В заявке указана страна происхождения всех товаров. Чьи будете? Особенности указания страны происхождения в закупочной документации и заявке на закупку. Копии документов не заверили

Минэкономразвития России уточнило, что если в первой части заявки на участие в электронном аукционе указана информация о стране происхождения товара, то она не подлежит отклонению из-за отсутствия сертификата о происхождении товара. Соответствующее ведомственное письмо в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России ().

Напомним, в первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо указать наименование страны происхождения товара. А ко второй ее части следует приложить документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, если они были установлены заказчиком ( , Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее – Закон № 44-ФЗ). Речь идет о запрете на допуск ряда товаров, происходящих из иностранных государств (жизненно важных лекарств, медицинских изделий, с 1 января 2016 года – программного обеспечения и т. д.). Исключение составляют случаи, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории России отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков ( , ).

Ранее министерство неоднократно давало пояснения по порядку рассмотрения второй части заявки на участие в электронном аукционе. Ведомство отмечало, что в случае отсутствия указанного сертификата о происхождении товара СТ-1, такая заявка должна отклоняться. В том числе если указание на место происхождения товара есть в первой части заявки ( , ).

В пресс-службе Минэкономразвития России порталу ГАРАНТ.РУ разъяснили, что новое письмо ведомства не противоречит выводам, сделанным им в указанных письмах. Оно касается только ситуаций, когда заказчики отклоняли первую часть заявки из-за невыполнения требований ко второй части (то есть из-за отсутствия сертификата СТ-1). Однако если участник госзакупки с ограничениями по стране происхождения товара не приложит необходимый сертификат ко второй части заявки, заявка будет отклонена.

Такие сертификаты выдают уполномоченные торгово-промышленные палаты в регионах (), они же устанавливают стоимость этой услуги. К примеру, минимальная цена за выдачу сертификата, подтверждающего страну происхождения товара, Московской ТПП составляет 6,5 тыс. руб.

Требует указывать в первой части заявки место, где произвели ту или иную продукцию. Наименование страны происхождения товара по 44 ФЗ — это одно или несколько государств, на территории которых его произвели. Требование указывать такую информацию нужно в обязательном порядке включить в или .

Рассматриваемое понятие не стоит путать со следующими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, может отличаться от места изготовления продукции. Так, например, продукция может быть сделана в Китае, а торговая марка при этом зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Необходимо отметить, что ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требование к документации. Так не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как правильно указать происхождение

Также классификатор указывает цифровой код страны происхождения товара, который помогает определить, где он изготовлен.

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств).

Как подтвердить страну-производителя

При оформлении на участие в конкурсе или необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование). В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта.

Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза). Проводит ее Торгово-промышленная палата.

Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1. Такой документ оформляется на продукцию, которая вывозится за пределы РФ в государства — участники СНГ. Срок действия такого сертификата составляет один год.

Организация работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По итогам проведения аукциона заключен контракт на поставку телевизоров. Страной происхождения товара указан Китай. Поставщик при исполнении контракта представил сертификат соответствия на телевизоры, в котором изготовителем указано российское ООО.
Вправе ли в рассматриваемом случае заказчик принять товар, страна происхождения которого не совпадает со страной происхождения, указанной в контракте?

Согласно части второй Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ.
В Закона N 44-ФЗ не содержится положений, позволяющих изменять условия контракта после его заключения.
Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта N 44-ФЗ специально не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается N 44-ФЗ ( Закона N 44-ФЗ). Согласно же ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи следует учитывать, что согласно Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. С учетом вышеприведенных норм следует сделать вывод, что условия контракта, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке, в силу закона, должны считаться существенными условиями контракта.
В соответствии с Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать, помимо прочего, согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание, в частности, на наименование страны происхождения товара.
Иными словами, при согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара.
Таким образом, указание на наименование страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
Единственной, на наш взгляд, нормой, содержащейся в , Закона N 44-ФЗ, определяющих возможные случаи изменения контракта, позволяющей изменить наименование страны происхождения товара, то есть фактически условие о товаре, является Закона N 44-ФЗ: "При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком".
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик вправе принять товар, переданный ему с нарушением условия контракта о стране происхождения товара, только в том случае, если его характеристики лучше, нежели характеристики товара, страна происхождения которого изначально была указана в контракте. При этом заказчику и поставщику необходимо будет также заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором будет изменена страна происхождения поставляемого товара.
Дополнительное соглашение об изменении условий о стране происхождения товара, подписанное в отсутствие оснований, предусмотренных Закона N 44-ФЗ, как нам представляется, в силу ГК РФ, должно квалифицироваться как ничтожная сделка (т.е. недействительная независимо от признания ее таковой судом), поскольку не только нарушает требования закона, но и посягает на публичные интересы. Однако это обстоятельство не мешает контрольному органу в сфере закупок обратиться в суд с иском о признании такого дополнительного соглашения недействительным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как правильно определить и какими документами подтвердить страну происхождения товаров, какие существуют запреты и ограничения на допуск товаров - расскажем на понятных примерах.

Что означает понятие

Если предметом закупки является товар, то участник закупки, проводимой посредством открытого конкурса либо электронного аукциона, обязуется для каждого предмета, предлагаемого к поставке, указать наименование страны происхождения товара (по 44-ФЗ) (СПТ).

Однако в самом 44-ФЗ нет определения данного понятия, поэтому необходимо использовать формулировку, данную в Таможенном кодексе Таможенного союза (глава 7, ). Согласно документу, это страна (группа государств либо таможенные союзы), в которой было произведено или достаточно обработано определенное изделие.

При проведении электронного аукциона участнику необходимо указать СПТ в первой части заявки. Также заказчик может установить требование: приложить ко второй части заявки соответствующие сертификаты или другие документы, подтверждающие СПТ. То же самое касается открытого конкурса, но в этом случае все документы предоставляются в составе первой части заявки на участие.

Правила определения

Необходимо понимать и различать следующие категории товара:

  1. Место нахождения его производителя.
  2. Наименование места его происхождения.
  3. Наименование страны торгового знака.

Покажем разницу на примере.

Владелец товарного знака iPhone — корпорация Apple, которая зарегистрирована в штате Калифорния, а ее дочерние компании раскиданы по всему миру (например, для Европы — в Ирландии). При этом собирается iPhone в КНР, в провинции Гуанчжоу.

Таким образом, для европейского рынка это будут:

  1. США, штат Калифорния.
  2. КНР, провинция Гуанчжоу.
  3. Ирландия.

Также есть понятие «локализация» — это когда «каркас» (например, автомобиля), который собирается в одном государстве (например, БМВ присылает из Польши в Калугу комлектующие в частичной сборке, а полная сборка происходит в Санкт-Петербурге или Москве), а финальная сборка происходит в другом. В этом случае ситуация следующая:

  1. Республика Польша.
  2. Российская Федерация.

Что указать в заявке

Для того чтобы правильно указать СПТ, следует обратиться к Постановлению № 529-ст. от 14.12.2001 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира». В ОКСМ указан цифровой код страны происхождения товара, ее полное и краткое наименование.

Необходимо указывать именно те наименования, которые содержит классификатор страны происхождения товара. То есть нужно указывать полное наименование СПТ: не РФ или США, а Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Конкретные города указывать не требуется.

Если продукция произведена в нескольких государствах, то все государства необходимо указать в заявке.

Можно увидетькод страны происхождения товара в ГТД — грузовой таможенной декларации.

Подтверждение СПТ или акт экспертизы ТПП

Одного указания СТП бывает недостаточно, и заказчик может запросить подтверждение СПТ. Одним из ключевых документов здесь выступает сертификат СТ-1. Выдачей таких сертификатов занимается Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) на основе годового акта экспертизы. Акт экспертизы (полное наименование: акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ) также является подтверждением СПТ.

О том, как получить акт экспертизы, можно подробно узнать на сайте

Сложности текущих политических и экономических взаимоотношений между странами неизбежно отражаются на госзакупках. Без ориентации участников торгов в соответствующих ограничениях и приоритетах российской контрактной системы, а также знания ими порядка указания страны происхождения и производителя продукции (товара, работы, услуги) в документации они могут лишиться возможности принять участие в конкурсной процедуре или же быть наказанными за необоснованное нарушение конкуренции. Рассмотрим с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ, какие в связи с этим возникают вопросы у участников торгов, и дадим на них ответы.

В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В первой части заявки участника закупки содержится информация о стране происхождения товара с используемым союзом «или» (например, Япония или Нидерланды). Информация о стране происхождения товара содержится не по каждой конкретной позиции объекта закупки, а в отдельно указанной в заявке «таблице странпроизводителей» (например, Hewlett-Packard (HP) - Япония, Kyocera – Япония, Xerox – Япония или Нидерланды).

Следует ли отклонить заявку участника закупки в связи с тем, что в числе прочих сведений, указываемых в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, участник указал не одну, а две страны происхождения товара?

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ в документацию об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, обязательно включаются в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3–6 ст. 66 этого Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определены в п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. В частности, она должна содержать следующую информацию:

– если в документации об электронном аукционе содержится, помимо прочего, указание на наименование страны происхождения товара, первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ);

– если в документации об аукционе такого указания не содержится, первая часть заявки должна содержать указание на наименование страны происхождения товара (пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, или представления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

В случае указания участником в первой части заявки более одной страны происхождения товара очевидно, что речь о непредставлении необходимой информации (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ) не идет – информация представлена. Говорить в такой ситуации о том, что представленная информация не соответствует требованиям документации о таком аукционе, также неверно – документация об аукционе не содержит требования об указании одной страны происхождения товара.

Как представляется, требование об указании в первой части заявки страны происхождения товара установлено для целей соблюдения национального режима осуществления закупок в отношении товаров, работ и услуг, установленного ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Из части 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ следует, что при установлении Правительством РФ запрета либо ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ. При этом Законом № 44-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами не установлено никаких требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников, в том числе запрета на указание более одной страны происхождения товара.

Запрета и ограничения на указание в заявке участника более одной страны происхождения товара не содержит и приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2014 № 155, определяющий условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Справедливости ради надо отметить, что п. 10 названного документа содержит рекомендации в контракте указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений, окончательном предложении, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа. Однако из указанного пункта не следует, что в заявке и, соответственно, в контракте не могут быть указаны две и более страны происхождения товара.

При отсутствии указаний заказчика в аукционной документации о закупке товара только определенной страны происхождения указание заказчиком в первой части заявки более одной страны происхождения товара, исходя из требований закона, не может оказать никакого влияния на результат аукциона, ограничить конкуренцию между его участниками. При отсутствии же законных оснований отклонение первой части заявки участника электронного аукциона с указанными двумя странами происхождения товара будет необоснованным.

Вместе с тем сказанное является лишь экспертным мнением. На практике имеет место и противоположная позиция проверяющих органов. Так, в решении Омского УФАС России от 26.05.2015 по делу № 03-10.1/172-2015 контролирующий орган признал правомерным отказ в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, указавшему в заявке на участие в электронном аукционе в отношении одной позиции товара две страны его происхождения, буквально истолковав норму пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ как содержащую требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе только одной страны происхождения товара в отношении конкретного товара.

За официальным разъяснением ситуации необходимо обратиться в Минэкономразвития РФ либо в Федеральную антимонопольную службу России.

В соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона в первой части заявки должен указать наименование страны происхождения товара.

Вправе ли заказчик включить в аукционную документацию требование об указании участником аукциона наименования страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ), принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст?

К сожалению, предоставить однозначный ответ на этот вопрос невозможно. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3–6 ст. 66 этого Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В свою очередь в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна в перечисленных в этой части случаях содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.

Законом № 44-ФЗ не установлено требований к порядку указания наименования страны происхождения товара в заявках участников. Из части 3 ст. 14 данного Закона лишь следует, что при установлении Правительством РФ запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность участника закупки определять наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 14.12.2001 № 529-ст). Как следует из Введения к указанному классификатору, он предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.

Отдельными нормативными актами, принятыми во исполнение Закона № 44-ФЗ, действительно предусматриваются требования, в соответствии с которыми при осуществлении закупок информация о наименовании страны происхождения товара должна указываться в соответствии с ОКСМ (например, п. 20 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н, а также приложение 2 к приказу Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея от 07.05.2015 № 155-п). Однако, как показывает правоприменительная практика, поскольку такие требования к содержанию заявки положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрены, установление в документации об электронном аукционе требования об указании участником аукциона наименования страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ может быть признано неправомерным (например, решение ФАС от 19.06.2015 № К-734/15). По логике вещей, даже если рассматривать такое условие документации об аукционе как прямо не нарушающее Закон № 44-ФЗ, само по себе то обстоятельство, что указанное в конкретной заявке наименование страны происхождения товара отличается от формулировок, использованных в ОКСМ, однако позволяет однозначно определить страну происхождения товара, не может рассматриваться в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе лица, подавшего такую заявку. Поэтому следует полагать, что при формировании документации об аукционе в нее нецелесообразно включать указанное в вопросе требование. Однако каких-либо иных, помимо приведенного решения ФАС, примеров из правоприменительной практики, где рассматривался бы заданный вопрос, обнаружить не удалось.

Заказчик проводит электронный аукцион на поставку мяса (говядина замороженная) с применением Постановления Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 и приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155. Все участники аукциона предложили в первых частях заявок российский товар. Все участники, кроме победителя, во вторых частях заявки продекларировали страну происхождения товара и производителя товара. Победитель аукциона во второй части заявки указал в декларации страну происхождения – Россию, но не указал производителя. Также во второй части заявки отсутствуют какие-либо иные документы, подтверждающие производителя товара. В первой части заявки победителя указана только страна происхождения.

Можно ли в этом случае признать заявку победителя не соответствующей требованиям, установленным к документации, на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в целях защиты
основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики Правительство РФ своими правовыми актами может устанавливать ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок.

В свою очередь Минэкономразвития РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, п. 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437).

В рамках реализации указанных полномочий Правительством РФ и Минэкономразвития РФ, соответственно, были приняты упоминаемые в вопросе постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 «Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», действие каждого из которых распространяется в том числе и на такой товар, как говядина замороженная.

Вместе с тем при применении указанных нормативных правовых актов следует иметь в виду то обстоятельство, что
они действуют только в том случае, если при определении поставщика путем проведения конкурентных процедур, упомянутых в данных актах, к поставке предлагаются товары как из государств ЕАЭС, так и из иных государств (п. 1 постановления № 832, п. 1 приказа № 155). Причем из п. 2 постановления № 832 вытекает, что данное постановление не подлежит применению, если наряду с заявками на поставку определенного вида иностранного товара подана лишь одна заявка на поставку этого товара из государств ЕАЭС, либо две и более заявок на поставку товара из ЕАЭС содержат указание на то, что данный товар произведен одним и тем же производителем. В приведенной ситуации будет действовать Приказ № 155.

Из вышеизложенного следует, что в том случае, когда все заявки, поданные на электронный аукцион, содержат предложения о поставке замороженной говядины только российского происхождения, ограничения и правила, установленные постановлением № 832 и приказом № 155, не применяются.

Тем не менее необходимо учитывать, что обязанность участника электронного аукциона представить в составе второй части своей заявки документы, подтверждающие соответствие такого участника и (или) предлагаемых им товаров условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, предусмотрена не положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, а нормой п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. При этом исполнение указанной обязанности участником электронного аукциона не зависит от того, предлагаются ли участниками данного аукциона только товары, происходящие из стран ЕАЭС, или также и иностранные товары.

Согласно ч. 1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия ее в том числе требованиям, установленным ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.

Следовательно, установленное заказчиком в документации об электронном аукционе требование о представлении участником в составе заявки документов, подтверждающих наименование производителя товара, внесенного в перечень, утвержденный постановлением № 832, должно быть исполнено участником закупки. Заявка участника, не содержащая сведений о производителе такого товара, подлежит отклонению (например, решение УФАС по Брянской области от 19.10.2016 № 227, решение УФАС по Москве от 07.11.2016 № 2-57-12589/77-16, решение УФАС по Свердловской области от 01.11.2016 № 1573-з).

Следует также обратить внимание на то, что требование заказчика об указании наименования производителя в первой части заявок, представляемых на электронный аукцион, не соответствует требованиям закона. Ведь, согласно ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в первых частях заявок правомерно требовать указания лишь наименования страны происхождения товара. Наименование производителя товара раскрывается участником электронного аукциона во второй части заявок в силу уже упоминавшегося п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ (например, решение УФАС по Новосибирской области от 04.10.2016 № 08-01-358).



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...