Отработка приемов деблокирования пострадавших на транспортных средствах. Основные способы деблокирование пострадавших. Деблокирование пострадавших в дорожно-транспортном происшествии при наезде транспортного средства на стоящее транспортное средство

Число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных про­исшествиях (ДТП) по Российской Федерации превышает суммар­ное количество погибших и пострадавших во всех остальных, вмес­те взятых, чрезвычайных ситуациях (ЧС). По сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП (в относительных единицах на 10 тыс. транспортных средств) у нас в

несколько раз превышает аналогичные показатели других стран. Значительная часть из пострадавших погибает от несвоевременности оказания им помощи. Это вызвано длительностью промежутка времени между возникновением происшествия, оповещением о пострадавших в нем людях в соответствующие службы (ГПБДД, ПСС, медицинские уч­реждения) и прибытием спасателей и медицинского персонала на место ДТП. Как показал опыт ликвидации последствий ДТП, сред­ние сроки прохождения сообщения о происшествиях ДТП в городах составляют от 10 мин до 1 ч, а в сельской местности - от 1,5 ч и более. Кроме этого, экстренная медицинская помощь не всегда бывает на соответствующем уровне из-за отсутствия современных медицин­ских средств и специального медицинского оснащения. В результа­те погибают около 70 % пострадавших, которые могли бы быть спасены при своевременном и профессиональном оказании им помо­щи. Это обусловливает актуальность повышения эффективности АСР при ликвидации последствий ДТП.

По характеру ДТП подразделяются на две основные группы:

Столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды;

ДТП, осложненные дополнительными поражающими фактора­ми (ДТП на железнодорожных переездах, падение автомобилей с крутых склонов и в воду, ДТП при перевозке опасных грузов, при пожарах и др.).

На столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды при­ходится более 90 % от общего количества ДТП, а число постра­давших и погибших в ДТП этих типов намного превышает сум­марное число погибших и пострадавших во всех остальных чрез­вычайных ситуациях различного характера, вместе взятых. Это обусловливает актуальность выбора рациональной технологии ликвидации последствий данного вида ДТП.

Спасение пострадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах заключается в деблокировании пострадавших, извлечении из поврежденных автомобилей и оказании им пер­вой медицинской помощи. Необходимым условием эффективности спасательных работ является максимальная разборка поврежденно­го автомобиля для обеспечения доступа к пострадавшему, т. е. осво­бождение вокруг него пространства, необходимого для оказания пер­вой медицинской помощи, фиксация пострадавшего без его допол­нительного перемещения и извлечения пострадавшего из автомобиля. При этом и для легкового и для грузового автомобилей выполняют­ся следующие основные операции :

1. Организация зоны оцепления - обозначение ее светоотражаю­щими конусами или мигающими фонарями.

1.1. Установка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте.

1.2. Стабилизация поврежденного автомобиля.

2. Отключение аккумулятора.

3. Отключение несработавших систем воздушных подушек и рем­ней безопасности.

4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков (стекла, пла­стика и т.п.), обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов.

5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузо­ве аварийного автомобиля путем перекусывания одной из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы переме­щения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, т. е. первый кус делается со сто­роны удара.

6. Деблокирование пострадавшего.

7. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи.

8. Фиксация пострадавшего.

9. Извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля.

Для устранения раскачивания поврежденного автомобиля (сдви­га, перевертывания) его стабилизируют, для этого используются спе­циальные приспособления или средства технического осна­щения (домкраты, пневматические подушки и т. п.).

Раскачивание поврежденного легкового или грузового автомо­биля, расположенного горизонтально на колесах, устраняют, выпуская из них воздух, например, путем срезания ниппеля шины или ус­тановки двух колодок под колеса.

Остаточные напряжения в деформированном кузове аварийного автомобиля снимают путем перекусывания стойки или другого силового элемента кузова, который выбирается в зависимости от ха­рактера повреждения автомобиля, степени деформации узлов кузо­ва, направления удара и других факторов. При этом перемещения элементов кузова при снятии напряжения должны быть направлены в сторону, раскрывающую зажатие пострадавшего.

Перед перекусыванием выбранного узла необходимо проанали­зировать характер возможных перемещений и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего. После снятия остаточно­го напряжения при необходимости выполняется повторная стабили­зация автомобиля.

Аккумулятор отключают во избежание загорания и непроизволь­ного срабатывания некоторых систем автомобиля. Системы воздуш­ных подушек и ремней безопасности отключают для предотвраще­ния дополнительного травмирования пострадавших при

внезап­ном срабатывании этих систем. При этом воздушные подушки и пиротехнические системы ремней безопасности отсоединяют, пе­рекусывая провода аккумулятора или автономного для данной сис­темы источника питания. При наличии в автомобиле механической системы ремней безопасности разрезают ремень безопасности (за исключением случая опрокидывания).

Для защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластмассы и т. п.), отлетающих при разборке поврежденного автомобиля, применяется плотная прозрачная пленка, позволяющая поддерживать визуальный контакт между пострадавшим и спасателем. Порядок удаления стекла зависит от его вида, а также способа крепления к кузову автомобиля. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удаляется с помощью специальных инструмен­тов, а при их отсутствии - с помощью молотка и гидравлического разжима. Стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лен­той, удаляют с использованием присоса с рукояткой. Для этого предва­рительно режется лента. Стекла боковых окон удаляются с помощью специальных инструментов или молотка и гидравлического разжима.

Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших (табл. 4.1).

На рисунках 3 - 7 показано выполнение основных операций деблоки­рования пострадавших в легковом автомобиле, на рисунках 8-10 - в грузовом.

Таблица 4.1 Типовые правила реагирования при различных видах ДТП.

№ п/п Вид ДТП Типовые повреждения ТС Типовые травмы пострадавших
Лобовое столкновение Деформация перед­ней (лобовой) части ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол; смещение двигателя под салон, подъем пола
Каса­тельное столкновение Деформация сопри­касающихся боко­вых частей ТС Травмы живота, грудной клетки, лица, переломы ребер, резано-колотые, рваные раны
Боковое столкновение Деформация боко­вых частей ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол, деформация крыши вниз, пола - вверх Шейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы нижних конечно­стей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ре­бер, резано-колотые раны
Опроки­дывание Значительная де­формация корпуса, крыши, нарушение целости стекол, раз­лив топлива Шейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы позвоночника, ре­зано-колотые раны
Наезд Деформация перед­ней части автомоби­ля, повреждение ло­бового стекла; сме­щение двигателя под салон Шейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы живота, грудной клетки, лица, нижних конечностей, резано-колотые раны

Для обеспечения доступа к пострадавшему крыша легкового ав­томобиля удаляется или отгибается назад. Для этого гидравличе­ским резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек.

При втором варианте гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая по­верхность крыши (рис. 3, а) и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима (спредера) с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).

В случае если передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого гидрав­лическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надку­сывается боковая поверхность крыши (рис. 3, б) и с помощью гид­равлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

В случае если автомобиль получил боковой удар и перевернул­ся набок или если отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку. Для этого гидрав­лическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стой­ки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 3, в), затем с использованием гидравли­ческого силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отги­бается крыша.

Рис. 3. Места кузова автомобиля, перекусываемые при отгибе крыши: а - назад; б - вперед; в – сбоку.

Рис. 4. Разжим (деформирование) наружных панелей двери для образова­ния щелей в районе замка и петель.

Для частичного доступа к грудной клетке и тазу пострадавшего вскрываются двери со сто­роны замка. Предварительно в окно двери встав­ляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и шарниров (рис. 4). Щели можно также созда­вать путем сжимания двери в районе окна или пе­реднего крыла автомобиля в районе стыка с две­рью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлическо­го разжима вскрывается дверь со стороны зам­ка (рис. 5, а) или со стороны шарниров (рис. 5, б). После этого дверь можно удалять.

Рис. 5. Вскрытие передней двери: а - со стороны замка; б - со стороны шарниров.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и час­тичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя часть легкового автомобиля выталкивается. Для этого с использова­нием гидравлического резака перерезают передние стойки или пол­ностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. После этого с при­менением гидравлического силового цилиндра выталкивают пере­днюю часть автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 6). Выталки­вать можно также с помощью гидравлического разжима, установ­ленного в центре автомобиля между приборной панелью («торпедой») и туннелем коробки переключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и ниж­ним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перереза­ют передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами выре­зают часть переднего крыла автомобиля (рис. 7, а).В целях уст­ранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, одновременно гидравлическим домкратом отжимают (выталкивают) приборную панель.

Рис. 6. Выталкивание пе­редней части автомобиля.

Для освобождения пространства, не­обходимого при извлечении пострадавше­го, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с исполь­зованием гидравлического резака полно­стью удаляется крыша. Затем гидравли­ческим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гид­равлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору боковой стойки и переднюю дверь (рис. 7, б), а также разреза­ют и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 7, в).

Рис. 7. Схемы резки:

а - переднего крыла; б - опоры боковой стойки; в - спинки переднего сиденья;

Деблокирование пострадавших из-под завалов разрушенных зданий.

7.1. Способы деблокирования пострадавших.

Деблокирование пострадавших при проведении поисково-спасательных работ в разрушенных зданиях представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых для обеспечения допуска к пострадавшим, высвобождения их из-под обломков строительных конструкций, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

Деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций, осуществляется способами:

последовательной разборки завала;

устройством лаза в завале;

устройством галереи в грунте под завалом;

устройством прохода в блокированное помещение.

Разборка завала производится с целью обеспечения доступа к пострадавшим, находящимся в завале под обломками конструкций.

Процесс разборки завала может включать в себя следующие операции:

расчистка рабочей площадки для установки средств механизации и подготовка техники к работе;

извлечение из завала крупных обломков конструкции;

резка металлических конструкций и арматуры;

извлечение крупногабаритных обломков конструкций из завала со складированием в отвал или погрузкой в транспортные средства;

подбор и извлечение из завала обломков мелкой фракции;

фиксация элементов завала от смещения;

освобождение пострадавшего от обломков в месте его расположения.

При разборке завалов крайне важно принимать меры по недопущению смещения элементов завала и сохранения их в устойчивом положении. С этой целью вначале выполняются операции с ограниченным применением средств механизации, работа которых сопровождается значительными ударными нагрузками, сильной вибрацией и обвалом или падением обломков. Затем, когда начинаются работы в непосредственной близости к пострадавшим, применяется только ручной аварийно-спасательный инструмент.

В случае если человек находится в завале, состоящим из мелких обломков, то разборка завала осуществляется сверху. В работе участвуют звено из 5 человек, производящих разборку вручную. При этом трое спасателœей разбирают завал, а двое относят обломки в сторону (в отвал). В случае если человек находится вблизи поверхности завала, то в первую очередь спасатели освобождают от обломков его грудь и голову, затем освобождаются остальные части тела пострадавшего и после оказания первой медицинской помощи он извлекается из завала.

В случае если завал состоит из крупных обломков желœезобетонных конструкций и кирпичных глыб, под которыми находится пострадавший, то разборка завала осуществляется звеном из 6-9 человек. Верхний слой обломков убирается с помощью лебедки или автокрана после предварительной резки арматуры (если это крайне важно). При этом вначале убираются мелкие обломки, а затем, после расчленения обломков конструкции, убираются ниже лежащие крупные обломки. Данные операции повторяются до тех пор, пока не будет освобожден пострадавший. В случае если пострадавший находится под крупными обломками конструкций на поверхности завала, то его освобождают с использованием домкратов, гидравлических подушек и т.п.

Сплошная горизонтальная разборка завала осуществляется после обнаружения заваленных людей или по направлению наиболее вероятного нахождения их в завале, при этом в завале устраивается горизонтальный проход шириной, обеспечивающей работу техники, и глубиной от поверхности земли до поверхности завала. Вначале с помощью автокрана из завала выбираются находящиеся на его поверхности желœезобетонные плиты межэтажных перекрытий и другие крупногабаритные обломки. При крайне важно сти обломки расчленяются и освобождаются от связей с телом завала. Далее фронтальным погрузчиком выбирается мелкая фракция завала, начиная с его нижней кромки. Подобные операции повторяются до момента обеспечения свободного доступа к пострадавшим. Далее осуществляется освобождение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация их из завала.

Устройство лаза в завале производится в основном методом расширения имеющихся в завале полостей и пустот. Сущность данного метода состоит в увеличении объёмов естественных полостей и пустот в телœе завала за счёт перемещения обломков конструкций на нужное расстояние в заданном направлении с последующей их фиксацией при помощи элементов крепления. При этом создается прямолинœейный или криволинœейный ход (лаз), позволяющий перемещаться спасателям и осуществлять извлечение пострадавших.

Сечение лаза должно составлять не менее 0,5-0,6 м 2 на свету при углах поворота не более 90 0 и обеспечивать возможность перемещения пострадавших на мягкой волокуше. В месте нахождения пострадавших сечение лаза по возможности должно быть увеличено до 0,8-1,0 м 2 в целях создания необходимых условий для оказания пострадавшему первой медицинской помощи и подготовки его к эвакуации.

Устройство галереи в грунте под завалом представляет совокупность действий спасателœей по деблокированию пострадавших, находящихся на поверхности земли под завалом вне разрушенных зданий. Оно применяется, когда точно известно место расположения пострадавшего, а применение другого способа его деблокирования неэффективно.

Вначале откапывается приямок (место заглубления в грунт) размером в плане 1,2х1,7 м 2 и глубиной 1,5 м. При этом используется шанцевый инструмент с разрыхлением грунта вручную. Проходка галереи состоит в разрыхлении грунта͵ откидывании грунта в приямок и далее в отвал и установка креплений. Разрыхление грунта в галерее и откидывание его в приямок выполняется малой саперной лопатой, а откидывание в отвал – большой саперной или совковой лопатой. При проходке галереи в плотных грунтах для рыхления применяется инструмент ударного или ударно-поворотного действия. Установка крепления обычно осуществляется после откопки 2 м галереи (в слабых грунтах – 1м). Далее цикл работ повторяется.

После обнаружения пострадавшего устраивается окончательная галерея длиной до 2 м. Все работы выполняются расчетом из 3 человек.

Устройство прохода в блокированное помещение осуществляется с целью беспрепятственного и относительно удобного проникновения через проход внутрь блокированного помещения спасателœей и эвакуации пораженных, в основном тех, которые утратили способность к самостоятельному передвижению.

Проходы в блокированное помещение устраиваются в виде проемов в перекрытиях, стенах (перегородках), входных дверях как снаружи здания, так и из сосœедних (смежных) помещений, доступ в которые свободен или предварительно подготовлен.

Обычно проемы устраиваются в виде квадрата (прямоугольника) площадью 0,5-1,0 м 2 в свету со сторонами 0,6(1,0)х0,8(1,0) м 2 . Пробивка проема осуществляется с использованием соответствующих технических средств (гидромолота͵ бетонолома или отбойного молота и т.п.).

7.2. Требования безопасности при деблокировании пострадавших из – под завалов.

Деблокирование пострадавших из-под завалов разрушенных зданий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Деблокирование пострадавших из-под завалов разрушенных зданий." 2017, 2018.

Деблокирование проводится с целью обеспечение доступа к пострадавшим, их скорейшего извлечения из поврежденных транспортных средств и передачи бригадам скорой медицинской помощи. При деблокировании пострадавшего необходимо соблюдать следующие правила:

Никогда не перемещайте пострадавшего до тех пор, пока ему не будет оказана необходимая медицинская помощь. Отойти от этого правила можно только в том случае, когда возникла реальная угроза жизни пострадавшего (например пожар);

Необходимо разбирать транспортное средство вокруг пострадавшего а не пытаться вытащить пострадавшего через обломки транспортного средства.

Основной принцип аварийно-спасательных работ: пострадавший после извлечения

должен находиться в таком же или лучшем состоянии, чем то, в котором он находился до начала спасательных работ.

Типовое распределение обязанностей.

Командир оперативной группы оценивает обстановку, принимает решение, руководит работами по спасению людей и осуществляет взаимодействие со спасателями других групп отвечает за безопасность всех проводимых работ.

Спасатели других оперативных групп, прибывающих позже, поступают в распоряжение старшего первой группы.

Водитель управляет аварийно-спасательным автомобилем, ограждает место работы, обеспечивает работу гидравлической насосной станции, освещает место аварии, локализует и тушит очаги возгорания, убирает стекла, острые предметы.

Медик оказывает медицинскую помощь пострадавшим, помогает персоналу бригады скорой помощи, занимается эвакуацией пострадавших из поврежденного автомобиля.

Сотрудник стабилизирует аварийное транспортное средство, отключает АКБ а при необходимости и газовое оборудование, работает с аварийно-спасательным инструментом (АСИ), обеспечивает доступ к пострадавшему и извлекает его машины.

Чтобы наиболее эффективно проводить аварийно-спасательные работы спасатель должен обладать устойчивыми навыками работы с АСИ, уметь использовать их возможности в полной мере. Для этого необходимо знать тактико-технические характеристики инструмента методику работы с ним, способы устранения простейших неисправностей. Перечислить возможности и тактико-технические характеристики всех возможных инструментов применяемых при деблокации пострадавших в ДТП в рамках данного пособия не представляется возможным, поэтому ниже будет приведена только технология выполнения основных действий по извлечению пострадавших.

Удаление стекла . При столкновении транспортного средства стекла могут

оставаться целыми. Прежде чем удалять элементы кузова автомобиля необходимо

удалить стекла. Кроме того, лобовое стекло обычно трехслойное. Оно трескается, но


не рассыпается. При его удалении есть возможность травмирования

пострадавшего и спасателей мелкими осколками. Если спасатели защищены от

осколков прозрачными щитками касок и перчатками, то пострадавший лишен этой

защиты. Для его защиты необходимо использовать полиэтиленовую армированную

пленку или кевларовое покрывало.

Лобовое стекло представляет собой систему из трех слоев склеенных между

собой. Наружные слои – стекло, внутренний слой – полимерная пленка. Если

стекло крепится на корпусе автомобиля резиновым уплотнителем, то для его удаления

необходимо срезать верхний слой уплотнителя ножом и руками извлечь стекло. Если

стекло приклеено, то его можно не удалять. При необходимости удаления крыши, её

можно откинуть вперед вместе с лобовым стеклом. Заднее стекло и стекла дверей, как

правило, разбиваются при аварии. В том случае если они остались целы и мешают

проведению работ, их необходимо удалить.

Вскрытие и удаление дверей. При дорожно-транспортном происшествии в результате деформации кузова, как правило, происходит заклинивание дверей. В том случае для их вскрытия удобнее всего использовать гидравлический инструмент. Вскрыть дверь можно двумя путями: со стороны замков или со стороны петель.

Вскрытие двери со стороны замка осуществляется расширитель-ножницами

(расширителем). Для этого необходимо полностью свести лезвия расширителя,

вставить их в зазор между дверью стойкой (в районе замка) под углом 45° к

плоскости двери и, включив расширитель на расширение, выдавить дверь наружу.

Если зазор между средней стойкой и дверью слишком маленький, то необходимо

развести лезвия расширителя, вставить одно лезвие в щель, свести лезвия, зажав край

двери и, выворачивая расширитель наружу, отогнуть край двери, тем самым увеличив

зазор, а затем открыть дверь способом описанным выше.

Для полного удаления двери необходимо, после ее открытия, перекусить петли.

Для вскрытия двери со стороны петель инструмент вводят в щель между передней частью двери (в районе петли) и стойкой, и включив расширитель на расширение отрывают петлю.

Удаление крыши. Позволяет значительно увеличить пространство вокруг пострадавшего, при этом проводить работы по оказанию ему медицинской помощи и дальнейшей деблокации будет гораздо проще. Возможно как полное удаление крыши, так и ее отгибание вперед или назад.

Для полного удаления крыши необходимо защитить пострадавшего от различных осколков, удалить стела, перекусить стойки и снять крышу. При перекусывании стоек необходимо страховать крышу от возможного ее падения на пострадавшего.

Для отгибания крыши вперед (назад) необходимо защитить пострадавшего, удалить стекла, перекусить средние и задние (передние) стойки, надрезать поверхность крыши с двух сторон и отогнуть крышу.

На фото: - перекусывание, надрезание стоек и отгибание крыши.

После удаления крыши необходимо защитить оставшиеся острые детали во избежание травмирования пострадавшего и спасателей (см. фото справа).

Отжатие рулевой колонки (торпедо). Довольно часто в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшие оказываются зажатыми рулевой колонкой или передней частью кузова (торпедо). В том случае можно использовать домкрат. Одну пятку домкрата упирают в основание средней стойки, а другую в переднюю стойку в районе сочленения ее с передним крылом. Для облегчения этой процедуры можно снизить жесткость кузова, перекусив пороги около передней стойки, предварительно подложив упор между порогом и дорогой во избежание складывания кузова и еще более сильного зажатия пострадавшего.

Отжать рулевую колонку можно и с использованием домкрата и комплекта цепей. Для этого цепи подсоединяют с двух сторон домкрата, а свободные крюки цепей цепляют за рулевую колонку и передний мост. А затем, включив домкрат на сжатие, отжимают рулевую колонку.

Удаление спинки переднего сиденья. Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавший оказался зажат между рулевой колонкой и спинкой сиденья, первое что нужно попробовать - это опустить спинку штатными органами регулировки. Если они не работают, то спинку необходимо удалить. Это, как правило, удобно делать челюстными ножницами. Для удаления спинки переднего сиденья необходимо перекусить кронштейны соединяющие ее с сиденьем.

При проведении различных действий в районе сидений необходимо помнить, что рядом может находиться пиротехнический механизм привода натяжителей ремней безопасности. Он расположен либо непосредственно в конструкции сиденья (рядом с защелкой), либо в нижней части опоры ремня (в районе скручивающего механизма). В этих местах нельзя пилить, резать, сверлить!

При резке элементов кузова необходимо помнить, что в деформированном металле могут сохраняться значительные внутренние напряжения. Поэтому перекусывая различные элементы необходимо соблюдать осторожность.

Необходимо проводить все операции по деблокированию, не причиняя пострадавшему дополнительных посттравматических повреждений.

Для создания доступа к пострадавшему при наличии у него тяжелых травм и для максимально щадящей эвакуации его из аварийного ТС производится демонтаж элементов конструкции кузова, что создает дополнительное, свободное пространство.

Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших. На рис. 8-13 показано выполнение основных операций по деблокированию пострадавших в легковом автомобиле, а на рис. 14, 15 - в грузовом.

Для защиты пострадавшего в процессе разборки кузова следует применять накидки из плотной ткани, а в холодное время года - шерстяные одеяла.

Обеспечение доступа к пострадавшему осуществляется путем удаления или отгиба крыши легкового автомобиля.

С этой целью гидравлическим резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек. После удаления крыши производится защита острых углов и кромок с помощью защитных чехлов на острые кромки и брезентового материала (рис. 8).

Рис. 8.

При отгибе гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая поверхность крыши (рис. 9а), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).

В случае, когда передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или ветровое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед.

Для этого гидравлическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надкусывается боковая поверхность крыши (рис.9б), и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

При этом, когда автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или когда отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается вбок.

Для этого гидравлическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стойки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 9в), затем с использованием гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

Рис. 9.

а) назад; б) вперед; в) вбок.

Частичный доступ к грудной клетке и тазу пострадавшего достигается путем вскрытия двери со стороны замка. Предварительно в окно двери вставляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и петель (рис. 10).

Рис. 10.

Щели можно также создавать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлического разжима вскрывается дверь со стороны замка (рис. 11а) или со стороны петель (рис. 11б). После этого дверь можно удалять.

Рис. 11. Вскрытие передней двери: а) со стороны замка; б) со стороны петель.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя панель легкового автомобиля сдвигается. Для этого с использованием гидравлического резака перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу.

Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. После этого с применением гидравлического силового цилиндра сдвигают переднюю панель автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 12).

Рис. 12.

Сдвиг можно осуществлять также с помощью гидравлического разжима, установленного по оси автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перерезают передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны петель и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами вырезают часть переднего крыла автомобиля (рис.13а).

В целях устранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, гидравлическим домкратом сдвигают приборную панель для освобождения пространства, необходимого при извлечении пострадавшего, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с использованием гидравлического резака полностью удаляется крыша.

Затем гидравлическим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гидравлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору средней стойки и переднюю дверь (рис. 13б), а также разрезают и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 13в).

Рис. 13. Схема резки: а) переднего крыла; б) спинки переднего сидения; в) опоры средней стойки; г) опоры средней стойки и спинки переднего сидения перевернутого автомобиля.

Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, с помощью пневматических подушек низкого давления автомобиль фиксируют. Далее гидравлическим разжимом вскрывают заднюю дверь и сидения, подводят под спину пострадавшего щит и фиксируют его. Затем вскрывают переднюю дверь и освобождают ноги, фиксируя их тоже к щиту, и перекусывают среднюю стойку.

Затем с помощью резака удаляют крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья (рис.13г).

Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удаляют дверь кабины. Для этого вскрывают со стороны петель и с помощью гидравлического разжима удаляют дверь (рис.14).

Рис. 14.

Полный доступ к грудной клетке пострадавшего обеспечивается путем отгибания назад крыши кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом вскрывается со стороны замков и удаляется дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают полностью передние, боковые и частично задние стойки кабины (рис.15).

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего сдвигают переднюю панель кабины автомобиля, для чего гидравлическим разжимом со стороны замков вскрывают и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают передние стойки.

После этого гидравлическим силовым цилиндром или разжимом с цепями крышу отгибают назад и сдвигают переднюю панель кабины.

При использовании разжима для сдвига цепи закрепляют за отгибаемый узел или руль и за раму (передний мост) автомобиля.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке и тазу, частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего руль и рулевую колонку грузового автомобиля отгибают вперед. Для этого с использованием гидравлического разжима вскрывают со стороны замков и удаляют дверь.

Затем гидравлическим резаком перекусывают переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего. После этого с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями отгибают руль и рулевую колонку вперед.

После демонтажа элементов кузова все острые кромки должны быть защищены специальными защитными средствами (накидками, конусами из плотного материала).

Деблокирование пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций - извлечение пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций: из заваленных убежищ и укрытий, завалов зданий и сооружений, с верхних этажей разрушенных зданий и др.

Приемы и способы деблокирования пострадавших зависят от ряда факторов: величины и характера завалов, состояния защитных сооружений и самих пострадавших, наличия инженерной техники и средств механизации работ, времени года, погоды и др.

Извлечение пострадавших из заваленных убежищ и укрытий производится через: основные входы и аварийные выходы; перекрытия путем устройства проема; проемы, устраиваемые в ограждающих стеновых конструкциях.

При этом возникает необходимость в выполнении таких инженерных работ, как: разборка и расчистка завалов; устройство подъезда к убежищу (укрытию) и подготовка рабочих площадок вблизи него для развертывания компрессорных и электрических станций, установки кранов и экскаваторов; откопка заваленных входов и оголовков аварийных выходов; отрывка приямков у стены убежища; пробивка проемов в перекрытиях и в стенах убежища или вырезание отверстий в защитных дверях; дробление крупных глыб, резка и рубка арматуры, разрезание длинномерных металлических конструкций.

При затоплении входа в убежища и укрытия требуется откачка воды и проведение работ по локализации аварий на сетях коммунального хозяйства. Разборка завалов может производиться с использованием инженерной машины разграждения (ИМР), путепрокладчиков, бульдозеров, экскаваторов и кранов. Откопка пострадавших из-под завалов выполняется вручную и с помощью автокранов с большим вылетом стрелы путем разборки завала сверху, проходки горизонтальной (наклонной) галереи, вертикальных шахт или пробивки проема в стене из соседнего помещения. Разборка завалов осуществляется только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко от поверхности завала, а также когда проходка галереи сопряжена с большой затратой времени. Разборка завала должна производиться с соблюдением мер предосторожности, так как при нарушении связей между обломками возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как для спасателей, так и для спасаемых. В связи с этим при разборке не допускается извлекать из завала рывком крупные элементы, раскачивать их и ударять по элементам завала в местах разборки. Для производства работ по разборке завала и извлечению тяжелых обломков применяются лебедки, гидравлический инструмент, домкраты, а для разрушения конструкций и пробивке отверстий
- пневматические или электрические отбойные молотки, бетоноломы и другие средства.

Спасательные работы при эвакуации пострадавших, находящихся на верхних этажах зданий и сооружений с разрушенными и поврежденными лестничными клетками, сводятся в основном к оборудованию временных путей эвакуации - изготовлению и установке подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов, устройству проемов и переходов в соседние помещения и секции, в которых сохранились лестницы. Для эвакуации людей может также использоваться специальная техника, имеющаяся на оснащении формирований (вышковые машины, механические лестницы и т.д.). Кроме того, могут использоваться сохранившиеся стационарные пожарные лестницы, спасательные веревки, люки, трапеции и другие спасательные приспособления.
При эвакуации пострадавших из горящих зданий и сооружений необходимо иметь увлажненные простыни, полотенца, одеяла, плащ-палатки, брезент или одежду для защиты пострадавших от огня.

Деблокирование пострадавших при проведе­нии спасательных работ (СР) в условиях разрушения зданий представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, высвобождения их из-под обломков строительных конструкций и замкнутых помещений, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

В зависимости от местоположенияпострадавшихработы по деблокированию разделяются на три основных вида по техноло­гическим особенностям выполнения :

Деблокирование пострадавших, находящихся под обломка­ми строительных конструкций;

Деблокирование пострадавших из замкнутых помещений;

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разру­шенных зданий.

Выполнение работ по деблокированию осуществляется спосо­бами:

Последовательной разборкой завала;

Устройством лаза;

Устройством галереи в грунте под завалом;

Пробивкой проемов в железобетонных (бетонных) и кирпич­ных стенах и перекрытиях (покрытиях).

Пробивке проемов может предшествовать разборка завала у наружной стены здания и откопка приямка.

В некоторых случаях применяют вырезание проема во входной двери блокированного помещения.

Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разру­шенных зданий осуществляют, как правило, с использованием специальных технических средств: автолестниц, автоподъемни­ков, вертолетов. Кроме этого, применяются следующие способы спасения по­страдавших с верхних этажей зданий:

По сохранившимся или восстановленным лестничным мар­шам;

С использованием спасательной веревки и спасательного пояса;

С использованием лестницы-штурмовки, трехколенной лест­ницы;

С применением канатных дорог;

С применением спасательного рукава.

Пострадавших, находящихся в завалах, деблокируют с по­мощью шанцевого инструмента и средств малой механизации (СММ). В теле завала проделываются траншеи поперек схода снежной лавины, селя, оползня для установки мест наибольшего скопления людей и дальнейшего их деблокирования.

Применение инженерной техники при проведении работ по деблокированию пострадавших, находящихся под грунтовым, снежно-ледяным завалом, нежелательно, т. к. повышается веро­ятность нанесения дополнительных травм пострадавшим. Ис­пользование инженерной техники возможно только при большом объеме работ и ограниченном времени их проведения. В этих ус­ловиях для инженерной техники оборудуются площадки, насыпи (при селях, снежных лавинах) и проводятся заградительные рабо­ты по предотвращению дальнейшего смещения грунта, льда и снежных масс.

Устройство лаза в снежно-ледяном (грунтовом) завале произ­водится методом расширения естественных полостей. Сущность метода заключается в увеличении объемов естественных полос­тей и пустот в теле завала за счет принудительного перемещения фрагментов завала на необходимое расстояние в заданном на­правлении с последующей его фиксацией при помощи элементов крепления. В таких условиях устраиваются прямолинейные или криволинейные ходы, позволяющие перемещаться спасателям и

Осуществлять извлечение пострадавших. Для этих работ приме­няется шанцевый инструмент и комплекты специальных средств и приспособлений (винтовые, пневматические и гидравлические домкраты большой грузоподъемности, расширители, портатив­ные лебедки и др.).

Расширение полостей и пустот осуществляется в следующей последовательности:

Определяются геометрические размеры полости (ниши), раз­меры прилегающих обломков, углы их наклона относительно плоскости земли;

Выбираются направления и способы перемещения фрагмен­тов завала;

Устанавливаются домкраты и различные приспособления, с помощью которых производится перемещение фрагментов зава­ла необходимого объема и в заданном направлении.

Фиксация перемещаемых фрагментов завала и укрепление свода лаза производится специальными элементами крепления (штангами с изменяющимися размерами и т. п.). Способы уста­новки креплений, их количество и углы фиксированного положе­ния обеспечивают устойчивость прилегающей части завала как в продольном, так и поперечном направлениях. Элементы крепле­ния в лаз подаются вручную. При обнаружении в направлении устройства лаза крупных фрагментов завала выбирается крат­чайшее расстояние их обхода с учетом размещения фрагментов.

Резка арматуры производится специальными ножницами или другим оборудованием. Применение газовых резаков ограничи­вается по условиям возможного скопления газов и противопожар­ной безопасности. После обрезки арматуры оставшиеся хвостики заделываются заподлицо с сечением лаза.

Выбор мелких фрагментов и других структурных составляю­щих снежно-ледяного завала, погрузка их в специальные емкос­ти для последующей транспортировки, перемещение и выгрузка осуществляются вручную.

Работы по устройству лаза выполняются, как правило, специ­альной группой в составе командира группы и 4-х спасателей.

При устройстве лаза применяются три способа расширения полостей:

1) Расширение в вертикальном направлении, для чего приме­няются домкраты большой грузоподъемности и различных конструкций; способ очень трудоемкий, так как связан с переме­щением почти всей прилегающей к полости части завала.

2) Расширение полости в горизонтальном направлении; оно может осуществляться в одном направлении или быть двусторон­ним (обломки перемещаются в противоположных направлениях).

3) Расширение в сферическом направлении, когда перемеще­ние фрагментов завала осуществляется по радиусам полусферы, центром которой является осевая линия лаза. Расширение может производиться как в полной полусфере, так и в ее части.

В ходе проведения работ по устройству лаза применяется комплексное сочетание различных способов и приемов для пере­мещения фрагментов завала и расширения полостей.

Сечение лаза в свету должно составлять не менее 0,5-0,6 м2 (углы поворотов - не более 90°) и обеспечивать возможность пе­ремещения пострадавших на мягкой волокуше. В месте нахожде­ния пострадавших сечение лаза по возможности должно быть увеличено до 0,8-1,0 м2 в свету в целях создания необходимых условий для оказания пострадавшему экстренной медицинской помощи и подготовки его к транспортировке /67/.

Устройство галереи в снежно-ледяном (грунтовом) завале - это совокупность действий спасателей по деблокированию пост­радавшего путем относительно прямолинейной проходки к нему в теле завала. Галереи устраиваются в случаях значительного (до 20 м) удаления пострадавшего от поверхности завала, когда его местонахождение известно точно или когда применение других способов деблокирования неэффективно (невозможно). В зави­симости от структуры и характера завала и влияния других фак­торов выживания деблокирование может осуществляться проход­кой по горизонтальной или наклонной галерее.

Устройство галереи предполагает выполнение следующих тех­нологических операций:

Подготовительных работ;

Разработки массы завала по оси намеченной трассы про­ходки;

Установки креплений;

Деблокирования пострадавшего непосредственно в месте его нахождения.

Подготовительные работы включают выбор рабочего места и направления галереи, ограждение места производства работ по периметру или установка предупреждающих (запрещающих) зна­ков, подготовку рабочей площадки, аварийно-спасательного инструмента, технических средств, элементов крепи.

Выбор места и направления проходки галереи производится с учетом расстояния до пострадавшего и его положения, а также наличия по направлению оси галереи крупных фрагментов снеж­но-ледяного (грунтового) завала и строительных конструкций. Для точного выдерживания направления проходки проекция оси на поверхности завала обозначается канатом (веревкой), кото­рый фиксируется по устойчивым обломкам.

Перед началом проходки галереи рабочая площадка расчища­ется от снега, льда, обломков и строительного мусора. В удобном месте размещается аварийно-спасательный инструмент, развер­тывается компрессорная станция (электроагрегат), складируются элементы крепи. Проходка галереи включает разработку крупных фрагментов завала, подъем и перемещение их, установку креп­лений. Подъем обломков осуществляется домкратом, который ус­танавливается на подкладку. В случаях, когда перемещение об­ломков домкратом невозможно, они дробятся или обрубаются (обрезаются), для чего используются отбойный молоток, ручная шлифовальная (отрезная) машина, кусачки.

После перемещения и размещения фрагментов снежно-ледя­ного и грунтового завала производится выборка отдельных фраг­ментов и переноска их за пределы галереи в отвал. Крупные фрагменты (до 50 кг) вытягиваются из галереи при помощи ве­ревки или каната на руках или волоком в бадье. Посредством ука­занных операций бока и кровля галереи обираются по контуру выработки вчерне, после чего производится доводка сечения и подготовка его к установке креплений. Перед установкой рам предварительно выполняется подгонка замков, примерка и об­резка стоек и верхняков. Затем две стойки диаметром 10-12 см подбивают под верхняк, заведенный в галерею; стойки предвари­тельно устанавливаются на лежень, укладываемый в канавку, за­тем стойки и верхняк крепятся скобками.

При интенсивном давлении массы завала верхняк и стойка со­единяются между собой “в лапу”, скрепляются скобами, надежно расклиниваются, после чего рама забивается под свод галереи. Установка рам может осуществляться и всплошную. Если воз­можны вывалы фрагментов завала, то выполняется сплошная за­тяжка кровли и боков галереи. Вначале затягивается кровля. За­тяжка боков начинается в основании галереи. Заделка пустот за затяжками производится по мере наращивания затяжек. Прове­ряется правильность установки рамы по направлению. Рама окончательно расклинивается в замках деревянными клиньями. После затяжки кровли и боков устанавливаются распоры между рамами. Установка креплений обычно осуществляется после про­ходки 1 м галереи. Цикл работ (разработка завала - установка креплений) повторяется.

После обнаружения пострадавшего устраивается окончание галереи длиной 2 м. Крепление окончания выполняется аналогич­но креплению основной части галереи, но, исходя из особеннос­тей положения пострадавшего и конфигурации завала, может не проводиться. Деблокирование пострадавшего производится пос­ледовательно по ходу разборки (разработки) завала при устройстве окончания галереи. Применение отбойных молотков и газо­вой резки в окончании галереи во избежание опасности постра­давшему ограничивается.

Все работы выполняются расчетом из 3 человек, на отдельных операциях могут быть задействованы 1-2 человека. Смена спа­сателей на рабочих местах проводится через 20-30 мин.

Деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций , прово­дится в основном методом разборки завала.

Разборка завалов производится при необходимости:

Обеспечения доступа к пострадавшим, находящимся под об­ломками конструкций в следе схода снежной лавины, обвала, оползня, селя;

Откопки заваленных входов (аварийных выходов) защитных сооружений, подвальных помещений зданий и сооружений;

Освобождения покрытия (перекрытия) и стен (перегородок) зданий для последующей пробивки в них проема.

Технологический процесс разборки завала включает следую­щие операции:

Отрывку траншей вдоль следа схода снежной лавины, обва­ла, оползня, селя;

Извлечение из тела завала крупногабаритных обломков конструкций;

Дробление крупногабаритных обломков железобетонных (бе­тонных) конструкций и кирпичных глыб на демонтажные элементы;

Резку металлических конструкций и арматуры;

Извлечение крупногабаритных обломков конструкций из за­вала со складированием их в отвал или с погрузкой в транспорт­ные средства;

Подбор и извлечение из завала обломков мелкой фракции;

Фиксация элементов завала от смещения;

Освобождение пострадавшего от обломков в месте его рас­положения.

Важной особенностью процесса разборки завала в целях де­блокирования пострадавших является предотвращение (недо­пущение) смещения элементов завала и сохранение их в положе­нии устойчивого равновесия. Это достигается поэтапной органи­зацией работы. На первом этапе выполняются операции с ограни­ченным применением средств механизации, работа которых сопровождается значительными ударными нагрузками, сильной вибрацией и смещением (обвалом, падением) обломков. На вто­ром этапе, когда работы ведутся в непосредственной близости к пострадавшим, применяется только ручной аварийно-спасатель­ный инструмент.

Существует ряд приемов разборки завалов.

Разборка завала сверху осуществляется после обна­ружения заваленного человека, укрепления неустойчивых облом­ков конструкции. Если человек находится в завале, состоящем из мелких обломков (завал 2-го типа), то разборка осуществляется вручную звеном из 5 человек. При этом все спасатели работают одновременно: трое разбирают завал, двое относят обломки в сторону (в отвал). Если пострадавший находится вблизи поверх­ности завала, то спасатели в первую очередь освобождают его голову и грудь от давления обломков, затем освобождают осталь­ную часть тела; после оказания первой медицинской помощи пострадавший выносится из завала.

Если человек находится в завале, состоящем из крупных об­ломков железобетонных (бетонных) конструкций и кирпичных глыб, то разборка завала осуществляется звеном из 6-9 чело­век. Верхний слой обломков убирается с помощью лебедки или автокрана после предварительной (при необходимости) резки арматуры; при этом вначале убираются мелкие обломки, затем, после расчленения обломков конструкции, убираются нижеле­жащие крупные обломки. Такие операции повторяются до тех пор, пока не будет освобожден пострадавший. Расчленение об­ломков конструкций на поверхности завала осуществляется наи­более эффективно с использованием универсального комп­лекта мотоинструмента, дисковых мото - и электропил, бетоно-ломов, отбойных молотков, гидравлических ножниц и резаков. Если пострадавший находится под крупными обломками конструкций на поверхности завала, то его освобождают с ис­пользованием домкратов, пневматических подушек, плунжер­ных распорок.

Сплошная горизонтальная разборка завала осу­ществляется после обнаружения заваленных людей или по направ­лению наиболее вероятного нахождения их в завале, для чего в завале устраивается горизонтальный проход шириной для рабо­ты техники и глубиной до поверхности земли. Вначале с помощью автокрана из завала выбираются находящиеся на его поверхности железобетонные плиты межэтажных перекрытий и другие крупно­размерные обломки, которые складируются или отгружаются в транспортные средства и вывозятся. При необходимости облом­ки конструкций расчленяются и освобождаются от связей с телом завала. Затем фронтальным погрузчиком выбирается мелкая фракция завала, начиная с его нижней кромки. Данные операции повторяются до момента обеспечения свободного доступа к пораженным. Далее осуществляется высвобождение людей, ока­зание им медицинской помощи и эвакуация из завала.

Операция по деблокированию и резке бетонных, железобетон­ных, металлических конструкций и арматуры осуществляется расчетом, оснащенным аварийно-спасательным инструментом.

Разборка завала у стены здания осуществляется с использованием бульдозера, экскаватора или крана. В сплошных завалах высотой более 2 м целесообразно отрывать котлован размером не менее 2x2,5 м.

При отрывке котлована в завале у стены здания вначале экс­каватором расчищается рабочая площадка такого размера, что­бы при повороте платформы на 90° расстояние до стены здания было не менее 0,5 м. Ось копания должна проходить параллель­но стене здания или под углом не более 15° к стене.

Отрывка котлована бульдозером осуществляется аналогично отрывке котлована при откопке входа в подвал. Крупные обломки конструкций извлекаются краном.

В случае невозможности использования высокопроизводи­тельных машин разборка завала у стены здания осуществляется вручную звеном из 8 человек. Одновременно работают 4 челове­ка: двое разбирают завал, двое отбрасывают обломки в сторону. Крупные обломки рачленяются или извлекаются из завала с ис­пользованием лебедки. Лебедка устанавливается не ближе 1 м от края котлована, который необходимо отрыть в завале. При высоте завала 1 м объем выемки составляет 4-4,5 м3, при высоте 2 м -18-21 м3, при высоте 3 м - 55–60 м3 /67/.

Опыт спасательных работ при стихийных бедствиях показыва­ет, что чаще всего процесс разборки завала в целях деблокиро­вания пострадавших осуществляется вручную или с ограничен­ным применением средств механизации. Технологические опера­ции по разборке завала вручную и резке конструкций выполняют­ся расчетом из 3-4 человек, оснащенном ручным инструментом.

Деблокирование пострадавших из замкнутых помещений осуществляется способом устройства прохода (проема) в блокированное помещение. Проходы могут устраи­ваться в виде проемов в перекрытиях (покрытиях), стенах (пере­городках), входных дверях как снаружи здания, так и из соседних (смежных) помещений, доступ в которые свободен или предвари­тельно подготовлен. Расположение и размеры проема должны обеспечивать возможность беспрепятственного и относительно удобного проникновения спасателей через него внутрь блокиро­ванного помещения и эвакуации пораженных. Обычно проемы устраиваются в виде квадрата (прямоугольника) площадью 0,5-1,0 м2 в свету со сторонами 0,6 (1,0)х0,8 (1,0) м. При устрой­стве проема в стене его нижняя кромка должна быть на высоте 0,7-1,2 м над уровнем пола или поверхности земли.

Устройство проема в ограждающих конструкциях блокирован­ных помещений предполагает выполнение следующих технологи­ческих операций:

Подготовку поверхности завала и площадок для размещения средств механизации у места пробивки проема (предварительная разборка завала или откопка приямка, выбор места и обозначе­ние контура проема);

Пробивку (сверление) отверстий по контуру проема;

Пробивку проема в железобетонной (бетонной) конструкции или кирпичной стене;

Обрезку (загибание) прутьев арматуры.

Пробивка проема является наиболее трудоемкой и продолжи­тельной технологической операцией. Она выполняется с исполь­зованием навесного гидромолота, гидроклиновой установки, бе-тонолома или отбойного молотка, ручной механизированной ал­мазной пилы, передвижного станка алмазного сверления, а так­же невзрывных разрушающих средств (НРС).

В случаях разрушения железобетонных конструкций требуется огневая (газопламенная) резка обнаженных арматурных стерж­ней. При применении гидроклиновой установки и невзрывных разрушающих средств необходимо предварительное высверли­вание шпуров в разрушаемых конструкциях.

Устройство проемов в железобетонных стенах толщиной 300, 380 и 510 мм (в основном в наружных стенах) может выполнять­ся гидроклином (например, ЭО-3322), навешенным на экскава­тор. Гидроклин монтируется со стороны прямой лопаты. В про­цессе разрушения стены ведется наблюдение за образованием трещин за пределами контура проема и, при необходимости, производится обрушение неустойчивых кусков бетона или иного материала. Данная операция выполняется тремя спасателями: один управляет машиной, второй обрушивает неустойчивые кус­ки бетона, третий обрезает газорезом арматуру в пределах кон­тура проема.

Разрушение бетона и малоармированного железобетона осу­ществляется с помощью гидроклиновой установки, в комплект которой входят компрессорная станция производительностью не менее 3 м3/мин, ручной перфоратор для бурения шпуров, энерго­установка с комплектом раскалывающих гидроцилиндров.

Бетон разрушается путем пробуривания шпуров диаметром 36-50 мм и глубиной 400-650 мм и установкой в них раскалыва­ющих цилиндров; под давлением 40-50 мПа клин внедряется между раскалывающими щеками, создавая разрушающее напря­жение для образования трещин в конструкции. При разрушении железобетона трещина увеличивается до 50-60 мм путем смены раскалывающих щек. Арматурные стержни перерезаются электро­кислородным или газокислородным резаком.

Для образования проема в конструкции высверливаются вру­бовые и отбойные шпуры. Врубовые шпуры располагают в цент­ральной части проема по контуру основания усеченной пирамиды с шагом 20-25 см под углом 45° таким образом, чтобы шпуры бы­ли в боковых гранях пирамиды. Отбойные шпуры с таким же ша­гом устраиваются по контурной линии проема, причем они в зави­симости от толщины конструкции могут располагаться вертикаль­но или под некоторым углом к стене.

Устройство проема с применением ручной механизированной алмазной пилы возможно при толщине стены не более 26 см; на такую глубину осуществляется резка каменных и бетонных конструкций алмазной кольцевой пилой типа “Партнер” (Швеция).

Проем в стене и перекрытии может быть сделан путем алмаз­ного сверления по контуру проема сопряженных или расположен­ных с некоторым зазором (целиками) отверстий, разрушения (ломки) целиков и удаления массивного керна. Сверление произ­водится кольцевыми алмазными сверлами диаметром 80-120 мм типа СКА, оснащенными природными дроблеными алмазами. Для работы применяются передвижные станки различной моди­фикации с мощностью электрического двигателя не менее 2 кВт. Устройство проема с применением станка для алмазного сверле­ния отверстий диаметром 80-125 мм по контуру проема с после­дующим удалением блоков проема осуществляется поэтапно - выполняются подготовительные работы, производится алмазное сверление отверстий, удаляются блоки из конструкций.

Подготовительные работы предусматривают устройство под­ходов к рабочей площадке, доставку оборудования и оснастки в зону работ, разметку контура проема, подключение систем элект­ро - и водоснабжения.

Для сверления отверстий применяются алмазные сверла ди­аметром 80, 100 и 125 мм. В процессе сверления прослеживают­ся усилия подачи, чтобы они не превышали величины, при кото­рой может произойти заклинивание инструмента. При прекра­щении подачи или оттока воды следует немедленно вывести сверло, выключить двигатель, выяснить и устранить причину сбоя. При сверлении участков с арматурой необходимо умень­шить усилие подачи во избежание поломки режущей части сверла и перегрузки двигателя. При появлении искр резко сни­жается усилие подачи и увеличивается расход воды. Керн уда­ляется из сверла под действием собственной массы поворотом сверла на 90°. Работы выполняются двумя операторами алмаз­ного сверления.

Удаление блоков проема из конструкции стены осуществляет­ся в последовательности:

Рычажная лебедка грузоподъемностью до 0,5 т закрепляется за элемент разрушенной конструкции массой не менее 100 кг;

Крюк лебедки заводится в пробуренное центральное отверс­тие верхней части проема;

Блок проема опрокидывается на рабочую площадку натяже­нием на лебедке.

Сверление отверстий глубиной более 300 мм производится пу­тем последовательного отбора кернов. В этом случае буровая головка отводится от устья и керн извлекается из скважины с помощью специального керноотборника.

Разрушение бетона, кирпичной кладки и малоармированного железобетона при устройстве проема осуществляется с помощью невзрывных разрушающих средств (НРС), изготовленных в виде патронов и помещенных в пробуренные по специальной схеме шпуры. Разрушение материала происходит при расположении шпуров по двум технологическим схемам - с центральным вру­бом (применяется чаще) и врубом по контуру проема.

НРС представляет собой порошкообразные или плотные ком­позитные материалы на основе негашеной извести с добавками алюмоферритных, силикатных и сульфатных соединений. Разру­шение конструкций осуществляется за счет создания предель­ных разрушающих напряжений на стенки шпура при взаимодейс­твии материала НРС с водой и его твердении с увеличением объ­ема.

В настоящее время используется порошкообразный НРС-1, но его недостатком является узкий температурный диапазон приме­нимости (эффективен только при положительной температуре материала разрушаемой конструкции). Процесс разрушения воз­растает при применении патронированных НРС, разработанных в Японии; они имеют более широкий температурный диапазон.

Заклинившиеся защитно-герметические (герметические) две­ри сооружений или стальные (обшитые металлическими листа­ми) двери вскрываются вырезанием проема, обрезанием запор­ного устройства или петель; здесь используется аппарат газопла­менной резки или отрезная (шлифовальная) машина с абразив­ным диском.

Для устройства прохода через проем с обеих сторон укладыва­ются в виде ступенек обломки конструкций. В проеме перекрытия для выхода устанавливается приставная лестница или закрепля­ется специальное подъемное устройство блочного типа.

В целях безопасности при выборе средств разрушения для устройства проема через перекрытие необходимо учитывать:

Стесненность условий ведения работ;

Ограниченность механизированной доставки технических средств и оборудования к месту работ;

Отсутствие энергоисточников и освещения;

Возможность обрушения конструкций стен от вторичных причин.

С учетом этих обстоятельств технические средства для произ­водства работ (при соблюдении правил их использования и мер личной безопасности) должны иметь небольшие габариты и мас­су, позволяющие доставлять их вручную через завалы и узкие проходы, и автономный энергоисточник (возможность энерго­снабжения от автономных энергоустановок).

Указанным требованиям и условиям производства работ при устройстве проемов через перекрытия удовлетворяют следую­щие способы резки и разрушения:

Алмазная резка механизированной пилой;

Алмазное сверление смежных отверстий по контуру проема;

Гидроклиновое разрушение;

Разрушение бетоноломом или отбойным молотком.
Выбор способа резки и разрушения бетона проводится с уче­том следующих особенностей:

Применение алмазных рабочих органов требует норматив­ного расхода воды для охлаждения инструмента: при сверлении -5-6 л/мин, при резке ручной пилой - 15 л/мин;

Механическое разрушение бетона применяется в сочетании с огневой резкой арматурных стержней в целях снижения виброудар­ного воздействия на конструкцию и обеспечения ее устойчивости.

Наиболее эффективными и безопасными способами разруше­ния перекрытий при устройстве проемов являются алмазные сверление и резка. Устройство проема с помощью гидроклиньев и бетонолома производится в случае исключения (предотвраще­ния) возможности обрушения поврежденных конструкций от вибро­ударного воздействия при разрушении бетона.


Похожая информация.




Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...