Укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава органов внутренних дел. Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения Лекция соблюдение сотрудниками полиции дорожно транспортно

В первом полугодии 2015 года отмечено сокращение на 4,5% количества уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников органов внутренних дел города Москвы. На 23% уменьшилось количество допущенных фактов грубых нарушений служебной дисциплины, на 13% сократилось количество ДТП с участием сотрудников органов внутренних дел г. Москвы, в 1,7 раза сократилось количество ДТП, допущенных сотрудниками в состоянии опьянения. Отмечается снижение на 48% фактов управления сотрудниками автотранспортом в состоянии опьянения. Вместе с тем серьезный урон репутации московской полиции наносят резонансные преступления, совершенные сотрудниками органов внутренних дел. Так, 4 июня сотрудниками ОСБ (УВД по ЮЗАО) задержан находившийся в свободное от службы время, инспектор ДПС лейтенант полиции К. , который дал взятку в размере 200 тысяч рублей оперуполномоченному ОСБ (УВД по ЮЗАО) за сокрытие факта употребления им наркотического вещества, подлога результатов медицинского освидетельствования, по результатам которого у него было выявлено состояние опьянения, вызванное наркотическими средствами.

Даже одно негативное происшествие с личным составом, особенно если оно связано с совершением ДТП в состоянии алкогольного опьянения, крайне негативно сказывается на имидже полиции города Москвы.

В ГУ МВД России по г. Москве продолжается принципиальная практика по увольнению сотрудников допустивших управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. В результате в первом полугодии по отрицательным основаниям было уволено 97 сотрудников, никому не было сделано исключений, и отступления от этого правила не будет, невзирая на выслугу лет, занимаемую должность, звание и заслуги.

Руководство ГУ МВД России по г. Москве принимает дополнительные меры по искоренению этих негативных явлений. В целях укрепления служебной, дорожно-транспортной дисциплины и законности в подразделения направлено распоряжение начальника ГУ МВД России по г. Москве от 15 июня 2015 года № 1/1003 «О дополнительных мерах по повышению эффективности индивидуальной воспитательной работы и укреплению служебной дисциплины и законности», предусматривающее вовлечение членов семьи в воспитательный процесс, через посещения по месту жительства, проведением индивидуальных бесед.

К сожалению, мы иногда теряем людей и в результате слабой профессиональной подготовленности сотрудников, а также нарушений в организации несения службы.

Так, 27 мая при задержании преступника, совершившего кражу терминала оплаты, проявив мужество и героизм, получил смертельные ранения не совместимые с жизнью полицейский ГНР 1 БП МОВО по ЮАО младший сержант полиции Баннов А.И. Руководством ГУ МВД России по г. Москве Баннов представлен к государственной награде Российской Федерации – ордену Мужества.

Однако трагедии можно было бы избежать и молодой сотрудник, только что начавший свою карьеру и ступивший на защиту правопорядка и безопасности граждан столицы, остался бы жив, если бы были обеспечены необходимые меры личной безопасности, соблюдена тактика действий экипажа в экстремальной ситуации при несении службы (обеспечена подстраховка и скоординированы действия всех членов экипажа). Поэтому необходимо никогда не пренебрегать мерами безопасности при несении службы, малейшее отступление от этих правил – это цена жизни сотрудника органов внутренних дел.

В отчетный период за образцовое исполнение служебных обязанностей приказами ГУ МВД России по г. Москве поощрено более 3 340 сотрудников, приказами МВД России – 113, награждено государственными наградами - 19 сотрудников.

Предупреждение и профилактика нарушений

правил дорожного движения

Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.
Она достигается содержанием дорог в соответствии с установленными требованиями и обустройством их объектами сервиса, исправным техническим состоянием и оборудованием транспортных средств, умелой организацией движения и строгим выполнением всеми участниками дорожного движения соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.

Организация и регулирование дорожного движения возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Регулирование производится сигналами светофоров и регулировщиков, а также дорожными знаками и дорожной разметкой.

Участниками дорожного движения являются водители, пешеходы, пассажиры, а также другие лица, принимающие участие в дорожном движении.

Правила дорожного движения являются основополагающим документом. Все участники дорожного движения должны строго выполнять их требования.

Пешеход – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Пешеходами также являются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед (мопед, мотоцикл), везущие санки (тележку, коляску).

Водитель – это лицо, управляющее транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Основные шибки водителей, которые приводят к ДТП:

1. Вождение в нетрезвом виде.

На первом месте стоит самая очевидная причина всех дорожно-транспортных происшествий – вождение под воздействием наркотиков или алкоголя. По этой причине происходит большинство ДТП со смертельным исходом. Все водители знают, что алкоголь притупляет внимание и лучше в таком состоянии вообще за руль не садиться, однако некоторые продолжают упорно игнорировать это правило. Результат – покалеченные люди.

2. Усталость водителя.

У сонного или уставшего водителя притупляется внимание и увеличивается время реакции. Поведение таких водителей практически также непредсказуемо, как и вождение нетрезвых водителей. В сводках ГИБДД достаточно часто мелькают дорожно-транспортные происшествия с участием уснувших водителей.

3. Превышение скорости.

Почетное третье место заняли любители быстрой езды. Превышение скорости является второй наиболее распространенной причиной ДТП со смертельным исходом. Многочисленные исследования подтвердили, что вероятность попасть в аварию повышается, если водитель двигается быстрее или медленнее средней скорости потока. Замечено, что при быстрой езде водитель привыкает к скорости и не способен адекватно оценить быстро меняющуюся ситуацию на дороге, в результате чего происходят самые ужасные аварии с самыми трагическими последствиями.

4. Склонность водителей отвлекаться от дороги.

В большинстве стран мира запрещено разговаривать по мобильному телефону во время езды без специальных устройств, однако некоторые умудряются не только болтать, но и набирать SMS-сообщения. Даже несколько секунд на переключение автомагнитолы может привести к трагическим последствиям.

5. Недооценка погодных и дорожных условий.

Зачастую даже небольшое превышение скорости на мокрой дороге или несоблюдение дистанции чревато заносом и последующим столкновением. Своевременная смена резины в зависимости от времени года убережет водителей от многих неприятностей на дорогах.

6. Игнорирование ремней безопасности.

Эффективность ремней безопасности доказана годами их существования, тем не менее, многие водители и пассажиры продолжают игнорировать их использование, тем самым ставят под угрозу свою жизнь и здоровье. Статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжёлых травм при фронтальном столкновении
в 2-2,5 раза, при боковом - в 1,8 раза, а при опрокидывании - в 5 раз!

7. Отсутствие детского кресла или удерживающего устройства.

Несмотря на значительное увеличение штрафов за нарушение правил перевозки детей многие водители и родители продолжают нарушать правила перевозки несовершеннолетних. Непристегнутый ребенок во время аварии получит тяжелые травмы и увечья, что подтверждает статистика.

Документ по состоянию на январь 2016 года

Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием сотрудников ОВД показывает, что в текущем году, несмотря на принимаемые меры по укреплению дисциплины и обеспечению безопасности личного состава, не наступило коренного улучшения в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Работа по предупреждению происшествий не носит профилактического характера. Большинство ДТП совершено в условиях бесконтрольности, формального отношения со стороны руководителей органов внутренних дел за указанным направлением служебной деятельности. Выявлены серьезные недостатки в исполнении ряда документов по вопросам аварийности и эксплуатации транспорта.

За четыре месяца 2004 года совершено 60 (АППГ-48) ДТП с участием сотрудников, в т.ч. на служебном транспорте - 16 (АППГ-16). 25 (АППГ-19) происшествий совершено по вине сотрудников. В результате ДТП 13 человек получили травмы различной степени тяжести.

Во исполнение указаний МВД РФ N 181 от 09.03.00 "О предупреждении аварийности и реализации Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195 ("О безопасности дорожного движения")", ГУ ГИБДД МВД РФ N 13/12-42 от 05.04.04 "О мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий и правонарушений в подразделениях Госавтоинспекции" и в целях активизации работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий, гибели и травматизма личного состава при эксплуатации транспорта органов внутренних дел приказываю:

1. Утвердить план мероприятий по повышению транспортной дисциплины и профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием сотрудников органов внутренних дел.

2. УМТ и ХО МВД УР, УГИБДД МВД УР активизировать работу единого автотранспортного патруля МВД УР.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальников УМТ и ХО МВД УР (подполковника внутренней службы Мартынова Н.Ю.) и УГИБДД МВД УР (полковника милиции Березуева М.Н.).


Министр генерал-майор милиции Н.Е.АРЗАМАСЦЕВ


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ С УЧАСТИЕМ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

┌───┬───────────────────────────────────┬─────────────┬──────────┐ │ N │ Наименование мероприятий │Ответственные│ Срок │ │п/п│ │за исполнение│исполнения│ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 1│Во всех подразделениях обеспечить │ Начальники │Постоянно │ │ │предрейсовый и послерейсовый │ УВД, ГО-, │ │ │ │медицинский контроль водительского │ РОВД, │ │ │ │состава │ командиры │ │ │ │ │подразделений│ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 2│Парковку служебного транспорта │ Начальники │Постоянно │ │ │осуществлять только в гаражах и на │ УВД, ГО-, │ │ │ │стоянках, принадлежащих │ РОВД, │ │ │ │подразделениям. Время выезда на │ командиры │ │ │ │линию и возвращения ежедневно │подразделений│ │ │ │отмечать в журнале учета │ │ │ │ │транспортных средств │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 3│Во избежание угонов │ Начальники │ │ │ │автотранспортных средств ужесточить│ УВД, ГО-, │ │ │ │пропускной режим. Оборудовать │ РОВД, │ │ │ │автомобили простейшими │ командиры │ │ │ │противоугонными устройствами │подразделений│ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 4│Запретить эксплуатацию служебного │ Начальники │Постоянно │ │ │транспорта в выходные и праздничные│ УВД, ГО-, │ │ │ │дни, а также вне служебного времени│ РОВД, │ │ │ │без письменного разрешения │ командиры │ │ │ │начальников подразделений с │подразделений│ │ │ │последующей отметкой в путевом │ │ │ │ │листе │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 5│Запретить эксплуатацию специального│ Начальники │Постоянно │ │ │и патрульного транспорта водителями│ УВД, ГО-, │ │ │ │в гражданской одежде │ РОВД, │ │ │ │ │ командиры │ │ │ │ │подразделений│ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 6│При перемещении сотрудников │ Начальники │Постоянно │ │ │внутренних дел на должности │ УВД, ГО-, │ │ │ │водительского состава или │ РОВД, │ │ │ │закреплении за ними служебного │ командиры │ │ │ │транспорта в обязательном порядке │подразделений│ │ │ │проводить стажировку с последующим │ │ │ │ │принятием зачетов по ПДД и │ │ │ │ │практическому вождению ТС │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 7│Руководителям ОВД, командирам │ Начальники │Постоянно │ │ │строевых подразделений обеспечить │ УВД, ГО-, │ │ │ │качественный инструктаж │ РОВД, │ │ │ │водительского состава, заступающего│ командиры │ │ │ │в наряд, по соблюдению ПДД, мер │подразделений│ │ │ │личной безопасности, особенно в │ │ │ │ │зимнее время │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 8│В системе служебной подготовки │ Начальники │Постоянно │ │ │определить достаточное количество │ УВД, ГО-, │ │ │ │учебных часов для изучения ПДД с │ РОВД, │ │ │ │сотрудниками, закрепленными за │ командиры │ │ │ │служебным транспортом, с │подразделений│ │ │ │последующим принятием зачетов │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 9│Обеспечить проведение │ Начальники │Постоянно │ │ │целенаправленной работы по подбору,│ УВД, ГО-, │ │ │ │расстановке и воспитанию │ РОВД, │ │ │ │сотрудников автотранспортных │ командиры │ │ │ │подразделений, водительского │подразделений│ │ │ │состава и повышению их │ │ │ │ │ответственности за решение │ │ │ │ │поставленных задач │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 10│По каждому случаю ДТП с участием │ Начальники │Постоянно │ │ │сотрудников ОВД проводить служебную│ УВД, ГО-, │ │ │ │проверку. Виновных привлекать к │ РОВД, │ │ │ │строгой дисциплинарной │ командиры │ │ │ │ответственности с возмещением │подразделений│ │ │ │материального ущерба │ │ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 11│Данные о совершенных сотрудниками │ Начальники │К 28 числу│ │ │ОВД ДТП, других выявленных │ УВД, ГО-, │ каждого │ │ │нарушениях ПДД представлять в КПО │ РОВД, │ месяца │ │ │УГИБДД МВД УР │ командиры │ │ │ │ │подразделений│ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 12│Служебный транспорт привести в │ Начальники │До 25 июня│ │ │соответствие с ГОСТ Р 50574-93 г. │ УВД, ГО-, │2004 года │ │ │ │ РОВД, │ │ │ │ │ командиры │ │ │ │ │подразделений│ │ ├───┼───────────────────────────────────┼─────────────┼──────────┤ │ 13│О результатах проделанной работы │ Начальники │До 25 июля│ │ │доложить в КПО УГИБДД МВД УР │ УВД, ГО-, │2004 года │ │ │ │ РОВД, │ │ │ │ │ командиры │ │ │ │ │подразделений│ │ └───┴───────────────────────────────────┴─────────────┴──────────┘

Никакие высокие звания, заслуги и награды, опыт и авторитет не дают права сотруднику полиции преступать грань допустимого, нарушать нормы закона. Об этом напомнил некоторым руководителям, приглашённым на очередное заседание Комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике, её председатель, заместитель начальника ГУ МВД России по г. Москве генерал-лейтенант внутренней службы Андрей Понорец.

На дорогах все равны

Первым рассматривался вопрос о состоянии дорожно-транспортной дисциплины среди должностных лиц из числа руководящего состава структурных подразделений Главного управления. На комиссии заслушивались три полковника, два подполковника и один майор полиции. Все они допустили за девять месяцев 2015 года неоднократные нарушения правил дорожного движения. В основном это превышение скоростного режима от 20 до 40 км/ч, движение или остановка на полосе для маршрутных транспортных средств, неуплата или нарушение порядка оплаты за парковку личных автомобилей. Вроде, проступки не такие уж значительные. Но члены комиссии спрашивали строго.

- Все должны понимать, - объяснил Андрей Понорец, - что даже малейшее нарушение дорожно-транспортной дисциплины может вызвать лавину, которую мы не сможем свернуть куда-то в сторону. Сколько таких случаев, когда превышение скорости вело к гибели ни в чём не повинных людей. С малого всё начинается, а заканчивается большим и тяжким ДТП. Если полицейские не соблюдают требования дорожных знаков и разметки, паркуют свои машины на тротуарах и газонах, то обычные граждане всё это видят и поступают точно так же. Особенно ситуация усугубляется, когда правила дорожного движения нарушает руководитель подразделения. Как он может воспитывать законопослушных сотрудников, если сам получает административные штрафы? Начальник обязан быть примером во всём для своих подчинённых. Поэтому и спрос за проступок с него такой серьёзный.

На заседании комиссии максимальное взыскание - общественное порицание было объявлено двум начальникам отделов ОРЧ Управления уголовного розыска и начальнику отдела Центра по противодействию экстремизму. Ещё трём руководителям указано на необходимость неукоснительного соблюдения дорожно-транспортной дисциплины.

Андрей Владимирович отметил, что большинство представших перед комиссией нарушителей ПДД работают в уголовном розыске. Поэтому дал поручение Инспекции по личному составу проанализировать состояние дорожно-транспортной дисциплины среди всех сотрудников подразделения. Служить в легендарном МУРе должны безупречные люди.

Брань никого не украшает

Тема ненормативной лексики, использованной руководителем в отношении подчинённого, снова всплыла на комиссии. По второму вопросу докладывал врио начальника Инспекции по личному составу УК УРЛС подполковник внутренней службы Роман Егиазаров. Он сообщил, что в инспекцию поступил рапорт полицейского отдельной роты ППСП, который нёс службу по охране здания отдела МВД России по району Ясенево. К рапорту была приложена аудиозапись разговора на КПП, где постового за то, что не убрал брошенный кем-то окурок, покрыл матом заместитель начальника ОУР ОМВД майор полиции Александр Барабанов. В ходе служебной проверки факты некорректного обращения с сотрудником подтвердились. Старший офицер допустил явное нарушение норм профессиональной этики.

Барабанов объяснил свой проступок тем, что находился в состоянии эмоционального возбуждения, связанного со сложной оперативной обстановкой. В тот день, когда он нёс службу в качестве ответственного от руководящего состава ОМВД, на территории района произошло убийство, были кражи автотранспорта. Заместитель начальника отделения угрозыска выезжал на расследование тяжких преступлений. Сейчас сожалеет, что позволил себе грубость и нецензурную брань.

На заседании комиссии присутствовал начальник отдела МВД России по району Ясенево полковник полиции Александр Буравин.

Майор полиции Барабанов - профессионал своего дела, - попросил учесть глава райотдела. – Раньше служебную дисциплину не нарушал. Мы сделали правильные выводы и не допустим впредь таких проступков. Учимся на своих ошибках…

Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих, - заметил председатель комиссии Андрей Понорец. - Разве мало примеров, когда руководителей районного звена увольняли из органов внутренних дел за грубость, чванство, чёрствость? Вот говорят, что Барабанов в данной ситуации действовал в интересах службы, а не из личных побуждений. Понятно, что нужно ратовать за порядок на КПП. Но зачем использовать для этого непозволительные выражения? Начальник не имеет права так себя вести по отношению к подчинённому.

Кстати, на этом заседании был повторно заслушан заместитель начальника ОМВД России по Таганскому району подполковник внутренней службы Александр Вакал. В августе он получил общественное порицание за такой же проступок - использование ненормативной лексики в общении с подчинённым. Сегодня офицер с почти 20-летним стажем характеризуется только с положительной стороны. Подтвердил, что всё осознал, сделал правильные выводы. Поэтому вопросов у членов комиссии к нему не было. Хорошо бы усвоить этот урок и другим любителям крепкого словца.

Александр РОМЕНСКИЙ, фото Николая ГОРБИКОВА

Правильная ссылка на статью:

Дресвянникова Е.А. — Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения // Юридические исследования. - 2015. - № 5. - С. 24 - 33. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.5.14790 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14790

Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом проведенного исследования выступают вопросы состояния и формирования транспортной дисциплины и культуры участников дорожного движения. Автор подробно рассматривает применяемые ранее и действующие в настоящее время государственные меры по обеспечению дисциплины водителей. Цель исследования – предложить эффективные способы повышения дисциплины и культуры на дорогах. Задачи исследования: а) на основе анализа государственных мер, направленных на повышение дисциплины и культуры участников дорожного движения, выявить основные их положительные и отрицательные стороны; б) на основе выявленных недостатков предложить эффективные способы по формированию транспортной дисциплины и культуры участников дорожного движения; в) раскрыть значимость информационной и пропагандистской работы в области обеспечения безопасности дорожного движения. В основу методологии исследования положены общие и специальные методы: диалектический, системный, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза и другие, используемые в юридических науках. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в российском обществе сформирован радикальный запрос на улучшение безопасности дорожного движения, первостепенное значение должно приобретать развитие коммуникационных инструментов, с помощью которых доносится тема безопасности дорожного движения. Автором предложены меры по совершенствованию информационной и пропагандистской работы в области обеспечения безопасности дорожного движения, основным направлением которой должно стать формирование у всех участников дорожного движения правосознания.


Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, транспортное поведение, дисциплина, культура, информация, общество, равенство, правосознание, пропаганда

10.7256/2409-7136.2015.5.14790


Дата направления в редакцию:

24-03-2015

Дата рецензирования:

25-03-2015

Дата публикации:

01-05-2015

Abstract.

The subject of the study includes the issues of formation and condition of transport discipline and traffic participants" culture. The author examines the previously used and the existing state measures of drivers" discipline provision.The purpose of the research is to propose the effective ways of road discipline and culture improvement. The objectives of the study are: a) on the base of the analysis of state measures of road discipline and culture enhancement to identify their main advantages and disadvantages; b) on the basis of the identified deficiencies to suggest the effective ways of road discipline and culture formation; c) to reveal the importance of information and propaganda in the sphere of road safety. The methodology of the research is based on the general and special methods: the dialectical method, the system approach, the comparative-legal method, analysis, synthesis and other methods used in the legal sciences. The author concludes that there is a radical need for road safety enhancement in the Russian society; development of communication means of the road safety issue transmission should gain primary importance. The author offers the measures of information and propaganda work enhancement in the sphere of road safety provision, which should be based on the development of legal awareness of traffic participants.

Keywords:

Information, culture, discipline, behavior on the road, traffic, safety, society, equality, legal awareness, propaganda

«Законы и установления должны идти рука об руку

с прогрессом человеческой души»

Томас Джефферсон

С ростом уровня автомобилизации существенно изменяются не только плотность и интенсивность движения на дорогах России, но и контингент водителей. Мониторинг сведений статистической отчетности Госавтоинспекции МВД России констатирует, что возросло количество водителей транспортных средств, не обладающих достаточным опытом управления . Следствием этого является постоянное увеличение заторов на дорогах, а следовательно резкое учащение непосредственных контактов участников дорожного движения, которое во многих случаях носит конфликтный характер.

На сегодняшний день в обществе сложился консенсус по отношению к основным инициативам по обеспечению безопасности дорожного движения. В первую очередь, население нашей страны поддерживает необходимость привития навыков терпимости на дорогах и, нетерпимости к нарушителям, и как следствие ужесточение санкций за нарушение правил дорожного движения. По результатам исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) 86% россиян считают проблему безопасности дорожного движения актуальной, 66% россиян основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди, назвали недисциплинированность водителей и выступили за создание в обществе неприятия нарушений правил дорожного движения .

По-прежнему значительное влияние на безопасность дорожного движения оказывают лица, которые заведомо совершают противоправные действия. Здесь уместно заметить, что в отличие от России, где значительная часть правозащитников стоит «на страже» прав и законных интересов нарушителей, в зарубежных странах огромное внимание уделяется созданию условий по обеспечению эффективной защиты законопослушных участников дорожного движения от противоправных посягательств .

В таких условиях заслуживают пристального внимания вопросы состояния и формирования транспортной дисциплины и культуры не только водителей, а всех участников дорожного движения.

Одним из действенных способов по обеспечению дисциплины водителей, несмотря на небольшой период своего функционирования (чуть более четырех лет), являлась бальная система оценки нарушений Правил дорожного движения. К сожалению, в 1997 году бальная система была отменена. В настоящее время данная система оценки нарушений остается предметом научных дискуссий .

Спустя десять лет в 2007 году на законодательном уровне было принято решение о назначении административного наказания без составления протокола в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных с использованием транспортного средства и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи . Основная цель, которая преследовалась повсеместной установкой технических средств, была двоякой, во-первых, это неотвратимость ответственности и наказания за совершенное правонарушение, а во-вторых, профилактика нарушений Правил дорожного движения.

Согласимся, что в большинстве случаев приборы фото-, видео- фиксации нарушений Правил дорожного движения являются в определенной степени сдерживающим фактором и дисциплинируют водителей , ведь около 80 % всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей (превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, нарушения правил обгона и др.).

Однако не стоит забывать, что дисциплина поведения не терпит каких-либо шаблонов и всегда допускает некоторый «диапозон возможностей». Поэтому дисциплину необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Отдельного пристального внимания к себе требует невысокий уровень подготовки водителей в автошколах, так как главной проблемой, имеющей существенное влияние на процесс формирования дорожной дисциплины у начинающих водителей, является отсутствие в применяемых в учебном процессе программах аспектов, связанных с пассивной безопасностью или недостаточное количество часов, выделенных на их изучение.

На наш взгляд, необходимо ужесточать требования к надлежащей подготовке и переквалификации водителей, внося коррективы в программы обучения, отслеживая, выпускники какой автошколы чаще всего совершают дорожно-транспортные происшествия, используя эту информацию для контроля и проверки качества обучения. Стоит заметить, что во многом уровень культуры и уровень знания Правил дорожного движения коррелируют между собой.

Таким образом, обществом должна быть поставлена цель формирования не только грамотного и ответственного, но и дружелюбного транспортного поведения всех участников дорожного движения. Полагаем, что это возможно только при соблюдении тотального равенства прав, обязанностей и ответственности всех участников дорожного движения.

Культура, это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, отражающая человеческую субъективность и объективность. Культура - это своего рода результат воспитания и самовыражения.

В рамках деятельностного подхода, на наш взгляд, культура участников дорожного движения - это сознательная деятельность не только отдельных индивидов, включенных в процесс движения (водители, пешеходы, пассажиры транспортных средств), но и общественных институтов (организаций, учреждений, центров), направленная на целесообразное упорядочение общественных отношений в области дорожного движения.

С позиций этического подхода термин «культура» определяется как «совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений» .

Полагаем, что изложенные подходы к определению культуры участников дорожного движения позволяют выделить следующие ее культурно-содержательные составляющие: интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные, физические, профессиональные качества, совокупность которых позволяет решать проблемы человеческого фактора, возникающие в области дорожного движения с высокой степенью эффективности и стабильности.

К сожалению, о наличии всех составляющих у каждого субъекта, участвующего в процессе дорожного движения, на сегодняшний день говорить не приходится.

Стоит согласиться, что процесс развития культуры заключается в смене социо-культурных типов . Культура формируется и развивается в существующем культурном пространстве с учетом общенациональных принципов культуры, и в то же время обусловлена характером и качеством социальных отношений.

В динамично меняющемся мире на сегодняшний день вектор социальных отношений направлен в сторону бескультурья. Наблюдается низкий общий культурный кругозор, нравственный облик, зачастую далёк от общегуманистических нравственных идеалов.

Реакцией же государства на низкий уровень правовой культуры участников дорожного движения и, как следствие возросшего числа нарушений в данной сфере, становится, как мы наблюдаем последние семь лет, устойчивая тенденция к усилению административно-правового принуждения. Но стоит заметить, что если на сегодняшний день мы говорим о каком-то продвижении культуры на дорогах, то просто добиться этого одними штрафами нереально.

В современных условиях, когда тенденция изменения общественных отношений и социальных ролей настолько стремительна, не стоит забывать, что отношения в области дорожного движения в каждом конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Именно поэтому к проблеме безопасности на дорогах необходимо привлекать внимание самых широких слоёв населения. Огромную роль в этом может сыграть информационная и пропагандистская работа.

В последнее время на ежегодной основе набирают популярность и проводятся всероссийские социальные кампании «Прогноз безопасности», «Пешеход, на переход!», «Движение без опасности», «Автокресло - детям!», «Пристегнись!» и др., пропагандирующие тему безопасности дорожного движения с помощью современных инструментов социального маркетинга. Кроме того, заслуживают внимания рекламные баннеры (наружная реклама), с различными слоганами, напоминающими о правилах дорожного движения или предостерегающих водителей от их нарушения, которые установлены на дорогах страны. Конечно это неоценимый вклад в профилактику безопасности дорожного движения. Однако, считаем, что этих мер недостаточно.

На наш взгляд, первостепенное значение должно приобретать развитие коммуникационных инструментов, с помощью которых доносится тема безопасности дорожного движения. К сожалению, тема безопасности дорожного движения и уважительного отношения друг к другу на дороге не является рейтинговой для средств массовой информации.

В телевизионном сегменте медиарынка нашей страны экономически выгоднее осуществлять трансляцию маркетинговой рекламы, приносящей доход, нежели социальной рекламы по пропаганде безопасности дорожного движения. Однако, размер социально-экономического и демографического ущерба страны от дорожно-транспортных происшествий, несоизмерим с затратами на социальную рекламу безопасности дорожного движения.

Несомненно, в последнее время радует факт создания детских обучающе-познавательных радио и
телевизионных программ («Перекресток», «Дорожная азбука» и др.), широко используются интернет-ресурсы: всевозможные детские игры, различные тесты, компьютерные программы. Но вызывает сложность назвать хоть одну телевизионную передачу, где основам безопасности дорожного движения, если хотите «мирного сосуществования на дороге», и просто дорожной культуре и дисциплине, обучали взрослых. Конечно, всем известна телевизионная передача «Дорожные войны», сюжеты которой в ироничной форме показывают те «безобразия» и отсутствие не только грамотного поведения и культуры, но и подчас моральных устоев водителей и иных участников дорожного движения. Глупость и необразованность водителей лишь высмеивается, не подвергаясь даже критике.

Особенно это актуально становится, если коснуться деятельности, так называемых «профильных» средств массовой информации: журналы «За рулём», издательство «Транспорт», «Авторадио», которые отошли от вопросов безопасности дорожного движения, а занимаются рекламой авто новинок и раскручивают свой рейтинг с помощью обучения водителей общению с инспектором ГАИ, освещая вопросы, как уйти от ответственности .

Мы привыкли слышать: «Культура дорожного движения формируется годами, поэтому начинать воспитывать законопослушного участника дорожного движения нужно с рождения». А как же взрослые? Именно те, кто и является причиной высокой смертности, травматизма и аварийности на дорогах. Полагаем, что необходимо вносить изменения и дополнения в законодательство о средствах массовой информации, предусмотрев четкие ориентиры их деятельности (хотя бы государственных СМИ), и одним из обязательных направлений обозначить пропаганду безопасности дорожного движения.

Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения зависит, прежде всего, от повышения дисциплины и культуры на дорогах, а не только от качества дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения.

Для повышения безопасности дорожного движения недостаточно общего законодательного регулирования указанной сферы, ужесточения наказаний и штрафов. Всё общество для повышения эффективности системы обеспечения безопасности дорожного движения должно объединиться в позитивную дорожную коалицию. Для изменения общественного сознания по проблеме безопасности дорожного движения каждый из нас должен начинать с себя! Жёсткие требования необходимо предъявлять, прежде всего, себе, неся ответственность не только за свою жизнь, но и жизнь окружающих.

Безрассудное поведение на дороге, легкомысленное отношение к безопасности и к закону, агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения это те причины, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям и непоправимым в результате их совершения последствиям.

Таким образом, необходимо формировать у всех участников дорожного движения правосознание и создавать в обществе нетерпимость к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами именно на дорогах .

Библиография

.

Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России: htpp://www.gibdd.ru (дата обращения: 04 марта 2015 г.).

.
.

Антонов С.Н., Кузин В.В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. – 2012. – № 9. – С.29.

.

Антонов С.Н., Горбунов Д.В., Молчанов П.В., Тимофеев С.А. О некоторых вопросах влияния законодательства об административной ответственности на аварийность и деликтность в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов, выпуск 11. М.: НИЦ БДД МВД России.-2011.-С.138;

.

Антонов С.Н., Кузин В.В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. – 2012. – № 9. – С.28;

.

Борейко Ю.А. Проблемы укрепления транспортной дисциплины водителей на дорогах России // Труды Академии управления МВД России. – 2014.-№ 1 (29). – С.99-100.

.

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 4007.

.

Антонов С.Н., Горбунов Д.В., Молчанов П.В., Тимофеев С.А. О некоторых вопросах влияния законодательства об административной ответственности на аварийность и деликтность в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов, выпуск 11. М.: НИЦ БДД МВД России, 2011. С.144.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...