Налог с продаж это. «С введением налога с продаж торговый сбор не отменят

Идею введения налога с продаж поддержал президент. Эксперты оценивают плюсы и минусы этой меры для экономики

Принципиальное решение о предоставлении российским регионам вводить налог с продаж (НСП) в размере до 3% принято на совещании у главы государства в среду, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Минэкономразвития и Минфин возражали против введения налога с продаж, предлагая альтернативу - повысить с 2015 года НДС на 2 п. п. - до 20%. В поддержку этого решения выступал, в частности, помощник президента Андрей Белоусов . Президент поддержал налог с продаж, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и чиновник финансово-экономического блока правительства.

Между тем, только вчера вице-премьер Дмитрий Козак уверял, что в России нет политического решения о введении новых налогов и, скорее всего, они вводиться не будут. По его словам, все федеральные органы власти и органы власти субъектов хотели бы получить больше денег на финансирование тех или иных мероприятий, однако они должны принимать решения исходя из возможностей экономики страны, чтобы не дестимулировать дальнейшее экономическое развитие.

У Минфина много аргументов против НСП. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко недавно озвучила два главных. Во-первых, налог с продаж менее выгоден бюджету: по оценкам чиновников, в следующие три года он принесет 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно, а увеличение НДС на 2 п. п. - около 500 млрд рублей только в 2015 году. Во-вторых, Минфин ожидает проблем с собираемостью этого налога. НСП вводился в начале 90-х и в 2000-х, и тогда его собираемость была очень низкой - порядка 30%. Правда, сейчас показатель может быть выше, поскольку доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%, но не превысит 50%, подсчитали в Центре макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. По расчетам аналитиков, введение налога с продаж на уровне 3% может дать бюджету максимум 350 млрд рублей (при допущении о 50%), минимум - 150 млрд (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети). Доходы же от повышения НДС (по двум ставкам - с 10% до 12% и с 18% до 20%) составят 375 млрд рублей, при этом собираемость налога оценивается правительством на уровне 94%, замечают эксперты ЦМИ.

Преимущество НСП в том, что он зачисляется в региональный бюджет, так как на спасение регионов и направлено повышение налогов (из-за выполнения президентских указов и падения поступлений по налогу на прибыль у них сильно растут дефициты). Однако большие масштабы уклонения от уплаты НСП не позволят решить проблему региональных бюджетов, уверены эксперты ЦМИ Сбербанка. Выиграют те регионы, у которых высокие показатели по доле розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями. По прогнозам, Санкт-Петербург (доля - 53%), Ленинградская область (41%), Московская область (33%), а также Алтай и Камчатский край - во всех регионах по итогам 2013 года был профицит бюджета. А в проблемных Северо-Кавказском федеральном округе и Якутии этот показатель ниже 10%. Налог поможет лишь Алтайскому краю, Адыгее и Татарстану: у них относительно высокий показатель, и есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик, и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же.

В «Опоре России» считают, что введение налога с продаж чревато каскадным налогообложением: поскольку выявить «конечного потребителя» невозможно, комплектующие, облагаемые НСП, будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Кроме того, малому бизнесу, применяющему налоговые спецрежимы, придется вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику, а это дополнительные расходы. Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли. «Говорить о точных цифрах не представляется возможным, поскольку налог с продаж может быть на разных циклах производства, а также переложен на конечного потребителя », - указывал президент «Опоры» Александр Бречалов в письмах вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову. Эффект для бюджетной системы от введения нового налога сомнительный подтверждает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков . «Основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации - Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации », - комментирует он.

Напомним: налог с продаж - не единственная налоговая идея властей: наряду с ним готовится повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога). А после президентских выборов 2018 года возможно повышение на 2 п. п. НДС и НДФЛ до 15% и 20% соответственно. Если все эти инициативы будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП, по условиям 2013 года она составила бы 37,5%, подсчитал Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. Кроме того,власти РФ обсуждали в качестве альтернативы повышению налоговой нагрузки вопрос о расходовании средств Резервного фонда. Минфин выступает категорически против - такой механизм поможет ненадолго, и непопулярные решения в налоговой политике все равно придется принимать, заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Член комитета по налогам «Опоры России» Михаил Орлов уверен, что бизнес будет категорически против повышения налогов в любом виде и отреагирует поднятием цен и увольнениями. «Вместе с тем надо понимать, что расходование Резервного фонда на текущие задачи дает лишь временную передышку. Если возникла острая необходимость в решении сиюминутных проблем, можно прибегнуть к резервам. Но они имеют свойство заканчиваться, поэтому в перспективе надо рассматривать в качестве источника пополнения бюджета только налоги, - пояснил он «Эксперт Online». – По-хорошему, надо провести аудит расходных обязательств бюджета и найти способы их сокращения ».

Рост налоговой нагрузки от введения налога с продаж оценивается экспертами ЦМИ в 0,26% ВВП, от повышения НДС - 0,58%. Однако общий эффект для экономики будет более болезненным при введении налога с продаж, предупреждают. При повышении НДС на 2 п. п. скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж - максимум на 2,1%. Налог отразится в первую очередь на потребителях - производители просто повысят цены, уверен исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов . «При огромных оборотах рентабельность бизнеса торговых сетей невысока – порядка 5-7%, так что им ничего не останется, как переложить дополнительную нагрузку на плечи потребителей, - пояснил он «Эксперт Online». – А для пополнения региональных бюджетов, надо активней выявлять сектора экономики, работающие в тени ».

Скачок цен приведет к падению розничных продаж. В сценарии с повышением НДС на 0,8% это привело бы к вычету 0,3-0,4 п. п. из роста ВВП, а при введении налога с продаж на 1% вычет из роста ВВП - 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ. Если бы налог был введен в этом году, это привело бы к обнулению экономического роста. Заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления ВШКУ РАНХиГС Людмила Дуканич замечает, что не всегда попытки пополнить бюджет за счет увеличения налогового бремени увенчиваются успехом. «Конечно, это положительно скажется на региональных бюджетах, которые получат возможность собирать НСП. Но это бремя падет на тот же объект, что и НДС, что не приветствуется в теории налогообложения, и в мировой практике сочетание этих налогов встречается очень редко. Понятно, что бизнес переложит этот гнет на плечи потребителей, а поскольку доходы населения в последнее время почти не растут, это негативно скажется на экономике », - пояснила она «Эксперт Online».

Справка

Налог с продаж впервые появился в последние годы существования СССР в 1991 году и был отменен в России в 1992-м. В 1998 году он был введен снова - как региональный налог с максимальной ставкой в 5%. С 2004 года он был отменен по решению Конституционного суда (в том числе из-за сложностей при определении объекта налогообложения). Введение налога с продаж обсуждали в декабре 2012 года премьер Дмитрий Медведев, его первый зам Игорь Шувалов и тогдашний министр экономразвития, а ныне помощник президента Андрей Белоусов. Последний говорил, что в некоторых регионах можно взимать и НДС, и налог с продаж.

С 1 января цены на большинство потребительских товаров могут упасть как минимум на 5%. По крайней мере, это крупные розничные торговцы обещали еще прошлой весной. Правда, глобальное снижение цен с нового года может оказаться "уткой": как считают эксперты, большинство ритейлеров могут оставить цены на прежнем уровне. А покупатели, в свою очередь, могут просто не заметить снижения налогов. Весь 2003 год россиянам обещали, что с 1 января 2004 года цены упадут как минимум на 5%. Это может произойти из-за отмены налога с продаж и снижения налога на добавленную стоимость. Сегодня эти налоги суммируются с ценой товаров - незаметно для покупателей, но весьма ощутимо для кошелька. Налог с продаж и НДС добавляют к стоимости товара 25%. С 1 января эта "прибавка" составит 18%: НДС будет снижен с 20% до 18%, а налог с продаж и вовсе отменен. Снижение ставки НДС на 2% будет выгодно практически всем российским компаниям. А вот отмена налога с продаж на руку в основном розничным торговцам. Этот налог, в отличие от НДС, взимается при конечной реализации товара или услуги непосредственно с покупателя. Правда, как именно торговцы будут снижать цены и будут ли это делать вообще, никто пока предсказывать не берется. Скорее всего ритейлеры поступят хитро. И вряд ли упустят шанс получить дополнительный доход после того, как налоговая нагрузка уменьшится. То есть цены окажутся ниже не на 7%, а, к примеру, на 2-3%. Этого хватит, чтобы несведущий покупатель поверил в падение цен. А сэкономленных 4-5% от объемов продаж ритейлерам хватит, к примеру, на строительство нового магазина. "Поскольку законодательно снижение цен не является обязательным, то отмена налога не приведет автоматически к падению цен, - говорит руководитель аналитического отдела Альфа-банка Андрей Богданов. - Снижения цен стоит ожидать в сферах с высокой конкуренцией. Например, если один продавец электроники снизит цены, другому тоже придется это сделать. В менее конкурентной среде, вполне возможно, продавцы получат дополнительную прибыль за счет того, что оставят цены на прежнем уровне". Да и сами потребители вряд ли заметят разницу в ценах до и после Нового года. "Большинство людей вообще имеют весьма смутное представление об отмене налога с продаж, - говорит эксперт консалтинговой компании BKG Владимир Скопцов. - И, судя по последним заявлениям, цены реально снизятся только на товары, в отношении которых существует стабильный и высокий спрос". По мнению эксперта, цены на товары класса "люкс" - например, дорогие алкогольные напитки, в отношении которых скидка в 5% была бы хорошо ощутима, останутся на нынешнем уровне. Ждать всплеска потребительской активности в связи с отменой налогов, по мнению аналитиков, бесполезно. "Для Москвы отмена налога с продаж вряд ли станет принципиальным событием", - считает Андрей Богданов. Обещания московских и питерских ритейлеров снизить цены на 5% впервые прозвучали еще весной 2003 года (например, "Пятерочки" и "М-Видео"). И большинство крупных розничных сетей пока от своих слов не отказываются. Московские сети супермаркетов говорят о том, что цены будут снижены и на те товары, на которые действие налога с продаж не распространялось (это хлеб, молоко и ряд других товаров из продуктовой корзины). По мнению директора по связям с общественностью "Седьмого континента" Ирины Телицыной, это будет в первую очередь способствовать оттоку покупателей с оптовых рынков в сторону розницы. Зато не снизятся цены из-за отмены налога на алкогольные напитки. Как рассказали "Известиям" представители сети "Ароматный мир" (входит в холдинг "Арома"), выпадающий налог "заменит" повышение акцизов. "На импортный алкоголь акциз вырастет со 117 до 135 рублей на литр, это повышение скажется на конечной цене продукта", - говорят представители компании. Также отличится и российский алкоголь. По оценкам Национальной алкогольной ассоциации, 0,5 литра водки из-за роста акциза с нового года подорожает на 7 рублей. Отмена налога с продаж снизит стоимость лишь тех товаров и услуг, в цене которых налог до того не указывался. По крайней мере, первое время. Например, сразу же после Нового года на 7% подешевеет мобильная связь. К стоимости минуты разговора, указанной в прейскуранте оператора, нужно будет прибавлять не 25%, как сейчас, а 18%. Скорее всего эти тарифы со временем незаметно вырастут. Однако пока операторы говорят об обратном. "Тарифы, которые мы декларируем, остаются прежними, абоненты будут платить меньше, - говорит начальник службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. - Выручка оператора уменьшится. Но чистая прибыль останется прежней - ведь ровно на столько же процентов уменьшатся наши перечисления в бюджет налогов". Гораздо более заметно могут подешеветь авиабилеты, в цене которых налоги появляются только в момент покупки. Однако авиакомпании комментируют возможное снижение цен сдержанно: "На наши тарифы в большей степени влияют не налоги, а другие факторы, - говорит замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - Например, курс доллара, цены на топливо". Что вы будете делать, когда останетесь без налога с продаж? Юлия Белова, руководитель отдела по связям с общественностью ООО "Метро Кэш энд Керри": В наших магазинах начиная с 1 января нового года цены сократятся из-за отмены 5%-ного налога с продаж. Также на ценах отразится и сокращение НДС с 20% до 18%. Изменение цен будет произведено через общую прозрачную и полностью автоматизированную систему, и цены на все категории товаров будут снижены в соответствии с изменением законодательства. Евгений Шидяев, пресс-секретарь Торгового дома "Перекресток": Когда только стала обсуждаться отмена налога с продаж, многие сети заявили, что будут снижать цены, в том числе и мы. И мы будем следовать своим обещаниям: с 1 января налога с продаж в цене товаров не будет. Вообще "Перекресток" постоянно работает над снижением цен. К примеру, в декабре мы приобрели 8 магазинов, и это позволяет нам оптимизировать издержки, соответственно, предлагать более низкие цены для покупателей. Ирина Ваненкова, пресс-секретарь "ИКЕА-Россия": Мы не повышали цены, когда был введен налог с продаж. У нас долгосрочное планирование, наши цены стабильны, мы устанавливаем их на определенный срок, и поэтому от отмены налогов они не зависят. К примеру, сейчас в нашем каталоге цены определены до конца февраля 2004 года. Сергей Ларин, директор "Ауди-Центр Север": Отмена налога с продаж на наших покупателях практически никак не скажется. Почти 99% покупок наши клиенты оплачивали через банки: половина по кредитам, другая половина - со счетов. Так что продаж за наличные почти не было и налог не платился.

Размер налога сильно варьируется в зависимости от штата, часто комбинируется несколько налогов с продаж, установленных на разных уровнях. Например, одна из самых высоких ставок налога с продаж действовала до лета 2010 года в Чикаго (Иллинойс), она составляла 10,25 % , которые получались суммированием налоговых ставок штата (6,25 %), города (1,25 %), округа (1,75 %, позже был снижен) и транспортного управления (1 %). Дополнительные ставки в городе действуют на пищевые продукты и на алкогольные напитки.

Налог с продаж в России

Налог с продаж вводился на территории России дважды. Впервые это произошло в 1991 году, когда этот налог был введён законодательством СССР . Ставка налога была установлена в размере 5 процентов. Однако уже в конце того же года одновременно с распадом Советского Союза произошли фундаментальные изменения в российском налоговом законодательстве. В новой системе налогов и сборов , введённой законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1 января 1992 года, налог с продаж отсутствовал.

Второй раз налог с продаж был введён в России в 1998 году в качестве регионального налога. При этом законодательно было установлено, что каждый субъект федерации самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку в пределах максимальной. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5 процентов. Кроме того, налоговым законодательством было установлено, что с введением на территории субъекта федерации налога с продаж прекращается взимание основной части местных налогов . Предусмотрен был также обширный перечень товаров и услуг, реализация которых налогом с продаж не облагается.

В 1998 и 1999 годах налог с продаж был введён в большинстве субъектов Российской Федерации. Большинство из субъектов, в которых был введён налог, установили ставку в размере 5 процентов (максимально возможном).

С 1 января 2002 года порядок взимания налога с продаж регулировался главой 27 Налогового кодекса . При этом основные условия налогообложения остались прежними. Ещё в момент введения в кодекс указанной главы было предусмотрено, что она будет действовать лишь два года.

Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота.

Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес-сообщества. Наконец, Государственная дума приняла решение, что один из налогов надо упразднить. Контролерам не пришлось долго размышлять, от какого из них нужно было отказаться. В самом деле: стандартная ставка НДС составляла 20 процентов, пониженная – 10 процентов. А предел для налога с продаж (НсП) был установлен в 5 процентов. Выбор государства был очевиден.

В итоге посвященная налогу с продаж Глава 27 Налогового кодекса, которая начала действовать в 2002 году, утратила силу в 2004-м. Причем о ее вступлении в силу и о последующей отмене налога говорилось в одном и том же Федеральном законе от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"».

Налог с продаж едва успели отменить, как компании заговорили о тяжести налогового бремени и необходимости снизить НДС. Закон об уменьшении его ставки с 20 до 18 процентов начал действовать с 1 января 2004 г. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ).

Однако предприниматели продолжают требовать уменьшить НДС хотя бы до 15 процентов. По мнению представителей министерств и депутатов, это вполне возможно. Некоторые даже предлагают установить беспрецедентно низкую ставку НДС – всего лишь 13 процентов. Однако конкретных законопроектов по-прежнему нет. Поэтому возможная замена НДС на налог с продаж становится все более реальной.

Кто придумал «новый старый» налог с продаж?

Еще в октябре 2005 года одним из первых о подобной замене заговорил начальник экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, у налога с продаж больше плюсов, чем у НДС. Однако он заметил, что такая «рокировка» может произойти не ранее 2009 года. Специалисты экспертного управления Президента РФ произвели соответствующие расчеты, о результатах которых объявил г-н Дворкович. Если отменить НДС и ввести налог с продаж со ставкой не более 10 процентов, суммы поступлений в бюджет существенно не снизятся.

О возможной замене НДС на налог с продаж высказался также глава МЭРТ Герман Греф. Свою позицию он объясняет тем, что у России может просто не остаться другого выхода – администрирование налога на добавленную стоимость практически зашло в тупик. Г-н Греф продолжает настаивать на том, что его можно улучшить. Однако, если этого не произойдет, с НДС придется расстаться. А чтобы бюджет не пострадал от отмены налога, который является одним из главных источников поступлений, его необходимо заменить на другой. Разумеется, на налог с продаж. Ведь НсП гораздо проще рассчитывать, чем НДС.

Минусы НДС

На первый взгляд схема уплаты налога на добавленную стоимость довольно проста. Если компания реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18 процентов. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам компания должна перечислить в бюджет.

Однако, если сумма возмещения больше, чем к уплате, у фирм немедленно возникают проблемы. Контролеры возвращать налог из бюджета, как правило, не торопятся. Они убеждают компании не получать возмещение в виде «живых» денег, а зачесть его в счет будущих платежей по НДС. Как правило, фирмы соглашаются. Ведь такая процедура гораздо проще, чем возврат налога. Либо компании просят отнести переплату по НДС в качестве платежей по другим налогам, если у них существует задолженность по платежам.

Однако это не относится к ситуации, когда речь идет о возврате налога, уплаченного при экспорте товаров. Налоговый кодекс предусматривает целый пакет документов, который необходимо предоставить инспекторам в этом случае (п. 1 ст. 165 НК РФ). Собрать все бумаги непросто. Однако даже когда инспекторы получают полный комплект документов, они, как правило, отказываются возвращать налог из бюджета. Причина в том, что слишком много недобросовестных фирм подделывают документы и незаконно возмещают налог. В итоге ревизоры предпочитают подстраховаться. Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса дает им право проверять обоснованность применения компанией нулевой ставки НДС в течение трех месяцев после получения документов. По итогам проверки редкой фирме удается увидеть поступившую на свой банковский счет сумму налога. Поэтому организации вынуждены обращаться в суд.

На фоне описанных проблем замена НДС на налог с продаж представляется действенным решением. Но так ли это на самом деле?

Плюсы налога с продаж

До 2004 года максимальная ставка налога с продаж составляла 5 процентов. Ее конкретный размер устанавливали субъекты РФ. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10 процентов, налогом с продаж не облагались.

Допустим, налог на добавленную стоимость отменен и введена в действие глава кодекса в прежней редакции. В результате мы получим следующее. Платить налог будут лишь фирмы которые в основном торгуют в розницу. Для таких компаний НсП, на первый взгляд, выгоднее НДС – меньше и ставка, и декларацию проще заполнить.

Разумеется, если НсП действительно заменит НДС, он будет существенно отличаться от прежнего варианта. Так, например, налог нужно будет начислять на любую продажу товаров, работ или услуг. Исключений для определенных видов продуктов (хлеб, молоко, лекарства и т. д.) уже не будет.

Конечно, многим фирмам изменения будут выгодны. Ведь НсП, который предполагают ввести, будут платить только компании, которые продают товары конечным потребителям. Покупку сырья для последующего производства планируют освободить от налога.

Недовольные будут всегда

Как было сказано выше, в первую очередь должны поменяться плательщики налога и его ставка.

НсП будут платить с суммы реализованной продукции. В отличие от НДС, уменьшить расчетную базу налога на суммы, которые были уплачены при покупке товара, будет нельзя. Данное положение законодатели едва ли изменят. В противном случае замена одного налога на другой будет лишена смысла – все проблемы НДС связаны именно с вычетами. Альтернативным вариантом такой замене может стать снижение действующей ставки налога на добавленную стоимость. Именно уменьшение НДС пока по-прежнему остается решением депутатов Государственной думы.

Но если компании лишатся возможности возмещать налог, то базы по НДС и НсП не будут равнозначны. Ведь налог с продаж будут платить со всей реализации, а не с разницы между продажей и покупкой. То есть нельзя сравнивать 18-процентную ставку НДС и 10-процентную НсП. Для фирм, у которых разница между суммами НДС к возврату и к начислению в бюджет невелика, налог с продаж может оказаться непосильным бременем.

Как ни странно, против отмены НДС возражают и экспортеры. Пусть и через суд, им иногда удается получить сумму возмещения из бюджета на свои счета. У налога с продаж нулевой ставки для экспортируемых товаров не будет. Об этом говорят эксперты управления Президента России. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога. В итоге отечественные товары станут неконкурентоспособными на международных рынках. Иностранные клиенты российских предприятий в этом случае начнут искать других поставщиков. У экспортеров останется лишь один выход – снижать себестоимость товаров.

Упрощенную систему отменят

Для крупных холдингов, которые состоят из множества фирм на «упрощенке», налоговая реформа также может оказаться очень неудобной. Введение налога с продаж вместо НДС предполагает возможную отмену упрощенной системы. По мнению идеологов НсП, ее вводили именно из-за сложности расчета НДС и его высокой ставки. Следовательно, переход на уплату налога с продаж будет означать отмену «упрощенки».

Справедливость данной позиции представляется сомнительной. Напомним, ставка налога при упрощенной системе равна 6 процентам от доходов или 15 процентам с разницы между доходами и расходами компании. В свою очередь, налог на прибыль платят по ставке 24 процента. Сравним его с единым налогом по ставке 15 процентов при упрощенной системе. Поскольку именно в этом случае базы для исчисления наиболее схожи. И в том, и в другом случае НДС можно относить на расходы. Следовательно, если отменить «упрощенку», малым фирмам придется платить государству как минимум на 9 процентов больше.

Заполнять декларации будут все

Эксперты управления настаивают на том, что декларацию по НсП должны будут сдавать все компании, включая тех, кто не платит налог. Например, предприятие выпускает и продает станки. Их покупают и используют только компании, которые занимаются производством. Значит, платить НсП предприятию не придется. Но от обязанности сдавать декларацию в инспекцию каждый отчетный период ее никто не освободит. Казалось бы, особых проблем не будет – всего-то придется отправить ревизорам пустые бланки с проставленным названием фирмы и ее реквизитами.

Но на практике все может оказаться не так просто. Появится новая проблема – налоговые проверки. Поскольку все компании будут плательщиками налога с продаж, инспекции получат право контролировать его уплату. Общеизвестно, что объектом выездных проверок в первую очередь становятся организации, которые регулярно сдают нулевую отчетность. Поэтому вполне вероятно, что инспекторы будут чаще наведываться в компании, которые на законном основании не платят налог с продаж, чем в те, что регулярно пополняют бюджет его суммами.

Грядущая реформа: за и против

Большинству компаний отмена НДС не выгодна. Их налоговая нагрузка возрастет. Экспортные организации будут лишены возможности возмещать налог, поскольку он не предусматривает ставки в 0 процентов. Фирмы, которые оказывают услуги конечным потребителям, а также холдинги, которые создают мелкие фирмы на «упрощенке», вероятно, тоже будут недовольны. Первым в этом случае придется платить налог по ставке 10 процентов с выручки от реализации вместо разницы между НДС к уплате и к возмещению. Для других подобная отмена означает увеличение налоговой нагрузки как минимум на 9 процентов.

Кроме государства, налог с продаж может быть выгоден только крупным компаниям, которые продают производственное сырье, не строят свою структуру в форме холдинга и не экспортируют товары. Таким предприятиям не придется платить ни НДС (он будет отменен), ни новый налог с продаж.

Законодатели еще не приняли окончательное решение о замене НДС на налог с продаж. Пока они в основном говорят о законопроектах, призванных усовершенствовать механизм взимания НДС. Вместе с тем не исключено, что к 2009 году обороты компаний будут облагать налогом с продаж.

Елена Федорцова, эксперт «Консультанта» Источник материала -



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...