Главный инспектор госэнергонадзора министерства энергетики. Государственный энергетический надзор. Смотреть что такое "Государственный энергетический надзор" в других словарях

// Электрика. – 2007. – № 2.– С.3-6.

Государственный энергетический надзор в современных условиях

В. И. Поливанов

Управление Государственного энергетического надзора

Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Вопросам энергетики со стороны государственных органов всегда уделялось и уделяется огромное внимание. Работа над Энергетической стратегией России показывает первостепенную важность определения пути развития отрасли в условиях ограничений, накладываемых использованием углеводородного сырья. Не случайно и на саммите большой восьмёрки одним из трёх основных вопросов был вопрос обеспечения энергетической безопасности, которая должна пониматься максимально широко, но, в нем, без сомнения, имеются и задачи, стоящие перед энергетическим надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 функции по контролю и надзору упразднённого Министерства энергетики РФ были переданы в Федеральный горный и промышленный надзор России. В результате проведения административной реформы в том же году создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор ), одним из подразделений которого стало Управление по надзору в электроэнергетике.

В настоящее время Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возглавляет К. Б. Пуликовский . Структура службы включает 15 управлений (см. 2 стор . обложки), в том числе Управление государственного энергетического надзора (организовано в апреле 2006 г.), в составе которого имеются отделы: по надзору за электрическими сетями и электроустановками потребителей; по надзору за электрическими станциями, тепловыми установками и сетями; по надзору за гидросооружениями; котлонадзора.

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением:

· требований безопасности в энергетике, в том числе надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием оборудования и основных сооружений электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, электрических и тепловых установок потребителей, при вводе в эксплуатацию энергетических объектов, за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

· норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики собственниками и эксплуатирующими организациями (за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

· правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических станций и тепловых энергоустановок, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей и требований безопасности при их эксплуатации, правил охраны электрических сетей, правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлением (паровых котлов, трубопроводов пара и сосудов, работающих под давлением более 0,07 МПа, водогрейных котлов и трубопроводов горячей воды с температурой нагрева более 115 ºС);

· требований безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, на которых имеется оборудование, работающее под давлением, а также при изготовлении, монтаже, наладке, ремонте, реконструкции, техническом диагностировании (освидетельствовании) и эксплуатации такого оборудования.

Ростехнадзор (через Управление государственного энергетического надзора и территориальные органы) осуществляет надзор более чем за 3 миллионами объектов, в числе которых: 705 электростанций и блок-станций ; 26 тыс. малых (технологических) электростанций; около 1500 гидротехнических сооружений предприятий энергетики и промышленности; 800 тыс. потребителей тепловой энергии; 2 млн потребителей электрической энергии; 300 тыс. единиц оборудования, работающего под давлением на 32,5 тыс. предприятий; о коло 400 организаций-изготовителей такого оборудования и свыше 1000 организаций, осуществляющих его монтаж и наладку.

В нынешних экономических условиях, когда преобладает частная собственность, государственные надзорные структуры и экспертные организации должны обеспечить понимание собственниками необходимости проведения работ по обеспечению безопасности. Подобная проблема стоит и перед надзором в электроэнергетике. К. Б. Пуликовский на VII Всероссийском форуме по организации систем оценки соответствия отметил: «Для собственников на первом месте стоит экономическая эффективность, а перед Ростехнадзором – энергобезопасность . Задача – найти разумный баланс, чтобы собственник, думая об извлечении прибыли, не забывал об энергобезопасности».

К сожалению, общая государственная политика по сокращению числа лицензируемых видов деятельности привела к тому, что перестали лицензироваться: деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей; проектирование и строительство опасных производственных объектов; изготовление, ремонт и монтаж оборудования для этих объектов. Как следствие, исключен контроль за предаттестационной подготовкой руководителей и специалистов. В результате снизилось качество проектных, строительных и монтажных работ, упал уровень подготовки персонала.

Задача, поставленная Правительством РФ перед Ростехнадзором – наладить контроль за организацией подготовки персонала во всех отраслях, и Управление должно возглавить эту работу по направлению госэнергонадзора . Мы организуем проведение аттестации и проверки знаний руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области энергетики, промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением, безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, а также членов центральных аттестационных комиссий подконтрольных организаций.

Управление осуществляет учёт и анализ аварий, случаев производственного травматизма на поднадзорных объектах, участвует в техническом расследовании их обстоятельств и причин, осуществляет контроль правильности расследования и достаточности принимаемых профилактических мер, разрабатывает предложения по предупреждению аварий. Большое внимание уделяется вопросам технического диагностирования оборудования, отработавшего расчётный срок службы, разработке новых нормативных документов, методов и способов контроля состояния, оценки остаточного ресурса и продления срока службы оборудования.

Проведение оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору , предусмотрено несколькими федеральными законами: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О техническом регулировании», «Об электроэнергетике». Так, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязательную сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Отметим, что к моменту создания в ходе административной реформы Ростехнадзора под эгидой Минэнерго уже сформировалась и успешно работала Система подтверждения соответствия в области электроэнергетики (например, в ней регистрировали и аккредитовывали электроизмерительные лаборатории и органы по сертификации). Необходимо возобновлять утраченные системы подтверждения соответствия.

В настоящее время Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору закреплена функция контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), поэтому Управление государственного энергетического надзора возобновляет работу по регистрации и аккредитации испытательных и измерительных электролабораторий . Система аккредитации охватывает и деятельность в области подготовки персонала по промышленной безопасности, а с выходом постановления Правительства РФ от 28.03.01 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» получила правовую поддержку деятельность по оценке соответствия в области неразрушающего контроля, определённая Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля и Правилами аттестации персонала в области неразрушающего контроля. Это позволит упорядочить деятельность организаций, отвечающих за подтверждение соответствияв электроэнергетике и повысить качество их работ.

Основным и самым эффективныминструментом в системе является процедура добровольной аккредитации, которая широко используется во всем мире. В Ростехнадзоре имеются органы оценки соответствия, которые могут осуществлять процедуры добровольной аккредитации (по линии Управления – НТЦ «Промбезопасность », ФГУ «Энергобезопасность » и др.). Для постановки работы по оценке соответствия на самый высокий научно-технический уровень, Ростехнадзор организовывает взаимодействие и сотрудничество с Российской академией наук, Московским энергетическим институтом (техническим университетом) и со многими другими ведущими организациями страны.

Управление в установленном порядке, в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», участвует в лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам, по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, по проведению экспертизы промышленной безопасности. Будут повышены требования к соискателям лицензий в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 г. № 389 «Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности». Основное изменение, вошедшее в новое Положение, – ужесточение лицензионных требований к персоналу и экспертам, к самой экспертной организации (работа эксперта в организации должна быть основной; в штате должен быть, как минимум, один работник, удовлетворяющий квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим проведение экспертизы соответствующего направления, и др.).

В области лицензирования деятельности по продаже электрической энергии гражданам Ростехнадзор по поручениюПравительства РФ подготовил и направил в Минпромэнерго, Минэкономразвития, Федеральную антимонопольную службу изменения в действующее Положение, прописав в нем, как одно из лицензионных требований, проведение сертификации качества поставляемой электрической энергии, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». В первую очередь это нужно для того, чтобы потребитель, обращаясь в любую структуру, подведомственную Ростехнадзору , аттестованную или аккредитованную им, получал квалифицированное, основанное на единых требованиях, решение вопроса.

РАО "ЕЭС России" и Минпромэнерго РФ внесли в Правительство РФ технический регламент "О безопасности при нарушениях электроснабжения", основные положениякоторого будут реализованы в качестве методических указаний уже этой зимой. В регламенте введено понятие "режима с высокими рисками значительных нарушений электроснабжения" и определён механизм введения ограничений потребителей в энергодефицитных регионах. Решение об их объявлении или прекращении принимается системным оператором. При невыполнении распоряжений о введении ограничений потребитель может быть ограничен (или отключен) сетевой организацией до величины аварийной брони (минимальной мощности) по команде системного оператора. В каждом регионе, где объявлен такой режим, создают специальные штабы по контролю за электроснабжением . Руководителям территориальных органов Службы в регионах поставлена задача принимать самое активное участие в работе создаваемых штабов.

Отметим также, что к полномочиям Управления отнесена и организация согласования Службой схем развития системы энергоснабжения регионов, городов и населённых пунктов, а также проверка соответствия существующих схем энергоснабжения объектов и электроустановок потребителей установленным категориям надёжности. Эти вопросы приобретают особую актуальность в условиях функционирования рынков электроэнергии.

Давно наступило время качественного перевооружения существующих мощностей. Суммарный дефицит энергетических мощностей в России (по прогнозу Минэкономразвития) составит к 2010 г. 14 ГВт. Продолжает снижаться доля удовлетворяемых заявок на подключение к энергетическим системам, стоимость подключения растет. Согласно разработанной по поручению Президента РФ программе мер по привлечению инвестиций в электроэнергетику, утвержденной на заседании Правительства РФ, в 2006–2010 гг. объёмы инвестиций в отрасль должны составить 2,1 трлн руб. (в том числе в Москве предусмотрено пятилетнее финансирование в размере 439 млрд руб., в Санкт-Петербурге – 239 млрд руб.). Для реализации комплекса мер, связанных с вводом энергомощностей , необходимо обеспечение своевременной выдачи разрешений на вводимые и существующие объекты.

В этих условиях перед персоналом Службы стоит задача работать на опережение и уже на стадии технико-экономического обоснования проекта (в крайнем случае – настадии проектирования) подключаться к работе, чтобы при проектировании, подборе оборудования, его проверке, монтаже, наладке, испытаниях, вводе в эксплуатацию было обеспечено надлежащее надзорное сопровождение. Как намерена Служба реализовывать столь масштабную задачу? Это возможно только с участием самого широкого круга специализированных организаций, прошедших оценку соответствия в системе, которая создана в Ростехнадзоре . Более того, на базе действующей системы необходимо ее развитие для создания системы аудита качества.

Правительство РФ утвердило очередную программу разработки технических регламентов. Ростехнадзор участвует в разработке 111 технических регламентов, из них Управление госэнергонадзора – в восемнадцати. В течение 2007 г. Управление обязано совместно с другими управлениями центрального аппарата Ростехнадзора рассмотреть и представить в Минпромэнерго России замечания и предложения по 14 техническим регламентам,два регламента должны быть рассмотрены в январе-феврале 2008 г.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию от 15 мая 2006 г.Служба вышла с инициативой озаконодательном определении Ростехнадзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за эффективным использованием ТЭР. Это положение включено в проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении". Министерство природных ресурсов по поручению Правительства РФ в настоящее время прорабатывает предложение по созданию единого надзорного органа за гидротехническими сооружениями, идея которого поддержана Ростехнадзором .

В вопросах законотворческой деятельности Служба надеется на тесное сотрудничество с потребителями электрической и тепловой энергии, заинтересованными министерствами и ведомствами, с Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Позиции и видение путей решения существующих и возникающих проблем безопасности в энергетике могут быть различными, но Ростехнадзор во всех случаях руководствуется и будет руководствоваться стратегическими интересами развития электроэнергетики, обеспечивая в своей сфере деятельности энергетическую безопасность России.

Государственный энергетический надзор

деятельность по контролю за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности. Входит в систему Минтопэнерго России, объединяет действующие в топливно-энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасной эксплуатации энергетических установок.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Государственный энергетический надзор" в других словарях:

    Государственный энергетический надзор - входящий в систему Министерства топлива и энергетики РФ, объединяет действующие в топливно энергетическом комплексе надзорные организации и инспекции в целях обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов в РФ и безопасной… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Административный надзор - вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, призванный обеспечить соблюдение всеми организациям и гражданами специальных правовых норм и общеобязательных правил, установленных законами и иными … Административное право. Словарь-справочник

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАДЗОРЫ - (РОСТЕХНАДЗОР) специально уполномоченные органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах. Федеральный горный и промышленный надзор России… … Российская энциклопедия по охране труда

    НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации:Часть пятая - (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Трудовой кодекс Российской Федерации ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия

    Охрана труда система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально экономические, организационно технические, санитарно гигиенические, лечебно профилактические,… … Википедия

    Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Система технических, санитарно гигиенических и правовых мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение безопасных для жизни и здоровья человека условий труда. В СССР и др. социалистических странах охрана здоровья трудящихся,… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Контроль (значения). Контроль (фр. contrôle, от contrerôle список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra против и rotulus свиток) одна из основных функций системы управления … Википедия

    Государственное производственное объединение «Белэнерго» Тип ПО Год основания 2006 Расположение … Википедия

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

О федеральном государственном энергетическом надзоре

Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемые:

Положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО

П О Л О Ж Е Н И Е

об осуществлении федерального государственного энергетического надзора

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного энергетического надзора (далее — государственный надзор).

2. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного надзора) и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

3. Должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор от имени этих органов, являются:

а) руководители органов государственного надзора;

б) заместители руководителей органов государственного надзора; 2

в) руководители структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;

г) начальники отделов структурных подразделений органов государственного надзора, их заместители;

д) другие должностные лица органов государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора;

е) руководители территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;

ж) начальники отделов территориальных органов органа государственного надзора, их заместители;

з) другие должностные лица территориальных органов органа государственного надзора, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.

4. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 — 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — проверки).

5. Должностные лица органов государственного надзора при проведении проверок имеют право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, расположенные в границах охранных зон объектов электроэнергетики;

б) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению безопасности и надежности объектов электроэнергетики, а также предотвращению таких нарушений;

в) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений в пределах своей компетенции;

г) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

д) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю.

6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

7. Должностные лица органа государственного надзора при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 — 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Государственный надзор осуществляется при:

а) вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе в ремонт, капитальном ремонте объектов электроэнергетики;

б) осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

в) строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, не являющихся объектами капитального строительства.

9. Предметом проверки является соблюдение субъектами электроэнергетики обязательных требований, в том числе:

а) наличие разрешительных документов на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики в случаях, предусмотренных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

б) соблюдение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций нормативов запасов топлива, а также порядка создания и использования запасов топлива;

в) соблюдение особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики;

г) соблюдение установленного порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт;

д) соблюдение субъектами оперативно-диспетчерского управления обязательных требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления, в том числе регламентов, устанавливающих требования по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, а также наличие аттестации у лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;

е) выполнение субъектами электроэнергетики иных обязательных требований.

10. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

11. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного надзора, осуществляющих проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с законодательством Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

И З М Е Н Е Н И Я,

которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

1. В пункте 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5525), слова «федеральным уполномоченным органом по технологическому энергетическому надзору» заменить словами «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор,».

2. Пункт 41 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 7, ст. 774; 2009, № 11, ст. 1304; 2011, № 18, ст. 2645; 2012, № 7, ст. 864), после слов «требованиям промышленной безопасности,» дополнить словами «требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике,».

"О методических указаниях по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок"

Министерство Энергетики Российской Федерации
Департамент Государственного Энергетического Надзора,
Лицензирования И Энергоэффективности
(ГОСЭНЕРГОНАДЗОР)

О МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ ПО ДОПУСКУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ, НОВЫХ И РЕКОНСТРУИРОВАННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК

И.П. от 05.04.2002 № 32 01-05/105

Руководителям региональных

управлений госэнергонадзора

Начальникам управлений

госэнергонадзора в субъектах

Российской Федерации

Госэнергонадзор Минэнерго России сообщает, что Инструкция о порядке допуска в эксплуатацию новых, и реконструированных энергоустановок, утвержденная заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации Корсуном Ю.Н. 30.06.99 г., отменена 28.12.2001 г.

3 апреля. 2002 г. заместителем Министра энергетики Российской Федерации В.В. Кудрявым утверждены Методические указания по допуску, в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок.

При организации допуска в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых, энергоустановок прошу руководствоваться названными Методическими указаниями.

Заместитель руководителя


УТВЕРЖДЕНЫ:

Заместителем Министра энергетики

Российской Федерации

В.В. Кудрявым

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок

1. Общие положения

1.1. Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок (далее – Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.98 г. № 938 “О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации”.

1.2. Методические указания определяют порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей организаций (далее - энергоустановок) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей и граждан.

2. Осмотр энергоустановок. Составление акта-допуска в эксплуатацию энергоустановок

2.1. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, в которых в результате проведения работ с заменой основного оборудования, по заранее выполненному проекту, изменяются основные технические характеристики (мощность, производительность, класс напряжения), схемы соединений осуществляют органы государственного энергетического надзора.

Допуск включает проверку соответствия проекта энергоустановки требованиям нормативно-технических документов, качества монтажа и наладки, возможности последующей эксплуатации энергоустановки с соблюдением требований по ее безопасному обслуживанию.

2.2. Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок оформляется актом-допуском энергоустановки в эксплуатацию (далее - акт-допуск), приложения 1, 2 и 3 Методических указаний.

Акт-допуск является документом, удостоверяющим возможность выработки, передачи, приема электрической и/или тепловой энергии, и служит основанием для ее включения или присоединения к сетям (энергоустановкам) организации-владельца этих сетей (энергоустановок);

2.3. Акт-допуск энергоустановки в эксплуатацию на электростанции мощностью 1,0 МВт и выше, трансформаторные подстанции с трансформаторами мощностью более 1000 кВА и напряжением 35 кВ и выше, линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше, котельные мощностью 10 Гкал/ч и выше, тепловые сети организаций, производящих энергию может не составляться при условии участия представителя госэнергонадзора в приемочной комиссии.

Акт комиссии, подписанный представителем госэнергонадзора, является основанием для допуска энергоустановки в эксплуатацию.

2.4. Все вновь смонтированные и реконструированные энергоустановки должны быть выполнены по проекту, проверенному органами госэнергонадзора на соответствие Правилам устройства электроустановок и другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке. Эксплуатирующие организации должны иметь проектную, приемо-сдаточную и эксплуатационную документацию; подготовленный электротехнический и/или теплотехнический персонал (договор на обслуживание энергоустановок другой организацией); испытанные средства защиты, инструмент, запасные части, средства связи и сигнализации, пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.

В организациях-потребителях электрической и/или тепловой энергии должны быть назначены приказом ответственные за электро- и/или теплохозяйство.

2.5. По просьбе владельца (заказчика) энергоустановки инспектор госэнергонадзора может осуществлять проверку правильности выполнения монтажных и наладочных работ в ходе строительства (монтажа, наладки и испытаний энергоустановок) и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений и отступлений от существующих норм до предъявления энергоустановки к допуску.

2.6. Если смонтированные энергоустановки потребителя энергии передаются в собственность и/или обслуживание другой организации, техническую приемку их от монтажной и наладочной организаций потребитель проводит совместно с представителями этой организации.

2.7. После приемки энергоустановки рабочей комиссией ее собственник подает в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации письменное заявление о готовности энергоустановки к допуску в эксплуатацию (форма заявки приведена в приложение 4 Методических указаний). При этом для электроустановок представляется документация согласно приложению 5, а для теплоустановок - согласно приложению 6;

2.8. Представленная документация рассматривается в органах госэнергонадзора в случае предварительного рассмотрения и проверки проекта в течение 5 рабочих дней, без предварительного рассмотрения проекта - 10 рабочих дней. По результатам рассмотрения заявителю сообщаются мотивированные замечания по качеству и объему представленной документации, обоснованные конкретными требованиями к составлению соответствующей документации, предусмотренными действующими нормативно-техническими документами, а также согласовывается дата технического осмотра энергоустановки.

2.9. На электрооборудование установок, располагаемых во взрывоопасных зонах, должна иметься документация о его взрывозащищенности, оформленная в установленном порядке.

2.10. Технический осмотр энергоустановки проводится инспектором госэнергонадзора с участием представителя ее собственника (ответственного за электро- и/или теплохозяйство) с привлечением при необходимости персонала монтажных и наладочных организаций.

Электроустановки напряжением выше 1000 В осматриваются в полном объеме, электроустановки напряжением до 1000 В могут осматриваться выборочно.

Теплопотребляющие установки с проектной тепловой нагрузкой выше 0,1 Гкал/ч осматриваются в полном объеме, теплопотребляющие установки с проектной тепловой нагрузкой до 0,1 Гкал/ч могут осматриваться выборочно.

2.11. После рассмотрения представленной документации и технического осмотра энергоустановки инспектором госэнергонадзора составляется акт-допуск ее в эксплуатацию. Акт-допуск оформляется в двух экземплярах, один из которых после утверждения передается владельцу энергоустановки.

Акт-допуск утверждается руководителем или по его письменному распоряжению другими должностными лицами управления госэнергонадзора в течение 5 рабочих дней после технического осмотра энергоустановки.

2.12. В случае обнаружения отступлений от проектной документации, нарушений при монтаже и наладке действующих нормативно-технических документов согласно приложению 7, инспектор госэнергонадзора составляет акт-предписание с исчерпывающим перечнем недостатков и дефектов на момент проверки.

После устранения недостатков и дефектов энергоустановка предъявляется к повторному осмотру, который должен быть проведен в течение 5 рабочих дней после повторного обращения.

Указания на соответствующие недостатки и дефекты должны содержать ссылки на конкретные положения нормативно-технических документов которые нарушены.

2.13. В случае приостановления работы энергоустановки на 6 месяцев и более (отключение за неудовлетворительное техническое состояние, за неуплату энергии, сезонный характер работы и т.д.) перед включением производится допуск ее в эксплуатацию как вновь вводимой или реконструированной.

2.14. В случае смены собственника энергоустановки новый собственник обращается в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации для получения акта-допуска.

2.15. Срок действия акта-допуска устанавливается равным 3 месяцам. Если в течение указанного срока энергоустановка не будет подключена к сети, ее допуск в эксплуатацию должен осуществляться повторно.

По обоюдной договоренности потребителя и теплоснабжающей организации допускается переносить сроки подачи теплоносителя на согласованный срок. Повторного допуска при этом не требуется.

3. Включение энергоустановки в работу

3.1. Если допускаемая в эксплуатацию энергоустановка подключается к внутренним сетям потребителя и ее включение не требует изменения схемы внешнего энергоснабжения (увеличения нагрузки, изменения уставок и т.п.), то потребитель после получения акта-допуска может включить ее самостоятельно.

3.2. Организация, подключившая новую или реконструированную энергоустановку, письменно, в трехдневный срок, сообщает в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации о включении энергоустановки.

3.3. Включение энергоустановок в работу по проектной схеме для наладочных работ и опробования проводится после их временного допуска органами госэнергонадзора. Срок действия временного допуска определяют руководители управления госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации, а режимы эксплуатации энергоустановок в период наладки, опробования и приемки регламентируются заказчиком (пользователем энергоустановки) по согласованию с органом госэнергонадзора.

3.4. Временное электроснабжение механизации неотложных аварийно-восстановительных работ на период до 3 суток осуществляется самостоятельно организацией-владельцем электроустановки с соблюдением норм и правил и письменным уведомлением о их проведении в управление госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации.


Приложение 1

АКТ № _____________ от ___ ____________ _______г.

допуска в эксплуатацию электроустановки

(Примерный)

Наименование электроустановки, адрес

Акт составлен государственным инспектором _______________________________________

в присутствии руководителя (собственника) или ответственного за электрохозяйство

_______________________________________________________________________________

Ф.И.О. должность, телефон

_______________________________________________________________________________

Наименование электроустановки, номер ввода от источника электроснабжения

для допуска в эксплуатацию.

1. Результат проверки и осмотра:

1.1. Состав и характеристика электроустановки:

_______________________________________________________________________________

Тип, мощность, напряжение

_______________________________________________________________________________

1.2.1. Проект (исполнительная схема), разработанный

_______________________________________________________________________________

Наименование проектной организации (организация-разработчик исполнительной схемы),

_______________________________________________________________________________

кем согласован, дата согласования проекта (схемы)

1.2.2. Разрешение на присоединение выдано _________________________________________

Наименование организации

На мощность ___________ кВА (кВт),

№ ______________от ___ _______________ _____г. Срок действия _____________________

1.2.3. Акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией или приемо-сдаточные акты между подрядными организациями и заказчиком от ___ __________ ______ г. № ________

1.2.4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

1.2.5 Электромонтажные и пусконаладочные работы и испытания выполнены

_______________________________________________________________________________

1.2.6 Свидетельство (акт) регистрации электролаборатории № ____ от____ ______ ___г.

выдано ________________________________________________________________________

Кем, когда

1.2.7. Разрешение на применение электроэнергии для обогрева от ___ ____________ _____г., № _________

2. Организация эксплуатации электроустановок:

2.1. Эксплуатация электроустановок осуществляется __________________________________

_______________________________________________________________________________

2.2. Ответственный за электрохозяйство _____________________________________________

Ф.И.О., должность

назначен приказом_____________________________ от ____ _________ _____ г. № _______

Проверку знаний норм и правил прошел ___ _______________ г. с присвоением _____гр. по электробезопасности в электроустановках ____________ В.

2.3. Достаточность по количеству и квалификации электротехнического персонала или договор на обслуживание электроустановки ____________________________________________

2.4. Состояние электрозащитных средств, их достаточность ____________________________

утвержденной принципиальной (однолинейной) электрической схемы ____;

должностных инструкций ____;

инструкций по эксплуатации _____;

бланков нарядов ____;

списков лиц, имеющих право выдачи нарядов, оперативных переключений и др.

_____________________________;

оперативного ______;

проверки знаний ___________;

инструктажа электротехнического персонала _____;

2.7. Техническое состояние (соответствие правилам и нормам) __________________________

2.8. Учет электрической энергии ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Электроустановка отвечает установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию.

Государственный инспектор _____________________________/__________________1

Подпись, штамп Ф.И.О.

Руководитель (собственник) или ответственный за электрохозяйство: _________________

__________________________________________________________/_______________/

М.П. организации (владельца)

энергоустановки


Приложение 2

допуска в эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей

(Примерный)

_______________________________________________________________________________

Наименование тепловой установки, адрес

Акт составлен государственным инспектором________________________________________

В присутствии руководителя (собственника) или ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей ___________________________

_______________________________________________________________________________

Ф И.О., должность, телефон

в том, что произведена проверка документации и технический осмотр ___________________

_______________________________________________________________________________

Наименование тепловой установки, тепловых сетей

для допуска в эксплуатацию.

1. Результат осмотра:

1.1. Состав и характеристика тепловых установок и тепловых сетей:

1.1.1. Проектные тепловые нагрузки

Наименование Вид нагрузки,

потребление

Количество Единица

измерения

1 Отопление Макс Гкал/ч
2 Вентиляция Макс Гкал/ч
3 Кондиционирование Макс Гкал/ч
4 Технологические нужды Макс Гкал/ч
5 Горячее водоснабжение Ср. суточн. Гкал/ч
6 Горячее водоснабжение Макс Гкал/ч
7 Расход теплоносителя Макс т/ч
8 Возврат конденсата Макс т/ч
9 Величина утечки Нормир. т/ч, Гкал/год
10 Тепловые потери Ориентиров. Гкал/год
11 Годовое потребление тепловой энергии Ориентиров. Гкал/год

1.1.2. Характеристика теплоносителя источника тепловой энергии

Наименование теплоносителя Располагаемый напор, атм Температурный режим, °С Статическое давление, атм
(вода, пар) Р1 Р2 Т1 Т2 h

1.2. Техническая документация:

_______________________________________________________________________________

1.2.2. Технические условия на присоединение выданы _________________________________

Наименование энергоснабжающей организации

1.2.3. Справка о выполнении технических условий от ___ _______ ____ г. № ______

1.2.4. Акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией от ___ ______ ____ г. №______

или приемо-сдаточные акты между подрядными организациями и заказчиком

_______________________________________________________________________________

Наименование организаций, даты и номера актов

1.2.5. Акт гидравлических испытаний оборудования от ____ ________________ г.

1.2.6. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Наименование организаций, даты и номера актов

1.2.7. Монтажные, пуско-наладочные работы и испытания выполнены ___________________

_______________________________________________________________________________

Наименование организации, № лицензии, кем выдана, срок действия

1.2.8. Акт допуска в эксплуатацию электроустановок от ____ __________________ г., утвержденный управлением госэнергонадзора.

1.2.9. Акт комплексного опробования оборудования от ____ ____________________ г.

2. Организация эксплуатации:

2.1. Эксплуатация теплоустановок осуществляется _______________________________

Наименование организации

2.2. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей ___________________________________________________________________

Ф.И.О., должность

назначен приказом _____________________________ от ___ ___________ г. № _________

Проверку знаний Правил эксплуатации прошел ___ _____ ____ г., запись в журнале №____

2.3. Достаточность по количеству и квалификации теплотехнического персонала или договор на обслуживание ___________________________________________________________________

2.4. Состояние защитных средств, их достаточность ___________________________________

2.5. Наличие технической документации (да, нет):

утвержденной принципиальной тепловой схемы ______________________________________

должностных инструкций _________________________________________________________

инструкций по эксплуатации ______________________________________________________

списки лиц, имеющих право выдачи нарядов, оперативных переключений и др.____________

_______________________________________________________________________________

2.6. Наличие журналов (да, нет):

оперативного _________________________________;

инструктажей персонала ________________________;

проверки знаний _______________________________;

учета защитных средств _________________________;

учета выдачи нарядов-допусков __________________;

технических освидетельствований ________________;

тепловые сети _____________________________________________________________

тепловые пункты___________________________________________________________

системы отопления ________________________________________________________

системы вентиляции, кондиционирования _____________________________________

системы горячего водоснабжения ____________________________________________

системы сбора и возврата конденсата _________________________________________

2.8. Учет тепловой энергии __________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Заключение о допуске в эксплуатацию:

Тепловая установка (тепловая сеть, ЦТП, ИТП) отвечает установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию.

Акт-допуск действителен до ____ ________________ г.

/ ___________________/

Подпись, штамп Ф.И.О.

Руководитель (собственник) или ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых установок и тепловых сетей

__________________________________________________________/___________________/

Должность, телефон подпись Ф.И.О.

М.П. организации (владельца)

энергоустановки


Приложение 3

АКТ № _____________ от ___ _________ _______г.

допуска в эксплуатацию котельной

(Примерный)

_______________________________________________________________________________

Наименование, адрес

Акт составлен Государственным инспектором________________________________________

в присутствии руководителя (собственника) или ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоэнергетического оборудования ____________________________

._______________________________________________________________________________

Ф И.О., должность, телефон

в том, что произведена проверка документации и технический осмотр котельной___________

_______________________________________________________________________________

Наименование котельной, категорийность

для допуска в эксплуатацию.

1. При проверке и осмотре установлено:

1.1. Состав и характеристика основного оборудования:

1.1.1. Общая установленная мощность котельной ______________________Гкал/ч

1.1.2 Количество, тип котлов _________________________________________________

1.1.3 Вид топлива ___________________________________________________________

1.1.4 Проектная тепловая производительность

1.2. Техническая документация:

1.2.1. Проект разработан __________________________________________________________

Наименование проектной организации, кем согласован, дата согласования

_______________________________________________________________________________

1.2.2. Акт приемки рабочей комиссией или приемо-сдаточные акты между подрядными организациями и заказчиком от ____ _________________г. № _____________

1.2.3. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ____________________________________________________________________________

Наименование организаций, даты и номера актов

_______________________________________________________________________________

1.2.4. Монтажные и пусконаладочные работы выполнены ______________________________

_______________________________________________________________________________

Наименование организации, № лицензии, кем выдана, срок действия

1.2.5. Акт Госгортехнадзора России о допуске в эксплуатацию поднадзорного оборудования от ____ _________________ г. № _________

1.2.6. Акт допуска в эксплуатацию электроустановок от ____ _______________ г., утвержденный управлением _____________________ госэнергонадзор.

1.2.7. Акт допуска в эксплуатацию приборов учета теплоэнергии и теплоносителя от ___ ____________ _____ г.

1.2.8. Акт комплексного испытания оборудования и выхода объекта на режим от ____ ___________ _____ г.

2. Организация эксплуатации:

2.1. Эксплуатация котельной осуществляется ________________________________________

Наименование организации

2.2. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоэнергетического оборудования ___________________________________________________

Должность, Ф.И.О.

назначен приказом ____________________________ от ___ ____________ г. № ________

Проверку знаний правил прошел “____”___________ ____ г., запись в журнале № _________

2.3. Достаточность по количеству и квалификации теплотехнического персонала или договор на обслуживание ________________________________________________________

2.4. Состояние защитных средств, их достаточность _____________________________

2.5. Наличие технической документации (да, нет):

утвержденной принципиальной тепловой схемы _______________________________

должностных инструкций __________________________________________________

инструкций по эксплуатации теплогенерирующих энергоустановок_______________

списков лиц, имеющих право выдачи нарядов, оперативных переключений и др._____

2.6. Наличие журналов (да, нет):

оперативного; распоряжений _____________;

инструктажей персонала _________________;

проверки знаний ________________________;

учета защитных средств __________________;

учета выдачи нарядов-допусков ___________;

технических освидетельствований _________;

2.7. Техническое состояние (соответствие правилам и нормам):

котельное оборудование ___________________________________________________

котельно-вспомогательное оборудование _____________________________________

системы сбора и возврата конденсата ________________________________________

3. Заключение о допуске в эксплуатацию:

Котельная отвечает установленным техническим требованиям и допускается в эксплуатацию.

Акт-допуска действителен до ____ ________________ г.

Государственный инспектор ______________________________/ ___________________/

Подпись, штамп Ф.И.О.

Руководитель (собственник) или ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоэнергетического оборудования

_________________________________________________/___________________/

Должность, телефон, подпись Ф.И.О.

М.П. организации (владельца)

энергоустановки


Приложение 4

Письмо

для вызова инспектора госэнергонадзора на проведение

технического осмотра и допуска энергоустановок в эксплуатацию

(Примерное)

Начальнику управления

"____________госэнергонадзор"

_______________________________________________________________________________

Наименование заявителя и юридический адрес

просит произвести технический осмотр и осуществить допуск в эксплуатацию

_______________________________________________________________________________

Наименование электро(тепло)установки, адрес

выполненной по проекту __________________________________________________________

Номер проекта, дата

согласованному с управлением “________ госэнергонадзор” ___________________________

Дата согласования

Электро(тепло)монтажные работы выполнялись______________________________________

Пуско-наладочные работы выполнялись _____________________________________________

Электро(тепло)установка принята от монтажной организации рабочей комиссией

_______________________________________________________________________________

Наименование комиссии, дата приемки

Ответственным за электро(тепло)энергохозяйства назначен ____________________________

_______________________________________________________________________________

Ф.И.О., должность, дата и номер приказа заявителя

Приложения: 1. Исполнительная документация на _____ листах;

2. Протоколы приемо-сдаточных испытаний на _____ листах.

Руководитель (владелец) организации ___________________ ____________________

Подпись Ф. И. О.

Приложение 5

ПЕРЕЧЕНЬ

в процессе допуска в эксплуатацию электроустановок

1. Разрешение энергоснабжающей организации на присоединение электроустановки.

2. Проект электроустановки, согласованный в установленном порядке или чертеж-проект (схема) электроустановки (Р<10 кВт).

3. Однолинейная схема электроснабжения объекта, подписанная ответственным за электрохозяйство потребителя.

4. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. Представляется в течение срока действия акта-допуска.

5. Акт приемки рабочей комиссии или акт технической готовности электромонтажных работ.

6. Сертификат соответствия на электроустановки жилых зданий (при проведении сертификации).

7. Приказ о назначении ответственного за электрохозяйство.

8. Список оперативного (оперативно-ремонтного) персонала (Ф.И.О., должность, квалификационная группа, номера телефонов) или договор на обслуживание.

9. Перечень имеющихся в наличии защитных средств, противопожарного инвентаря, плакатов по технике безопасности.

10. Протоколы приемо-сдаточных испытаний.

Приложение 6

ПЕРЕЧЕНЬ

документов, представляемых в управление госэнергонадзора

в процессе допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей (Рекомендуемый)

1. Технические условия на присоединение тепловых энергоустановок.

2. Проект, согласованный в установленном порядке.

3. Исполнительная схема трубопроводов и запорной арматуры с её нумерацией и спецификацией оборудования.

4. Акты на промывку котлов, системы отопления, горячего водоснабжения и тепловых сетей; испытаний на прочность и плотность узла управления, теплового ввода, систем теплопотребления и теплогенерирующих энергоустановок.

5. Акты об установке регулирующих устройств (сопел, ограничивающих шайб) в системе теплоснабжения.

6. Акт приемки рабочей комиссии или приемо-сдаточный акт между монтажными организациями и заказчиком.

7. Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

8. Акты Госгортехнадзора России о допуске в эксплуатацию оборудования, на которое распространяются требования Госгортехнадзора России.

9. Акт допуска в эксплуатацию электроустановок, обеспечивающих работу тепловой энергоустановки, утвержденный управлением госэнергонадзора.

10. Акт комплексного опробования тепловой энергоустановки.

11. Приказ о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

12. Список оперативного (оперативно-ремонтного) персонала (Ф.И.О., должность, эксплуатационных групп персонала по категориям тепловых энергоустановок, номера телефонов) или договор на обслуживание.

13. Перечень имеющихся в наличии защитных средств, противопожарного инвентаря, плакатов по технике безопасности.

14. Программа прогрева и пуска в эксплуатацию новых тепловых энергоустановок и тепловых сетей, утвержденная руководителем организации-потребителя и согласованная с энергоснабжающей организацией.

Приложение 7

Перечень нормативно-технических документов, применяемых при

допуске в эксплуатацию энергоустановок

Шифр (сокращенное наименование) Наименование Организация-разработчик
СНиП 11-01-95 Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. Главпроект

Главгосэкспертиза

Главценообразования

СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. ЦНИИОМТП
СН 541-82 Инструкция по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов
СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства ВНИИпроектэлектромонтаж
СНиП II–58-75 Электростанции тепловые Теплоэлектропроект
ВСН 59–88

Госкомархитектуры

Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования ЦНИИЭП инженерного оборудования
СНиП III–41-76 Контактные сети электрифицированного транспорта ЦНИИС
СНиП 3.05.03-85 Тепловые сети Оргэнергострой
СНиП 2.04.07-86 Тепловые сети ВНИПИэнергопром
СНиП II-35-76 Котельные установки СантехНИИпроект
СП 41-101-95 Проектирование тепловых пунктов (к СНиП 2.04.07-86) АВОК

ВНИПИэнергопром

ПУЭ Правила устройства электроустановок 6 издание,1986 г., 7 издание, 1999 г. ВНИИЭ и др.
ВНТП-80 Нормы технологического проектирования тепловых электрических станций. С корректировкой 1996 г. Теплоэлектропроект и др.
ВНТП–41-94 Нормы проектирования технологической части гидроэлектрических и гидроаккумулирующих станций. Гидропроект и др.
ОНТП-ПС (1991 г.) Нормы технологического проектирования электрических сетей и подстанций. Энергосетьпроект и др.

Права и обязанности инспекторов органов Госэнергонадзора РФ

Григорий Кулеша , специалист юридической службы ГУ «Петербурггосэнергонадзор»

Как правило, энергетики предприятий ждут посещения инспектора Госэнергонадзора с некоторым содроганием. Считается, что любая проверка обязательно сопровождается необоснованными придирками со стороны инспектора, массой потраченного времени и нервов. Не все четко представляют, что имеет право потребовать инспектор Госэнергонадзора, где заканчиваются его полномочия. Между тем права и обязанности инспектора Госэнергонадзора строго регламентированы Федеральным законом, Постановлением Правительства РФ, а также иными нормативными документами (Мин-энерго России, Госэнергонадзора и др.).

Энергетики должны знать, что если вопросы энергобезопасности и надежности энергоснабжения ими не игнорируются, а ведется целенаправленная работа в этом направлении, нечего волноваться при визите инспектора Госэнергонадзора. Перед инспектором стоит задача не наказать энергетика, главного инженера или руководителя предприятия, а оказать им помощь в обеспечении надежного, безопасного и качественного энергоснабжения своего предприятия. Вот перечень основных прав и обязанностей инспектора Госэнергонадзора.

Основной задачей органов госэнергонадзора является осуществление контроля за:

  • техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций;
  • рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от формы собственности.
Что может инспектор

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими права и обязанности государственных инспекторов органов Госэнергонадзора, являются Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1998 «О государственном энергетическом надзоре в РФ». В соответствии с указанным Постановлением государственный инспектор по энергетическому надзору имеет право: Давать обязательные для всех организаций предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции. Компетенция органов Госэнергонадзора вытекает из тех задач, которые на них возложены государством.

  • Требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу третьих лиц, а также привести к аварии, пожару. Это положение дублируется и в ч. 2 ст. 546 ГК РФ.
    Отключение - это не наказание, это необходимая мера. Именно для целей обеспечения энергетической безопасности органы Госэнергонадзора созданы и выполняют свои функции.
  • Осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации. Порядок проведения проверки знаний закреплен в ПЭЭП, ПТБ, в Правилах работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ, утвержденных Приказом Минтопэнерго РФ от 19.02. 2000 № 49, а также в Межотраслевых правилах по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М -016-2001, РД 153-34.0-03.150-00), введенных в действие с 1 июля 2001 года.
    В соответствии с ранее действовавшими Правилами пользования электрической и тепловой энергией, отсутствие персонала, прошедшего проверку знаний в установленном порядке, являлось безусловным основанием к прекращению подачи энергии. Но в настоящее время Правила пользования электрической и тепловой энергией отменены, и действуют только статьи Гражданского кодекса, регулирующие отношения в сфере энергоснабжения. В связи с этим возникает вопрос о законности прекращения подачи электрической или тепловой энергии при отсутствии персонала, прошедшего проверку знаний.
    Энергоустановка (тепло- или электроустановка) являются источником повышенной опасности.
    Без-опасная эксплуатация энергоустановок возможна только при наличии у лиц, их эксплуатирующих, достаточных знаний. Органы госэнергонадзора осуществляют проверку знаний у лиц, ответственных за энергохозяйство предприятия.
    Таким образом, при отсутствии аттестованного персонала предприятие не может гарантировать без-опасную эксплуатацию энергоустановок как для своих сотрудников так и для других лиц, что соответственно может привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека. В этом случае энергоустановки предприятия в соответствии с Гражданским кодексом РФ подлежат отключению.
  • Давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила.
    Кроме того, в соответствии с новым Трудовым кодексом России, в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.
  • Принимать участие в расследовании обстоятельств и причин аварий и тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок.
  • Осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и теплоиспользующих установок.
    Допуск в эксплуатацию энергоустановок осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, утвержденной Минтопэнерго России 30 июля 1999 года.
    Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок заключается в обследовании энергоустановки инспектором Госэнергонадзора, составлении акта-допуска энергоустановки в эксплуатацию после рассмотрения представленной документации (перечень документов указан в Инструкции) и выдаче разрешения энергоснабжающей и энергопотребляющей организациям на подключение данной энергоустановки.
  • Давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов.
    Данное право связано прежде всего с полномочиями органов Госэнергонадзора в области энергосбережения. Кроме того, договор энергоснабжения в соответствии с Гражданским кодексом РФ может быть заключен только при обеспечении учета энергии. Обязательность установления приборов учета энергии прямо предусмотрена и законом РФ «Об энергосбережении».
  • Проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических, топливо- и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений.
    В соответствии с этим требованием в Госэнергонадзоре должны быть согласованы все проекты (электрическая, тепловая и топливная части), в том числе и по вопросам рационального использования энергии.
  • Беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, топливо- и теплоиспользующих установок по предъявлении служебного удостоверения и распоряжения о проведении проверки (ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ).При этом распоряжение о проведении проверки должно содержать:
    - номер, дату распоряжения о проведении проверки;
    - наименование органа государственного энергетического надзора;
    - фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
    - наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
    - цели, задачи и вид мероприятия по контролю;
    - правовые основания проведения мероприятия по контролю;
  • - дата начала и окончания мероприятия по контролю.
    Следует отметить, что при проведении лицензионного контроля, а также в случае контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством РФ, предъявление распоряжения о проведении проверки не требуется. Оно также не требуется, если мероприятия по контролю осуществляются в связи с обращением самого предприятия.
    В правилах пользования электрической и тепловой энергией ранее однозначно указывалось на то, что недопущение должностного лица энергетического надзора к электроустановкам потребителя или к приборам учета электроэнергии является безусловным основанием для прекращения подачи электрической энергии.
Инспектор обязан хранить коммерческую тайну

Для осуществления возложенных на органы Госэнергонадзора функций они могут запрашивать у организаций необходимые сведения и материалы по вопросам, относящимся к области государственного энергетического надзора. При этом ссылка на то, что тот или иной документ составляет коммерческую тайну, совершенно не основательна. Инспектор имеет право требовать любой документ, который ему необходим для выполнения своих функций. Естественно, при этом он несет ответственность за разглашение коммерческой тайны предприятия - так же, как, например, и налоговый инспектор, сотрудник налоговой полиции. В ГУ «Петербурггосэнергонадзор» разработано и утверждено Положение о служебной информации, в котором регламентирован порядок обращения информации, которая стала известна инспектору Госэнергонадзора в процессе осуществления энергетического надзора, в том числе и информации, составляющей коммерческую тайну.
В случае если в результате разглашения инспектором Госэнергонадзора коммерческой тайны, организации будет причинен вред, организация вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении причиненного ущерба.
Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор в Российской Федерации, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор в Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке. Однако подача жалобы не приостанавливает выполнения обжалуемого решения (п.11 Постановления Правительства РФ от 12.08.1998 № 938).



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...