Теория всего. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности Градостроительный план земельного участка

1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Основные понятия

архитектурная деятельность - профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции (далее - документация для строительства), авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов;

архитектурное решение - авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте;

архитектурный проект - архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора;

архитектурный объект - здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта;

архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.

Заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием.

Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства (далее - орган архитектуры и градостроительства), в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Архитектурно-планировочное задание должно содержать:

ü положения утвержденной градостроительной документации, о

бязательные экологические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные требования к архитектурному объекту,

ü требования по охране памятников истории и культуры,

ü указания на строительство в особых условиях (сейсмозона, зона вечной мерзлоты и другие),

ü требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства.

В выдаче архитектурно-планировочного задания может быть отказано, если намерения заказчика (застройщика) противоречат действующему законодательству, нормативным правовым актам, градостроительным нормативам, положениям утвержденной градостроительной документации, правилам застройки города или иного поселения. Отказ в выдаче архитектурно-планировочного задания может быть обжалован заказчиком (застройщиком) в суд.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ АРХИТЕКТУРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:

1. запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта;

2. осуществлять защиту согласованных с заказчиком (застройщиком) архитектурных решений при их экспертизе и рассмотрении в соответствующих органах;

3. участвовать в разработке всех разделов документации для строительства, согласовывая все изменения архитектурных решений принятого архитектурного проекта, или принимать на себя по поручению заказчика (застройщика) руководство разработкой всех разделов документации для строительства;

4. привлекать на договорной основе к разработке документации для строительства необходимых помощников, консультантов и технических работников, принимая на себя ответственность за объем и качество выполненных ими работ;

5. представлять и защищать интересы заказчика (застройщика) по его поручению при заключении договора подряда на строительство архитектурного объекта; оказывать содействие в организации или в проведении торгов (аукционов или конкурсов) для заключения договоров на строительство;

6. осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объемом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль;

7. принимать участие в приемке архитектурного объекта в эксплуатацию или по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем при приемке указанного объекта в эксплуатацию;

8. проводить консультации по вопросам инвестирования, строительства и эксплуатации архитектурных объектов, а также выполнять иные функции заказчика (застройщика).

Архитектор и юридическое лицо при осуществлении архитектурной деятельности обязаны соблюдать:

1. законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации в области архитектурной деятельности;

2. обязательные требования в области проектирования и строительства;

3. градостроительные нормативы, строительные, а также экологические нормы и правила;

4. порядок осуществления градостроительной деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и правила застройки города или иного населенного пункта;

5. требования архитектурно-планировочного задания;

6. требования заказчика (застройщика), изложенные в задании на проектирование;

7. Архитектор не вправе разглашать информацию о намерениях заказчика (застройщика) по реализации архитектурного проекта без его согласия.

8. Архитектор не вправе принимать на себя обязательства ответственного представителя заказчика (застройщика) при заключении договора подряда на строительство, при авторском надзоре за строительством архитектурного объекта и при приемке указанного объекта в эксплуатацию при наличии личной заинтересованности в прибылях подрядной организации, участвующей в торгах подряда, а также не вправе участвовать в конкурсе на архитектурный проект, являясь членом жюри данного конкурса.

Компетенция органов архитектуры и градостроительства в области архитектуры

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (т.е. министерство по архитектуре и строительству УР) по координации деятельности в области архитектуры и градостроительства и соответствующие органы субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в области архитектуры. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют свою деятельность на основании градостроительного законодательства, настоящего Федерального закона и соответствующих положений об органах архитектуры и градостроительства.

Органы, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, возглавляют главные архитекторы. Кандидатура главного архитектора отбирается в установленном порядке на конкурсной основе и утверждается соответствующим органом исполнительной власти.

В городах и иных поселениях с населением менее пятидесяти тысяч жителей (за исключением городов-курортов и исторических городов) и в иных муниципальных образованиях должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее или среднее архитектурное образование.

Научным центром в области архитектуры, градостроительства и строительных наук является Российская академия архитектуры и строительных наук.

Общественные профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов (градостроителей, дизайнеров) в соответствии с их уставами осуществляют функции защиты профессиональных интересов архитекторов (градостроителей, дизайнеров и представителей других профессий в области архитектуры и градостроительства).

Архитекторы несут административную, имущественную, уголовную ответственность за нарушение данного закона в соответствии с гл. 7 Закона.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;

(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)

5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 настоящего Кодекса;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 20.04.2014 N 80-ФЗ)

11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

  • 1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
  • 2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
  • 3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
  • 4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
  • ред. Федерального закона от 20.03.2011 № 41-ФЗ)
  • 5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
  • 6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • 7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
  • 8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
  • 9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • 10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
  • 11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
  • 12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Комментарий_

1. Развитие территорий муниципальных образований Российской Федерации должно осуществляться на основании территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований. Эти понятия содержатся в п. 2 и 6 ст. 1 ГрК.

Ни одно решение о новом строительстве или капитальном ремонте не должно приниматься без территориального планирования и градостроительного зонирования. Когда принимается решение о строительстве, например, нового жилого комплекса должна учитываться обеспеченность парковочными местами, но бывает так, что их физически негде расположить, приходится компенсировать их недостачу в одном квартале - соседним. Без территориального планирования и градостроительного зонирования это невозможно.

  • 2. Баланс различных интересов также предусмотрен п. 2 комментируемой статьи, например, земля в промышленной зоне стоит, как правило, дешевле, чем в жилой, однако разместить жилье там невозможно в силу экологических требований. Иногда эти интересы вынуждены балансировать суды. Например, изначально было возможно построить склад. Он был построен, но занимал не весь земельный участок. Со временем разрешенные виды использования земельного участка были изменены, склад стал условно-разрешенным, жилье - разрешенным, но в границах ранее существовавших строений. Собственник склада самовольно его реконстру-ировал, потом решил признать право собственности и в пределах склада возвести жилой дом. Согласно судебному решению, такое право собственности не было признано законным, так как нужно было соблюсти баланс всех интересов.
  • 3. Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения обеспечивается на стадии проектирования путем закладки соответствующих технологических решений, а при государственном строительном надзоре - надзором за их реализацией. На федеральном уровне мало нормативных технических документов, регламентирующих данную сферу. Регионы компенсируют эти недостатки, выпуская свои методические документы, например, в г. Санкт-Петербурге существуют Территориальные строительные нормы (далее - ТСН) «Общеобразовательные учреждения (в том числе школы-интернаты для детей-инвалидов)» (ТСН 31-325-2002), ТСН «Лечебно-профилактические учреждения на территории Санкт-Петербурга» (ТСН 31-330-2005), в которых содержатся данные требования. Есть другие методические документы в этой сфере, например, МДС 35-1.2000 Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
  • 4. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства может осуществляться только в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами территориального планирования, ПЗЗ, документацией по планировке территории. Перечень и виды документов территориального планирования содержатся в ст. 10, 14, 18 ГрК, определение понятия ПЗЗ - в п. 8 ст. 1 ГрК.
  • 5. Принцип участия граждан необходимо дополнить фразой, «в установленных законодательством случаях», чтобы решить ряд вопросов, связанных со злоупотреблением правами, когда под видом различных общественных экспертиз затягиваются сроки строительства, когда граждане пытаются получить проектную документацию, которая является объектом интеллектуальной собственности и т.д. Процедуру общественных обсуждений необходимо детально урегулировать.
  • 6. Вопросы ответственности органов государственной власти, указанной в п. 6 комментируемой статьи, особенно актуальны, когда речь идет о законности строительства, о его качестве и сроках. В г. Санкт-Петербурге взыскивали убытки со строительных компаний, с проектировщиков, но не с государственных органов, ответственных за проектирование или строительство.
  • 7. Пункты 7-9 комментируемой статьи во многом пересекаются, ведь речь идет о соблюдении требований нормативных технических документов в различных сферах безопасности. Целями принятия технических регламентов являются:
    • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
    • охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и

растений;

Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Видимо, перекликающиеся положения этих трех пунктов обусловлены тем обстоятельством, что в момент принятия ГрК действовала еще первоначальная редакция ФЗ «О техническом регулировании», в рамках которой предполагалось принять почти 200 технических регламентов, каждый из которых содержал бы требования по различным видам безопасности. Сейчас предполагаемое количество первоочередных технических регламентов уменьшено в 10 раз, а Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», принятый ФЗ от 30.12.2009 N° 384-ФЗ, охватывает все виды безопасности, перечисленные в этих пунктах.

  • 8. В отношении градостроительной деятельности по объектам культурного наследия действует не только ГрК, но и ряд законов узкой специализации, например ФЗ «Об объектах культурного наследия». При этом на практике нормы этих правовых актов расходятся. Исходя из толкования ФЗ «Об объектах культурного наследия» новое строительство на территории памятников запрещено. Однако иногда это жизненно необходимо. Например, при постройке Петропавловской крепости в г. Санкт- Петербурге система канализации не предусматривалась, стоки сбрасывались прямо в Неву. Со временем это стало угрожать сохранности памятника и экологии. Было принято решение о необходимости подключения канализации к Юго-Западным очистным сооружениям, для чего необходимо было построить канализационный коллектор, что формально - невозможно.
  • 9. Пункты 11 и 12 отчасти перекликаются с п. 6, однако сформулированы более емко. В данном случае речь об ответственности всех участников градостроительной деятельности, о возможном возмещении убытков со стороны всех участников градостроительной деятельности.

СТ 2 ГрК РФ .

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;

5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 настоящего Кодекса;

11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Комментарий к Ст. 2 Градостроительного кодекса РФ

1. Принципы законодательства – это его основные начала, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования в данной сфере. Принципы законодательства распространяют свое действие на более обширную область общественной жизни, нежели правовые нормы. Как правило, один принцип находит свое отражение и воплощение в целом ряде отдельных норм. В сочетании с предметом и методом правового регулирования, принципы, свойственные той или иной отрасли законодательства, создают особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли. Принципы отрасли законодательства самым отчетливым образом выражают ее специфику: вполне достаточно ознакомиться с этими принципами, чтобы, не зная ничего другого о данной отрасли, составить себе адекватное представление об ее предмете, методе, системе, социальном назначении, целях и задачах, средствах их решения.

Принципы законодательства служат ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Соблюдение принципов градостроительного законодательства обеспечивает нормальное и единообразное развитие и функционирование всей российской правовой системы в целом. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в своих постановлениях часто напоминают о необходимости использования принципов законодательства, поскольку последние могут являться источником права при обнаружении в нем пробелов.

Как отмечалось в научной литературе, по большому счету, принципы законодательства выполняют две основные функции: 1) служат основой для конструирования иных правовых положений, активно определяют их содержание; 2) препятствуют проникновению в законодательство таких положений, которые не соответствуют принципам, имеют иные, чем официально проводимые принципы права, основы. Принципы законодательства подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему законодательства (общеправовые принципы), на несколько отраслей (межотраслевые), на одну отрасль законодательства (отраслевые принципы) или же на один-два института соответствующей отрасли права (внутриотраслевые принципы). Рассматриваемые в комментируемой статьи принципы носят как отраслевой, градостроительный характер, так и межотраслевой (в части обеспечения экологической безопасности).

2. Принцип обеспечения устойчивого развития не случайно поставлен в комментируемой статье на первое место. Его формирование связано с реализацией на внутригосударственном уровне решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., состоявшейся в Рио-де-Жанейро. Принцип устойчивого развития, исходя из материалов конференции, означает обязан¬ность государства сохранять все экосистемы и экологические процессы, которые жизненно необходимы для функционирования биосферы, сохранять биологическое разнообразие и соблюдать принцип оптимальной устойчивос¬ти при эксплуатации биологических ресурсов и живых экосистем. Другими словами, устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества.

Вопреки достаточно распространенному мнению, принцип устойчивого развития кроме чисто экологической составляющей включает в себя и ряд иных элементов. Действительно, принцип 4 Декларации Рио подчеркивает, что для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Однако кроме экологической Декларация Рио выделяет и иные цели и задачи перехода к устойчивому развитию, например, сотрудничество по искоренению бедности (принцип 5).

Рекомендации международного сообщества нашли свое продолжение в ст.50 ЛК РФ (устойчивое развитие как принцип государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов); ст.3 ВК РФ (цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития) и ст.69 ВК РФ (устойчивое развитие как принцип государственного управления в области использования и охраны водных объектов); ст.5 Закона об охране озера Байкал (в части задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития) и т.д.

Наряду с федеральными законами, в целях реализации Декларации Рио был принят ряд подзаконных актов, в том числе Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Рассматриваемый принцип определяет и механизм достижения поставленных им целей обеспечения устойчивого развития в сфере градостроительной деятельности посредством территориального планирования и градостроительного зонирования (о них см. подробнее главы 3,4 ГрК РФ).

3. Второй принцип градостроительного законодательства направлен на обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности. Данный принцип означает необходимость поиска разумного компромисса между нередко противоречивыми интересами экологии, экономики и социального развития. Аналогичные принципы мы можем встретить и в рамках иных отраслей российского законодательства. Например, согласно ст.3 Закона об охране окружающей среды, одним из принципов охраны окружающей среды является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства. При этом речь не идет об установлении, например, запретов на эксплуатацию экологически «грязных» производств, расположенных в непосредственной близости от жилой застройки. В последующих статьях ГрК РФ речь идет как раз о поиске экономических стимулов перепрофилировании таких производств, нежели о применении административных запретов и предписаний.

4. Третий принцип «обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения» корреспондирует положениям ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 г.). Согласно указанной статье, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Включение рассматриваемого принципа в ГрК РФ произошло не случайно, а имело более ранние аналоги: ст.17 старого ГрК РФ также предусматривала создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

5. Четвертый принцип закрепляет осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. Данный принцип предполагает как последовательную, так и параллельную разработку документации о территориальном планировании Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления. На основании указанных документов происходит подготовка правил землепользования и застройки, включающих карту зонирования и градостроительные регламенты. Последними определяются параметры и виды строительного использования территории муниципального образования, и, соответственно, расположенных в границах территориальных зон земельных участков. Используя данные параметры, правообладатель земельного участка готовит проектную документацию, и, в случае ее соответствия требованиям градостроительного плана земельного участка, вправе получить разрешение на строительство (реконструкцию) необходимого ему объекта капитального строительства.

6. Пятый принцип закрепляет возможность участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, гарантирует обеспечение свободы такого участия. Для уяснения смысла данного принципа следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, толкование понятия «объединение граждан» было впервые дано в Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах». Как отметил Конституционный Суд РФ, под «объединениями» следует понимать юридические лица, которые созданы гражданами для совместной реализации своих конституционных прав. Само же понятие «градостроительная деятельность» сформулировано в ст.1 ГрК РФ.

Во-вторых, целью такого участия является обеспечение реализации права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, а непосредственными формами могут выступать: право требовать предоставления информации о намечаемой либо осуществляемой градостроительной деятельности; право на участие в публичных слушаниях по проектам генеральных планов поселений и городских округов, а также по вопросам землепользования и застройки; право на участие в проведении негосударственной экспертизы проектной документации; право на создание общественных и иных некоммерческих объединений; право на участие в качестве наблюдателей за ходом расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности и т.д.

7. Шестой принцип устанавливает ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Появление данного принципа обусловлено тем, что нормы права носят предоставительно-обязывающий характер, а, следовательно, праву одной стороны (граждан и юридических лиц) на благоприятные условия жизнедеятельности корреспондирует обязанность органов публичной власти обеспечить такие условия. Наиболее ярко содержание данного принципа раскрывается, например, в ст. 59 ГрК РФ, согласно которой Российская Федерация несет субсидиарную (дополнительную) ответственность за причинение вреда в случае несоответствия положительного заключения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования требованиям технических регламентов (см. также комментарий ст.60 ГрК РФ).

8. Седьмой принцип «осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов» включен в ГрК РФ в связи с происходящей в России реформой действующих стандартов, правил и нормативов, начало которой было положено Законом о техническом регулировании, вступившем в силу с 1 июля 2003 г. Задачи данной реформы заключаются в замене системы ГОСТов, СНиПов, СанПиНов и иных стандартов и правил двухуровневой системой: технических регламентов и национальных стандартов.

В соответствие с постановлением Госстандарта России от 30 января 2004 г. «О национальных стандартах Российской Федерации», со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании, национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, а также зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Согласно п. 1 ст. 9 Закона о техническом регулировании, правовой формой принятия технических регламентов является федеральный закон, а сами технические регламенты должны быть приняты до 1 июля 2010 г. (п.7 ст. 46). После их принятия, результатом, например, государственной экспертизы проектной документации будет являться заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

9. Содержание восьмого принципа об осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечении предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятии мер по противодействию террористическим актам следует рассматривать в контексте норм иных отраслей российского законодательства. Общие требования об обеспечении безопасного развития территорий в ходе осуществления градостроительной деятельности сформулированы в Законе о техническом регулировании и связаны с введением технических регламентов (см. принцип седьмой).

Необходимость соблюдения требований гражданской обороны в ходе осуществления градостроительной деятельности вытекают из Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ред. от 22 августа 2004 г.). Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В контексте градостроительного законодательства, такие меры означают заблаговременное планирование и размещение убежищ и иных объектов гражданской обороны, мест размещения материально-технических, продовольственных и иных запасов, технических систем управления гражданской обороной и т.д.

Вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера урегулированы Законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предусматриваются мероприятия по обеспечению создания федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, мест размещения соответствующих строительных и иных объектов и т.д. В свете Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (ред. от 22 августа 2004 г.), необходимо планирование мест размещения специальных объектов с соответствующими системами обеспечения их охраны и безопасности.

10. Девятый принцип предусматривает осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. Данный принцип наиболее полно разработан в рамках экологического законодательства. Так, глава седьмая Закона об охране окружающей среды включает требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Например, согласно ст.37 данного закона, строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством РФ.

Дополнительные экологические требования предусмотрены при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики (ст.40), военных и оборонных объектов (ст.41), мелиоративных систем и гидротехнических сооружений (ст.43) и т.д.

11. Десятый принцип градостроительного законодательства регулирует осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Согласно ст.3 Закона о культурном наследии, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Одним из способов реализации данного принципа является проведение государственной историко-культурной экспертизы. Одной из целей ее проведения (ст.28 Закона культурном наследии) является определение соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, намечаемых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также проектов проведения указанных работ требованиям государственной охраны объекта культурного наследия, а также определение степени соответствия проектной документации и производственных работ нормативным требованиям к сохранению объекта культурного наследия.

Относительно второй части данного принципа в части соблюдения требований по охране особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), необходимо выделить три обстоятельства.

а) Согласно ст.72 Конституции России, отдельным предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ являются «особо охраняемые природные территории». Между тем, законодательство об особо охраняемых природных территориях является неотъемлемой составной частью экологического законодательства, а соответствующие нормы об охране ООПТ образуют отдельный институт экологического права (наряду с нормированием, экологическим контролем и т.д.). Однако все иные эколого-правовые институты не выделяются в качестве отдельного предмета ведения или отдельного принципа.

б) Существует два варианта придания определенной территории особого эколого-правового статуса. В одном случае территории с уникальными и неповторимыми природными комплексами и объектами придается статус ООПТ (заповедник, заказник, памятник природы и т.д.). В другой случае территории с деградировавшими экосистемами, нуждающейся в немедленном проведении эколого-восстановительных работ, может быть придан статус зоны экологического бедствия. Обе данные разновидности территорий с особым эколого-правовым статусом являются «двумя сторонами одной медали», демонстрируя две крайние формы состояния экологических систем. Однако по тексту ГрК РФ одну форму особой охраны (ООПТ) законодатель неоднократно упоминает, а другую (зоны экологического бедствия) нет. Предыдущая редакция ГрК РФ упоминала обе указанных разновидности территорий с особым эколого-правовым режимом.

в) Градостроительная деятельность в границах ООПТ и их охранных зон сопряжена со значительными ограничениями и запретами, поскольку смысл создания ООПТ заключается в консервации уникальных природных объектов в естественном состоянии. Поэтому, например, согласно п.2 ст.15 Закона об особо охраняемых природных территориях, в границах национальных парков запрещается строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков. По другим категориям ООПТ подобные запреты могут носить более мягкий характер (курорты, государственные природные заказники).

12. Одиннадцатый принцип «ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности» означает возможность применения мер юридической ответственности к лицу, нарушившему требования градостроительного законодательства, в том числе меры дисциплинарной, материальной, административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности. При этом нельзя забывать, что градостроительное законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а, следовательно, меры юридической ответственности за нарушение требований градостроительного законодательства могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Наиболее типовым таким случаем может стать закрепление в Кодексе об административных правонарушений субъекта РФ мер административного воздействия.

13. Последний двенадцатый принцип возмещения в полном объеме вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности следует рассматривать в контексте шестого и одиннадцатого принципов. Данный принцип полностью корреспондирует положениям ч.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ , закрепляющей, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно ст.1069 ГК РФ, в случае, если вред причинен гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

14. Представляется, что не все принципы, которые по тексту ГрК РФ выступают «базовыми исходными началами» градостроительного законодательства, вошли в текст комментируемой статьи. Нам представляется, что к числу таковых объективно относятся (как минимум): принцип установления непересекающихся полномочий органов публичной власти; принцип приоритета градостроительной документации над землеустроительной; принцип тесной взаимосвязи всех видов градостроительной документации. Однако даже вне прямого упоминания в тексте, данные начала, будучи конкретизированы в различных нормах ГрК РФ, реально определяют поведение участников градостроительных отношений.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...