Проверка знаний по вопросам охраны труда водителей. Программа обучения по охране труда водителя автомобиля. Общие вопросы охраны труда

Тематический план обучения по охране труда водителя

Номер темы Тема Время изучения темы, час
1 Общие вопросы охраны труда 0,5
2 Законодательство по охране труда 1,0
3 Нормативные документы по охране труда 0,5
4 Организация и управление охраной труда 0,5
5 Обучение работников требованиям охраны труда 1,5
6 Несчастные случаи на производстве 1,0
7 Характеристика условий труда водителя 2,0
8 Требования к организации рабочего места водителя 4,0
9 Требования охраны труда 4,0
10 Санитарно-гигиенические требования к условиям труда водителя 3,0
11 Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях 2,0
Итого: 20,0

Программа обучения

Тема 1. Общие вопросы охраны труда

Определение терминов «Охрана труда», «Условия труда», «Вредный (опасный) производственный фактор», «Безопасные условия труда», «Рабочее место», «Средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «Производственная деятельность».

Основные направления государственной политики в области охраны труда. Безопасность труда как составная часть производственной деятельности.

Тема 2. Законодательство по охране труда

Трудовой кодекс Российской Федерации. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда.

Коллективный договор. Содержание коллективного договора. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Трудовой договор. Содержание трудового договора. Срок трудового договора.

Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Порядок выдачи работникам молока или других равноценных пищевых продуктов.

Режим рабочего времени и время отдыха. Продолжительность рабочей недели, ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Сменная работа. Сверхурочная работа и ее ограничение. Виды времени отдыха. Перерывы для отдыха и питания. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска и их продолжительность. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.

Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Стандарты предприятия по безопасности труда.

Правила, нормы, типовые инструкции и другие нормативные документы по охране труда.

Инструкции по охране труда, обязательные для работников.

Тема 4. Организация и управление охраной труда

Государственное управление охраной труда. Органы государственного надзора и контроля соблюдения трудового законодательства. Служба охраны труда в организации. Комитет (комиссия) по охране труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда

Обучение и проверка знаний работников по охране труда. Проведение инструктажей по охране труда: вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого.

Обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. Периодическое обучение работников безопасности труда и проверка знаний требований охраны труда в период работы.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве

Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. Порядок расследования несчастного случая на производстве. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве. Действия работника при несчастном случае.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя

Виды работ водителя. Наиболее вероятные случаи травматизма и заболеваемости при работе водителем. Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при работе. Неблагоприятное воздействие вредных и опасных производственных факторов на организм работника.

Тема 8. Требования к организации рабочего места водителя

Водитель обязан внешним осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить:

  • техническое состояние автомобиля, обращая особое внимание на состояние шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей, а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды;
  • давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
  • наличие исправного инструмента и приспособлений;
  • заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее.

Пуск непрогретого двигателя производить с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении рычага коробки передач. Брать рукоятку в обхват или применять какие-либо рычаги, действующие на нее, не допускается.

После запуска или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу «Стоп-сигнала», указателей поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.

В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя.

Тема 9. Требования охраны труда

Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, необходимо убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц, и подать предупредительный сигнал.

Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.

Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.

Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».

Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.

При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.

Водителю не разрешается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
  • выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
  • передавать управление автомобилем посторонним лицам;
  • выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
  • подогревать двигатель открытым пламенем, а также при определении и устранении неисправностей механизмов;
  • протирать двигатель ветошью, смоченной бензином, и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!».

При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.

Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).

На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.

Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.

Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.

Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор, выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.

Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

Тема 10. Санитарно-гигиенические требования к условиям труда водителя

В течение всей рабочей смены следует соблюдать режим труда и отдыха.

Отдыхать и курить разрешается только в специально отведенных местах.

Для питья следует использовать воду только из питьевых бачков. Использовать другие (случайные) источники не допускается.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях

Действия водителя при несчастном случае.

Способы оказания первой помощи при кровотечении, ранениях, переломах, вывихах, ожогах, ушибах и растяжении связок.

Способы оказания первой помощи при поражении электрическим током. Правила освобождения пострадавшего, попавшего под действие электрического тока. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Аптечка для оказания первой помощи при несчастных случаях.

Тесты созданы на основе билетов ТБ 1334.3 Обучение и проверка знаний водителей организаций (январь 2018) Олимп ОКС

Нормативно-техническая литература по состоянию 01.09.2018г.

. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

. (ред. от 29.07.2018)

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017)"О безопасности дорожного движения"

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 29.12.2017)"Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

. "Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа"(Вместе с "Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств-участников Содружества Независимых Государств") (Заключена в г. Бишкеке 09.10.1997)

. "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957)

Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 (ред. от 10.09.2016)"Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством"

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 (ред. от 12.01.2018) "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации" (ред. от 30.01.2018)"Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"

Приказ Минтранса России от 12.01.2018 N 10"Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"

Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (с изменениями и дополнениями) "Об утверждении Требований к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства"

Приказ Минтруда России от 06.02.2018 N 59н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте"

Приказ Минтруда России от 17 сентября 2014 г. N 642н "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов"

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. № 169н “Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам”

РД-200-РСФСР-12-0071-86-05"Инструкция о порядке работы водителей на линии.

ТОИ Р-200-01-95 ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Инструкция ОТ.09 Меры безопасности при вождении автопоездов ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287 (ред. от 02.03.2017)"Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"

Приказ Минтранса России от 06.04.2017 N 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств"

УЧЕБНИК ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Оказание первой помощи пострадавшим Практическое пособие от МЧС России

Минсоцразвитие 2011 г. Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ДЛЯ ПРОФЕССИИ: ВОДИТЕЛЬ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Разработал:

Специалист по охране труда

И.О. Трудников __________

г. Новосибирск, 2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работы со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзамена, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы, либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы.

Поскольку работа водителя автомобиля связана с опасными условиями труда, он должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда.

Периодическая проверка знаний проводится не реже 1 раза в год в объеме настоящей программы обучения.

Программа обучения разработана на основании действующих нормативных документов, регламентирующих безопасность труда водителя автомобиля, его квалификационных характеристик в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также анализа условий и безопасности его труда.

Время, отводимое на изучение вопросов охраны труда, определяется в зависимости от объема изучаемого материала, а также сложности и опасности выполняемых работ. Обучение включает освоение теоретических знаний и практических навыков безопасной работы по профессии.

Программа обучения состоит из трех разделов:

Правовые вопросы охраны труда;

Организация и управление охраной труда;

Безопасность труда.

Первые два раздела являются общими для всех профессий работников и служат для изучения общих организационно-правовых принципов охраны труда.

Раздел "Безопасность труда" является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для профессии. Формирование тематики специальных вопросов основывается на тарифно-квалификационных характеристиках профессии, мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди водителей автомобиля.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Управление автомобилем. Заправка автомобиля топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Оформление путевых документов. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов.

Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автомобиля. Правила дорожного движения. Основы безопасности движения. Правила технической эксплуатации автомобиля, относящиеся к водителю. Возможные неисправности автомобиля: признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения. Порядок проведения технического обслуживания и ремонта автомобиля. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

№ темы Тема Время изучения темы, час
1. Общие вопросы охраны труда 0,5
2. Законодательство по охране труда 2,0
3. Нормативные документы по охране труда 0,5
4. Организация и управление охраной труда 0,5
5. Обучение работников требованиям охраны труда 0,5
6. Несчастные случаи на производстве 1,0
7. Характеристика условий труда водителя автомобиля 1,0
8. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля 6,0
9. Требования безопасности при управлении автомобилем 6,0
10. Средства индивидуальной защиты 1,0
11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях 1,0
Итого: 20,0

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

Повторяю: отличается ли программа обучения по охране труда для водителя погрузчика в зависимости от вида используемого топлива (газ, электричество, бензин)

Ответ

Ответ на вопрос:

Обучение по охране труда в организации проводится по программам, утверждаемым работодателем. Данные программы обучения разработайте на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда. Об этом говорится в Порядка, утвержденного .

Обучение по охране труда водителя автомобиля может быть проведено как в специализированном учебном центре, имеющем лицензию, так и силами работодателя.

При обучении по месту работы в организации должна быть создана специальная постоянно действующая аттестационная комиссия. Для этого также необходима программа обучения по охране труда и экзаменационные билеты. Обучение собственными силами поможет существенно снизить расходы и оптимизировать бюджет.

Разработка программ обучения по охране труда в организациях, как правило, должна выполняться на основе типовых программ обучения. Но их разработано и утверждено крайне мало, поэтому для большинства рабочих профессий программы обучения по охране труда работодателям приходится разрабатывать с нуля. Процесс осложняется тем, что нужно руководствоваться требованиями охраны труда, изложенными в различных законодательных актах и нормативно-правовых документах. Подобный сценарий будет также актуален и для профессии «Водитель автомобиля», так как типовой программы обучения по охране труда для него пока не разработано.

Какими нормативными актами нужно пользоваться для создания программы обучения

Основополагающими документами, регламентирующими вопросы обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций, на сегодняшний день являются:

  • по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный ;

Для разработки программы обучения по охране труда водителей также потребуются специальные документы, регламентирующие требования безопасности при управлении, техническом обслуживании и ремонте автомобиля. В первую очередь – Российской Федерации, утвержденные и Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ().

Чтобы охватить специфику профессии в конкретной организации, будет полезно изучить отраслевые документы по охране труда. Например, если водитель автомобиля работает в сфере электроэнергетики, то следует руководствоваться требованиями Правил охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002). Если же он работает на нефтебазе и управляет бензовозом, то необходимо использовать Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций (). Для водителей строительных компаний, управляющих грузовым автомобилем, хорошим подспорьем станет Отраслевая типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ Р О 005-2003) и т. д.

Советует

Екатерина КУЗНЕЦОВА,

начальник отдела экономического анализа и мониторинга условий и охраны труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России (Москва)

Несмотря на то, что государственные требования охраны труда одинаковы для всех, формируя программы обучения по охране труда для водителей, необходимо учитывать специфику их работы. Если речь идет о персональных водителях, водителях общественного транспорта и водителях, занятых грузоперевозками (особенно на длинные дистанции), акцент необходимо сделать на необходимости соблюдать правила дорожного движения и особенно регламентированных перерывов в работе, важности прохождения предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров.
Для водителей складских помещений, водителей автопогрузчиков и водителей, перемещающихся по территории организации, в программу следует включать вопросы, относящиеся к разметке территории и особых зон, сигнальным и информационным знакам, требованиям к складским операциям (на некоторых складах работники используют наушники и, следовательно, могут не услышать звукового сигнала, подаваемого водителем) и погрузочно-разгрузочным работам.

  1. по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.
  2. «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
  3. «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
  4. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
  5. об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденное постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.
  6. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей (ТОИ Р-200-01-95).
  7. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта (ТИ РМ-008-2000).
  8. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей, совмещающих работу по выемке корреспонденции из почтовых ящиков (ТОИ Р-45-053-97).
  9. Типовая инструкция по охране труда для водителей грузовых автомобилей (ТИ РО 005-2003).
  10. Типовая инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа) (ТОИ Р-200-19-95).
  11. Типовая инструкция по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия (ТОИ Р-200-20-95).
  12. Типовая инструкция по охране труда при выполнении работ по ремонту автомашин, тракторов и лесохозяйственного оборудования (ТОИ Р-07-27-2000).
  13. по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденная (рекомендуется для служб спецтранспорта авиапредприятий).
  14. Российской Федерации, утвержденные .
  15. опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные (рекомендуется для предприятий, занятых перевозкой опасных грузов; при применении необходимо учитывать ).
  16. грузов автомобильным транспортом, утвержденные .
  17. Правила охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей и других транспортных средств на пневмоходу в энергетике (РД 153-34.0-03.420-2002) (рекомендуются для организаций электроэнергетики).
  18. при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные (вступает в силу с 1 июля 2015 г.).
  19. Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте ().
  20. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ().
  21. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций ().
  22. обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные .
  23. в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.
  24. вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденные .

Какие особенности профессии нужно учесть при разработке программы обучения

Специфическими особенностями профессии водителя автомобиля, которые необходимо учесть при разработке программы обучения по охране труда, являются:

  • выполнение работ на автомобилях различных типов и различного назначения;
  • управление специальным оборудованием автомобилей (например – бетононасосом бетоновоза; краном-манипулятором автомобиля-эвакуатора; подъемным устройством кузова самосвала; холодильным оборудованием рефрижератора; шнекороторным снегоочистителем снегоуборочной машины; щетками подметально-уборочной машины и т. д.);
  • работа вне территории организации, возможность длительных рейсов, командировок;
  • высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т. п.;
  • физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т. п.);
  • длительная работа в положении сидя, возможность переутомления и статических перегрузок организма;
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем);
  • переохлаждение организма (например, при ремонте автомобиля вне основного места базирования, в дорожных условиях).

Из чего состоит процесс разработки программы обучения по охране труда

Перед тем как приступить к разработке программы обучения по охране труда, следует уточнить круг профессиональных обязанностей водителя, требования, предъявляемые к его квалификации и объему знаний. Необходимо также определить и обозначить конкретные виды работ, которые он будет выполнять в организации, с учетом ее отраслевой принадлежности, назначения, типа и конструктивных особенностей конкретного автомобиля. На основании этих данных следует подобрать соответствующую литературу и нормативные документы.

Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле. Общий алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля выглядит так:

  1. Выяснить профессиональные обязанности водителя автомобиля (по справочнику ЕТКС, профессиональному стандарту, внутренним квалификационным требованиям организации) и требования, предъявляемые к его объему знаний по охране труда.
  2. Подобрать необходимую литературу и нормативные документы.
  3. Подготовить тематический (учебный) план программы с указанием количества часов каждой изучаемой темы и общее количество часов обучения. ГОСТ 12.0.004-90 установлено, что общая продолжительность обучения должна быть не менее 20 часов.
  4. В соответствии с подготовленным тематическим (учебным) планом осуществить разработку программы обучения по охране труда, закрепляя в каждой теме основные тезисы изучаемого материала.
  5. Разработать экзаменационные билеты для проверки знаний по охране труда водителя автомобиля на основании программы обучения, руководствуясь ранее подготовленным тематическим (учебным) планом.

Из чего состоит программа обучения по охране труда водителя автомобиля

Как правило, программы обучения по охране труда состоят из трех основных разделов:

  • правовые вопросы охраны труда;
  • организация и управление охраной труда;
  • безопасность труда.

Первые два раздела являются общими для всех работников и служат для изучения организационно-правовых принципов охраны труда.

Раздел «Безопасность труда» является специальным и предназначен для изучения методов безопасности труда для конкретной профессии или вида работ. Формирование тематики специальных вопросов основывается на мерах обеспечения безопасности труда, анализе причин несчастных случаев на производстве и заболеваемости среди профессий работников или видов работ, для которых разрабатывается программа обучения.

Тема 1. Общие вопросы охраны труда.

Тема 2. Законодательство по охране труда.

Тема 3. Нормативные документы по охране труда.

Тема 4. Организация и управление охраной труда.

Тема 5. Обучение работников требованиям охраны труда.

Тема 6. Несчастные случаи на производстве.

Тема 7. Характеристика условий труда водителя автомобиля.

Тема 8. Требования безопасности при управлении автомобилем.

Тема 9. Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля.

Тема 10. Средства индивидуальной защиты.

Тема 11. Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Программа обучения по охране труда водителей может выглядеть так:

скачать и распечатать образец

После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора (). Это связано с тем, что управление автомобилем, его техническое обслуживание и ремонт относятся к видам работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования охраны труда.

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли учить охране труда такого водителя?

У нас некоторые сотрудники используют личные машины для служебных целей. Нужно ли их обучать охране труда по программе для водителей?
Андрей ПЕРВЕРЗЕВ, специалист по охране труда (Глазов)

В этом случае рекомендуем провести обучение таких сотрудников также по программе обучения охране труда для вида работ, если эти вопросы не входят в основную программу обучения. Если выяснится, что в обязанности работника так или иначе входит работа на автомобиле, то работодателя привлекут к ответственности. Так что лучше перестраховаться. Другое дело, если сотрудник просто приезжает на своем автомобиле на работу и для других целей его не использует. В этом случае обучать работника по программе охраны труда для водителей не нужно.

Можно ли обучать всех водителей по одной программе обучения по охране труда?

В нашей организации есть несколько легковых машин. Но в основном это грузовики. Водители проходят обучение охране труда по одной программе. Нужно ли для водителей грузовиков создавать свою программу, а для водителей легковых машин – свою?
Анна ВАСИЛЬЕВА, инженер по охране труда (Волгоград)

На первый взгляд работа водителя легкового автомобиля мало чем отличается от работы водителя грузовика. Однако есть существенные различия. Например, водитель легковой машины не перевозит грузы, не участвует в погрузке-выгрузке. Да и кабина грузовой машины находится значительно выше, что повышает риск получения травмы при посадке/высадке. Есть и другие нюансы. Поэтому лучше сделать две программы обучения: для водителей легковых машин и грузовиков.

Кто из работников должен проводить обучение водителей охране труда?

Кому из работников может быть поручено проводить обучение по охране труда водителей?
Юрий ШАЛИМОВ, юрист (Челябинск)

Обучение по охране труда водителей проводит руководитель подразделения, в котором они работают. Например, начальник транспортного цеха.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное

1 Водители относятся к категории работников, чей труд сопряжен с повышенными рисками. Поэтому их обучению по охране труда уделяется особое внимание.

2 При разработке программы обучения водителей охране труда необходимо руководствоваться различными нормативными документами, поскольку типовой программы для этой профессии нет.

3 Основные документы, регламентирующие порядок обучения водителей, – это , .

4 В программе обучения нужно учесть особенности профессии.

5 Алгоритм разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля является примерно таким же, как и при разработке аналогичных программ по другим профессиям повышенной опасности. Различия заключаются лишь в специальных темах, включающих в себя специфику безопасного выполнения работ на автомобиле.

6 После разработки программы обучения по охране труда для водителя автомобиля ее следует согласовать с местным органом Ространснадзора.

1 На момент выхода статьи действовали по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РМ 027-2003), однако еще в 2014 году Минтруд России приступил к разработке новых правил по охране труда на автомобильном транспорте. Уже в обозримом будущем они могут быть утверждены и опубликованы.

Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Водитель, занятый перевозками, грузов или персонала, несет ответственность за сохранность грузов или здоровье пассажиров. Его трудовая деятельность проходит в условиях повышенной опасности. Расскажем, как составить инструкцию по охране труда, что в ней учесть и где скачать образец.

    Читайте в нашей статье:

    Кто готовит и кто утверждает инструкцию по охране труда водителя автомобиля

    Инструкция по охране труда (ИОТ) составляется непосредственным руководителем работника или транспортного подразделения. Эта обязанность зафиксирована в его должностной инструкции. Также составление ИОТ может быть поручено главному инженеру, это зависит от структуры предприятия. Важно, чтобы ответственный за подготовку был компетентен в организации труда водителей, знал все вредные/опасные факторы их работы и т.д.

    ИОТ создается не одним должностным лицом единолично, специалисту по охране труда следует оказывать ему методическую помощь. Кроме того, если в организации имеется профсоюз, необходимо учесть мнение этой инстанции.

    Работодатель, столкнувшись с потребностью разработать ИОТ, должен назначить ответственного сотрудника. Для этого выпускается приказ, в котором перечисляются все лица, которые будут задействованы в процессе создания ИОТ, обозначаются конкретные сроки выполнения. После всех необходимых согласований данный документ подлежит утверждению. Здесь возможны два варианта. Руководитель предприятия может либо заполнить предусмотренный гриф утверждения на проекте документа.

    Охрана труда для водителей

    Работа водителя связана с рисками не только для жизни и здоровья его собственными. Он перевозит ценные грузы или людей. Поэтому охрана труда предъявляет серьезные требования к самому водителю, а также к условиям его работы. За нарушение этих требований неизбежно наказание. Как минимум, это будет дисциплинарное взыскание, а в некоторых случаях .

    Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя

    Во время работы водитель подвергается риску воздействия целого ряда вредных и опасных факторов. Перечислим их:

    • Само транспортное средство, другие участники дорожного движения.
    • Все используемые для обслуживания автомобиля .
    • Высокая температура двигателя. Пар, горячие жидкости, возникающие в процессе эксплуатации и ремонта машины. Связанная с транспортным средством пожароопасность.
    • Специфика рабочего места – статичная поза, неблагоприятный микроклимат, плохое освещение, вредные вещества (бензин или другое топливо, охлаждающая жидкость, масло и т.д.), .
    • Специфика места обслуживания автомобиля – скользкий пол, острые углы, опасность падения груза (при погрузочных работах или если машина вывешена на домкрате), возможные физические перегрузки.

    Все эти факторы не могут не влиять на здоровье. Поэтому плановый медосмотр водители проходят регулярно, 1 раз в два года (п. 27 приложение 2 к ). Помимо оценки физического здоровья, эти работники должны регулярно проходить психиатрическое освидетельствование (согласно "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утвержденному Минздравом Приказом № 302н).

    Большое влияние должно уделяться правилам использования защитных средств, их соответствию выявленным вредным факторам. Также немаловажен график работы, строгое соблюдение нормативов труда и отдыха, здоровый образ жизни в целом.

    Помимо базовых требований ОТ, в зависимости от специфики деятельности предприятия, могут применяться дополнительные. Работодатель обязан организовать целевые инструктажи по охране труда каждый раз, когда шоферу необходимо работать в нетипичных условиях.

    Требования ОТ

    Водитель должен соответствовать целому перечню условий:

    1. Достижение совершеннолетия.

    2. Отсутствие противопоказаний по здоровью, .

    3. Наличие аттестата о среднем образовании, водительского удостоверения требуемой категории, профессионального образования. Если последнего нет – работник направляется в специализированный центр на 72-часовое обучение по охране труда.

    4. Знание требований охраны труда в части устройства и эксплуатации машины, ее техобслуживания. В это понятие включены безопасные методы разборки транспортного средства, работа с техническими жидкостями, правила безопасности при работе с инструментом.

    5. Прохождение всех необходимых инструктажей и проверок знания требований ОТ: целевых, вводных, первичных и т.д. Допускать выход на линию работника, не подтвердившего свою квалифицированность и компетентность в охране труда, нельзя. График инструктажей разрабатывается работодателем. Напомним, что все без исключения водители должны 1 раз в 3 месяца проходить повторные инструктажи. Если произошло ЧП или был допущен перерыв в работе – обязателен внеплановый инструктаж по ОТ

    При плохом самочувствии, остром заболевании водитель обязан:

    • сообщить непосредственному руководителю;
    • обратиться за врачебной помощью.

    При несчастном случае с кем-то из коллег водитель обязан:

    • Сообщить руководителю.
    • Эвакуировать пострадавшего или максимально предотвратить дальнейшее воздействие опасного фактора.
    • Вызвать скорую медицинскую помощь.
    • Оказать первую помощь пострадавшему, по возможности запросив его разрешения. В компетенцию водителя входит умение пользоваться . Сейчас она практически полностью состоит из перевязочных средств, а лекарственные препараты изъяты из состава (после введения в действие ). Приложения к этому приказу регламентируют состав аптечки и правила ее использования.
    • При необходимости обеспечить перевозку пострадавшего в медицинское учреждение.
    • «Законсервировать» место происшествия для дальнейшего расследования и дать объективные показания, ничего не умалчивая.

    При выявлении нарушений норм охраны труда, которые явно могут повлиять на жизнь и здоровье, водитель обязан:

    Как подготовить ИОТ водителя

    Для разработки ИОТ важно понимать, что она должна быть логичной и не содержать двусмысленных формулировок. Собранный в инструкции объем информации должен давать четкие алгоритмы действий.

    Основой для ИОТ служат типовые отраслевые инструкции, согласно п. 5.3. Методических рекомендаций, утвержденных . Это, например, ТОИ Р-200-01-95 Т – типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей. На ее основе с учетом конкретики предприятия разрабатываются локальные инструкции.

    Образец инструкции по охране труда водителя-экспедитора

    Наши специалисты подготовили для вас образец ИОТ для водителя-экспедитора. Он занят не только перевозкой грузов, но несет ответственность за его сохранность и доставку. Следовательно, к этому сотруднику предъявляются повышенные требования, которые отражаются и в инструкции по охране труда.

    Скачать>>>
    Скачать в.doc

    Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!



    Последние материалы раздела:

    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

    квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

    Читы на GTA: San-Andreas для андроид
    Читы на GTA: San-Andreas для андроид

    Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

    Классическая механика Закон сохранения энергии
    Классическая механика Закон сохранения энергии

    Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...