Армейская полиция. Служба в военной полиции

В соответствии с Федеральным законом от 3 февраля 2014г. N7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" в составе Вооруженных Сил РФ создана , руководство которой осуществляет непосредственно министр обороны России.

При этом Федеральный закон от 31 мая 1996г. N61-ФЗ "Об обороне" дополнен ч.4 ст.25 и ст.25.1, согласно которым военная полиция "принимает участие в обеспечении законности в Вооруженных Силах Российской Федерации" и "предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил" и других граждан, "обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны". Также установлено, что основные направления деятельности, функции и полномочия военной полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Создание органов военной полиции в Российской Федерации - мера, несомненно, правильная и давно ожидаемая. Укрепление правопорядка и воинской дисциплины признано в Военной доктрине Российской Федерации 2010г. одним из основных направлений решения задач строительства и развития Вооруженных Сил и других войск.
По данным Генеральной прокуратуры РФ (согласно Единому отчету о преступности), только в 2013г. в войсках Российской Федерации совершено свыше 10000 преступлений. Крайне тревожны и показатели состояния законности в российских войсках. Так, если за период с 1992 по 1999г. военными прокурорами ежегодно выявлялось в среднем по 18186 нарушений законов, то в 2010г. было совершено уже 242523 нарушения, что более чем в четыре раза превышает показатель 2000г. (55721 нарушение) и почти в четырнадцать раз - показатели 1990-х годов. В 2013г. военными прокурорами выявлено 291558 нарушений законов, причем большую часть (свыше 141000) составляют нарушения прав и свобод военнослужащих и других граждан.

Исследование схемы взаимодействия функционирующих в настоящее время в войсках Российской Федерации правоохранительных органов позволяет сделать следующие выводы.

1. Общая обязанность предупреждать правонарушения и проводить первоначальные следственные действия по уголовным делам возложена на командиров и дознавателей воинских частей и подразделений, которые вместе с тем не обладают специальными познаниями и необходимыми полномочиями, в частности, не имеют специальных полномочий для проведения оперативно-разыскных мероприятий*(1).
2. Компетенция органов Федеральной службы безопасности России, действующих в войсках, охватывает лишь часть довольно широкой сферы охраняемых законом прав и интересов государства и граждан; профессионально подготовленные сотрудники отделов Федеральной службы безопасности в войсках обладают полномочиями для осуществления деятельности только в отношении строго определенного законом перечня правонарушений, не охватывающего все составы общеуголовных преступлений.
В условиях высокого уровня преступности в российских войсках и с учетом значительного увеличения выявляемых военными прокурорами правонарушений, прежде всего в сфере прав и свобод человека и гражданина, представляется необходимым создание правоохранительного органа, который в соответствии с федеральным законодательством был бы вправе осуществлять в войсках Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность в полном объеме. Это существенно повысило бы возможности защиты конституционных прав и интересов военнослужащих (и других граждан) и охраняемых законом интересов государства.

По мнению автора, такие функции и полномочия могли бы быть возложены законом на органы военной полиции, которые смогут сыграть активную наступательную роль в укреплении законности в войсках страны, обеспечении защиты прав и свобод граждан России при прохождении ими военной службы, а также охраняемых законом интересов государства при организации прохождения военной службы гражданами.
В связи с созданием в России военной полиции заслуживает внимания практика ее функционирования за рубежом.
Анализ результатов работы органов военной полиции в вооруженных силах иностранных государств показывает, что задача укрепления законности и правопорядка характерна не только для Вооруженных Сил России.

В последнее десятилетие, как пишет A.Valdez, стало очевидным, что все социальные болезни и пороки, характерные для США, поразили и вооруженные силы этой страны. В вооруженных силах США распространены такие виды преступлений, как убийства на различной почве, покушение на убийство, угроза расправы, использование оружия для стрельбы не по служебной необходимости (даже перестрелки из машин на ходу), воровство и перепродажа оружия из частей и с военных баз, наркобизнес, вандализм, ограбление граждан, квартир, офисов, угон автомобилей, изнасилование, избиение и групповые драки, нарушения, связанные с ношением и использованием оружия, военной формы, взлом компьютеров, рэкет и др. По оценкам правоохранительных и военных органов, рост преступности в рядах вооруженных сил США угрожает подрывом дисциплины, боеготовности, моральных и нравственных устоев, ведет к возникновению непредвиденных инцидентов с оружием и боеприпасами с непредсказуемыми и весьма опасными последствиями. Специалисты считают, что тенденция к расширению масштабов преступности в вооруженных силах США требует принятия действенных мер, в том числе ужесточения некоторых правовых норм для предупреждения и пресечения преступности*(2).

По итогам работы специальной комиссии, созданной в министерстве обороны США, министру обороны был направлен доклад, в котором содержатся 59 рекомендаций, направленных на коренное улучшение состояния воинской дисциплины и профилактику правонарушений и преступлений. В документе отмечается, что проблема преступности и насилия выходит за рамки компетенции министерства обороны и представляет реальную угрозу национальной безопасности страны*(3).
Переходя к рассмотрению функций и полномочий органов военной полиции за рубежом, отметим, в частности, что в США военная полиция расследует преступления, совершаемые солдатами и офицерами, охраняет лагеря военнопленных, тылы и объекты оборонного значения во время боевых действий, регулирует движение военного транспорта*(4).

В мирное время военная полиция в США выполняет задачи, связанные с поддержанием порядка в гарнизонах, охраной объектов и оказанием помощи командирам в воспитании личного состава, расследует совершаемые военнослужащими преступления, занимается регулированием дорожного движения. Военная полиция может также привлекаться для борьбы с массовыми беспорядками и оказания помощи обычной полиции на прилегающих к военным объектам территориях.
В соответствии с нормативно-правовыми актами Соединенного Королевства военная полиция Великобритании в мирное время занимается обеспечением правопорядка и дисциплины в гарнизонах, местах размещения воинских частей и проживания семей военнослужащих, проводит профилактические мероприятия, направленные на предупреждение преступлений и любых нарушений военного законодательства в воинских коллективах, несет охрану важных военных объектов. В составе военной полиции имеются также специальные подразделения, обеспечивающие охрану высшего военного руководства страны и организацию сопровождения важных военных делегаций. Особый отдел занимается расследованием преступлений военнослужащих. Отметим также, что в Соединенном Королевстве сосуществуют две разновидности полицейских подразделений вооруженных сил. Это так называемая defenspolice, выполняющая задачи министерства обороны и действующая в его интересах, и непосредственно militarypolice - военная полиция, на которую возложены правоохранительные функции.

Военная полиция ФРГ, в частности, осуществляет контроль и управление в сфере транспортных перевозок, следит за поддержанием или восстановлением дисциплины и порядка в войсках, выполняет некоторые контрразведывательные функции, обеспечивает предотвращение преступлений.
В Италии в роли военной полиции выступают войска карабинеров, входящие в состав сухопутных сил. В связи с особенностями решаемых задач эти войска подчинены министру обороны и министру внутренних дел. В карабинерских войсках состоят 103тыс. человек (24% общей численности вооруженных сил). В интересах вооруженных сил карабинерские войска решают задачи военной полиции, военной контрразведки, охраняют военные объекты, участвуют в мероприятиях согласно планам гражданской и территориальной обороны.
По линии министерства внутренних дел карабинерские формирования обеспечивают поддержание общественного порядка, территориальный надзор, пограничный контроль, защиту прав граждан, расследуют уголовные преступления, осуществляют полицейские акции*(5).
Франция собственных формирований военной полиции не имеет. Ее функции выполняет национальная (военная) жандармерия, которая является составной частью вооруженных сил страны и подчиняется министру обороны. При этом деятельность жандармерии имеет межминистерский характер и координируется также министерствами внутренних дел и юстиции.
Жандармский корпус Франции насчитывает 65тыс. человек и в основном используется для выполнения чисто полицейских функций, особенно в периоды социально-политических кризисов (забастовки, демонстрации, восстания). Жандармы решают самые разные задачи: обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью, охрана границ государства, надзор за санитарным состоянием территории, регулирование транспортного движения, наблюдение за иностранцами, розыск дезертиров и уклоняющихся от воинской службы*(6).
В мирное время на подразделения военной полиции Турции возложены обеспечение безопасности важных военных объектов и их внешняя охрана, поддержание дисциплины и порядка среди военнослужащих в гарнизонах и местах дислокации войск, арест и охрана лиц, совершивших преступления на территории гарнизонов, обеспечение безопасности военных перевозок, осуществление контроля за движением военных транспортных средств, оказание помощи и содействия уголовной и дорожной полиции в случаях нарушения общественного порядка в чрезвычайных условиях.
Военная полиция Японии является специализированным формированием в составе вооруженных сил страны. Она создана в 1954г. Ее задачи аналогичны задачам военной полиции США*(7).
Королевская жандармерия Нидерландов также осуществляет функции военной полиции. В ее полномочия, с одной стороны, входит проведение профилактических, превентивных мероприятий: патрулирование, несение службы на транспорте, обеспечение проведения учений, сопровождение автоколонн, выдача рекомендаций и разъяснений командирам и личному составу. С другой стороны, она применяет к военнослужащим меры принуждения различного характера, связанные с нарушениями закона о дорожном движении, законодательства об охране окружающей среды и др.*(8)
В военной полиции США в мирное время служит 80тыс. человек*(9) (4% от общей численности вооруженных сил страны)*(10).
Военная полиция ФРГ в мирное время насчитывает более 4,5тыс. человек*(11), в военное время ее состав может быть увеличен до 15тыс. человек (около 3% от численности бундесвера).
В Великобритании военная полиция состоит из 4тыс. человек (1,3% от общей численности вооруженных сил).
Комплектование кадров военной полиции США осуществляется из числа добровольцев на конкурсной основе.
Военная полиция ФРГ формируется путем призыва граждан на действительную военную службу сроком на 12 месяцев, найма военнослужащих по контракту на срок от двух до 15 лет и приема кадровых военнослужащих.
В военную полицию Великобритании набирают сотрудников на контрактной основе*(12).
Комплектование военной жандармерии Франции осуществляется по призыву и на контрактной основе (более 80% военных жандармов составляют офицеры и унтерофицеры)*(13).
Войска карабинеров в Италии (включая военную полицию) комплектуются рядовым составом на 90% на контрактной основе и на 10% - за счет призыва на действительную срочную военную службу молодежи в возрасте 17-26 лет сроком на 18 месяцев*(14).
На основе приведенных данных можно заключить, что численность военной полиции за рубежом колеблется в пределах от 1,3 до 4% от общей численности войск.
В нашей стране прообраз военной полиции был создан еще в XVIIв.: в 1621г. Уставом ратных, пушечных и других дел в российской армии был учрежден профессиональный институт поддержания правопорядка - подразделения гевальдигеров. На них возлагались охрана мест расположения войск, полевых штабов и надзор за соблюдением военнослужащими законов.
В ходе Отечественной войны 1812г. функции органов военной полиции русской армии были расширены. Гевальдигерам вменялись в обязанности обеспечение порядка на маршрутах движения войск, охрана транспорта и пленных, а главное - расследование дел о преступлениях нижних чинов.
Военно-полицейская служба в России достигла пика в своем развитии в конце XIX века, когда в соответствии с законом "Об армейской жандармерии" (1876) и положением "О состоящих при войсках жандармских эскадронах" (1887) на нее было возложено решение ряда важных задач.В мирное время армейские жандармы должны были наблюдать за порядком во время проведения гарнизонных мероприятий, молебнов, шествий и гуляний с участием военнослужащих, обеспечивать поддержание дисциплины на марше и в местах расположения войск. В бою им предписывалось располагаться "в цепи" за сражающимися подразделениями, задерживая дезертиров и мародеров, обеспечивать доставку раненых в места перевязок. В военное время жандармские подразделения назначались в караулы для охраны военных и важных гражданских объектов в занятых войсками городах. Им же поручали защиту личных и имущественных интересов местного населения, оказание помощи органам военной контрразведки в поимке вражеских лазутчиков, охрану лагерей военнопленных и др.*(15)
Органы военной полиции вооруженных сил Российской империи наряду с выполнением армейского долга решали многочисленные полицейские задачи. Исследовавший указанный вопрос О.Е.Фомин отмечал значительный объем полицейских функций армии (в том числе борьбу с "ворами и разбойниками", охрану мест лишения свободы и конвоирование преступников, задержание "подозрительных лиц" и шпионов). В 1811г. были созданы войска (корпус) внутренней стражи, предназначавшиеся также для пресечения массовых беспорядков, "поимки воров, преследования и истребления разбойников, рассеяния запрещенных законом скопищ, усмирения неповиновения и буйства", частичного исполнения пенитенциарных функций*(16).
На основании Устава воинского 1716г. военнослужащие привлекались к тушению пожаров, обеспечивая при этом общественный порядок, "ибо в таковых случаях многия непотребности происходят и великия кражи бывают" (глава LYII), военные патрули назначались "для того, дабы на улицах от бездельных людей каких беспокойств не было" (глава LXYI). Воинские караулы и патрули обеспечивали паспортный режим, имея полномочия проверять лиц, не имеющих документов, и устанавливать их личность, задерживали правонарушителей (как военнослужащих, так и мещан)*(17).
Как видим, даже выполнение армейскими подразделениями в Российской империи отдельных полицейских функций не отменяло потребности государства в самостоятельной службе военной полиции.
Упомянутым Федеральным законом от 3 февраля 2014г. N7-ФЗ функции и полномочия органов военной полиции, созданной в Российской Федерации, пока не определены.
Мы полагаем, что военная полиция должна быть наделена следующими основными функциями: осуществление в войсках оперативно-разыскной деятельности в целях выявления, пресечения, раскрытия и предупреждения преступлений; проведение дознаний и расследование уголовных дел о преступлениях; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в связи с функционированием Вооруженных Сил РФ; проведение в войсках правовоспитательной работы. Рассмотрим эти задачи подробнее.
Осуществление в войсках оперативно-разыскной деятельности в целях выявления, пресечения, раскрытия и предупреждения преступлений. До настоящего времени в войсках нашей страны не имелось органа, который бы на основании действующего законодательства*(18) вел в них оперативно-разыскную деятельность в полном объеме, т.е. по уголовным делам обо всех преступлениях, предусмотренных уголовным законодательством России. Отсюда и многочисленные непредотвращенные тяжкие преступления, и дедовщина, и безнаказанные злоупотребления командного состава.
Оперативно-разыскная деятельность в соответствии с одноименным федеральным законом проводится в стране органами Министерства внутренних дел, органами Федеральной службы безопасности, таможенными и другими правоохранительными органами. Нет сомнения в том, что в российских войсках должна действовать специальная служба, оберегающая военнослужащих и иных граждан от правонарушителей и предупреждающая преступления.
Одним из направлений работы военной полиции может стать работа с информаторами. Законодательная и судебная власть развитых государств всегда активно поддерживала агентурную деятельность, занимающую значительное место в полицейских операциях и акциях специальных служб*(19).
При осуществлении органами военной полиции оперативно-разыскной деятельности возможно некоторое пересечение выполняемых ими функций с оперативными функциями действующих в войсках органов Федеральной службы безопасности. Однако это не должно стать препятствием для осуществления такой деятельности сотрудниками военной полиции.
Во-первых, в поле деятельности военной полиции попадает весь массив общеуголовных преступлений, в то время как объекты оперативной работы органов ФСБ в соответствии с правовым статусом органов федеральной службы безопасности ограничены в основном составами подготовки и совершения государственных преступлений, правонарушений, связанных с хищениями и утратой оружия и боеприпасов, предупреждением наркотизма в войсках*(20).
Во-вторых, военная полиция и органы Федеральной службы безопасности, имея общие цели, смогут результативно использовать всю имеющуюся информацию, предоставляя ее друг другу в соответствии с установленными полномочиями, оказывая взаимную помощь при ее получении. Как показал зарубежный опыт, формировать дублирующие и контролирующие друг друга системы весьма целесообразно*(21).
Функция проведения оперативно-разыскной деятельности в войсках должна стать, таким образом, одной из основных в деятельности военной полиции.
Проведение дознаний и расследование уголовных дел о преступлениях. Создаваемые органы военной полиции призваны освободить от не свойственных им функций органы дознания Вооруженных Сил РФ, которые, работая на непрофессиональной основе, расходуют значительные государственные средства, при этом недостаточно квалифицированно проводят задержания правонарушителей, дознания, профилактическую правовоспитательную работу. Таким образом, они неспособны надлежащим образом организовать предупреждение правонарушений среди военнослужащих.

Одновременно будет ликвидирована и крайне парадоксальная ситуация, когда при наличии огромного штата различного рода и положения командиров и начальников, значительного количества внутренних инспекций, воспитательной и других вспомогательных служб не только не могут быть предотвращены, но и значительно увеличиваются массовые нарушения законности, неоправданные и необъяснимые никакими государственными интересами травматизм и гибель военнослужащих. Значительно меньшие по численности органы военной полиции способны, приняв на себя весь объем выполняемых перечисленными структурами не свойственных им функций, изменить сложившееся положение и внести серьезный вклад в предупреждение правонарушений в войсках. Данная мысль подтверждается российской военной историей.
В.А.Соболевский в своем объемном юридическом исследовании "Правосудие и правовой порядок в войсках" отмечал: "Полицейские, уж конечно, в состоянии лучше производить следствие, чем офицеры. За первыми по крайней мере практика"*(22). Полагаем, автор здесь имеет в виду не военную полицию, а штатные органы полиции, действующие на территории страны (как теперь принято говорить, территориальные органы). Кроме того, речь идет о проведении офицерами (войсковыми) именно дознаний.
Рассматривая взаимодействие "общей" полиции и командования войск в работе "О дознании, его назначении, производстве, рассмотрении в военном ведомстве и об участии военного начальства в предварительном следствии и предании военному суду", В.Савинков пишет, что дознание в отношении военнослужащих проводится как "общей" полицией, так и командованием, подчеркивая, что "производство дознания возлагается военными начальниками на подведомственных им "*(23). Издание книги типографией штаба военного округа и имеющаяся на ее титульном листе ссылка на то, что публикация "дозволена цензурою 20.09.1884", позволяют считать, что автор использовал точные сведения о порядке проведения дознания в войсках Российской империи.

В издании "Производство дознаний в военном ведомстве", также допущенном к печати цензурой, сказано, что "дознание проводится военным начальством в следующих случаях: когда военнослужащими нарушены законы военной дисциплины и службы или когда преступление или проступок, не относящийся к делам службы, учинен в месте, состоящем в исключительном ведении военного начальства… Когда преступление или проступок совершен одними военнослужащими во время отправления ими обязанностей службы… В тех же случаях, когда проступок или преступление, не касающееся дел службы, совершено военнослужащими в местах ведения общей полиции, дознание производится через местную полицию"*(24).

Таким образом, институт дознания традиционен для отечественных войск. Вместе с тем, с учетом возможностей предоставления органом дознания оперативным и следственным органам необходимой помощи, а также особенностей военной службы и действующего в войсках принципа единоначалия, необходимо сохранить за органами дознания российских войск отдельные процессуальные полномочия, связанные с выполнением поручений следователей, прокуроров (а в перспективе и органов военной полиции), а также с проведением дознаний по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно.
Осуществляя производство дознаний по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими военных сборов, гражданским персоналом органов военного управления, военная полиция значительно сократит имеющиеся в настоящее время затраты на поиск и задержание лиц, самовольно оставивших воинские части. Передвигающиеся в неорганизованном порядке по всей стране в поисках самовольно оставивших воинские части (место службы) военнослужащих неопытные, необученные, оторванные от выполнения своих основных обязанностей офицеры и солдаты воинских частей будут заменены профессиональными сотрудниками военной полиции.
Представляется заслуживающей внимания и информация о том, что правом проведения предварительного расследования наделены органы военной полиции в США, Великобритании и Италии.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в связи с функционированием Вооруженных Сил РФ. В рамках данного направления деятельности сотрудники военной полиции путем патрулирования, выставления постов и использования других форм и методов работы будут поддерживать общественный порядок на территориях военных городков и населенных пунктов по месту дислокации воинских частей, обеспечивать порядок во время заседаний военных судов, охрану помещений военных судов и военных прокуратур, конвоирование подследственных и подсудимых соответственно в органы военной прокуратуры и в военные суды и др.
Определенный интерес представляет исследование ситуации в вооруженных силах США: "Проблемой является и система охраны баз, частей, допуска на них посторонних. Зачастую система допуска на базы слишком "либеральна" и бесконтрольна и позволяет легко приносить и выносить наркотики, оружие, технику, что ведет к распространению наркомании в частях и вокруг них, к подпольной торговле оружием и боеприпасами"*(25).
Органы военной полиции, наделенные предлагаемыми полномочиями, смогли бы в значительной мере предупредить на территории воинских частей и военных городков нарушения общественного порядка и воинской дисциплины, обеспечить надлежащую охрану режимных и других войсковых объектов*(26).
Полагаем, можно рассчитывать на существенное улучшение правопорядка в тех населенных пунктах Российской Федерации, где будет осуществляться патрульно-постовая и иная правоохранительная деятельность военной полиции, т.е. по месту дислокации войск.
Проведение правовоспитательной работы в войсках. Роль органов военной полиции в проведении этой работы будет тем более значительна, чем менее успешно ее ведут в настоящее время войсковые юридические службы, не располагающие должными полномочиями и штатами для повышения эффективности своей деятельности.
Приведем некоторые данные о составе военно-юридической службы сухопутных войск США, которая была учреждена еще в 1875г. с введением должности военного юриста армии и организацией соответствующего отдела. Одной из многочисленных функций этой службы является обеспечение правовой защищенности военнослужащих, членов их семей, а также гражданских служащих, включая оказание помощи в решении вопросов гражданско-процессуального права, статуса военнослужащих, прохождения службы. В штабе механизированной (бронетанковой) дивизии имеется отделение военно-юридической службы. В его составе 25 человек, в частности, начальник ВЮС дивизии (подполковник), четыре его помощника (два майора, два капитана), технический секретарь (ворэнт-офицер), старший защитник (майор), четыре защитника (капитаны), старший судебный защитник (майор), четыре судебных защитника (капитаны), начальник делопроизводства (мастер-сержант), старший делопроизводитель (сержант 1 класса), четыре делопроизводителя (штаб-сержант, два сержанта, рядовой), два судебных исполнителя (штаб-сержант, сержант), стенографист (капрал). В целом, по данным американской военной прессы, в сухопутных войсках США служат около 1800 военных юристов*(27).
В структурах российских войск такой мощной юридической службы не имеется, в связи с чем привлечение к проведению правовоспитательных мероприятий в войсках органов военной полиции представляется вполне оправданным.
Одним из главных принципов деятельности создаваемой в Российской Федерации Федеральной службы военной полиции должна стать ее независимость при осуществлении ею своих полномочий. Поэтому после наделения военной полиции рекомендуемыми нами функциями и полномочиями логичным было бы подчинение ее непосредственно Президенту РФ, т.е. создание Федеральной службы военной полиции. Подчинение военной полиции министру обороны фактически воспрепятствует ее деятельности во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, воинских частях и подразделениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и пограничных войсках Федеральной службы безопасности (поскольку части и подразделения этих органов федеральной исполнительной власти министру обороны не подчинены и не подконтрольны). Кроме того, в силу вертикального подчинения военная полиция вряд ли будет способствовать своей деятельностью реальному и объективному выявлению и учету правонарушений и преступлений именно в Вооруженных Силах РФ. Наконец, именно в силу подчинения военной полиции Министерству обороны РФ на нее нельзя будет возложить проведение оперативно-разыскной деятельности в войсках, в том числе не подчиненных указанному военному ведомству.
По нашему мнению, военная полиция в России должна быть организована как федеральный правоохранительный орган, а не подчиненное командованию Вооруженных Сил РФ и зависимое от него звено.
Надеемся, что органы военной полиции будут успешно адаптированы к российской системе правоохранительных органов и смогут эффективно работать уже с момента их создания.

Список литературы

1. Амиров Р.З. Полицейские функции армии российского государства: XVIII - первая четверть XIX века: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1997.
2. Капустин Ю.Т. Полиция в механизме буржуазного государства: Учебное пособие. М., 1981.
3. Князев В.В., СамохинБ.М. Жандармерия и военная полиция некоторых зарубежных государств: Аналитический обзор. М., 1996.
4. Кулаков В.Ф. Военная полиция зарубежных армий // Независимое военное обозрение. 1997. N22.
5. Овсянко Д.М. Административно-правовые проблемы государственной службы в Российской Федерации: Дис. … докт. юрид. наук (в виде научного доклада). М., 1998.
6. Производство дознаний в военном ведомстве, дозволено цензурою. М., 1879.
7. Савинков В. О дознании, его назначении, производстве, рассмотрении в военном ведомстве и об участии военного начальства в предварительном следствии и предании военному суду. Вильно, 1884.
8. Соболевский В.А. Правосудие и правовой порядок в войсках: Юридическое исследование. СПб., 1901.
9. Фомин О.Е. Корпус внутренней стражи в правоохранительной системе Российской империи (1811-1864 гг.): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1999.
10. Valdez A. Преступность в Вооруженных силах Соединенных Штатов // Борьба с преступностью за рубежом: Сборник. Вып.2. М., 1999.

Н.Н. Карпов,
доктор юридических наук,
профессор, заведующий кафедрой
общих проблем прокурорского надзора
за исполнением федерального законодательства
и участия прокурора в гражданском
и арбитражном процессе Академии
Генеральной прокуратуры РФ

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Кроме того, производящие дознание дознаватели полностью зависят от командира воинской части, в которой они сами проходят военную службу.

Военная полиция – это структура, которая образована совсем недавно. К её существованию не привыкли даже сами военные. Прошло всего 24 месяца, с того момента как был подписан закон о военной полиции.

Служба в военной полиции армии РФ в 2017–2018 годах

Военная полиция создавалась для защиты прав, жизни, свобод и здоровья военных, обеспечивании правопорядка, законности, безопасности движения на дорогах, воинской дисциплины, охрана объектов Российской армии, а также противодействию преступникам в пределах разумного.

Военная полиция была сформирована на базе подразделения комендантской службы, а также военной автомобильной инспекции. За это время была разработана и сформирована нормативная база, в соответствии с которой действует военная полиция.

Подразделениямвоенной полиции необходимо вести работу по защите военнослужащих,которые проходят срочную службу и контрактную, кроме этого под их защиту попадают гражданские которые находятся на территории военных. Военная полиция – это подразделение Вооружённых Сил РФ, которое выполняет задачи по защите правоотношений любого характера. Основной задачей является соблюдение законности в армии, выполнение дисциплинарных норм и охрана правопорядка на военных объектах.

Военная полиция комплектуется офицерскими кадрами, у которых высшее законченное образование, при этом оно, должно быть юридическое. А также в ряды военной полиции принимаются контрактники.

На сегодняшний день есть шанс у призывника попасть в военную полицию, не проходя срочной службы и не имея опыта службы по контракту. Но сделать это очень сложно, ведь полиция относится к элитным войскам Вооружённых Сил России. Поэтому при объявлении набора в эту структуру конкурс получается большой. О начале конкурса сообщается на сайте Министерства Обороны, в военкоматах по месту прописки и региональных управлениях военной полиции.

Требования к кандидату

Набор кандидатов в военную полицию происходит на должности сержантского и рядового состава. Но в этой ситуации у них остаются звания, которые они получили и имеют во время службы по контракту или срочной. К кандидату на службу в военной полиции предъявляются требования как к контрактнику плюс специфические для полиции:

  • иметь только Российское гражданство;
  • возраст кандидата от 19 лет и предельный 35 лет;
  • никаких медицинских ограничений для несения службы;
  • не быть судимым и не проходить в настоящем по уголовному делу в качестве обвиняемого или подозреваемого;
  • не иметь близкого родственника в системе военной полиции, если со временем не произойдёт непосредственное подчинение этим лицом кандидата;
  • образование не ниже среднего;
  • сдача экзамена по физической подготовке с оценкой не меньше чем четыре;
  • иметь 1 или 2 категорию, после сдачи тестов на профпригодность;
  • приветствуется наличие разряда по спорту.

При успешном прохождении всех этапов, в конце происходит собеседование с комендантом полиции. По итогу этого собеседования сотруднику будет названо должность и звание которые он может занять. Чем лучше показатели тестирования, итоги сдачи физической подготовки, наличие образования и воинского звания, тем лучше предложение по должности и званию последует от коменданта военной полиции.

Если кандидат не служил в армии, то официально это не может быть препятствием к принятию его на службу в военную полицию. Однако на деле, это будет минусом при рассмотрении кандидатуры, но если у него будет юридическое образование, то это может компенсировать этот недостаток.

Порядок службы

25.02.2015 был утверждён устав военной полиции. В нём говорится, что военнослужащий полиции должен выполнять функции в пределах территории ответственности военной полиции, непосредственно в котором он несёт службу. За границей ответственности сотрудник может осуществлять функции, только прописанные Минобороны РФ. Каждый полицейский имеет удостоверение, нарукавную повязку и персональный нагрудный знак. При исполнении служебных полномочий, он имеет право беспрепятственно ходить по всем помещениям воинской части, а также по всей территории. Специальный приказ для этого не требуется. Никто, кроме его, не имеет право выполнять его воинский долг.

Президент России наделил военную полицию широкими полномочиями:

  1. Обеспечивать порядок в воинских частях.
  2. Бороться с преступностью в воинских соединениях.
  3. При подозрении в совершении преступления, военная полиция может арестовывать даже сотрудников ФСБ.
  4. Борьба с военнослужащими, которые не выполняют устав.
  5. Борьба с воровством армейского имущества.
  6. Проведение проверок без предупреждения, с целью обеспечения правопорядка и законности на территории части.

Таким образом, изменений в службе военной полиции в 2017–2018 годах не запланировано. Если кандидат не служил в армии и хочет на контрактной основе нести службу в военной полиции это возможно. Для этого необходимо выполнить ряд условий, которые описана выше. Главное, помнить, что военная полиция является элитным военным соединением.

Весной широкую огласку получил скандальный случай в Омске, где офицер военной полиции оскорблял подчинённых, используя матерные слова. Только благодаря видеозаписи этого происшествия, опубликованной на YouTube, многие узнали, что в Российской армии, оказывается, существует такая структура, как военная полиция. Хотя несколько лет назад, когда она только формировалась, о ней говорили как о панацее от всех проблем в армии, призванной стать главным инструментом для борьбы с дедовщиной.

Увы, военная полиция до сих пор себя ничем не проявила. «Наша Версия» разбиралась, почему система, которая эффективно работает в 40 армиях мира, оказалась неэффективной в России.

Устав военной полиции Вооружённых сил России был утверждён в конце марта 2015 года. Таким образом де-юре было завершено создание новой правоохранительной и контрольной структуры Минобороны. Чем она занимается? Изредка появляются сообщения, что военные полицейские приняли участие в охране различных мероприятий боевой подготовки либо торжественных церемоний. На сегодня это практически исчерпывающий перечень достижений военных полицейских. Очевидно, что российская военная полиция фактически не приступила к полноценной деятельности и выполняет исключительно представительские функции.

О создании военной полиции мечтали ещё в Советском Союзе

При этом вся обширная международная практика доказывает: военная полиция является весьма эффективным инструментом для поддержания законности и правопорядка в армейских рядах. В настоящее время подразделения военной полиции действуют более чем в 40 армиях мира. Недаром, анализируя зарубежный опыт, о создании военной полиции в Советской армии впервые задумались ещё в 1989 году. Сначала в качестве эксперимента планировалось создать полицейские подразделения в двух военных округах и на Северном флоте. Однако вскоре страны не стало и затея забылась. Вновь к идее создания военной полиции вернулись в 2006 году. Поводом для этого послужил прогремевший на всю страну случай в Челябинском танковом училище, где сослуживцы жестоко искалечили рядового Андрея Сычёва. Но по различным причинам эти планы долго не были реализованы. Сначала задержка произошла из-за отсутствия правовой базы, принятие которой откладывалось на протяжении пяти лет. Предполагалось, что положение о военной полиции будет включено в закон «О полиции» в 2011 году, однако этого не случилось. В марте 2012 года было торжественно объявлено о создании в Москве 130-й бригады военной полиции. На её вооружение должна была поступить самая современная техника: бронеавтомобили «Тигр» и итальянский Iveco LMV и БТР-80. Подобные бригады планировали создать в каждом военном округе.

Такой кадровый потенциал закладывался не случайно – с самого начала военная полиция рассматривалась как мощная структура, задачи которой не ограничивались бы только поддержанием порядка в казармах. Военным полицейским собирались предоставить монопольное право на проведение дознания в частях и возможность вести оперативно-разыскную работу, что означало создание собственного агентурного аппарата, а также право рассматривать жалобы и заявления военнослужащих. Также планировалось, что во время войны полицейские смогут самостоятельно проводить контртеррористические и антидиверсионные операции. То есть военная полиция сама по себе становилась отдельным силовым ведомством, соединяющим в себе одновременно функции армии и тайной полиции. Естественно, такое могло насторожить многих.

Военные полицейские стали жертвой межведомственной борьбы

По теме

Президент США Дональд Трамп отправил военных на южные границы страны, чтобы не дать мигрантам из Гондураса и Гватемалы проникнуть в США. Он также пригрозил урезать финансовую помощь Латинской Америке из-за нашествия нелегалов.

В Главной военной прокуратуре и Главном военном следственном управлении Следственного комитета вдруг появились опасения, что новая структура, аффилированная с Минобороны, начнёт работать исключительно в интересах военного командования. Другие силовики посчитали, что наделённая большими полномочиями военная полиция в подчинении Минобороны даст министру обороны и начальнику Генштаба серьёзные рычаги воздействия. В результате прочие силовики различными способами затягивали согласование проекта, отчего практически на четыре года военная полиция зависла в положении полной неопределённости. Свою роль сыграли и правозащитники, которые заявили, что в создании ещё одной силовой структуры нет никакой необходимости. В итоге 130-я бригада была расформирована, а решения о создании других полицейских частей были аннулированы.

В конце концов сменивший Анатолия Сердюкова Сергей Шойгу отозвал на доработку направленный его предшественником на согласование в правительство и администрацию президента проект закона о военной полиции. Вскоре документ был кардинально отредактирован, отчего военная полиция получила весьма ограниченные полномочия. Задачи военных полицейских свелись к двум крайне скромным пунктам – организации патрулей в городах и гарнизонах, а также проведению предварительного дознания по преступлениям средней и малой тяжести.

Сейчас военной полицией напрямую руководит министр обороны. Курирует военных полицейских профильный главк Минобороны, у которого в подчинении 4 региональных управления военной полиции, по одному в каждом военном округе, 142 армейские и флотские военные комендатуры, 39 гауптвахт, 2 дисциплинарных батальона, а также подразделения военной автоинспекции. Численность военной полиции составляет 6,5 тыс. человек, и увеличение штата не планируется. Хотя во многих армиях мира военные полицейские составляют от 2 до 5% от общей численности вооружённых сил, то есть в российскую военную полицию для успешного выполнения ею своих задач должны набирать от 20 до 50 тыс. военнослужащих. Очевидно, что при такой малой численности военная полиция превращается в фикцию, а гарнизоны, особенно отдалённые, невозможно обеспечить даже обычными патрулями. Вести же речь о том, чтобы с такими штатами военная полиция могла бороться с дедовщиной или поддерживать правопорядок в гарнизоне, просто смешно.

Сейчас в Главном управлении военной полиции заявляют, что армейские правоохранители взяли на себя некоторые функции, которые прежде лежали на командирах частей. В частности, проводят дознание по совершённому солдатом или офицером преступлению. Однако, как отмечают эксперты, военную полицию как участника военного дознания никто всерьёз не воспринимает. Если преступление не слишком серьёзное, то им по-прежнему занимаются сами командиры частей. Если же случается что-то действительно важное, то приезжает военная прокуратура.

В связи с этим аналитики говорят, что военная полиция в российском варианте оказалась больше похожа на имитацию, получив бюрократическую форму развития. То есть вместо создания полноценного военно-полицейского корпуса произошёл лишь процесс лёгкой модернизации военной комендатуры и не более того. Придумали новую структуру, дали ей звучное название, чуть-чуть приукрасили военные комендатуры и провели их преобразования на бумаге. При этом ничего существенно не изменилось, зато все отчитались о проделанной работе и освоили бюджет.

Анатолий Цыганок, руководитель центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа:

– Главный положительный момент от создания военной полиции – возвращение гауптвахт, благодаря чему у командиров появился инструмент для укрепления воинской дисциплины. Сама же полиция выполняет практически те же функции, что раньше военная комендатура, кардинальных отличий у двух структур нет. Возможно, нужно передать военную полицию от Минобороны Минюсту, поскольку функции данной структуры к нему ближе. Допускаю, что сейчас идёт своеобразная апробация системы военной полиции. После того как недостатки будут выявлены, возможно, тогда будут приняты новые решения, через два-три года наверняка военную полицию ждут новые изменения.

как оказать сопротивление военной полиции и вообще их наказать?
Артем

Добрый день! В первую очередь Вам необходимо собрать письменные доказательства противоправных действий в Вашем отношении (фото, аудио, видео записи), наказать их могут только проведя проверку начальство или прокуратура гарнизона.

останавливает какой-то сержант офицера (ст. лейтенант) и начинают требовать удостоверение (могу я им отказать в этом?)
Артем

Останавливает где на территории в/ч или в городе? И каким образом останавливает? Вы на военной технике были или на своём автомобиле???

Должен ли он мне показать документы свои?
Артем

Он
обязан представиться и показать свои документы удостоверяющие личность так же можете потребовать показать документы на основании которых Вас останавливает т.е. у него должны быть распорядительные документы на проведение проверок, маршруты и.т.д.

сержант офицера (ст. лейтенант) и начинают требовать удостоверение (могу я им отказать в этом?) потом записывают за нарушение формы одежды (как он может увидеть что у меня нет камне и вообще имеет ли право смотреть?).
Артем

Сержант не может делать замечание офицеру, может только подсказать старшему по в/з что у него что то не так с формой одеждой. Кто записывает замечание??? Сержанту запрещается делать замечание старшему в соответствии с уставом.

Что если у него самого обувь грязная или погоны неровно пришиты?
Артем

Вот в данном случае Вы имеете право сделать ему замечание и потребовать устранение нарушений. Записывайте его в/з, должность и подразделение и чётко скажите - что у него имеются нарушения формы одежды и дайте распоряжение устранить замечание и доложить своему начальнику о сделанном ему замечании.

Как на него оказать влияние, рапорт написать, сфотографировать и прочее?
Артем

Напишите письменный рапорт начальнику или командиру данного военнослужащего, в котором сообщите ситуацию и нарушения сделанные замечания и просите провести проверку - рапорт подавайте по почте с уведомлением о доставке - второй экз. рапорта и почтовых уведомлений, квитанций храните у себя и если реакции не будет - то сможете обратиться в военную прокуратуру гарнизона.

Какой образец рапорта и куда подавать?
Артем

Рекомендую подать рапорт примерно в такой форме: В адрес командира или начальника подразделения данного сержанта - Опишите ситуацию, что где и когда происходило с привязкой по времени и датам, т.е. где и кем был остановлен, сержант ФИО не представился, документы не показал, грубо разговаривал с старшим по званию и должности на замечания не реагировал, необоснованно требовал ____, делал необоснованные замечания старшему по званию и должности, которых просто не было и.т.д. укажите все нарушения в Вашем отношении т.е. вёл себя не надлежащим образом в нарушении ОВУ ВС РФ. Далее укажите в связи с изложенным прошу Вас: 1. Провести проверку по данному факту. 2. Проверить законность и обоснованность действий _________ в моём отношении дать правовую оценку. 3. Провести разъяснительную работу с ______ и применить меры воздействия с наложением установленных взысканий и наказаний. 4. О принятом решении прошу сообщить в мой адрес: ______. Такое же заявление подайте в гарнизонную военную прокуратуру в котором так же подробно всё укажите и просите: 1. Осуществить прокурорский надзор за действиями должностного лица или лиц ФИО в/з _______ в моём отношении. 2. Осуществить прокурорское реагирование и защиту моих прав. 3. О принятом решении прошу сообщить в мой адрес: _____. После проведения проверок полагаю отношение к Вам поменяется в лучшую сторону. С Уважением...

Служба в военной полиции отличается от несения служебных обязанностей в сухопутных войсках. Это подразделение имеет свои особые задачи, к тому же требования к личному составу гораздо выше, чем к «рядовому» претенденту в контрактники.

Порядок прохождения службы в военной полиции

Положения о порядке прохождения военной службы сосредоточены в Уставе. Этот документ наиболее полно регламентирует условия деятельности ведомства.

Сотруднику военной полиции предоставляются полномочия в соответствии с его должностью и обязанностями.

Ведомство выполняет многочисленные функции: поддержание правопорядка, патрулирование, обеспечение безопасности дорожного движения (ВАИ), исполнение наказания на гауптвахтах и в дисциплинарных частях, проведение дознания и другие. Выполнение тех или иных задач и определяет особенности несения службы в полиции.

Как попасть в военную полицию

Замещение и освобождение должностей военной полиции производится в соответствии с Положениями закона №53-ФЗ («О воинской обязанности и военной службе»). Данный закон, в свою очередь, делает отсылку к Положению, регламентирующему порядок прохождения службы.

Согласно нормам, описанным в Положении, кандидат, претендующий на должность, обязан соответствовать требованиям. В частности, чтобы поступить на службу, он должен иметь определенный уровень профессиональной подготовки, а также обладать необходимыми моральными и физическими качествами.

Назначение осуществляется таким образом, чтобы кандидат был задействован по его основной или однопрофильной военной специальности с учетом имеющегося служебного опыта.

Получить информацию о вакансиях, и подать документы для рассмотрения кандидатур можно в Главном или территориальном управлении военной полиции. Адреса и телефоны указанных ведомств находятся в открытом доступе на официальном сайте Минобороны.

Соискателям, особенно офицерских должностей, следует помнить, что специальные учебные программы, готовящие исключительно по рассматриваемому направлению, появились недавно. Первый набор состоялся всего лишь в 2017 году в Московском командном училище.

В связи с этим все желающие, окончившие аналогичные учебные заведения, включая инженерную направленность, имеют возможность попасть в ряды полицейских в порядке перевода, однако, для этого потребуется пройти курсы переподготовки.

Претендентам, не имеющим офицерского звания, соответствующий чин может быть присвоен при наличии профильного высшего образования. К примеру, кандидаты с высшим юридическим образованием обладают такой возможностью.

Вероятность присвоения звания, а также наличие вакантных должностей и другую более подробную информацию рекомендуется получать из первоисточника, а именно в территориальных управлениях. Их всего 4: Санкт-Петербург - Западный округ, Ростов-на-Дону - Южный, Екатеринбург - Центральный и Хабаровск - Восточный. Главное управление находится в Москве.

Требования к кандидатам

Требования, предъявляемые к данной воинской должности, выше, чем те, которые устанавливаются для кандидатов, поступающих на контрактную службу в войска. Для наибольшей наглядности и те, и другие приведены в таблице. Под войсками понимаются рядовые части, за исключением разнообразных спецназов и иных аналогичных формирований, изначально предполагающих высочайший уровень подготовки служащих.

В колонке «Войска» будет использоваться усредненная информация, поскольку разные роды войск предполагают различные требования к кандидатам: человек, не прошедший на флот, вероятно, сможет служить в сухопутных частях.

Требование Полиция Войска
Возраст 19-35 18-40
Образование Не ниже среднего, высшее образование, включая юридическое, приветствуется Не ниже среднего общего (11 классов)
Рост От 175 см Нет требований
Спортивный разряд Приветствуется Приветствуется, но не обязательно
Наличие медицинских ограничений Нет Группа А-Б
Наличие судимости Нет, включая нахождение под следствием в качестве обвиняемого
Наличие родственников в структуре с вероятным подчинением Нет Не выделяется в качестве отдельного требования
Оценка на экзамене по физической подготовке От 4 Выполнение минимальных нормативов, установленных Минобороны, для каждой возрастной группы
Результат тестов на профпригодность 1-2 категория Положительный результат
Гражданство Только Россия, отсутствие второго и двойного гражданства Россия и иностранные подданные
Пол Мужчины Мужчины и женщины

Армия или военная полиция

Ответ на обозначенный вопрос носит исключительно субъективный характер. Каких-либо непредвзятых критериев, позволяющих оценить преимущества службы в том или ином подразделении, нет. Однако при оценке кандидатам рекомендуется обратить внимание на такие параметры:

  • Готовность к несению полностью уставной службы. Военная полиция - орган правопорядка в войсках. Ее сотрудники являются непосредственными правоприменителями, поэтому должны четко и твердо знать положения уставов, и быть готовыми к постоянному изучению законов. В других частях, выполняющих иные функции, к примеру, на военных кораблях, служба также организуется согласно уставам, но доскональное знание не требуется, поскольку задачи подразделения иные.
  • Приоритет физической подготовке, нежели подготовке по специальности. Военные полицейские должны обладать высоким уровнем физической подготовки, об этом свидетельствуют и требования к кандидатам. Желательно даже наличие спортивного разряда, поэтому если хочется более спокойной службы и развития по определенной специальности, к примеру, связиста, пробиваться в полицию не нужно.
  • Готовность к работе в сфере исполнения наказания. Возможно служебные задания в виде несения караула на гауптвахте или дисциплинарной части покажутся неприемлемыми.
  • Загрузка...


Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...