Управляет моторной лодкой. Как не уставать за румпелем? Дистанционное управление для лодочного мотора

требуются всем гражданам, которые хотят управлять зарегистрированными судами на законных основаниях. В статье мы расскажем об особенностях и порядке оформления удостоверения для судоводителей.

Права на управление маломерными судами

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ маломерными считаются судна, которые имеют длину до 12 метров и вмещают не более 12 человек.

Согласно приказу МЧС РФ от 27.05.2014 № 262 каждому лицу, желающему управлять зарегистрированным маломерным судном, требуется соответствующее удостоверение. Обязанность по регистрации судна отсутствует у владельцев шлюпок и плавучих средств весом до 200 кг и мощностью мотора до 8 кВт.

Права на управление маломерными судами выдаются по итогам прохождения экзаменов. В Правилах аттестации на право управления маломерными судами, утвержденных приказом № 262, указано, что государственные органы проводят аттестацию судоводителей судов для внутреннего плавания с валовой вместимостью до 80 тонн и мощностью мотора до 55 кВт.

Также в число судоводителей маломерных судов включают водителей пассажирских судов, вмещающих до 12 человек, или иных судов с вместимостью до 12 человек и с мощностью двигателя до 55 кВт.

Наказание за отсутствие прав на управление маломерными судами

В ч. 1 ст. 11.8.1 КоАП РФ законодатель устанавливает наказание за управление судном лицу, которое не имеет при себе соответствующего удостоверения. Штраф за подобное правонарушение устанавливается в размере 100 рублей. Если гражданин передаст управление судном лицу, которое не имеет при себе соответствующего удостоверения, то он будет наказан предупреждением или штрафом в сумме 100 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ управление маломерным судном лицом, не имеющим права управления данным судном, грозит нарушителю штрафом от 1 000 до 1 500 рублей. Аналогичное наказание применяется к правонарушителям, передавшим управление судном лицу, не имеющему на это права.

Оформление прав на управление маломерными судами

Требования к кандидатам на получение права на управление маломерными судами

Претенденты на получение удостоверения водителя маломерного судна должны соответствовать следующим критериям:

Не знаете свои права?

  • достижение возраста 18 лет;
  • признание годным по состоянию здоровья;
  • наличие специальной теоретической и практической подготовки в объеме типовой программы.

Кто проводит аттестацию кандидатов?

Экзаменационные испытания проводятся экзаменационной комиссией. Руководство комиссиями осуществляется региональными инспекциями по маломерным судам при МЧС РФ.

Состав комиссии включает не менее 3 человек с высшим или средним специальным образованием, имеющих статус аттестованных специалистов водного транспорта.

Допуск к экзаменационным испытаниям

Для получения допуска на экзамен кандидату потребуется предоставить:

  • заявление на бланке личной карточки;
  • копию документа об обучении по судоводительской специальности;
  • медицинскую справку;
  • паспорт;
  • 2 фотографии.

После рассмотрения указанных документов уполномоченные лица принимают решение о допуске кандидата в судоводители к аттестации и назначают:

  1. Место сдачи экзамена.
  2. Дату проведения аттестации.
  3. Время заседания комиссии.

Если комиссия принимает решение об отказе в допуске, то кандидату выдается личная карточка с указанием оснований отказа.

В случае несогласия с решением комиссии кандидат вправе подать соответствующее заявление. Заявление о несогласии с отказом будет рассмотрено в течение 5 дней.

Проведение экзамена

Экзамен проходит по зачетной системе. Кандидат, который не смог ответить на 2 вопроса в билете, считается не сдавшим экзамен. После неудачной попытки прохождения экзаменационного испытания кандидат может явиться на пересдачу не ранее чем через 7 дней. Лица, сдавшие экзамен, получают удостоверение судоводителя.

Таким образом, лица, желающие управлять маломерным судном, должны пройти через процедуру сдачи экзамена на получение судоводительского удостоверения. Лица, соответствующие всем критериям, собравшие необходимые документы и прошедшие аттестацию, получают права на управление зарегистрированным судном и могут не опасаться административного штрафа за управление судном без соответствующих документов.

Большие просторы и возможности в рыбалке открываются для рыбаков после приобретения лодки с мотором. Но в тоже время и определенные трудности, если для мощности лодочного двигателя обязательно иметь права на управление маломерным судном. Так, с мощностью лодочного двигателя от 5 — до 75 л/с (лошадиных сил) права на управление и судовой билет иметь обязательно.

Чтобы получить права, необходимо учиться в учебных заведениях на судоводителя, по категориям судов в районах плавания внутренних не судоходных водоемов и внутренних водных путей судоходных водоемов РФ. Плавание без прав будет очень дорогим удовольствием и вы станете «любимчиками» инспекторов ГИМС, так как вы будете помогать им выполнять месячные планы по количеству протоколов на штрафы.

Как без обучения, сдавать экзамены экстерном в подразделениях ГИМС МЧС РФ и получить в ГИМС права на лодку и другие суда? Допустимо ли получение прав на управление маломерными судами без обучения – экстерном. Да, такой вариант существует и он более проще, чем проходить курсы и платить за это приличные суммы денег. Для этого необходимо обратиться к главному инспектору ГИМС субъекта РФ (области, края), написав заявление на его имя по форме указанной ниже.

Что необходимо собрать и приложить к заявлению в ГИМС

После подписания данного заявления, вы должны обратиться в ГИМС любого города и представить данное заявление, к которому необходимо приложить 2 фото размером 3×4 см, копию медицинской справки (такую же, как при получении и замене водительских прав на автомобиль, срок действия данной справки 3 года), копии всех страниц паспорта. В период работы экзаменационной комиссии вас пригласят для сдачи экзамена на управление указанными вами в заявлении маломерными судами.

По каким билетам сдают экзамен в ГИМС

Для самостоятельной подготовки целесообразно решать именно те экзаменационные билеты ГИМС по которым сдают экзамен, билеты в формате pdf (Билеты ГИМС МЧС РФ 2017 для сдачи экзаменов на право управления маломерными судами (гидроцикл, лодки, катер) в районах ВП, ВВП, МП. Введены указанием министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) №29/1-3-2363 от 19 декабря 2016 г. В архиве один файл) можно также установить в качестве приложения на . Приложение простое и легко устанавливается любым пользователем смартфона или другого гаджета на андроиде. В настройках вы можете выбрать показ правильных ответов и показ допущенных ошибок.

Как сдают экзамен в ГИМС экстерном

Сдача экзамена происходит в классе в здании инспекции, перед экзаменом сдающими заполняются карточки, сдающие экзамен должны с собой иметь паспорт. После этого раздают билеты. На подготовку дается 20 минут. В билете на мотолодку и катер 10 вопросов, на гидроцикл 8 вопросов. Экзамен принимается комиссией.

Если вы захотите сдавать экзамен на управление гидроциклом, то вам дадут второй билет. Допускается одна ошибка в билете. Сдавать экзамен не сложно, учитывая, что вы тренировались на экзаменационных билетах, да и вопросы, как и правильные ответы хорошо запоминаются. Чтобы сдать практическую часть экзамена, у вас должен быть определенный опыт управлять лодкой. После сдачи экзамена надо будет заплатить Госпошлину за удостоверение на управление маломерным судном.

И еще, кое-какие вопросы в билетах для экзамена в ГИМС устарели, это вы поймете, когда начнете готовиться, но сами инспектора комментируют это тем, что к сожалению нового ничего не выпущено и поэтому эти билеты все равно являются правильными.

Эти статьи могут Вас заинтересовать

  • Рыбалка в регионе:
  • Рыбалка во времена года:
  • Рыбалка:

По закону, регламентирующему регистрацию маломерных судов, моторную лодку весом до 200 кг включительно и с ПЛМ до 10,88 л.с. не нужно регистрировать в ГИМСе. Но вот нужны ли на такую моторную лодку права?

На первый взгляд вроде бы всё ясно, и давайте борщ отдельно, котлеты отдельно. Т.е. не смешивать требования к регистрации с требованиями к аттестации судоводителей. Есть закон устанавливающий порядок регистрации маломерных судов, и есть Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС. П 1.2. Правил говорит нам, что удостоверение на право управления судном нужно иметь, если мощность двигателя данного судна более 3,68 киловатт, т.е. 5-ти л.с.

Однако на форумах ведутся жаркие дискуссии по этому вопросу.

Те кто говорит, что права на нерегистрируемую лодку не нужны аргументируют, опираясь на отсутствие упоминаний в законах о том, что на нерегистрируемую лодку нужны «корочки». Масла в огонь подлил Вадим Вадимович Серегин, начальник Управления безопасности людей на водных объектах. 11.06.2014г он подписал документ без названия, назовем его письмом, в котором он доводит до сведения судоводителей и сотрудников ГИМС позицию Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России по спорному вопросу наличия «прав».

В письме говорится, что

в действующем законодательстве Российской Федерации не существует прямого требования о наличии удостоверения на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, не подлежащими государственной регистрации, а в случае управления судном, не подлежащим государственной регистрации

На основании этого, начальник Управления приходит к выводу, что за отсутствие прав на управление нерегистрируемой лодкой административная ответственность не наступает.

А ведь еще год назад тот же Серегин говорил и писал что, согласно «Правил аттестации», права нужны от 3,68 киловатт и что других законов нет, и пока не приняты новые Правила, действуют старые. И права на всё, что выше 3,68 кВт нужно получать.

Сейчас он опять говорит, что других Правил нет, но при этом

Управление безопасности людей на водных объектах МЧС России считает, что на период до вступления в силу новых Правил аттестации … и административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги требований к наличию удостоверения на право управления маломерным судном… не подлежащему государственной регистрации, во время осуществления контрольно-надзорных функций не предъявлять

Но это говорит Серегин, пусть большой начальник, но представитель исполнительной, а не законодательной власти. Так по закону нужны ли права, если лодка весит до 200 кг, но мощность двигателя больше 5 л.с., но меньше 10,88 л.с. К примеру – 10 л.с.?

И вот тут мы достаем наш главный козырь. Есть такой документ — «Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации». Его, кстати, в своем письме упоминает В.В. Серегин. Согласно этому документу, к управлению маломерными судами, прошедшими государственную регистрацию , допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке. Два противоречащих друг другу нормативно правовых акта и письмо начальника Управления безопасности людей на водных объектах, — можно сказать, указание своим подчиненным.

Конкретно по предмету названию статьи, из письма Серегина следует, что на лодку весом от 200 кг и менее, с двигателем 10 л.с. прав не требуется.

Обновление от 25.02.2016

1 января 2015 г вступил в силу Приказ МЧС РФ от 27 мая 2014 г. N 262 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ АТТЕСТАЦИИ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ».

Согласно этому приказу требование иметь права при эксплуатации МС с ПЛМ от 5 л.с. отменено .

Таким образом, в настоящее время никаких противоречий в законодательстве нет, и мы здесь руководствуемся только пунктом 1.1. статьи 16 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».

Не подлежат государственной регистрации суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно , а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Напомню, что 8 киловатт — это 10,88 л.с.

Согласно письму МЧС РФ от 4 февраля 2015 г. N 29/1-3-153 под массой маломерного судна следует понимать массу укомплектованного судна (вес оборудованного корпуса + вес самого тяжёлого мотора, который теоретически, по паспорту, можно установить на эту лодку). Багаж и экипаж не учитываются. 🙂

Таким образом, маломерное судно не подлежит государственной регистрации если соблюдены оба условия:

  1. Масса укомплектованного судна (корпус + самый тяжёлый мотор из возможных к установке) не превышает 200 кг .
  2. Мощность установленного мотора не превышает 10,88 л.с.

Если лодка не подлежит регистрации «права» на неё не нужны.

Что учитывается и не учитывается при подсчёте массы укомплектованного судна (выдержка из ГОСТ 8666-3:2012) читайте .

Часть 1.

Теоретический экзамен на управление маломерным судном

Бытует мнение, что получить права ГИМС, не прибегая к помощи «продавцов» и «помощников», долго, дорого, хлопотно и вообще невозможно. Множество и множество таких мнений мы с Вами можем увидеть на всевозможных форумах и сайтах в самых разнообразных формах и обличьях. Так ли это? Мы постараемся помочь Вам найти ответ на этот вопрос.

Что же нужно для получения удостоверения ГИМС?

Первым, и самым важным, являются знания. Нет, нет! Не стоит пугаться вот так сразу. Объем необходимых знаний не столь велик и страшен, как хотят Вам внушить искатели наживы на незаконных и мошеннических манипуляциях с процессом аттестации.

Минимально необходимые знания для сдачи экзамена включают следующее:

  • базовые знания теории и устройства судна;
  • управление маломерными судами;
  • лоция и навигация в объеме необходимом для судоводителя маломерного судна;
  • основы судовой радиосвязи;
  • гидрометерология;
  • правовые вопросы пользования и владения маломерным судном в объеме необходимом для сдачи экзамена в Гос. инспекции.

Каждый из этих разделов Вы можете изучить самостоятельно, обзаведясь необходимой литературой. Отметим, что для этого не требуется узкоспециализированная профессиональная литература. Существуют различные издания для судоводителей маломерных судов, адаптированные для подготовки к экзамену ГИМС. Так же Вы можете посетить тематические семинары, проводимые нашим центром, как в рамках общего курса, так и отдельно по любой интересующей Вас теме.

Главным вопросом является время. Как показывает практика, для изучения означенных дисциплин самостоятельно уходит около двух недель. 20-30 минут в день, и необходимый для сдачи экзамена минимум Вы освоите. Самый крайний вариант — полистать перед сном сборник билетов с ответами.

Еще один, теперь уже миф, на котором стараются нажиться — это обязательное наличие свидетельства об обучении. Свидетельство о прохождении обучения НЕ является обязательным ! (Приказ МЧС №262, 263) Более того, его отсутствие никак не может повлиять на решение аттестационной комиссии, во-первых, потому, что оно не обязательно, во-вторых, потому, что никто из ее участников не знает, есть ли оно у Вас.

  • копия паспорта (1, 5 страницы);
  • 3 фотографии (3х4, цветные, матовые, без уголка);
  • медицинская справка о годности к управлению маломерным судном утвержденного образца, выданная лицензированным мед. учреждением (действующая мед. справка о годности к управлению любым иным транспортным средством служит эквивалентом; справка на оружие не подходит);
  • квитанция об оплате гос. пошлины (1300 р. — взимается инспекцией за изготовление удостоверения);
  • личная карточка судоводителя (заполняется заявителем);
  • опись документов (заполняется заявителем).

Проходя медицинскую комиссию для замены водительского удостоверения, стоя в очереди к очередному специалисту, я неожиданно подумал, что пора проверить и моё удостоверение на право управления маломерным судном.

Мысль была верная – в июне текущего года срок действия удостоверения истекал. Не откладывая это важное дело в долгий ящик, я отправился на поиски информации во всемирную сеть.

На форуме «Русфишинга» прочитал следующую информацию: «На основании приказа МЧС России от 19.03.2007 г. №150 «Об установлении сроков действия удостоверения на право управления маломерными судами» (зарегистрирован МЮ РФ 26 апреля 2007 г., регистрационный №9348) определено, что срок действия удостоверений на право управления маломерными судами, выданных до 1 января 1999 г., истекает 31 декабря 2008 г. Выданных после 1 января 1999 г. истекает через 10 лет с момента их выдачи».

Невольно возникает вопрос, а почему не обратиться на сайт ГИМСа и там найти всю необходимую информацию? Дого юридического образования, разобраться во всех тонкостях за выделенные полчаса будет сложновато. Во-первых, все сайты кроме сайта МЧС (http://www.mchs.gov.ru/) не являются официальными, а значит, за подлинность предоставленной там информации никто не отвечает. Во-вторых, мы каждый день не занимаемся подобными мероприятиями, и следить за всевозможными изменениями в законодательстве времени у нас просто нет. Поэтому на сайте МЧС выбрал раздел «Государственная инспекция по маломерным судам», далее «ГУ МЧС России по СПб» и попал на страницу http://78.mchs.gov.ru/folder/1343250 . В разделе «Аттестация судоводителей» скачал бланк госпошлины за замену удостоверения. В разделе «Распорядок работы подразделений ГИМС» – скачал режим их работы.

Отмечу, что на сайте МЧС я нашёл ссылку на «Государственные услуги». То есть можно пойти таким путём, но это для тех, кто с «Госуслугами» на ты. Я же отправился на Пеньковую, д. 6, где расположена Государственная инспекция по маломерным судам Санкт-Петербурга. Важный момент:

Ниже представлен список необходимых документов. Он взят из списка «Госуслуг». Замена и выдача удостоверения производится после представления судоводителем следующих документов:

1. Квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу удостоверения на право управления маломерным судном;
2. Заявление;
3. Ранее выданное удостоверение;
4. Медицинская справка о годности к управлению маломерным судном;
5. Две фотографии размером 3х4;
6. Документ, удостоверяющий личность (предъявляется).
7.Личная карточка судоводителя, находящаяся у заявителя.
Ранее выданное удостоверение изымается у судоводителя и уничтожается через год в установленном порядке

На Пеньковой, 6 получил уточнения и сделал следующие шаги.

Заполнил заявление. Образец, как полагается, на стене под стеклом. Обычная «водительская» медицинская справка подошла, своей особой формы нет. Две фотографии должны быть цветными. Потребовали от меня и копию паспорта, первой страницы и прописки. Квитанцию при желании выдают при заполнении заявления, а оплатить её можно в сбербанке на Чапаева, но лучше это сделать заранее и не терять время.

Что нам предписывает закон:

Информация взята на сайте МЧС.

«Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными Приказом МЧС России от 27 мая 2014 года № 262 (далее – Правила), определяют порядок действий:

Согласно пункту 3.13. Правил, замена удостоверения в связи с истечением срока его действия производится без проверки теоретических знаний и практических навыков заявителя.

Таким образом, аттестация в порядке замены удостоверения в связи с истечением срока его действия производится на основании проверки документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленным типу маломерного судна и району плавания.

Собранный комплект выше указанных документов сдаётся для проверки. Далее, если всё в порядке, в указанный срок вы приезжаете за новым удостоверением, и оно будет нового образца.

Немного цифр. Госпошлина составляет 650 рублей, фото (делается заранее) стоит 150 рублей, копия паспорта (делается заранее) – 20 рублей, и самая затратная часть – это медицинская справка, ныне её цена начинается от 3000 рублей.

Надеемся замена удостоверения на право управления маломерным судном в ГИМС теперь не составит для вас проблемы.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...