Виды формальных источников права тгп. Тгп готовые шпоры. источника права. Виды нормативно-правовых актов

1134 25.06.2019 4 мин.

Государство устанавливает правовые нормы или правила поведения. Они изложены в соответствующих документах, которые помогают ознакомить с их положениями широкие слои населения. Правовые нормы должны иметь формальную определенность, которая помогает им существовать и выполнять регулирование взаимоотношений между гражданами государства. Когда они становятся правовой нормой, то официально признаются источниками права. А формой права является способ внедрения государственной воли.

Термин «источник права»

Под общепризнанным определением с правовой точки зрения под «источником» следует понимать силу, которую это право создает. Власть государства является этой движущей силой. Определенные государственные органы принимают решения, контролируют их выполнение и тем самым участвуют в общественной жизни, учитывая потребности граждан и их возможности. Про источники информационного права в РФ узнайте .

Правовая норма является лишь одним из правил поведения, для ее осуществления надо, чтобы она была законной со стороны государства и охранялась им. В результате чего любая форма, закрепляющая правовые нормы должна быть официальной, иначе она всего лишь желаемое, а не действительное право.

Понятие источников права многогранно и может рассматриваться с трех сторон:

  • идеологической;
  • материальной;
  • юридической.

Под первый раздел подпадают доктрины, правовые учения и правосознание. Ко второму относятся материальные условия, потребности общества и их формы собственности. С юридической стороны выступает форма права. Она имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Последняя состоит из нормативных предписаний, отраслей и институтов права. Внешняя ее сторона включает в себя целое объединение юридических источников, закрепляющих правовые явления. Они позволяют формально ознакомиться с ними и использовать их как правовую основу.

На видео-понятие и виды форм источников права:

Виды

Сейчас в ТГП выделяют пять разновидностей правовых норм:

  1. нормативный акт;
  2. правовой обычай;
  3. нормативный договор;
  4. постулаты юридической науки (идеи и доктрины).

Нормативный акт содержит права и нормы, которые помогают регулировать общественные отношения. Он выступает доминирующим документом в любом государстве. Как пример: в каждой стране мира есть своя Конституция, в которой указаны все права и обязанности граждан, а затем уже на ее основе формируются соответствующие законы и создается правовая база.

Этот акт носит государственный характер и выражает его волю. К его основным признакам относятся:

  • он обладает юридической силой;
  • находится под защитой государства, его выполнение может происходить в принудительном порядке;
  • издается уполномоченными государственными органами или гражданами в установленной последовательности;
  • акт занимает свое место в иерархии системы права;
  • он имеет документальную основу, выполнен в установленной форме. На нем присутствуют все необходимые реквизиты: время и место его принятия, подписи нужных должностных лиц. В таком документе содержатся четкие предписания о его действии.

Юридический прецедент – является эталоном или образцом судебного решения аналогичных дел. Он выступает примером разъяснения закона. К таким показателям относятся толкования-постановления Арбитражных судов и конституционного.

Этот источник был известен еще с древности, но по мере формирования общества в него вносились поправки и в разных странах он имеет свои толкования.


Если говорить кратко, то для него характерно:

  • Множественность . Юридический прецедент создают многие инстанции, поэтому существует большое количество прецедентного права.
  • Казуистинность . Прецедент рассматривает определенную ситуацию – казус.
  • Противоречивость и гибкость . Так как решение по сходному делу в разных судебных инстанциях могут быть разным, то вполне закономерны их противоречия друг другу. Это влечет за собой гибкость в трактовке любого закона и принятого решения, согласно ему.

Существует два вида юридического прецедента: административный и судебный. Их разделение обусловлено тем, что в государстве есть как административные, так и судебные органы.

Правовой обычай – многократное повторение правила, применяющегося для определенных ситуаций, и которое было переведено на правовую основу. Это исторически сложившийся источник, который появился раньше всех остальных.

Ему свойственны такие отличительные черты:

  • продолжительное формирование и существование;
  • устный характер. Этот источник права передается каждому последующему поколению с разъяснением о последствиях его применения;
  • носит локальный характер, то есть распространяется только на определенной территории;
  • имеет юридическую силу только в случае признания его государственными органами.

Нормативный договор содержит правовое правило, которые обязаны выполнять лица, участвующие в этом соглашении.

Для его вступления в силу нужно:

  • согласованность желаний двух или большего количества лиц;
  • взаимное принятие волеизъявления всех участников договора;
  • осуществимость содержания воли.

Нормативным договором закрепляются выраженные добровольные волеизъявления сторон, пришедших к соглашению. Этот документ не издается правотворческими органами, но содержит правовые нормы.

Юридические доктрины представляют собой свод правил, которые определяют обязательные нормы поведения в обществе. Примером может служить: Библия, Коран и другие подобные писания.

Соотношение понятий

Чаще всего эти два термина отождествляются между собой, но на самом деле они разные.

Под источниками права понимаются обязательства, которые стимулируют появление права и определяющие его действия. К ним относится волеизъявление государства и народа, а также отношения в обществе.

А форма права – способ, помогающий формировать правовые взаимоотношения. В большинстве случаев он помогает формировать сознание людей и подводит к их принятию соответствующих общепризнанных норм общения друг с другом.

Возможно вам так же будет интересно узнать про предпринимательское право, понятие, предмет, а так же метод принципы источники. Вся информация подробно расписана в данной

В современном государстве четко ограничено, что является обязательным, а что нет. Собирательный термин «источники права» устанавливает эти границы, а с помощью форм они доносятся до граждан государства и устанавливают определенные рамки, без которых жизнь в обществе была бы неопределенной.

78. Применение права как форма реализации права.

Применение–особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:

1)применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);

2)носит властный характер

3)имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

4)осуществляется в процессуальной форме;

5)связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта.

Применять нормы права– это значит применять власть, а нередко– принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть.

Цель правоприменения– упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более – вымогательство, взятки. Характерные особенности применения права:

1)это – властно – императивная форма реализации права;

2)осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3)носит процессуально – процедурный характер;

4)состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5)имеет под собой соответствующие юридические основания;

6)связано с применением правоприменительных актов;

7)является разовым и индивидуально–определённым действием, касающимся персонифицированных субъектов;

Необходимость в применении правовых норм возникает при след. обстоятельствах:

1)когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2)когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3)когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (напр. гражданин получил ордер на квартиру, но занять её не может, т.к. она самоуправно занята другим лицом);

4)когда возникает спор о праве и стороны не могут найти сами согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5)когда те или иные юр.значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле – продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6)когда определённые права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7)когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрата гражданства).

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. В случае если исходить из общераспространённого значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего будет власть государства, кᴏᴛᴏᴩая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие правовые решения. Наряду с данным источником права следует признать также форму выражения государственной воли, форму, в кᴏᴛᴏᴩой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает ϲʙᴏи неотъемлемые черты и признаки. Это понятие источника имеет значение ёмкости, в кᴏᴛᴏᴩую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют следующие виды источников норм права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай, юридическая доктрина и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию.

Правовой обычай (обычное право) – фактически сложившиеся в течении длительного времени правила, регулирующие поведение людей (общественные отношения), кᴏᴛᴏᴩые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права.

Судебный прецедент – ϶ᴛᴏ судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел.

Юридическая доктрина как источник права – ϶ᴛᴏ разработанные и обоснованные учёными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, кᴏᴛᴏᴩые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов».

Нормативно-правовой договор как источник права – ϶ᴛᴏ договор, содержащий новые нормы действующего права. Нужно помнить, такие договоры имеются как в сфере частного, так и в сфере публичного права.

Нормативно-правовой акт – ϶ᴛᴏ письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права. Своим правоустановительным характером нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов, так и от разного рода официальных государственных актов.

Нормативные акты составляют единую иерархическую систему, кᴏᴛᴏᴩая демонстрирует иерархию государственных органов и подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон – нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путём референдума, обладающий высшей юридической силой. Законы в РФ можно подразделить по субъектам принятия на принятые на референдуме, Федеральным Собранием РФ и законы субъектов. Федеральные законы, в ϲʙᴏю очередь, делятся на федеральные конституционные и текущие законы.

Все прочие нормативные акты кроме законов называются подзаконными. Это означает, что по ϲʙᴏей юридической силе они стоят ниже законов и не должны им противоречить.

Акты Президента. Президент издаёт указы и распоряжения. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными. Нормативные Указы Президента занимают по юридической силе второе место после законов и не должны им противоречить.

Акты Правительства. Постановления и распоряжения Правительства также могут быть нормативными и индивидуальными правоприменительными. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и Указов Президента.

Акты министерств и ведомств принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами. Стоит заметить, что они могут носить разные названия: приказы, инструкции, постановления, правила, положения, разъяснения и др. Нормативные акты издаются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с компетенцией указанных органов по специальному кругу вопросов и по юридической силе стоят за актами Правительства.

Акты субъектов федерации по ϲʙᴏей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. В их числе следует назвать законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации. Законы, принимаемые субъектами по вопросам их исключительного ведения имеют приоритет перед федеральными законами. Ниже законов по юридической силе идут акты глав субъектов, постановления и распоряжения правительств субъектов.

Нормативные акты органов местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), сел, поселков и т.д. К числу данных актов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся акты представительных органов муниципальных образований, акты глав данных образований, а также акты, принимаемые на референдумах населением ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей самоуправляющейся территории.

Общеобязательность нормативных актов, их действие не беспредельны, ограничены пространством, временем и кругом лиц.

Действие нормативных актов во времени определяется двумя временными моментами: моментом вступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Момент начала действия нормативных актов определяется следующими правилами: если в нормативном акте указано время начала его действия, то он вступает в силу с ϶ᴛᴏго указанного времени; если в нормативном акте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида нормативных актов. Действие нормативных актов прекращается в случае прямой отмены; по истечении срока, на кᴏᴛᴏᴩый был принят нормативный акт; в случае принятия нового нормативного акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим органом. С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закреплённое в Конституции РФ (ст.54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, кᴏᴛᴏᴩые имели место до вступления его в силу. Из ϶ᴛᴏго правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в кᴏᴛᴏᴩых прямо об ϶ᴛᴏм сказано. Переживание закона – ϶ᴛᴏ применение отменённого, уже не действующего в момент применения закона к фактам, кᴏᴛᴏᴩые были в момент его действия.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от принявших их органов. Федеральные нормативные акты действуют на всём пространстве, на кᴏᴛᴏᴩое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территорий и т.д. Пространство, на кᴏᴛᴏᴩое распространяется суверенитет государства содержит в себе сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ доступный обычным летательным аппаратам (самолётам), территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Действие законов в пространстве означает, что они распространяются на всех субъектов, находящихся в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем пространстве. При этом в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, но распространяется исключительно на определённый круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Отметим, что территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там законы РФ не действуют. Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы, хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно и распространяются только на определённый круг лиц: работников определённой отрасли. военнослужащих, государственных служащих, депутатов и др.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

14.2 Виды источников права

Виды источников права

Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда в качестве самостоятельного источника права называют принципы и нормы международного права и договоры между государствами.

Правовой обычай считается исторически первым источником права, поскольку обычаи возникли раньше позитивного права, а первые законы представляли собой санкционированные государством обычаи. Таким образом, правовой обычай - это обычай, признаваемый или допускаемый государством.

Иными словами, обычай приобретает правовой характер после одобрения и признания его государством . Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Такие законодательные памятники, как Русская Правда, Салическая Правда, Законы Ману и др., представляют собой сборники правовых обычаев.

Далеко не все обычаи становятся правовыми, а лишь те, которые отвечают интересам государства.

Правовые обычаи не потеряли своего регулирующего значения и в современных условиях. Так, в ст. 5 ГК РФ дается определение обычаев делового оборота: это сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Деловой обычай (обычай делового оборота) признается рядом статей Гражданского кодекса РФ, например ст. 508 - о периодах поставки товаров, ст. 510 - о доставке товаров поставщиком и др.

Обычай широко применяется в парламентской практике и в государственно-правовой сфере, например порядок формирования правительства в Великобритании, многие правовые институты королевской власти, порядок проведения заседаний парламента и др. Правовые обычаи активно используются в международных отношениях.

Обычаи признаны государствами в торговой практике, морских и иных перевозках. Традиции общинной жизни распространены в современных государствах Африки, Латинской Америки, Японии и Китае. Особенно это касается семейных, наследственных и земельных отношений.

Судебный прецедент - это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Таким образом, данное решение судебных органов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т. е. играет роль нормы права. В переводе с латинского языка «прецедент» означает «предшествующий». Более конкретно судебный прецедент можно определить как правоположение, оформленное надлежащим образом, на котором основывается решение суда в соответствии с установленными фактами, которому обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты :

1) обладает общеобязательной юридической силой;

2) результат правотворческой деятельности судов;

3) находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как:

а) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной частью судебного решения, которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются правовые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств.

Остальная часть судебного решения составляет так называемое «попутно сказанное», которая не обладает обязательной силой, но служит убеждающим прецедентом.

Судьи обладают достаточно широкими полномочиями при применении прецедента. Они могут: во-первых, не применять судебный прецедент из-за особенностей рассматриваемого дела; во-вторых, выбрать конкретный прецедент из всех существующих прецедентов и по-своему его объяснить; в-третьих, сформулировать новую норму. Поэтому прецедентное право получило название «права, создаваемого судьями», или судебного права. При прецедентной форме права прецедент имеет ведущее значение среди других источников права.

Отечественная юриспруденция официально не признает прецедент в качестве источника права, поскольку судебные органы должны выступать правоприменителями, а не творить, не создавать право.

Прецедентная система права сложилась в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канаде и некоторых других, преимущественно англоязычных странах. Почти треть государств мира придерживается принципов прецедентного права. Оно играет большую роль в создании единого европейского права и единого правового пространства Европы.

В последнее время в России несколько изменилось отношение к прецеденту. Дело в том, что в результате правоприменительной практики нередко вырабатываются правоположения, обобщающие юридическую практику и способные в силу отставания правотворчества от развития общественных отношений, от возникающих потребностей выступать средством устранения противоречий между действующим законом и развитием общественных отношений. Это позволяет защитить права и законные интересы людей, обеспечить стабильность правопорядка. В настоящее время наука и практика все больше склоняются к признанию прецедента в качестве источника права (хотя и дополнительного) и приданию, в частности, постановлениям пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ формы прецедента.

Обосновывается данная точка зрения тем, что указанные акты, во-первых , представляют собой официальное толкование норм права и нормативных правовых актов; во-вторых , содержат конкретизирующие нормативные установления и предписания; в-третьих , заключены в форму официального юридического документа, который принимается в установленном процессуальном порядке; в-четвертых , обладают юридической силой, в том числе обязательностью для исполнения всеми судами. Кроме того, Россия как член Совета Европы должна сообразовывать свою законодательную и правоприменительную деятельность с решением Европейского Суда по правам человека. Сам же Суд создает нормативные установления - судебные прецеденты международного характера и они обязательны для всех государств, входящих в Совет Европы.

Правовая доктрина во многих правовых системах признается источником права. В Древнем Риме суды обязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. В английских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки на труды известных юристов. В мусульманских странах труды известных юристов-богословов, знатоков ислама считаются единственным источником права.

Несмотря на то что термин «правовая доктрина» широко используется в юридической науке, в правотворческом и правоприменительном процессах, в теории государства и права отсутствует общепризнанное определение данного понятия. Вместе с тем отмечается, что суждения и мнения отдельных ученых юристов являются лишь высказанными точками зрения, а не образуют правовой доктрины в целом. Ее образует выработанная юридической наукой система взглядов на проблемы правового регулирования общественных отношений и иные государственно-правовые явления, которые основываются на общих принципах и ценностях и отражают закономерности и тенденции их развития.

Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

а) она результат профессиональной научной деятельности;

б) служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

в) имеет особую форму выражения - научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;

г) обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Выделяют три вида правовой доктрины: 1) общеправовая; 2) отдельной отрасли права; 3) отдельного правового института.

Правовая доктрина служит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменении.

Что касается правотворчества , то юридическая доктрина находит свое воплощение, во-первых, при разработке законопроектов, когда к этой работе привлекаются научные центры и наиболее авторитетные представители юридической науки; во-вторых, при проведении юридической экспертизы законопроектов; в-третьих, при влиянии на правосознание законодателя.

В сфере правотворчества правовая доктрина призвана обеспечить эффективное действие будущих норм права, предвидение динамики развития регулируемых общественных отношений, соответствие норм права объективным реалиям и тенденциям общественного развития.

Правовая доктрина должна также использоваться в качестве источника при внесении изменений в действующее законодательство.

В правоприменительной деятельности правовая доктрина используется как источник при обнаружении пробелов в праве, коллизионности норм и при толковании юридических актов. Важно иметь в виду, что в этих случаях правоприменительные органы не создают новой нормы права, а воспроизводят ее содержание, исходя из правовой доктрины или выявляя ее, исходя из общепринятой доктрины права.

Некоторые ученые называют в качестве еще одной формы реализации правовой доктрины в правоприменительной деятельности судебное усмотрение .

Судебное усмотрение - это предоставленное судье законом полномочие выбора одного из нескольких закрепленных в правовой норме альтернативных, но в равной мере законных решений по делу. Судебное усмотрение существует только в пределах закона. Вместе с тем усмотрение судьи при рассмотрении какого-либо дела должно быть ограничено доктринальными пределами , т. е. он должен найти оптимальную для данного случая правовую идею и придать ей формально определенный вид (К. И. Комиссаров). Иначе говоря, сама по себе юридическая доктрина не имеет в своем содержании механизма собственной реализации, но благодаря воплощению в юридических актах, в частности в актах судебной практики, она служит непосредственной юридической основой для решения юридических споров и тем самым входит в действующее право.

Договоры нормативного содержания (нормативные договоры) представляют собой соглашение двух или более субъектов, в результате чего устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор служит результатом волеизъявления его сторон, на основе которого происходят взаимный учет и согласование интересов субъектов. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. На его основе формулируются новые нормы права. В юридической литературе принято относить нормативные договоры к категории договоров, действующих в сфере публичного права , так как они преследуют публичные цели и выполняют публичные функции. Можно выделить следующие особенности нормативных договоров:

1) они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

2) представляют собой согласованное волеизъявление не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;

4) заключаются на основе норм публичного права - конституционного, административного, финансового и др.;

5) подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;

6) оформляются по определенным процедурно-процессуальным правилам;

7) занимают в правовой системе место, близкое к нормативным правовым актам, поскольку дополняют действующее законодательство, конкретизируют его, служат средством разрешения юридических коллизий и восполнения пробелов в правовом регулировании общественных отношений.

Вместе с тем надо отметить, что нормативные договоры по своему содержанию не могут противоречить действующему законодательству, выходить за пределы законов и закрепленной компетенции субъектов публичного права, следовательно, играют роль дополнительного источника права.

К договорам нормативного характера принято относить различные международные акты - конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры и т. д. Как правило, они устанавливают соответствующие права и обязанности для участников и учитываются во внутригосударственном (национальном) праве.

В теории государства и права выделяют два вида договоров нормативного характера: 1) о компетенции; 2) о взаимодействии. Примером первого вида может служить Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации». Примеры второго вида - многочисленные межрегиональные договоры о дружбе и сотрудничестве между субъектами Федерации, о совместной деятельности, о подготовке комплексных социально-экономических и экологических программ и т. д. Это касается внутрифедеративных отношений в Российской Федерации. Международные договоры некоторые исследователи подразделяют на нормоустанавливающие (например, Договор о нераспространении ядерного оружия) и учредительные, например Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (М. С. Студеникина).

Договорная форма распространена и в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений. Например, согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ, коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Он включает в свое содержание нормативные положения, если об этом имеется прямое указание в законах и иных нормативных правовых актах (ст. 41).

С помощью коллективных договоров и соглашений создаются локальные нормы, которые позволяют «привязать» действующее законодательство к конкретным условиям отдельной организации, фирмы, учреждения, предприятия.

Договорная форма регулирования общественных отношений оценивается в настоящее время как наиболее перспективная, поскольку отвечает интересам сторон регулируемого общественного отношения, позволяет закрепить их свободное согласованное волеизъявление, способствует децентрализации и демократизации государственного управления.

Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократическим государствам. В частности, мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей и религиозных органов, некоторых догматах теологической теории. Например, в мусульманских странах важнейшим источником права считаются: Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма - согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина; Кияс - суждение по аналогии. Каноническое право играет важную роль в Германии.

В истории права религиозные нормы всегда выступали важным источником права и законодательства, а соответствующие религиозные институты обладали непререкаемым нравственным авторитетом. Это объясняется тем, что религия составляет часть культуры того или иного народа. Следовательно, субъекты правотворчества должны ориентироваться на создание таких норм права, которые имеют свойства духовно-культурных ценностей и вместе с тем учитывают многоконфессиональность некоторых обществ.

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности.

В научной литературе даются различные определения понятия принципов права. Тем не менее можно согласиться с тем, что принципы права - это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права или получившие признание в юридической практике и отражающие закономерности развития общественных отношений.

В качестве принципов права нередко используются правовые аксиомы, например: «нельзя дважды предъявить иск по одному и тому же делу»; «решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу»; «пусть будет выслушана и другая сторона»; «суд должен быть справедливым».

Общие принципы права применяются в международном праве. Например, согласно Всеобщей декларации прав человека (1948) осуществление прав и свобод человека, закрепленных в Декларации, ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам ООН (ст. 29).

Принципы права имеют прямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам, закрепленным в Конституции РФ.

В литературе принято выделять принципы: общеправовые, меж-отраслевые и отраслевые.

К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права: законности, равенства перед законом, справедливости, гуманизма. Они закреплены, например, в ст. 19 Конституции РФ, в ст. 3, 4, 6, 7 УК РФ; принцип равенства супругов в семье - в ст. 31 СК РФ. В ст. 6 АПК РФ среди основных принципов деятельности арбитражных судов в Российской Федерации названы принципы законности и равенства организаций и граждан перед законом и судом.

Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям, например процессуальным. Так, в Арбитражном процессуальном кодексе РФ названы такие принципы, как независимость судей, состязательность и равноправие сторон, гласность. Эти же принципы закреплены в Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах.

Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Например, в семейном праве действует принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принцип регулирования брачных и семейных отношений только государством; в экологическом праве - принципы разумного сочетания экономических и экологических интересов, рационального использования ресурсов; в сфере трудового права - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников и др.

Надо отметить, что, несмотря на устойчивость принципов и большую степень их абстракции, они не остаются неизменными во все времена и эпохи. Они изменяют свое содержание и значимость, хотя их подвижность значительно меньше, чем норм права.

Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

1) в соответствии с Конституцией РФ у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования , уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции РФ и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, суд не должен применять данный закон или акт;

2) существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, действия и бездействие государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление сроков содержания под стражей, личный обыск, арест банковских счетов, арест корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров и т. д. Иными словами, расширены полномочия судебного контроля за оперативно-розыскной и следственной деятельностью;

3) наделение судов функцией нормоконтроля, т. е. контроля за содержанием законов и иных нормативных правовых актов. Судебный нормоконтроль осуществляется в двух формах:

а) опосредованный нормоконтроль, который реализуется при разрешении конкретных дел, когда суд придет к выводу, что подлежащий применению закон или иной нормативный правовой акт не соответствует Конституции РФ или общепризнанным принципам и нормам международного права, либо акту более высокой юридической силы. Тогда суд решает дело, руководствуясь правилами о преодолении юридической коллизии;

б) абстрактный нормоконтроль, который осуществляется вне связи с рассмотрением конкретного дела и состоит в признании нормативного акта недействующим и не подлежащим применению. Для российских судов это - новая форма нормоконтроля;

4) восполнение пробелов в законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды в известной мере выполняют работу правотворческих органов;

5) разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитражными судами. В юридической литературе обычно указывается, что толкования высших судебных инстанций служат основанием к новому пониманию и применению тех или иных норм права. Однако в отличие от прецедентного права в системе континентального права такого рода толкования служат вторичным источником права. Толкования высших судебных инстанций как бы углубляют, детализируют закон.

Более того, судебная практика высших судебных инстанций вырабатывает правоположения , имеющие нормативное содержание и выступающие общеобязательными регуляторами общественных отношений. В них обобщается опыт применения конкретных норм права и их содержанию придается необходимая определенность. В результате решения высших судебных органов служат образцом правильного разрешения дел для нижестоящих судов.

Особое положение среди актов судебной практики занимают решения Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 87 Закона о Конституционном Суде РФ признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Конституции РФ, т. е. неконституционными, служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного Суда РФ служат источником права, так как выступают основанием для изменения, отмены акта или для принятия нового акта. Кроме того, Конституционный Суд РФ имеет право официального толкования конституционных норм. Постановления Конституционного Суда РФ приобретают общеобязательное значение, вступают в силу немедленно после их оглашения и не подлежат отмене и обжалованию. Фактически Конституционный Суд выступает в роли своеобразного законодателя, поскольку его решения вызывают изменения в законодательстве.

Международное право также приобретает значение важнейшего источника права в силу укрепления сотрудничества между различными государствами. Конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами являются источниками внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними. Такого рода положения содержатся в конституциях Франции, Италии, ФРГ, Испании, Греции, России, Японии и др. Например, Россия гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

Нормы международного права применимы к сфере не только частного права (гражданского, семейного, трудового), но и публичного права.

Нормативные правовые акты - главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки : а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т. е. правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов.

Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные. Более низкую ступень занимают подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств. В федеративном государстве, каким является Россия, выделяют также конституции и уставы субъектов Федерации, законы субъектов, акты глав администрации и др. Правом принимать нормативные акты по вопросам местного значения государство наделяет также органы местного самоуправления. Такие акты являются подзаконными и действуют в пределах конкретного муниципального образования.

Нормативные акты следует отличать от ненормативных , или индивидуальных, актов. Последние обращены к определенным лицам или коллективам, организациям. К ним относятся указы Президента РФ о назначении министров, послов, присвоении почетного звания, награждении орденами и медалями, присвоении высшего воинского звания и др. Индивидуальные акты - это приговоры суда, судебные решения по гражданским спорам, приказы руководителей управленческих органов. Ненормативные акты обладают следующими особенностями:

принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов;

адресуются конкретным лицам или органам;

решают, как правило, оперативные вопросы и прекращают свое действие в связи с исполнением данного индивидуального акта.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

3. Классификация источников аграрного права Источники права -это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В аграрно-правовой

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

2.1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства,

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.Источниками права являются официальные документы (нормативные

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права - формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:- обычное

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

4. Понятие и виды источников римского права Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

15. Виды источников муниципального права РФ Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой природой местного

Из книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

45. Характеристика источников римского права Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире. Оно отличается широким охватом разнообразных жизненных

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

7. Характеристика источников римского права Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире и отличается широким охватом разнообразных жизненных

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 1. Понятие и виды форм (источников права) Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу,

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

План лекции:

1. Понятие и виды источников (форм) права.

2. Закон как источник права. Виды законов в РФ.

3. Понятие и виды подзаконных нормативных актов.

4. Пределы действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Источник права указывает на его истоки, корни, те факторы, которые определяют содержание права и форму его выражения. В идеальном смысле источником выступают философские идеи, определившие основы конкретной правовой системы. В материальном смысле под источником права следует понимать совокупность исторических, экономических, политических, культурных факторов, определяющих жизнь конкретного народа.

Так, юридическими источниками рабовладельческого права были различные религиозные правила, обычаи, решения судебных органов, распоряжения должностных лиц, а также доктринальное толкование юридических предписаний выдающимися правоведами того времени. В формальном (юридическом) смысле источник права означает различные способы внешнего выражения норм права. В этом смысле источник права совпадает с формой права, и дальше эти понятия мы будем употреблять как тождественные.

Под источником (внешней формой) права следует понимать способ выражения, существования и преобразования правовых норм, действующих в определенном государстве.

В теории выделяют обычно следующие виды источников права: нормативный акт , судебный прецедент , санкционированный обычай, юридическая (правовая) доктрина и нормативный договор .

Правовой (или санкционированный) обычай является одной из наиболее древних разновидностей социальных норм и есть результат многократного повторения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей. Или, иначе, это правила поведения, подкрепленные традицией. Правовым этот обычай становится только после того, как будет санкционирован (официально признан) государством.

Обычай исторически и фактически предшествовал закону. Но и в настоящее время он регулирует социально значимые отношения, когда вмешательство законодателя преждевременно или нежелательно. Нередко законодатель возводит обычаи в ранг правовых, общеобязательных, делая на них ссылку в нормативно-правовых актах.

Так, в п. 1 ст. 19 ГК РФ сказано, что «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». В ч. 1 ст. 130 Кодекса торгового мореплавания РФ указано, что срок, в который судно под погрузку предоставляется перевозчиком без дополнительных платежей, определяется соглашением сторон, а если таковое отсутствует, то сроками, обычно принятыми в порту погрузки. В таких случаях обычай, приобретая форму правового, обеспечивается не только мерами общественного воздействия, но и возможностью принуждения со стороны государства.


Обычаи, как правило, носят локальный характер (применяются в рамках сравнительно небольших общественных групп), им присущи казуистичность, традиционность, ритуальность, часто обычаи тесно связаны с религией. Вместе с тем, правовой обычай - это обычай, санкционированный государством, следовательно, он отличается от обычая, представляющего моральную норму или религиозное правило. Санкционирование может осуществляться путем принятия его административной, судебной или арбитражной практикой.

Судебный прецедент представляет собой такое решение суда, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Он предоставляет судье определенную свободу поведения, личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. В прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

В нашей стране традиционно судебные прецеденты не признавались источниками права. Тем не менее, судебная практика в некоторой степени всегда являлась источником права. Это связано, прежде всего, с деятельностью высших судебных инстанций (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов), руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений по конкретным делам всеми нижестоящими судебными органами.

Правовая доктрина (юридическая наука) на определенных этапах также являлась источником права. Так, наиболее выдающимся римским юристам император Август предоставил право давать разъяснения, которые являлись обязательными для судов. При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалась большинство, а при равенстве голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана. Трактаты римских юристов признавались источниками права в английских судах. В настоящее время в ряде арабских стран семейное законодательство гласит: «В случае молчания закона суды применяют наиболее предпочтительные выводы Абу Ханифы ». В английских судах в наше время делают ссылки на научные труды юристов, но не как на источник права, а лишь для дополнительной аргументации, как часть мотивации решения суда.

Правовой или нормативный договор - это совместный юридический акт, выражающий взаимное волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей.

На основе нормативных договоров принимаются в последующем нормативные акты, формулируются новые нормы права. Вместе с тем, они не должны противоречить действующему законодательству, выходить за пределы конкретизации законов, поэтому в литературе их иногда относят к дополнительным источникам права.

Нормативный договор имеет следующие признаки :

Содержит норму общего характера;

Заключается добровольно;

Стороны равноправны и имеют общие интересы;

Достигается согласие участников по всем существенным аспектам договора;

Предусматривает взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

Имеют правовое обеспечение.

Нормативные договоры распространены в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными и т.д.

Так, в области трудового права значительную роль играет коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзом, представляющим трудовой коллектив. К числу конституционных нормативных договоров относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами РФ. В качестве основной формы права договор выступает в международном праве. Международный договор - это ярко выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей.

Нормативный (нормативно-правовой) акт является главным источником права в странах романо-германской правовой семьи, к которой относится и Россия. Под нормативным правовым актом понимается официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения), направлен на возникновение, изменение или отмену норм права.

Нормативные актыявляются основной и наиболее совершенной формой современного права. К их достоинствам следует отнести такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативных актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население; их легко систематизировать и кодифицировать, что позволяет легко отыскать документ и применить на практике. Нормативные актыпозволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков , которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально-определенный характер.

Эти признаки заключаются в следующем:

1) нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

4) принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

5) имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);

6) направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, обстоятельств;

7) рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда как правоприменительные акты - на однократную реализацию;

8) нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределенно большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта , т.е. технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства. В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы: законы и подзаконные акты.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...