Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Ст.169 УК - Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпр

1. Статья 169 УК устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за нарушение установленного законом порядка предпринимательской и иной экономической деятельности, а также за нарушение конституционного права граждан на осуществление такой деятельности и является по существу видом злоупотребления должностным лицом своим служебным положением. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК). Иная экономическая деятельность - это инвестиционная деятельность, деятельность банков и других кредитных организаций. Порядок государственной регистрации регулируется нормами гражданского права, другими законами и подзаконными актами.

2. Непосредственным объектом преступления является право граждан на свободное осуществление законной предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

3. Преступление заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности. Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или существенно ограничивается. Закон предусматривает шесть форм преступной деятельности: а) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; б) уклонение от их регистрации; в) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; г) уклонение от его (ее) выдачи; д) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; е) ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.



4. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации выражается в открытом нежелании уполномоченного должностного лица провести регистрацию, несмотря на то, что все основания для нее имеются. Регистрация хозяйствующих субъектов осуществляется на основании Федеральных законов от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в редакции Федерального закона от 23 июня 2003 г.; от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"; от 3 февраля 1996 г. "О банках и банковской деятельности" с изменениями и дополнениями 2001 г.

Государственная регистрация - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также при внесении изменений в учредительные документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной власти - государственные регистрационные палаты, имеющие свои отделения в субъектах Федерации и уполномоченных регистраторов при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций проводит Центральный банк России. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при Правительстве РФ.

Новый закон о государственной регистрации устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ранее для индивидуальных предпринимателей Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.был установлен упрощенный порядок).

Перечень документов, необходимых для регистрации индивидуального предпринимателя, расширен по сравнению с ранее действовавшим порядком. Кроме заявления и квитанции об оплате регистрационного сбора, соискатель представляет копию (нотариально заверенную) основного документа, удостоверяющего личность, с обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства. Для несовершеннолетнего заявителя нужно представить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской деятельности, либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных данным законом.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в регистрации. Отказ имеет письменную форму с обязательным указанием мотивов и доводится до сведения заявителя.

Неправомерным является отказ в регистрации, независимо от мотивов, если соискателем соблюден порядок, регламентирующий регистрацию индивидуального предпринимателя или юридического лица. Основаниями для отказа могут быть недостоверные сведения в документах или отсутствие условий для предпринимательской деятельности конкретного вида. Отказ в регистрации по другим основаниям является незаконным.

5. Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Она выражается в сознательном нарушении сроков регистрации. Нормативные акты устанавливают точные сроки, в течение которых должна быть проведена регистрация: не более чем пять рабочих дней - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; для регистрации предпринимателей с иностранными инвестициями - в течение 21 дня; заявление об учреждении кредитной организации должно быть рассмотрено ЦБ России не более чем в течение шести месяцев. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Сознательное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

6. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности заключается в открытом нежелании уполномоченного лица выдать такое разрешение (лицензию). Статья 49 ГК устанавливает, что отдельными видами коммерческой деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов такой деятельности содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" с изменениями и дополнениями на 10 января 2003 г. Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ установлен постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 15 августа 2000 г. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. N 326 определяет перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, которые уполномочены осуществлять лицензирование, а также утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг. Закон и другие нормативные акты устанавливают конкретные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, перечень документов и сроки рассмотрения заявлений соискателей лицензии. Отказ в выдаче лицензии может иметь место только в случаях несоответствия соискателя установленным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера), а также при нарушении порядка образования юридического лица. Отказ по другим основаниям (например, под предлогом отсутствия средств для проведения экспертизы или по причине отпускного периода) является неправомерным.

7. Уклонение от выдачи лицензии выражается в сознательном затягивании сроков оформления специального разрешения на конкретный вид деятельности и является пассивной формой неправомерного отказа. Например, выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности. В соответствии с действующим законом лицензирующий орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Нарушение установленных сроков без достаточных оснований является незаконным.

8. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в зависимости от организационно-правовой формы, является нарушением конституционного положения о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Никакие другие ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы.

9. Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и независимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц возможно только в случаях нарушения правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества (правил охраны труда, окружающей природной среды и др.). Вмешательство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации будет признано неправомерным. Оно может выражаться в навязывании условий договора, в принуждении к соучредительству, к расходованию прибыли на государственные нужды, например на проведение избирательной кампании, и в других конкретных действиях должностного лица. Преступление признается оконченным с момента выполнения деяния хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности.

10. Преступление совершается с прямым умыслом.

11. Ответственности подлежит должностное лицо, уполномоченное от органа исполнительной власти на проведение регистрации предпринимательской или иной деятельности или выдачу специального разрешения (лицензии) на конкретный вид экономической деятельности. Однако ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может осуществляться и другими должностными лицами.

12. Часть 2 ст. 169 УК содержит квалифицированный состав по двум отягчающим признакам. Первое отягчающее обстоятельство заключается в том, что преступление продолжалось после вступления в силу судебного решения о неправомерности действий должностного лица, состоящих в отказе или уклонении от регистрации либо выдачи специального разрешения (лицензии), подпадающих под признаки ч. 1 ст. 169 УК. Второе отягчающее обстоятельство закон связывает с причинением крупного ущерба. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ГК ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, затраты на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Согласно примечанию к ст. 169 УК крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб.

Тема 1 – Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ст.169-175 УК.

ст.169 УК - Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Объект:

Родовой – отношения в сфере экономики;

Видовой – отношения в сфере экономической деятельности;

Непосредственный – отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Понятие предпринимательской деятельности - п.1 ст.2 ГК.

Потерпевшим может быть: ИП или ЮЛ, а также физическое лицо (при первых 2-х формах деяния).

Объективная сторона:

Формальный состав;

Деяние – действие/бездействие:

· неправомерный отказ в регистрации ИП или ЮЛ – открытое, явное, нежелание ее произвести, ни смотря на, то, что представленные заявителем документы отвечают предусмотренным законом требованиям (должен быть отказ в письменной форме). Отказ в регистрации допустим в случае несоответствия состава представленных документов и состава, содержащихся в них, сведений требованиям установленным законом, поэтому отказ по другим причинным (по мотивам нецелесообразности и т.п.) незаконен;

· уклонение от регистрации ИП или ЮЛ – относительно более скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, свидетельствующая о стремлении избежать регистрации ИП или ЮЛ в установленный срок. Уклонение выражается в 2-х формах: открытое – без предъявления каких-либо требований в адрес представленных документов, завуалированное – при предъявлении явно незаконных требований;

· неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности – в ст.49 ГК установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься на основании специального разрешения (лицензии). Основным НПА является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основанием отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах недостоверной или искаженной информации, несоответствие лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления деятельности. Отказ по иным причинам незаконен. Отказ должен быть выражен в письменной форме;

· уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности – невыполнение в установленный срок обязанности по выдаче лицензии на право осуществления определенной деятельности;

· ограничение прав и законных интересов ИП или ЮЛ в зависимости от организационно-правовой формы – может выражаться в принятии НПА или совершении действий, которые создают дискриминирующие условия деятельности ИП или ЮЛ, а также в необоснованном предоставлении отдельному ИП или ЮЛ льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим ИП или ЮЛ, работающим на рынке того же товара;

· незаконное ограничение самостоятельности ИП или ЮЛ – может быть совершено путем установления необоснованных запретов на осуществление определенных видов деятельности или на производство определенных видов товаров, необоснованного препятствие осуществления предпринимательской деятельности в какой-либо сфере, даче указаний о первоочередной поставке, оказании услуг, выполнению работ определенному кругу покупателей (заказчиков);

· иное незаконное вмешательство в деятельности ИП или ЮЛ – незаконное проведение собраний акционеров, незаконное изъятие документов, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков и д.р.

Преступление окончено с момента совершения любого деяния.

Субъект – специальный – должностное лицо органа исполнительной власти или регистрационной палаты, осуществляющее регистрацию или лицензирование субъектов предпринимательской деятельности.

Субъективная сторона – прямой умысел.

В ч.2 ст.169 УК состав формально-материальный.

Совершение деяние в нарушение вступившего в законную силу судебного решения – формальный состав.

Деяние, причинившее крупный ущерб (свыше 1,5 млн. рублей) – материальный состав.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточносибирский институт экономики и права

Факультет инновационных технологий обучения

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Уголовное право

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

Иркутск - 2014

  • Введение
  • Заключение

Введение

Конституция Российской Федерации провозгласила незыблемый постулат о том, что каждый имеет право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Эта норма олицетворяет не только признание законности предпринимательской деятельности в нашей стране, но и значимость поддержки малого и среднего бизнеса для стабилизации российской экономики в целом.

Важность оздоровления отечественной рыночной экономики, обеспечения конкурентоспособности российских товаров и услуг, несомненно, возрастает в условиях настоящего времени. К сожалению, стимулирование развития свободных экономических отношений на федеральном уровне нередко серьезно осложняется вследствие незаконных действий ответственных должностных лиц на местах, связанных в том числе и с неправомерным ограничением прав предпринимателей.

Неправомерные отказы или уклонения от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, неправомерные отказы или уклонения от выдачи лицензии на осуществление определенной деятельности, наряду с иными, не менее опасными формами незаконного вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, порой не только причиняют им крупный ущерб, но и могут повлечь разорение и банкротство.

Очевидно, что подобные действия подрывают экономические устои нашего общества, нередко превращая в пустую фикцию провозглашенное государством право каждого лица заниматься разрешенной законом экономической деятельностью, направленной на систематическое извлечение прибыли.

Фактическая распространенность подобных неправомерных действий чиновников и иных заинтересованных лиц повлекла потребность в их криминализации, воплощенной в ст. 169 УК РФ. Указанная норма представляет собой новеллу отечественного уголовного законодательства, что обусловливает трудности в доказывании признаков данного деяния.

Несмотря на то, что она помещена в главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», по своей сути норма представляет собой специфическую разновидность злоупотребления должностными полномочиями. Иными словами, криминализированное в ст. 169 УК РФ деяние интегрирует в себе признаки должностного преступления в сфере экономической деятельности.

Данные факторы, в свою очередь, выделяют это преступление из группы иных, более однородных, посягательств в сфере экономической деятельности, грубо нарушающих непосредственный порядок осуществления свободной экономической деятельности, в том числе ее определенной разновидности (например, незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, незаконное получение кредита и т.д.).

В то же время, нельзя сказать, что преступление, предусмотренное ст. 169 УК РФ, официально относится к числу распространенных. Действительно, факты возбуждения уголовных дел по указанному составу немногочисленны. Однако это вовсе не означает отсутствия актуальности исследования данной проблемы.

Объектом работы выступают общественные отношения в сфере предпринимательской и иной свободной экономической деятельности, регламентированные и охраняемые действующим уголовным законодательством.

Предмет - система уголовно-правовой охраны законной предпринимательской и иной деятельности.

Задачами настоящей работы являются:

- дать уголовно-правовую характеристику преступления, предусмотренного за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности;

- рассмотреть квалифицирующие признаки указанного преступления;

- проанализировать проблемы воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Объективные признаки преступления

Сфера, охраняемая данной нормой закона, - это отношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами разрешительной, контрольно-надзорной, фискальной и иных функций регулирования предпринимательской деятельности, в частности, в области принятия решений, проведения проверок, заключения соглашений, возложения поручений, лицензирования, контроля за соблюдением правил торговли, оказания услуг, производственной деятельности, налогообложения и взимания различных сборов, кредитования, обслуживания государственными структурами.

Объективная сторона данного преступления характеризуется действиями или бездействием, направленными на создание каких-либо препятствий, помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается и характеризуется тремя обязательными признаками:

1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства;

3) наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий и указанными вредными последствиями.

Правомерность деятельности должностных лиц в анализируемой сфере - это не что иное, как законность их деятельности, которая определяется не только Конституцией РФ , ГК РФ и отдельными законами, но и множеством нормативно-правовых актов.

самом обобщенном виде указанные правовые нормы регламентируют: основания и порядок получения статуса предпринимателя или общественного деятеля в разрешительном либо удостоверительном порядке; обязанности предпринимателя или публичного деятеля по отношению к государству и иным участникам гражданско-хозяйственного оборота; ответственность предпринимателя или публичного деятеля; компетенция (полномочия) должностного лица (права и обязанности); порядок вынесения решений и совершения юридически значимых действий; возможности судебного и (или) иного пути обжалования действий должностных лиц .

Диспозиция ч. 1 ст. 169 УК РФ, составляющая объективную сторону данного состава преступления, содержит в себе следующие операциональные признаки:

А. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя, коммерческой либо некоммерческой организации. Такая регистрация предусмотрена ст. 23, а также ст. 51 ГК РФ. Ее должны осуществлять налоговые инспекции в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . Отказ в государственной регистрации, не основанный на нормах упомянутых выше правовых актов, признается неправомерным. Основаниями отказа могут, в частности, послужить нарушение установленного законом порядка образования юридического лица, несоответствие его учредительных документов закону, недееспособность гражданина (ст. ст. 23, 28, 29, 51 ГК РФ). Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается (п. 1 ст. 51 ГК РФ).

Известную сложность при проверке жалоб граждан представляет то, что в нормативных актах, определяющих порядок отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения, речь идет лишь о письменном отказе. По нашему мнению, неправомерным, уголовно наказуемым может быть и отказ в устной форме.

Б. Уклонение от регистрации можно назвать разновидностью преступного бездействия, которое носит более завуалированный характер по сравнению с прямым отказом, что выражается, например, в неправомерном затягивании процесса регистрации под надуманным предлогом (например, занятости сотрудников регистрирующего органа), в отказе принять документы, истребовании не установленных законом документов и т.п.

Между тем ст. 13 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает предельный срок рассмотрения документов - не более трех рабочих дней со дня представления документов.

В известном смысле уклонение может быть поглощено отказом. Однако согласно той же ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», для государственной регистрации предприниматель должен представить только заявление, составленное по установленной форме, и документ об уплате регистрационного сбора. Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Требование же иных документов или совершения иных действий при регистрации предпринимателя не допускается.

В. Неправомерный отказ выдать лицензию. После принятия Закона о лицензировании необходимо руководствоваться порядком, установленным в этом и иных законах (например, ФЗ РФ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ; ФЗ РФ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ; ФЗ РФ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» ). Эти нормативные акты подробно регулируют условия лицензирования, порядок выдачи лицензии, устанавливают основания, могущие послужить основанием для отказа в ее выдаче. Уклонение в выдаче лицензии может иметь самые разнообразные формы: оставление представленных документов без рассмотрения, истребование ненужных документов, нарушение сроков выдачи лицензии и т.д.

Статья 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

К подобного рода деятельности можно, к примеру, отнести: разработку авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах; деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговлю указанной продукцией; разработку вооружения и военной техники; производство пиротехнических изделий; деятельность по эксплуатации газовых сетей; фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ; перевозки железнодорожным транспортом пассажиров; негосударственную (частную) охранную деятельность; негосударственную (частную) сыскную деятельность; аудиторскую деятельность; производство табачных изделий и др.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям (п. 7 ст. 14 данного Закона).

Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) предполагает невыдачу лицензии без достаточных оснований в установленный срок - 45 дней со дня подачи соответствующего заявления (п. 1 ст. 14 указанного Закона).

Г. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы.

ГК РФ допускает наличие следующих организационно-правовых форм коммерческих организаций: закрытые и открытые акционерные общества, унитарные предприятия, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы. Кроме того, вплоть до преобразования в одну из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ (либо до их ликвидации), осуществляется также деятельность индивидуальных (семейных) частных предприятий, а также предприятий, созданных хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, фондами и др.

Из-за определенных недочетов так называемой юридической техники (т.е. приемов, используемых при написании законов) на практике были попытки ограничить действие ст. 169 УК РФ путем особого толкования формулировки: «ограничение прав и законных интересов в зависимости от организационно-правовой формы».

Например, заместитель главы администрации г. Шуйска Васильев запретил всем организациям сдавать помещения в аренду торговым фирмам, возглавляемым не прописанными в Шуйске гражданами. При этом он руководствовался, как говорили в прежние времена, ложно понятыми интересами службы.

Прокурор города отказал в возбуждении уголовного дела по коллективному заявлению многих пострадавших от действий Васильева лиц, сославшись на приведенную цитату, согласно которой, по мнению прокурора, преступны только такие действия, которые совершаются должностным лицом именно по мотиву ненависти к негосударственной (либо - в других случаях - государственной или муниципальной) форме собственности.

Видимо, подобное решение было неправильным. Указанный оборот вовсе не свидетельствует о том, что побуждением для совершения незаконных действий у должностного лица обязательно должно быть желание причинить вред правам и законным интересам лица именно потому, что организация относится к той, а не иной организационно-правовой форме или форме собственности.

Под незаконным ограничением прав и самостоятельности предпринимателей, вмешательством в их деятельность следует признать запрещение на заключение с определенными предпринимателями или коммерческими организациями договоров на реализацию товаров, выполнение работ и оказание услуг, принудительное навязывание каких-либо условий при заключении договора, ставящих предпринимателей в неравное положение, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности, включению их в управленческие органы коммерческой организации, принуждение к соучредительству, установление необходимости неправомерного согласования с должностным лицом принимаемых предпринимателем или коммерческой организацией решений, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.

Спорным является вопрос о том, можно ли признать ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, когда чиновники на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований издают нормативные акты, запрещающие вывоз определенных товаров за пределы региона и т.п.

По мнению Ю.В. Вербицкой, поскольку подобный акт общего характера непосредственно затрагивает интересы конкретных предпринимателей, противоречит Конституции России и федеральному законодательству, можно говорить о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности .

Д. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Законодательство Российской Федерации исходит из того, что предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая лицом на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). С учетом этого любые действия, направленные на нарушение подобного правового статуса, могут повлечь ответственность по ст. 169 УК РФ.

При этом закон (ч. 1 ст. 169 УК РФ) не конкретизирует виды (способы) вмешательства в предпринимательскую или иную деятельность. Следовательно, они могут быть самыми разнообразными, но обязательно основанными на действующем законе.

С внешней стороны под незаконным ограничением прав и самостоятельности предпринимателей, вмешательством в их деятельность следует признать запрещение на заключение с определенными предпринимателями или коммерческими организациями договоров на реализацию товаров, выполнение работ и оказание услуг, принудительное навязывание каких-либо условий при заключении договора, ставящих предпринимателей в неравное положение, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности, включению их в управленческие органы коммерческой организации, принуждение к соучредительству, установление необходимости неправомерного согласования с должностным лицом принимаемых предпринимателем или коммерческой организацией решений, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.

Ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не связывается законом с формой собственности или иными особенностями защищаемого субъекта. Оно состоит в неправомерном или частичном осуществлении им этих правомочий как своих собственных либо в установлении должностным лицом контроля в незаконных формах за их деятельностью и, как следствие, возникновении невозможности реализовать в полной мере правоспособность и дееспособность индивидуального предпринимателя и юридического лица.

Ограничение самостоятельности может, в частности, осуществляться путем оказания незаконного управленческого давления, угрозы экономическими санкциями, принуждения к незаконному совершению действий, необязательных для индивидуального предпринимателя и коммерческой организации, установлению необходимости неправомерного согласования принимаемых решений и т.д.

Примерами такого незаконного вмешательства в хозяйственную самостоятельность предпринимателей могут служить: указания государственных органов и органов местного самоуправления об уровне отпускных цен (если цены не относятся к регулируемым), установление обязанности платить дополнительные налоги и сборы (за рамками перечня, установленного законодательством), неправомерное изъятие бухгалтерских и иных документов (с нарушением установленных процедуры и порядка), истребование отчетности, форм, расчетов, иных документов, прямо не предусмотренных законом, неправомерное приостановление деятельности коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, ограничение операций по банковским счетам предпринимателей (за исключением случаев, оговоренных в законе) и т.д.

Нельзя не отметить, что весьма спорным является вопрос о том, можно ли признать ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, когда чиновники на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований издают нормативные акты, ограничивающие свободу торговли, запрещающие вывоз определенных товаров за пределы региона и т.п. Как представляется, поскольку подобный акт общего характера непосредственно затрагивает интересы конкретных предпринимателей, противоречит Конституции и федеральному законодательству, можно говорить о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности.

Иное незаконное вмешательство в предпринимательскую или иную деятельность представляет собой неправомерное воздействие на процесс принятия решений, ограничивающее возможности осуществления индивидуальным предпринимателем, коммерческой или иной организацией принадлежащих им прав. Оно, в частности, может осуществляться путем незаконного проведения собраний акционеров, незаконного изъятия документов и материальных средств, поскольку это не составляет иного специального состава преступления, недопущения эксплуатации помещений или земельных участков и т.д.

Кроме того, к незаконному вмешательству в деятельность предпринимательских или иных структур может также относиться незаконное требование проведения собраний, изъятие документов и материальных средств, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков.

Однако все вышеперечисленные действия (бездействие) могут считаться противоправными деяниями только в том случае, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

уголовный правовой воспрепятствование предпринимательский

2. Субъективные признаки преступления

Согласно диспозиции ч.1 ст.169 УК РФ, субъектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности выступает должностное лицо, если оно при этом использует свое служебное положение. Данное обстоятельство (указание на специальный субъект этого преступления) позволяет определить круг проблем применения названной выше уголовно-правовой нормы и ее соотношения с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ.

К числу проблем, требующих разрешения и обсуждаемых в уголовно-правовой науке, безусловно, относится указание уголовного закона на специальный субъект (должностное лицо) преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ. Законодатель не конкретизирует, кого следует считать должностным лицом, препятствующим законной предпринимательской или иной деятельности, и не дает исчерпывающего перечня лиц, охватываемых данным понятием, что в конечном итоге приводит к трудностям в правоприменительной практике.

Должностное лицо как специальный субъект занимает особое положение в уголовно-правовой науке. Будучи одним из видов специального субъекта, должностное лицо характеризуется именно своей всеобщностью в том смысле, что любой видовой объект, как он определяется в отдельных главах УК РФ, может пострадать от преступных действий этого субъекта, всегда совершаемых в рамках специфических для него форм. Поэтому понятие должностного лица - одно из основополагающих понятий не только в системе преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, но и в уголовно-правовой науке в целом .

Во многих главах УК РФ имеются статьи, в диспозициях которых прямо указывается, что субъектами их могут быть только должностные лица. Комментируя ст. 169 УК РФ, многие авторы ссылаются на то, что понятие должностного лица дано в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

В соответствии с примечанием «под должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Понятия, употребляемые законодателем в определении должностного лица, - «представитель власти», «специальные полномочия», «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции» раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 9 июля 2013 года №24 .

Выделим следующие особенности определения должностного лица:

1) помещено в главе, предусматривающей ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

2) содержит оговорку, что имеет в виду только субъекта, упоминаемого в гл. 30 УК РФ, в которой оно расположено;

3) в качестве основного критерия определения понятия субъекта преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления указываются функции, выполняемые работником, а не занимаемая должность.

Законодательное определение должностного лица, содержащее оговорку «в статьях настоящей главы» существенно усложняет применение ст. 169 УК РФ на практике. Среди ученых нет единства во мнении о законодательном выражении (закреплении) содержания понятия должностного лица для преступлений, не входящих в гл. 30 УК РФ. Из определения понятия должностного лица необходимо исключить указанный недостаток, что будет способствовать единообразному пониманию должностного лица как специального субъекта преступления.

Б.В. Волженкин по этому поводу отметил: «хотя в примечании к ст. 285 УК РФ сказано, что соответствующее определение относится к статьям главы «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», какие-либо аргументы против распространения данного определения на другие статьи УК, в которых содержится это понятие, вряд ли можно привести» .

С точкой зрения Б.В. Волженкина и других ученых, распространяющих определение должностного лица и на другие статьи УК РФ, можно было бы согласиться, однако указание в примечании на то, что определение должностного лица относится к статьям гл. 30, не дает на то оснований.

Указанное противоречие, как отмечают ученые, можно было бы снять путем внесения изменений в ст. 169 УК РФ, дополнив ее примечанием следующего содержания: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, указанные в примечании к статье 285 УК Российской Федерации».

Казалось бы, устранив вышеназванные противоречия, применяя определение должностного лица (примечание 1 к ст.285 УК РФ), распространяя его на другие статьи УК РФ, где оно выступает в качестве субъекта, можно довольно легко определить субъект преступления для каждой из форм воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности.

Ограничивать субъект рассматриваемого преступления невозможно по причине многообразия форм воспрепятствования, указанных в ст.169 УК РФ. Так, к субъектам неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации следует относить должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, которая уполномочена на осуществление государственной регистрации индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» от 18 ноября 2004 года №23 лицензирующими органами могут также выступать органы местного самоуправления, например в случаях выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности, розничной продажи алкогольной продукции.

Поэтому субъектами этой формы воспрепятствования могут также выступать должностные лица органов местного самоуправления.

Субъектами неправомерного отказа в выдаче лицензии и уклонения от ее выдачи, а также в некоторых случаях иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица выступают должностные лица - работники лицензирующих органов.

Виновными в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в незаконном ограничении их самостоятельности или ином незаконном вмешательстве в их деятельность могут быть должностные лица налоговых, антимонопольных, правоохранительных, любых иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает общественно опасный и противоправный характер деяний, образующих воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, и желает их совершить.

Мотивы преступления могут быть различными (корысть, месть, зависть и др.) и на квалификацию не влияют. Нередко отказ или уклонение от регистрации или от выдачи лицензии, иные действия по ограничению прав и законных интересов предпринимателей являются способом вымогательства у них взяток. В этом случае должностное лицо виновно не только в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, но и в получении (покушении) взятки, сопряженном с ее вымогательством (п. «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ).

3. Виды преступления и ответственность за их совершение

Статья 169 УК предусматривает два вида данного преступления: основной (ч.1), характеризуемый рассмотренными выше признаками, и квалифицированный (ч.2). Квалифицированным видом преступления считается воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершенное нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившее крупный ущерб. Вступившим в законную силу судебным актом является решение народного или арбитражного суда, которым признаются действия (бездействие) должностного лица органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившиеся в отказе от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо совершении им иных деяний из перечисленных в диспозиции ч.1 ст.169 УК РФ. При воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта имеет место повторное совершение этого преступления, субъектом которого может быть и другое должностное лицо. Однако необходимо, чтобы должностное лицо, повторно воспрепятствовавшее индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации занятию законной предпринимательской деятельностью, знало о наличии соответствующего судебного акта, вступившего в законную силу.

Понятие «крупный ущерб» применительно к ч.2 ст.169 УК РФ в законе не раскрыто. Поэтому при решении вопроса о том, является ли причиненный ущерб крупным при совершении данного преступления, необходимо исходить из конкретных обстоятельств дела, размера как реального (прямого) материального ущерба, так и упущенной выгоды. Реальный (прямой) ущерб включает в себя, например, затраты на приобретение оборудования, покупку или аренду производственного помещения, порчу или утрату планировавшегося к отправке товара. Упущенная выгода подсчитывается в сумме дохода, исчисленного с учетом реальной конъюнктуры, но не полученного в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, срыва планировавшейся сделки. При определении размера ущерба могут учитываться также потери, понесенные потребителями товаров или услуг, контрагентами предпринимателя (юридическими или физическими лицами), удовлетворение потребностей которых стало невозможны. Предпринимательская деятельность регламентируется Гражданским кодекс РФ и иными нормативными актами. О ее понятии, порядке регистрации и лицензировании (комментарий к ст. 169 УК РФ).

Деяний совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения по ч. 1 ст. 169 УК РФ называются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности признается оконченным преступлением с момента совершения хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 169 УК действий (бездействия), независимо от того, повлекли ли они последствия, на достижение которых были направлены.

С объективной стороны преступление состоит в совершении следующих действий:

1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;

2) уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации;

3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;

4) уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;

5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности;

6) ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.

С субъективной стороны преступление может быть совершенно с прямым умыслом. Виновный сознает, что препятствует законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, и желает этого.

Мотивы преступления могут быть различными (корысть, месть, зависть и др.) и на квалификацию не влияют.

Субъектом преступления выступает только должностное лицо, использующее свое служебное положение для воспрепятствования законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формирований РФ.

Субъектами воспрепятствования законной предпринимательской деятельности в указанных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК формах выступают разные должностные лица.

Объектом преступления является установленный законом порядок, обеспечивающий нормальное осуществление предпринимательской деятельности.

Статья 169 УК предусматривает два вида данного преступления: основной (ч.1), характеризуемый рассмотренными выше признаками, и квалифицированный (ч.2). Квалифицированным видом преступления считается воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершенное в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившее крупный ущерб. Вступившим в законную силу судебным актом является решение народного или арбитражного суда, которым признаются неправомерными действия (бездействие) должностного лица органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившиеся в отказе от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо совершении им иных деяний из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК.

Одной из наиболее сложных проблем практики применения уголовно-правовых норм об ответственности за финансовые преступления, является определение минимального размера ущерба, наносимого деянием, достаточного для возбуждения уголовного дела (например, минимального размера незаконной валютной сделки). К сожалению, данная проблема сегодня в основе не решена полностью. Соответствующий размер определяется правоприменителем, чаще всего произвольно, в соответствии с традициями судебно-следственной практики региона, а иногда просто на основе здравого смысла. Размер ущерба, причиняемый тем или иным финансовым преступлением (в случае, если он имеет квалифицирующее значение), определяется на момент совершения преступления на основе официально установленного на тот же момент минимального размера оплаты труда или курса валют.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Текст]: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ // Собрании законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1996 - №25. - Ст. 2954.

4. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Текст]: от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (часть I). - Ст. 3431.

5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Текст]: от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №19. - Ст. 2716.

6. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Текст]: от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №49. - Ст. 6422.

7. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Текст]: от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №48. - Ст. 6724.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч.1). - Ст. 7598.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [Текст]: от 09.07.2013 №24 (ред. от 03.12.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - №9 - 2013.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» [Текст]: от 18.11.2004 №23 (ред. от 23.12.2010) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - №1. - 2005.

11. Гладких, В.И. Квалификация воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности [Текст] / В.И. Гладких, П.Н. Сбирунов // Российский следователь. - 2012. - №8. - С. 15 - 19.

12. Коротков, А.П. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности [Текст] / А.П. Коротков, Б.Д. Завидев, О.Б. Гусев // Российский следователь. - 2009. - №5. - С. 16-21.

13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: научно-практический (постатейный) [Текст] / Н.И. Ветров, М.М. Дайшутов, Г.В. Дашков и др.; под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. - М.: Юриспруденция, 2013. - 912 с.

14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Ю.В. Грачева, Г.А. Есаков, А.К. Князькина и др.; под ред. Г.А. Есакова. - М.: Проспект, 2012. - 544 с.

15. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / А.А. Ашин, А.П. Войтович, Б.В. Волженкин и др.; под ред. А.И. Чучаева. - М.: КОНТРАКТ, 2011. - 1086 с.

16. Леонов, Е.М. Особенности уголовно-правовой характеристики воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности [Текст] / Е.М. Леонов // Российский следователь. - 2009. - №15. - С. 6 - 8.

17. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник [Текст] / Т.Б. Басова, Е.В. Благов, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. - 674 с.

18. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов [Текст] / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. - М., 2012. - С. 271.

19. Фадеев, А.В. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. [Текст] / А.В. Фадеев // Вестник омского университета. - 2012. - №4. - С. 163-166.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Толкование статьи УК 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности". Виды, объект и субъект преступления, ответственность за их совершение. Проблемы нормативно-правового обеспечения свободы предпринимательской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Квалифицирующие признаки, особенности расследования преступлений и доказывания вины по статье "Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности". Направления деятельности международных организаций по предотвращению торговли людьми.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2010

    Понятие, основные признаки, классификация и уголовно-правовая характеристика преступлений за нарушение общих правил осуществления предпринимательской деятельности. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, лжепредпринимательство.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Умышленное посягательство на свободу предпринимательской и иной деятельности. Предпринимательская и иная деятельность. Должностное лицо, использующее свое служебное положение с целью получения определенной выгоды. Меры юридической ответственности.

    реферат , добавлен 27.10.2004

    Виды экономических преступлений, их общая характеристика. Экономическая контрабанда, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности. Нарушение порядка выпуска эмиссионных ценных бумаг. Незаконное получение и нецелевое использование кредита.

    реферат , добавлен 11.12.2011

    Уголовно-правовая характеристика предпринимательских преступлений. Понятие крупного и особо крупно размера дохода, ущерба. Преступления, связанные с нарушением установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Общая характеристика предпринимательской деятельности, формы и методы ее государственного регулирования. Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства, его криминологические аспекты, объективные, субъективные и квалифицирующие признаки.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2010

    Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. История развития уголовного законодательства о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. Уголовно-правовая характеристика и признаки незаконного предпринимательства.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2012

    Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений в сфере предпринимательской деятельности, их признаки, причины, способы совершения, проблемы при расследовании. Защита прав граждан при расследовании незаконного предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2010

    Основные виды и содержание преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Преступления в сферах денежно-кредитного обращения и финансовой и фискальной деятельности государства. Родовой и видовой группы объектов преступлений.

Ведение какой-либо или в целом бизнеса любой направленности – дело непростое и граничащее с большим количеством разнообразных нормативно-правовых актов. К сожалению, несмотря на всю озвученную правительством Российской Федерации поддержку малого и среднего бизнеса, многие начинающие предприниматели постоянно сталкиваются с препятствиями, которые порой носят преступный характер. И именно о таких препятствиях и пойдёт речь в настоящей статье.

Наказание ха воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Общие понятия

Как видно из названия данной статьи, основная тема заключается в учинении препятствий в осуществлении законной предпринимательской или иной деятельности. Следовательно, для начала необходимо коснуться вопроса о том, в чём же заключаются основные моменты законной деятельности и какой предусмотрен порядок регистрации предпринимателей. Вопрос этот невероятно сложный, и в рамках отдельной статьи все особенности и перипетии просто невозможно разобрать, и именно поэтому в качестве примера следует выделить лишь одну категорию бизнесменов нашей страны - это индивидуальные предприниматели, которые, к слову, являются самой распространённой категорией бизнесменов в России.

Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Второй абзац подразумевает определённые условия для тех физических лиц, которые выбрали в качестве своей основной деятельности, например, законную торговлю оружием. Соответственно, подобный выбор влечёт за собой огромное количество ограничений и условий, а также лицензирование. В части 1 идёт указание на то, что подобная деятельность возможна только после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее ИП).


Порядок и особенности регистрации указаны и в ГК и ФЗ от 08.08.2001 № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В рамках обозначенного примера особое внимание следует уделить главе под номером VII, а именно статье 22.1. В части 1 устанавливается перечень документов, который необходимо предоставить в регистрирующий орган:

  • заявление;
  • документы, удостоверяющие личность для гражданина РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства;
  • свидетельство о рождении, если необходимые данные не указаны в документе из предыдущего пункта;
  • документ, удостоверяющий право на нахождение в РФ (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
  • справка по месту регистрации, если эта информация не указана в представленных документах;
  • для несовершеннолетнего лица нужно предоставить нотариально заверенное согласие законных представителей на регистрацию несовершеннолетнего в качестве ИП;
  • подтверждение оплаты 800 рублей в качестве госпошлины;
  • справка в установленной форме об отсутствии или наличии судимости и прочих «отношений» с нарушающими закон действиями.

При этом все подаваемые копии обязательно должны быть нотариально заверены или предоставляться лично вместе с оригиналами. При отсутствии препятствий для одобрения заявления регистрация должна осуществиться в срок не более, чем в 3 рабочих дня с момента фиксирования обращения. Если говорить вкратце, то таков порядок первоначальной регистрации физического лица в качестве ИП. Далее, законность осуществляемой деятельности подтверждается или опровергается уполномоченными на проверку и вынесение решения органами.

Состав преступления и ответственность

Итак, от необходимого отступления следует перейти к сути рассматриваемой темы, а также сразу следует выделить, что объектом преступления может быть только должностное лицо. В рамках Уголовного кодекса состав и санкционную составляющую по данному деянию устанавливает статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», положения которой выглядят следующим образом:

  1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определённой деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо на срок до трёхсот шестидесяти часов.

На основе вышеприведённой части 1 статьи 169 УК РФ можно выделить три основных вида воспрепятствования:

  • отказ в регистрации или в выдаче лицензии;
  • уклонение от регистрации или от выдачи лицензии;
  • и законных интересов.

Первые два вида во многом конкретизированы и понятны, например:

Гражданин «А» обратился с заявлением на регистрацию его в качестве ИП, соответственно предоставив все необходимые документы в нужной форме и содержании. Уполномоченный сотрудник принял пакет документов, утвердил получение заявления и далее уведомил об имеющихся сроках рассмотрения обращения. По истечении озвученного периода в 3 рабочих дня гражданин «А», не получив уведомления о статусе рассмотрения заявки, снова обратился в регистрирующий орган, где ему было озвучено, что требуется подождать ещё 3 рабочих дня. Но по истечении ещё трёх дней результат остался тем же, а в завершение пришло уведомление об отказе в одобрении заявки, при этом в отказе не было указана мотивированная часть, что само по себе нарушает действующее законодательство.

Здесь же стоит отметить, что законодателем предусмотрены определённые основания для правомерного отказа, и указаны они в статье 23 ФЗ № 129 от 08.08.2001. Перечень оснований достаточно внушительный и насчитывает 20 пунктов, например, несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами. При этом деяние считается оконченным с момента фактического вынесения решения и доведение этого решения до заявителя.


Третий вид - это «Ограничение прав и законных интересов» обобщает все остальные всевозможные варианты, что не позволяет определить их в единый список, так как к ним могут относиться любые действия, рассматриваемые как препятствующие предпринимательской деятельности. К примеру, это уведомление правительством определённого субъекта представителей малого бизнеса о принудительном денежном пожертвовании в некий фонд, а в случае отказа и/или невыполнения всех требований, бизнесмена ждут вечные и безостановочные проверки и комиссии.

Санкционная составляющая части 1 не предполагает лишение свободы, но полумиллионный штраф и лишение права занимать определённые должности должны в полной мере обеспечить наличие страха и трепета перед желанием нарушить закон.

  1. Те же деяния, совершённые в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от трёх до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо на срок до трёх лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Часть 2 характеризуется повторением ранее осуждённым должностным лицом учинения препятствий или причинением материального вреда в крупном размере. В соответствии с примечанием законодателя, крупным ущербом признаётся сумма в размере 1500000 рублей. При этом ущерб может быть не только в реальной форме, но и в виде упущенной выгоды.

Заключение

В заключение стоит повторить и сложности рассмотренной темы, так как само по себе ведение бизнеса сопровождается определённым контролем не только со стороны государства в законной форме, но и со стороны неких лиц, желающих обогатиться за счёт других. Поэтому каждому человеку необходимо знать свои права и понимать, как эти знания применить на практике.

Проблемы уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст.169 УК РФ)

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности не относится к числу распространенных, если исходить из официальной статистики.

Статья 169 УК РФ Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. ст. 2954 в ныне действующей редакции Федерального закона от 25 июня 2002 г. описывает признаки состава преступления в основном объективной стороны воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, такие как неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Как показывает изучение судебной и следственной практики по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлении о воспрепятствовании законной предпринимательской и иной деятельности, а также проведенный опрос 42 следователей органов внутренних дел, к подследственности которых Уголовно-процессуальным кодексом РФ отнесены дела этой категории, почти все из перечисленных признаков состава преступления, предусмотренного ст.169 УК РФ, не имеют однозначной трактовки в правоприменительной практике. И это несмотря на то, что ст.169 УК РФ является бланкетной, что, казалось бы, облегчает задачу правоприменителя, поскольку позволяет ему использовать специальные юридические термины в том значении, в котором они употребляются в так называемом позитивном законодательстве.

Однако многие из причин, по которым анализируемая норма оказалась невостребованной, заключаются как раз в недопонимании правоприменителем значения неуголовно-правовых категорий, используемых законодателем при описании признаков составов экономических преступлений, в частности, состава воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности. Сказанное заставляет тщательно исследовать термины, посредством которых выражен уголовно-правовой запрет как отдельно друг от друга, так и в контексте.

Данные термины можно разделить на две группы: термины, имеющие значение близкое к общеупотребительному, и специальные юридические термины, отражающие содержание той или иной правовой категории. Смысл разделения заключается в преимущественном применении к указанным видам терминов различных способов толкования. Так, трактовка терминов, имеющих значение, близкое к общеупотребительному (1-я группа), должна быть основана, в первую очередь, на грамматическом способе толкования. А юридические термины, значение которых установлено неуголовным законодательством, но используемые в статьях Особенной часта УК РФ (2-я группа), уясняются, прежде всего, посредством систематического способа толкования, которое служит, главным образом, целям выяснения логической связи между отдельными нормами.

К первой группе относятся термины воспрепятствование, отказ, уклонение, ограничение, вмешательство, зависимость. Ко второй - законная предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, государственная регистрация указанных субъектов предпринимательской деятельности, неправомерный отказ в ней и уклонение от нее, специальное разрешение (лицензия) на осуществление определенной деятельности, выдача такого разрешения, включая основания для отказа в выдаче, неправомерные отказ от выдачи и уклонение от нее, права и законные интересы указанных субъектов предпринимательской или иной деятельности, ограничение прав, законных интересов, самостоятельности этих субъектов, незаконное вмешательство в деятельность этих субъектов, организационно-правовая форма этих субъектов, должностное лицо и использование им своего служебного положения.

В науке ведется широкая дискуссия относительно понятия объекта, на который посягают преступления в сфере экономической деятельности. Нет определенности и в вопросе о том, что представляет собой объект, охраняемый уголовно-правовой нормой об ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. В связи с этим разработано собственное определение круга общественных отношений, защищаемых указанной нормой.

Исследователями объект определяется как права, свободы, интересы и гарантии субъектов предпринимательской деятельности (Б.В. Волженкин, Б.М. Леонтьев, Н.А. Лопашенко, В.Б. Мельникова, П.Н. Панченко), деятельность должностных лиц, правопорядок в сфере экономики и интересы общества, государства, отдельных участников экономического оборота (А.Э. Жалинский) и т.д. В авторских определениях объекта говорится об общественных отношениях как возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (Б.В. Яцеленко), обеспечивающих сферу предпринимательства и интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления (Л.Д. Гаухман), определяющих деятельность органов власти в сфере регулирования экономической деятельности (В.Е. Мельникова), существующих по поводу организации и осуществления предпринимательской деятельности (И.В. Шишко).

С учетом сказанного можно предложить следующую формулировку непосредственного объекта воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности. Непосредственный объект данного преступного деяния, таким образом, составляют общественные отношения, обеспечивающие закрепленными конституционными и иными нормами, свободы экономической деятельности и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.8 и 34 Конституции РФ).

Вопрос о наличии дополнительного объекта важен не только для уголовно-правовой теории, его решение непосредственно связано с проблемой конкуренции составов, возможности вменения совокупности преступлений, то есть вопрос этот имеет значение, прежде всего, для правоприменительной практики.

Верной представляется точка зрения о наличии у преступного воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности дополнительного объекта, состоящего в нарушении общественных отношений в сфере деятельности должностных лиц Рудовер Е. А.. Воспрепятствование законной предпринимательской или инойдеятельности:Уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф. дисс. -М.,2004..

Объективная сторона состава заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности - создании условий и обстоятельств, которые или вообще не позволяют заниматься предпринимательской или иной деятельностью законно, или существенно ее затрудняют, ограничивают.

Формы преступного воспрепятствования названы в законе:

  • 1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • 2) уклонение от их регистрации;
  • 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;
  • 4) уклонение от его выдачи;
  • 5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
  • 6) незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Формы альтернативны и самостоятельны; для оконченного преступления достаточно совершения действий, подпадающих хотя бы под одну из названных выше форм.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - преступное нарушение общего порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Под государственной регистрацией юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Закон о госрегистрации юридических лиц понимает акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с федеральным законом

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица представляет собой завуалированный отказ в государственной регистрации предпринимательской или иной деятельности. Оно заключается, например, в неоднократном отказе должностного лица принять документы на регистрацию под предлогами недостатка документов, несоответствия их формы предъявляемым требованиям, загруженности работой, отсутствия компетентных должностных лиц и т.п.; в незаконном и неоднократном продлении сроков регистрации; в умышленной утрате учредительных документов; в затягивании процесса регистрации путем систематического истребования новых документов и т.п.

Эту форму воспрепятствования, а также уклонение от лицензирования следует разграничивать с административным правонарушением, предусмотренным в ст.14.25 КоАП РФ "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По ч.1 этой статьи административным штрафом наказывается несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Несвоевременное внесение записей в реестр предполагает, что состоялось положительное решение регистрирующего органа о государственной регистрации любого вида, однако в нарушение закона соответствующие записи в реестр внесены не были. При уголовно-наказуемом воспрепятствовании решение о государственной регистрации отсутствует.

С сожалением следует констатировать, что ныне не решен вопрос об ответственности должностных лиц за нарушение сроков государственной регистрации. Как указывалось выше, они не могут составлять более чем пять рабочих дней с момента представления необходимых для регистрации документов. Разумеется, если сроки затягивания процесса регистрации значительны, следует ставить вопрос об уголовной ответственности должностного лица по ст.169 УК РФ, в частности, по анализируемой форме деяния. Если же срок пропущен на несколько дней, и далее состоялось решение о регистрации, или отказ в ней, установить умысел лица, виновного в пропуске сроков, в воспрепятствовании законной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя не представляется возможным. Однако должностные лица в такой ситуации и к административной ответственности привлечены быть не могут, в связи с отсутствием таковой.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности нарушает положения законодательства, согласно которым отдельными видами деятельности юридическое лицо, а равно предприниматель без образования юридического лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (п.1 ст.49 ГК РФ и др.).

Право на осуществление такой деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Уклонение от выдачи лицензии имеет место, когда у заявителя без оснований не принимают документы на лицензирование; когда, не отказывая в лицензировании, систематически требуют представления документов, не предусмотренных законом; при умышленной утрате представленных документов и т.п.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает незаконное уменьшение правоспособности лиц и организаций; создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам.

Конкретных разновидностей проявления этой формы преступления на практике может быть неограниченно много: отказ государственных банков выдавать льготные кредиты предпринимателям без образования юридического лица или кредитовать унитарные предприятия; назначение частых аудиторских проверок общественных организаций; аннулирование лицензий на ведение определенных видов деятельности всем предприятиям, кроме, например, акционерных обществ; ограничение деятельности производственных кооперативов территориально или по времени; навязывание ущемляющих законные интересы коммерческих организаций условий договоров и т.п.

Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица проявляется, например, в незаконных принудительном разделении юридического лица, расторжении договоров как якобы не соответствующих требованиям антимонопольных органов, в установлении ограничений объемов производства или сбыта произведенной продукции, в навязывании невыгодных условий страхования, в незаконном применении льготного налогообложения, в незаконном изъятии у юридического лица земельного участка, в незаконном и безосновательном изъятии работниками правоохранительных органов документов и материальных ценностей предпринимателей или юридических лиц, в наложении запретов на осуществление какой-либо деятельности или на поддержание коммерческих отношений с каким-либо хозяйствующим субъектом, в принудительном "устраивании" на работу в организацию нужных виновному лиц, либо, напротив, в принудительном выводе из числа учредителей или руководителей организации неугодных лиц и т.п.

Из числа проблем квалификации, возникающих по объективной стороне воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, следует выделить две наиболее сложные.

Первая связана с тем, что в действиях должностных лиц возможны ситуации сочетания правомерных и неправомерных действий: имея, например, предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации или в лицензировании, должностное лицо не принимает документы, одновременно требуя за совершение указанных действий взятку. Есть ли здесь неправомерный отказ в регистрации или лицензировании, о котором говорится в ст.169 УК РФ? Представляется, на поставленный вопрос можно ответить только отрицательно. Если имели место законные основания для отказа в регистрации или лицензировании (при наличии, например, в документах не соответствующей действительности информации), предпринимательская или иная деятельность не могла быть официально подтверждена и отказ должен быть признан правомерным. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности отсутствует.

О вымогательстве взятки применительно к ч.4 ст.290 УК РФ говорить, видимо, нельзя, поскольку виновный не угрожает причинением вреда законным интересам лица.

Действия должностного лица следует квалифицировать как подстрекательство к даче взятки за совершение им заведомо незаконных действий и одновременно как приготовление к получению взятки за незаконные действия.

Вторая проблема в рамках объективной стороны заключается в разграничении форм преступного воспрепятствования между собой. Неправомерный отказ в регистрации или лицензировании и уклонение от совершения этих действий сходны между собой. Как расценить ситуацию, когда должностное лицо под различными, не соответствующими закону предлогами систематически не принимает документы на государственную регистрацию или, положим, продляет срок регистрации, когда такая возможность законом не предусмотрена? Представляется, что здесь имеет место уклонение от регистрации или от лицензирования. Законодатель употребляет этот термин для характеристики одной из форм воспрепятствования, чтобы подчеркнуть характер неправомерных действий виновного должностного лица; объективная сторона растянута во времени, преступное деяние выражается не одномоментно, а серией действий, в совокупности составляющих воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону. - Волтерс Клувер, 2007.

Разграничивать необходимо и такие формы состава, как ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица и ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в их деятельность. Ограничение прав и законных интересов есть ни что иное, как ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; и то, и другое представляет собой незаконное вмешательство в их деятельность. Так, ограничив право юридического лица или индивидуального предпринимателя на заключение контрактов (договоров) с какой-либо фирмой, должностное лицо, без сомнения, ограничивает самостоятельность хозяйствующего субъекта и одновременно незаконно вмешивается в его деятельность.

Законодатель предпринял попытку отграничения первой анализируемой формы воспрепятствования от последних, указав на причину ограничения прав и законных интересов, - ею выступает организационно-правовая форма. Думается, однако, что на практике эта причина практически недоказуема. Поэтому разграничение таких форм, как ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица и незаконное вмешательство в их деятельность, в настоящее время практически невозможно; следовало бы на законодательном уровне оставить только одну - последнюю - форму.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст.169 УК РФ, характеризуется прямым умыслом.

Мотивы и цели не относятся к числу обязательных признаков субъективной стороны, они могут быть любыми (месть, ненависть, личная неприязнь, зависть и др.).

Должностное лицо может действовать из корыстных побуждений. При наличии признаков взяточничества, его следует дополнительно привлекать к ответственности по ст.290 УК РФ.

Субъектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности выступает должностное лицо, если оно использует при этом свое служебное положение. Понятие должностного лица дано в примечании к ст.285 УК РФ.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...