1 м означает, что левый борт его автомобиля – на осевой линии. Расчет, каково минимальное расстояние от глаз водителя до заднего борта фуры, когда он может увидеть знак, сводится к решению простейшей пропорции:




Итак, если водитель едет достаточно долго за фурой, готовый обогнать ее, знак «Обгон запрещен» он увидит за 20 метров. Это означает, что у него на скорости 80 км/час всего 0,9 секунды, чтобы увидеть знак. Без штурмана – не обойтись, тем более ночью.

Доказать, что вы не видели знак, крайне сложно. Когда инспектора остановят фуру, спросите у ее водителя, сколько времени вы за ней ехали, в каком месте вы начали обгон, где закончили. Вам повезет, если водитель фуры покажет, что обгон вы начали до знака. Вы приведете расчет и покажете, что знака вы видеть не могли. Рисуйте свою схему, пусть водитель фуры ее подпишет.

Почему имеет место такая ситуация? Дороги давно не реконструировали. Они построены в расчете на гораздо меньшую пропускную способность. Потому вы и ехали за фурой так долго, ожидая просвета во встречном потоке. И знаки ставят, исходя из фактической дороги, а не из пропускной способности. Вот и получается, если бы дорога была построена в расчете на сегодняшнюю пропускную способность, она была бы не двухполосной, а минимум четырехполосной. И знаки бы на ней стояли совсем иначе. Например, тот же «Обгон запрещен» должен дублироваться на левой стороне дороги. К сожалению, инспектора и судьи самоустранились от выполнения основной задачи – выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 и ст.29.13 КоАП). Иначе знаки, за нарушение требования которых возможно лишение прав, давно бы дублировались на левой стороне дороги.

17.11. Объезд препятствия

Да умоется кровавыми слезами тот, кто усомнится в нашем миролюбии!

Наказывается как объезд препятствия справа по обочине (500 руб.) или тротуару (2000 руб.), так и слева по встречной полосе, если выезд на нее запрещен (1000-1500 руб.). Выбор, прямо скажу, не богатый.

Что делать, если вы объехали автомобиль, стоящий посреди дороги, и он оказался «подставой»? Как уже говорилось в предыдущей главе, инспектор обязан «разруливать» такие ситуации, а не штрафовать. К сказанному напомните, что в обязанности ГИБДД входит «содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств» («Положение о ГИБДД», п.11 «и»). Примечательно, что в таких случаях должен быть выставлен знак аварийной остановки (п.12.4 «в» ПДД). Т.е. инспектора своим бездействием создали аварийную ситуацию. Невыполнение должностных обязанностей с последствиями – это уже серьезно. Ну, а вы действовали в условиях «крайней необходимости» п.2.7 КоАП.

На такой случай можете распечатать и бросить в бардачок: «Корреспондент «Газеты» поинтересовалась у Владимира Кузина [зам.начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД], как быть в спорных случаях: например, когда идет грузовая машина по трассе с одной полосой в каждую сторону, а следом легковая. Раньше водитель грузовика мог без ущерба для себя пропустить легковушку, съехав на обочину. А теперь согласно поправкам это считается нарушением, и доброго водителя грузовика накажут штрафом в размере 500 рублей. Так что и легковушке дорогу не уступят, и придется объезжать, и кто-то все равно на обочину заедет. «Инспекторы, они же не монстры, - попытался успокоить Владимир Кузин. - Они же видят, когда нарушение совершено умышленно, а когда водитель был вынужден так поступить». Искренний ответ полковника вызвал не менее искренний смех».

17.12. Стоянка на тротуаре

При стоянке на тротуаре имеет место два правонарушения: по ст.12.15 п.2 КоАП штраф 2000 руб. за движение по тротуару, и собственно стоянка – ст.12.19 п.3 КоАП со штрафом от 200 до 300 руб. Если вы заезжаете на тротуар, и это видит инспектор, то отвертеться вряд ли получится. А вот если вы сидите в автомобиле, стоящем на тротуаре, то максимум, что вам грозит – только штраф за стоянку, поскольку поставили ее сюда не вы, а другой водитель. В доказательство можете показать страховой полис – см.Что делать с автомобилем? Для устранения правонарушения вам придется съехать с тротуара, но ваши действия в движении по тротуару полностью соответствуют ст.2.7 КоАП «Крайняя необходимость».

Недавно мы уже разбирали типовые ситуации по выезду на «встречку»: связанные , а также за городом, где знаки могут быть установлены не . В этом материале мы разберем общие моменты: где вообще правила разрешают нам выезжать на полосу встречного движения, а где за это положено наказание, и как этого наказания избежать.

Итак, что нам говорят ПДД:

  • пункт 9.2 «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы. При этом не важно — есть разметка или нет, так как количество полос движения определяется разметкой или знаками «движение по полосам», а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов автомобиля. При этом стороной для встречного движения считается половина ширины дороги, расположенная слева.

Согласно ГОСТу, ширина каждой размечаемой полосы движения должна быть не менее 3 метров. Измерять следует реальную ширину дороги. Например, зимняя дорога сужена из-за собранного снега, значит, измерять ширину нужно от отвала до отвала, а не откапывать бордюр под ним. Если есть разметка, то по краям проезжей части от разметки до разметки. И не следует обращать внимание на местные уширения, они на количество встречных полос не влияют.

  • пункт 9.3 На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую, предназначенную для встречного движения. На среднюю же полосу разрешается выезжать только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Здесь, думаю, комментировать не надо, всем всё понятно.
  • пункт 9.6 Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Если вы выехали на трамвайные пути встречного движения, то ваши действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП – штраф 5000 либо лишение прав от 4 до 6 месяцев. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом Правил.


Если же попутные рельсы отделены от полосы движения сплошной линией, то пересекать ее нельзя, однако наказание за это – 1500 рублей за нарушение расположения транспортного средства на проезжей части, а не лишение прав.

  • пункт 11.4 запрещает обгон на:
  1. регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной.
  2. на пешеходных переходах.
  3. на ж/д переездах и ближе чем 100 метров перед ними.
  4. на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
  5. в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обратите внимание, что если вы едете, допустим, за городом, по скоростной трассе с разрешенной скоростью 90 км/ч, и обгоняете трактор аккурат на пересечении с каким-нибудь второстепенным проселком, то вам не грозит ровным счетом ничего. Инспекторы любят сидеть в засаде в таких местах и утверждать, что обгон на перекрестках запрещен, однако в случае с главной дорогой это не так.

Что касается термина «конец подъема», то он, конечно, расплывчатый. Чтобы не подвергать лишний раз себя опасности, рекомендуем вообще воздержаться от обгона на подъемах, чтобы не «бодаться» с инспектором.

  • пункт 15.3 запрещает объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства. Ситуации, касающиеся движения по ж/д переездам, мы разбирали во всех подробностях. Вкратце напомню, что обгонять нельзя за 100 метров до шлагбаума.


Оспаривание

Допустим, вас остановил инспектор ГИБДД и сообщил вам, что вы выехали на встречную, и теперь вам грозит лишение. Попросите его подробно разъяснить, какой именно маневр вы совершили и какое наказание по КоАП за это предусмотрено. Если возражений у вас нет, то требуйте от инспектора составления протокола и предоставления его вам на подпись. Это, конечно, актуально, если вам грозит только штраф, ну а вот если статья, которую вы нарушили, предусматривает лишение водительского удостоверения, то вы можете с инспектором не согласиться.

Статья 51 Конституции РФ дает вам такое право, а именно не свидетельствовать против самого себя. Основные зацепки при дальнейшем обжаловании – это нарушение процессуальных норм со стороны инспектора, таких как отсутствие доказательств и свидетелей с его стороны, а также правильно заполненный вами и разметка с нарушением .

Если вы выехали на «встречку» по причине предотвращения ДТП (другой автомобиль резко и без «поворотника» встроился перед вами, а вы во избежание ДТП были вынуждены покинуть свою полосу движения), то такие действия попадают под ст.2.7 КоАП «Крайняя необходимость». В таком случае необходимо все это указать в протоколе и на схеме нарушения. В соответствии со ст.28.9 КоАП, при таких обстоятельствах дело обязаны прекратить еще в ГИБДД до передачи его в суд.

Если инспектор неправильно трактует ваше нарушение, а может быть, даже и его отсутствие, или вы категорически не согласны с вменяемым нарушением, то тут главной вашей задачей будет правильно составить протокол. А еще если у вас есть запись с , то ваша задача упрощается. В протоколе пишем: «С обвинением инспектора не согласен. ПДД не нарушал. Моя вина ничем не доказана. Требую помощи адвоката. Инспектор категорически отказался составить схему нарушения. Имею видеозапись с регистратора движения, которую готов приобщить к делу в день разбора ситуации в подразделении ГИБДД».

И обязательно заявите инспектору, что его действия вы будете обжаловать . И как можно скорее отправляйте заявление – на это у вас есть 10 дней.

<a href=»http://polldaddy.com/poll/8946359/»>Выезжали когда-нибудь на встречную полосу?</a>

В больших городах России довольно часто можно наблюдать картину, когда образовавшийся на дороге затор по встречной полосе объезжает какой-нибудь сильно спешащий водитель. И ладно, если бы так поступал только один, но ведь за ним устремляется целая вереница таких же «борзых» шоферов, и тогда затор становится еще более серьезным, ведь избегая столкновения с едущими во встречном направлении автомобилями, машины-«нарушите ли» пытаются втиснуться назад, в пробку. Конечно, подобное поведение нормальным не назовешь, да и правила дорожного движения такие маневры запрещают. Но, допустим, у водителя действительно произошла серьезная ситуация и он вынужден был выехать на полосу встречного движения. И за совершением этого маневра его застал патруль ГИБДД или всевидящее око камеры фотофиксации дорожных правонарушений. Что делать в таком случае автолюбителю и есть ли у него возможность избежать наказания? Ответы на эти вопросы – в нашей сегодняшней статье.

По статистике, больше половины дел, рассматривающихс я в административных судах Российской Федерации, в которых обвиняемыми выступают водители, касается выезда на встречную полосу движения. Это говорит о том, что российские водители чаще всего пренебрегают безопасностью своей и тех водителей и их пассажиров, которые передвигаются в машинах во встречном направлении. Почему так происходит? Похоже, всему виной наш русский «авось», на который мы опираемся всякий раз, когда собираемся совершить очередную глупость. Но не соблюдение правила дорожного движения, написанного кровью многих жертв – это слишком большая оплошность, которую правоохранители карают по всей строгости закона.

Что считается выездом на встречную полосу движения

Существует более двух десятков ситуаций, в которых выезд на встречную полосу движения квалифицируется как злостное , за что в Кодексе административных правонарушений предусмотрено наказание, оговоренное в части 4 статьи 12.15. В ней говорится о том, что за выезд на полосу, по которой движется встречный транспорт, водителя-нарушит еля могут оштрафовать на 5000 рублей, а в крайнем случае — лишить правозможности управлять автомобилем в течение четырех или шести месяцев. Отметим, что в случае фиксации подобного нарушения стационарными камерами, предусмотрен только административный штраф – те же 5000 рублей. Если водитель не удержится и повторно совершит этот опасный маневр, то в случае выявления правонарушения инспектором ГИБДД либо камерами фото и видеофиксации рецидивисту грозит лишение права управлять транспортным средством на срок 1 год – в соответствии с частью 5 статьи 12.15 КоАП.

Теперь рассмотрим десять наиболее часто встречающихся ситуаций, которые квалифицируются сотрудниками Госинспекции по безопасности дорожного движения как выезд на встречную полосу движения и влекут за собой соответствующее административное наказание.

Ситуация 1. Если водитель решил обогнать попутную машину, которая едет в крайней левой полосе, и при этом пересек одинарную (часть 1.1 п.1.3 ПДД) или двойную (часть 1.3 п.1.3 ПДД) сплошные линии разметки, то за такое нарушение положено на срок до полугода. В этом случае и полицейскому, а тем более суду, будет совершенно неважно, с какой скоростью передвигался ехавший перед нарушителем автомобиль – наказание неотвратимо.

Ситуация 2. Если водитель решил обогнать попутную машину на дороге с многополосным (четыре полосы и более) движением и при этом нелегкая понесла его на встречную полосу. При рассмотрении этого случая инспектор ГИБДД, а затем и судебная инстанция не будут делать скидки на то, была ли на той дороге разметка или ее не было – такой маневр расценивается как нарушение пункта 9.2 правил дорожного движения. Попались на таком безобразии – готовьтесь остаться без прав от 4 до 6 месяцев.

Ситуация 3. Если водитель хочет на регулируемом перекрестке повернуть налево, а перед ним стоит или медленно движется автомобиль, который едет прямо или тоже хочет повернуть, но его водитель не решается это сделать. В этой ситуации первый водитель не выдерживает и поворачивает налево, пересекая при этом разметку – одинарную или двойную, тут уже особой роли не играет. И попадается в лапы сотруднику ГИБДД. Виновен? КоАП говорит – да, предписывая такому водителю-нарушит елю лишение прав от 4 месяцев до полугода.

Ситуация 4. Если водитель решил на перекрестке повернуть налево, но просто не рассчитал траекторию и заехал на полосу встречного движения. Даже за минимальный заезд на «встречку» в данном случае может обернуться все тем же самым наказанием – лишением права управлять машиной в ближайшие четыре или шесть месяцев. По какой причине? А этим своим маневром водитель нарушил пункт 8.6 правил дорожного движения.

Ситуация 5. Если водитель-торопыг а очень хочет обогнать едущую впереди машину, и для этого выезжает через одинарную или двойную сплошную на «встречку», по которой курсируют только маршрутки и автобусы-троллей бусы (над такой дорогой обычно висит знак 5.11, а на самой полосе нарисована буква «А»), то за такой фокус его приговорят к лишению прав. На те же полгода.

Ситуация 6. Если водитель на Т-образном перекрестке по глупости свернул налево под «кирпич», хотя перед перекрестком знак показывал, что ехать можно только направо (то есть, одностороння полоса движения), то будучи пойманным за таким маневром правоохранителем, должен быть готов расстаться с 5000 рублями штрафа. А если он еще и аварийную ситуацию создаст – то может быть лишен прав на срок до полугода. Судья может вынести такое решение на основании части 3 статьи 12.16 Кодекса, по которой подобное наказание присуждается за то, что нарушитель пренебрег указаниями дорожных знаков или разметки.

Ситуация 7. Если торопящийся «в роддом» водитель наплевал на знак 3.20, которым на данной дороге запрещается обгон попутных машин, и все-таки выехал на встречную полосу, то наказания в виде изъятия судом водительских прав как минимум на четыре, а как максимум на шесть месяцев ему не избежать. И судью совершенно не будет волновать, была ли на той дороге разметка, какого вида она была (сплошная или прерывистая) и с какой скоростью передвигался обгоняемый автомобиль – приговор в этом случае однозначен.

Ситуация 8. Финт, которым часто грешат водители – это выезд на трамвайные пути в попытке объехать движущийся в попутном направлении трамвай и автомобили. При этом он едет по путям встречного направления, создавая помехи для встречного трамвая. Этот, довольно распространенный маневр, который запрещен пунктом 9.6 правил дорожного движения, карается лишением прав на тот же самый срок – до шести месяцев.

Ситуация 9. Если водитель, опять же по глупости, решился обогнать попутное авто перед «закрытым» (с ограниченной видимостью) поворотом и выскочил на встречную полосу – должен быть готов к однозначному лишению прав. Это – одно из наиболее опасных нарушений (регламентируетс я пунктом 11.4) правил дорожного движения, которое может спровоцировать серьезное ДТП с человеческими жертвами. Причем, наказание водителю-штрафни ку за такой «маневр» предусмотрено вне зависимости от того, была ли на дороге нанесена разметка, и был или отсутствовал знак 3.20 («Обгон запрещен»).

Ситуация 10. Наконец, еще один довольно распространенный случай, когда водителя, нарушившего правила, могут лишить водительского удостоверения за выезд на встречную полосу движения. Картина: железнодорожный переезд, перед закрытым шлагбаумом стоят машины. И тут один из водителей выезжает на встречку, чтобы объехать впереди стоящих и втиснуться перед самым шлагбаумом. Хитер? Возможно. Но если такой маневр заметит сотрудник ГИБДД, то наглецу, нарушившему пункт 15.3 правил дорожного движения, стоит готовиться к лишению прав. На тот же, что и указан выше срок. Еще один вариант подобной ситуации – когда водитель обгоняет попутное транспортное средство с выездом на «встречку» на участке, где действуют знаки 1.1 или 1.2 (железнодорожный переезд).

Еще одно замечание: излишне настырные инспекторы ГИБДД склонны усматривать в малейшем наезде на разделительную полосу ее пересечение. Помните об этом и старайтесь сохранять рядность, держась правее в полосе, по которой вы движетесь.

Можно ли избежать наказания за выезд на встречную полосу?

Сразу скажем – задача эта архисложная и ее положительное решение зависит от ряда факторов – как субъективных, так и объективных. Пояснить в суде свой маневр, повлекший выезд на встречную полосу, можно либо серьезной ситуацией (при смерти родственник или близкий человек, транспортировка пассажира в медицинское учреждение и тому подобное), либо провокацией со стороны соседей по потоку, которые просто напросто вытеснили ваш автомобиль с полосы движения на встречную полосу. В обоих случаях для подтверждения вашей невиновности понадобятся веские доказательства: справка из медучреждения, показания свидетелей-пасса жиров, запись с (в случае с неправомочным вытеснением). Помните: у вас всегда есть право доказать свою невиновность, и если в вашем арсенале есть хотя бы один из перечисленных аргументов, то шанс если не отменить, то в значительной мере смягчить наказание у вас имеется.

« Штраф выезд на встречную полосу » — такой запрос характерен для тех, кого разметка дорожных полос не остановила при обгоне впереди идущего транспорта. Между тем наказание за данное нарушение еще никто не отменял, причем санкцией здесь может быть не только штраф, но лишение прав. Подробности — в нашей статье.

Встречная полоса — когда на нее разрешен выезд?

Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?

Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:

  1. Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
  2. Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
  3. Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.

Административное наказание за выезд на встречную полосу

За выезд на встречную полосу водителя ожидает 2 вида наказаний:

  • штраф;
  • лишение права управления автомобилем.

Остановимся на штрафах:

  1. Часть 3 статьи 12.15 КоАП утверждает, что в случае выезда на полосу встречного движения или на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия водителю грозит штраф в размере от 1000 до 1500 рублей. Препятствием в этом случае считается неподвижный объект, который находится на полосе движения и мешает водителю проехать вперед. Затор или автомобиль, который остановился в соответствии с правилами, таковыми не считаются. То есть мы беспрепятственно можем объехать сломавшийся автомобиль, место аварии и т. п.; а вот если водитель выезжает на полосу встречного движения потому, что ему не хочется стоять в пробке, придется платить штраф.
  2. Часть 2 статьи 12.16 содержит норму, в соответствии с которой разворот или поворот налево в нарушение разметки на дорожной части и запрещающих знаков влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей.
  3. Выезд на встречку в нарушение правил дорожного движения либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, когда водитель объезжает препятствие, влечет наложение штрафа в размере до 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Здесь стоит обратить внимание на способ фиксации правонарушения: если выезд на встречку зафиксировала видеокамера, то максимальным наказанием, которое может получить водитель, будет штраф; если же речь идет о сотрудниках ДПС, то они вправе сами выбирать вид наказания, так как санкция у данной статьи альтернативная.
  4. Часть 4 статьи 12.15 рассматривает повторный выезд на полосу встречного движения. За такое правонарушение водитель вполне может лишиться прав на 1 год (хотя в случае фиксации нарушения видеокамерами санкция ограничивается штрафом в размере 5000 рублей).

Еще раз подчеркнем основную направленность норм КоАП, предусматривающих наказание за выезд на встречку: административное наказание назначается только в том случае, если выезд на полосу встречного движения был осуществлен в нарушение правил дорожного движения. В остальных случаях действия водителя окажутся безнаказанными.

Не знаете свои права?

Выезд на встречную полосу движения — кто виноват и что с этим делать?

После того как в 2007 году в КоАП появились нормы, предусматривающие наказание за выезд на встречку, эта тема стала весьма актуальной. С одной стороны, водителей наказывают за то, что они своими действиями не только подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих пассажиров, но также могут нанести вред лицам, находящимся в автомобиле, который едет по встречной полосе. С другой же стороны, многие предприимчивые инспекторы ДПС, пользуясь неграмотностью водителей в области правил дорожного движения и несовершенством законодательства, специально применяют данные нормы КоАП.

Иногда встречаются и такие случаи, когда инспекторы ДПС намеренно или по незнанию «путают» маневр по выезду на встречную полосу для обгона и разворот. В данной ситуации действия инспектора можно оспорить. Если мы совершаем выезд на полосу встречного движения, то речь идет о незначительном перестроении, если же водитель решил развернуться, то на полосе встречного движения оказывается как минимум часть корпуса автомобиля.

Еще один нюанс касается передвижения в зоне действия знака «Въезд запрещен». В большинстве случаев такой знак располагается на дороге с односторонним движением. Если водитель свернул в такую зону, то он не выехал на полосу встречного движения в соответствии со статьей 12.15, а лишь нарушил положения статьи 12.16, т. е. должен подвергнуться наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей. Если же он не только свернул, но еще и продолжает движение, то получается, что он двигается по встречной полосе дороги с односторонним движением — а за это уже полагается штраф в размере 5000 рублей или лишение права управление автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.

Кроме того, встречаются случаи вынужденного выезда на встречку, например во избежание столкновения с другим автомобилем. Хотя сотрудников ГИБДД данный факт волнует мало, именно это может являться основанием для освобождения от административной ответственности.

Как защитить свои права?

Вас остановили, обвинили в нарушении норм статьи 12.15, хотят лишить прав на управление автомобилем, но вы понимаете, что инспектор не прав? Давайте разбираться, как можно отстоять свои права.

Самый главный документ в случае привлечения вас к ответственности — это протокол об административном правонарушении, поэтому внимательно читайте все, что написал сотрудник ДПС. Если у вас имеются какие-то возражения и вы не согласны с выводами его представителя, пишите все это в протоколе, так как именно этот документ, если вы решите обратиться в суд, будет основным доказательством.

Если у вас имеется при себе фотоаппарат или мобильный телефон, зафиксируйте дорожные условия, при которых произошел выезд на встречную полосу, дорожное полотно и т. д. — в общем, все те факты, которые могли бы подтвердить вашу правоту.

После того как вы получили копию протокола на руки, у вас есть 10 суток на его обжалование. Если вы по объективным причинам не уложились в этот срок, его можно восстановить, подав соответствующее ходатайство в орган, занимающийся рассмотрением вашей жалобы.

И помните: лишить прав вас может только суд, поэтому собирайте все необходимые доказательства и в случае необходимости пользуйтесь услугами квалифицированного юриста.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...