Гигиена размещения войск в полевых условиях. Типы полевых жилищ, их оценка. Сбор и удаление нечистот и отбросов. Порядок захоронения погибших. Постановка на учет захоронения или мемориала


Так вот, воинские захоронения и мемориалы, как существующие, так и вновь обнаруженные, подпадают под действие двух законов РФ. Первый закон - это 73 ФЗ, то есть закон об объектах культурного наследия, и второй закон - это закон №4292-1 в редакции 05.04.2013 г., то есть закон об увековечении памяти погибших при защите Отечества.
При этом, как довольно часто бывает в нашем благословенном государстве, законы эти между собой никак не связаны и описывают две параллельные процедуры.
Давайте сначала определимся почему так получилось: Вот выдержки из 73-ФЗ
объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. " и далее " памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями <...> отдельные захоронения ; произведения монументального искусства ; объекты науки и техники, включая военные ; объекты археологического наследия;" и еще чуть-чуть
"достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями . <...>".
То есть получается, что воинские мемориалы и захоронения, хоть и не описанные в прямую как объекты культурного наследия, под действие 73 -ФЗ все-таки подпадают. Более того, до принятия отдельного закона по воинским захоронениям на них действовала стандартная процедура постановки на учет, как объекта культурного наследия (ОКН). Соответственно подобные объекты вносились в гос. реестр, на них составлялись паспорта и они "числились на балансе" комитетов по охране памятников культуры сначала при региональных мин.культах, а затем и просто отдельных комитетов.
Между тем, в каждом регионе существует свой региональный военкомат, который руководствуясь директивами Министерства Обороны, а потом уже и ФЗ-4292-1 проводил учет и паспортизацию тех же самых захоронений. Эти паспорта мы собственно видим на ОБД, когда ищем захоронения. И чаще всего поисковики и прочие заинтересованные на этих паспортах и останавливаются, не представляя, что есть еще "альтернативный вариант". Стоит ли говорить, что в регионах чуть больше города списки комитетов по охране ОКН и списки военкоматов не совпадают? Думаю, итак понятно. Равно, как и списки похороненных, отсутствующие в военкоматах, с легкостью могут найтись в комитете по охране памятников. Правда с тем же успехом могут и не найтись, но это уже другая песня.
Вернемся к нашему вопросу. Итак, у нас на руках существует два различных ФЗ, по которому воинское захоронение обязано быть поставлено на учет. Так вот, в ФЗ-4292-1 процедура постановки на учет воинского захоронения совершенно не прописана, однако, консультации в Мин.обороны дают следующее:
чтобы поставить захоронение на учет в Министерстве Обороны нужно:
1.Составить паспорт захоронения (во многом, кстати, он совпадает с паспортом ОКН)
2. Приложить к паспорту спискок похороненных бойцов
3. Завизировать данный список и паспорт в АМС того населенного пункта на чьей территории находится могила.
4. Отправить этот пакет документов в
Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
ВСЕ. На этом со стороны Министерства обороны РФ процесс постановки на учет захоронения заканчивается. При этом, замечу, никакой подписи военкоматов не требуется, потому что по ФЗ №4292-1 обязанности по сохранению, охране, восстановлению и увековечению несет не военкомат, а органы местного самоуправления того населенного пункта, где расположен объект. И военкомат тут в целом не при чем.
Обычно на этом все и заканчивается, но как же 73-ФЗ, спросите вы? А вот как. Министерство обороны НЕ передает данные о воинских захоронениях в Министерство культуры. То есть поставленное на учет захоронение не будет иметь статус объекта культурного наследия, не будет включен в реестр ОКН и т.д., то есть в части ответственности к нему применим только ФЗ-4292-1, а именно:

"Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную , уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации."

А теперь сравним с 73 -ФЗ:

"Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

1. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, - стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 настоящего Федерального закона, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий."
Таким образом, в плане охраны и защиты 73-ФЗ работает сильнее, чем ФЗ-4292-1. Умолчим, что ни тот, ни тот закон по хорошему на территории страны не работает, представим, как это должно быть в идеале. А в идеале, кроме того, что объект будет числится в Министерстве обороны и данные о нем будут выложены в ОБД, он должен еще проходить как объект культурного наследия, коим с исторической точки зрения каждый мемориал и является. А для этого его нужно поставить на учет, как ОКН. А вот тут начинается юридическая казуистика, потому что комитет по охране вам будет говорить, что это не их прерогатива, что неправда, как мы уже выяснили. Более того, все тот же 73-ФЗ обязывает каждого гражданина РФ, обнаружившего объект с признаками ОКН сообщать об этом государству, то есть тому же комитету. Что же нужно для постановки на учет захоронения, как ОКН? Эта процедура очен хорошо прописана в законе:


1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;


Весь этот страшный список документов должен подготовить Комитет по охране культурного наследия. НО готовить по собственной воле он его не будет. Поэтому что нужно сделать рядовому поисковику?
1. Написать заявление в форме письма на имя начальника Комитета по охране ОКН с просьбой поставить данное захоронение на учет в качестве объекта ОКН и просьбой совершить повторный осмотр захоронения.
2. К данному письму приложить фотографии захоронения, GPS координаты захоронения, краткую историческую справку (когда было основано, что из себя представляет, и тд.), список похороненных, буде он у вас есть, желательно краткий планчик и габариты. Все это вы уже делали для паспорта в Министерство обороны, так что не составит труда повторить.
3. Долбить начальника комитета, топать ногами и взывать к его совести.
И может быть после этого объекту присвоят статус объекта культуры с признаками объекта культурного наследия. Это не тавтология, это правда так называется. А если очень-очень повезет, то присвоят статус "выявленного объекта культурного наследия". А дальше все застопориться, просто потому, что нужна будет историко-культурная экспертиза, которая стоит денег и не малых. А денег у комитета нет никогда. НО историко-культурную экспертизу может заказать кто угодно, и если вы достаточно упорны вы можете найти эксперта, который вам ее сделает за условные 3 копейки. Это сложно, но можно. И с этой историко-культурной экспертизой вы опять идете в комитет и опять топаете ногами, кричите и уговариваете их доделать оставшиеся документы. И вот примерно через годик такой вот войны (ну может вы отчаянный везунчик и вам удастся все сделать за пару месяцев) вашему объекту присвоят статус регионального ОКН. Однако, не отчаивайтесь, с момента подачи вашего письма в комитет по охране, по закону они должны отвечать за этот объект, поскольку были о нем проинформированы. Так что с точки зрения законодательства поисковик, который проделает все вышеизложенное молодец и герой. А чиновник, не выполнивший требования законодательства -халтурщик. Вот так.
Порядок проведения раскопок мест боев, неучтенных воинских захоронений регламентирован приказом Министерства обороны Республики Беларусь № 182 от 9 апреля 1997 г.
Этим документом утверждена Инструкция о порядке проведения раскопок мест боев, неучтенных воинских захоронений и мест гибели защитников Отечества и жертв войн в процессе поисковой работы с целью эксгумации останков погибших (умерших) с последующим их захоронением (перезахоронением) и увековечением.
С учетом анализа данного документа и практики его применения есть все основания утверждать, что регулируемые приказом отношения выходят за пределы уровня ведомственного акта. Поэтому представляется необходимым урегулировать данные вопросы на более высоком законодательном уровне.
Поисковая работа с раскопками на местности проводится воинскими специализированными формированиями на основании Республиканской программы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь № 4 от 6 февраля 2002 г., а также плана Министерства обороны, в котором указываются объекты для проведения таких работ на год. Всего на все мероприятия программы из бюджета выделено 1 74 400 тыс. руб.
Большое значение уделяют данной проблеме местные органы власти. Например, Долгосрочная программа материально-технического оснащения учреждений культуры и искусства на 2001-2005 годы, утвержденная решением Гомельского областного Совета депутатов № 112 от 14.09.2001 г., предусматривает выделение на ремонт, реконструкцию и благоустройство памятников воинам и партизанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, средства местного бюджета в сумме по годам: 2003 г. - 26 млн. руб.; 2004 г. - 19 млн. руб.; 2005 г. - 9 млн. руб..
Указом Президента Республики Беларусь № 570 от 22 ноября 2002 г. «О подготовке и проведении празднования 60-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и победы советского народа в Великой Отечественной войне» предусмотрены военно-мемориальные мероприятия, ремонт и благоустройство мемориалов и памятников воинской славы
К раскопкам на местности, где проходили боевые действия, а также мест неучтенных воинских захоронений допускается личный состав воинских формирований, прошедший курс специальной подготовки, обученный порядку и правилам обнаружения и обезвреживания (уничтожения) взрывоопасных предметов на уровне специалистов инженерных войск, закончивших учебное подразделение Вооруженных Сил Республики Беларусь. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 231 от 30 ноября 1994 г. «Об улучшении работы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн» 1 марта 1995 г. был сформирован 52 отдельный специализированный поисковый батальон (далее - 52 оспб), включавший в себя 3 специализированные поисковые роты с местами их дислокации в Минске, Витебске и Гродно. В связи с мероприятиями по реформированию Вооруженных Сил, в интересах совершенствования системы управления поисковым батальоном, в 2002 г. произошли организационно-штатные преобразования, в результате которых в составе 52 оспб остались 2 специализированные поисковые роты с пунктом постоянной дислокации в Минске. Организационно-штатная структура батальона позволяет автономную одновременную работу четырьмя специализированными поисковыми взводами.
За 1 0 лет существования (1 995 - 2004 годы) поисковым батальоном отработаны 819 поисковых объектов. За этот период и по состоянию на 10 ноября 2004 г.:
  • обнаружено останков - 1 2 21 0;
  • проведены эксгумация и перезахоронение - 10 329;
  • обнаружены без эксгумации - 1 881;
¦ обозначены границы захоронений и определено количество погибших в местах массового уничтожения (по архивным данным) - 255 060 обнаружено и обезврежено 2 653 взрывоопасных предмета.
Действующим законодательством запрещаются:
  • извлечение останков из братских могил и других учтенных воинских захоронений для перезахоронения (в исключительных случаях это может производиться местными исполнительными и распорядительными органами по решениям облисполкомов и Минского горисполкома, согласованным с Министерством обороны и с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы);
  • проведение поисковой работы на местности (в том числе на болотах, в реках, озерах и т. п.), где проходили боевые действия, а также вскрытие воинских захоронений лицами, не уполномоченными на то Министерством обороны.
Данные нормы ведомственного приказа направлены на предотвращение нелегальных раскопок воинских захоронений, которые ведутся весьма активно фактически во всех регионах страны.
Например, в мае 2004 г. житель д. Красный Бор Логойского района бульдозером перекопал группу курганов, пытаясь найти остатки воинских захоронений251.
Но случаи привлечения к ответственности единичны.
Косвенно нелегальным раскопкам способствует доступность металлоискателей - высокотехнологичных приборов, которые позволяют обнаружить металл на глубине до 50 см. Стоит такой прибор около 1 000 долларов. Кроме того, его можно настроить на определенный вид металла -серебро, бронзу, свинец, железо. Большинство металлических предметов, представляющих историческую и культурную ценность (останки захоронений, воинское снаряжение, награды, оружие, археологические предметы) залегают на территории республики на глубине не более полуметра.
Раскопкам на местности предшествует рекогносцировка объекта, проводимая с целью осмотра и обследования местности. Основанием для принятия решения о проведении рекогносцировки объектов поисковых работ с раскопками на местности может быть информация, полученная от граждан, участников (очевидцев) событий военных лет; архивных учреждений, музеев, библиотек и т. д.;
местных исполнительных и распорядительных органов, военных комиссариатов, предприятий, организаций, учреждений и граждан, обнаруживших неучтенные захоронения (останки) воинов, погибших (умерших) в годы войны, в том числе выявленных в ходе ведения хозяйственных и иных работ; общественных поисковых объединений и отдельных граждан. Однако на практике профессиональные историки, работники архивных учреждений в информационном обеспечении поисковых работ с раскопками на местности практически не участвуют.
В случае, когда предполагается проводить раскопки на территории историко-культурной ценности Республики Беларусь (скорее всего, памятника археологии), то исполнительным и распорядительным органам перед принятием решения необходимо получить в Национальной Академии наук Беларуси (конкретно - в Институте истории) письменное разрешение на проведение таких раскопок. При этом проведение раскопок воинского захоронения и памятника археологии должно осуществляться совместно представителями специализированного воинского формирования и профессиональными археологами. Указанное выше положение необходимо отразить в законе.
В случае обнаружения неучтенных захоронений военнослужащих иностранных армий раскопки, эксгумация, перенос, захоронение (перезахоронение) останков погибших (умерших) военнослужащих иностранных армий осуществляются с учетом имеющихся межгосударственных соглашений.
Итак, основаниями для проведения раскопок являются:
  1. план проведения поисковых работ;
  2. разрешение Министерства обороны на проведение раскопок на данном объекте (наличие удостоверения);
  3. разрешение местных (районных или городских) исполнительных и распорядительных органов в виде решения, постановления.
При обнаружении останков погибших (умерших) воинов или жертв войн командир воинского специализированного формирования сообщает об этом в местные исполнительные и распорядительные органы. Созданной при местном исполнительном и распорядительном органе комиссией обнаруженные останки погибших (умерших) осматриваются, изучаются собранные по данному объекту документы, после чего принимается решение дальнейшего проведения раскопок или прекращения их.
По завершении раскопок совершаются следующие действия. Во-первых, компетентная комиссия делает заключение по результатам проведенной поисковой работы и принимает решение о завершении раскопок. Во-вторых, проводится рекультивация земли в местах проведения раскопок, расположения полевого лагеря и в других местах, связанных с деятельностью воинского поискового формирования. В-третьих, составляется акт о завершении раскопок, который подписывается представителями местных исполнительных и распорядительных органов и командиром воинского формирования, а при необходимости - и землепользователем, землевладельцем или собственником земельного участка.
Все документы, исполненные в процессе проведения раскопок, работ на объекте, подшиваются в рабочую папку (дело), которая в 10-дневный срок передается на хранение в Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны Республики Беларусь.
Действующее законодательство предусматривает меры ответственности за нарушение законности в данной сфере. Так, в соответствии со ст. 19.7 КоАП 2003 г. нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ в местах, где велись боевые действия или совершались карательные акции, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин. Ранее действовавший Кодекс также устанавливал административную ответственность за аналогичные правонарушения в ст. 89-5, введенной в действие Законом от 25 июля 1997 г.
Известны случаи, когда «черные копатели» сами себя наказывают.
Так, в сентябре 2004 г. с многочисленными осколочными ранениями в Чаусскуюрайонную больницу был доставлен гражданин П., занимавшийся нелегальным поиском боеприпасов времен Великой Отечественной войны в лесу в д. Приданцы. Его «коллега» найден мертвым.
На практике в ходе поисковых работ возникают следующие проблемные вопросы: ¦ недостаточная активность правоохранительных и контролирующих органов по применению правовых норм, связанных с увековечением памяти защитников Отечества и жертв войн, охраной историко-культурного наследия.
Решить данные проблемы можно посредством: формирования нормативно-правовой базы, предусматривающей проведение археологического обследования местности перед производством строительных и земляных работ; обязательного обозначения на местности границ захоронений независимо от их классификации (одиночное, групповое, место массового уничтожения) с приданием им статуса охранной зоны; ужесточения контроля за содержанием надписей на надгробных и памятных знаках в целях их четкого разграничения на символы памяти и на места погребения.
С целью совершенствования порядка проведения поисковых работ предлагается принять закон «Об увековечении памяти защитников Отечества и жертв войн», в котором должны быть нормативно разрешены обозначенные выше проблемы, а также отражены: формы увековечения; порядок производства раскопок воинских захоронений (перезахоронений); государственный учет и благоустройство воинских могил, обеспечение их охраны и восстановления; компетенция государственного органа по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн; финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества; ответственность за нарушение требований закона, в том числе уголовная. Непосредственно в законе следует указать, что органы местного самоуправления в целях охраны воинских захоронений по месту их нахождения создают в соответствии с законодательством охранные зоны. Обнаруженные воинские могилы до разрешения вопроса их постановки на государственный учет охраняются в соответствии с требованиями закона (т. е. наряду с уже включенными в Государственный список историко-культурными ценностями Республики Беларусь). Планировка, строительство и перестройка городов, населенных пунктов, а также других объектов осуществляются с учетом необходимости обеспечения сохранности могил. Строительные, дорожно-строительные, земляные и иные работы, угрожающие сохранности солдатских могил, осуществляются исключительно при условии согласия уполномоченного органа.
Кроме того, все воинские захоронения, состоящие на учете в Управлении по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Республики Беларусь, должны быть включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Размещение войск может быть постоянным - казарменным (стационарным) или временным -полевым.

Казарменное размещение - расположение войск в специальных рассчитанных на длительное пребывание зданиях. Такие здания строят с учетом климатических условий района дислокации части, вида и рода войск. При этом могут быть построены казармы, военные городки или военно-технические сооружения.

Полевым размещением называются все виды временного расположения войск вне стационарных объектов, построенных для данной цели. К этому виду размещения войска прибегают как в мирное, так и в военное время. В мирное время в полевых условиях войска размещаются на учениях, во время отдыха на марше, при выходе на занятия в учебные центры.

Основная задача гигиенического обеспечения размещения войск состоит в том, чтобы всемерно способствовать созданию благоприятных условий для отдыха и восстановления боеспособности личного состава.

Размещение в казарме

Казарма предназначена для постоянного расквартирования солдат и сержантов срочной службы. Здесь личный состав отдыхает, хранит собственные вещи и личное оружие. В казарме проводится также политико-массовая и культурно-воспитательная работа. Казарма должна быть теплой, сухой, светлой, просторной, с чистым постоянно освежающимся воздухом, иметь спальные и подсобные помещения.

Уставом внутренней службы для казармы предусматриваются следующие помещения: ленинская комната, спальное помещение, канцелярия, комната для хранения и чистки оружия, кладовая для хранения имущества роты и собственных вещей военнослужащих, комнаты для умывания, бытового обслуживания, комната (место) для курения и чистки обуви, сушилка для обмундирования и обуви. Для занятий оборудуют необходимые классы.

В спальных помещениях на одного военнослужащего отводится площадь из расчета 2,5 - 4 м2 с объемом воздуха 9-12 м3. Кровати устанавливают рядами в один или два яруса не ближе 0,8-1 м от окон и наружных стен. Около каждой кровати или около двух сдвинутых вместе оставляют свободное место для построений.

Каждый военнослужащий обеспечивается индивидуальной кроватью и комплектом постельных принадлежностей (одеяло, 2 простыни, матрац, подушка с наволочкой, 2 полотенца). Температура воздуха в помещениях для личного состава должна быть 18° С, в клубах, на лестничных площадках и в уборных - 16° С, в гимнастических залах - 15° С.

Вентиляция казарм осуществляется с помощью форточек, фрамуг и окон.

Во всех жилых помещениях ставятся закрытые на замок бачки с водой, которые лучше оборудовать фонтанчиками.

В умывальной комнате предусматривается 1 кран на 5-7 военнослужащих. В этой же комнате должна быть ножная ванна с проточной водой.

В уборной промывного типа рассчитывают 1 очко на 10-12 человек. Наружные уборные устраивают с водонепроницаемыми выгребными ямами не ближе 75 м от жилых помещений, кухонь, столовых и пекарен. На каждые 25 человек рассчитывают 1 очко и 0,5 м писсуара. За содержание уборных в чистоте отвечает дежурный по роте.

Полевое размещение войск

Организация полевого размещения войск начинается с разведки района (населенного пункта), предназначенного для расположения личного состава. Для этого командир части привлекает командиров подразделений, заместителя по тылу и начальников инженерной и медицинской служб.

Заместитель командира части по тылу обеспечивает подразделение табельным имуществом для возводимых жилых и хозяйственных построек и выделяет необходимый автотранспорт. Начальник инженерной службы инструктирует личный состав и руководит через специалистов работами по возведению полевых жилищ и хозяйственных построек, обеспечивает подразделения техникой и табельными средствами для выполнения строительных работ.

Начальник медицинской службы части осуществляет предупредительный надзор за строительством - принимает участие в выборе участка и размещении на нем жилых и хозяйственных построек, проводит текущий надзор - контролирует санитарное состояние района расположения полка, помещений и хозяйственных служб, банно-прачечного обслуживания личного состава и выполнение ими правил общественной гигиены в полевом жилище.

Полевые жилища строятся по типовым проектам (схемам и чертежам) на участках с сухим грунтом, вблизи источников воды и дорог, на достаточном удалении от промышленных объектов и источников загрязнения, с учетом удобства обороны и охранения. Для их возведения используют табельное палаточное имущество и подручные материалы. Постройки маскируют и окапывают водоотводными канавками.

Существует 4 способа полевого размещения войск: в учебных центрах, бивачное, поквартирное и смешанное, или квартирно-бивачное.

В учебных центрах войска размещают или в специальных (стационарных) помещениях, или в учебных лагерях. В первом случае условия расположения близки к стационарному (казарменному), во втором - к размещению биваком или походным лагерем.

Бивачным размещением называется такое временное расположение войск на местности, при котором жилые и хозяйственные постройки возводятся личным составом с использованием табельного имущества и подручных материалов. К этому способу размещения войска прибегают на маршах, при отводе части на отдых, доукомплектование или переформирование, при установлении карантина и в других случаях.

Поквартирным размещением называется расположение войск для отдыха и обучения в населенном пункте с использованием имеющихся в нем помещений.

При смешанном, или квартирно-бивачном, размещении войск штаб, медицинский пункт, хозяйственные и некоторые другие подразделения располагаются в населенном пункте, а строевые подразделения и техника - в походном лагере.

В качестве полевых жилищ используют палатки, заслоны-навесы, шалаши, землянки и укрытия из снега. На территории лагеря (бивака), помимо жилых возводят и хозяйственные (пункты питания, полевые бани и полевые отхожие места) постройки.

С гигиенической точки зрения, полевое размещение имеет следующие особенности: временный характер размещения, снижение уровня коммунально-хозяйственного обслуживания, скученность, слабая защищенность от неблагоприятного влияния климатопогодных и гелиогеофизических факторов, постоянный контакт с почвой, возможность контакта с опасными или вредными представителями фауны и флоры, затруднения в организации водоснабжения и питания, а также в удалении различных отбросов.

Размещение даже в течение непродолжительного времени на небольшой территории в условиях ограниченного потребления воды ведет (если не принять мер) к быстрому загрязнению участка местности.

Для размещения биваком хорошим место является негустой лес или участок с крупным кустарником. Фронт лагеря определяют с учетом направления господствующих ветров. Тремя параллельными фронту линейками и тыловой дорогой лагерь разделяется на три полосы. В первой полосе размещаются подразделения, во второй – штаб, медицинский пункт и кухня, в третьей – хозяйственные постройки, склады и уборные.

У источника воды, которым пользуется часть, выставляется охрана. Берега открытых водоемов разделяются на участки для забора воды питьевого назначения, для купания людей, для стирки белья и мытья машин.

При поквартирном размещении войска занимают общественные здания или жилые дома населенного пункта только после оценки его санитарно-эпидемического состояния. Размещение в населенных пунктах, неблагополучных в санитарно-эпидемическом отношении, запрещается. Личный состав по возможности располагается отдельно от населения. Для питья и приготовления пищи пользуются водой из выделенных источников воды. Принимаются меры для круглосуточной охраны их и ограждения от загрязнения. Берега открытых водоемов разделяются на участки так же, как и при размещении биваком.

Сбор и удаление нечистот производится с помощью выносных ведер. Для 10 человек при 12часовом пребывании в убежище необходимо одно ведро. Выносное ведро должно хорошо закрываться, а содержимое - дезодорироваться соляровым маслом, землей, 10% раствором хлорной извести или другими средствами.

САНИТАРНАЯ ОЧИСТКА ПОЛЕЙСРАЖГНИЯ

Санитарная очистка полей сражение современной войны является исключительно важной проблемой, техническое решение которой, в особенности в очагах применения оружия массового представляет собой далеко не простую задачу. Под санитарной очисткой поля сражения принимается удаление и обезвреживание опасного в санитарном отношении материала, в том числе сбор и захоронение убитых и умерших от ран.

Санитарная очистка поля боя производится специальными командами, выделяемыми распоряжением командира части. В задачи представителя медицинской службы входит: 1) медицинский осмотр всех без исключения убитых перед отправкой их на дивизионный пункт погребения; 2) наблюдение за обеспечением всех членов команды по уборке трупов специальными комбинезонами или рабочей одеждой, перчатками и фартуками из плотной ткани; 3) наблюдение за сжиганием санитарно-опасных материалов на поле боя (перевязочного и подстилочного материала, обрывков одежды и пр.), а также за уборкой отбросов в ямы или воронки от снарядов; 4) выбор места для погребения военнослужащих, погибших в бою (возвышенный, незатопляемый во время дождей и весеннего паводка участок с уклоном от ближайшего водоема, с песчаной, супесчаной или суглинистой почвой, хорошо проветриваемой и освещаемой солнцем). Совместно с начальником команды по погребению трупов представитель медицинской службы определяет размеры могил, наблюдает за их рытьем и погребением трупов (расстояние от уровня стояния грунтовых вод до дна могилы должно быть не менее 0,5 м, от верхнего ряда трупов до поверхности земли - 1,5 м, промежуток между рядами 30-40 см; над могилой обязательно возводится насыпь высотой не менее 0,5 м, покрытая дерном или камнем, выходящая за края могилы с целью предупреждения проникновения в нее дождевых и талых вод), организует санитарнодезинфекционные мероприятия и оформляет санитарные документы о выполненной работе с обозначением места погребения на карте и подробным перечнем всех санитарных мероприятий в форме докладной записки на имя дивизионного врача.

Для ускорения минерализации трупов устраивают дренаж и аэрацию могилы. Дренирование достигается устройством канавки по краям могилы шириной и глубиной 30 см с уклоном к яме-колодцу размером 1 м. Канавка и «колодец» заполняются щебнем, хворостом или хвойными ветками. Образующаяся в процессе распада трупов жидкость фильтруется и поглощается почвой. Для аэрации устраивают не менее двух вентиляционных труб, начинающихся на дне могилы и выведенных на 1 - 1,5 м над могильным холмом.

Применение дезинфицирующих средств производится только при погребении трупов заразных больных. В этом случае труп завертывается в ткань, пропитанную 5% раствором лизола или ДТСГК либо 10% раствором хлорной извести. На дно гроба насыпается слой хлорной извести толщиной в 2-3 см.

Кремация трупов с гигиенической точки зрения более совершенный способ. В полевых условиях процесс сжигания длится около 12 ч.

Сжигание трупов является обязательным в случае смерти от чумы. Для сжигания этих трупов отрывают яму длиной 2 м, шириной 1 м и глубиной 1,5 м. Торцовые стороны ямы для лучшего поступления воздуха должны быть срезаны в виде откосов. Топливо (дрова, уголь, торф) укладывают на дно ямы слоем около 1 м и поливают 50-60 л керосина или солярового масла (только не бензина). Поверх трупа, уложенного на подготовленный таким образом костер, кладут еще слой топлива, смоченного тяжелым горючим.

Уборка и захоронение трупов, зараженных ОВ(отравляющие вещества) и РВ (радиоактивные вещества), производится командой, работающей в противогазах и специальных костюмах. Для перевозки трупов выделяется специальный транспорт, обеспеченный брезентами или полотнищами палаток. Зараженные ОВ и РВ трупы укладывают в мешки из плотной бумаги, что предотвращает загрязнение транспорта и является эффективной мерой химической и радиационной безопасности для личного состава команд, выделяемых для уборки трупов. По окончании работы весь личный состав такой команды подвергается санитарной обработке; транспорт, лопаты, специальная одежда, противогазы и перчатки - дезактивации и дегазации. Все работы производятся под дозиметрическим контролем. Для определения наличия ОВ выделяются средства химической индикации.

Плановые воинские захоронения.

Плановые воинские захоронения - места погребения воинов в одиночных или общих (братских) могилах, кладбищах воинских частей и подразделений, павших на поле боя, погибших при исполнении служебных обязанностей или умерших от ран, выполненные специальными командами воинских частей и соединений.

Погребение останков воинов Красной Армии в период Второй Мировой войны проводилось в соответствии с "Положением о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время", введенным в действие приказом НКО СССР от 15 марта 1941 года № 138. По этому "Положению" команда, выделяемая командиром, занималась розыском трупов, их сбором и доставкой на место погребения. Перед погребением у погибших изымались документы (красноармейская книжка, партбилет, комсомольский билет и т.п.), один экземпляр вкладыша солдатского медальона забирался и отправлялся в штаб части для учета, а другой экземпляр должен был оставаться вместе с погибшим.

Погибших должны были хоронить в могилы достаточной глубины (от поверхности почвы до погребенных не менее 1.5 метра). На насыпной холмик над могилой высотой до 0.5 метра устанавливалась пирамидка высотой 1.5 метра, сделанная из досок или камня. На пирамидке выжигался или писался номер могилы. В большинстве случаев захоронения этого типа организовывались в воинские кладбища. Трупы погибшего начальствующего состава, от командира полка и выше направлялись в армейский тыловой район, где хоронились в деревянных гробах.

При погребении в братской могиле, в книге погребения против каждой фамилии точно отмечалось место нахождения трупа, захороненного в могиле, например: "от южного края могилы 1-й в первом ряду, от северного края 3-й во втором ряду, считая сверху", и т.д.

В санитарных тыловых учреждениях и госпиталях погребение военнослужащих, умерших от ран, производилось распоряжением начальника санитарного учреждения или госпиталя по правилам, предусмотренным этим же "Положением".

По сложившейся практике, каждой могиле отводилось специальное место и присваивался номер. Могилы сдавались по актам представителям местных органов власти или военных комиссариатов с указанием в актах фамилий погребенных. Места расположения братских могил обозначались на топографических картах, которые совместно с актами погребения передавались в архивы.

Однако по ряду причин это "Положение" не было своевременно доведено до воинских частей, и поэтому такие захоронения часто осуществлялись не в установленном порядке.

В ходе тяжелых оборонительных боев, в которых воинские подразделения несли большие потери и порой вынуждены были поспешно отступать, не представлялась возможность достойного захоронения павших. Не всегда это делалось и в ходе наступления.

Весной 1942 года, когда линия фронта стала смещаться на запад и значительные территории были освобождены от противника, приказом НКО от 04.04.1942 г. № 106 была введена в действие "Инструкция по уборке бывших полей сражения".

В соответствии с инструкцией, сбор, документирование и захоронение оставшихся незахороненными погибших воинов Красной Армии возлагались на команды, организуемые местными Советами депутатов трудящихся из гражданского населения. Перед захоронением начальник команды обязан был произвести опознание и учет всех обнаруженных трупов военнослужащих и гражданского населения. Опознание должно было производиться по медальонам или другим документам, обнаруженным при погибших (удостоверение личности, партийный, комсомольский билет, паспорт и др.).

Все установленные в ходе опознания данные должны были заноситься в книгу - "Именной список трупов командиров и бойцов Красной Армии и гражданского населения, обнаруженных на полях сражения". Книга должна быть прошнурована и опечатана печатью местного Совета депутатов трудящихся. Ответственность за хранение и правильное ведение книги возлагалась на начальника команды.

В книге указывались: место и время проведения работ, населенный пункт, № могилы и ее точное расположение, количество и установленные биографические данные захороненных. При перезахоронении трупов указывалось точное расположение места бывшей могилы, число трупов, извлеченных из нее, и место нового захоронения.

При расформировании команды книга сдавалась начальником команды по акту председателю исполкома местного Совета депутатов трудящихся и хранилась в указанном Совете. Сведения из книги должны были сообщаться в Центральное бюро по персональному учету потерь личного состава действующей армии.

Местные органы власти обязывались проявлять заботливое отношение к оформлению могил воинов Красной Армии и гражданского населения: надмогильные холмы обложить дерном или камнем, посадить деревья или кустарник, сделать ограду, систематически наблюдать за сохранностью мест захоронения и поддерживать их внешний вид.

На месте каждой могилы обязательно должен устанавливаться опознавательный знак с выжженным или написанным номером могилы.

Однако уже 22.04.1942 года, в связи с тем, что местные Советы с поставленной задачей не справляются, Начальник главного управления тыла Красной Армии издал приказ, обязывающий создать специальные команды для захоронения трупов бойцов Красной Армии и неприятеля на каждом фронте, в каждой отдельной армии и Московском военном округе. Ответственными за захоронение назначались начальники санитарных управлений.

Начальникам команд предписывалось изучать районы боев на местности и по картам, вменялось в обязанности производить выявление и захоронение погибших не только на открытых пространствах, но и в лесных массивах. Захоронение трупов бойцов Красной Армии производить в строгом соответствии с инструкцией, объявленной в Приказе НКО от 4 апреля 1942 года № 106.

В послевоенный период через местные органы власти была развернута работа по переносу братских и одиночных могил, их укрупнению (см. мемориальные захоронения). Однако вследствие недостаточной оценки состояния воинских захоронений, были определены малые сроки работ, материально и организационно они были подкреплены слабо. Поэтому в целом уровень работ по перезахоронению был достаточно низок и частично захоронения остались по-прежнему безымянными, а многие были просто срыты, запаханы, разрушены или перенесены неполностью, а иногда лишь в отчетах числились перенесенными. Некоторые из них в настоящее время можно было бы восстановить.

Следует констатировать, что при поисковых работах среди разрушенных и заброшенных захоронений встречаются и плановые захоронения. Существенное отличие захоронений этого типа от других заключается в том, что о них может быть найдена информация в местных военкоматах, архивных документах воинских частей, воевавших в этих местах.

На протяжении человеческой истории фигуре воина уделялось особое значение. Элиты общества зачастую формировались вокруг воинской касты и именно она получала множество привилегий. Однако на воинов также возлагалась и особая ответственность – быть готовыми сражаться и отдать жизнь за свой народ, племя, город или страну. Поэтому военным похоронам всегда уделялось особое внимание, а воинские захоронения обладали особым статусом.

Что такое воинское захоронение?

Воинское захоронение – это в сущности любое место погребения военнослужащих, вне зависимости от того, сделано оно в военное или в мирное время. Воинские захоронения делятся на массовые (братская могила) и одиночные. Те из них, что сделаны в военное время делятся на три основных вида:

Плановые – погребение на заранее подготовленных участках и с учётом погибших. В случае плановых захоронений месторасположение могил регистрировалось, а данные о погибших передавались в тыл.

Боевые – сделанные в боевых условиях, зачастую без какого-либо учета. Их делали однополчане погибших, и могилы редко как-то помечались. Сюда так же относятся естественные могилы, когда потерянные и забытые останки оказывались погребены под небольшим слоем земли.

Санитарные – сделанные в санитарных целях. Как правило, это массовые захоронения, сделанные местным населением без какой-либо регистрации в целях предотвращения эпидемий. В санитарные могилы зачастую сбрасывались все останки и фрагменты тел.

Отдельно следует выделить специализированные военные кладбища и военные участки на общегородских кладбищах. В мирное время они являются основным способом погребения.

История воинских захоронений

Погребение воинов в условиях войны всегда было сложным вопросом. Битвы редко происходили в тех местах, откуда сражавшиеся были родом, а доставка тел домой была сопряжена со сложностями. Хотя военачальников и героев всегда старались похоронить с почестями в родных краях, даже это не всегда было возможно. Яркий пример – битва при Фермопилах, в которой армия спартанцев и их фиванских союзников под командованием царя Леонида встала на защиту Греции от персидской армии. Хотя сражение вошло в историю и легенды, а её участников соотечественники почитали в качестве героев, у эллинов не было возможности вернуть павших в их родные земли – все они были похоронены на месте сражения. Самого царя похоронили в Спарте лишь спустя 40 лет после его кончины.

В течение большей части истории распространенной практикой было хоронить погибших в бою на месте, а отправлять домой лишь военачальников и героев. Например, известно, что большая часть погибших в Куликовской битве была похоронена прямо на поле, в то время как тела воинов-монахов Александра Пересвета и Родиона Осляби были доставлены в церковь Симоновой слободы. Нередки случаи, когда в ходе многодневной битвы стороны заключали перемирие, дабы предать земле павших. Зачастую сторона, за которой осталось поле боя, делала воинское захоронение для погибших воинов противника.

Тем не менее практика возвращать павших домой достаточно древняя. Еще древние греки предпринимали попытки похоронить своих солдат на родной земле. Спартанцы и афиняне, сражавшиеся в Пелопонесской войне, кремировали мертвых после боя, но возвращали прах домой. Средневековых королей, умерших в походе, старались забальзамировать и вернуть в родные земли.

Современные воинские захоронения

Современной практикой перезахоронения погибших и возвращения их домой мир обязан США. После Гражданской войны американцы предприняли немало усилий, чтобы вернуть умерших в родные города и обеспечить им достойные похороны. После Первой мировой войны американские военные начали беспрецедентную кампанию по возвращению погибших в Европе солдат и перезахоронению их на военных кладбищах.

Этот прецедент дал начало перезахоронению солдат во многих странах мира. В России до сих пор группы волонтеров ищут утерянные воинские захоронения, дабы герои Великой Отечественной войны могли быть преданы земле со всеми почестями. Уже после Второй мировой войны многие страны ввели практику немедленной транспортировки останков погибших на Родину. Именно эта практика привела к появлению в российской похоронной сфере термина «груз 200» – так называли гробы с телами погибших, возвращавшиеся из Афганистана.

Военные кладбища в России

Согласно российскому законодательство, право быть похороненным на военном кладбище есть у ряда лиц:

    военнослужащие-срочники и призванные на военные сборы

    участники войны, ветераны боевых действий (включая Великую Отечественную войну);

    граждане, имеющие не менее 20 лет военной выслуги;

    сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительных органов, противопожарной службы;

Военные участки есть на многих кладбищах России, также есть немало мемориалов, поставленных на братских могилах. Мемориалы погибшим воинам есть в Москве, в Санкт-Петербурге, в Калининграде, Смоленске, Волгограде и множестве других городов. По сей день ведутся поисковые работы, призванные обнаружить неучтенные братские могилы Великой Отечественной войны. Граждане России всегда могут узнать, где находятся останки их родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне – для этого действует сайт «Мемориал».

Некоторые военные захоронения нашей страны обладают особым статусом. Нельзя не отметить некрополь Кремлевской стены, на котором лежат останки многих героев Советского Союза, маршалов и генералов, приведших Красную Армию к победе над нацисткой Германией. Именно там похоронены маршалы Г.К. Жуков, К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, С.К. Тимошенко, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев и такие герои как Г.П. Кравченко, М.М. Раскова, В.С. Серегин. Места в Кремлевской стене удостоились космонавты Н.Н. Комаров, Ю.А. Гагарин, В.Н. Волков и Г.Т. Добровольский.

Федеральное военное мемориальное кладбище

Также в России существует и Федеральное военное мемориальное кладбище – воинское захоронение, призванное стать местом упокоения российских военнослужащих со всей страны.

Идея создания подобного пантеона возникла еще в 1950е годы, однако реализован проект был лишь в июне 2013-го года. Некрополь располагается в городском округе Мытищи Московской области, напротив Волковского кладбища. Федеральное военное кладбище богато украшено стелами, символизирующими рода войск Великой Отечественной войны, скульптурным ансамблем, прослеживающим историю вооруженных сил России, и мемориальными сооружениями. Это уникальное воинское захоронение предоставляет все необходимое для проведения достойных похорон. Здесь были погребены советский танкист-ас В. П. Брюхов, летчики-испытатели А.С. Бежевиц, В.Ч. Мезох и В.Г. Гордиенко, конструкторы М.Т. Калашников и С.П. Непобедимый, космонавты В.В. Горбатко и А.А. Губарев.

ЗАО «Ритуал-Сервис» (сайт) уполномочена организовывать погребения умерших граждан с заслугами перед страной на Федеральном военном мемориальном кладбище. По итогам 2017 года городская ритуальная служба сайт получила благодарственный отзыв от руководства Федерального военного мемориального кладбища (ФВМК) за качественную работу.

Военные кладбища в мире

Военные кладбища есть не только в России.

Войны бушевали во многих уголках света, а две мировые войны огнем прошли по странам Европы. Немало мемориалов есть во Франции, где по сей день лежат солдаты, погибшие во время высадки в Нормандии и на западном фронте Второй мировой войны.

Первая мировая война также оставила свой след. Некрополь форта Дуомон, где лежат останки более 300,000 человек, погибших при Вердене, Башня на Изере, памятник Мать Болгария, Мененские ворота, Танненбергский мемориал, Вимийский мемориал – это лишь немногие из мемориалов, посвященных войне, унесший жизни 22 млн человек.

В США также есть крупные военные кладбища, и самое известное из них – Арлингтонское национальное кладбище, расположенное близ Вашингтона. Здесь похоронено более 300,000 человек, большая часть которых – американские военнослужащие, государственные деятели и астронавты. Этот мемориал также является достопримечательностью, которую посещают как туристы, так и американцы, желающие воздать почести героям своей страны.

Возможно, вам будет интересно:



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...