Система обеспечения пожарной безопасности включает. Система противопожарной безопасности в РФ. Системы противопожарной безопасности

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нормативный уровень пожарной безопасности - состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков не превышают допустимых уровней пожарной безопасности, не более воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
Опасность каждого вида определяется многими рисками, характеризующими ее отдельные аспекты. Точно так же существует множество пожарных рисков, которые мы рассмотрим.
Фундаментальные труды доктора технических наук, профессора Брушлинского Николая Николаевича, одного из самых известных в нашей стране и за рубежом ученого в области пожарной безопасности, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, академика РАЕН, крупнейшего специалиста в области математических методов и моделей управления социально-экономическими системами по исследованию систем обеспечения безопасности и жизнедеятельности территорий, городов и объектов, включая противопожарные службы, службы скорой медицинской помощи, охраны правопорядка, аварийные службы, находят применение во многих работах по вопросам обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и территориях субъектов Российской Федерации. Основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и научных работах доктора технических наук Брушлинского Н. Н., можно разработать определенную систему по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты. В дальнейшем попробуем сформулировать алгоритм обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом нам необходимо знать значения основных пожарных рисков и, соответственно, статистику пожаров и их последствий за определенный срок.
К основным пожарным рискам относятся риск для человека оказаться в условиях пожара, риск для человека погибнуть при пожаре, риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени.
Зная исходные данные, можно сделать выводы, что в настоящее время из каждой тысячи землян в течение года в среднем один человек окажется в условиях пожара, на каждые 100 пожаров в среднем приходится один погибший, а из каждых 100 тыс. человек за год от пожара гибнет один человек. В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, используют риски уничтожения строений в результате пожара, прямого материального ущерба от пожара. Кроме перечисленных пожарных рисков, рассматриваются риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам (удары молнии, поджог, короткое замыкание в электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) печного отопления, детская шалость с огнем и пр.); риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, этажности, разной степени огнестойкости, характеризующие эффективность пожарного оборудования, обоснованности противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей на место пожара.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Все эти пожарные риски представляют интерес при разработке мероприятий по совершенствованию обеспечения пожарной безопасности, а также для страховых компаний, фирм, производящих пожарное оборудование, для проектировщиков зданий и сооружений и других специалистов. Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при определении рисков необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте защиты, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.
Первые задачи с учетом пожарных рисков были решены в нашей стране в середине 70-х годов XX в., а систематическое изучение пожарных рисков относится к началу 90-х годов этого же столетия.
Для выработки долгосрочной стратегии управления пожарными рисками (а значит, пожарной опасностью) прежде всего необходимо выяснить, где и по каким причинам возникают пожары, а также при каких пожарах гибнут люди. Можно поставить эти вопросы несколько по-другому: с какими факторами связаны риски возникновения пожаров и их последствий?
Детальные статистические исследования распределения пожаров в России по объектам пожаров и их причинам регулярно проводятся уже более 10 лет. Необходимо отметить, что в соответствии с действующими в нашей стране правилам учета пожаров в статистическую отчетность не включаются пожары мусора, свалок, кустов, травы и другие отнесенные к загораниям. В общую сводку пожаров не попадают также и лесные пожары, на которые ведется отдельная статистика. Из данных статистики пожаров в современной России более 70% учтенных пожаров, 90,3% погибших при них людей и 58,2% прямого материального ущерба приходятся на здания жилого сектора. На все остальные здания (включая строящиеся) приходится 13,4% всех учтенных пожаров, 5,3% всех жертв пожаров и 27,3% прямого материального ущерба от пожаров.
Следовательно, в зданиях происходит около 85% всех пожаров, при которых погибло около 95% всех жертв пожаров и прямой ущерб составляет 85% всего ущерба от пожаров.
Проводя анализ пожарной опасности объекта защиты, нужно сначала определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, затем оценить их текущие значения, определить допустимые значения всех пожарных рисков. После этого следует подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском и использовать их, обеспечив тем самым требуемый уровень пожарной безопасности объекта защиты.

На примере одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности, а также в соответствии с требованиями статьи № 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах», главы 17 «Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, можно провести расчеты соответствия нормативным требованиям размещения подразделений пожарной охраны объекта защиты.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов установлена в СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденном приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181, который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Вышеназванным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
- предварительный;
- проведения расчетов;
- подготовки заключения.
Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
- целей, задач и критериев решения задачи;
- содержания и последовательности проведения расчетов;
- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
- сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов. Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
- для населенных пунктов – органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;
- для производственных объектов – собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Этап проведения расчетов включает в себя:
- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником (ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
- проведение расчетов по методике СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключение по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта; - наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара; - результаты расчетов по вышеназванной методике;
- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по краю или области (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы). В дальнейшем по итогам оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и организациями готовятся предложения по обеспечению пожарной безопасности в установленном порядке.
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
4. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждены Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 181.
5. «Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков», д.т.н. Н.Н. Брушлинский, д.т.н. С.В. Соколов, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.
6. «Методика оценки пожарных рисков в городах и сельской местности России», С.Ю. Попков, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1-4. Комментируемая статья, содержащая общие положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, устанавливает обязательность наличия на каждом объекте защиты системы обеспечения пожарной безопасности (ч. 1), определяет цель создания такой системы (ч. 2), называет составные части такой системы (ч. 3) и предусматривает требования к содержанию такой системы.

Прежде всего, следует отметить, что в Федеральном законе "О пожарной безопасности" также используется понятие "система обеспечения пожарной безопасности", но с иным содержанием этого понятия. Как определено в ч. 1 ст. 3 названного Закона, система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Соответственно, в Федеральном законе "О пожарной безопасности" понятие системы обеспечения пожарной безопасности используется применительно не к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов защиты, а, в общем - применительно к обеспечению пожарной безопасности в целом в стране.

В комментируемую вошли соответствующие положения ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования". Так, согласно п. 1.1 названного стандарта пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в т.ч. организационно-техническими мероприятиями. Как предусмотрено там же, системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий (научная разработка, проектирование, строительство, эксплуатация) жизненного цикла объектов, и выполнять одну из следующих задач:

исключать возникновение пожара;

обеспечивать пожарную безопасность людей;

обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

В соответствии с п. 1.2 ГОСТ 12.1.004-91 объекты защиты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений на требуемом уровне. Там же установлено, что требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.

Указанные в п. 1.1. ГОСТ 12.1.004-91 система предотвращения пожара и система противопожарной защиты и объединены в ч. 3 комментируемой статьи в общее понятие системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Понятия систем предотвращения пожара и противопожарной защиты определены в п. 39 и 41 ст. 2 комментируемого Закона: система предотвращения пожара - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты (п. 39); система противопожарной защиты - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию) (п. 41). Системе предотвращения пожаров посвящена глава 13 комментируемого Закона, а системе предотвращения пожаров - глава 14 данного Закона. Обозначенный в ч. 3

1. Описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;

1.1. Обеспечение пожарной безопасности

«Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара».

(п. 20 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

«Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности».

(ст. 3 Федерального закона РФ от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

«Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами

1.2. Система обеспечения пожарной безопасности

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара».

(ст. 5 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

1.2.1. Система предотвращения пожаров

1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

2. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

(ст. 48 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Исключение условий образования горючей среды

Таблица № 1

Исключение условий образования горючей среды обеспечивается одним или несколькими из следующих способов:

1) применение негорючих веществ и материалов;

В проекте предусматривается применение строительных конструкций из негорючих веществ и материалов.

2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;

Масса и объем горючих веществ и материалов ограничены технологическим решениями в томе 5.7.1 «Технологические решения».

Объемы и массы горючих веществ и материалов использованы для определения расчетами категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

3) использование наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды;

Предусмотрено размещение производственных отделений в отдельных помещениях.

4) изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);

5) поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

6) понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

7) поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

8) механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;

Предусмотрено оборудование для вскрытие тары с реагентами.

9) установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

10) применение устройств защиты производственного оборудования, исключающих выход горючих веществ в объем помещения, или устройств, исключающих образование в помещении горючей среды;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

11) удаление из помещений, технологического оборудования и коммуникаций пожароопасных отходов производства, отложений пыли, пуха.

Отходы, образующиеся в результате обслуживания и ремонта, подлежат утилизации. Обрезки металла, смятые бочки маслотары, изношенные уплотнительные устройства и вышедший из строя инструмент подлежат захоронению на полигоне ТБО, отработанные масла утилизируются путём сжигания в котельной.

Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания

Таблица № 2

Требования ст. 49 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов:

Предусмотренные проектом решения

1) применение электрооборудования, соответствующего классу пожароопасной и (или) взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

Степень защиты взрывозащищённого и пожарозащищенного электротехнического и другого оборудования, принята в соответствии установленными классами пожароопасных и взрывоопасных зон.

2) применение в конструкции быстродействующих средств защитного отключения электроустановок или других устройств, исключающих появление источников зажигания;

Проектом предусмотрены следующие виды защит в сетях 0,4/0,23кВ:

1. Защита электрических сетей от перегрузок и от токов короткого замыкания выполнена путем установки на всех отходящих линиях автоматических выключателей с тепловыми и электромагнитными расцепителями. Уставки расцепителей автоматических выключателей выбраны по расчетным токам, для каждого участка сети, с учетом обеспечения быстродействия, чувствительности и селективности защиты электрической сети. Защита от перегрузки обеспечивается тепловыми расцепителями автоматических выключателей, от токов КЗ - электромагнитными расцепителями.

2. Асинхронные электродвигатели в сетях 380 и 220В обеспечиваются защитой от токов короткого замыкания, защитой от перегрузок, защитой минимального напряжения. Система защиты от токов короткого замыкания выполнена на автоматических выключателях, система защиты от перегрузок выполнена на тепловых реле, защита от минимального напряжения выполнена при помощи контакторов и пускателей.

3) применение оборудования и режимов проведения технологического процесса, исключающих образование статического электричества;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

4) устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;

Предусмотрена молниезащита зданий и сооружений.

5) поддержание безопасной температуры нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия данной среды.

6) применение способов и устройств ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;

В помещениях с повышенной опасностью используется пониженное напряжение с электрическим разделением цепей.

7) применение искробезопасного инструмента при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия данного инструмента.

8) ликвидация условий для теплового, химического и (или) микробиологического самовозгорания обращающихся веществ, материалов и изделий;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия веществ и материалов, склонных к самовозгоранию.

9) исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия пирофорных веществ.

10) применение устройств, исключающих возможность распространения пламени из одного объема в смежный.

Применение противопожарных клапанов, транзитных воздуховодов с нормированными пределами огнестойкости.

Вывод по системе предотвращения пожара:

В ходе технологического проектирования все способы исключения условий ограничения горючей среды, а также способы исключения условий образования в ней источников зажигания в помещениях, зданиях и сооружениях были рассмотрены и максимально применены. Но технологическими мероприятиями полностью вывести применяемую в здании пожарную нагрузку за пределы здания нет возможности, иначе здания потеряют технологическое предназначение.

Большинство горючих веществ, используемых в технологическом процессе и установках, находятся внутри этих установок, транспорта (активированный уголь, топливо, масла, резина, смазочные и гидравлические жидкости). Опасность появляется при разгерметизации оборудования и трубопроводов, при нарушении правил их безопасной эксплуатации.

Мероприятия организационно-технического характера, связанные с предотвращением нарушений правил эксплуатации рассматриваются в соответствующем подразделе 10.

1.2.2. Система противопожарной защиты

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.

Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности».

(ст. 51 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара

Таблица № 3

Требования ст. 52 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:

Принятые в проекте решения

1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;

Устройство противопожарных разрывов.

Применение противопожарных преград, заполнение проемов в которых выполнено противопожарным, с нормируемыми пределами огнестойкости.

2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

Устройство путей эвакуации выполнено в соответствии с требованиями СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

Устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации) выполнено в соответствие с требованиями СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

Предусмотрена противодымная защита путей эвакуации. Тушение пожара пожарными подразделениями выполняется В соответствии с Приказом МЧС России от 31.12.2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России».

5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;

Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности основных строительных конструкций приняты в соответствие с требованиями ст. 88 и таблиц № 21, № 22 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с учетом требуемой степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений.

Требуемые классы пожарной опасности поверхностных слоев строительных конструкций на путях эвакуации приняты в соответствии требованиям ст. 134 и таблиц № 28, 29 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

Для повышения пределов огнестойкости применяются средства огнезащиты.

7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;

Пожароопасные жидкости и горючие газы технологическими решениями не предусмотрены.

8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;

Системы противовзрывной защиты не предусматриваются.

9) применение первичных средств пожаротушения;

Первичные средства предусмотрены в соответствие с требованиями СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования эксплуатации».

10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;

Автоматические автономные установки пожаротушения не предусматриваются.

Пути эвакуации людей при пожаре

Таблица № 4

Требования ст. 53 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Принятые в проекте решения

1. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.

Объемно-планировочное и конструктивное исполнение путей эвакуации выполнено в соответствие с требованиями СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Количество эвакуационных выходов предусмотрено исходя из класса функциональной пожарной опасности помещений, зданий и их частей, численности эвакуируемых людей, ширины и длины путей эвакуации.

Оповещение и управление эвакуацией в случае пожара предусмотрено в соответствие с требованиями СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

3. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Безопасная эвакуация людей из здания на путях эвакуации обоснованы расчетом времени выхода людей из здания и временем необходимого для эвакуации людей при пожаре.

Надежность и устойчивость систем противопожарной защиты к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности обеспечивается выполнением требований пожарной безопасности, изложенных в документах по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 года № 474).

Вывод по системе противопожарной защиты:

1. Устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре - рассмотрено в составе архитектурно-планировочных и конструктивных решений, вентиляции, АУПС и СОУЭ проектной документации;

2. Устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуации людей при пожаре - рассмотрено в разделе АУПС И СОУЭ проектной документации;

3. Применение средств коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты пожарных подразделений от воздействия опасных фактов пожара - рассмотрено в разделах вентиляции зданий и сооружений, в части организационно-технических мероприятиях по пожарной безопасности;

4. Применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующих требуемой степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности - рассмотрены в составе объемно-планировочных и конструктивных решений по пожарной безопасности;

5. Применение огнезащитных составов для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций - рассмотрены в составе конструктивных решений по зданиям и сооружениям;

6. Применение первичных средств пожаротушения - рассмотрено в разделе обеспечения противопожарным водоснабжением, в настоящем томе, и части организационно-технических мероприятий по пожарной безопасности;

7. Организация деятельности подразделений пожарной охраны - рассмотрено в составе в разделах архитектурно-планировочных решений, в данном томе и в части организационно-технических мероприятий по пожарной безопасности.

1.3. Общий вывод:

Принятые проектные решения функциональны характеристики системы обеспечения пожарной безопасности соответствуют требованиям Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

1. Системы противопожарной защиты зданий и сооружений обеспечивают возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельных значений опасных факторов пожара.

В соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” система обеспечения пожарной безопасности – это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

Руководитель организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

  • cистему предотвращения пожара;
  • cистему противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система предотвращения пожара – это комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности и причинения вреда в результате пожара. Исключение условий возникновения пожаров достигается недопущением в учреждении социального обслуживания условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности;
  • сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • тушение пожаров;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.


Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...