Территорию подвергшуюся необходимо покидать перпендикулярно направлению ветра. Как следует выходить из зоны химического заражения? Правила поведения людей в зоне химического заражения. Во время сильных порывов урагана лучше

Планируя и осуществляя мероприятия по повышению устойчивости, необходимо помнить, что для предприятий, организаций, учреждений установлены оценки: - «удовлетворительно » и «неудовлетворительно » .

Планируя и осуществляя мероприятия по повышению устойчивости, необходимо помнить, что для предприятий, организаций учреждений установлены оценки:удовлетворительно и неудовлетворительно

платками или какой-то другой тканью и будете их выводить по

По данным Международной комиссии по радиологической защите, опасными являются дозы, превышающие биологический эквивалент рентгена 35 бэр в год

– бледность кожных покровов.

По каким признакам можно определить, что у пострадавшего внутреннее кровотечение? – Бледность кожных покровов.

По каким признакам можно определить, что у пострадавшего внутреннее кровотечение:бледности кожных покровов

По каким признакам можно определить, что у пострадавшего внутреннее кровотечение?A) бледности кожных покровов

По каким признакам можно определить, что у пострадавшего внутреннее кровотечение?A) бледности кожных покровов

По какой шкале измеряются ураганы: A) Бофорта

По какой шкале измеряются ураганы? – Бофорта.

По какому принципу организуется ГО? – территориально – производственному

По какому принципу организуется гражданская оборона:территориально-производственному

По какому принципу организуется гражданская оборона? B) Территориально-производственному

По масштабу проявления загрязнения бывают:- Е)ответы А,В,С(локальные, региональные и глобальные)

По масштабу проявления загрязнения бывают:E) ответы А,В,С

По назначению убежище используется для защиты? – В)населения и пунктов управления .

По назначению убежище используется для защиты:В) Населения и пунктов управления

По скорости распространения ЧС могут быть смертельные пожары, снежные лавины, сели, аварии с выбросом СДЯВ

По скорости распространения ЧС могут быть умеренные оползни, паводковые наводнения, извержения вулканов, аварии с выбросом радиоактивных веществ

По скорости распространения ЧС-могут быть внезапные: землетрясения,взрывы, транспортные аварии

По скорости распространения ЧС-могут быть плавные-медленно распрост: наводнения, засухи, эпидемии, загряз Поражающими фактогами ядерного взрыва не являются? загазаванность

По характеру распространения лесные пожары подразделяются на: (Найдите ошибку)В) Наземные

По характеру распространения лесные пожары распределяются на: (найдите ошибку) – В)наземные .

поверхности таким образом, чтобы зараженность снизилась до допу

Повреждения газопровода определяют специалисты с помощью: -Д) газоанализатора.

Повреждения газопровода определяют специалисты с помощью.?D) Газоанализатора

Поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на соответствующий взвешивающий коэффициент для данного вида излучения, называется: C) эквивалентная доза
D) экспозиционная доза
E) мощность дозы

Люди, которые еще учились в советских школах, помнят такие прекрасные брошюры из серии «Это должен знать каждый». На самой обычной серой бумаги размещались картинки, где всякие человечки спасались от различных напастей: ядерных взрывов, ядовитых газов и прочих бед. На сегодняшний день такие брошюрки являются практически раритетами, однако, информация, которая там подавалась, остается актуальной и по сегодняшний день. Ведь знания, как правильно выходить из зоны химического заражения, никому не помешают.

Химическое оружие

Впервые химическое оружие было запущено во времена Первой мировой войны. После ее завершения разработки такого вооружения не только не прекратились, но и начали более активно развиваться, и с каждым годом химическая атака приобретала все большую угрозу для людей.

Лидером в разработке химического оружия были Соединенные Штаты Америки, первые образцы были изготовлены на основе ЛСД. Стоит отметить, что опробовать на людях данное вооружение так не получилось, однако основа для создания просочилась на нелегальный рынок и на сегодняшний день - это один из самых распространенных наркотиков в мире.

Использование химического оружия

США во времена войны во Вьетнаме в 1966 году все же применили химическую атаку и сбросили на головы жителей этой страны в общей сложности более 1 500 галлонов химических веществ.

Конечно же, в нынешнее время достаточно сложно поверить в то, что мы можем попасть под настоящую военную газовую атаку. Но все же знать, как правильно вести себя в зоне действия химического заражения, каждому человеку просто необходимо. Ведь сейчас есть много различных неадекватных людей и террористических организаций, от которых можно ждать чего угодно.

Одним из наиболее ярких примеров может быть случай в метро в столице Японии в 1985 году, когда глава одной сектантской организации устроил теракт в подземке. Он подверг отравлению более тысячи людей, тогда погибло 12 человек, 54 получили очень сильные повреждения, а более тысячи кратковременно лишились зрения. Стоит отметить, что данное вещество было произведено кустарным способом.

Однако еще большую угрозу несут не отдельные люди, а химические предприятия. В особенности знать правила, как следует выходить из зоны химического заражения, должны знать люди, которые проживают в промышленных районах.

Действия в случае химического заражения

Когда человек слышит по радио или ТВ сообщения, которые рассказывают о выбросе химических веществ, в первую очередь нужно не паниковать и сконцентрироваться. Далее надо соблюдать четкий алгоритм действий:

  1. Надеть средства, которые будут защищать органы дыхания. Также рекомендуется облачиться в вещи, которые смогут защитить кожу от повреждений.
  2. По возможности немедленно покинуть зону поражения.

Если же не все так просто, а под руками нет элементарных средств для защиты дыхательных путей, а также возможность покину зону поражения отсутствует, значит, нужно сделать следующее:

  1. Плотно закрыть все окна, вентиляционные люки, всевозможные щели.
  2. Выключить источники подачи газа. Если есть печь - она не должна гореть.
  3. Ждать соответствующих указаний от органов власти через средства массовой информации (телевизор, радио, интернет).

Следует помнить, что действие ядовитых веществ напрямую зависит от концентрации вещества в воздухе. Поэтому к герметизации помещение нужно отнестись крайне серьезно.

Как правильно покидать зону заражения

Из очага химического заражения нужно правильно выходить, пути отхода напрямую зависят от направления ветра. Если служба спасения оперативно среагировала на происшествие и поставила указатели, то двигаться нужно строго по ним.

В случае отсутствия каких-либо знаков и постов нужно учитывать несколько факторов:

  1. Где находится очаг загрязнения.
  2. В каком направлении дует ветер.

Многие ошибочно начинают идти против направления ветра, тем самым только направляясь к очагу загрязнения. Выходить из зоны химического заражения следует перпендикулярно направлению ветра. Только таким образом можно найти самый быстрый выход из очага поражения. Поскольку ширина заражения не насколько большая, как его длина, которую разносит ветер.

Правила поведения людей в зоне химического заражения

Когда произошло заражение, нельзя медлить, по опасной местности нужно передвигаться как можно быстрее. Однако запрещается бегать, поднимать пыль и прикасаться к зданиям и окружающим предметам. Не разрешается снимать противогазы и прочие средства защиты, если вы точно не знаете, заражена данная территория или нет. Зараженное облако в городе распространяется на наибольшие расстояния по тоннелям, улицам.

Также следует быть особо осторожными и не передвигаться через овраги, лощины. В низинах, как правило, сохраняется большая концентрация химикатов. Более того, опасность для человека представляют парки, сады, огороды. На листьях и ветках также может находиться большое количество вредоносных веществ.

Действия после выхода из зоны поражения

Стоит отметить, что снимать средства индивидуальной защиты запрещается без специальной на то команды от ответственных лиц. Все дело в том, что на одежде могут оставаться ядовитые вещества, которыми можно заразить других людей.

Люди, которые получили поражения, должны получить первую медицинскую помощь. При необходимости человеку вводят противоядие, а участки тела обрабатывают специальными средствами. После оказания первой медицинской помощи людей обязательно нужно отвезти в больницу или ближайший медпункт.

Все люди, которые пришли из зоны поражения, должны пройти полную санитарную обработку, на специальных обмывочных пунктах производится дегазация одежды.

Средства для химической защиты

Если под рукой нет противогаза и необходимо срочно покидать помещение, то можно использовать ватно-марлевую повязку, если и ее не найдется рядом, то обычную ткань. Повязка должна быть смочена водой, но еще лучше, отбросить свою брезгливость, занимаясьспасением своей жизни, и вместо воды использовать мочу. Она обладает особыми свойствами, которые кристаллизируют газ.

Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми веществами

Химическое заражение местности приводит к тому, что люди могут получить серьезные проблемы со здоровьем вследствие контакта с ядовитыми веществами. Когда человек не может самостоятельно себе помощь, ему необходимо оказать первую медицинскую помощь. Если он все еще находится в зоне где произошла химическая атака или другая ситуация, связанная с заражением местности, то на пострадавшего нужно одеть немедленно ватно-марлевую повязку.

В случае поражения человека хлором необходимо повязку смочить в воде или 2% растворе питьевой соды, если же аммиаком - в 5% растворе лимонной кислоты. Затем следует обязательно следует выходить из зоны химического заражения, причем чем быстрее это сделать, тем меньше шансов получить серьезные повреждения.

Заключение

Химическое или газовое заражение местности случается достаточно в редких случаях, и большая часть людей, к счастью, никогда не сталкивалась с данной проблемой. Однако в целях своей же безопасности крайне необходимо знать, как правильно следует выходить из зоны химического заражения.

Итак, подытожим все вышесказанное. В случае угрозы химического заражения нужно сделать следующее:

  1. Не паниковать и трезво оценить обстановку.
  2. Найти всевозможные средства для химической защиты: противогаз, ватно-марлевая повязка, вещи, максимально закрывающие кожный покров.
  3. Попытаться в кратчайшие сроки покинуть пораженную зону. Сделать это нужно максимально быстро, в таком случае можно минимизировать ущерб для своего здоровья.
  4. Если не получается покинуть зараженную местность, то нужно максимально обезопасить свое помещение от проникновения вредоносных веществ. Закрыть все окна, вентиляционные люки и прочие места, откуда прибывает воздух снаружи и дожидаться прихода спасателей.
  5. Выходить из опасной зоны необходимо перпендикулярно ветру, таким образом, можно в кратчайшие сроки покинуть зараженное место.
  6. Категорически запрещается передвигаться по тоннелям, именно в них собирается большое количество химикатов, которые могут нанести непоправимый для здоровья вред.
  7. Прибыв в безопасную зону, обязательно нужно получить первую медицинскую помощь и показаться врачу.

Следуя таким достаточно простым правилам, вы практически полностью обезопасите себя от тяжелых последствий, нанесенных ядовитыми веществами. Будьте осторожны и никогда не паникуйте в экстремальных ситуациях - это залог успешного выхода из необычной ситуации.

Проникающая радиация (поток гамма-излучений и нейтронов при ядерном взрыве; действие продолжается 10–15 с) приводит к возникновению лучевой болезни. При наземном взрыве ядерного боеприпаса с тротиловым эквивалентом 100 кт люди, расположенные вне укрытий, поражаются проникающей радиацией в радиусе: до 1 км – смертельно; 1,7 км – получают ожоги тяжелой степени; 1,9 км – средней степени; до 2 км – легкой степени.
Радиоактивное заражение местности и находящихся на ней объектов происходит в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва и наведенной радиации, обусловленной образованием радиоактивных изотопов в окружающей среде под воздействием мгновенного нейтронного и гамма-излучений ядерного взрыва; поражает людей и животных главным образом в результате внешнего облучения, действие которого подобно действию проникающей радиации.
Электромагнитный импульс (кратковременные электрические и магнитные поля, возникающие при ядерных взрывах) воздействует на антенны, провода, кабельные линии и средства связи, в которых наводятся электрические напряжения, приводящие к пробою изоляции, повреждению входных элементов аппаратуры, выгоранию плавких вставок. Конструктивные особенности ядерных зарядов могут сильно влиять на соотношение поражающих факторов. Так, могут быть созданы заряды с резко увеличенным выходом нейтронного излучения («нейтронные»).
Средства доставки.
При применении ядерного оружия используются разнообразные средства доставки. Исторически первыми средствами доставки ЯО стали свободнопадающие бомбы. Позже, в 60-е годы XX в. появились управляемые авиационные ракеты с ядерным зарядом. Сейчас они имеют различную дальность стрельбы – от нескольких сот до 4 тысяч километров. На вооружении артиллерийских частей состоят ядерные снаряды и мины различных калибров, для артиллерии стран НАТО это 203 и 155 мм. Ракетное оружие с ядерными зарядами представлено стратегическими наземными комплексами (США, Россия, Китай), оперативно-тактическими наземными комплексами (Индия, Пакистан, Китай, Россия, возможно – КНДР), тактическими наземными комплексами (США, Франция, Россия, Китай, Индия, Пакистан, возможно – КНДР). Ядерное оружие ВМФ (ВМС) включает в себя ядерные торпеды и глубинные бомбы, ядерные крылатые и баллистические ракеты. Ядерные баллистические ракеты большой (более 7 тыс. км) дальности состоят на вооружении атомных ракетных подводных лодок США, Великобритании и России. На вооружении атомных ракетных подводных лодок Франции и Китая состоят баллистические ракеты средней дальности (от 2 до 5 тыс. км). На вооружении зенитных ракетных войск СССР и зенитных ракетных частей США состояли зенитные ракеты с ядерным зарядом. В связи с ростом точности зенитных ракет и изменением тактики применения ВВС надобность в таких ракетах отпала и в 80-е годы XX в. они были сняты с вооружения. В период холодной войны на границе между ГДР и ФРГ, на территории земли Шлезвиг-Гольдштейн, со стороны ФРГ, были установлены ядерные фугасы – инженерные боеприпасы большой мощности. Самый мощный ядерный боеприпас – советская авиационная ядерная бомба, получившая в западной прессе прозвище «Иван». Ее тротиловый эквивалент – 100 мегатонн. Самый маломощный – надкалиберный боеприпас американского безоткатного орудия «Дэви Крокет», имеющий мощность 0,6 килотонны.
Подведение итогов урока.

– Что понимают под термином «ОМП» и как он расшифровывается?
– Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения?
– Когда впервые появилось ядерное оружие и когда было применено?


Домашнее задание.
1. Заполните элементы схемы «Структура ОМП»:

2. Заполните таблицу «Ядерное оружие и его характеристики», основываясь на данных учебника (параграф 2.2 с. 47–58):

Страницы учебника 47–58.

Урок 13 (3)
Тема: «Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Химическое оружие».

Тип урока. Урок-беседа.
Вопросы урока. 1. Химическое оружие – понятие и классификация. 2. Виды химического оружия и признаки их применения.
Цели урока. Изучить: понятия, классификацию, виды химического оружия и признаки их применения.
Оборудование.
План урока.

На доске:
Число, месяц
Тема: Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Химическое оружие.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
1. Структура ОМП:

2. Таблица «Ядерное оружие и его характеристики».

3. Ответьте на вопросы:
– Что понимают под термином «ОМП»?
– Когда появилось ядерное оружие и когда было применено?
– Какие страны в настоящее время официально обладают ядерным оружием?
– На каком принципе основано действие ядерного оружия?
– Какими поражающими факторами оно обладает?
– Кратко охарактеризуйте: ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.
– Какие средства доставки используются при применении ядерного оружия?
Изучение нового материала.
Фронтальная беседа.
Химическое оружие – самый ранний (исторически) вид ОМП. Его впервые применили немецкие части в годы Первой мировой войны. Из книг, фильмов и публикаций в периодической печати, из уроков истории и химии вам наверняка известно что-то о химическом оружии (ХО).

– Чем поражает человеческий организм ХО?
– Через какие органы ХО воздействует на человека?
– В каком агрегатном состоянии обычно используется ХО?
– Что вы знаете о типах ХО?
– Какие средства защиты от ХО вы знаете?
– Может ли применять ХО кто-либо еще, кроме Вооруженных сил? Знаете ли вы такие случаи?
Химическое оружие – это прежде всего газообразные вещества, которые воздействуют через органы дыхания. Бывают смертельные и не смертельные, или слезоточивые, виды химического оружия. Главное средство защиты – противогаз, который был изобретен в России академиком Зелинским. Могут применять ХО террористические организации, например, такое оружие было применено сектой «Аум Сенрике» в токийском метро. А теперь давайте посмотрим, насколько вы правы.
Во время Первой мировой войны в боях у Ипра германские войска впервые применили химическое оружие. В дальнейшем в составе воюющих армий еще в ходе Первой мировой войны были сформированы химические части и подразделения, предназначенные для применения химического оружия. Одновременно с возникновением ХО встали вопросы защиты от него. В то время на вооружении войск существовали противодымные маски, которые против ХО оказались неэффективными. Успешно решен был вопрос защиты от ХО в России. В 1916 г. химик Н.Д. Зелинский разработал эффективную модель противогаза. После окончания Первой мировой войны химическое оружие, по некоторым данным, применялось частями РККА против отрядов восставших крестьян Тамбовщины (так называемая «Антоновщина»). Другие источники этот факт применения ХО отрицают. В 1925 г. Женевской конвенцией применение химического оружия было запрещено как бесчеловечное и антигуманное. Несмотря на это, многие страны, в том числе подписавшие Женевскую конвенцию, продолжали производить ХО, совершенствовать его и готовились к его применению. Так, в 30-е годы ХХ в., во время колониальной войны фашистской Италии против Эфиопии в 1935–1936 г. итальянские части применяли ХО против эфиопской армии. В годы Второй мировой войны немецко-фашистские части применяли ХО против партизан на советско-германском фронте, в частности, в Аждимушкайских каменоломнях под Керчью. Против регулярных войск ни одна из сторон химического оружия не применяла, хотя солдаты и офицеры всех воюющих армий в районах боевых действий имели при себе противогазы.
После окончания Второй мировой войны, несмотря на появление ядерного оружия, совершенствование и развитие ХО продолжалось. В США были разработаны новые типы боевых отравляющих веществ (ОВ), в частности, бинарные боеприпасы, относительно безопасные при хранении, транспортировке, обслуживании и подготовке к использованию. Полиция стала широко применять ОВ раздражающего действия, так называемый «слезоточивый газ», при разгоне массовых демонстраций, для прекращения беспорядков и в антитеррористических операциях. Так что история химического оружия продолжается. Самой мрачной его страницей может стать применение ХО террористическими организациями. Такой прецедент уже создан – атака токийского метро сектой «Аум Сенрике», которая стоила жизни и здоровья десяткам мирных жителей. Опасность применения ХО террористами заставляет спецслужбы всех государств принимать меры по предотвращению таких трагедий.
– Что же такое химическое оружие?
Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К нему относятся боевые отравляющие вещества и средства их применения.
Характеристика отравляющих веществ, средства и способы защиты от них.
Отравляющие вещества (ОВ) – это химические соединения, которые при применении способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы. Ими снаряжаются ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП).
По действию на организм человека ОВ делятся на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые раздражающие ипсихотропные.
ОВ нервно-паралитического действия. VX (Ви-Икс), зарин, поражают нервную систему при действии на организм через органы дыхания, при проникании в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой. Эти ОВ самые опасные. Для поражения человека достаточно очень малого их количества.
Признаками поражения являются: слюнотечение, сужение зрачков (миоз), затруднение дыхания, тошнота, рвота, судороги, паралич.
ОВ кожно-нарывного действия (например, иприт) обладают многосторонним действием. В капельно-жидком и парообразном состоянии они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров – дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой – органы пищеварения. Поражение выявляется не сразу, а через некоторое время – 2 ч. и более. Признаками поражения являются покраснение кожи, образование мелких пузырей, которые затем сливаются в крупные и через 2–3 суток лопаются, переходя в трудно заживающие язвы. При любом местном поражении ОВ вызывают общее отравление организма, которое проявляется в повышении температуры, недомогании.
ОВ удушающего действия (например, фосген) воздействуют на организм через органы дыхания. Признаками поражения являются сладковатый, неприятный вкус во рту, кашель, головокружение, общая слабость. Эти явления после выхода из очага заражения проходят, и пострадавший в течение 4–6 ч. чувствует себя нормально, не подозревая о полученном поражении. В этот период (скрытого действия) развивается отек легких. Затем может резко ухудшиться дыхание, появиться кашель с обильной мокротой, головная боль, повышение температуры, отдышка, сердцебиение.
ОВ общеядовитого действия (синильная кислота и хлорциан) поражают только при вдыхании воздуха, зараженного их парами (через кожу они не действуют). Признаками поражения являются металлический привкус во рту, раздражения горла, головокружение, слабость, тошнота, резкие судороги, паралич. Для защиты от этих ОВ достаточно использовать противогаз.
ОВ раздражающего действия CS (Си-Эс), адамсит и др. вызывают острое жжение и боль во рту, горле и глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.
ОВ психохимического действия bz (Би-Зет) специфически действуют на ЦНС и вызывают психические (галлюцинации, страх, подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства.
Очаг химического поражения.
Территория, в пределах которой в результате воздействия химического оружия произошли массовые поражения людей и сельскохозяйственных животных, называется очагом поражения . Размеры его зависят от масштаба и способа применения ОВ, типа ОВ, метеорологических условий, рельефа местности и других факторов.
Территория, подвергшаяся непосредственному воздействию химического оружия, и территория, над которой распространилось облако зараженного воздуха в поражающих концентрациях, называется зоной химического заражения . Различают первичную и вторичную зоны заражения.
Первичная зона заражения образуется в результате воздействия первичного облака зараженного воздуха, источником которого являются пары и аэрозоли ОВ, появившиеся непосредственно при разрыве химических боеприпасов. Вторичная зона заражения образуется в результате воздействия облака, которое образуется при испарении капель ОВ осевших после разрыва химических боеприпасов.
Средства доставки и применения химического оружия.
Средства доставки химического оружия в основном те же, что и ядерного. Авиационные боеприпасы, кроме управляемых ракет, но с добавлением выливных авиационных приборов и сбрасываемых кассет с химическими боеприпасами. Те же артиллерийские снаряды и мины, но к ним прибавляются химические снаряды для реактивных систем залпового огня, те же инженерные боеприпасы – химические снаряды а мины.
Химические боеприпасы могут применяться диверсионным способом – для отравления пищи, воды, воздуха в районах расквартирования и сосредоточения войск, на важных военных, военно-промышленных и транспортных объектах. Главные черты диверсионного способа применения ХО – скрытность и внезапность. В этих условиях относительно небольшое количество отравляющих веществ может привести к серьезным потерям, посеять панику и привести к дезорганизации боевой или иной деятельности объекта, против которого применено ХО, что повлечет за собой серьезное военное ослабление противника в тактическом масштабе.
Меры защиты.
Наиболее распространенными и эффективными мерами защиты от химического оружия является использование средств защиты органов дыхания и кожи. Прежде всего это противогазы, в меньшей степени – респираторы и простейшие средства защиты органов дыхания. Респираторы и простейшие средства защиты органов дыхания зачастую не способны защитить человека от боевых отравляющих веществ. При нахождении человека в помещении производится герметизация. В этом случае время безопасного пребывания определяется объемом помещения, количеством людей в нем, качеством воздуха на момент герметизации и физической активностью находящихся в нем людей.
От воздействия химического оружия можно защититься и находясь внутри транспортного средства (боевой машины), которое специально оборудовано устройствами, создающими избыточное давление внутри корпуса. Последний способ – это использование для дыхания дыхательных смесей, помещенных в баллоны или иные, не связанные с атмосферным воздухом, емкости.
Покидать зону химического заражения следует, двигаясь перпендикулярно направлению ветра.
В заключение следует напомнить, что опасными для человека являются не только специально созданные боевые отравляющие вещества, но и промышленные вещества, созданные для иных целей, но обладающие отравляющим действием на человеческий организм. От них можно защищаться, используя те же способы и приемы, что и при защите от химического оружия.
Подведение итогов урока.
Вопросы для закрепления знаний.



– Кратко охарактеризуйте ОВ психо-химического действия.

Домашнее задание.
1. Заполните таблицу «Химическое оружие», основываясь на материале учебника с. 58–62:
При заполнении последней графы таблицы используйте три типа ответов – ДА – если смертельное поражение происходит в большинстве случаев поражения данным ОВ, ВОЗМОЖНО – если поражение происходит только при большой концентрации и длительном воздействии, НЕТ – если такое происходит только с людьми, имеющими хронические заболевания систем организма или острую аллергическую реакцию на такие вещества.

2. Ситуационная задача.
Вы оказались в зоне массовых беспорядков в момент, когда правоохранительные органы применили ОВ раздражающего действия. Что вы предпримите для того, чтобы

При ответе пользуйтесь материалами урока (раздаточным материалом или конспектом).
Страницы учебника 56–62.
ПРОТОКОЛ О ВОСПРЕЩЕНИИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НА ВОЙНЕ ХИМИЧЕСКИХ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
17 июня 1925 г.
(извлечение)
Уполномоченные от имени своих правительств:
Принимая во внимание, что употребление в войне удушливых, ядовитых или подобных им газов, а также всяких аналогичных жидкостей, веществ или препаратов было бы по справедливости осуждено общим мнением цивилизованного мира.
Принимая во внимание, что запрещение этого употребления было формулировано в договорах, сторонами в которых является большая часть держав мира.
В намерении заставить повсеместно признать включенным в международное право это запрещение, налагаемое равным образом на совесть и на поведение наций.
Заявляют:
Что Высокие Договаривающиеся Стороны, поскольку они не являются уже сторонами в договорах, запрещающих это употребление, признают это запрещение, согласны распространить это запрещение употребления на бактериологические военные средства и соглашаются рассматривать себя взаимно связанными по силе этой декларации.
Высокие Договаривающиеся Стороны приложат все свои усилия, чтобы привести другие государства к присоединению к настоящему протоколу.
«Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях», ч. III, М., 1929, стр. 278.

Урок 14 (4)
Тема : «Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Биологическое оружие».

Тип урока. Урок-беседа.
Вопросы урока. 1. Биологическое оружие – понятие и виды. 2. Признаки применения биологического оружия, его особенности. 3. Основные мероприятия по защите от биологического оружия.
Цели урока. Изучить: биологическое оружие – понятие, виды, признаки применения, особенности и основные мероприятия по защите населения при применении противником биологического оружия.
Оборудование. Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм.
План урока.

На доске:
Число, месяц
Тема: Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Биологическое оружие.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
1. Учитель выборочно проверяет заполнение таблицы «Химическое оружие».

2. Решение ситуационной задачи.
«Вы оказались в зоне массовых беспорядков в момент, когда правоохранительные органы применили ОВ раздражающего действия. Что вы предпримите для того, чтобы
А) защитить себя от воздействия ОВ;
Б) чтобы покинуть зону применения ОВ.
При ответе пользуются материалами урока (раздаточным материалом или конспектом).
А) Использовать для защиты органов дыхания подручные средства – шарф, футболку, рубашку, носовой платок, другие изделия, желательно – из хлопчатобумажной ткани. Если есть вода – импровизированную маску необходимо смочить, но не обильно, чтобы влага не мешала дыханию.
Б) Необходимо двигаться перпендикулярно направлению ветра, вверх по склону, в сторону свободных, продуваемых ветром площадей, проспектов, избегать парков и скверов, где газ может задерживаться и накапливаться. Если погода безветренная – по склону вверх, если нет возвышенности, но есть рядом водоем – к нему, т.к. на берегу обычно есть ветер. При движении стараться держать глаза закрытыми, открывать только в случае необходимости. Глаза ни в коем случае не тереть. После выходы обильно обмыть лицо водой, по возможности прополоскать рот и горло.
3. Ответьте на вопросы:
– Когда и где было впервые применено химическое оружие?
– Какие типы химического оружия вы знаете?
– Кратко охарактеризуйте ОВ общеядовитого действия.
– Кратко охарактеризуйте ОВ удушающего действия.
– Кратко охарактеризуйте ОВ кожно-нарывного действия.
– Кратко охарактеризуйте ОВ нервно-паралитического действия.
– Кратко охарактеризуйте ОВ психохимического действия.
– Кратко охарактеризуйте ОВ раздражающего действия.
– Какие средства доставки и применения химического оружия вы знаете.
Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
Биологическое оружие. Этот зловещий термин появился недавно, в 70–80-е годы XX в. До этого употреблялся термин «бактериологическое оружие». Он имеет более узкое значение, причем он не совсем корректен, т.к. в качестве оружия используются не только бактерии, но и рекетсии, вирусы, токсины микроорганизмов и так далее. В чем же опасность биологического оружия? И почему, зная и даже используя инфекционные болезни для поражения противника еще с глубокой древности, люди смогли создать биологическое оружие только в середине XX в.?
Биологическое оружие – понятие, для вас не новое. Учитель предлагает ответить на вопросы.
Вопросы для активизации знаний.
– Что такое биологическое оружие?
– В чем его опасность?
– Каковы поражающие факторы биологического оружия?
– Кому, кроме людей, оно может угрожать?
– Каким образом оно может быть применено?
– Каковы самые главные меры защиты от биологического оружия?
– Какую помощь необходимо оказывать пострадавшему от биологического оружия?
Лекция. Биологическое оружие самый последний из видов ОМП, который был принят на вооружение ВС ряда государств. История знает случаи применения этого вида «оружия» еще в древности и в средние века. При осадах крепостей осаждавшие войска забрасывали город при помощи метательных машин трупы людей, умерших от болезней, стремясь вызвать эпидемии среди осаждаемых. В 1877 г. при осаде крепости Баязет, занятой русскими войсками, турецкие войска отравили воду в ручье, протекавшем через крепость, завалив его трупами людей и лошадей и вызвав эпидемию желудочно-кишечных заболеваний. Однако намеренно создавать специальные культуры микроорганизмов для создания эпидемий среди войск противника, мирного населения, поражения домашних животных, смогли только в XX в.
Работы по созданию биологического оружия велись еще до начала Первой мировой войны и это было известно мировой общественности. Поэтому его применение было запрещено Женевской конвенцией 1925 г. В 1945 г. Япония активно готовилась к применению такого вида оружия. Работы по созданию биологических поражающих средств проводил медицинский отряд 731, дислоцированный на территории Маньчжурии. Во время наступления советских войск в августе 1945 г. была проведена операция по захвату этого отряда и научной документации, но японцы успели уничтожить результаты исследований.

ДЕЙСТИВИЯ ПРИ АВАРИЯХ НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ

Памятка предназначена для учащихся школ , находящихся в зонах вероятного химического

заражения .

В памятке даны рекомендации учащимся школ по действиям :

- при оповещении об аварии на химически опасном объекте .

- если нет возможности покинуть зону аварии .

- при движении по зараженной местности .

- после выхода из зоны заражения . Памятка разработана преподавателем 1145 УМЦпоГОиЧС Горячевым И . С .

Химически опасный объект (ХОО ) - это объект экономики, при аварии или разрушении которого, могут произойти массовые поражения людей, животных и растений аварийно химически опасными веществами (АХОВ).

ПОД химической аварией понимается нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств при осуществлении перевозок, приводящих к выбросу АХОВ в количествах, представляющих опасность массового поражения людей и животных.

Поражающие факторы на ХОО .

При аварии на ХОО могут действовать несколько поражающих факторов (пожары, взрывы, химическое заражение местности и воздуха), а за пределами объекта - заражение окружающей среды.

Аварийно химически опасными веществами (АХОВ) называют опасные химические вещества, при аварийном выбросе которых может произойти заражение окружающей среды в поражающих живые организмы концентрациях.

При оповещении об аварии на химически опасном объекте необходимо :

Прослушать сигнал оповещения и речевое сообщение с указанием типа АХОВ, вероятности направления распространения зараженного воздуха, возможных расчетов химического заражения и безопасных направлений выхода. Надеть средства защиты органов дыхания и кожи, имеющиеся в школе, при их отсутствии использовать подручные материалы из тканей, смоченных в воде.

Если нет возможност и покинуть зону аварии :

1. Плотно закрыть все окна, форточки и двери (в первую
очередь, с наветренной стороны, откуда дует ветер), входные
двери зашторить плотной тканью.

2. Не укрываться на первых этажах зданий, в подвалах и
полуподвалах.

4. Неплотности оконных проемов заклеить изнутри липкой
лентой (пластырем), бумагой, поролоном.

5. Не снимать средств индивидуальной защиты.

При движении по зараженной местности :

1. Двигаться быстро, но не бежать и не поднимать пыли.

2. Выходить из зоны заражения только в указанном направлении или в сторону, перпендикулярную направлению ветра;

3. Желательно на возвышенный, хорошо проветриваемый участок местности на рас­стояние 1,5 км от предыдущего места пребывания, и там ждать дальнейших распоряжений.

4. Не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих
предметов.

5. При обнаружении капель ядовитых веществ на коже, одежде, обуви, средствах индивидуальной защиты удалить их тампоном из бумаги ветошью или носовым платком, обмыть эти места водой.

6. Помогать пострадавшим, не способным двигаться
самостоятельно.

7. Не принимать пищу и не пить воду.

После выхода из зоны заражения :

1. Снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, тщательно промыть глаза, прополоскать рот и нос.

2. При подозрении на отравление исключить всякие физические нагрузки, принять обильное питье (чай, молоко) и немедленно обратиться в лечебное учреждение.

3. Входить в помещения только после контрольной проверки отсутствия в воздухе опасных веществ.

4. Воздержаться от употребление водопроводной или колодезной воды, а также овощей и фруктов из огородов и садов до заключения специалистов об их безопасности.

Образцы олимпиадных заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2014/2015 учебном году

Примерные тестовые задания теоретического тура школьного этапа Олимпиады

1. Ураганные ветры сопровождаются:

а) ясной погодой;

б) ливневыми дождями;

в) океаническими волнами вблизи берега высотой более 25 метров.

2. Лучшее место для укрытия от смерча:

а) верхние этажи здания;

б) нижние этажи здания;

в) подвальное помещение.

3. Если вы увидели из окна автобуса надвигающийся на вас смерч, то после
остановки автобуса:

а) ляжете на пол автобуса;

б) покинете автобус и укроетесь в здании;

в) ляжете на землю между домами.

4. Скорость распространения низового лесного пожара:

а) менее 5 м/мин;

б) более 10 м/мин;

в) 50–100 м/мин.

5. Если при лесном низовом пожаре Вы встретились с его кромкой, то выходить
из опасной зоны будете:

а) против ветра;

б)

в) по ветру.

6. Торфяной пожар возможен:

а) только при сильном ветре;

б) только при слабом ветре;

в) при любой силе ветра.

7. После наводнения сырую воду из колодцев можно пить после:

а) двухразовой откачки воды из колодца;

б) четырехкратной откачки воды;

в) письменного разрешения санэпидемстанции.

8. Горные обвалы происходят при углах:

а) меньших критического угла склона;

б) равных критическому углу склона;

в) больших критического угла склона.

9. Начальными признаками переутомления являются:

а) пониженное артериальное давление;

б) боли в суставах;

в) увеличение числа простых ошибок.

10. Заморозки – это температура ниже нуля:

а) в течение всего дня;

б) ночью;

в) утром.

11 . Цунами – это океанические волны высотой:

а) более 10 метров;

б) более 20 метров;

в) более 75 метров.

12. Скорость вращения воздуха в смерче:

а) более 50 км/ч;

б) менее 50 км/ч;

в) 50 км/ч.

13. Во время извержения вулкана необходимо покидать опасную зону:

а) в направлении ветра;

б) в направлении движения облаков;

в) перпендикулярно направлению ветра;

г) перпендикулярно направлению движения облаков.

14. Верховой лесной пожар может возникнуть при:

а) безветрии;

б) скорости ветра 0,5–1,5 м/с;

в) скорости ветра 5–15 м/с.

15. Возникновение новых очагов низового лесного пожара:

а) возможно с помощью горящих искр;

б) возможно с помощью падающих горящих веточек;

в) не возможно с помощью горящих искр и веточек.

16. Вас застиг ураган на улице. Во время сильных порывов урагана лучше:

а) спрятаться у стены здания;

б) убежать подальше от здания;

в) лечь в канаву, плотно прижавшись к земле.

17. При неожиданном весеннем затоплении территории вокруг вашего дома
необходимо в первую очередь:

а) срочно бежать в поисках более безопасного места;

б) включить радио и телевизор;

в) перебраться на верхний этаж или чердак дома.

18. С момента обнажения морского дна перед цунами в вашем распоряжении
примерно:

а) 5 секунд;

б) 5 минут;

в) 55 минут.

19. Наиболее вероятно заболевание холерой после ЧС (наводнение, цунами):

а) летом в жаркий период;

б) зимой при незначительных морозах;

в) весной или осенью при температурах близких к 0° С.

20. Невыполнение режима дня приводит к:

а) нарушению функций мышечной и костной системы;

б) нарушению функций центральной нервной системы;

в) нарушению функций пищеварительной системы;

Матрица ответов*

1. Тяжёлые металлы воздействуют на организм следующим образом:

а) вызывают головные боли;

б) вызывают отравления, раковые заболевания;

в) снижают иммунитет.

2. Уровень естественного шумового фона:

а) 10-20 дБ;

б) 20-30 дБ;

в) 30-40 дБ.

3. Одноэтажные каменные дома ослабляют радиацию:

а) в 2-3 раза;

б) в 7-8 раза;

в) в 10 раз.

4.Гиподинамия-это:

а) раздел физики;

б) недостаток движения;

в) разновидность фитнесса.

5. При ожогах щёлочью необходимо:

а) обработать ожёг маслом;

б) промыть водой и сделать примочку из раствора кислоты;

в) промыть водой и сделать примочку из раствора щёлочи.

6. Всероссийское движение «Школа безопасности» существует:

а) с 1993 года;

б) с 1995 года;

в) с 1997 года.

7. Оптимальной для человека является среднегодовая температура:

а) 18-20 градусов по Цельсию;

б) 28-30 градусов по Цельсию;

в) 8-10 градусов по Цельсию.

8. Вы пришли домой и заметили, что в квартире кто-то побывал (дверь не заперта,

окно выбито и т.п.). Ваши действия:

а) войдете в квартиру установите, какие вещи исчезли и сообщите об этом в милицию;

б) войдете в квартиру и сразу сообщите в милицию о происшествии;

в) не будете входить в квартиру, а вызовите милицию по телефону от соседей.

9. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода

взрослый тополь превосходит ель в:

а) 3 раза;

б) 5 раз;

в) 7 раз.

10. Тяжелейшее состояние организма пострадавшего, наступившее в результате
травмы, это:

а) травматический шок;

б) обморок;

в) коллапс.

11. В табачном дыме содержится вредных для здоровья веществ:

а) более 200;

б) более 300;

в) более 400.

12.Исскуственную вентиляцию легких необходимо проводить в случаях:

а) у пострадавшего отсутствует дыхание;

б) у пострадавшего отсутствует координация и речь;

в) у пострадавшего бессознательное состояние.

13. Кому принадлежала инициатива создания Международного комитета Красного
Креста:

а) Л. Пастеру;

б) А. Дюнану;

в) Х.А. Самаранчу.

14. Что не является группой топографических знаков:

а) дорожная сеть;

б) гидрография;

в) аэрография.

15. Через сорок девять часов после ядерного взрыва мощность дозы излучения
уменьшается:

а) в 10 раз;

б) в 100 раз;

в) в 1000 раз.

16. Оптимальной для человека является относительная влажность:

а) 20-40%;

б) 50%;

в) 40-60%.

17. Окись углерода вызывает:

а) головные боли;

б) отравления, раковые заболевания;

в) лёгочные заболевания.

18. Одно взрослое каштановое дерево очищает:

а) 10 тыс. кубических метров воздуха;

б) 20 тыс. кубических метров воздуха;

в) 30 тыс. кубических метров воздуха.

19 . Ксенобиотики относятся:

а) к химическим загрязнителям;

б) к биологическим загрязнителям;

в) к информационным загрязнителям.

20. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

а) перейдёте несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в
людное место;

б) остановитесь и выясните причину преследования;

в) броситесь бежать к уличному таксофону.

Матрица ответов*

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответа

Б

Б

В

Б

Б

Б

А

В

В

А

вопроса

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответа

В

А

Б

В

Б

В

А

Б

А

А

* Все правильные ответы оцениваются в 3 балла. 0 баллов выставляется за неправильный ответ, а также, если участником отмечено более одного ответа (в том числе правильный).

Примерные письменные задания теоретического тура школьного этапа Олимпиады

Примерные задания для средней возрастной группы

Задание 1. Основываясь на знаниях в области безопасного поведения при террористических актах, выполните следующие задания:

а. Перечислите признаки возможного наличия взрывных устройств.

б. Среди террористических актов особое место занимают преступления, связанные с
захватом в заложники. Как Вы поступите, если вдруг окажитесь в числе заложников
захваченного террористами самолета?

Задание 2. В последнее время отмечено активное увлечение «азартными компьютерными играми». В чём заключается опасность этого увлечения, какой вред оно наносит человеку?

Задание 3. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания -наиболее эффективный способ защиты населения в реальных условиях радиоактивного или химического заражения окружающей среды. Исходя из этого:

1. Заполните до конца таблицу о защитных свойствах средств индивидуальной защиты органов дыхания

Вариант ответа (наименование средства защиты)

Вопрос (предназначение средства защиты)

Обеспечивает защиту органов дыхания, лица и глаз от АХОВ, находящихся в окружающем воздухе в газообразном, парообразном и аэрозольном состояниях при достаточном количестве кислорода в воздухе

Для защиты органов дыхания от радиоактивной, грунтовой пыли, бактериальных аэрозолей

Обеспечивают защиту от паров и аэрозолей АХОВ. Их нельзя применять, если АХОВ оказывает воздействие на кожу и глаза

Предназначены для работы в атмосфере недостатка кислорода, при высоких концентрациях АХОВ, на малых глубинах

2. Определите, как заменить в условиях заражения воздуха поврежденный
противогаз на исправный

3. Опишите Ваши действия по сигналу «Радиационная опасность»

Примерные задания для старшей возрастной группы

Задание 1. С середины XIX века одним из инструментов защиты человека в условиях вооруженного конфликта стало Международное гуманитарное право. Ознакомьтесь с определением понятия «Международное гуманитарное право» и с текстом ст.2 «Всеобщей декларацией прав человека»:

1. Международное гуманитарное право - это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г.).

Ст. 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Ответьте на вопросы и сделайте выводы:

1. В какое время (в какой ситуации) применяется международное
гуманитарное право, и в какое время применяется декларация прав
человека?

2. На кого распространяется международное гуманитарное право и на кого
распространяется декларация прав человека?

Задание 2. Специалисты утверждают, что радиоактивное загрязнение местности при авариях на атомных электростанциях отличается от радиоактивного загрязнения местности при ядерных взрывах. Обоснуйте это утверждение.

Задание 3. Основываясь на знаниях по основам обороны государства и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Вам предлагается определить полноту формулировок (требований), и при необходимости дополнить их.

1. Воинская обязанность предусматривает: ____________________________________

2. По результатам медицинского освидетельствования выносится одно из
четырех заключений о годности гражданина к военной службе. Проставьте
соответствующую буквенную категорию отбора против решения комиссии:

«___» – не годен к военной службе;

«___» – ограниченно годен к военной службе;

«___» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

«___» – годен к военной службе;

«___» - временно не годен к военной службе;

3. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: предусматривает: ____________________________________

______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Примерные задания практического тура школьного этапа Олимпиады

Задание 1. Пострадавший лежит на спине в состоянии клинической смерти после отравления продуктами горения. Окажите первую медицинскую помощь.

Условия: выполняется на тренажере «Гоша» с правом привлечь помощника. При отсутствии тренажера «Гоша» допускается применять другой манекен или тренажер.

Алгоритм выполнения задания:

Задание 2. Пострадавший с артериальным кровотечением из бедренной артерии кричит от боли. Окажите первую медицинскую помощь.

Задание 3. Завязать за 1 минуту пять из числа перечисленных узлов: «булинь», «проводник», «восьмерка», «стремя», «встречный», «схватывающий» (классический), «брам-шкотовый на петле», «прямой», «заячьи уши», «двойной проводник».

Задание 4. Преодоление заболоченного участка по «кочкам».

Условия: 8 «кочек» установлены в шахматном порядке со «сбоем ноги» (в средине две «кочки» по прямой); расстояние между центрами «кочек» 1,5 м.; диаметр «кочек» не более 30 см. В 1,5 м от первой «кочки» и в 1,5 м за последней «кочкой» нанесены контрольные линии; на первую и последнюю «кочки» наступать обязательно.

Задание 5. Действия при обнаружении и по тушению пожара с применением первичных средств пожаротушения.

Задание 6. Преодоление зоны химического заражения.

Задание 7 (Только для старшей возрастной группы ) . Сборка модели массогабаритной автомата (АКМ, АК-74)

Задание 8 ( Только для старшей возрастной группы) . Стрельба из пневматической винтовки по откидным мишеням*.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...