Первые годы рыночной реформы 1992

системы страны.

Соц-эконом и политическое развитие РФ как суверенного гос-ва 1991-2000 гг. Б.Н. Ельцын

Экономические реформы в Российской Федерации, переход к рынку.

А. Необходимость реформ: экономически и политический кризис советского общества на рубеже 80-90-х годов со всей остротой проявился в России. Длительное господства командно-административной системы, тотальное планирование, затянувшийся переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной, перегруженность России производством средств производства привели в конце концов к резкому падению национального дохода, инфляции, товарному и бюджетному дефициту, росту внутреннего и внешнего долга. Стремительный рост денежных доходов населения, не обеспеченных товарами.

Существенным аргументом является то, что с годами негосударственный сектор станет слишком большим для плана и вытеснит государственный сектор без надлежащей приватизации государственных предприятий «сверху». Это рассуждение кажется правдоподобным, но оно поддается двум веским возражениям, уже изложенным выше. Во-первых, негосударственный сектор до сих пор в значительной степени подвергался коллективной собственности, и только очень небольшая часть была частной. Второе возражение состоит в том, что увеличение негосударственный сектор в промышленной экономике был за счет малых и средних предприятий и не очень крупных государственных предприятий.

Б. Цели реформ: формирование среднего класса, создание высокоэффективной экономики, обеспечение благосостояния народа и процветания России.

В. Основные направления реформ: стабилизация рубля, формирование различных новых структур, приватизация и переход к свободному ценообразованию, свобода экономической деятельности.

Эти гигантские предприятия, независимо от городских и сельских предприятий, в настоящее время являются основной движущей силой роста и инноваций китайской экономики. Решения об изменении прав собственности обычно принимаются руководящими органами. Нынешняя позиция правительства и Коммунистической партии ясна: они намерены держать их в государственной собственности. Вопрос о том, будет ли эта ситуация продолжаться после исчезновения Дэн с политической сцены или же система будет взорваться изнутри, несмотря на очевидные экономические успехи, поднимает более широкие проблемы, выходящие за рамки этой статьи.

Г. Законодательная база: В РФ созданы и продолжают совершенствоваться юридическая база экономического реформирования. Закон о собственности в РФ устанавливает равенство всех форм собственности. Закон РФ О конкуренции. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности: устанавливает ответственность за последствия предпринимательской деятельности и объекты предпринимательской деятельности.

Эта «двойная траектория» позволяет избежать во время переходного процесса институционального вакуума, подобного тому, который был создан в ряде восточноевропейских стран и чьи экономические последствия были катастрофическими. Эти образцы полезны, но ничто не сравнится с живым опытом действительно функционирующей экономики, особенно когда она охватывает пятую часть населения мира.

И развитие, создание рабочих мест для растущей рабочей силы и улучшение уровня жизни населения. Это не только китайский опыт, который указывает на направление, которым следует следовать, но также история экономических подвигов, достигнутых Японией, Южной Кореей и Тайванем за последние четыре десятилетия.

Д. Ход реформ:

1. руководство страны и реформы: Ельцин (президент РФ), Гайдар, Хасбулатов (председатель верховного совета РСФСР). Радикальные экономические шаги связаны в основном с именами Шохина, Гайдара, Чубайса и др.

2. Конец 1991 года - Россия объявляет себя правопреемником СССР и "приватизирует" союзную собственность, расположенную на ее территории. Руководство страны намечает общие контуры переда ее в частные руки.

Ряд других важных уроков можно извлечь из опыта Китая, особенно для России и Восточной Европы, но при анализе этих вопросов возникают другие вопросы, которые необходимо решать в другом месте, включая различия между экономической и политической ситуациям упомянутых выше стран, что было бы полезно изучить подробно.

Может ли коммунистическая экономика постепенно меняться? Корнай Дж. «Видение и реальность», «Обзор рынка» и «Противоречия и противоречия», Будапешт, Книги Корвины. Лихтенштейн П. Китай на грани: политическая экономия реформ и реструктуризации в эпоху после Мао, Нью-Йорк, Прагер. Уэйд Р. Управление рынком: экономическая теория и роль правительства в индустриализации в Восточной Азии, Нью-Джерси, пресса Принстонского университета. Препятствия, предъявляемые Сауфом, за исключением случаев, когда используются данные, которые могут быть использованы в качестве источника, а также для обозначения источника и источника лихорадки.

3. 2 января 1992 года - "либерализация" цен. Гайдар считал эту меру решающей, ибо она делает невозможным возврат к старой экономике и к старому общественному устройству (Либерализации цен предшествует приватизация собственности (ПО плану Явлинского последовательность должна быть обратной). В течение года цены выросли в 50 -100 раз (к настоящему времени в 10-12 тысяч раз) Большинство граждан трагически лишились вкладов и сбережений. Гайдар оценивает освобождение цен от государственного регулирования как самый сильный шаг правительства. Иная точка зрения: монетаристская политика (и шокотерапия) - рецепты оздоровления экономики и зависимых стран. В России они продемонстрировали свою полную несостоятельность. Уход государства из экономики инфляцией не привел к ожидаемым результатам.

Налейте аналитический отчет о судебных разбирательствах в области экономики и права человека. «Займитесь с нами», «Вторжение в лингвистику», «Наличный анализ», «Взгляд в будущее», «Перукинс», «Маккиннон и Сингх». Все больше книг посвящено этому вопросу, например, Амсден, Уэйд, Лай, Сингх.

Моника Эггер, Жерар Перрулаз и Рене Лонгет. Наибольший рост наблюдали азиатские страны; Страны Латинской Америки и Центральной Америки в целом также испытали позитивный рост. Многие другие небольшие группы стран подписали торговые соглашения или работают над укреплением регионального сотрудничества, таких как семь стран Юго-Восточной Азии Индии, Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки. Непал, Мальдивские Острова и Бутан, которые планируют активизировать региональную торговлю, устраняя свои тарифные барьеры.

4. 14 августа 1992 - указ президента о введении в действие системы приватизационных чеков (ваучеров). Чеки получили все граждане России, родившиеся до сентября 1992 года. Цель: компенсировать ущерб от либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации (сделать всех собственниками средств производства).

Процесс приватизации во многом связан с именем Чубайса, ставшего 1 июня 1992 года заместителем председателя правительства. 31 июля 1994 года закончился первый этап приватизации - чековый. Позднее начался второй этап приватизации - этап денежной приватизации, введенной указом президента.

Мы используем термин «восточные страны», в который входят все страны бывшего Советского Союза и Восточной Европы. Соединенные Штаты испытывали небольшое оживление, так как в европейских странах наблюдалось снижение их производства, рост безработицы и их бюджетный дефицит. Уровень безработицы превысил 4%.

В частном секторе наблюдается значительный рост. Этим странам удалось перенаправить свой экспорт в промышленно развитые страны и привлечь иностранные инвестиции. Экономическая реструктуризация ведет к глубоким политическим реформам и является долгосрочным процессом, связанным с сокращением производства и ростом безработицы, которая для значительной части населения сопровождается серьезными лишениями. Частично это объясняется отсутствием ясности в политических и валютных реформах. Многие республики пережили политические беспорядки и конфронтацию, которые иногда вырождались в гражданскую войну.

5. Освобождение цен временно укрепило финансовую систему, но падение производства остановить не удалось (в1992 году оно составило 20 процентов (промышленное производство, в 1993 - тоже примерно 20 процентов). Низкая покупательная способность населения ведет к свертыванию производства. Российский рынок заполняется импортными товарами, а народное хозяйство все в большей степени приобретает топливно-сырьевой характер.

Попытки восстановить экономику часто подрываются бременем внешней задолженности. Все страны этой группы разделяют следующие проблемы: увеличение бюджетного дефицита, высокая зависимость от роста экспорта, высокие реальные процентные ставки и приватизация бывших государственных предприятий. К чему добавляется, например, в России серьезный полет капитала; отсутствие иностранной валюты помешало стране нести службу долга.

Тем не менее, заинтересованные страны считают, что действия идут долго, чтобы выполнить обещания. В частности, они критикуют барьеры, с которыми развитые страны столкнулись с импортом из Восточной Европы, чтобы защитить свои собственные продукты. Но в то время как экономическая активность была сильной в Азии и на Ближнем Востоке, она ослабела в Африке и Латинской Америке.

6. Правительство Гайдара основную ставку делает на финансовую помощь Запада. Но в обещанном займе (24 миллиарда долларов) в конце концов было отказано.

7. Декабрь 1992 - 7 Съезд народных депутатов России отправляет Гайдара в отставку. Новый глава правительства - Черномырдин. Черномырдин попытался ввести регулирование цен на ряд товаров, но не нашел понимания ни у членов правительства, ни у президента.

Это, между прочим, из-за веса долга и кровоизлияния капитала. С сокращением производства Перу и Бразилия являются исключением из этой тенденции. Факторы, которые способствовали экономическому росту региона, в основном внутренние; это, в частности, увеличение инвестиций и потребительского спроса. Нищета, в которой крупные слои населения опускаются, является жгучей социально-политической проблемой для региона в целом. В новых индустриальных странах темпы роста замедлились несколько после резкого ускорения в предыдущие годы.

Индия добилась замечательного восстановления. Основными факторами роста в этих странах, как правило, являются скромные затраты на рабочую силу, значительный рост производительности и значительный рост торговли. Засуха, от которой пострадала большая часть континента, сильно повлияла на сельское хозяйство. Политические волнения во многих странах также имели катастрофические последствия для процесса развития. На Нигерию приходится 20% всего производства континента. Многие африканские страны, которые приняли программы структурной перестройки, по-прежнему отмечают весьма ограниченный рост.

8. 1993 год - противостояние Верховного совета и президента по социально-экономическим и политическим вопросам

ВЫВОД: Говорить следует не об успехе реформ в целом, а о некоторых относительно обнадеживающих предварительных результатах: укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость экономики, рост хозяйственной активности в некоторых отраслях и самостоятельности. Главная проблема экономического реформирования сейчас такова: " Безнадежно устарели взгляды тех, кто пробует искать ответ на вопрос о будущем России, выбирая: социализм или капитализм? Проблема в другом: как найти равновесие между самоорганизацией, регулированием частной инициативы, социальной защитой, свободой и справедливостью" (Послание Президента законодательному собранию).

Инвестиций мало. Правда, экспорт сырья из этих стран увеличивается в объеме, но по реальным ценам, которые еще более неблагоприятны. Есть некоторые счастливые исключения, такие как Гана, но Южная Африка является одним из немногих экспортеров золота на континенте.

Технологический прогресс постоянно снижает эксплуатационные расходы на сырье и, как правило, увеличивает их предложение, оказывая дополнительное давление на цены. Важное значение имеет также рециркуляция некоторых металлов. Все это предполагает сокращение, а не увеличение цен на сырье, особенно тех, которые в настоящее время нашли заменители, такие как медь, замененная волоконной оптикой. Поэтому, с точки зрения развивающихся стран, было бы желательно обрабатывать эти сырьевые материалы на месте, чтобы включить добавленную стоимость в самой стране.

"Развитие политической ситуации в Российской Федерации в 90 годы. Конституция 1993"

А. Строительство Российской государственности 12 июня 1990 - съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о гос. суверенитете России. 12 июня 1991 - Ельцын избран президентом РСФСР. Декабрь 1991 - "Беловежское соглашение" Ельцына Кравчука и Шушкевича - ликвидация СССР. Конец 91 начало 92: реальная угроза распада России (все республики России заявляют о своем суверенитете: Татарстан, Башкортостан, Якутия и другие бетур курс на выход из России, Чеченская республика заявляет о выходе из РФ) Трудности усугубляются невзвешенными политическими шагами государственных деятелей (Ельцын), отсутствием единства воли у россиях, территориальными проблемами (Российское государство никогда не сущемствовало в рамках нынешнецй РФ), растущим социально-экономическим и политическим кризисом. 31 марта 1992 - в Москве подписан федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами РФ и границы государства (Татарстан и Чечня не подписали). 7 мая 1992 - указ президента о создании ВС РФ.

С другой стороны, цена готовой промышленной продукции увеличилась. В зависимости от структуры их экспорта различные страны воспользовались этой ситуацией или пострадали от нее. Эта эволюция в основном связана с рецессией промышленно развитых стран. Данные Всемирного банка приведены в таблице 1. Впервые частные средства перевешивают государственные ресурсы, главным образом из-за резкого роста кредитования частных банков и увеличения прямых инвестиций. Поток частного кредита достиг, с 44 миллиардами долларов, самой высокой точки за последние десять лет.

Основные элементы Российской государственности: президентская власть, федерализм, принцип разделения и ограничения властей, ответственность власти перед обществом Руководство страной 1991 - 1993 Президент - Ельцын (вице-президент Руцкой); Правительство - Гайдар - Черномырдин; Верховный Совет - Хасбулатов Итог: Россия - правопреемница СССР

Что касается официальной помощи в целях развития, то в последнее десятилетие он наблюдал лишь скромный рост. Предоставление ресурсов развивающимся странам.


Эволюция, наблюдавшаяся в течение 1980-х годов, продолжается: заметный рост в Азии, скромный и сопровождающийся снижением доходов на душу населения в Африке, как в Латинской Америке. Распределение мирового дохода не более справедливо, чем в прошлом, самые бедные не видели увеличения их доли. В Африке в течение этого десятилетия доходы только ухудшились; доход из Латинской Америки, стабильный в начале 1980-х годов, значительно снизился.

Б. Президент и Верховный Совет: борьба двух ветвей власти (вторая половина 1992-1993 год)1.

Позиции сторон: Верховный Совет представляет умеренно реформаторские, умеренно консервативные, государственно-патриотические (национальные) общественные силы. Выступает за парламентскую республику. Президент и правительство представляют радикально реформаторские общественные силы, выступают за президентскую республику. Конституционный Суд (председатель Зорькин) пытается снизить остроту противостояния. 20 марта 1993 года - попытка Ельцина ввести ОПУС (особый порядок управления до преодоления кризиса власти). Конституционный суд, вице-президент Верховный совет и "силовые" министры не поддержали указ N 379. 25 апреля 1993 - Всероссийский референдум. Большинство (53 процента) поддержало политику президента и высказалось против досрочных перевыборов как президента, так и Верховного совета. Вопрос о власти и форме государственного устройства не решен Июнь 1993 года - заявление Ельцина о том, что решающие события развернутся осенью. 21 сентября 1993 - указ президента N 1400 "О поэтапной конституционной реформе" - приостановление деятельности народных депутатов и Верховного Совета. Хасбулатов оценивает действия Ельцина как гос переворот. 22 сентября Руцкой принимает президентскую присягу (в соответствии с действующей конституцией). Конец сентября - начало октября. Нарастание противостояния между президентом и правительством с одной стороны и 10 (внеочередным) съездом народных депутатов и Верховным советом с другой стороны.

Сегодня многие люди в мире сомневаются в том, что разрыв между бедными и развитыми странами может быть сокращен за счет передачи технологий и капитальных трансфертов или что манна развития автоматически отфильтровывает самые бедные слои. населения. Авторы призывают к «новому распределению роста»: речь идет о переоценке человеческого фактора работы путем усиления инвестиций в обучение и здоровье, особенно для женщин. Фактор капитала должен быть расширен до размеров «человеческого капитала» и «экологического капитала».

Трудоемкие технологии, а в развивающихся странах следует поощрять занятость в неформальном секторе. В докладе также говорится о экономической и политической децентрализации. Капитал слишком сосредоточен в центрах. Ельцин назвал новое министерское совещание «Правительство реформы», подчеркнув главную проблему, с которой он сталкивается: советская плановая экономика рушится, и крайне важно, чтобы радикальный переход к переходу к рыночной экономике.

Лидеры оппозиции Ельцину: Хасбулатов, Руцкой, генерал Макашов, Ампилов и др.

Блокада Белого дома Миротворческие усилия Православной церкви и Конституционного суда не привели к желаемым результатам. 3 - 4 октября 1993 В Москве развернулись трагические события. Введенные в столицу по приказу Ельцина войска применили оружие в районе телецентра Останкино и при штурме "Белого дома". Точное число убитых (в связи с прекращение уголовного дела) неизвестно. Называются разные цифры - от 150 человек до 1500. События 3 - 4 октября 1993 года остаются предметом острых политических и нравственных дискуссий. Конец 1993г. Опираясь на свою победу, Ельцин ликвидирует Советы по всей стране. Декабрь 1993 г. Всероссийский референдум по вопросу о новой Конституции. Выборы в Гос. Думу. По партийным спискам победила ЛДПР; "Выбор России" занял второе место; КПРФ - третье. Председатель Гос. Думы - Рыбкин, Председатель Совета Федерации – Шумейко.

По прошествии 25 лет на начавшееся реформирование на российское общество негативно повлияли. Реализация реформ усугубляется как отсутствием опыта реформистов, так и сложной политической ситуацией. В начале 1990-х годов между Ельциным и противоборствующими силами, представленными Верховным Советом, была борьба за власть. Экономисты из правительства полностью находятся на стороне Ельцина, напоминает Глеб Павловский, президент НПО «Эффективный политический фонд», который, по его мнению, снизил эффективность реформ.

«Якобы либеральные реформы введенной указа свыше, абсолютно авторитарные, сказал Павловская за» Дневник. Ельцин совершил поездку в качестве лидера политических реформ, которые он пытался сохранить свою власть и реформ хотели сделать только в чисто экономической сфере. В результате, по словам Павловского, преобладает тенденция сохранять единодушие в ущерб плюрализму.

В. Межнациональные конфликты (90-е годы)

1. разделение единой Чечено-Ингушской республики на две республики.

2. Северо-осетино-ингушский конфликт (вмешательство ВС РФ)

3. Выезд русских из Тувы как следствие антирусских настроений

4. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев (из Средней Азии, закавказья, Казахстана и др. районов)

Г. Общественно-политическая жизнь России (90-е годы)

Борьба различных политических сил: демократических, коммунистических, национально-патриотических

Д. Проблема укрепления российской государственности

Обеспечение суверенитета, независимости и целостности РФ

Борьба с сепаратизмом и любыми другими угрозами единству РФ при сохранении основных принципов федерализма и равенства субъектов РФ

Борьба с произволом на местах и бюрократизмом в центре

Военная реформа

Судебная реформа

Борьба с преступностью и любым негосударственным насилием, обеспечение законности

Налоговая реформа

Эффективное участие государства в экономическом процессе

Обеспечение действенного функционирования системы гос безопасности и др.

ВЫВОД: сильное государство и правопорядок - необходимые условия реформ.

("О действенности гос власти в России" Послание Президента РФ Федеральному Собранию (РГ, 17.02.95))

Конец 1994 - начало 1995 -Руководство РФ вынуждено прибегнуть к вооруженной силе, чтобы положить конец росту сепаратизма и бандитизма в Чечне.

Распад Советского Союза и крах экономической политики, проводившейся "перестроечным" руководством КПСС и характеризовавшейся попытками совместить введение рыночных механизмов с сохранением социалистических методов хозяйствования, вынудили российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным предпринять радикальные меры по реформированию экономики страны. Уже в конце октября 1991 г. Ельцин обнародовал программу радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной программы "шоковой терапии", переработанные применительно к российским условиям группой экономистов во главе с Е. Т. Гайдаром. Программа предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (так называемую либерализацию цен), "запуск" механизма конкуренции между отраслями промышленности и предприятиями, освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли, наконец, широкую приватизацию и акционирование основных средств, принадлежащих государству в промышленном и сельскохозяйственном производстве, - "разгосударствление", которое должно было превратить широкие народные массы в собственников и предпринимателей. Намечалось также проведение жесткой антимонопольной политики. Социально незащищенные слои населения (пенсионеры, дети, инвалиды и т.п.) должны были при этом получить адресную поддержку со стороны государства. В своем выступлении на V Съезде народных депутатов России 28 октября 1991 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин особо подчеркивал, что лишения ждут всех россиян в течение примерно полугода, затем последует "снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г. - стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей".

Согласно принятой группой Гайдара концепции, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована или улучшена, она подлежала немедленному демонтажу при одновременной ломке всей командно-бюрократической системы управления и распределения. Данная модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских рычагов, одобренная Международным валютным фондом и Всемирным банком, а также другими международными финансовыми организациями, и была апробирована в Российской Федерации в 1992-1993 гг.

Начало радикальным реформам положил отпуск розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. Был установлен индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и других выплат - на 70%. Однако цены сразу же выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992 г. - в 100- 150 раз. В результате резко снизился уровень жизни абсолютного большинства россиян. Другой проблемой, с которой столкнулось правительство либералов-рыночников, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов в экономике страны составила около 2 трлн руб. В результате этого, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия оказались на грани краха. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление Центральным банком России льготных кредитов госпредприятиям, что, в свою очередь, создало условия для раскручивания инфляционной спирали. Жесткая кредитная политика, проводимая "командой Гайдара", оказалась под огнем острой критики противников курса "шокотерапии". Рост денежной массы (к январю 1993 г. в России было напечатано в четыре раза больше денег, чем в середине 1992 г.) привел к резкому падению курса рубля. Массированная эмиссия денежных знаков не подкреплялась производимой в стране продукцией. На фоне значительного спада производства, достигшего за год проведения реформ 35%, денежная стабилизация была неосуществима. Расчеты правительства Гайдара на помощь международных финансовых организаций не оправдались в связи с неустойчивостью политической и экономической ситуации в России. Все это неизбежно вело к провалу гайдаровского варианта монетаристской модели "шоковой терапии" и требовало корректировки курса экономических реформ.

Одновременно с отпуском цен были приняты меры по либерализации торговли. Вследствие этого в течение 1992 г. в широких масштабах осуществлялось "первоначальное накопление капитала" за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В основе такого рода операций лежало использование значительной разницы между государственными закупочными ценами и розничными ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием спекуляций в торговле стало накопление огромной денежной массы вне сферы государственного контроля и налогообложения. Важнейшей задачей макроэкономической модернизации являлось разгосударствление собственности путем акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе раздачи всему населению страны приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Такая приватизация, согласно концепции радикальных экономических преобразований, разработанной А. Б. Чубайсом, должна была нейтрализовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса - слоя собственников-акционеров. Раздача населению чеков на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. (так оценивалось все имущество госпредприятий, подлежащих приватизации) началась 1 октября 1992 г., а спустя полтора года, 1 июля 1994 г., было принято решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. При этом фактически признавалось, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников. Более того, в ходе ее было допущено множество злоупотреблений, причем чаще всего занижалась реальная стоимость приватизируемых предприятий.

Итоги проведения экономических реформ в 1992- 1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе с тем благодаря свободному ценообразованию рынок постепенно наполнялся товарами, а процесс массовой приватизации способствовал формированию в обществе рыночных отношений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, ведущую роль при этом играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ. С другой стороны, "шоковая терапия" вызвала небывалый рост социальной напряженности, развал целых отраслей промышленности (включая военно-промышленный комплекс), был нанесен сокрушительный удар по внерыночным, или бюджетным, сферам - науке, культуре, медицине, образованию и др. Некогда относительно однородное общество подверглось сильной поляризации, изменилась его внутренняя структура: с одной стороны, произошло резкое обнищание основной массы населения, а с другой - появилась небольшая группа богатых и даже сверхбогатых россиян. Трагическим следствием радикальных преобразований стало резкое увеличение смертности россиян, которая в 1993 г. возросла на 20% по сравнению с предыдущим годом. Одновременно было зафиксировано снижение рождаемости на 14% за тот же период. Новым явлением российской действительности стала безработица (на конец ноября 1992 г. насчитывалось 1,4 млн официально зарегистрированных безработных). Состоявшийся в декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов признал работу правительства неудовлетворительной.

онятие «глобальные проблемы» появилось в международном лексиконе в последней трети XX в. Войны, природные и техногенные катастрофы, новые болезни показали, что жизнь на Земле весьма уязвима. Благодаря обмену информацией, общению на международных конференциях и в международных организациях постепенно пришло понимание того, что многие проблемы являются действительно глобальными. Они могут быть решены совместными усилиями всего человечества, если оно не хочет исчезнуть с поверхности земного шара.

Принятая российским руководством в качестве базовой модели радикальная экономическая реформа по методам западной программы «шоковой терапии», поддержанная Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции развития, стала своеобразной альтернативой неудавшимся попыткам союзного руководства периода «перестройки» осуществить постепенную модернизацию сверхцентрализованной социалистической экономики. Согласно принятой концепции группы Е.Т. Гайдара, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована, она подлежала только немедленному демонтажу при одновременной ломке командно-бюрократической системы управления и распределения. Эта модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских методов была апробирована в Российской Федерации в 1992 - 1993 гг.

Первой радикальной реформой в начале января 1992 г. стал отпуск цен. По прогнозам правительства, эта акция должна была привести к сравнительно небольшому (в 3 раза) росту цен. Соответственно был установлен индекс повышения зарплаты в бюджетных сферах, пенсий, стипендий и т. п. (70%). Но цены выросли сразу в 10- 12 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинства населения. Кроме того, реформа нанесла удар по сберегательным вкладам граждан, обесценив их трудовые накопления, не были разработаны механизмы их индексаций.

Эти неожиданные и драматические результаты осуществления нового курса породили в широких слоях населения глубокое недоверие к правительству реформаторов.

Другой проблемой, с которой столкнулось правительство, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов в экономике составила около 2 трлн. руб. В результате, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия страны оказались на грани краха. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление госпредприятиям льготных кредитов Центробанком, что создало, в свою очередь, условия для раскручивания инфляционной спирали. Рост денежной массы привел к резкому падению курса рубля и сделал невозможной финансовую и денежную стабилизацию. Это неизбежно вело к провалу гайдаровской монетаристской модели «шокотерапии» и корректировке курса реформ.

Одновременно с отпуском цен последовал ряд мер по либерализации торговли. В течение 1992 г. это привело к тому, что в широких масштабах осуществлялось «первоначальное накопление капитала» за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В их основе лежало использование разницы между государственными закупочными ценами и ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием этого процесса стало накопление огромной денежной массы, оказавшейся вне сферы налогообложения. В результате значительно вырос дефицит федерального бюджета, который правительство старалось покрыть при помощи внешних займов. Эти займы в основном предоставлялись международными финансовыми организациями, поддерживавшими курс реформ в России (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития и др.). Главными условиями предоставления кредитов России являлись либерализация внутренних цен до уровня мировых и ликвидация бюджетного дефицита.


Наконец, третьей важнейшей задачей экономической модернизации являлось разгосударствление собственности в стране путем широкого акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи приватизационных чеков всему населению по номинальной стоимости 10 тыс. руб. Именно ваучерная приватизация, согласно концепции преобразований, должна была нейтрализовать негативные стороны радикальных реформ и создать «средний класс» -класс собственников-акционеров. Раздача чеков на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб. (так было оценено все имущество приватизируемых предприятий страны) населению началась 1 октября 1992 г. Спустя полтора года, с 1 июля 1994 г. правительство приняло решение о переходе ко второму этапу приватизации -денежному. Одновременно фактически было признано, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого эффекта и не привела к оживлению промышленного производства и появлению класса собственников.

Итоги проведения экономических реформ в 1992-1993 гг.продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, было введено свободное ценообразование, и начался процесс массовой приватизации, приведший к формированию рыночных отношений в обществе. Началась структурная перестройка экономики. А с другой стороны, «шокотерапия» вызвала рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности (прежде всего, в военно-промышленном комплексе), нанесла сокрушительный удар по бюджетным сферам (наука, культура, медицина, образование и др.). Общество подверглось резкой поляризации - разделению на богатых, сверхбогатых, с одной стороны, и обедневших, нищих - с другой. 4% россиян в 1993 г. имели доходы примерно в 300 раз превышающие доходы самых бедных граждан страны. Трагической ценой преобразований стало резкое увеличение смертности россиян (на 20% в 1993 г. по сравнению 1992 г.) и снижение рождаемости (на 14% за тот же период).

Негативные проявления последствий рыночных преобразований в 1993 г. протекали на фоне усилившейся конфронтации между федеральными органами исполнительной и законодательной власти. Сложившаяся ситуация грозила разрушить основные механизмы управления обществом. После октябрьских событий и принятия Конституции РФ были предприняты шаги по укреплению федеральной исполнительной власти и одновременно осуществлялась корректировка курса социально-экономических преобразований внаправлении поэтапного развития рыночной экономики и гражданского общества.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...