Интервью с интересным человеком из службы спасения. Интервью с начальником приморской краевой поисково-спасательной службы. Однажды спасли на пожаре питона

«Нет легких спасательных операций…»

Есть в подмосковном поселке Видное Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», уникальное подразделение МЧС. Там впечатляет техника, робототехнический комплекс. Репортеры и операторы радостно дышат, когда им демонстрируют новейшие роботы для манипуляций в зоне радиации, мощнейшую технику, современные пульты. Но сила МЧС не в «железе». Золотой фонд - люди, вылетающие на ЧС, чрезвычайные ситуации.

Мы выбрали для разговора не генерала и не орденоносца, а самого обыкновенного спасателя. Знакомьтесь: Евгений Васильевич ЛЕНДЕЛ из воздушно-десантной службы «Лидера». Рядовой войны с катастрофами…

Он вошел в камуфляже, жизнерадостный крепыш 45-ти лет, и представился:
- Полковник МЧС Лендел. Вот такая у меня простая венгерская фамилия.

- Откуда она у вас?
- А я родился в Закарпатской области, что граничит с четырьмя государствами: Польшей, Венгрией, Чехословакией и Румынией. На краю города Берегового, где я жил до 17-ти лет, - граница с Венгрией. Там на десять человек восемь венгров, кино крутят на венгерском, в магазинах дашь форинты, а сдачу получишь в рублях… Отец у меня родом оттуда, а мать, Ильинова, русская. И я русский. Отец прекрасно владеет четырьмя языками, сестра - тремя, мать - четырьмя. Ну, я сам лоботряс - знаю только венгерский и польский. А в 1978-м ушел на срочную службу в Мурманск, оттуда попал в Рязанское воздушно-десантное училище…

- И как Вас из десанта в спасатели занесло?
- А спасателю парашютно-десантная подготовка в плюс. От нее бесстрашие, дисциплина и, если хотите, дерзость в нужный момент. Я всегда говорю: «Чего вы меня пугаете. Я с тыщи метров прыгал». У меня в подчинении уникальный народ. Запишите: старший прапорщик Марика Краав - такая вот простая эстонская фамилия. Восьмикратный чемпион мира по парашютному спорту, отличный спасатель! Или Михаил Мельников, чемпион мира 2004 года. В Центре «Лидере» только мастеров парашютного спорта восемь человек, двое - международного класса. У нас даже девушки-спасатели все прыгают и мужчинам фору дают…

Я этим, кстати, пользуюсь. Ведь в «Лидер» для спасательной работы собраны люди отовсюду - не только десантники, но и бывшие моряки, связисты, танкисты и т.д. И всем положено освоить парашют, прыгать. Смотришь: к первому прыжку нервно готовится офицер лет сорока, который и неба-то не нюхал. Это по молодости, когда хочешь проверить себя, шагнуть за борт самолета легко, а с годами чувство страха сильней. Так вот садится такой офицер в вертолет для первого прыжка, а с ним на борту одни девушки. Красавицы, молодые, с парашютами. Ну, не может он после этого струсить и от прыжка отказаться…

А если честно, то, когда в 90-е годы нашу десантную часть расформировали, и мне, 34-летнему десантнику, пришлось покинуть ВДВ, я ушел на берег реки и нарыдался, как малолетний ребенок. Воздушно-десантные войска и до сих пор - моя любовь… А тогда меня пригласили в Ногинск - создать для МЧС принципиально новое подразделение парашютистов-спасателей. До этого парашютисты-спасатели были лишь авиационные, но они работали узко: по авиакатастрофам и встрече космических аппаратов. А нужно было учиться прыгать в очаги стихийных бедствий, в труднодоступные места, куда другая помощь не скоро пробьется. Прыгать на парашютах не налегке - с контейнерами грузов, инструментов, изобретать новые методы спасения…

- Приведите пример…
- Недавно на учениях в Туле мы показали эвакуацию людей вертолетом с высотных зданий. Представьте: дом в пламени, подходов нет, а на крыше машет руками и мечется потерпевший. Над домом срочно зависает вертолет - и спасатель на веревке (мы зовем ее «концом») спускается на крышу с каской и вторым «концом» в руке. Быстро одевает «обвязку» на человека, пристегивает того к себе - и оба, как птицы, взмывают в воздух на внешней подвеске вертолета. Так их, висящих на веревках, и буксируют в безопасное место.
Служивший у нас подполковник Монаков этим способом эвакуировал людей при наводнении в Ставрополье. Бывало, прижимает к себе потерпевшего и, чтобы тот в воздухе не нервничал, кричит в ухо: «Ты чего боишься! Посмотри вокруг - красота-то какая…»


- Наверное, спасателю трудней всего в горах?
- Мне довелось через весь Памир доставить гуманитарный груз из киргизского города Ош голодающему населению Афганистана. Прошел с колонной через 11 перевалов, на высоте 6 тысяч метров, да еще зимой. Мы потеряли часть машин и несколько водителей. В буквальном смысле - они срывались в пропасть. Были сходы лавин, с лопатами пробивались сквозь завалы. И всё же я не скажу, что это самое трудное. Нет легких спасательных операций. И в принципе не может быть! На праздник, 23 февраля, мы работали на обрушившемся в Москве Бауманском рынке. Очень много погибших. Счастье, когда кого-то спасешь. Мы вот достали оттуда живого человека. А до этого было нашумевшее обрушение крыши в аквапарке. Вроде такая же спасательная операция. Но! Тут взрослые, там - дети. Дети это, конечно, страшней всего, ни с чем не сопоставить! Так что пробиваться через горы - это одно. А разбирать завал, зная, что под ним люди, это совсем другое. А обеспечивать операции гуманитарного характера - это третье.

Наш подполковник Куликов в 2000 году, сопровождая врачей для оказания медицинской помощи чеченскому населению, в Заводском районе Грозного был обстрелян из засады. Два врача погибли, подполковник получил пулю в легкое. Но при этом сумел отразить атаку и спасти оставшихся врачей, которых уже взял на прицел боевик-гранатометчик…

- Сразил его?
- Да, с серьезным ранением, смог применить оружие и опередил бандита на секунду. За что награжден Орденом Мужества. У нас в Центре много ребят награждено правительственными наградами. Потому как «Лидер» повсеместно привлекался на спасательные операции - начиная с оказания гуманитарной помощи общине духоборцев в Грузии в 1994 году и кончая катастрофами и ЧС на Тайване, в Иране, Турции, Югославии, да по всему миру… Кстати, мы часто бок о бок работаем со спасателями других стран - немцами, американцами, индийцами, французами. Они очень профессиональны - но, знаете, чем от нас отличаются? Тем, что могут в любой момент сказать: «Там опасно! Я не полезу!». А у нас другое правило: спасатель имеет право на риск. Вы не полезете? Очень хорошо - а мы за пострадавшим полезем! Полезли - и достали. Такой уж, видно, русский человек - широкой души. Он никогда не бросит товарища в беде, не пройдет равнодушно мимо несчастья…

- Вы говорите про работу или повседневную жизнь?
- А разницы нет. Вот недавний случай: в Подмосковье мы возвращались с учебно-тренировочных прыжков. Буквально за минуту до нас впереди произошла авария, столкнулись три автомобиля. Тут же выскакиваем и разбиваемся на группы. Переворачиваем «шестерку», лежащую на боку, - водителю не помочь, «двухсотый»! (т.е. мертвый, от печального «груз 200 ». Ред.) Во второй машине - то же самое! А в третьей вроде двое живы. Руками - мы ж на прыжки ехали, без инструмента - разбиваем стекла и вынимаем пострадавших. Там муж с женой - купили скоростную иномарку и стукнулись по пути с Черноголовки. Мужчина от тяжелых травм умер у нас на руках. А женщине мы два часа поддерживали жизнь, пока не приехала «скорая» и мы не передали ее медикам с рук на руки. Такая готовность к ситуациям у спасателя всегда. Недаром, у наших оперативных групп без конца учеба и тренировки - в том числе и по оказанию помощи при рваных ранах и переломах, ушибах и кровотечениях…

- Евгений Васильевич, какой совет по выживанию дадите читателю? Ведь даже в катастрофах погибают не все…
- Я лично думаю, что знание должно быть. Ведь сколько делает МЧС, чтоб люди элементарно умели спастись! На всех досках объявлений, рекламных щитах - памятки: что делать при террористическом акте, при пожаре, при наводнении и т.п. У меня, допустим, матери уже 80 лет. Во время Кишиневского землетрясения она гостила там у сестры, была на девятом этаже. Как только дом закачало - мать встала в проем двери. Потому что знала - в проеме тебя не придавит при обвале потолка. По максимуму надо себя при катаклизме обезопасить. И, в первую очередь, не паниковать.


- Вы бывали в десятках мест: в Афганистане, Киргизии, Таджикистане, во Владикавказе и Кармадонском ущелье…
- Я и в Америку был лететь готов, неделю не уходил с территории части, когда Лос-Анджелес тонул. Только американский закон, запрещающий принимать медпомощь от неграждан Америки на территории США, помешал вылету российского МЧС. У них там интересные законы бывают. В Штате Аляска есть закон, который запрещает в полете выбрасывать из самолета оленя. В Мексике, по-моему, запрещено со львом ходить в кинотеатр. Но вы знаете, дело не в территориях - при чрезвычайных ситуациях везде стресс, грязь, жестокость, кровь, беда. Тут без разницы, в какой стране, какой национальности. Видеть несчастья, конечно, тяжело. И я могу понять горе матери, когда достаешь из-под завалов погибшего ребенка. Или горе мужа, когда он видит погибшую жену… Вот эту людскую боль, нервные срывы спасатели принимают на себя. Это, пожалуй, самое тяжелое и самое страшное в нашей работе, ибо ты их пропускаешь через свое сердце. Только одного я не могу понять - это непонимания нашей миссии. Или когда спасателям начинают, что называется, «права качать», угрожать …

- Такие ситуации есть?
- Простой пример: город Ленск в Якутии во время ужасного наводнения. Летим. Вертолет пилотирует начальник управления авиацией МЧС, генерал-лейтенант Закиров. Он тоже уникальный человек, он летает, по-моему, на всем, что летает…

- Вы хотите сказать, что генерал, как простой пилот, сидел за штурвалом?
- А в МЧС это обычно - все высочайшие профессионалы любят поучаствовать непосредственно в деле. Вплоть до министра МЧС, который иные уникальные спасательные операции лично проводит. Вы посмотрите любое ЧС - первый кто там оказывается? Министр. Бросает дела, прилетает и приезжает на место моментально…

Короче, летим мы на вертолете над территорией наводнения в Ленске. И «зависаем» низко над домом, где лишь крыша из воды торчит. На крыше три человека - семья с ребенком, холодильник и какая-то свинья. Люди от помощи отказываются и кричат - мол, улетайте! Мы висим, ибо вода идет. Как вы думаете, что делает на крыше мужчина? Вам и в голову не придет - он достает «двухстволку» и целится в вертолет. Мы улетели. Через два часа вода смыла их, семью еле спасли ребята-водолазы на лодке. Утонул и холодильник, и эта свинья. И вытащили их из воды в километре от домика. Ну, зачем это нужно было? И такой дури не мало, к сожаленью. То вдруг лодку «съездить к другу» кто-то из жителей начнет требовать: «Ведь вы спасатели! Вы МЧС! Вы обязаны мне лодку дать!» И не внушишь такому, что у МЧС другая миссия - спасать пострадавших.


- Расскажите про город Ленск подробней.
- Там была адская работа. Произошел ледяной затор при ледоходе, когда река Лена тронулась. Его бомбили с самолетов. Разбомбят - вода из города уходит, на площадях остаются глыбы льда размером в полкомнаты. И снова идет затор и затопление улиц… И снова реку бомбят. Раз в полвторого ночи: «Подъем! На выезд срочно! Вода прибывает!» Водолазы заводят лодку и начинают работать на воде по поиску людей. Плывут по улицам, собирают тех, кто не успел спрятаться. Под утро выходят на связь: «Заберите нас!». - «А вы где?». - «Мы на перекрестке таких-то улиц возле светофора». Вода мгновенно ушла, вот они и сидят на асфальте - на моторной лодке. Нормально? Такие казусы, как ни странно, даже помогают снять психологическое напряжение. Как-то на вертолете сели на футбольную площадку, где посуше, и выгружаем бутилированную воду, поскольку в городе коммуникации и водопровод затоплены. Подходит поддатый мужчина из местных: «Мужики, вы что привезли?» Не отрываясь от разгрузки, мы орем: «Воду!». На его лице неподдельное изумление: «Во-ду? А у нас что - воды тут нет?».

- Можно подумать, у вас не работа, а сплошной юмор…
- А юмор спасает. И не только в переносном смысле. Вот люди среди руин, попали в беду, до прихода спасателя многие в панике. И тут должен появиться тот, кого я называю коноводом. И если он ведет себя уверенно, с юмором, то и люди успокаиваются, готовы выполнять его команды, зачастую спасающие им жизнь. Ну, а если у кого-то нервный срыв, то можно просто «не обратить внимания». Ведь как мы обычно говорим пострадавшим: «Чего вы волнуетесь? Все будет спокойно. Будет всё хорошо!».

А вот уж кому при такой ситуации больше всех достается, так это, извините, вашим коллегам-журналистам. Особенно, развязно себя ведущим. Нам раненого человека надо срочно эвакуировать. А тут оператор с видеокамерой: «Ой, подержите его еще секунду, я еще не снял!». Могут набить морду и разбить камеру. Все на нервах. Ни в коем случае нельзя мешать работе спасателей. Пожалуйста, фотографируйте, освещайте, мы уважительны к средствам массовой информации. Только, пожалуйста, не лезьте под руку на месте аварий. Там другая обстановка. Ни один спасатель вам во время работы не даст интервью. И если вы обратитесь ко мне с вопросами в такой обстановке, я повернусь к вам спиной и уйду. Потому что на ЧС превыше всего работа, всегда срочная, опасная и грязная…

- А что Вы считаете залогом успеха спасательных операций?
- Люди на спасении сильны коллективом. Масштабы чрезвычайных ситуаций обычно таковы, что один человек ничего не сделает. Всё равно, как в притче о венике - каждую веточку в одиночку легко поломать, а вместе они сила. Поэтому и людей готовим так, чтобы вместо одного пришло пять. Вот восемь наших спасателей едут в Таганрог и Геленджик, изучать работу с новейшим самолетом-амфибией «БЕ-200ЧС». Пока в мире всего три такие изумительные машины. Этот самолет садится на воду там, где надо срочно спасать людей из воды, особенно в северных морях, где переохлаждение после кораблекрушений наступает быстро. У нас много ребят, готовых к работе с «БЕ-200ЧС», и в Центроспасе, и в авиации. По мере поступления самолетов, надо готовить и спасателей «Лидера». Незаменимых быть не должно. Поэтому мы все приобретаем смежные специальности. Вот я парашютист, но, помимо прочего, и механик-водитель, и офицер-водолаз, и стропальщик, допущенный к работе с краном. Могу водить гидроцикл, катер, иную технику. Мне 45, а я всё учусь…

- Жена не ревнует к работе?
- А она у меня сама спасатель 1-го класса и мастер парашютного спорта. «Мой главный инструктор», как я говорю. Восемь тысяч прыжков. Была в свое время абсолютной чемпионкой Германии и Кубка дружественных армий. В МЧС тоже с 1994 года. И дети - Кирилл и Димка, как дети многих спасателей, тоже прыгают. Причем младший Кирилл сделал первый прыжок с высоты 200 метров, задержка раскрытия 3 секунды. Прыгал вместе с папой. Я первый, он за мной. Только про семью не надо…

- Что, закрытая тема?
-У парашютистов личных тем не обсуждают. Вот у нас в Центре есть один офицер. Если вы посмотрите его спасательную книжку - я даже не знаю, сколько там выездов и операций с его участием! К тому же и он, и жена - парашютисты-спортсмены высокого класса. Так они по три-четыре месяца иной раз не видятся - то сборы попеременно, то командировки… У них до смеха доходило: могли во Владикавказе друг с другом встретиться. Двадцать минут поговорить - он полетел в одну сторону, она в другую. Но при этом крепкая семья.

Поэтому на нашей работе нужно очень любить эту работу. Здесь можно служить лишь, если ты предан делу. Случайные люди, те, кто ищет личную выгоду или стараются сделать карьеру, надолго не приживаются. Почему я всё служу, когда давно мог пойти на пенсию при 28 календарных годах? Да потому что люблю профессию. И так вам ответят многие спасатели. Похоже, мы здесь не работаем, а живем. Просто зовем свою жизнь работой.

Беседу вел Виктор Савельев .
















Каждое утро мы встаем и идем на работу… Кто в офис, кто на завод, а кто садиться за руль автомобиля и колесит сутками по городу. Чем интересна каждая профессия? Какие трудности, и какие радости она несет?

Рубрика «Один день из…» создана специально для того, чтобы приоткрыть завесу тайны каждой профессии всего на один день. Мы расскажем вам об обычном дне обычных ярославцев. А вот чем они с нами поделятся - читайте далее...

Завершая цикл репортажей о «слугах государевых», мы не могли пройти мимо одной из самых опасных, а вместе с тем, героических профессий – пожарных . Для освещения трудовых будней «огнеборцев» руководство ГУ МЧС России по Ярославской области (МЧС 2013) любезно позволило (приказ МЧС) нам провести один день вместе с сотрудниками спецчасти №24 (далее СЧ-24, прим. автора), которая, к слову, является самой крупной и задействованной на территории региона.

Сотрудники СЧ-24 регулярно принимают участие в тушении крупных пожаров, аварийно-спасательных работах и ликвидации последствий ЧС не только в Ярославской области, но и в границах других субъектов Российской Федерации. За примерами далеко ходить не надо, командировки в Крымск, Московскую область и др. лучше всего отражают уровень доверия к СЧ-24.

Командировки в Крымск, Московскую область и др. лучше всего отражают уровень доверия к СЧ-24.

Штат вышеуказанного подразделения насчитывает четыре караула , которые несут службу по графику «сутки через трое», все пожарные (МЧС пожарная) - аттестованные сотрудники при погонах.

Рабочий день пожарных начинается в 8:00, отправной точкой заступления на службу является развод личного состава и смена караула (прием/сдача техники, заполнение служебной документации, доклад начальнику о результатах дежурства).

]]>

Сегодняшнее утро для наших героев началось далеко не гладко, На пульт диспетчера, который поддерживает постоянную связь с пожарными, как на территории части, так и в ходе выездов, поступило сообщение о возгорании одного из бревенчатых срубов в одном из частных секторов Ярославского района, куда мы и отправились с «огнеборцами».

Одно из важных качеств пожарного – искреннее желание помогать людям, спасать жизни. Ради денег в МЧС никто не идет.

Пожары делятся на категории по степени сложности , априори, после поступления сигнала о происшествии пожару присвается первая степень, далее в порядке возростания «1-БИС» (промежуточная между 1-ой и 2-ой), 2 ранг, 3 ранг. В зависимости от этого, учитывая территориальное расположение места происшествия, формируется состав высылаемых сил и средств.

]]>

О том, как проходит тушение пожара поэтапно нам рассказал заместитель командира СЧ-24 майор Макаров Сергей Николаевич: «Первым этапом тушения пожара считается разведка и оценка обстановки. Проведение этого комплекса мероприятий начинается с момента поступления сигнала на пульт диспетчера. Исходя из района происшествия, формируется вывод о наличии/отсутствии водоисточников, необходимых для заправки цистерн, ведь в ходе тушения пожара необходимо бесперебойное обеспечение расчета водой. Для примера, на территории региона существуют районы, где водоисточников нет вовсе, в этом случае выделяется (выделяются) дополнительные автоцистерны, которые меняют друг друга на месте происшествия. По прибытию начальник караула оценивает обстановку и устанавливает степень опасности пожара в соответствие с рангами, при тушении необходимо руководствоваться техникой безопасности, рисковать жизнями людей нельзя.

Затем, расчет производит развертывание сил и средств и приступает к ликвидации очага возгорания. После этого сотрудники надзорной деятельности и работники испытательно-пожарной лаборатории устанавливают причину пожара» .

На деле все происходит именно так, как нам рассказал Сергей Николаевич. Важнейшим условием работы «огнеборцев» является оперативность и слаженность действий.]]>
]]>
Зачастую, именно от этого зависят человеческие жизни и сохранность имущества. Поэтому для пожарных предусмотрен комплекс нормативов, к примеру, время от получения указания о выезде до выезда экипажа из бокса должно составлять 40 секунд на «отлично». Эта цифра фиксирована для любого времени суток, за такой промежуток времени сотрудник должен одеть боевую одежду и снаряжение, спуститься по шесту в шахте лифта (как в голливудских фильмах) и сесть в пожарную машину. Нормативы сотрудники МЧС сдают ежеквартально, тем самым подтверждая свою квалификацию и отрабатывая необходимые для работы навыки до автоматизма.

К слову, об автопарке СЧ-24 , его представляет полный спектр автотехники, необходимой для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий ЧС. Для работы в многоэтажных квартирных домах предусмотрены два автомобиля на базе «КамАЗ» (лестница одного из них рассчитана на подъем до 9-ого этажа, второго – до 16-ого). Также, в автопарке представлен аварийно-спасательный автомобиль (часто используется при выездах на ДТП), оснащенный по последним технологиям, пожарный автомобиль на базе «КамАЗ» (среди его оборудование присутствует пожарный ствол, управляемый из кабины с помощью пульта), автоцистерна повышенной емкости на базе «МАЗ-543М», дозиметрическая лаборатория на базе автомобиля «УАЗ» (на случай работ в условиях радиационной и химической опасности).

]]>

]]>

Если коснуться бытовых условий службы наших героев, то СЧ-24 оборудована всем необходимым для быта, досуга и отдыха пожарного караула . Начальник части Мирошин Анатолий Петрович провел для нас небольшую экскурсию по помещениям здания, в нем присутствуют кухня, комната психологической разгрузки (досуга), душевая, помещения для отдыха личного состава караула и многое другое.

]]>

]]>

Мы пообщались не только с руководством части, в кулуарах рядовые сотрудники рассказали о своих тяжелых буднях . По их словам одно из важных качеств пожарного – искреннее желание помогать людям, спасать жизни . Ради денег в МЧС никто не идет. Также, большую роль играет, так называемое «пожарное братство». В тяжелых и опасных условиях, как никогда важно, надежное плечо товарища. Стоит признать, что коллектив СЧ-24 действительно очень сплоченный и дружный , «огнеборцы» дружит семьями, отмечают дни рождения. Особый интерес представляют «приметы пожарного» .

]]>

Так, суеверия многих из сотрудников гласят о том, что лучше не бриться перед дежурством (иначе, ждет трудный выезд), не стирать одежду перед заступлением в караул (иначе, обязательно испачкаешься, естественно на пожаре), нельзя «каркать» (один из сотрудников периодически произносит фразу: «Что-то скучно стало». По словам его товарищей это неминуемо приводит к скорому выезду на пожар).

Время от получения указания о выезде до выезда экипажа из бокса должно составлять 40 секунд.

Зарплата сотрудников (она складывается по формуле: оклад по званию+оклад по должности+оклад за выслугу лет+ежемесячная премия 25% от общего оклада) устраивает, после переаттестации, как и во всех госслужбах она выросла. Но пожарные напоминают, в очередной раз, что главное в их работе – это желание помогать людям!

Подводя итоги, хочется поблагодарить сотрудников СЧ-24, ГУ МЧС России по Ярославской области и всех пожарных региона за профессионализм, отличную подготовку и стремление помогать ближним.

2 9 16 23 3 10 31 4 11 18 25 5 12 19 26
Июнь
10 24 4 11 18 25 19 26 20 7 14 21
1 8 15 22 29
2 9 16 23 30
  • "20 лет назад было создано МЧС России" Интервью Первого заместителя министра МЧС России Цаликова Руслана Хаджисмеловича

    Двадцать лет назад, 27 декабря 1990 года, в России появилась совершенно новая служба - Российский корпус спасателей, переросший чуть позже в одно из самых эффективных и работоспособных министерств России – МЧС. Об итогах первых 20 лет работы МЧС и планах на будущее в интервью ИТАР-ТАСС рассказал первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Руслан Цаликов .

    - Руслан Хаджисмелович, годы развития и становления МЧС пришлись на самое непростое для России время. Что было самым сложным? Насколько сейчас оптимальна система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом новых реалий, вызовов и угроз?

    Выделить, что было самым сложным, тяжело. Естественно, нас коснулись все те сложности, которые переживала страна в те годы. Но мы начинали новое дело: вели научные разработки и осуществляли практические мероприятия в области спасения. Для нашего министерства это был период становления с присущим всему новому энтузиазмом и энергией. Надо отметить, что эти чувства свойственны каждому сотруднику министерства до сих пор. Поэтому я бы не стал говорить о сложностях. Они всегда были, есть и будут. Каждому времени присущи свои трудности.

    Факт, что в это сложное время система все-таки состоялась. И я могу твердо сказать, что на сегодняшний день она эффективна, хотя и находится в постоянном развитии, так как появляются новые риски и угрозы. В пример можно привести это лето. Мы никогда не сталкивались, по крайней мере, наше ведомство и современная Россия, с такими природными пожарами, но смогли отреагировать и справиться со стихией.

    - На счету МЧС тысячи операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, как в России, так и за рубежом. По Вашей оценке, какая из них была самой удачной, если можно так сказать, считается гордостью министерства?

    Мы всегда гордимся теми операциями, где нам удалось не допустить гибели людей или удалось спасти человеческие жизни независимо от масштабов спасательных операций. И таких, к счастью, очень много. Но выделить какую-то одну, было бы, наверное, неправильно, каждая по-своему уникальна. Разве не уникальна была в 1992 году операция по вводу миротворческих сил в Южную Осетию, и разве не уникальна была операция по восстановлению систем жизнеобеспечения в Южной Осетии в 2008 году, а операция по сносу знаменитой трубы на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе, попавшая в Книгу рекордов Гиннеса? Разве можно говорить, что не уникальна операция по борьбе с природными пожарами летом этого года?

    После землетрясения в Нефтегорске в 1995 году погибло очень много людей, но в то же время спасателям удалось спасти многие жизни. Причем удавалось доставать живых людей из-под завалов и на 6-е, и на 7-е сутки. Недавно на Дальнем Востоке проходили мероприятия, посвященные 20-летию МЧС. На празднование была приглашена девушка, которой недавно исполнилось 19 лет. В 1995 году ее ребенком спасли в Нефтегорске.

    Стихия зачастую имеет непреодолимую силу, бывают жертвы, поэтому любая спасенная человеческая жизнь - это успех.

    - Что Вас не устраивает в системе МЧС, что, может быть, планируется изменить? Какие вопросы до сих пор не решены в области защиты населения и территорий от ЧС?

    - Совершенствоваться всегда есть в чем, и по каждому направлению в нашей работе есть моменты, которые нас не устраивают, - в области предупреждения, прогнозирования, моделирования чрезвычайных ситуаций, антикризисного управления, реагирования. Но все появляющиеся проблемы, конечно же, решаются.

    Перед каждым подразделением обозначаются приоритеты. Например, в области авиационно-спасательных технологий очевидна задача, которую необходимо будет решить в следующем году - оснастить выливными устройствами государственную авиацию, чтобы создать в России самую крупную в мире национальную группировку воздушных судов, способных осуществлять тушение природных пожаров. Это целый комплекс работ: обучение летного состава из других министерств и ведомств, заказ выливных устройств для вертолетов и транспортных самолетов Ил-76.

    Более того, в 2011 году мы должны «прикрыть» вертолетами ряд федеральных трасс. В следующем году мы должны полностью обеспечить авиационно-спасательными подразделениями трассу и железную дорогу Москва - Санкт-Петербург и начнем организовывать работу авиационно-спасательных подразделений на больших участках трассы Москва - Казань и федеральной трассы "Дон". Подобные конкретные задачи стоят перед каждым нашим структурным подразделением.

    Если говорить в общем, хотелось бы иметь большую достоверность прогнозов, связанных с некоторыми видами чрезвычайных ситуаций, например, землетрясениями. Но пока наука не может нам дать более определенных сведений о предстоящем землетрясении, чем те, которыми мы располагаем сегодня.

    - Ни одно даже самое гениальное ведомство только своими силами не решит полностью проблемы безопасности. Что, на Ваш взгляд, необходимо для комплексного решения этих вопросов?

    - На мой взгляд, основная проблема – это недостаточный уровень культуры безопасности жизнедеятельности среди населения. Поэтому один из приоритетов и на будущий год, и на ряд последующих – работа по повышению культуры безопасности, воспитанию сознания и молодых, и зрелых людей. Необходимо, чтобы культура безопасности стала повседневным элементом бытового и профессионального поведения.

    На это направлена государственная политика, и МЧС России, в свою очередь, проводит большую работу по формированию культуры безопасности жизнедеятельности среди населения, поэтому я верю, что нам удастся поднять ее на должный уровень.

    Кроме того, в настоящее время принят Закон о страховании опасных объектов. Я уверен, что в ближайшее время будет принят Закон о противопожарном страховании. В Государственной Думе уже находится проект закона о Добровольной пожарной охране. Это общественно значимая и серьезная задача, ведь только силами профессиональных служб обеспечить безопасность нельзя.

    - В России один из самых высоких показателей гибели людей на пожарах. Какие меры сейчас принимает МЧС в области обеспечения пожарной безопасности, какие проблемы здесь еще предстоит решить?

    - Насчет высоких показателей. Когда мы говорим о гибели людей на пожарах, мы это делаем без относительного сравнения с тем, что происходит в других странах. Но в России гибель действительно высока. В среднем ежедневно в стране погибают в пожарах более 30 человек. Это очень много.

    МЧС проводит большую работу, направленную на снижение числа погибших.

    Для этого принимаются меры в области предупреждения - это усиление профилактической работы, усиление и одновременно упрощение надзора, это совершенно правильное возложение ответственности за противопожарное состояние на собственников объектов, потому что без участия самого собственника обеспечить безопасность его объекта просто невозможно.

    Во-вторых, это технологии реагирования, новая техника. За последние два года произошли колоссальные сдвиги в оснащении пожарных. Были годы, когда покупка ста машин в год по федеральному бюджету была большим достижением, сегодня мы сотнями закупаем машины, причем это современная техника, сделанная в кооперации с ведущими мировыми производителями на территории нашей страны. Особое внимание уделяется готовности самих пожарных - совершенствуются методики их подготовки, внедряются новые средства пожаротушения.

    В-третьих, повышение ответственности общества за свою безопасность. Это и техническое регулирование, которое законодательно действует в области пожарной безопасности, ужесточение ответственности владельцев объектов. Только такой комплексный подход позволяет нам с уверенностью говорить, что мы обязательно выйдем на низкие показатели гибели людей от пожаров.

    Хочу напомнить, что в 2002 году, когда противопожарная служба была передана в МЧС, у нас от пожаров погибло 18 тысяч человек, а в прошлом году жертвами пожаров стали менее 13, 9 тысяч человек. Снижение гибели наблюдается и в этом году, и, судя по всему, оно будет существенным. В целом ежегодно число погибших на пожарах сокращается почти на 800-1000 человек, и это очень серьезный результат.

    - Какие проблемы вскрыли пожары, бушевавшие летом этого года? Какие выводы МЧС сделало для себя? Все ли было сделано правильно и вовремя? Можно ли было минимизировать последствия этой чрезвычайной ситуации?

    Есть объективные причины того, что произошло. Они связаны с природными аномалиями: это длительное время стояния антициклона, аномально высокие температуры, вихревые ветры страшной силы и т.д. Но есть, конечно, так называемый человеческий фактор, которому мы уделили основное внимание.

    Мы внимательно проанализировали, что не было сделано из того, что нужно было сделать для того, чтобы, если уж не совсем свести на "нет", то хотя бы минимизировать последствия. Мы провели оценку готовности поселений, их защищенности от перехода пожара из природного в пожар в населенном пункте и внимательно это проанализировали, оценили оснащенность служб и, прежде всего, служб субъектов Российской Федерации, Рослесхоза, их готовность к борьбе с лесными пожарами, оценили состояние леса, оценили и вклад МЧС в тушение пожаров и нашли во всем этом недостатки, в том числе и в своей работе.

    Что касается нас /МЧС/, мы считаем, что в «набат» надо было ударить на двое-трое суток раньше. И министр об этом открыто сказал в Государственной Думе. Все, что нами было сделано в последние два-три дня июля и, наверное, в первые три дня августа, надо было сделать на несколько дней раньше. Конечно, сказать, что при этом ничего бы не произошло, наверное, было бы неправильно, но негативные последствия были бы меньше.

    За этим анализом последовали выводы. Правительством Российской Федерации принята серьезнейшая программа переоснащения подразделений МЧС на пять лет. Она и в деньгах серьезная, и в техническом оснащении. И естественно мы будем готовить пожарные подразделения с учетом нашего реагирования на природные пожары, несмотря на то, что на нас не возложены функции тушения пожаров в лесах.

    Очень серьезно улучшается и координация федеральных ведомств, и здесь свою роль сыграл Национальный центр управления в кризисных ситуациях /НЦУКС/ МЧС, который стал платформой для такой координации.

    - Насколько эффективна существующая ныне система мониторинга и прогнозирования ЧС? Помогают ли прогнозы МЧС в уменьшении негативных последствий от чрезвычайных ситуаций?

    У нас оправдываемость прогнозов очень высокая, по природным угрозам она составляет от 70 до 90 процентов. Могу привести в пример противопаводковую кампанию этого года. Паводковая обстановка была чрезвычайно сложной. На некоторых реках, Томи и Лене, были серьезнейшие проблемы. Но благодаря точному прогнозу удалось предотвратить тяжелые последствия. Да, кое-где были подтопления, но могло быть все намного тяжелее, если бы не осуществлялись массированные подрывы льда, чернение льда, если бы наши оперативные группы и спасатели не находились безвылазно по нескольку недель подряд на опасных участках, если бы не проводили работу вместе с нашими коллегами из других ведомств и местными властями. Это пример того, что значит точный прогноз.

    Мы постоянно совершенствуем систему мониторинга. Маленький пример. После перехода горноспасателей в ведение МЧС, мы в НЦУКСе вывели данные датчиков газоанализаторов со всех шахт, где есть риск накопления метана. Но это только первый шаг, эта система должна по-умному заработать: газоанализатор, который где-то сработал, должен мгновенно подать сигнал в ЦУКС Главного управления МЧС по субъекту РФ и на автомате, если предельно завышены концентрации и это требует реагирования федеральных сил, в НЦУКС.

    Сейчас эта система дорабатывается. Дело в том, что на разных шахтах разное программное обеспечение, разные системы обнаружения. Сейчас мы синхронизируем программные продукты с владельцами и руководителями этих объектов.

    - Как вы оцениваете уровень технической оснащенности МЧС? Достаточно ли современных технических средств у пожарных и спасателей, войск ГО?

    Техники всегда недостаточно, потому что мы смотрим вперед, появляются новые научные разработки, новые открытия, и, наверное, такое хорошее чувство неудовлетворенности правильно. Но если объективно оценивать, то сегодня можно смело сказать, что процент оснащенности техникой у подразделений МЧС серьезно увеличился в последние 2-3 года.

    Сегодня мы привлекаем пожарных к работам по спасению людей, в том числе при ДТП, и для этого нужно специальное оборудование. На сегодняшний день оснащенность специальным гидравлическим спасательным инструментом Федеральной противопожарной службы превышает 90 проц. Это то оборудование, которого у них раньше просто не было.

    Мы поставили перед собой задачу - завершить в следующем году оснащение не только ФПС специальным инструментом, позволяющим работать в любых спасательных операциях, но и службы субъектов Российской Федерации. Такая работа поводится. Для этого приняты специальные программы, с каждым субъектом РФ подписано соглашение и протокол о взаимодействии по развитию систем безопасности в части ответственности МЧС.

    - За 20 лет МЧС превратилось в достаточно мощную разветвленную структуру. В этом году в МЧС были переданы военизированные горноспасательные части. Завершен ли этот переход и что делает министерство для развития горноспасателей?

    - Если иметь в виду юридический акт, то да, переход состоялся. Был подписан Указ президента, и после него вышло Постановление правительства. Духовно горноспасатели давно с нами, но говорить об их полной адаптации пока преждевременно. Дело в том, что все горноспасатели объединены в три отряда - в области металлургии, строительства, ну и собственно угольной отрасли. Все они находятся в разных статусах.

    Сейчас МЧС проводит работу по унификации статуса, по сопряженности статуса горноспасателя со статусом спасателя, потому что горноспасатели по тарифной сетке отнесены к шахтерам, а не к спасателям.

    Решаются вопросы пенсионного обеспечения и оплаты труда. Причем их мы стараемся решать таким образом, чтобы ничего не ухудшить, а только улучшать. Если в одном отряде уровень зарплаты выше, чем в других, то приравнивание идет к более высокому уровню.

    Конечно, остро стоят вопросы и технического оснащения. В первую очередь, предстоит решить проблемы со средствами связи, которая должна быть под землей и надежной, и устойчивой. Не менее важно обеспечить горноспасателей дыхательными аппаратами - более легкими, но при этом более длительного действия. Предстоит решить и вопросы экипировки: под землей и налегке находиться непросто, а горноспасатели идут туда, чтобы оказывать помощь. На шахте "Распадская", где в мае этого года произошла трагедия, протяженность подземных выработок составляет более 300 км под землей.

    Сейчас речь идет о том, чтобы поднять горноспасателей на новый качественный уровень. Это очень смелые, квалифицированные люди. Это всегда была элита горного дела, поэтому им необходимо соответствующее отношение и с нашей стороны.

    - Самое главное, что есть в любой структуре, - это люди. Насколько социально защищены сотрудники МЧС?

    Вопросы социальной защищенности находятся на достаточном уровне, но требуют своего развития. Этому есть объективное объяснение. В МЧС одновременно проходят службу и военнослужащие, у которых свои статусные положения, и сотрудники внутренней службы. Хотя они и близки друг к другу, но у них есть определенные различия в социальных гарантиях. Есть и государственные служащие, которые работают в органах управления, теперь еще и горноспасатели с особым статусом.

    Конечно, люди, которые выполняют рядом одну и ту же работу, должны и социально поддерживаться на одном и том же уровне, который должен быть высоким. Работа над этим все время ведется и основные вопросы - зарплат, доплат и обеспечения жильем - решаются.

Интервью с Баженовой Оксаной, начальником канцелярии главного управления Министерства по Чрезвычайным ситуациям России по Калужской области.

- Расскажите о своей профессии. Кем Вы работаете и как долго?

Я работаю начальником канцелярии главного управления Министерства по Чрезвычайным ситуациям России по Калужской области. В этой должности работаю пять лет. Мой общий стаж работы в МЧС - двенадцать лет.

- Почему Вы выбрали именно эту профессию?

В девяностые годы положение в стране было нестабильно. Я узнала, что в главное управление МЧС требовались сотрудники. Хоть зарплата была и маленькая, но стабильная. И я решила пойти в государственную структуру.

- Чем Вас привлекает эта профессия?

Я люблю работать с документами, а еще люблю общаться с людьми. Каждый день ко мне приходит около ста человек, я с ними общаюсь, решаю какие-то вопросы. Живое общение - это неотъемлемая и очень приятная часть моей работы.

- Что является самым сложным в Вашей работе?

Самое сложное - необходимость контроля подчиненных главного управления. Мы делаем одно дело, но по направлениям. Каждое дело «выкладывается» на бумагу, я читаю документ, поверяю правильность оформления и ошибки. Также у каждого свое звание. Чем выше звание, тем выше ответственность, а так как я майор, ответственность на мне лежит немаленькая.

- Довольны ли Вы, что выбрали когда-то именно эту профессию?

Да, очень довольна. У нас очень хороший, слаженный коллектив. Коллеги всегда поддержат, подскажут, поделятся опытом. А еще у нас замечательный начальник, с которым очень приятно работать. Он за своих подчиненных горой!

- О чем бы Вы предупредили тех, кто хочет получить такую же профессию, что и у Вас?

В моем направлении (документационное обеспечение) на каждом работнике лежит очень большая ответственность. Поэтому, если вы несерьезны и несобранны, то Министерство по Чрезвычайным ситуациям точно не для вас.

- Сложно ли освоить Вашу профессию? Какое образование нужно иметь, чтобы ее получить?

Мою профессию освоить довольно сложно. Чтобы работать в системе, нужно иметь высшее или высшее специальное образование. Профильные институты существуют в Воронеже, Иваново, Санкт-Петербурге. В Калуге, к сожалению, нет.

- Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Обязательно. Это честность, порядочность, патриотизм, самоотверженность. При любой чрезвычайной ситуации Вы должны, не задумываясь о своем благополучии, пойти на помощь людям. Если готовы это сделать, смело идите в МЧС!

- Приносит ли Ваша работа хороший доход?

Да, для меня доход хороший, это достойная зарплата для женщины. Но наша работа не стоит никаких денег, она бесценна! Главное - это то удовольствие от работы, которое я испытываю, а деньги - на втором плане.

- Как за то время, что Вы в этой профессии, изменилась профессия?

Прежде всего, поменялся министр. Каждый новый министр приносит в систему что-то свое, свои порядки. В целом за последние годы в самой системе все стало намного сложнее, намного серьезнее и ответственнее.

- Почему Ваша профессия не может обойтись без Вас и Вашей должности?

В Министерстве важно любое подразделение. Но все, что каждое подразделение делает, переносится на документы. Мы отсылаем отчеты о проделанной работе вышестоящим организациям в Москве. Получается, наш отдел (канцелярия) - правая рука генерала.

- Что бы было, если бы Вашей профессии не было?

Не может быть, чтобы моей профессии не было, не может быть, чтобы не существовало Министерства по Чрезвычайным ситуациям. Как нельзя представить, что не будет существовать, например, полиция. Наши службы самые важные.

- Учитесь ли Вы чему-то новому в своей профессии?

Каждый день, каждый час, общаясь с людьми, я познаю что-то новое и интересное для себя. Со временем, с новым опытом становлюсь мудрее, делаю выводы, расту вместе с другими. Каждый день - какое-то открытие.

- Помогает ли опыт и знание Вашей профессии в личной жизни, не связанной с работой?

Очень помогает и дисциплинирует семью. Дома должен быть всегда порядок, все должно быть ровно и на своем месте. Чистота, порядок, аккуратность, пунктуальность должны быть в семье. Ничего теперь не могу с собой поделать!

Интервью провела Валерия Баженова, ученица 9-го класса



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...