Аптеку органы госконтроля теперь проверяют одновременно. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль Виды проверок Что проверяет госконтроль

Риски обнаружения реальных или мнимых нарушений при проверках, проводимых государственными и ведомственными контролирующими органами, представляют для бизнеса даже большую угрозу, чем атаки криминала. Ведь последствием могут стать не только штрафы и предписания по исправлению нарушений, но и приостановка деятельности на 90 дней, а также полное закрытие предприятия. Но эти риски вполне поддаются управлению. Если проверку грамотно выстроить, можно значительно минимизировать ущерб.

Жертва без информации

Начав анализировать факторы, приводящие к возникновению проблем с проверяющими органами, мы обнаружили, что ключевым из них в большинстве случаев является так называемый человеческий фактор. В расхожем представлении проверяющий как бы нападает, а проверяемый держит оборону. На самом деле каждый из них просто делает свою работу. От того, станут они врагами с первой минуты или между ними состоится конструктивный диалог, зависит направлении, в котором пойдет проверка. Например, при доброжелательных деловых отношениях проверяющий без всякой коррупции и нарушений норм может позволить представить требуемый документ чуть позже, если его в данный момент нет в наличии. В ситуации же конфронтации проверяющий может внести сведения об отсутствии запрошенного документа в акт проверки, что будет грозить санкциями.

У представителя проверяемой организации есть несколько вариантов поведения. К сожалению, самый распространенный - виктимный. Проверяемый занимает позицию жертвы: суетится, пытается угодить, дает проверяющему возможность почувствовать себя более значимым, от растерянности не может подтвердить соответствие предприятия установленным требованиям, случайно выдает лишнюю информацию. Нередко проверяемые, основываясь на распространенном мнении о продажности чиновников, пытаются неумело коррумпировать проверяющих, спрашивая намеками, сколько дать.

Оба варианта поведения при проверках не подходят нашей компании. Мы не злоупотребляли этим в далекие 1990-е, тем более считаем неприемлемым использовать любые сомнительные и «серые» операции сегодня, ведем бизнес набело.

Мы задумались, как помочь нашим сотрудникам избавиться от виктимной психологии, выражающейся в ощущении себя заведомо виноватым. На использовании этого чувства, кстати, основывается успех мошенников, устраивающих липовые проверки и выманивающих путем запугивания деньги у представителей бизнеса.

Виктимность подпитывается отсутствием информации. Из-за незнания собственных прав и прав проверяющих, отсутствия навыка и алгоритма действий при проверке наши сотрудники были растерянны и допускали ошибки. Ведь провизор и фармацевт не могут, да и не должны знать все законы, требования, строительные СНИПы, санитарные и противопожарные нормы и стандарты. Когда им задавали вопросы из этих областей, сотрудники опасались ответить неправильно, чувствовали себя виноватыми и боялись проверяющих, которые казались им опытными, уверенными в себе, компетентными (на поверку эти качества нередко оказываются мнимыми).

Мы определили, что для эффективной защиты своих прав руководитель торгового предприятия должен:

■ знать законодательство, права и обязанности проверяющих и юридических лиц, процедуры проведения проверок и составления протокола об административном правонарушении, порядок взыскания штрафов и наказаний;

■ уметь противостоять незаконным действиям проверяющих на основании закона и установленных государством правил и норм;

■ отстаивать свои интересы и при необходимости оспаривать результаты проверки в судебном порядке;

Мы решили исправить ситуацию и стали обучать сотрудников этим знаниям и навыкам в рамках «Школы директоров аптек». Школа представляет собой месячные курсы, которые проходят, сменяя друг друга, группы из директоров аптек, фармацевтов и провизоров. Во все программы обучения был включен раздел, посвященный безопасности, в том числе взаимодействию с проверяющими.

Обучение начало давать свои результаты. Но в аптеках, как и во всем ритейле, высокая текучесть кадров. В Москве она подчас превышает 60-70%, в регионах - 30-40%. Мы обнаружили, что при такой текучести не можем обучить безопасности полностью весь персонал, и решили снабдить сотрудников всеми необходимыми знаниями на рабочем месте.

Проверьте проверяющего

В первую очередь были разработаны инструкции, направленные на проверку полномочий проверяющих. Например, мы рекомендуем сотрудникам вежливо попросить проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение, обязательно записать название, адрес контролирующего органа и контактные телефоны, убедиться по телефонам, что пришедший действительно направлен для проведения проверки и именно в эту организацию, изучить предъявленное постановление, распоряжение или приказ о проведении проверки. Последние должны содержать:

■ наименование органа государственного контроля;

■ номер и дату;

■ наименование юридического лица (ФИО ИП), в отношении которого проводится проверка, и его адрес;

■ ФИО должностного лица, уполномоченного на проведение проверки;

правовые основания проведения проверки;

■ цели, задачи, предмет проверки;

■ сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

■ перечень административных регламентов проведения мероприятия по контролю;

■ перечень документов для представления проверяющему;

■ дату начала и окончания проверки.

Мероприятие по контролю может проводиться только лицом, указанным в распоряжении (приказе). Если сотрудник убедился, что визитер не обладает полномочиями проводить проверку, мы рекомендуем выдворять самозванцев предельно корректно.

Продолжительность проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Для отработки этих навыков стараемся проводить тренинги в условиях, приближенных к реальным. Учим смотреть не на цвет предъявляемой «корочки», а на содержащуюся в ней информацию, использовать архитектурные особенности помещения для пассивного противодействия проверяющим, отхода через запасной выход руководителей предприятия и сотрудников, эвакуации компрометирующих документов, а также документировать действия сотрудников контролирующих органов с помощью средств видеонаблюдения и аудиоконтроля.

Следите за руками... и языком

Предлагаем коллегам на местах привлекать для участия в проверке сотрудников юридической службы и квалифицированных адвокатов. Их задача - выявлять и фиксировать противоправные действия проверяющих. Если сотрудник контролирующего органа совершает процессуальную ошибку, рекомендуем не указывать ему на это. Проверяющий может устранить ошибку и лишить нас возможности опротестовать в суде результаты проверки. Ошибки проверяющих следует фиксировать лишь в момент составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Настоятельно советуем не отказывать сотрудникам контролирующих органов в предоставлении документов и обеспечении доступа в контролируемые помещения, иначе они воспримут это как покушение на их законные полномочия. Если необходимые документы отсутствуют, надо привести уважительную причину и пообещать в ближайшее время доставить их, при этом попросить проверяющего оформить официальный письменный запрос, ссылаясь на то, что опасаетесь ошибиться в подборе документов.

Очень важно не представлять лишние, не относящиеся к предмету проверки документы и отвечать только на поставленный вопрос, причем коротко и по сути. Любая лишняя информация может стать поводом для дальнейших объяснений.

Вооруженные папки

Чтобы помочь коллегам из аптек сориентироваться в полномочиях потенциальных проверяющих, мы сформировали перечень контролирующих и проверяющих органов, которые имеют право инспектировать наши аптеки. Последняя редакция перечня включила 52 государственных и ведомственных органа. Для каждого из них было решено сформировать папку с документами, которые они имеют право затребовать.

Оказалось, что папка для инспектора МЧС должна включать 11 документов, для прокуратуры - 24, ДЭБ МВД - 18. В каждую из папок мы вложили разъяснения для сотрудников, в какой срок и на каком основании эти документы представляются. Руководители аптек самостоятельно подбирали заверенные копии документов, относящиеся к их торговым точкам, что позволяло им лучше ориентироваться в документации и готовиться к любым проверкам.

Если проверяющий просит у них документ, которого нет в перечне его организации, для руководителя аптеки это сигнал, что он, возможно, превышает пределы своих полномочий. Но и в этом случае мы не рекомендуем работникам аптек спорить с проверяющими. Наоборот, отвечать надо вежливо, что по закону мы вам обязаны представить только вот эти документы, но и то, что вы просите, обязательно представим по письменному запросу. Ответом на этот запрос, если он последует, займутся уже юристы компании.

Эффективность подобной подготовки была подтверждена практикой. Но практика выявила и недостатки: большое количество папок в полностью укомплектованном виде занимали целый книжный шкаф. Хранить их в небольшом помещении аптек, в основном занятом торговым залом, практически невозможно: кабинет директора по нашим нормам занимает 2-4 кв. м, склад - немногим более, и загромождать их папками с документами нерационально.

Тогда мы решили сделать одну папку со всеми документами для всех проверяющих органов, тем более что большинство из них повторялись, а к ней перечни, что нужно для каждого из них. Но и это оказалось не совсем удачным решением: инспектор, допустим, из пожарной службы мог, не найдя недостатков по своей части, заодно поизучать документы для санэпидемстанции, пытаясь хотя бы за обнаруженные в них нарушения зацепиться.

Получается, что мы сами показывали проверяющим лишние документы. Неудачным было признано и решение держать в аптеках только папки для органов, которые осуществляют проверки регулярно: их около 12. При появлении «нерегулярного» проверяющего наши антикризисные меры не срабатывали и нервозность персонала добавляла ошибок.

Решили формировать папки в электронном виде. Теперь в компьютере, находящемся в каждой аптеке, есть все документы для проверок, разбитые на электронные папки и заверенные электронной подписью. Пришедшему проверяющему директор аптеки может продемонстрировать документы из предназначенной ему папки на экране или предоставить их же по официальному запросу в установленных законом срок.

Не соглашайтесь с актом

Объем и состав изымаемых в ходе проверок документов определяются приказом ФНС России от 31.05.2007г. №ММ-3-06/338@, процедура изъятия - ст.183 УПК РФ и Инструкцией Минфина России от 26.07.1991г. №16/176.

Выемка документов и изъятие товаров проводятся в присутствии двух свидетелей (ими не могут быть должностные лица юрлица, его учредители, а также представители контролирующего органа). Если выемка происходит одновременно в нескольких помещениях, то в каждом из них должны присутствовать по двое понятых. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в протоколе выемки или прилагаемых описях, пронумерованы, прошиты и скреплены печатью юрлица. Если невозможно изготовить копии одновременно с изъятием оригиналов, контролирующая организация обязана сделать их за свой счет и в течение пяти дней представить руководителю предприятия.

В случае нарушений со стороны проверяющих руководитель предприятия имеет право обратиться в вышестоящий орган контролирующего, УСБ, прокуратуру, суд.

В ходе устного опроса сотрудниками ОВД важные сведения могут быть закреплены письменными объяснениями. Допрос может проводиться только после возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве свидетеля или обвиняемого.

При выявлении административного правонарушения согласно ст.28.5 КоАП РФ немедленно составляется протокол в присутствии руководителя или его законного представителя, которому должны быть разъяснены его права и вручена копия протокола. Если во время проверки руководитель отсутствует, то протокол может быть составлен в течение двух суток с последующим вызовом руководителя в контролирующий орган. Возможность ознакомления руководителя с протоколом закреплена ст.28.2 КоАП РФ.

Руководитель имеет право отказаться от дачи объяснений без мотивации причин и от участия в составлении протокола опроса. По возможности не отказывайтесь от подписания документов. При этом можете сопровождать свою подпись словами: «С актом (протоколом) не согласен». Не стоит конкретизировать свое несогласие, поскольку впоследствии его можно скорректировать.

В ходе мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не имеют права:

1) проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица;

2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятия по контролю должностных лиц или ответственных работников;

3) требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;

4) отбирать образцы (пробы) продукции для проведения исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта и в количестве, превышающем необходимое;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом коммерческую тайну предприятия;

6) превышать установленные законом сроки проведения проверок;

7) выдавать юридическим лицам (представителям) предписания о проведении за их счет мероприятий по контролю.

К ВАМ ПРИШЛИ С ПРОВЕРКОЙ. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?

1. Убедитесь в достоверности распоряжения (приказа) и служебных удостоверений сотрудников.

2. Справьтесь о полномочиях проверяющего по телефону контролирующего органа.

3. Помните, что все проверки должны осуществляться в светлое время суток, во время рабочего дня.

4. Убедитесь, что дата начала мероприятия совпадает с фактической датой прибытия.

5. Контакт с представителем контролирующего органа целесообразно вести при включенном диктофоне (о включении его должны предупредить собеседника, а запись проводить с его согласия).

6. Не пытайтесь сразу отвечать на все поставленные вопросы.

7. Уверенно напоминайте проверяющему тезис о равенстве граждан перед законом.

8. Уместно также напомнить, что компания исправно платит налоги и часть из этих средств идет на обеспечение зарплаты сотрудников контролирующих органов.

9. В случае предъявления претензий в вежливой форме попросите изложить их суть, а также на основании какого законодательного акта они предъявляются.

10. Не допускайте неформального общения с проверяющими (совместного чаепития и т.п.).

11. В ходе работы интересуйтесь результатами.

Денисевич Александр Викторович в 1998 г. закончил юридический факультет Белорусского государственного университета, в 2004 г. - Академию управления при Президенте РБ, кандидат юридических наук. Работал в системе налоговых органов, в КГК - с 2001 г.

Уласень Ирина Николаевна в 2004 г. закончила Белорусский государственный экономический университет по специальности "Правоведение". С 1998 г. работала в системе налоговых органов, с 2009 г. - в КГК.

В организации перед плановой проверкой сменился директор. При этом бывший директор не вернул печать и устав.

Будут ли какие-либо претензии к организации со стороны проверяющих, если бывший директор не вернет в период проверки печать и устав?

Да, если по требованию проверяющих не будет представлен устав.

Контролирующие (надзорные) органы в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества (п. 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение и Указ № 510)). Таким образом, проверяющими может быть в случае необходимости истребован устав организации. За неисполнение требований проверяющих установлена административная ответственность (ст. 23.1, 23.4 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее - КоАП)).

Все материалы вы можете найти в свежих журнала "Главный Бухгалтер" на портале сайт

В отношении возврата документов и печати необходимо отметить, что ст. 377 Уголовного кодекса РБ предусмотрена уголовная ответственность за сокрытие документов и печатей из корыстных или иных личных побуждений. В связи с этим в создавшейся ситуации уполномоченным представителям организации необходимо обратиться в органы внутренних дел.

Проверяющие в акте проверки указали нарушение, которое в действующем законодательстве четко не прописано. Организация указала на данный факт, а также на норму п. 15 Указа № 510, в соответствии с которой проверяемого субъекта следует признавать добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное, а в случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого. Однако изменения в акт проверки внесены не были.

Что делать организации, если проверяющие вменяют правонарушение при отсутствии в законодательстве нормы, которая нарушена?

Представить возражения, подать жалобу в вышестоящий контролирующий орган или суд.

По результатам проверки ответственность несут:

Проверяющий - за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки;

Должностные лица и представители проверяемого субъекта - за достоверность документов, сведений и фактов, указанных в представленных по требованию проверяющего справках, объяснениях и расчетах (п. 61 Положения).

Если проверяемая организация не согласна с выводами проверяющих, она вправе по результатам проверки представить данному органу возражения. Для этого организация обязательно должна:

1) сделать в акте (справке) проверки об этом запись (перед своей подписью).

Например, "С результатами (отдельными результатами) проверки не согласен. Будут представлены возражения" и т.д.;

2) соблюсти сроки представления возражений.

Возражения необходимо представить в письменном виде и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) (п. 71 Положения).

При получении возражений возможно 2 варианта исхода дела.

Первый вариант: проверяющие (руководитель проверки) изучат обоснованность доводов, изложенных в возражениях, и в течение 15 рабочих дней со дня поступления возражений составят письменное заключение и направят его проверяемой организации заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручат его организации (ее представителю) под роспись.

Второй вариант: назначение дополнительной проверки. Ее назначают не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях. Такую проверку проводит тот контролирующий (надзорный) орган, который первоначально проводил проверку. При этом варианте письменное заключение по возражениям будет направлено либо заказным письмом с уведомлением о вручении, либо под роспись, но уже не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.

Если организация не согласится с вынесенным по результатам проверки решением по акту проверки (требованием (предписанием) об устранении нарушений), то она вправе обжаловать действия (бездействие) проверяющих в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в общий либо хозяйственный суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами (п. 78 Положения).

Справочно: подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.

Обжалование решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством. При этом жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в хозяйственный суд в течение года со дня их вынесения.

В организации в феврале 2013 г.состоится плановая проверка. При этом за последние 3 года в организации сменилось несколько главных бухгалтеров.

Возможно ли применение административной ответственности к бывшему бухгалтеру (не работающему в период проверки)?

Да, если не истек срок привлечения к ответственности.

Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 5 и 6 ст. 4.2 КоАП).

Таким образом, прекращение трудовых отношений с организацией не исключает привлечения к административной ответственности за совершенное в период выполнения трудовых обязанностей нарушение, если не истекли сроки привлечения к административной ответственности.

Справочно: сроки привлечения к административной ответственности установлены ст. 7.6 КоАП.

Так, административное взыскание может, в частности, быть наложено за совершение:

Административного правонарушения - не позднее 2 месяцев со дня его совершения;

Длящегося административного правонарушения - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения;

Административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, - не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения.

Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные:

Ст. 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8-13.11 КоАП - совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 1 года со дня их совершения;

Ст. 13.14 КоАП - административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 2 лет со дня их совершения и 2 месяцев со дня их обнаружения.

До 1 октября 2012 г. в п. 18 Указа № 510 были предусмотрены нарушения, которые при выполнении определенных условий не рассматривались как административное правонарушение и к которым соответственно не применялись административные штрафы. С 1 октября этот пункт утратил силу.

Вправе ли теперь организации претендовать на такие смягчающие обстоятельства?

Вправе, они предусмотрены ст. 5.5 КоАП.

Положения п. 18 Указа № 510 перенесены в ст. 5.5 КоАП, так как относятся к предмету регулирования административного законодательства.

Так, у юридических лиц по-прежнему не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в порядке, определенном Указом № 510, следующие деяния:

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляют налоговые органы, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);

Неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.

Директор превысил полномочия, определенные ему уставом. Так, например, он имел право самостоятельно заключать сделки на сумму не выше 10 тыс. долл. США.


Все что свыше - с разрешения учредителей.

Являются ли такие вопросы объектом контроля и если да, то какие последствия это повлечет для предприятия?

Особым объектом контроля в рассматриваемой ситуации могут являться вопросы отчуждения государственного имущества (сделки с ним).

Так, при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении этих полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (ст. 184 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

Общие последствия недействительности сделки определены п. 2 ст. 168 ГК. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами.

Белорусская организация передала по договору комиссии товар российской организации. По истечении некоторого времени резидент узнал, что российская организация ликвидирована.

Является ли резидент в данном случае нарушителем норм Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 178)?

Да, если денежные средства не поступят в срок, установленный Указом № 178 или разрешением Нацбанка.

Резиденты при экспорте по договорам комиссии обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме не позднее 120 календарных дней с даты отгрузки товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).

Необеспечение своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо - до 2 % от суммы не завершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции (ч. 1 ст. 11.37 КоАП).

Указанную ответственность не применяют в подтвержденных документами случаях, если:

Товар в то время, когда риски несла белорусская сторона, оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

Произошла недостача в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

Товар выбыл из владения белорусской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;

Возврат переведенной в счет оплаты товара суммы оказался невозможным в силу действия непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Ситуация, произошедшая с белорусской организацией, не входит в указанный перечень исключений. Следовательно, по истечении 120 календарных дней с даты отгрузки товаров к белорусской организации возможно применение административной ответственности.

В то же время белорусская организация может обратиться в Нацбанк за разрешением на продление срока проведения внешнеторговой операции и инициировать отмену решения о ликвидации нерезидента с пересмотром ее результатов.

Справочно: в случае если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением (п. 5 Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.04.2009 № 52).

Возможно ли привлечение к административной ответственности без составления акта проверки?

Возможно, в частности, при проведении внеплановой тематической оперативной проверки.

Акт внеплановой тематической оперативной проверки могут не составлять, если в ходе проверки выявлено административное правонарушение и составлен протокол об административном правонарушении либо вынесено постановление о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с законодательством протокол об административном правонарушении не составляют, о чем в книге учета проверок делают соответствующую запись (п. 91 Положения).


В то же время следует отметить, что акт проверки наряду с иными документами является одним из источников доказательств, если он составлен в соответствии с требованиями законодательства РБ.

В здании, где организация арендует помещение, произошла авария - помещения были затоплены горячей водой. В результате часть первичных документов была испорчена.

Что необходимо сделать организации, если документы испорчены?


Восстановить документы.

Если необходимые для проверки документы были испорчены, организация должна их восстановить. Иначе при проверке предприятия размер причитающихся к уплате в бюджет налогов будет определен на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке либо расчетным методом (на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности).

Отметим, что если порча документов совпала с моментом получения уведомления о проведении плановой проверки или произошла незадолго до его получения, то организация вправе не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления подать в контролирующий (надзорный) орган письменное заявление с просьбой о переносе проверки. В нем необходимо указать причины, препятствующие проведению проверки (дополнительно к заявлению можно приложить справку от коммунальной службы, подтверждающую факт аварии). Контролирующий (надзорный) орган не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления должен принять решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки (п. 31 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение и Указ № 510)).

Если же порча документов произошло в ходе проведения плановой проверки, то необходимость их восстановления является одним из обстоятельств, когда проведение плановой проверки может быть приостановлено по решению руководителя государственного органа (его уполномоченного заместителя) на срок, не превышающий 3 месяцев с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта, если они были применены контролирующим (надзорным) органом (п. 27 Положения).


Справочно: нарушение должностным лицом юридического лица (индивидуальным предпринимателем) правил хранения бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов,применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 35 базовых величин (БВ) (ч. 3 ст. 12.1 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее - КоАП)).


С 1 октября 2012 г. в Положении установлено новое основание для назначения внеплановой проверки. Теперь такая проверка может быть назначена КГК либо иным органом по его поручению при наличии у КГК информации, свидетельствующей о совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства. Ранее это было возможно только при наличии сведений, свидетельствующих о лжепредпринимательской деятельности самого проверяемого субъекта.

Каковы признаки лжепредпринимательства?

Лжепредпринимательство - это создание юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность, преследующее определенные цели.

Обязательной характеристикой созданной лжепредпринимательской структуры является отсутствие у ее создателей намерения осуществлять заявленную в учредительных документах предпринимательскую деятельность, которое может проявиться в следующем:

Организация вовсе не совершает каких-либо сделок, не получает прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, от банковских операций;

Организация совершает лишь мнимые, притворные и иные недействительные сделки, что является способом сокрытия незаконной деятельности;

Организация осуществляет предпринимательскую или уставную деятельность, ноэто не было целью ее создания - такая деятельность осуществляется лишь с целью прикрытия незаконной деятельности.

В то же время лжеорганизация должна реально осуществлять деятельность, которая указана в качестве целей ее создания: прикрываясь государственной регистрацией организации, виновный незаконно получает кредиты; освобождается от уплаты налогов по той деятельности, которая ведется реально, но в рамках другой организации; получает имущественную выгоду (путем "прокручивания", например, на вкладах в банках средств, полученных от физических или юридических лиц); занимается запрещенной деятельностью (производством наркотиков, оружия и т.п.).

Однако никаких целей у официальных (номинальных) учредителей лжепредпринимательской структуры, как правило, не существует. Данные цели преследуют те лица, которые реально пользуются реквизитами лжепредпринимательской структуры и реально совершают от ее имени мнимые, притворные и иные недействительные сделки, оставаясь неустановленными.

Административная ответственность за лжепредпринимательство предусмотрена ст. 12.12 КоАП, а уголовная - ст. 234 Уголовного кодекса РБ (далее - УК).

Налоговые последствия совершения сделок с лжепредпринимательскими структурами определены в подп. 1.11 п. 1 Указа Президента РБ от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств"* (далее - Указ № 488), который вступит в силу с 1 января 2013 г.
__________________________
Гл. бухгалтер. - 2012. - № 41. - С. 10-14.


Что делать предприятию, если оно работало несколько лет с организацией, которая недавно внесена в реестр так называемых лжеструктур?


Проверить все документы, полученные от лжеструктуры, на факт соответствия законодательству и при наличии нарушений самостоятельно пересчитать налоги.

Исчерпывающий перечень оснований, при наличии одного или нескольких из которых субъекты хозяйствования подлежат включению в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, определен подп. 1.1 п. 1 Указа № 488.

Так, в частности, в названный реестр будет включен субъект хозяйствования:

В деятельности которого согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства (см. ответ на предыдущий вопрос. - Прим. ред. );

Бланки строгой отчетности которого и (или) его текущие банковские счета использовались в совершении преступления, предусмотренного ст. 233 "Незаконная предпринимательская деятельность" УК.


Справочно: под незаконной предпринимательской деятельностью, влекущей уголовную ответственность, понимают предпринимательскую деятельность, осуществляемую без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно (незаконная предпринимательская деятельность), сопряженную с получением дохода в крупном размере.


Основное предупредительное средствоот совершения сделки с таким субъектом - проверять все поступающие от контрагентов документы по форме и по содержанию на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя РБ - также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

При выявлении нарушения следует самостоятельно пересчитать налоги и представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации.


От редакции:

Информация о покупателе конкретного бланка ТТН, контрольного (индентификационного) знака, а также о признании этих документов недействительными является общедоступной и может быть получена заинтересованной организацией посредством:

Сети Интернет по адресу http://blank.bisc.by;

Письменного обращения в инспекцию МНС или организацию, осуществляющую реализацию бланков.

Вопросы создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (ЭБД) регулирует постановление Совета Министров РБ от 06.07.2011 № 912.


В каких случаях организация может получить освобождение от административной ответственности и есть ли такая практика?


При малозначительности нарушения или по решению Президента.

По результатам проверки проверяемый субъект может быть освобожден от административного взыскания:

В случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Напомним, что малозначительным признают деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым правам и интересам (ст. 8.2 КоАП);

Полностью или частично по решению Президента (ст. 14.8 ПИКоАП).

Ходатайство об освобождении от административного взыскания рассматривается в порядке, предусмотренном Положением о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий, утвержденным Указом Президента РБ от 17.10.2005 № 481.


Что проверяют специалисты КГК при наличии арендных отношений?


Соблюдение норм Указа № 150.

Как правило, специалисты КГК проверяют арендные отношения, в которых объектом аренды является республиканская или государственная (ее часть) собственность. В таких случаях проверяется соблюдение организациями норм, определенных Указом Президента РБ от 29.03.2012 № 150 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом" и утвержденных им положений.


Организация оприходовала наличные денежные средства не в тот день, когда они были получены, а на следующий.

Будет ли это нарушением и если да, то какова ответственность?


Будет, предусмотрен штраф в размере до 20 БВ.

Оприходование наличных денег юридическим лицом (его подразделением) означает, что в день совершения операции необходимо:

1) документально оформить прием наличных денег в кассу по приходным кассовым ордерам, другим приходным документам, с использованием кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов;

2) учинить кассиру соответствующую запись в кассовой книге, товарно-денежных, сменных отчетах (для уполномоченных лиц), регистрах бухгалтерского учета, книгах учета на конец рабочего дня (смены) либо показания денежных оборотов в книге кассира.

Эти общие правила определены п. 51 Инструкции о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107.

Однако из общего правила есть исключения. Они предусмотрены в п. 52 этой же Инструкции. Так, сдача наличных денег юридическому лицу его подразделениями, расположенными вне места нахождения юридического лица, а также уполномоченными лицами, сдающими выручку юридическому лицу (подразделению), должна осуществляться в срок, установленный юридическим лицом (подразделением). Записи в кассовую книгу делает кассир в день оформления приходных кассовых ордеров по факту приема наличных денег от подразделений, уполномоченных лиц.

Нарушение вышеуказанных правил является несвоевременным оприходованием наличных денег юридическим лицом (подразделением) и влечет штраф в размере до20 БВ (ч. 3 ст. 11.7 КоАП).


Могут ли храниться на складе копии ТТН (оригиналы находятся в офисе и могут быть представлены по требованию проверяющих при проведении проверки)?


Да, такая ситуация возможна.

Накладные ТТН-1 и ТН-2 должны применяться юридическими лицами всех форм собственности. Указанные документы являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192).

При поступлении товарно-материальных ценностей от поставщиков на склад товар приходуется согласно ТТН или ТН поставщика. Хранение товара на складе может осуществляться непосредственно на основании ТТН или ТН поставщика для подтверждения его приобретения (поступления). Однако организация для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру может применять карточку складского учета материалов, которая заполняется на основании ТТН на каждый номенклатурный номер ценностей и является документом складского учета. В этом случае оригиналы ТТН, подтверждающие факт поступления товара, хранятся на складедо момента передачи их в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию).

Плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей (подп. 1.12 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса РБ) .

Необходимые в предусмотренных законодательством случаях документы в момент проведения проверки по факту законности хранения товара могут находиться как непосредственно в месте хранения товара (например, на складе), так и в другом месте. Однако они должны быть предъявлены проверяющим по их письменному требованию в установленный ими срок, продолжительность которого может определяться исходя из целей, задач и сроков ведения административного процесса (подп. 2.15 п. 2 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума ВХС РБот 21.02.2011 № 8).

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.

В зависимости от основания проверки подразделяются:

1) на плановые;

2) внеплановые.

В зависимости от порядка проведения проверки подразделяются:

1) на документарные;

2) выездные.

Организация и проведение плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридиче­ским лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществ-ления деятельности обязательных требований и требований, установ­ленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие све­дений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдель­ных видов предпринимательской деятельности, обязательным требова­ниям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых ор­ганами государственного контроля (надзора), органами муниципально­го контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов, но не чаще чем один раз в три года.

В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества ин­дивидуальных; предпринимателей, деятельность которых подлеща плановым проверкам;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;

4) наименование органа государственного контроля (надзора) над органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную пла­новую проверку.

При проведении плановой проверки органами государственного кон­ троля (надзора), органами муниципального контроля совместно указыва­ются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный шин проведе­ния плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц по­средством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муници­пального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегод­ный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план

проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридиче­ского лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уве­домления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринима­телей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов дея­тельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпри­нимателей - членов саморегулируемой организации - проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов са­морегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегу­лируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведе­ния плановых проверок.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивиду­альный предприниматель уведомляются органом контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руково­дителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным спо­собом.

В случае проведения плановой проверки членов саморегулируе­мой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую ор­ганизацию в целях обеспечения возможности участия или присутст­вия ее представителя при проведении плановой проверки.

В случае выявления нарушений членами саморегулируемой ор­ганизации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа кон­троля (надзора) обязаны сообщить в саморегулируемую организацию о выявленных нарушениях в течение пяти рабочих дней со дня окон­чания проведения плановой проверки.

Белоногова Екатерина Владимировна
Старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры по городу Москве

Результаты этой проверки таковы: мы проверили 135 аптечных учреждений и организаций, осуществляющих как оптовую продажу, так и поставку ЛП. Выявлено 515 нарушений законов, внесено 85 представлений, возбуждено 175 административных производств; из них большинство по ст. 14.6 КоАП РФ "О нарушении порядка ценообразования», а 66 административных производств — по ст. 14.1. ч. 4. "О нарушении лицензионных требований".

Наши прокуроры при проведении проверок обращали пристальное внимание на ценообразование. Во многих аптеках были выявлены нарушения порядка наценки на ЖНВЛП. Также нарушался порядок хранения ЛП. В рамках этой проверки прокуроры приглашали специалистов в этой сфере — из Департамента здравоохранения г. Москвы, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора), а также представителей Управления Роспотребнадзора по Москве и МО. Выявлялись нарушения санитарных правил именно в помещениях аптек. Большинство нарушений касается порядка хранения ЛС и ценообразования.

Сейчас утвержден новый перечень ЖНВЛП. Но помимо работы, связанной с непосредственной проверкой аптек, поскольку все-таки основные проверки аптечных учреждений проводят контролирующие органы — основные — Департамент здравоохранения и территориальное управление Росздравнадзора, наше ведомство осуществляет и надзор за этими органами государственного контроля. В рамках Федерального закона от 26.12.08 №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сейчас все проверки контролирующих органов подчинены этому закону, но у каждого органа госконтроля есть специальный закон, в котором обозначены особенности для проведения той или иной плановой проверки или той или иной внеплановой. Органы государственного контроля каждый год формируют план ведения проверок на следующий год, к 1 сентября направляя в органы прокуратуры проект плана. Мы этот план изучаем на предмет законности включения той или иной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, смотрим, соблюдены ли требования к включению данной проверки в план.

На первом этапе (до конца сентября) мы формируем план проверок с учетом того, что можно включить, а что — отклонить. Также все органы госконтроля сейчас ориентированы на возможность исключения административного давления, когда они идут проверять аптеку все вместе, одновременно. Если проверка запланирована на январь, в январе придут все органы, которые изъявили желание проверить данное учреждение, — на предмет обеспечения лекарственными средствами, соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, правил пожарной безопасности. Мы ориентируем, чтобы приходили в аптеку одновременно, смотрели все направления и больше в течение года, если нет оснований для внеплановых проверок, аптеку не беспокоили.

На втором этапе соответственно органы госконтроля согласовывают все свои совместные мероприятия, а нам уже присылают план, который они скорректировали с учетом наших предложений. Здесь мы тоже часть проверок отклоняем, если видим, что какие-то проверки были включены необоснованно. Прокуратура Москвы формирует московский сегмент и направляет в Генеральную прокуратуру РФ. Единый ежегодный план размещается на официальном сайте Генпрокуратуры РФ. Московский (субъектовый) сегмент размещен на сайте территориального органа прокуратуры, с информацией о планируемых проверках аптечных предприятий могут ознакомиться юридические лица/индивидуальные предприниматели.

Мы осуществляем надзорные полномочия за органами госконтроля. А именно смотрим, соблюдены ли ими при проведении проверок требования законодательства; не нарушены ли процедура, сроки, своевременно ли аптеки уведомлены о проведении проверки по основаниям; правильно ли возбуждены в отношении аптек дела, не нарушены ли требования административного законодательства. При выявлении нарушений законодательства мы принимаем непосредственно к органам государственного контроля меры прокурорского реагирования.

Другое направление — внеплановые выездные проверки. Также у каждого органа госконтроля специально в законе, регулирующем тот или иной вид надзора, есть особые основания для проведения внеплановой выездной проверки. Если это связано с лицензией — здесь будет Закон об отдельных видах лицензионной деятельности. Если это связано с правилами противопожарной безопасности, то руководствоваться будут Законом о пожарной безопасности. Там у нас определенные основания и условия, которые дополняют требования Федерального закона №294-ФЗ, об основаниях внеплановой выездной проверки. При поступлении такого заявления от органов государственного контроля органы прокуратуры в этот же день проверяют законность такого распоряжения и вообще законность организации проверки. При наличии законных оснований мы согласовываем внеплановую выездную проверку. Если же мы не видим оснований для согласования, мы в ней отказываем.

Последняя проверка выявила, что в Москве Департамент здравоохранения не надлежащим образом осуществляет государственный контроль за обеспечением лекарственными средствами. По результатам проверки нами было внесено в адрес Департамента представление об активизации надзора в данной отрасли. Для примера, в 2014 г. прокуратурой было согласовано 66 плановых проверок по объектам Департамента здравоохранения, которые закончились тем, что выявлено 27 нарушений законодательства, возбуждено 18 дел об административных правонарушениях, привлечено 11 лиц к административной ответственности (в части, связанной с ценами и ценообразованием). По лицензионным требованиям ими было проведено 125 проверок, из них 81 согласовали в плановом порядке и 44 — вне плана. По их результатам тоже выдавались предписания, возбуждались дела об административных правонарушениях.

В случае если руководители аптек считают, что органы госконтроля при проведении плановых и внеплановых мероприятий нарушили требования законодательства, нужно обращаться в органы прокуратуры, писать заявления, и мы будем принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования в отношении органов государственного контроля. Наш адрес: Москва, пл. Крестьянской Заставы, д. 1. Если нужна межрайонная прокуратура, пишите заявление в прокуратуру вашего субъекта.

Надзор за соблюдением прав предпринимателей — одно из приоритетных направлений деятельности прокуратуры на сегодняшний день. У нас также действует общественный совет, в который входят представители различных ассоциаций предпринимателей. Мы ежеквартально с ними встречаемся и обсуждаем все насущные проблемы, вырабатывая единые меры воздействия в целях соблюдения аптечных интересов.

На вопрос, почему прокуроры часто замещают функции контролирующих органов, Екатерина Белоногова ответила: "Если прокурор вмешался, значит, орган госконтроля не справился с поставленной задачей". При этом она подчеркнула, что проверяется не только аптечная организация, но и контролирующее ведомство, причины его позднего реагирования на поступающие обращения и жалобы от потребителей.

По материалам конференции ААУ "СоюзФарма" "Аптечный бизнес: адаптация к действительности"



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...