Минюст россии опубликовал проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Минюст россии опубликовал проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи Проект закона о правовой помощи

ИЗ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ АЛЕКСАНДРА МУРАНОВА

К ЗАКОНОПРОЕКТУ
«О КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

<…> …Конституционный Суд РФ прямо указал: «…право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо и не предполагает возможность участия в судопроизводстве любого лица в качестве представителя». Это может приводить к тому, что защитником или представителем «окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь»; «…установление критериев квалифицированной юридической помощи и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства является прерогативой законодателя» (Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П; от 28 января 1997 г. N 2-П).

…Предлагаемый закон полностью решает… проблему несоответствия положения дел в сфере оказания юридической помощи Конституции РФ и международным стандартам. Необходимо, чтобы любую юридическую помощь как вид услуг могли оказывать только лица, отвечающие установленным законом квалификационным признакам и прочим требованиям профессионального сообщества и государства. Как показывает и отечественный, и мировой опыт, эти цели достижимы при нормативном обязании таких лиц иметь надлежащее образование и сдавать соответствующие экзамены, объединяться в профессиональные сообщества, которые и будут заниматься как системой организованного повышения квалификации, так и контролировать их деятельность, при необходимости налагая санкции.

Опасения по поводу введения в России «адвокатской монополии» беспочвенны: монополия предполагает невозможность осуществления деятельности, тогда как предлагаемый проект никому приобрести статус адвоката не запрещает. Говорить об адвокатской монополии точно так же необоснованно, как говорить о существовании в России медицинской монополии или монополии лиц с разрешениями на управление автомобилями.

Следует отдельно отметить, что является ошибочным мнение о том, что введение квалификационных признаков является посягательством на свободу экономической и иной деятельности. Гарантируемые Конституцией РФ принципы поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 8, 34, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) не исключают установления квалификационных требований и условий допуска к осуществлению определенных видов профессиональной деятельности. К деятельности в области медицины, например, могут быть допущены только профессионалы, подтвердившие свою квалификацию в установленном порядке. Иные лица оказывать медицинские услуги не вправе. Никто не усматривает в этом нарушений указанных принципов, а также прав и свобод. Также вряд ли кто-то всерьез станет утверждать, что требование к водителям автотранспорта иметь соответствующие разрешительные документы ущемляет конституционные права и свободы как их самих, так и третьих лиц. Также, как известно, банковские, страховые и многие другие профессиональные услуги могут предоставлять не любые лица, а только лица, прошедшие процедуру проверки своей квалификации и находящиеся под контролем отраслевых компетентных органов.

При этом юридические услуги, требующие не в меньшей мере специальных знаний и навыков и не меньшей добросовестности, чем иные профессиональные услуги, также не следует оставлять вне правового контроля. Установление квалификационных требований к лицам, осуществляющим определенные важные для общества виды профессиональной деятельности, нареканий с точки зрения своей конституционности ни у кого вызывать не может и не должно.

Вряд ли можно признать сферу юридических услуг настолько малозначительной для интересов граждан и общества в целом, чтобы считать возможным сохранение ситуации, при которой к их оказанию фактически может быть допущено любое лицо. Полагать, что деятельность по оказанию юридических услуг не столь важна, чтобы устанавливать подобные требования, – значит снисходительно и пренебрежительно относиться к такой деятельности и к самому праву.

Равным образом не может являться обоснованным довод о том, что установление квалификационных требований к лицам, оказывающим юридические услуги, нарушает право на выбор юридического консультанта: он идентичен неверному доводу о том, что установление соответствующих квалификационных требований нарушает право на выбор, например, врача или водителя автобуса, осуществляющего перевозку пассажиров.

Важно понимать, что проблема создания сбалансированного регулирования оказания юридических услуг в России не может быть разрешена путем введения лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг. Как известно, эксперимент с введением их лицензирования в 90-х гг. XX в. не удался.

Регулирование юридических услуг должно осуществляться только на основе механизмов саморегулирования профессиональной деятельности. Именно они соответствуют конституционным принципам соразмерности и справедливости и именно по этому пути идет весь цивилизованный мир.

При этом очевидно, что не следует отказываться от использования уже существующих и уже проверенных на практике, работающих механизмов. Между тем в России таким механизмом является законодательство об адвокатуре, нотариате и патентных поверенных. Оно выдержало испытание временем и доказало свою эффективность.

Адвокатура, как общеизвестно, является именно саморегулируемой организацией. Получение адвокатского статуса предполагает соответствующие профессиональные знания, опыт, моральные качества. Поддержание адвокатского статуса предполагает постоянное соответствие этическим правилам, компетентность, повышение квалификации.

Думается, что эти же требования критерии вполне могут быть распространены на всех лиц, оказывающих юридические услуги. Это было бы наиболее логичным и разумным способом регулирования сферы оказания юридических услуг.

Коль скоро для регулирования сферы оказания юридических услуг следует использовать только механизмы саморегулирования, то сегодня имеется только два варианта: либо революционное изменение действующего регулирования, кардинальный его слом, создание в России некой совершенно новой саморегулируемой юридической организации, в которую войдут в качестве отдельных составных частей адвокатура, нотариат, патентные поверенные и субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели и коммерческие организации), либо взвешенное и постепенное изменение регулирования за счет использования уже имеющихся наработок и регулятивных механизмов.

Важно подчеркнуть, что представляемый законопроект предлагает отказаться от вредного на сегодня для России дерегулирования в сфере юридических услуг не за счет государственного вмешательства, а за счет использования уже действующих в России саморегулятивных механизмов. В России уже действует Федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Однако, если применить его в сфере оказания юридических услуг, это породит множество таких организаций с отличающимися стандартами качества оказания услуг и ответственности их членов, а также крайне затруднит контроль за ними. Это не будет отвечать интересам общества и государства, равно как не будет в полной степени соответствовать ст. 48 Конституции России и международным стандартам. В таких условиях намного эффективнее использовать уже имеющуюся в России единую саморегулируемую организацию – адвокатуру. Требования закона «О саморегулируемых организациях» при этом окажутся также соблюденными, поскольку он на адвокатуру распространяется.

При этом в целях соблюдения интересов лиц, уже осуществляющих деятельность по предоставлению юридической помощи (услуг), но не являющихся адвокатами, предлагается принять в состав адвокатуры без вступительного экзамена (при условии, что они обладают высшим юридическим образованием и подтвержденным опытом практической работы). Это не ущемит их интересов, позволит поставить на качественно более высокий уровень оказание юридической помощи (услуг) в России и будет содействовать работе судебной системы.

Соответственно, предлагаемый законопроект не нарушает конституционные права частнопрактикующих юристов и сотрудников юридических фирм. Такие лица не будут лишены возможности доступа к оказанию юридических услуг. Заинтересованные и компетентные лица могут получить адвокатский статус на основе установленных в законе прозрачных критериев и затем оказывать юридические услуги.

Важно отметить, что положение, при котором по общему правилу вправе оказывать юридическую помощь только лица, отвечающие квалификационным требованиям, существует во многих странах с развитыми правовыми системами. Ни внутри них, ни на международном уровне такое положение дел не считалось и не считается неправильным.

Отсутствие установленных законом требований к лицам, оказывающим юридические услуги, способствует разрастанию коррупционной среды, так как, не имея должных знаний, опыта и не исполняя обязанности соблюдать требования закона и профессиональной этики, такие лица могут быть склонны к использованию внеправовых средств, не рискуя понести при этом профессиональную ответственность. Именно поэтому предлагаемый законопроект способствует в том числе и борьбе с коррупцией.

Нельзя не учитывать ту важность, которую качественное оказание юридических услуг и уважение к юридической профессии имеют для граждан, субъектов делового оборота, общества и государства. Предлагаемый законопроект нацелен в том числе на повышение качества юридических услуг. Это соответствует интересам получателей таких услуг, равно как общества и государства.

Научно-консультативного и экспертного Совета Гильдии российских адвокатов

Члены Научно-консультативного и экспертного Совета Гильдии российских адвокатов \ далее Совет \, изучили и обсудили проект Федерального Закона «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» \ далее Проект \,а также рассмотрели вопрос о его соответствии международным правовым актам, Конституции РФ, действующему в РФ законодательству, Федеральному Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Совет пришел к выводу о том, что предложение о принятии ФЗ «О государственной системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» является необоснованным.

Проект обладает целым рядом серьезных недостатков, не позволяющих рассматривать его в качестве научно-обоснованного правового акта.

Предлагаемый Закон не улучшит состояние доступности к правосудию, защиту прав и законных интересов граждан и другие провозглашенные цели. Более того, он может ухудшить существующее положение. Принятие Закона повлечет повсеместное создание новой государственной бюрократической структуры, бюджетные расходы на содержание которой неизбежно и постоянно будут возрастать. Необоснованность и неразумность создания государственных юридических бюро и неоправданное расходование бюджетных средств особенно очевидны, сопоставив Проект с действующим законодательством РФ и практикой различных органов, организаций и адвокатуры по оказанию бесплатной юридической помощи в РФ.

В настоящее время в РФ сложилась государственная система оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Составляющие эту систему известны. Они действуют на основании закона. Имеют подготовленные кадры, достаточную практику и материальную базу, и сеть этих учреждений широко разветвлена по всей стране. Также повсеместно и постоянно оказывают бесплатно профессиональную правовую помощь малоимущим гражданам и адвокаты, и не только в судопроизводстве, охватывая весь спектр возникающих правовых проблем.

В действующем законодательстве уже установлено, когда адвокат обязан оказывать юридическую помощь бесплатно:

— ч.3 ст. 51 УПК РФ,

— ст. 50 ГПК РФ,

ч.1, 3 ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»

Государству следует нормативно урегулировать вопросы оплаты труда адвоката во всех перечисленных случаях, а не только в части участия адвоката в уголовном судопроизводстве.

Адвокатские образования имеются во всех городах и районах.

Ст.13 Проекта регламентирует порядок привлечения адвоката к участию в деятельности государственных юридических бюро. В соответствии с п.2 Положения об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, государственные юридические бюро дают консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме, составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, обеспечивают участие в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, представляют интересы граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях и организациях. По сути, работники государственных юридических бюро наделены теми же полномочиями, что и адвокат. В этой связи неясным остается, с какой целью привлекается адвокат к участию в работе государственных юридических бюро, поскольку речь идет только лишь о гражданском судопроизводстве. Возникает вопрос, зачем нужен адвокат? Он нужен потому, что он профессиональнее и опытнее, имеет соответствующую специализацию. В России более 60 тысяч адвокатов. В адвокатуре сложились традиции оказания правовой помощи бесплатно, имеется многолетний положительный опыт в этой сфере, есть гарантии качества такой помощи. Определены профессиональные и иные квалификационные требования и критерии. Нет необходимости предоставлять адвокатам новые помещения, технику и пр..

Если так, то зачем и кому нужен некомпетентный юрист, работающий в государственном бюро, не сдавший сложный комплексный экзамен, не прошедший стажировки, не охваченный обязательной системой систематического повышения квалификации, не руководствующийся соответствующими профессиональными стандартами поведения и правилами профессиональной этики, не несущий корпоративной ответственности за качество оказываемой помощи?!

Не только профессионализм и специализация, но и оплата труда и материальное обеспечение юриста госбюро ниже, чем у юристов, работающих в других государственных учреждениях, оказывающих юридическую помощь бесплатно, что с неизбежностью повлечет текучесть кадров и негативно скажется на уровне организации и качестве работы юристов госбюро.

Для госчиновников создается бесконтрольная и безответственная возможность не только «распределения» определенных государственных бюджетных средств, но и возможность выбора конкретного адвоката (адвокатского образования) и поручение ему гражданского дела по своему усмотрению.

Учитывая, что граждане, имеющие право по Проекту обращаться за бесплатной юридической помощью, имеют требования или претензии именно к государству (госчиновникам), то подобная система оказания государственной юридической помощи будет иметь характер конфликта интересов. Госчиновник в силу своего служебного положения не будет принципиально выступать против незаконных действий (бездействий) других госчиновников (может даже препятствовать) и соответственно обеспечивать доступ к правосудию, что недопустимо в правовом государстве.

В Проекте не учитывается и не рассматривается понятие независимости лица, оказывающего (определяющего, выбирающего, распределяющего) профессиональную юридическую помощь, в то время, как независимость является необходимым и ключевым элементом в процессе защиты и оказания профессиональной юридической помощи. Очевидно, что между адвокатом и гражданином, получающим бесплатную юридическую помощь, не должен находиться посредник-госчиновник, т.к. это нарушает ст. 25 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также принцип равноправия адвокатов (т.к. от воли госчиновника будет зависеть работа адвоката, ее сложность, объем и оплата). Наличие посредника нарушает адвокатскую тайну.

Проект в части оказания бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро (абзац 3) ч. 1 ст. 8 Проекта) не соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, например, в Основных принципах, касающихся роли юристов (принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) установлено, что «+необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами+», и что «Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действовать независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста». Об этом же утверждается в Стандартах независимости юридической профессии Международной Ассоциации Юристов (принятой на конференции МАЮ в Нью-Йорке, сентябрь 1990 года\. Для нормальных (не ангажированных) людей понятно, что госчиновник не пойдет до конца в отстаивании прав и защиты человека (малоимущего либо иного) против другого госчиновника.

Из сказанного следует, что необоснованно создавать на территории всей страны новые государственные структуры. Надо выполнять закон, одновременно расширять основания и категории граждан, которые могут претендовать на бесплатную юридическую помощь. Например, многодетные семьи. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», несовершеннолетние, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, имеют право на «обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов».

Предмет регулирования Проекта не четкий, затрагивает другие сферы, не вошедшие в него, сформулирован не корректно, с нарушением канонов юридической техники. Как следствие, из нечетко сформулированного предмета законодательного регулирования следует и общее несовершенство предложенного Проекта.

Кроме того, Проект составлен небрежно, с очевидными нарушениями рекомендаций по подготовке и оформлению проектов федеральных законов, одобренных Министерством юстиции Письмом 1187-ЭР от 23.02.2000г.

Еще некоторые замечания по Проекту.

Словосочетание «профессиональные адвокаты» представляется не корректным, поскольку сам термин «адвокат» не требует прилагательного. В соответствии с ч.1 ст. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. В этой связи название «профессиональный адвокат» является по меньшей мере некорректным.

Указание в Проекте в ч.3 ст.2 на то, что в структуру государственной системы бесплатной юридической помощи входят адвокаты противоречит действующему законодательству.

В соответствии со ст.3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности. Включение адвокатского сообщества в государственную систему противоречит принципам деятельности адвокатуры и положениям закона.

Об основаниях отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи (ч. 2 ст. 4).

Такое основание отказа, как:

— по вопросам, возникшим в связи с умышленным участием обратившегося за помощью лица в незаконной деятельности, в сделках, противных основам правопорядка и нравственности, и иных заведомо ничтожных сделках; при злоупотреблении правами;

автоматически наделяет лицо, принимающее решение об оказании юридической помощи, функциями оценки законности или незаконности тех или иных действий, и недействительности сделок, в то время, как это является компетенцией суда.

Основание

— по малозначительным вопросам;

не определяет критерии малозначительности.

Основание

— по вопросам, получившим ранее разрешение вступившим в силу решением суда;

исключает возможность оказания помощи в рамках надзорного производства и пересмотра дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, что неправильно.

Положение части 2 ст. 8, гласящей: «Если вопрос, поднимаемый гражданином, имеющим право на оказание ему квалифицированной юридической помощи в рамках государственной системы юридической помощи, не имеет правового характера, либо его решение заведомо не сможет оказать существенного влияния на имущественное положение гражданина и содействовать реализации и защиты его прав, свобод и законных интересов, такому гражданину выдается заключение о невозможности оказать действенную помощь»

позволяет произвольно и необоснованно отказывать в предоставлении бесплатной юридической помощи. Адвокатской практике известно, что предусмотреть результат ЗАВЕДОМО (!) зачастую невозможно.

5. Пункт 3 статьи 8 не допускает оказывать бесплатную юридическую помощь по делам: «по которым прокурор в соответствии с федеральным законом вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов соответствующего гражданина».

А если прокурор не обратился в суд, либо гражданину ошибочно отказано в этом?

Указанным документом планируется проведение трехэтапной реформы рынка юридических услуг. Реформа пройдет в рамках государственной программы РФ "Юстиция", утвержденной .

Так, на первом этапе (в следующем году) предполагается:

  • предоставить адвокатам возможность выбора существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), но создание новых форм, не указанных в , при этом не планируется;
  • предоставить адвокатам право работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями;
  • детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;
  • предоставить возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации;
  • обеспечить возможность участия адвокатских образований в госзакупках;
  • ввести правило, что оказание юридической помощи иностранными адвокатами или юристами возможно только при условии их регистрации в специальном реестре и только по вопросам права данного иностранного государства;
  • установить запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над адвокатскими образованиями.

На втором этапе, в 2019 году, планируется разработать НПА, обеспечивающие временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру. В рамках упрощенного порядка будет осуществляться проверка знаний в форме теста только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. А кроме того – могут быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами при вступлении в адвокатуру. Для адвокатских образований, оказывающих помощь благотворительным и некоммерческим организациям на безвозмездной основе, планируется предусмотреть дополнительные преференции. К примеру, это может стать обязательным условием при размещении заказов на оказание юридических услуг для госнужд.

А на третьем этапе, с 2020 по 2022 годы, будет осуществляться прием в адвокатуру в упрощенном порядке, а уже с 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях смогут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, законные представители, руководители организаций и НКО, и другие участники государственной системы бесплатной юридической помощи.

С этой же даты платную юридическую помощь смогут оказывать только адвокаты и адвокатские образования. При этом коммерческим организациям, оказывавшим юридические услуги и планирующим продолжить их оказание в дальнейшем, до 1 января 2023 года нужно будет привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами и получить статус адвокатского образования.

Как поясняет Минюст России, проект концепции не является окончательным и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе обсуждения.

Какие пять условий непременно должны быть внесены в соглашение между адвокатом и доверителем? Ответ – в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Добавим, что члены адвокатского сообщества ранее отмечали, что , так как бывшие юрисконсульты не смогут заниматься практикой в адвокатуре в привычной им форме. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, опытным юрисконсультам для получения пятилетнего стажа работы адвокатом ( , ) придется работать в течение этого срока в каком-либо адвокатском образовании. И в связи с этим они могут оказаться в невыгодном положении, так как будет оцениваться их деятельность в новом статусе, а не прошлый опыт.

В то же время в Госдуме находится Павла Крашенинникова , устанавливающий, что с 1 июля следующего года представителями по гражданским и административным делам в судах и делам в арбитражных судах смогут выступать только российские граждане, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Фото с сайта izvestia.ru

Минюст подготовил проект постановления правительства «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Юстиция”». Соответствующий документ размещен на портале проектов нормативно правовых актов.

Документом предлагается, в частности, перенести с 2017 на 2018 год срок внесения в правительство ФЗ «О профессиональной юридической помощи в РФ», направленного на «оптимизацию процедуры допуска к профессии адвоката» и «стандартизацию рынка профессиональной юридической помощи», так как этот закон может быть разработан только после утверждения правительством Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, сказано в пояснительной записке. Концепция определяет основные направления модернизации законодательства для объединения юридической профессии, меры, направленные на совершенствование института адвокатуры в целях повышения качества оказания квалифицированной юридической помощи на территории РФ, в том числе на оптимизацию процедуры допуска к профессии адвоката.

«В проекте постановления правительства РФ подтвержден курс на реформирование сферы оказания юридической помощи. Более того, в пояснительной записке к проекту указано, что основной документ этой части государственной программы “Юстиция” - Концепция регулирования рынка квалифицированной юридической помощи - находится в стадии итоговой доработки. Данное утверждение развенчивает периодически появляющиеся слухи о том, что реформа отложена надолго, если не навсегда», - отметил исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Андрей Сучков.

Еще одно изменение в госпрограмме - отказ от программного показателя «соотношение общего количества адвокатов, имеющих действующий статус, сведения о которых внесены в реестр, и населения РФ», так как он не позволяет отразить специфику развития сферы оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами. «Данный ориентир был базовым в оценке реализации госпрограммы в этой части. Во всех странах с развитой правовой системой данный показатель является основным критерием обеспеченности населения квалифицированной юридической помощью. Доводы в пояснительной записке к проекту правительственного постановления о том, что он не влияет напрямую на достижение целей госпрограммы, совсем не убедительны. Скорее они убеждают в обратном: данный показатель должен остаться в госпрограмме и быть одним из основных критериев оценки ее реализации», - считает Сучков.

Кроме того, согласно документу, планируется исключить показатель «степень влияния реализации имущества должников на эффективность исполнения актов судебных и иных органов», потому что он не может объективно отражать эффективность деятельности непосредственно территориальных органов ФССП России.

Одна из задач госпрограммы - повышение уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций. Соответственно она должна обеспечить создание условий для эффективной реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан ‎и хозяйствующих субъектов. Для этого требуется применение эффективного комплекса мер, направленных на обеспечение законности при реализации ФССП полномочий по исполнению законодательства ‎об уголовном судопроизводстве, поэтому проект предлагает включить показатель «обеспечение законности при производстве дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России» ‎в перечень целевых индикаторов и показателей госпрограммы.

Внедрение информационных технологий, говорится в документе, направлено на сокращение сроков ведения исполнительных производств, получения информации об имущественном положении должников, направления контрагентам процессуальных решений судебных приставов-исполнителей. Поэтому предлагается включить в перечень целевых индикаторов такие показатели, как «доля безбумажного юридически значимого документооборота с органами государственной власти как стороной исполнительного производства», «сумма оплаченной задолженности по исполнительным производствам с использованием сетей общего пользования и различных платежных систем ‎(без посещения отдела судебных приставов)», а также «доля средств вычислительной техники с установленной отечественной операционной системой от общего количества средств вычислительной техники».

Вносится Президентом

Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает систему бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.

2. Под бесплатной юридической помощью понимается:

1) информирование населения о действующем законодательстве;

2) безвозмездное оказание юридической помощи отдельным категориям граждан федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными юридическими бюро, адвокатами, нотариусами, а также иными участниками системы бесплатной юридической помощи.

3. Система бесплатной юридической помощи в Российской Федерации состоит из государственной системы бесплатной юридической помощи и негосударственной системы бесплатной юридической помощи, а также органов местного самоуправления.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на случаи участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

Статья 2. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются:

1) обеспечение права отдельных категорий граждан на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

2) содействие осуществлению прав, свобод и исполнению обязанностей граждан, защите их законных интересов, повышению уровня социальной защищенности, обеспечению доступа граждан к правосудию;

3) повышение правовой культуры населения, преодоление правового нигилизма.

Статья 3. Основные принципы построения и деятельности системы бесплатной юридической помощи

Основными принципами построения и деятельности системы бесплатной юридической помощи являются:

1) обеспечение государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

2) социальная справедливость;

3) доступность для граждан;

4) сочетание различных форм и видов бесплатной юридической помощи;

5) поощрение государством оказания бесплатной юридической помощи;

6) содействие государства участникам негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

7) личная незаинтересованность лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь.

Статья 4. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области юстиции (далее – федеральный орган юстиции), а также принятыми в соответствии с ними правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Право на получение бесплатной юридической помощи

1. Граждане Российской Федерации имеют право на получение бесплатной юридической помощи в порядке, на условиях и в пределах, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Статья 6. Формы бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в формах:

1) бесплатного правового информирования;

2) бесплатного правового консультирования;

3) бесплатного представления интересов гражданина в гражданском судопроизводстве;

4) бесплатного представления интересов несовершеннолетнего при рассмотрении судом материалов о его помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Бесплатным правовым информированием является предоставление неопределенному кругу лиц посредством распространения печатной продукции, размещения информационных материалов в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») и иными способами информации о:

компетенции и порядке деятельности государственных органов, органов местного самоуправления;

правилах оказания государственных и муниципальных услуг;

порядке обжалования решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

порядке совершения гражданами юридически значимых действий и типичных юридических ошибках при совершении таких действий.

3. Бесплатным правовым консультированием является:

1) предоставление консультаций по юридическим вопросам в устной или в письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов юридического характера.

4. Бесплатным представлением интересов гражданина в гражданском судопроизводстве является ведение его представителем дела в суде в соответствии с правилами гражданского судопроизводства.

Статья 7. Участие органов местного самоуправления в системе бесплатной юридической помощи

1. Органы местного самоуправления осуществляют бесплатное правовое консультирование граждан по вопросам, связанным со своей деятельностью и применением муниципальных правовых актов. Бесплатное правовое консультирование указанных граждан органами местного самоуправления осуществляется в виде, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, и в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое информирование населения по вопросам, связанным со своей деятельностью и применением муниципальных правовых актов.

Глава II. Государственная система бесплатной юридической помощи

Статья 8. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды;

2) органы прокуратуры Российской Федерации;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъекте Российской Федерации;

4) государственные юридические бюро;

5) адвокаты и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов в государственной системе бесплатной юридической помощи

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды осуществляют:

бесплатное правовое информирование по вопросам, входящим в их компетенцию;

бесплатное правовое консультирование граждан по вопросам, входящим в их компетенцию, в виде, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, и в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. Федеральный орган юстиции:

1) осуществляет выработку и реализацию государственной политики в сфере бесплатной юридической помощи;

2) осуществляет методическое обеспечение реализации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами и органами местного самоуправления полномочий в сфере бесплатной юридической помощи, а также деятельности государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи;

3) проводит мониторинг осуществления полномочий в сфере бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, а также деятельности государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи;

4) создает координационные или совещательные органы в области системы бесплатной юридической помощи с участием федеральных органов исполнительной власти;

5) осуществляет ежегодную подготовку и опубликование в средствах массовой информации доклада о состоянии и развитии системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, включающего в себя в том числе отчет об использовании средств федерального бюджета на предоставление субсидий субъектам Российской Федерации и оценку эффективности функционирования системы бесплатной юридической помощи;

6) осуществляет иные полномочия в сфере функционирования системы бесплатной юридической помощи, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях создания системы бесплатной юридической помощи населению субъектов Российской Федерации создают государственные юридические бюро и (или) привлекают к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокатов.

4. Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда и компенсацией расходов адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В федеральном бюджете предусматриваются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, указанных в абзаце первом настоящего пункта. Предоставление указанных субсидий осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Участие органов прокуратуры Российской Федерации в государственной системе бесплатной юридической помощи

Органы прокуратуры Российской Федерации участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи в пределах компетенции, установленной Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе обращаясь в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и в порядке, установленных процессуальным законодательством.

Статья 11. Участие Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в государственной системе бесплатной юридической помощи

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации осуществляют бесплатное правовое консультирование граждан, обращающихся к ним, в порядке, установленном соответственно Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 12. Участие государственных юридических бюро в государственной системе бесплатной юридической помощи

1. Государственные юридические бюро являются юридическими лицами в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.

2. Порядок создания и деятельности государственных юридических бюро определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Государственные юридические бюро осуществляют бесплатное правовое информирование, бесплатное правовое консультирование и бесплатное представление интересов гражданина в гражданском судопроизводстве по вопросам, указанным в частях 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Участие адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в государственной системе бесплатной юридической помощи

1. Адвокаты участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в формах, установленных пунктами 2 – 4 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Порядок оплаты труда и компенсации расходов адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Адвокаты участвуют в государственной системе бесплатной юридической помощи в соответствии с правилами адвокатской деятельности, установленными Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

4. Организацию участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи на территории субъектов Российской Федерации осуществляют адвокатские палаты субъектов Российской Федерации.

5. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции в сфере организации государственной системы бесплатной юридической помощи (далее – уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), список адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность, а также мест оказания ими бесплатной юридической помощи. Список адвокатов не позднее
31 декабря публикуется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».

6. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее
1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на предстоящий период по форме, утверждаемой федеральным органом юстиции.

7. Адвокат оказывает бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокат направляет в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи по форме и в сроки, утверждаемые федеральным органом юстиции.

8. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи по форме, утверждаемой федеральным органом юстиции.

9. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации направляет ежегодный доклад об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в территориальный орган федерального органа юстиции (далее – территориальный орган юстиции), в порядке, определяемом федеральным органом юстиции.

10. Жалобыграждан на действия (бездействие) адвокатов в процессе оказания ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

С татья 14. Лица, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Право на получение бесплатной юридической помощи в форме бесплатного правового информирования принадлежит всем гражданам Российской Федерации.

2. Право на получение бесплатной юридической помощи, оказываемой государственными юридическими бюро и адвокатами в форме бесплатного правового консультирования и бесплатного представления интересов гражданина в гражданском судопроизводстве, имеют граждане Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, одиноко проживающие граждане Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины (далее – малоимущие граждане), а также следующие категории граждан вне зависимости от уровня их дохода:

1) инвалиды I и II групп;

2) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

3) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях стационарного обслуживания;

4) дети-инвалиды и дети, оставшиеся без попечения родителей;

5) лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (далее – лица, страдающие психическими расстройствами);

6) лица, признанные судом недееспособными (далее – недееспособные лица).

Круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, оказываемой государственными юридическими бюро и адвокатами в форме бесплатного правового консультирования и бесплатного представления интересов гражданина в гражданском судопроизводстве, может быть расширен нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, помещаемые в указанные учреждения, имеют право на получение бесплатной юридической помощи, оказываемой адвокатом, при рассмотрении судами соответствующих материалов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

4. Бесплатная юридическая помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, оказывается в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Статья 15. Вопросы, по которым осуществляется бесплатная юридическая помощь государственными юридическими бюро и адвокатами

1. Государственные юридические бюро и адвокаты осуществляют бесплатное правовое консультирование граждан,имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, по вопросам:

1) заключения, расторжения, признания недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признания права на жилое помещение, предоставления жилого помещения по договору социального найма, выселения из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

3) признания и сохранения права собственности, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защиты прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказа работодателя в заключении трудового договора в случаях, когда такой отказ запрещен законодательством; восстановления на работе; взыскания заработка, в том числе за время вынужденного прогула; компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя;

6) признания безработным и установления пособия по безработице; возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; предоставления мер социальной поддержки, оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи; предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; назначения, перерасчета и взыскания трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

7) установления и оспаривания отцовства (материнства), взыскания алиментов;

8) реабилитации граждан Российской Федерации, пострадавших от политических репрессий;

9) ограничения дееспособности;

10) медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

2. Государственные юридические бюро и адвокаты осуществляют представление в гражданском судопроизводстве интересов граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, в следующих случаях:

1) истцам и ответчикам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцам и ответчикам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

3) истцам и ответчикам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о признании и сохранении права собственности, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) истцам – по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

5) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

6) гражданам, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании гражданина недееспособным.

3. Адвокаты осуществляют представление в гражданском судопроизводстве интересов ответчиков, место жительства которых неизвестно, по назначению суда в соответствии со статьей 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

4. Государственные юридические бюро и адвокаты в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не осуществляют бесплатное правовое консультирование и представление интересов гражданина в гражданском судопроизводстве, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлениемв защиту его прав, свобод и законных интересов.

Статья 16. Пределы и ограничения при оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается по вопросам:

1) связанным с уголовным судопроизводством;

2) возникшим в связи с участием обратившегося за помощью гражданина в противоправной деятельности, в сделках, противных основам правопорядка и нравственности;

3) получившим ранее разрешение вступившим в законную силу судебным постановлением в случаях, если:

имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

истец отказался от иска, и отказ принят судом;

стороны заключили мировое соглашение, и оно утверждено судом;

Бесплатная юридическая помощь также не оказывается по вопросам, по которым имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

2. Гражданину, имеющему в соответствии с частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона право на получение бесплатной юридической помощи и обратившемуся в государственное юридическое бюро или к адвокату за ее оказанием, выдается заключение о невозможности оказать ее, если:

1) вопрос, с которым гражданин обратился, не имеет правового характера;

2) гражданин просит составить заявление, жалобу, ходатайство, другой документ правового характера и (или) осуществить представление его интересов в гражданском судопроизводстве при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) гражданин просит составить заявление в суд и (или) осуществить представление его интересов в гражданском судопроизводстве при наличии правовых препятствий к обращению в суд данного лица по данному вопросу.

Статья 17. Документы, подтверждающие право лица на бесплатную юридическую помощь, оказываемую государственным юридическим бюро или адвокатом в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Для получения бесплатной юридической помощи в государственном юридическом бюро или у адвоката в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи малоимущий гражданин представляет следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) справку о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за юридической помощью. Справка о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина) предоставляется гражданам в порядке, определенном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда представляют в государственное юридическое бюро (адвокату) документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, а также предусмотренные законодательством Российской Федерации документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.

3. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях стационарного обслуживания, законные представители детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных лиц для получения бесплатного правового консультирования представляют в государственное юридическое бюро и адвокатам документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи.

4 . В случаях, когда интересы детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, недееспособных лиц не совпадают с интересами родителей (усыновителей), опекунов, попечителей, они имеют право обратиться в государственное юридическое бюро самостоятельно. В этом случае государственное юридическое бюро (адвокат) запрашивает у органа опеки и попечительства информацию, подтверждающую наличие у данных лиц права на получение бесплатного правового консультирования.

Глава III. Негосударственная система бесплатной юридической помощи

Статья 18. Общие принципы негосударственной системы бесплатной юридической помощи

Оказание бесплатной юридической помощи в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется на основании принципов:

1) признания и поддержки государством деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи;

2) добровольности оказания бесплатной юридической помощи;

3) законности при оказании бесплатной юридической помощи.

Статья 19. Участие нотариусов в негосударственной системе бесплатной юридической помощи

Нотариусы оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, обращающимся по вопросам совершения нотариальных действий, в виде, предусмотренном пунктом 1 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Статья 20. Участие юридических клиник в негосударственной системе бесплатной юридической помощи

1. Юридические клиники оказывают бесплатную юридическую помощь, предусмотренную пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Юридические клиники могут создаваться высшими учебными заведениями, имеющими государственную аккредитацию по направлению подготовки (специальности) «Юриспруденция», для прохождения обучающимися практики в целях формирования у них навыков оказания юридической помощи.

3. Предоставление обучающимися бесплатной юридической помощи гражданам в юридической клинике осуществляется под руководством преподавателей высшего учебного заведения.

Статья 21. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи

1. Для оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческими организациями, адвокатами, адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, нотариусами и нотариальными палатами могут создаваться негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

2. Лица, заинтересованные в создании негосударственного центра бесплатной юридической помощи, вправе организовать его деятельность на базе существующего или вновь создаваемого юридического лица. Негосударственный центр бесплатной юридической помощи может не являться юридическим лицом.

3. Для создания негосударственного центра бесплатной юридической помощи необходимо выполнение следующих условий:

1) наличие помещения, позволяющего осуществлять прием граждан;

2) наличие действующего на основании трудового или гражданского договора с учредителями центра лица (лиц), имеющего высшее юридическое образование, которое будет осуществлять консультирование граждан.

4. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи самостоятельно определяют формы оказываемой бесплатной юридической помощи, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, категории граждан, имеющих право на ее получение, и перечень юридических вопросов, по которым она оказывается.

5.В случае если категории граждан и перечень вопросов в соответствии с частью 4 настоящей статьи не определены, за бесплатной юридической помощью к участникам негосударственной системы бесплатной юридической помощи имеют право обратиться граждане Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

6. Учредители негосударственного центра бесплатной юридической помощи должны информировать граждан о вопросах, по которым осуществляется бесплатная юридическая помощь в данном центре.

7. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи вправе взаимодействовать друг с другом.

8. Ответственность за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром бесплатной юридической помощи несут учредители негосударственного центра бесплатной юридической помощи.

Статья 22. Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи

1. Учредители негосударственного центра бесплатной юридической помощи в течение одного дня со дня его учреждения направляют в территориальный орган юстиции уведомление, содержащее следующие сведения о негосударственном центре бесплатной юридической помощи:

1) информацию о дате и месте учреждения такого центра;

2) наименование центра;

3) место приема граждан;

4) наименование (имя адвоката, нотариуса) и реквизиты каждого учредителя;

5) подписанный руководителем организации-учредителя (руководителями организаций-учредителей) список лиц, имеющих высшее юридическое образование, которые будут осуществлять консультирование, заверенные копии документов, удостоверяющих личности указанных лиц, и документов государственного образца о наличии у них высшего юридического образования;

6) информацию о формах бесплатной юридической помощи и категориях граждан, которым она будет оказываться;

7) информацию о перечне юридических вопросов, по которым будет оказываться бесплатная юридическая помощь;

8) адрес места нахождения, адрес электронной почты и номер телефона для связи.

2. Федеральный орган юстиции ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет». Порядок ведения указанного списка и размещения сведений из него устанавливается федеральным органом юстиции, который вправе предусмотреть в нем обязанность учредителей негосударственных центров бесплатной юридической помощи с установленной периодичностью представлять информацию о продолжении деятельности центра.

Статья 23. Социальное партнерство при оказании бесплатной юридической помощи

1. Под социальным партнерством при оказании бесплатной юридической помощи понимается система взаимоотношений между федеральным органом юстиции (территориальными органами юстиции) и некоммерческими организациями (кроме высших учебных заведений), создавшими негосударственные центры бесплатной юридической помощи.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи некоммерческие организации на добровольной основе могут заключать соглашения о взаимодействии с федеральным органом юстиции либо территориальным органом юстиции, действующим в пределах делегированных ему федеральным органом юстиции полномочий, предусматривающие, в частности:

осуществление данными организациями поддержки государственных и (или) инициирования иных форм оказания бесплатной юридической помощи;

дополнительные требования к указанным организациям;

меры государственной поддержки указанных организаций.

3. Некоммерческие организации осуществляют деятельность, предусматриваемую заключаемыми в рамках социального партнерства соглашениями, за счет собственных средств.

Статья 24. Государственная поддержка некоммерческих организаций, участвующих в негосударственной системе бесплатной юридической помощи

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут осуществлять поддержку некоммерческих организаций, участвующих в негосударственной системе бесплатной юридической помощи, в формах и порядке, установленных на основании Федерального закона от
12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иных федеральных законов.

Глава IV. Заключительные и переходные положения

Статья 25. Вступление настоящего Федерального закона в силу

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но не ранее чем по истечении ста двадцати дней со дня его официального опубликования.

2. Государственные юридические бюро, учрежденные Правительством Российской Федерации до принятия настоящего Федерального закона, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации до
31 декабря 2012 года.

3. В 2011 – 2012 годах государственные юридические бюро, указанные в части второй настоящей статьи, осуществляют оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Президент

Российской Федерации Д.Медведев



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...