Предмет, понятие, источники, нормы и система кпрф как правовой отрасли. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. кпрф - отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политиче


Политическое развитие современной России:
- тенденции политического развития современной России;
- результаты политического развития современной России;
- проблемы политического развития современной России;
- перспективы политического развития современной России.

Социальное развитие современной России:
- тенденции социального развития современной России;
- результаты социального развития современной России;
- проблемы социального развития современной России;
- перспективы социального развития современной России.

Духовно-нравственное развитие современной России:
- тенденции духовно-нравственного развития современной России;
- результаты духовно-нравственного развития современной России;
- проблемы духовно-нравственного развития современной России;
- перспективы духовно-нравственного развития современной России.

Экономическое развитие современной России:
- тенденции экономического развития современной России;
- результаты экономического развития современной России;
- проблемы экономического развития современной России;
- перспективы экономического развития современной России.

Региональное развитие современной России:
- тенденции регионального развития современной России;
- результаты регионального развития современной России;
- проблемы регионального развития современной России;
- перспективы регионального развития современной России.

Вопрос 1.

Понятие, предмет и роль КПРФ

Конституционное право – это система правовых норм, регулирующих основы взаимоотношения человека и государства, устройства государства и организации государственной власти путем закрепления в Конституции и конституционном законодательстве основ конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, организации системы гос власти и местного самоуправления.

Предмет КП – совокупность общественных отношений, определяющих основы конст. строя, форму гос-ного устройства, основы правового статуса личности, систему гос-ной власти, орг-ю местного самоуправления.

Особенности предмета :

1) регулирует основополагающие отношения

2) в него входят общественный отношения, вытекающие из основ конст. строя

  • основополагающие принципы общ-ва и гос-ва
  • механизм реализации власти народа
  • основы соц. политики
  • основы экономич. и полит. системы

3) в него входят общ. отношения, опред. взаимоотношения чел-ка с гос-вом

4) общ. отнош, вытекающие из федеративного устройства РФ, характеризующие

  • структуру РФ
  • статус и компетенцию РФ и субъектов
  • гос. символы
  • систему органов исп. власти

5) отнош. , связанные с органами гос. власти и мест. самоупр.:

  • Президент: выборы, статус и компетенция
  • Прав-во формирование и компетенция
  • Фед. Собрание, палаты, принят законов
  • Структ. и принципы суд. власти
  • Прокуратура: система и порядок установ. полномочий
  • Мест. самоуправ.

Роль

1) системообразующая. с КП начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей

2) в демократическом государстве основная роль – это нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой.

3) регулирует важнейшие общ. отнош. во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, духовной.

4) закрепляет основополагающие принципы национ. права каждого гос-ва.

Источники КПРФ.

Источники конституционного права – это правовые акты, в которых находят свое закрепление нормы к.п.

К источникам к.п. относятся только действующие в настоящее время нормативные правовые акты.

1. Основным источником является КРФ, нормы, установленные в Конституции, носят учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательны.

Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты не могут противоречить ей.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы ФЗ.

ФКЗ принимаются по вопросам КРФ, предусмотрен более жесткий порядок принятия ФЗК по сравнению с ФЗ

  • 3. Указы и другие нормативные акты Президента
  • 4. Постановление палат Федерального Собрания
  • 5. Постановление правительства
  • 6. Декларации
  • 7. Конституции республик в составе РФ и уставы других субъектов РФ
  • 8. Договоры

Наука КПРФ: понятие, предмет, система и источники.

КП выступает одновременно и отраслью правоведения и государствоведения. Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она имеет своим предметом изучение КП как отрасли права, раскрывает его место в системе др. отраслей права, формирует его осн. понятия, ~ оперируют современным конституционным законодательством. Занимается исследованием конституционно-правовых норм, анализом их источников и анализом процессов, связанных с реализацией ПН. К предмету КП относят и конституционно-правовые отношения с их спецификой. Выявляет эффективность деятельности КПН, предлагает науч. рекомендации, связанные с дальнейшим развитием КП в целом и конституц. закон-ва. Также КП изучает практику гос мех.

Задачи КП как науки.

  • 1) Научное обоснование формирования в России новой отрасли права как КП.
  • 2) Второй блок проблем связан с понятием, формальным содержанием Конституции.
  • 3) КП как наука - это система взглядов, принципов, идей, представлений юридических, политологич., государствоведч. знаний, выраженных через научные понятия и категории, дефиниции о КПН, и регулируемых ими обществ. отношениях, охватывающих основы организации современного российского общ-ва и гос-ва, принципы конституционного строя, основы правового положения личности, орг-ции и формы осуществления гос власти РФ.

Нормы кп РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие о/о, составляющие основы конст строя, правового положения личности, гос устройства, организации и деят-и органов гос-ва и МСУ. При этом нормы кп могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Н-р, ст. 37 К. РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит прежде всего нормы кп, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "тп.

Предметом кп являются конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1. основ конст строя Ф, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов гос устройства и разделения властей, соц и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в гос-ве;

2. взаимоотношений м/у гос-м и личностью, правовых основ статуса российских гр-н, лиц без гражданства, иностр гр-н, находящихся на территории России, прав и свобод ч-ка и гр-на и гарантий их реализации;

3. федеративного устройства России, состава и компетенции ее SS, исключительной компетенции Ф и предмета совместного ведения Ф и SS, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4. организации и функционирования с-мы органов власти РФ: Президента, ФС, Прав-ва, органов судебной власти, органов власти SS Федерации, а также МСУ.

Конституционно-правовые нормы - это общеобяз-е правила поведения, установленные или санкционированные гос-вом в целях охраны и регулир-я определенных о/о, кот осущ-ся через конкретные права и обяз-ти и обеспечиваются принудительной силой гос-ва.

КПН классифицируют по следующим основаниям:

1. По характеру содержащихся предписаний их разделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

УН - это нормы, закрепляющие право SS осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. ОН закрепляют обязанности SS соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. ЗН - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.



2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы.

ИН - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения S в применении установленного ими правила.

ДН - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия S с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы.

МН - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию о/о.

ПН - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.

Особенностью норм конституционного права является то, что они не всегда содержат гипотезу, диспозицию и санкцию. Это так называемые "нормы-принципы" и "нормы-цели".

Источниками КП РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму кп. К ним относятся правовые акты, действующие на всей территории РФ, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного S Федерации или территории, в пределах которой осуществляется мест/самоупр.

В первой группе особое место занимает Конст РФ.

К числу источников кп, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся и ФЗ. В К! предусматривается принятие ФКЗ и ФЗ, которые различаются:

1. по юридической силе;

2. по порядку принятия;

3. по предметам ведения;

4. по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.

К источникам кп относятся "ФКЗ о референдуме РФ", "ФКЗ о Конституционном Суде", такие законы РФ, как "Закон о гражд-ве РФ", "Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата ГД Федерального Собрания РФ" и многие другие.

Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источником отрасли являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.

К!! республик и уставы должны соответствовать К! России и фз. По отношению к другим нпа, принимаемым органами S Ф., они обладают более высокой юр силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории S, являются такие правовые норм акты, как з-ны, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законод и исполн власти. К источникам относятся и правовые акты представ органов мсу, содержащие КПН, в частности, их уставы (положения).

Среди источников кп следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

В сислему источников кп входят и некоторые законы бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат К! России и ее законам. Согласно принципу приоритета международного права общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы. Следовательно, такие принципы и нормы могут являются источниками кп.

2. конституционные отношения, их субъекты, объекты, содержание и классификация

КПО - это о/о, урегулированные нормами кп. Их содержание составляют права и обяз-ти участников правоотношения.

можно классифицировать прежде всего по S и объекту.

SS кпо являются гос-во, его части, органы и должностные лица, депутаты всех уровней и их группы, общественные объединения, органы и должностные лица мест/самоупр, гр-не, лица без гр-ва и иностранцы. В определенных случаях - народ и этносы РФ (н-р, в процессе референдума).

Объектами кпо могут служить территория гос-ва, гр-во, иные неимущественные, иногда и имущественные блага.

Можно классифицировать к/о и по другим признакам:

¾ по сроку действия различаются постоянные и временные отношения;

¾ по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения;

¾ по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юр факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия % на юр акты и юр поступки.

КПРФ - отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

КП - самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

1) собственный предмет правового регулирования;

2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права - совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает:

2) институты.

Конституционно-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Институты конституционного права:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) система органов, государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права - совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права:

1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники;

2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права;

3) практика реализации норм данной отрасли;

4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права:

1) исторический;

2) сравнительно-правовой;

3) системный;

4) статистический;

5) конкретно-социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими, отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ:

С трудовым - в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда;

С административным - конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим –

Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

2. Конституционно-правовые нормы: понятие, их особенности, виды.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные пра­вила, установленные или санкционированные государством, обеспе­ченные государственным принуждением или его угрозой и регулирую­щие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенностями конституционно-правовых норм являются:

а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого рода общественных отношений, связанного с конституционным устройством;

б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем;

в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня­ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы;

г) значи­тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс­нения и др.;

д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко­торый широко используется в конституционном праве лишь при опре­делении прав и свобод человека;

е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций;

з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

1. Так, по характеру (степени определенности) предписаний: импера­тивными, когда в них правило поведения предписывается повелитель­но, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возмож­ность выбора того или иного поведения.

2. По их назначению в механизме правового регулирования консти­туционно-правовые нормы принято делить на материальные и процес­суальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые - формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование.

3. По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие б) запрещающие в) дозволяющие .

4. По времени своего действия конституционно-правовые нормы под­разделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего дей­ствия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положе­ния).

5. По территориальным масштабам их действия такие нормы разде­ляются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действу­ют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автоно­мий, муниципальных образований и др.

6. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые со­держатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обыч­ном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответ­ствовать конституции.

7. Это - нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ­яснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др.

Понятие и предмет КПРФ как отрасли права. Место КП в системе российского права.

КП – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конст. строя, регулирующих отношения между гос-вом и человеком, устройство гос-ва, организацию гос. власти.

Предмет КП – это совокупность общест. отношений, составляющих:

1. Основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, культурной и духовной жизни;

2. Отношения между личностью и гос-вом (основы правового статуса), охрана прав и свобод человека и гр-на;

3. Отношения, складывающиеся между центральной властью и властью S-тов РФ;

4. Устройство гос. власти, отношения между различными видами органов гос. власти, а также между органами гос. власти и МСУ.

КП Рос. права, определяющая развитие (сокращение) норм, инс-тов и отраслей, регулирующих правовые отношения в жизни гос-ва и общества.

Ведущее значение КП в национальной правовой системе определяется:

1. нормы К-ции являются исходными для всех отраслей права,

2. регулированием законодательной деят-ти, принятием законодательных норм;

3. ведущее значение КП - фиксирование основных прав и свобод человека и гр-на.

4. закрепление деят-ти органов гос. власти и МСУ,

15 статья К-ции РФ части 4 определяет, что в правовую систему входят общепризнанные принципы, нормы м/народ. права и международные договоры. При возникновении противоречий между принципами, нормами м/народ. права и К-цией, ведущее положение занимает К-ция.

Конст.-пр. нормы: понятие, особенности, виды. Конст.-пр. инс-ты.

Нормы КП – это формально определенные правила поведения участников правовых отношений, имеющие общий характер, адресованные широкому кругу S-тов права и рассчитанные на многократное применение.

Особенности норм КП:

3. По кругу S-тов, кому направлены эти нормы (гос-во, народ, нация, През-т, Прав-во).

4. Характер предписаний носит обобщенный характер, выражается в принципах, задачах, целях в установлении целостных систем.

5. По структуре нормы содержат в основном гипотезу и диспозицию, санкции прим-ся реже.

Виды норм КП.

По территории действия нормы делятся на : общефед.; республиканские; региональные; местные;

По форме выражения предписаний нормы делятся на: нормы управомачивающие; нормы обязывающие; нормы запрещающие.

По юр. силе : К. РФ;Фед. конст. законы;Фед. законы;К-ции (уставы) S-тов РФ;Законы S-тов РФ;Закон о поправках к К-ции;Декларации;Регламенты палат;Нормативные акты главы гос-ва (указы и распоряжения); Постановления Прав-ва; Нормативные акты Конст. Суда РФ;Акты органов МСУ;Общепризнанные нормы и принципы м/народ. права;Международные договоры; Договор об образовании РФ; Договор РФ и ее S-тов;Договоры S-тов между собой.

По функциям, механизму правового регулирования нормы делятся : нормы принципы; нормы задачи; учредительные нормы; нормы констатации.

По методу правового регулирования нормы бывают : императивные; диспозитивные.

По особенности выполняемой роли : материальные; процессуальные.

Конст. инс-т – это обусловленная общностью регулируемых общест. отношений, имеющих единый предмет регулирования.

Конст. инс-ты обусловлены объективными закономерностями политического, экон., социального и культурного развития гражданского общества, и составляют основу КП как отрасли права.


Конст.-пр. отношения: понятие, особенности, виды.

Правоотношения – это общест. отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, S-та и содержания (права и обязанности S-тов, которые они приобретают).

К S-там относятся:

1. физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы);

2. общности людей (народ страны, народ S-тов, население);

3. ассоциации граждан (общест. объединения, в том числе в форме политических партий, общест. организаций, профсоюзов, религиозные объединения);

5. государственно-территориальные образования (S-ты РФ, части территории и т.д.);

6. органы гос. власти (центральные, региональные);

7. высшие должностные лица;

8. депутаты (парламентов, законодательных собраний и т.д.);

9. различные избир. объединения (комиссии).

Объект конст. правоотношений – это то, на что направлено правоотношение (гос. территории;

материальные ценности; поведение людей; деят-ть органов гос-ва; личные неимущественные отношения.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения яв-ся юр. факт – это закрепленное в законе событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Источники КПРФ как отрасли права.

Источники КП – исходящие от гос-ва или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязательного значения. К ним относятся:

1. К-ция РФ;

4. К-ции (уставы) S-в РФ;

5. Законы S-в РФ;

6. Закон о поправках к К-ции;ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вст-я в силу поправок к К-ции РФ»

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы гос-ва (указы и распоряжения);

10. Постановления Прав-ва;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов МСУ;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее S-в;

17. Договоры S-в между собой.

КП это системообразующая отрасль Рос. права, определяющая развитие (сокращение) норм, инс-тов и отраслей, регулирующих правовые отношения в жизни гос-ва и общ-ва.

Ст. 15: 1. К-ция РФ имеет высш. юр. силу, прям. действие и прим-ся на всей тер-рии РФ. Законы и иные прав. акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К-ции РФ.

2. Органы гос. власти, органы МСУ, долж. л., гр-не и их объединения обязаны соблюдать К-цию РФ и законы.

3. Законы подлежат офиц. опубл-ю. Неопубл. законы не прим-ся. Любые норм. пр. акты, затрагивающие права, св. и обяз-ти человека и гр-на, не могут прим-ся, если они не опуб-ны официально для всеобщего сведения.

4. Общеприз. принципы и нормы м/народ. права и м/народ. договоры РФ яв-ся составной частью ее прав. системы. Если м/народ. договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то прим-ся правила м/народ. договора.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...