План эвакуации из школы при пожаре. План эвакуации при пожаре в школе схема. Исполнение графической части. Что входит в понятие пожарной безопасности. Количество планов эвакуации и их размер

План эвакуации школы является важнейшим документом, от которого могут зависеть жизни сотен детей в случае возникновения экстренной ситуации. Такое здание представляет собой огромную опасность в плане возникновения пожара или сильного задымления. Одновременно в школе может находиться более тысячи человек. При эвакуации учащихся все мероприятия должны быть проведены в строго ограниченные сроки. Для этого разрабатывается детальный план эвакуации при пожаре. Этот документ должен постоянно уточняться и совершенствоваться.

План эвакуации средней школы с условными обозначениями

Для того, чтобы самостоятельно и правильно составить план организованной эвакуации школы, нужно знать основные правила, которые действуют относительно этого документа.

Правила составления документации относительно действий при пожаре одинаковы для института, школы и детского сада. Отличие дошкольных учреждений в том, что они составляются исключительно для обслуживающего персонала. Состоит этот документ из двух частей — схем, которые делаются в графическом виде, и пояснительной записки, изготавливаемой в табличном виде.

Для каждого этажа, включая подвальное и чердачное помещения, делается отдельная схема. На ней понятным и доступным способом указывается порядок действий персонала и учащихся при возникновении пожара.


Пример содержания плана эвакуации школы

После составления плана этажа делаются локальные схемы до класса включительно. Они вешаются рядом с входной дверью так, чтобы все учащиеся могли их видеть в любое время. Общий план эвакуации в школе вывешивается на самом видном месте первого этажа. Текстовая часть подробно расписывает порядок действий персонала при возникновении экстренной ситуации. В таблице описываются порядок, последовательность и способы выполнения неотложных действий при пожаре. В последней колонке таблицы карандашом записываются должности и фамилии лиц, назначенных ответственными исполнителями за выполнение мероприятий.

Общая структура плана в обязательном порядке должна содержать такие разделы:


Документ подписывается его исполнителем и утверждается директором школы. В обязательном порядке проводится согласование плана эвакуации с представителем пожарной охраны. Сводный план, содержащий все поэтажные схемы и пояснительную записку и , должен храниться у ответственного лица или у дежурного. При возникновении пожара этот документ незамедлительно передается руководителю тушения пожара для организации соответствующих действий.

Перед тем, как взяться за , целесообразно зайти в территориальное подразделение пожарной охраны. Специалисты МЧС могут помочь дельным советом, проинформировать о нововведениях, дать образец грамотно составленного документа. После этого делаются схемы каждого этажа здания.

Читайте также

Программы для создания плана эвакуации


Пример содержания графической части плана эвакуации школы

Сначала рисуется общая планировка этажа. На нем в условно-схематическом порядке указываются все помещения, в которых могут теоретически находиться люди. Каждая комната обозначается согласно своему предназначению. Если кабинетов много, то делается их нумерация с понятной расшифровкой. Вспомогательные помещения на схеме не указываются, чтобы не перегружать рисунок.

На схемах в обязательном порядке указываются основные, запасные и технические лестничные марши, внешние пожарные лестницы. Изображаются все двери. Если дверь закрыта на замок, то делается сноска с указанием места, где находятся ключи. Все двери и пути эвакуации рисуются жирными черными линиями.

Кроме этого, на схемах этажей школ и садов изображается такая информация:

Отдельно делается рамка, в которой крупным и разборчивым шрифтом указываются основные правила поведения на пожаре, эвакуации и оказания первой медицинской помощи потерпевшим.
После согласования и утверждения общих схем на их основе делаются детализированные копии, которые вывешиваются во всех кабинетах и комнатах школы. Общая схема постоянно находится при дежурном по школе. На каждом этаже вывешивается насколько экземпляров поэтажных схем. В кабинетах должны висеть секционные или локальные схемы (это зависит от планировки и размера помещений).

Для предотвращения паники и обеспечения безопасной и организованной эвакуации согласно плану эвакуации школы при пожаре , необходимо заранее подготовить учеников и персонал на рациональное реагирование в случае возникновения пожароопасной или аварийной ситуации в школе.

План эвакуации школы предусматривает определенный порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, который можно быстро и с успехом применить в большинстве школ. Практическая отработка данного порядка действий должна производиться не реже 2-х раз в год.

Последовательность действий учебного персонала и учеников школы включает в себя 5 этапов:

  1. Поднятие тревоги (включение звуковой сигнализации).
  2. Вызов пожарной службы, скорой медицинской помощи, милиции, МЧС.
  3. Эвакуация школы.
  4. Сбор всех учащихся и персонала школы в отведенном месте.
  5. Перекличка (для проверки всех присутствующих на месте учеников и персонала школы).

Поднятие тревоги - первый пункт плана эвакуации школы

При обнаружении пожара член персонала или ученик обязаны сразу поднять тревогу о пожаре. Для оповещения о пожаре применяется серия звонков, которая в любой части здания будет служить сигналом для начала полной эвакуации из здания школы.

Вызов пожарной службы

В случае возникновения пожара любого типа, даже небольшого, или же если имеются подозрения на пожар, необходимо немедленно сообщить в пожарную службу по телефону 01. Также классный руководитель или дежурный проводит дублирование вызова пожарной службы, сообщая директору о том, что служба вызвана.

План проведения эвакуации в школе - порядок действий

После сигнала тревоги учащиеся в сопровождении учителей выходят из кабинетов и по одному цепочкой идут по намеченному маршруту эвакуации к месту сбора. Дальше классы идут размеренным и ровным шагом, позади следует учитель с классным журналом.

При этом каждый учитель закрывает за собой все двери, которыми больше никто не воспользуется.

Подойдя к лестнице, ученики одного класса должны организованно спуститься по одной стороне лестницы, оставляя вторую ее часть свободной для прохода. Недопустимо бежать толпой! Те, кто на момент тревоги отсутствовал в классах, должны немедленно идти к отведенному месту и присоединится к остальной группе.

Директор школы или человек, временно его замещающий, при сигнале тревоги дает команду по отключению электропитания во всей школе и следует к заранее отмеченному месту, где должен оставаться до тех пор, пока не получит доклад от всех школьных групп.

Уборщицы, повара, административный и остальной персонал при сигнале тревоги также должны направиться к месту сбора.

Место сбора должно находиться у входа в школу. Прибыв на место, каждый класс или группа, должны занять там определенное место и никуда не расходиться.

Перекличка - последний пункт плана эвакуации школы при пожаре

После прибытия классов к месту сбора в немедленном порядке проводиться перекличка по журналам, каждый педагог должен сообщить директору о присутствии учеников своего класса в полном составе. В случае отсутствия кого-либо персонал должен сразу начать его поиски, не пропуская ни одного места, где дети могли бы спрятаться.

По приезду пожарной службы директор школы встречает начальника караула и докладывает о том, все ли люди были эвакуированы и находятся в безопасности.

Заказать услугу

Заказать план эвакуации во всех регионах России (в т.ч. Крым) Вы можете разделе

Почему только на один? Потому что универсальных советов в этой ситуации быть не может, потому что пожарное дело, это не так просто, как полагает обыватель, потому что если бы в нашей сфере были бы простые решения, но нашей сферы в принципе бы не было.

Поэтому «простые» советы от различного рода обучающих организаций, их рекомендации которыми после пожара в «Зимней Вишне» пестрит интернет, это на самом деле серьезная угроза, а не обеспечение безопасности. Вот, например, ставший уже «классическим» совет: помочиться на тряпку.

Ну, во-первых, у меня сразу возникает вопрос: а почему дети вообще оказались в задымленном помещении. Если это помещение, в котором пожар начался, то главное выйти из этого помещения как можно быстрее. Не тратя время на поиск тряпок и тем более на то, чтобы их обмочить. Ведь эти «специалисты» рекомендуют выполнить это действие ПЕРЕД выходом из помещения, то есть выйти всё-таки можно? То есть они рекомендуют тратить время на абсолютно не нужное действие, которое и приведет к трагическим последствиям. Если же дети попали в это помещение, то вопрос: «А какой же добрый человек их туда завел!?». Ну и наконец, если даже они и там. Чем поможет мокрая тряпка? Многие спрашивают меня: «Мне кажется, в такой ситуации лучше дышать через описанную тряпку, чем просто дымом. Нет?» Отвечаю: «Нет!» . Как именно спасет от дыма обмоченная тряпка? Какой механизм у такого метода защиты? Если он эффективен, как утверждают авторы этих, простите за слово «рекомендаций», то почему, пожарные используют ИЗОЛИРУЮЩИЕ средства защиты органов дыхания, если можно спастись тряпкой. Что такое ткань? Это перекрещенные волокна.

Между этими волокнами есть пространство. Так вот в это пространство даже твердые частицы дыма пройдут как мячик в футбольные ворота (если брать аналогию с размерами), а уж газы пройдут вообще беспрепятственно. И газообразные токсичные продукты горения, и пресловутый оксид углерода - угарный газ. А если не проходят эти газы, то не пройдет и кислород, и человек погибнет от его недостатка. Смоченная эта ткань или нет значения не имеет, это ФИЛЬТРУЮЩЕЕ средство защиты органов дыхания. А значит, от опасных факторов пожара оно НЕ защищает. Это аксиома.

У меня есть жгучее желание, заставить выполнить эту рекомендацию тех, кто дает такие советы, не обладая не специальным образование в области пожарной безопасности, ни практическим опытом работы в этой сфере. Дать этим деятелям обоссаную тряпку и отправить с ней если не в реальный пожар, то хотя бы в теплодымокамеру, ведь, это по их мнению, моча - отличный способ защиты от дыма. И поговорить потом с теми, кто выберется, о том, что и с какой эффективностью защищает. Может быть тогда они поймут, что НЕ НАДО ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА БЕСПОЛЕЗНОЕ, КОГДА ЕГО НЕ ХВАТАЕТ НА НУЖНОЕ!

Не менее странным выглядит и такой совет, от той же команды.

Я, никак не могу понять, почему те, кто это пишут, не понимают, что в условиях плотности людского потока 9 - 10 человек на метр квадратный, совершенно не важно, что будет давить на легкие - сосед или собственные руки?! Компрессионная асфиксия всё равно наступит, куда вы руки не девайте. А вот ложная убежденность в собственной безопасности от этого приема может быть только вредна.

Но еще страшнее, когда само МЧС пытается привить детям навыки более опасные, чем полезные. Вот фотография занятия, которое МЧС проводило в одном из детских учреждений.

Но это же вредительство - другого слова не подберешь. При выполнении этих советов, во-первых опять тратиться то самое драгоценное время - время начала эвакуации, потери которого и приводят к эвакуации через задымленные помещения. Во-вторых, такое движение, которое показано на фото в принципе неправильное в силу неустойчивости тех, кто так двигается. Как только упадет один - начнут падать и другие. Это непременно приведет к беде.

И ведь что интересно, для начальной школы эта проблема вообще не особо актуальна, еще и потому что дети, в силу роста, и при нормальном движении находятся в более выигрышных условиях по сравнению со взрослыми. При обучении взрослого, этому вопросу полезно уделять внимание. А вот обучать этому детей, в ущерб тому, чему нужно учить значит нести вред, а не пользу.

Все примеры, которые приведены выше, показывают, что те кто советуют и учат, сами не владеют тем материалом, который толкают в массы.

При организации такого обучения необходимо, чтобы оно проводилось с учетом выявленных пожарными учеными проблем при эвакуации детей, в комплексе с разработкой плана эвакуации, потому что план, как мы неоднократно говорили, это не рисунок со стрелками, это порядок действий, инструкция. Точно также, это обучение не должно быть «всеобъемлющим», на все случаи жизни. Оно должно быть привязано к конкретному месту нахождения ребенка: школа, дом, кружок, и, так как, успех эвакуации детей на 90% зависит от взрослого, находящегося рядом, ориентировано оно должно быть, прежде всего, на него. Поэтому в этой статье, мы предлагаем Вашему вниманию программу проведения учебной эвакуации с детьми школьного возраста. Для этого нужно сформулировать несколько проблем при эвакуации младших школьников, решение которых и будет являться задачей такого обучения.

Первая проблема. Эвакуация младшего школьника практически полностью зависит от учителя.

Даже взрослым людям свойственно ставить свои действия при пожаре в зависимость от мнения группы окружающих людей. На этом видео показан эксперимент наших английских коллег и зависимость собственных действий человека от окружающих его людей очевидна:

Тем более это справедливо в отношении человека, который в силу маленького возраста привык спрашивать разрешение на любое действие. Поэтому любые обучающие курсы для детей БЕЗ участия в них ИХ учителя - профанация. Нам могут возразить, что нельзя ставить безопасность детей в зависимость от действий учителя, что безопасность ребенка должна быть безусловной. Но это не в нашей власти - ставить или нет. Если учитель сработает неправильно - результат будет плачевным, и никаким обучением именно школьника это не исправить. Достаточно вспомнить, эту часть описания пожара в Якутской школе, где в 2003 году погибло 22 школьника: «Еще больше поражает тот факт, что даже когда в коридоре началась паника, и крики «пожар!» раздавались, подобно сирене, а запах дыма все усиливался, две учительницы не разрешали детям выйти из класса, пока те не запишут домашнее задание. Во время суда, плача, они говорили, что им казалось, что пожар не такой уж и серьезный, и вовсе не надо никуда спешить. Им казалось, что происходит нечто вроде учебной пожарной тревоги!!!»

Этот пример куда лучше, чем все исследования показывает, насколько велика роль учителя в успешной эвакуации учеников. Поэтому обучение эвакуации младших школьников должно быть ориентировано не только на учеников, но и, в первую очередь, на учителя.

Вторая проблема , отчасти вытекающая из первой - позднее время начала эвакуации. В работе исчерпывающе перечислены причины, которые влияют на это время. Поэтому основной упор такого обучения должен быть направлен в сторону обеспечения времени НАЧАЛА эвакуации.

Третья проблема - проявление паники у детей. Паника у детей проявляется иначе чем у взрослых, в стремлении спрятаться от опасности, укрыться, бездействовать. И третья задача тренировки по плану эвакуации для младших школьников преодолеть это стремление.

Четвертая проблема связана с механикой движения по путям эвакуации, управления этим процессом учителем, устойчивостью при движении

Пятая проблема - поведение в крайне сложной ситуации, если школьник всё-таки отстал и заблокирован в помещении. Паника и страх могут привести к тому, что он затаился, не будет отвечать пожарным, которые прибудут его спасать. Прежде всего, в данном случае следует учить не бояться пожарных. В США такого рода обучение проводиться именно с направленностью на привыкание детей к сиренам, громким звукам, виду пожарных.

Поэтому этот вопрос целесообразно вынести в отдельное занятие, не привязанное непосредственно к эвакуации.

Все остальные проблемы - дыхание, мокрые тряпки, поведение в задымленной зоне, вообще не должны, на мой взгляд, входить в это обучение, чтобы не загружать школьника ненужной и лишней информацией.

Ниже представлен план конспект такого занятия, занятия по отработке плана эвакуации и соответствующей направленный на отработку именно этих проблемных моментов связанных с эвакуацией школьников. Понимая, что этот план-конспект далеко не идеален, и по сути это первые рекомендации такого рода, я с благодарностью приму замечания к нему и доработаю его в случае необходимости. Тем не менее, по мнению моих коллег из Академии государственной противопожарной службы, он как минимум - не вреден, а значит, на фоне «вредных советов» - полезен. Время на отработку того или иного вопроса также не указано, так как нормировать его представляется неправильным. У нас же стоит задача научить, а не уложиться в отрезок времени.

Учебный вопрос Содержание/задача
Что такое пожар Дать представление о пожаре как об опасном горении. Связать понятие ОПАСНОСТЬ (УГРОЗА) и ПОЖАР.
Предпосылки паники и борьба с ними

Паника возникает от осознания человеком отсутствия выхода из проблемной ситуации. Поэтому нужно научить детей бороться с паникой - объяснить, что ВЫХОД есть и спастись можно, что есть СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ, которые помогут в случае ПОЖАРА.
В случае реальной ситуации нужно ободрить детей тем, что ВЫХОД есть, что все обязательно СПАСУТЬСЯ. Обозначить задачу в привязке к снятию паники. А именно объяснить школьникам, что для этого нужно выполнять действия четко правильно и беспрекословно ПОДЧИНЯТЬСЯ учителю, и что сейчас мы потренируемся действовать при пожаре так, чтобы если он вдруг и произойдёт, НИЧЕГО страшного не случится.

Отдельно стоит уточнить, что если вдруг взрослый отстанет, то нужно также подчиняться любому другому учителю. Не капризничать. Не бегать, не отвлекаться слушать и выполнять всё, что говорит взрослый. Необходимо объяснить, что это - гарантия спасения.

Обучение НАЧАЛУ эвакуации

Время начала эвакуации в детском учреждении самая большая проблема. Это нужно отработать в первую очередь. Задача работника школы - минимизировать это время.

ДЕЙСТВИЕ 1. НАУЧИТЬ НЕ ПРЯТАТЬСЯ от пожара. Нужно объяснить, что некоторые дети бояться и прячутся. Что это ошибка и что от пожара спрятаться нельзя, но можно уйти. Поэтому нужно начать готовиться к эвакуации и выполнить второе действие.

ДЕЙСТВИЕ 2 . ВСТАТЬ В ПРОХОДЕ МЕЖДУ ПАРТАМИ (как в начале и конце урока, для организации и мобилизации группы) учитель объясняет, что всё движения нужно осуществлять только по ее команде. Что никаких смешков и самостоятельных движений быть не должно, что это ОПАСНО. Слово «опасность, опасно» при этом можно употреблять только во время обучения, но не во время эвакуации при реальном пожаре, когда оно может вызвать панику. Учитель спрашивает «ВСЕМ ПОНЯТНО?». ДЕТИ должны хором ответить «ДА», что поможет закрепить их решение слушаться учителя во время эвакуации. Дальше объясняется, что ВЕЩИ (портфели, сумки, учебники) с собой брать не нужно, они могут помешать, что с ними ничего не случиться, что их нужно оставить в классе. Взять можно только телефон, чтобы в случае необходимости позвонить по 101. В зимнее время можно даже не одевать верхнюю одежду в классе (максимум, что можно сделать - взять её с собой). При этом администрации школы лучше подготовить заранее одеяла и пункты для обогрева.

Дети начинают движение в коридор. В коридоре заранее определяется то место, где будут стоять дети из разных классов. УЧИТЕЛЬ визуально контролирует, чтобы все вышили.

ДЕЙСТВИЕ 3. ПОСТРОЕНИЕ В КОРИДОРЕ

Дети строятся в коридоре на заранее определённых местах. Это один из навыков, который отрабатывается на тренировке.

Дети должны несколько раз выйти из класса в коридор, встать на место и зайти обратно. Учитель каждый раз визуально проверяет всё ли дети, которые были в классе на месте. Правильно ли они встали в коридоре. Не разговаривают ли они при этом. Далее учитель определяет состав группу. В дальнейшем команды будут подаваться именно группе, поэтому необходимо, чтобы дети могли определить свою принадлежность этой группе. При этом школьник должен идентифицировать себя с привычной для себя группой. Например, если в группе вследствие каких-то причин находятся два класса, то команда подается для двух классов: «2-й А» и «2-й Б».

Движение по горизонтальным путям эвакуации.

Здесь задача отработать движение по команде учителя. Чтобы никто не отстал

ДЕЙСТВИЕ 4. ОТРАБОКА ПОДЧИНЕНИЯ КОМАНДАМ, ВНИМАТЕЛНОГО ВОСПРИЯТИЯ КОМАНД

Учитель объясняет детям, что двигаться надо спокойно, размеренным шагом по её команде. Что нужно остановиться, как только она даст команду «На МЕСТЕ СТОЙ», по команде «НАПРАВО» нужно повернуться направо». «НАЛЕВО» - повернуться налево. И продолжить движение по команде «ШАГОМ МАРШ».

Отрабатывается поворот «направо» и «налево». Необходимо добиться, чтобы все дети поворачивались одновременно. Цель этого формирование навыка подчиняться команде, не отвлекаться на посторонние действия во время эвакуации, прислушиваться к команде.

Учитель определяет маршрут эвакуации и доводит его до детей. Ставит ЦЕЛЬ, например «дойти до лестничной клетки» Важно объяснить детям, что будет происходить, ЧТО СЛЕДУЮЩАЯ ЗАДАЧА ГРУППЫ - ДОЙТИ ДО ЛЕСТНИЧНОЙ КЛЕТКИ. Понимание того, что происходит, что все движутся к выходу и УХОДЯТ от опасности поможет избежать паники.

ДЕЙСТВИЕ 5. ДВИЖЕНИЕ ГРУППЫ. ОСТАНОВКА И НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ ПО КОМАНДЕ

Идёт отработка управления движением группы: Учитель дает команду «2-й А, ПРЯМО ШАГОМ МАРШ» дети делают десять шагов, учитель дает команду «2-й А, НА МЕСТЕ СТОЙ». Дети останавливаются. УЧИТЕЛЬ дает команду «2-й А, ДВАДЦАТЬ ШАГОВ ВПЕРЕД ШАГОМ МАРШ». Дети делают двадцать шагов. Учитель при этом является замыкающим группы и находиться сзади отслеживая, чтобы никто не отстал.

Задача этого этапа обучения научить детей начинать движение, двигаться и останавливаться по команде учителя. Останавливаться во время эвакуации нужно, если впереди есть другая группа, которая не может продолжить движение или путь эвакуации впереди заблокирован опасными факторами пожара и есть необходимость выбрать альтернативный безопасный маршрут. При этом применение одинаковых команд должно быть закреплено в инструкции в образовательном учреждении. Применение одинаковых команд должно обеспечить то, что дети будут слушаться любого взрослого, который подает эти команды, а не только своего учител

Движение по лестнице

При входе в лестничную клетку может возникнуть слияние одной группы эвакуирующихся с другой, поэтому если в лестничную клетку уже входит одна группа, учитель подает команду на «2-й А месте стой» и ожидает, когда пройдет первая группа, которая уже входит в лестничную клетку.

Движение по лестнице характеризуется неустойчивым положением. Поэтому при движении по лестнице важно научить детей держаться за перила или опираться на стену. Необходимо объяснить и показать, что нужно ставить ногу (стопу) полностью на каждую ступеньку, не прыгать через ступеньки. Обязательно необходимо постоянно держаться за перила, за руку одноклассника, который держится за перила или за стенку, чтобы сохранить устойчивое положение.

ДЕЙСТВИЕ 6. СПУСК ПО ЛЕСТНИЦЕ

Учитель дает команду «2-й А, по лестнице вниз шагом марш». Ученики выходят, держась за перила. Учитель замыкает движение, отслеживает ошибки в движении, перепрыгивание через ступеньки, постановку стопы не полностью на проступь, то, что дети держатся за перила. Учитель несколько раз дает команду «2-й А на месте стой». В случае если обнаружатся ошибки, группа возвращается на этаж, и выходит на лестницу повторно. Если из лестничной клетки (как в принципе должно быть) есть выход наружу и он открыт - то учитель командует «2-й А а на месте стой» покидает место замыкающего группы, открывает дверь, так как для начальной школы открыть её может быть проблематично и дает команду «2-й А из здания шагом марш». Дети выходят из здания и отходят не меньше чем на 20 метров от здания в ЗАРАНЕЕ установленное место. Учитель проверяет все ли на месте. Если кого-то из тех, кто эвакуировался, нет на месте сбора, она сообщает в пожарную охрану по 101, что кто-то остался в здании.

ДЕЙСТВИЕ 7. ПОСТРОЕНИЕ В ВЕСТИБЮЛЕ ПОСЛЕ СПУСКА ПО ЛЕСТНИЦЕ, ЕСЛИ ИЗ ЛЕСТНИЧНОЙ КЛЕТКИ НЕТ ВЫХОДА НАРУЖУ ИЛИ ОН ЗАБЛОКИРОВАН

Учитель после спуска дает команду «2-й А на месте стой». Объясняет, что еще один этап эвакуации пройден. Напоминает, что не надо идти в раздевалку за верхней одеждой, что нужно идти к ВЫХОДУ. Дает команду: «2-й А к выходу Шагом марш». Дети идут к выходу из здания (входу в школу)

Скопления перед выходом При выходу также может возникнуть слияние одной группы эвакуирующихся с другой, поэтому если в дверной проем уже входит одна группа, учитель подает команду на «2-й А на месте стой» и ждет когда пройдет первая группа, которая уже входит в дверь. Дети выходят из здания и отходят не меньше чем на 20 метров от здания в ЗАРАНЕЕ установленное место. Учитель проверяет все ли на месте. Если кого-то из тех, кто эвакуировался, нет на месте сбора, она сообщает в пожарную охрану по 101, что кто-то остался в здании.
Отработка действий если кто-то отстал от группы Отдельно следует обучить детей как действовать, если он отстал от своей группы. В этом случае ему необходимо объяснить, что он должен сразу подойти к учителю в другой группе и сказать, что он отстал, присоединиться к этой группе и эвакуироваться с ними.

Действия, описанные в данном плане конспекте должны быть также представлены и в виде конкретной инструкции, в соответствии с пунктом 12 Правил противопожарного режима, должны быть описаны в инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, и, должна (тезисно) содержаться в текстовой части плана эвакуации

Эта статья еще раз показывает, что невозможно найти «простой» на три пункта алгоритм действий в такой сложной и многофакторной ситуации как пожар. Мы будем продолжать разрабатывать различные варианты действий для родителей и детей, ориентируясь прежде всего на мнение пожарных специалистов в области эвакуации, и, периодически будем представлять их в блоге сайта

Для цитирования: П.Ю. Князев " Тренировка по плану эвакуации в начальной школе" [электронный ресурс] "План эвакуации при пожаре". - Электрон. дан..php?id=148, свободный Размещено 09 мая 2018 года

Эвакуация при пожаре – это комплекс мероприятий, связанных с перемещением людей самостоятельно или при помощи пожарной охраны в зоны, где отсутствует угроза жизни и здоровью. В любом здании производственного, культурного, спортивного, торгового и других видов назначения в процессе проектирования обязательно закладываются пути эвакуации, по которым и должны перемещаться люди. Это свободные маршруты, проложенные из всех помещений к выходам.

К эвакуационным путям предъявляются серьезные требования. Здесь учитывается ширина прохода, к примеру, если по ним планируется перемещение большого количества народа – более 50 человек, то ширина не должна быть меньше 1,2 м. Для единичного прохождения данный параметр равен 0,5 м, во всех остальных случаях не меньше 1 м. Высота проходов – не менее 2 м.

Нельзя прокладывать маршруты эвакуации людей при пожаре через:

  • эскалаторы и лифты, а также прилегающие к ним помещения, кроме тех, которые закрыты огнеупорными дверьми;
  • лестничные площадки, соединенные с коридорами или другими помещениями;
  • крышу, исключение – эксплуатируемая кровля;
  • лестницы второго типа, неограниченные стенами.

Все организационные моменты, связанные с выводом из зоны горения, закладываются в план эвакуации. Он включается в себя правила эвакуации при пожаре и порядок действий. Чаще всего создают не один план, а сразу несколько с учетом вероятных мест очагов возгорания, количества выводимых людей, времени суток и прочих факторов.

В основе плана лежат инструкции для сотрудников пожарной охраны и лиц, отвечающих на объекте за противопожарные мероприятия. Кроме этого, как неотъемлемая часть, к плану прилагаются графические схемы путей перемещения, выходов и мест расположения средств оповещения и противопожарного оборудования. Схемы должны все время находится на хорошо видимых местах и размещаться по всему зданию во всех помещениях.

Схемы эвакуации делятся на четыре группы:

  • локальные, предназначенные для одного большого помещения;
  • секционные – используются для части большого помещения со сложной планировкой;
  • этажные;
  • сводные.

Что должен делать сотрудник пожарной охраны объекта:

  1. Позвонить по номеру – 01, сообщить о начинающемся возгорании, точный адрес и дать краткую характеристику объекта, к примеру, присутствуют ли взрывоопасные или горючие вещества.
  2. Включить на объекте оповещение о пожаре.
  3. Отключить вентиляцию, освещение и работающее оборудование.
  4. Открыть все эвакуационные выходы.
  5. Приступить к тушению огня собственными силами.
  6. Помогать людям покинуть горящее здание.

Если объект имеет офисное или производственное назначение, то к выше обозначенным пунктам добавляются:

  • сбор всех сотрудников в зоне, удаленной от пожара;
  • перекличка на предмет наличия всех работников;
  • передача данных о людях, которых на площадке не обнаружено, но на работе они присутствовали.

Действия при пожаре в школе

В основном в школе вся обязанность по эвакуации детей ложится на учителей . Их действия при обнаружении воспламенения:

  1. Звонок по номеру 01.
  2. Закрываются двери, которые блокируют помещение, где произошел пожар. Нельзя допустить, чтобы в него поступал воздух.
  3. Вывести детей из школы, построив их по двое. Учитель с журналом идет за школьниками, закрывая за собой дверь класса.
  4. Сбор всех учеников – площадка около школы. Никого никуда отпускать нельзя.
  5. Перекличка учащихся по журналу.
  6. Доклад директору о наличии или отсутствии детей.

Правила эвакуации при пожаре в здании

В многих многоквартирных домах старого типа отсутствуют пожарные лестницы. Поэтому эвакуация здесь ведется по лестничным клеткам. Какие действия необходимо предпринять, выходя из зоны огня.

  1. Позвонить по 01.
  2. Закрыть на кухне газовый кран.
  3. Закрыть все окна, нельзя допускать сквозняков.
  4. Взять с собой документы, деньги и ценные вещи, которые можно унести в руках.
  5. Отключить подачу в квартире электроэнергии путем выключения входного автомата, расположенного в распределительном щитке на лестничной клетке.
  6. Аккуратно спускаться вниз на улицу. Дети на руках, старикам помогать.
  7. Если в подъезде сильная задымленность, то на лицо надо накинуть смоченный в воде платок, полотенце или любую тряпку. Лучше передвигаться в такой ситуации на четвереньках, внизу у пола меньше дыма.

Внимание! Закрывать входную дверь в квартиру запрещается. Пользоваться лифтом тоже. Самое главное – не паниковать.

В первую очередь надо сохранять спокойствие. Необходимо переместиться в самую дальнюю комнату от очага пожара и закрыть за собой плотно дверь. Лучше закрыть любыми средствами все щели в дверном проеме, чтобы через них в помещение не проник дым.

Открыть окно и постараться привлечь к себе внимание: кричать, выбрасывать из окна вещи или предметы мебели. При задымленности смочить тряпку и сделать из нее повязку.

Эвакуация людей при пожаре из помещений, охваченных огнем и дымом, производится по лестнице или выпрыгиванием на батут. Оба варианты связаны со сложностями самой ситуации, где стресс, потеря ориентации могут привести к получению травм. Поэтому очень важно взять себя в руки и сосредоточится.

Знаки обозначения маршрутов эвакуации

К правилам эвакуации при пожаре относятся мероприятия по обозначению маршрутов перемещения. Они оформляются сегодня световыми стрелками в виде табличек, которые имеют автономный источник питания, или подключаются к автономному аварийному электропитанию. Устанавливают такие таблички через каждые 25 м на прямолинейных участках, на каждом повороте или ответвлении.

План эвакуации является обязательным для исполнения документом во всех общественных учреждениях. К этому чертежу предъявляются повышенные требования, и для их выполнения была разработана компьютерная программа для создания плана эвакуации. На основании информации, указанной на схеме, осуществляется вывод людей из здания в случае возникновения пожара, производится оповещение специалистов службы МЧС.

Так выглядит интерфейс программы для создания плана эвакуации

Кроме того, там обязательно должны быть отмечены места нахождения пожарного оборудования, а также средств, используемых при самостоятельных спасательных работах и оказании неотложной помощи .


Специализированная программа «План эвакуации»


Данная программа удобна тем, что поэтажные планы выполняются в масштабе 1:1. Благодаря этому в чертеж можно вводить данные, указанные в замерах БТИ. У программы есть еще ряд положительных сторон:

Неудобство в том, что программа не работает онлайн. Постоянная работа в ней и составление чертежей возможны только после покупки лицензионной версии.

Возможность построения схем в других программах

Если требуется, в котором малое количество помещений, то можно воспользоваться Microsoft Word.
Рисование плана эвакуации, кроме того, возможно в или ArchiCAD. Эти программы позволяют:

Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения.

Если вы решили купить для вашей организации фотолюминесцентные планы эвакуации, то учтите все перечисленные выше требования.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек, руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

Планы эвакуации следует использовать для:

Систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации;

Привлечения внимания к путям эвакуации, первичным средствам пожаротушения и самоспасания, а также ориентации людей, находящихся в здании, сооружении или объекте (в общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морских (речных) судах и т.п.), в случае возникновения чрезвычайной ситуации для обеспечения организованной эвакуации и спасания людей;

Проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации. План эвакуации при возникновении пожара – это настоящий путеводитель для тех, кто оказался в здании впервые.

Размеры планов эвакуации и выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:

Этажный:
- Разрабатывается для этажа в целом.
Секционный:
- Если площадь этажа (помещения) более 1000 м².
- При наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов,
отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой.
- При наличии на этаже раздвижных,
подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов.
- при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.
Сводный (общий):
- Включает в себя вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению,
транспортному средству или объекту. Сводный план эвакуации хранится у дежурного и выдается по первому требованию руководителя
ликвидации чрезвычайной ситуации.

Локальный:
- Следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, павильонов в торговых центрах,
больничных палат, классов учебных учреждений, кают пассажирских судов и т.п.).
Профессионала расскажут, какие планы эвакуации нужны именно вам и какова их цена.
Планы эвакуации и схемы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей . Графическая часть должна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства , объекта с указанием:
а) эвакуационных путей и выходов
б) лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы, предназначенные для эвакуации людей
в) места размещения самого плана эвакуации
г) места размещения средств противопожарной защиты , спасательные и медицинские средства связи, обозначаемые знаками пожарной безопасности и символами ИМО.
План эвакуации здания должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.

Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении.

Все мы прекрасно понимаем, насколько опасен пожар. В последнее время несчастных случаев, связанных с пожарами в дошкольных и школьных учреждениях, становится все больше. Чаще всего причинами пожаров является неисправная электрическая проводка. Для того чтобы уберечь школьников от страшной беды, необходимо знать план эвакуации школы при пожаре, использовать его на практике.

Зачем нужен план эвакуации

В дошкольном и школьном образовательном учреждении есть специалист, задачей которого является обеспечение безопасности детей. Помимо которых выполняется ежегодно, на каждом этаже здания должен быть план эвакуации в школе при пожаре. Такие схемы нужны для того, чтобы воспитанники детских домов, школ, домов творчества, интернатов могли в случае возникновения опасности, покинуть здание за считанные минуты.

Что входит в понятие пожарной безопасности?

Данное определение подразумевает профилактику возгораний, а также порядок эвакуации из образовательного учреждения. Входит в пожарную безопасность и проверка состояния электрической проводки, исправность отопительных и осветительных приборов , открытые запасные выходы. Для всех сотрудников школ, детских садов обязательно проводятся В обязанности сотрудников и руководителей детских учреждений входит не только знание правил, но и безукоризненное их выполнение. При возникновении пожара, они обязаны принять все меры для эвакуации детей, а также попробовать потушить пожар своими силами. План эвакуации в школе при пожаре - схема, которая должно соблюдаться во время вывода детей и сотрудников из здания.


Кто отвечает за пожарную безопасность в ОУ

Директор либо заместитель директора отвечают за безопасность школьников. В их обязанности входит обеспечение в детском саду либо школе, контроль соблюдения правил учащимися и сотрудниками. Именно руководитель обязан ликвидировать те недостатки и замечания, на которые укажут во время проверки сотрудники пожарной инспекции.

Инструктажи с учащимися 4-11 классов по пожарной безопасности должны проводиться не реже раза в четверть. В ходе таких инструктажей дети изучают план эвакуации в школе при пожаре, учатся правилам поведения во время пожаров. 2-3 раза в год в каждой школе и детском саду проводят учебные эвакуации , предназначенные для отработки на практике теоретических знаний. Во многих школах созданы дружины юных пожарников, которые рассказывают сверстникам о поведении во время пожара.

План эвакуации в школе при пожаре утверждается директором школы, детского сада , интерната. Помимо такого плана должна быть четко продуман алгоритм оповещения сотрудников о чрезвычайной ситуации, а также обязанности каждого сотрудника во время пожара. В случае изменения планировки школы план схема эвакуации в школе при пожаре пересматривается, заново утверждается приказом директора. Если учреждение является сезонным (детский оздоровительный лагерь, летняя площадка), в таком случае подобные мероприятия проводят перед каждой новой сменой.


Обеспечение безопасности

В конце рабочего дня руководитель школы (или сотрудник, на которого возложены подобные обязанности) проверяет состояние классов, коридоров, целостность огнетушителей. Проверка ОУ выполняется также в праздничные и выходные дни. Для детских учреждений постоянного пребывания ночное время назначается дежурный. Он проверяет состояние противопожарных средств, исправность телефонной линии, освещения, пожарной безопасности. Дежурный проверяет состояние запасных выходов, обеспечивает к ним свободный доступ.

Эвакуация из больших школ

Для многоэтажного школьного здания обязательным является план эвакуации из класса в школе при пожаре. Есть специальные нормативы, согласно которым в каждом классе можно размещать определенное количество мебели. В школьных коридорах, вестибюлях, холлах вывешиваются предупреждающие знаки. Двери в дошкольных и школьных зданиях должны быть оснащены устройствами для самостоятельного закрывания. При нахождении в школе детей и сотрудников эвакуационные выходы закрыты изнутри на задвижки. План эвакуации из класса в школе при пожаре крепится на стене, чтобы дети могли изучать схему, знать алгоритм своих действий в случае пожара.


Что нужно знать

В школах не допускается использование горючих и легковоспламеняющихся материалов. Дорожки, покрытия прочно фиксируют, чтобы дети не получили травму во время эвакуации из класса. Запрещена помещений, коридоров, лестничных пролетов, вестибюлей, рекреаций. В целях пожарной безопасности запрещается установка в детских учреждениях самодельных отопительных приборов . Электрические чайники , газовые плиты , в ОУ разрешены к применению только в специализированных кабинетах обслуживающего труда. В обычных классах применение подобных электрических приборов категорически запрещено.


Заключение

Только при соблюдении всех требований пожарных инспекторов возможно безопасное нахождение школьников в стенах ОУ. Одним из основных требований представителей пожарной инспекции является план эвакуации школы при пожаре. Образец его можно взять в пожарной инспекции, внести в него корректировки, учитывая особенности здания.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...