Мировоззрение человека: структура, типология характерные особенности. Роль мировоззрения в жизни человека. Понятие мировоззрения и его структура

Великий мистик, индийский духовный лидер Ошо говорил, что не существует людей, которые бы видели окружающий мир одинаково, ведь это просто невозможно.

Каждый человек вынужден двигаться со своего собственного места, из своего собственного жизненного пространства. Это говорит о том, что каждый человек обладает собственным мировоззрением, исходя из которого, строит свою жизнь и взаимодействует с другими людьми.

Мировоззрение вмещает в себя взгляды человека на окружающий мир, общество и на самого себя. Его можно сопоставить с понятиями миросозерцания и менталитета, где мировоззрение обладает наиболее обширным значением.

Миросозерцание отображает эмоциональные переживания, менталитет является продуктом мыслительной деятельности и зависит от культурного развития человека, а мировоззрение объединяет в себе все эти компоненты, создавая целую структуру, гамму представлений личности об окружающей действительности. Человек наделен свободой, которая предполагает выбор, а каждый выбор исходит из определенных взглядов на мир.

Очевидно, что все компоненты мировоззрения имеют огромное значение в успешной жизнедеятельности человека на разных уровнях. Мировоззрение, его формы и виды создают целостное представление о мире и обществе, ориентирует личность на достижение целей, сохранение ценностей, а также объединяет людей.

Понятие мировоззрения очень неоднозначное, его структура включает сложные компоненты, которые у каждого человека проявляются индивидуально. В общем виде его структура представляет собой взаимодействие трёх компонентов, которые в своей совокупности создают внутренний мир, прочно стоящий на фундаменте действительности, ценности и смысла:

  • Индивидуальная картина мира. Это устойчивые представления человека об окружающей действительности, которые формируются на основе знаний и опыта исторического прошлого в связи с настоящим. Человек не может контролировать влияние этого компонента, ведь нельзя выбрать эпоху своего рождения.
  • Индивидуальные оценки. Это совокупность взглядов и суждений, исходящих из общей ценностной ориентации, а также жизненных идеалов человека.
  • Личные смыслы. Сюда входят представления человека о смысле его существования, на основе которых формируются социальные установки и строятся конкретные жизненные цели.

Мировоззрение личности формируется в процессе социализации и постепенного становления личности на основе знаний и личного жизненного опыта.

Описывая понятие видения мира, его сущность и структуру, важно выделить его интеллектуальную и эмоциональную составляющие:

  • миропонимание – интеллектуальная сущность мировоззрения, которая охватывает устойчивые знания в виде разных теорий, принципов и законов;
  • мироощущение – эмоциональная сущность мировоззрения, состоящая из широкой гаммы эмоций, чувств, настроений, которые помогают составить целостное глубокое представление о предмете или ситуации.

В результате продуктивного взаимодействия этих компонентов формируются основные компоненты мировоззрения: целостный комплекс четких убеждений, действий, поступков личности, которые стают основой для самовыражения. Теперь очевидно, что именно видение мира является тем фоном, на котором выступают все поведенческие реакции и поступки человека, на котором проявляется его духовная направленность.

Исторический угол зрения

Чтобы прийти к пониманию мировоззрения современного человека, следует проанализировать основные исторические формы мировоззрения, которые, в то же время, являются этапами его развития в разные периоды жизни общества в ходе истории, а в определенной форме сохраняются в наше время.

  • Мифологическое. Зародилось еще в первобытном обществе, свое распространение получило в античности. В то время миф был полноценной частью сознания человека, служил инструментом, который мог доступно объяснить те явления, которые человек осознать еще не мог в силу недостатка точных научных знаний. В таком мировоззрении человек и природа выступают единым целостным организмом, части которого равны. Не существовало также границ между выдумкой и реальностью, где понятие сверхъестественного всегда находило свое обоснование. В современном мире это мировоззрение существует в отдельных аспектах. Например, когда компьютеры и разные технические устройства наделяют качествами живых существ.
  • Религиозное . Развивается в Средневековье, когда отношения человека и природы стают более отчужденными, а на первый план выходят представления об идеальном существе, в сравнении с которым человек – существо более низкого уровня развития. Человек преклоняется перед богом, святыми предметами и вещами. Мир стает двойным: греховным земным и идеальным небесным. Человек видит мир более узко, строит собственные рамки в виде разделения на добро и зло, которые находятся в вечном единстве. В наше время такой тип мировоззрения не утрачивают своей популярности в определенных кругах людей.
  • Научное . Стремительное развития науки оказало сильное влияние на понятие мировоззрения человека, сделав его более реалистичным, фактическим и аргументированным. Здесь основную роль играет объективная реальность окружающего мира и взаимоотношений. Внимание заслуживают конкретные рациональные факты, лишенные субъективной окраски. Такой тип мировоззрения лидирует в современном мире, оставляя далеко позади, в историческом прошлом, мифы и религию.
  • Философское . Этот тип мировоззрения включает в себя отдельные элементы мифологического, религиозного, научного мировоззрения. Своими корнями уходя в мифы и религию, использует теоретические научные данные. Главным моментом, который отличает эту форму мировоззрения от религии и мифов является его свобода от иллюзий, фантазий, идеализации, предполагая полное «подчинение» логике, объективной действительности. В то же время, философия раздвигает рамки науки, пытаясь дать более глубокое и многомерное понятие «сухим» научным фактам, которые часто не способны составить целостную картину мира.

Мировоззрение современного человека

Что же представляет собой мировоззрение современного человека? Ответ на этот вопрос лежит через понятие и осмысление основных видов мировоззрения, которые можно назвать основными его направлениями.

К их числу принадлежат такие основные виды:

Обыденное мировоззрение.

Его также называют жизненно-практическим либо просто жизненной философией. Присуще каждому человеку, ведь является отображением его повседневного опыта и строится на основе, так называемого, «трезвого» подхода к жизни. Этот вид мировоззрения отображает общие настроения в обществе, являясь элементом массового сознания. В то же время, это мировоззрение очень индивидуально, потому отражает культурные, профессиональные, интеллектуальные и даже национальные различия людей. Главный недостаток такого мировоззрения – смешивание стереотипов, предрассудков и научных данных, к которым можно добавить излишнюю эмоциональность. Все это в совокупности запутывает человека, приводит к неаргументированным, а порой и неадекватным суждениям.

Теоретическое мировоззрение.

Этот тип мировоззрения представляет собой «набор» из логической рациональной аргументации собственной точки зрения, принципов, знаний, идеалов и целей. Ядром или основой такого мировоззрения является именно философское осмысление окружающей действительности. Как вы уже поняли, философское мировоззрение позволяет оценивать вещи и явления жизни более глубоко и многогранно, опираясь на конкретные теоретические знания, не делая поспешных выводов, не впадая в скептицизм науки.

Современный мир следует идеалам демократии и гуманизма, где наивысшей ценностью является человеческая личность. Основой такого направления мысли является гуманистическое мировоззрение, суть которого отлично выразил Э. Кант: «Человек может быть лишь целью, но не средством для другого человека». Такое мировоззрение может показаться идеальным и маловероятным, но это та вершина, которая стоит усилий, затраченных на ее покорение. Попробуйте следовать фундаментальным принципам гуманистического мировоззрения:

  • Человек – это наивысшая ценность, он является равноправным по отношению к другим людям;
  • Каждый человек, без исключения, самодостаточен;
  • Каждый человек обладает неограниченными возможностями самосовершенствования, личностного роста и раскрытия творческого потенциала;
  • В ходе развития цивилизации каждый человек способен побороть негативные качества своей личности, развивая свой позитивный потенциал;
  • Каждый Человек способен к радикальным внутренним трансформациям;
  • Человек способен не только развиваться сам, но и оказывать позитивное влияние на других людей, культивируя свои ценности;
  • Главная цель человека – обрести себя, свою идентичность, ориентируясь на свои собственные личностные ресурсы, которыми обладает каждый человек, без исключения.

Мировоззрение — видеоурок.

Что такое мировоззрение и для чего оно необходимо современному человеку? В чем состоит сущность мировоззрения? Менялось ли на протяжении истории мировоззрение и его роль в жизни человека?

В век, когда достаточно нажать кнопку и получить ответ на любой вопрос, есть ли необходимость заглядывать внутрь себя, чтобы дать правильную оценку того, что мы собой представляем и какими глазами смотрим на мир?

Мировоззрение личности обусловливает ее поведение, стереотипы мышления, влияет на определение моральных ценностей и личностных качеств. Это видение человеком себя в мире и восприятие им мира вокруг себя. Между понятиями «философия» и «мировоззрение» часто не видят различия. Между тем характеристики мировоззрения гораздо шире.

Философия – это установки, идеи, которые становятся базой для мировоззрения. Формирование личности и ее поведения, определение идеологических и психологических рамок деятельности людей, выстраивание критериев для взаимоотношений с миром – это функции мировоззрения.

Что и как влияет на процесс формирования

Система тесно связанных между собой ценностей, эмоций, идеалов и действий формирует целостную личность. Именно поэтому понятие мировоззрения занимало ученые умы с давних времен. Мировоззрение человека формируется из общепринятых в его кругу норм и представлений о жизни и мире, о людях и природе, о науке и культуре.

Можно выделить пути формирования мировоззрения, т.е. несколько кругов влияния:

  • В первую очередь это семья – именно здесь человек получает первое определение того, кто он и каков мир вокруг.
  • Вторым слоем влияния является ближайшее окружение – друзья и люди, обладающие авторитетом, с которыми происходит непосредственное общение.
  • Третий слой – авторитеты, с которыми нет непосредственного общения, но мнение и воззрения которых человек может узнавать через книги, СМИ и т.д.
  • К четвертому слою влияния можно отнести общие идеологические нормы и принципы, существующие в его государстве или принятые в мире в целом.

Мы видим, что формирование мировоззрения происходит под влиянием большого количества факторов. Каждый из указанных слоев работает на определение и выработку качеств личности, на формирование его взглядов, идеалов, на его эмоциональный уровень, создает стереотипы, устанавливает внутренние правила и требования – «часы», по которым человек живет всю жизнь.

Особенно важным в формировании мировоззренческой позиции личности является период детства и юношества. В то время, когда авторитет родителей и взрослых велик и является безоговорочным, необходимо не только прививать ребенку бытовые навыки, но и обязательно объяснять, «что такое хорошо и что такое плохо».

Если ребенок с детства погружен в определенную мировоззренческую среду, то и в дальнейшем он будет искать окружение, где люди живут по таким же критериям. Если же с детства не заложены четкие мировоззренческие принципы, в подростковом возрасте ребенок не сможет принимать правильные и безопасные решения, давать адекватную оценку людям и событиям.

Подростки с большим недоверием относятся к миру взрослых и часто самоутверждаются через отрицание тех ценностей, которые им навязывают. То есть если ближний круг не сформировал в личности устойчивых принципов, то повлиять на его мировоззренческую позицию может любой авторитетный лидер той социальной группы, в которой человек оказался. Именно поэтому люди попадают в секты или иные радикальные группы.

Как же защитить себя и близких, что необходимо знать? В первую очередь давайте разберемся, из чего же состоит мировоззрение и какие его компоненты наиболее уязвимы для стороннего негативного влияния.

Компоненты мировоззрения, оказывающие наибольшее влияние на формирование личности:

  • Знания, полученные личностью.
  • Эмоции, т.е. реакции людей на определенные события или среду.
  • Правила, которые люди применяют в жизни.
  • Поступки и действия.

Знания личность получает через общение и через чтение. Это два важных источника информации, которые в свою очередь порождают эмоциональные реакции на окружающий мир и те правила жизни, которые личность принимает и в соответствии с которыми совершает определенные действия.

Таким образом, в основе всего лежит знание или информация. Люди принимают и реагируют на разную информацию по-разному. Если человека поместить в среду, где будет однотипная негативная информация, человек изменится, поменяется его поведение и эмоции, он станет более агрессивным, озлобленным. Если же человек будет получать позитивную информацию – он преобразится в лучшую сторону. Подумайте, какую информацию получаете вы и каков ваш круг общения.

Сказка – ложь, да…

В ходе развития человечества сформировалось несколько типов мировоззрения, которые принято связывать именно с историческими эпохами. Такой подход не является абсолютно верным, поскольку в наше время можно обнаружить все три типа и даже их комбинации.

Рассматривая исторические типы мировоззрения, мы найдем отличия компонентов, составляющих их.

Первый тип – мифологический. Знания, которые получает человек, обладающий мифологическим мировоззрением, переданы устно и направлены на получение им ограниченной и искаженной картины мира. Мифологическое сознание отводит деятельности человека второстепенное значение.

Главные вопросы в жизни людей решают боги или их земные представители. При этом эмоции и поступки людей по отношению к миру четко регламентированы – ведь все в руках богов. Из такого же постулата исходят правила поведения и действия самого человека.

В наше время типичным примером мифологического сознания можно считать религиозные секты. В них человек и вся его деятельность полностью подчиняется лидеру, который провозглашает себя «богом» и устанавливает нормы и правила поведения, регулирует эмоции своих последователей и навязывает им свои знания о мире.

Второй тип – религиозный. В отличие от первого типа, знания содержатся в религиозных книгах, поэтому создается видимость того, что человек сам нашел эти знания в процессе чтения. Таким образом повышается их ценность. Кроме того, в религиозном мировоззрении четко отделен мир земной от мира духа.

Правила и нормы хотя и менее жесткие, но основываются на авторитете религиозных лидеров. Адепты религиозного мировоззрения живут ради получения каких-то благ не в земном мире, а в сакральном, мире, который будет после смерти. Данный тип мировоззрения присутствует в любой религиозной конфессии.

Третий тип – философский или научный. Человек сам ищет и находит знания, имеет возможность анализировать и проверять их на практике. На основе полученных знаний о мире он формирует свою картину мира и представление о человеке. Нормы поведения такого человека основаны на принципах гуманизма. Его эмоции и действия подчинены его знаниям о том, что хорошо для мира и человечества.

К сожалению, третий тип встречается реже, чем религиозное или мифологическое сознание. Ведь заявить о своей индивидуальности и искать свой путь в мире гораздо сложнее.

Основные типы мировоззрения с точки зрения того, какие знания положены в его основу: житейское (основывается на бытовых познаниях), религиозное (получено из религиозной литературы), научное (основано на изучении теории и опытах) и гуманистическое (основано на ценности человека).

Кризис – что делать

Мы видим, насколько важно, чтобы вопрос, что такое мировоззрение и какова роль мировоззрения в жизни человека, не оставался лишь темой для научных дискуссий. В деятельности людей именно мировоззрение становится фундаментом и точкой опоры.

При разрушении системы ценностей в жизни человека может произойти мировоззренческий кризис. Он может быть краткий или долговременный, чаще всего случается в возрасте 40-44 лет. Такие периоды характеризуются, как правило, сменой мировоззрения личности или серьезной его корректировкой.

Главное – не паникуйте. Кризис – это возможность пересмотреть то, до чего не доходили руки долгие годы, заняться тем, за что вы не решались взяться и откладывали на потом. Ищите то, что вам по душе, меняйте то, что вам не нравится, что тяготит.

Смените круг общения, найдите тех, кого объединяют с вами общие интересы. Оградите себя от любой негативной информации и вечно недовольных людей – ведь мы с вами пришли к выводу о том, что именно информация является основой нашей мировоззренческой системы.

Однако если кризис оказался глубок и вы не можете самостоятельно справиться с затянувшимся состоянием, не стесняйтесь обращаться за помощью, даже если раньше никогда этого не делали. Прозреть по отношению к самому себе – вот что самое важное в жизни. И тогда все встанет на свои места. Автор: Руслана Капланова


Лекция:

Что такое мировоззрение и как оно формируется

На предыдущем уроке мы остановились на понятии личность. Становление личности связанно с формированием мировоззрения. А мировоззрение происходит в результате познавательной деятельности. Человеку свойственно задаваться вопросами: "Кто Я? Каков Я? Как устроен мир? В чем смысл жизни?" – вопросы самопознания и познания окружающего мира. Поиск и нахождение ответов на них формирует человеческое мировоззрение. Тема урока относится к одной из сложных философских тем, поскольку затрагивает внутренний духовный мир человека. Человек является не только биологическим и социальным существом, но ещё и духовным существом. Что же представляет собой духовный мир? Из чего он состоит? Духовный мир – это мир мыслей и чувств, знаний и убеждений, идей и принципов, интеллекта и творчества. Он также индивидуален и неповторим как человеческая внешность. Внутренний мир постоянно развивается и проявляется в поведении человека. Итак, мировоззрение является одним из явлений духовного мира человека. Сформулируем основное определение темы:

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение формируется всю жизнь, является результатом воспитания и собственного жизненного опыта человека. С возрастом мировоззрение становится всё более осознанным. Взрослый человек знает почему и для чего действует, чувствует личную ответственность за происходящее в своей жизни и не обвиняет в случившемся окружающих. Он самодостаточен и не зависим от мнения окружающих его людей. Обладает адекватной самооценкой – оценкой собственных достоинств и недостатков (Я–образ). Которая бывает завышенной, реалистичной (адекватной) и заниженной. На уровень самооценки влияет воображаемый или реальный идеал, на который человек хочет быть похож. Велико воздействие оценок окружающих людей на то, как человек оценивает самого себя. Также на уровень самооценки влияет отношение человека к собственным успехам и неудачам.

На формирование мировоззрения влияют:

    Во-первых , окружение человека. Человек, наблюдая за действиями и оценками окружающих, что-то принимает, а что-то отвергает, с чем-то соглашается, а с чем-то нет.

    Во-вторых , социальные условия и государственное устройство. Старшее поколение, сравнивая советскую молодежь с современной, подчеркивает, что тогда трудились во благо народа и даже в ущерб собственным интересам. Это соответствовало требованиям советского времени. Современная же социокультурная ситуация в нашей стране требует формирования конкурентоспособной личности, направленной на достижение собственного успеха.

Виды и формы мировоззрения

В контексте заданий контрольно-измерительных материалов ОГЭ и ЕГЭ в основном проверяется знание трёх форм мировоззрения: обыденного, религиозного и научного. Но форм мировоззрения больше. Кроме названных существуют мифологическое, философское, художественное и другие. Исторически первой формой мировоззрения является мифологическое. Первобытные люди понимали и объясняли устройство мира интуитивно. Никто не стремился проверить или доказать истинность мифов о богах, титанах, фантастических существах. Первобытная мифология нужна для изучения философии, истории, искусства и литературы. Данная форма мировоззрения существует и в настоящее время. К примеру, доктрины о существовании жизни на Марсе, герои комиксов (Человек – паук, Бэтмен). Рассмотрим особенности основных форм:

1) Обыденное мировоззрение. Данная форма формируется в повседневной жизни, поэтому основана на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Человек работает и отдыхает, воспитывает детей, голосует на выборах, наблюдает за конкретными жизненными событиями, извлекает уроки. Он формулирует правила поведения, знает, что хорошо, а что плохо. Так накапливаются обыденные знания и представления и формируется мировоззрение. На уровне обыденного мировоззрения существует народная медицина, обряды и обычаи, фольклор.

2) Религиозное мировоззрение. Истоком данного мировоззрения является религия – вера в сверхъестественное, в Бога. На самых ранних этапах развития человечества религия была переплетена с мифологией, но со временем отделилось от неё. Если основной чертой мифологического мировоззрения был политеизм, то для религиозного мировоззрения – монотеизм (вера в единого Бога). Религия разделяет мир на естественный и сверхъестественный, которые сотворены и управляются всемогущим Богом. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство.

3) Научное мировоззрение. Данная форма характерна людям, производящим знания (учёным, исследователям). В их миропонимании главное место занимает научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой (НЛО, инопланетяне). Научный человек оторван от реальной жизни, он постоянно стремится что-то познать, исследовать, логически обосновать и доказать. А если ему это не удаётся, отчаивается. Но через некоторое время опять берётся за факты, вопросы, проблемы, исследования. Потому что находится в вечном поиске истины.

Не бывает какой-либо формы мировоззрения в чистом виде. В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.

Структура мировоззрения

Существуют три структурных составляющих мировоззрения: мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В различающихся по форме мировоззрениях они отражаются по - разному.

Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.

Становление мировоззрения начинается с мироощущения. В результате чувственного осознания мира в человеческом сознании формируются образы. По своему мироощущению люди делятся на оптимистов и пессимистов. Первые мыслят позитивно и считают, что мир к ним благосклонен. Они проявляют уважение к другим и радуются их успехам. Оптимисты ставят перед собой цели, а при возникновении жизненных трудностей с энтузиазмом решают их. Вторые, напротив, мыслят негативно и убеждены, что мир к ним суров. Они таят в себе обиды и винят в своих бедах других. При возникновении трудностей огорчено сокрушаются «за что мне всё это…», переживают и бездействуют. За мироощущением следует мировосприятие.

Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.

Каждый человек, воспринимая происходящие в жизни события, рисует свою внутреннюю картину мира, окрашенную позитивно или негативно. Человек размышляет кто он в этом мире, победитель или неудачник. Окружающих людей делит на хороших и плохих, друзей и врагов. Высшей ступенью мировоззренческого осознания мира является миропонимание.

Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.

Эти образы зависят от информации, которая закладывается в человеческой памяти с самого раннего детства. Самое первое миропонимание начинается с образа мамы, которая гладит, целует, ласкает и дома. С возрастом оно всё более расширяется до двора, улицы, города, страны, планеты, Вселенной.

Выделяются два уровня мировоззрения: обыденно - практический (или повседневный) и рациональный (или теоретический). Первый уровень складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально - психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира. А второй уровень возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно - интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата. Источником обыденно - практического уровня являются чувства и эмоции, а источником рационального уровня разум и рассудок.

Задание: Привлекая знания, полученные на данном уроке, приведите одно предложение о путях формирования мировоззрения и одно предложение о роли мировоззрения в жизни человека. Ответы пишите в комментариях к уроку. Будьте активны)))

    Философиия -это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это учение о мире как целом и о месте человека в нем.

Предмет философии – рассматривает наиболее важные связи в системе «мир-человек».

Большие трудности представляет вопрос об определении предмета философии. Эта проблема, возникнув на заре существования философии, вызывает споры и в настоящее время. Одни авторы рассматривали философию как любовь к мудрости, как науку о мудрости, другие же как « стремление к постижению многих вещей» (Гераклит). Исторически предмет философии изменялся, что обуславливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний.

Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытие), гносеология (учение о познании), человек, общество.

На протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

    проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что да­ет общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира. 3. Проблема развития мира. Эта проблема формирования ме­тодов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии. 4. Проблемы познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера. 5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением уста­ревших форм развития культуры и становлением новых форм. Филосо­фия, т.о., выступает как самосознание культуры той или иной историче­ской эпохи.

2. Предпосылки возникновения философии: С достижением определенного временного этапа наступает необходимость теоретического понимания действительности, чему способствует отделение умственного труда от физического (разделение труда; присущее человеку творчество духа(Эдмкнд Гуссель считал, что причина появления философии «страсть человека к познанию и созерцанию мира, свободная от всякого практического интереса»); экономическое развитие общества. Философия возникла в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Ее предпосылками были мифология и религия. Ее возникновение было обусловлено тем, что по мере осознания человеком своего отношения к миру и к себе, мифологических и религиозных представлений о мире и о человеке, сформировавшихся на основе воображения, оказалось недостаточно для осмысления сущности мира, сущности человека. Возникла потребность в формировании мировоззренческих ориентиров, основанных на исследовании реальной действительности, при помощи которых человек смог бы определять свое отношение к окружающей действительности и к себе. Эта потребность была обусловлена и тем, что рациональное сознание, выраженное в логической понятийной форме, было связано с проникновением человека в познание сущности предметов и явлений, что позволяло перейти от познания явлений к познанию сущности.

4. Мировоззрение - это система взглядов человека на мир и на свое место в этом мире. Понятие «мировоззрение» по объему шире, по обхвату понятия «философия», так как является только ядром, типической основой мировоззрения. Мировоззрение формируется не только благодаря философии, но и за счет знания древних наук и обыденной практики. Мировоззрение у любого человека формируется сложным путем. Вначале человек накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Знания - это исходное звено-«клеточка» мировоззрения. Затем полученные знания проверяются в реальной жизни, на практике и если они истины, то превращаются в убеждение человека. Убеждения обозначают твердую уверенность человека в истинности своих знаний. Далее человек руководствуется сложившимися убеждениями в своих действиях, деятельности.

Типы мировоззрения:

1. Мифологический (в основе его лежит фантазия, вымысел) 2. Религиозный (основной признак- вера в сверхъестественную силу) 3. Научный (это, прежде всего понятийное мировоззрение, которое стремится к глубокому и точному познанию мира) 4. Обыденный (формируется на почве простейшего знания и представлениях человека об окружающем мире).

5 . Философия как тип мировоззрения

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны -- одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос -- как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

6 . Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.

Миф -- это:

1.общественное сознание, способ самовыражения древнего общества.

2.наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии.

3.единая, синкретическая форма сознания, выражающая миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи.

Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

1.эмоционально-образная форма,

2.очеловечивание природы,

3.отсутствие рефлексии,

4.утилитарная направленность.

Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания. В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.

Религия -(от лат. religio -- благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек - субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.

Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Несмотря на близость религии и философии, они различны - идеализм философский есть теоретическая основа религии.

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны -- одна из черт философского сознания. По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос -- как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир.

7. Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии - о познаваемости мира - означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью.

Исторические формы материализма : атомистический, механистический, антропологический, диалектический.

Атомистический материализм . Атомистическая теория Левкиппа – Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму. Механистический материализм. Механистический материализм - одна из ступеней и форм развития материалистической философии. Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы (химические, биологические, психические и др.) к механическим. Антропологический материализм. Антропологический материализм - материализм: - усматривающий в человеке основную мировоззренческую категорию; и - утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Диалектический материализм. Диалектический материализм - направление в философии, в котором основное внимание уделено соотношению бытия и мышления и о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Согласно основным положениям марксистско-ленинской философии, диалектический материализм утверждает онтологическую первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени.

Исторические формы идеализма : объективный, субъективный.

Объективный идеализм .

Объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности нематериальной модальности. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм)

Субъективный идеализм

Субъективный идеализм - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

8. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом:

 космология (натурфилософы) - в ее контексте тотальность реального виделась как "физис" (природа) и как космос (порядок), основной вопрос, при этом: "Как возник космос? ";

 мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

 метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем, мир идей выше чувственного;

 методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом, метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;

 эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология) , этика;

 и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

9. Онтологическая функция связана с рассмотрением основных вопросов бытия, созданием в сознании человека общей картины мира как всеобщего единства. Вопросами познаваемости мира и объективности познания занимается гносеологическая функция.

Праксиологическая функция связана с материальной, чувственно-предметной, целеполагающей деятельностью человека, имеющей своим содержанием освоение и преобразование природы, общества.

10. Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

11. Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

12 . Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Объяснительная функция направлена на выявление причинно – следственных связей и зависимостей.

13. Средневековая философия - исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

Средневековье - это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Особенности стиля философского мышления средневековья:

1. Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое - теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

2. Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

3. Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего - креационизм).

4. Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневекового сознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

5. Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

6. Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник -- Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

7. Стиль философского мышления средневековья отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

10. Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем.

средневековая философия основные проблемы

1. Проблема существования Бога и познания его сущности. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее. 2. Проблема соотношения знания и веры. Первые христианские философы считали, что для познания Бога и созданного им мира вполне достаточно истин, полученных на основе веры. Научные исследования, рациональные доказательства, по их мнению, стали излишни, когда появилась Библия, другие священные тексты: в их истины нужно только верить. Разум может привести только к сомнениям, заблуждениям и смертному греху.

3. Соотношение единичного и общего в полемике реализма и номинализма. Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса. Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма . Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса.

14. Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее бога и мир.

Имеет 4 основные формы:

1. теомонистический – наделяет существованием только бога, лишая мир самостоятельного бытия.

2. физиомонистический – существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования.

3. трансцендентный (мистический)

4. имманентно – трансцендентный – согласно которому Бог осуществляется в вещах.

15 . Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с

переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы

натурфилософии. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы

познания - Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт - понятие метода в

философии.

На первом месте проблемы гносеологии. Два основных направления:

эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт

как единственный источник знаний; и рационализм , который выдвигает на

первый план логическое основание науки, признает разум источником познания

и критерием его истинности.

16 . Европейскую философию Нового времени XVII-XIX веков принято называть классической. В это время были созданы оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлением к приобретению научного статуса.

Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали в Новое время могучей духовной силой, оказавшей решающее влияние на передовую философскую мысль.

Еще одним фактором, определявшим направленность философских учений этого периода, стал процесс активизации социальной жизни в европейских странах, вызванный усиливающейся борьбой против сословно-феодальной государственности и церкви. Этот процесс сопровождался секуляризацией общественной жизни, и передовая философия, заинтересованная в независимости научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, вырабатывала свое отношение к религии. Философия Нового времени, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.

17. Немецкая классическая философия

Определенный период в развитии немецкой философской мысли – с середины 18 до середины 19в., представленный учениями Канта, Фихте, Гегеля, Шеллинга. Одновременно Н.К.Ф. – это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма.при все разнообразии идей и концепций, Н.К.Ф. представляет собой преемственный ряд систем философского идеализма, органически связанных между собой: каждый из мыслителей этого направления, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи своего предшественника. Более того приверженность Н.К.Ф. на протяжении всего этапа собственного развития ряду существенных принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном, едином духовном образовании. Н.К.Ф.- это еще и критическая философия, четко осознающая диапазон познавательных сил и подвергающая все и вся суду разума.

Мировоззрение человека - это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции - тоже важная составляющая мировоззрения, по которой зачастую легче всего определить, к какому типу оно относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целенаправленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека. Изучением этого явления занимаются философы и культурологи, которые и дали классификацию мировоззрению. В этой статье мы рассмотрим самую распространенную, однако нужно учесть, что существуют и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

В первую очередь отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, однако он не отличал данное понятие от миросозерцания. То значение, которое принято сегодня, ввел Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большое значение играет происхождение той ценностной системы, которой придерживается человек (например, для выделения религиозного мировоззрения это важный определяющий фактор). Во-вторых, большую роль в определении играет индивида. В-третьих, важное значение имеет то, насколько осведомлен человек об окружающих его процессах.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическое, философское, социально-политическое, естественнонаучное и религиозное мировоззрения.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологическое и эстетическое.

Таким образом, распространенность разных типов мировоззрения связана с уровнем развития общества.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...