Государственный строй византии. Общественный и государственный строй византии Право Византии. Общие положения

В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия. В 330 г. император Константин провозгласил столицей Римского государства город Византии на берегах Босфора, который долгое время называли Новым Римом, а затем Константинополем.

В IV–VII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т. д. Образовавшиеся в Западной Европе варварские королевства (вплоть до возникновения империи Карла Великого) признавали верховную власть византийского императора.

Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Многие черты поздней Римской империи присутствовали в государственной системе Византии. Государственное управление было централизованным и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.

Император (василевс ) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Фактически она ограничивалась такими органами, как сенат и государственный совет (консисторий ). Власть василевса не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.

Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. В то же время церковь в значительной степени зависела от государства, от государственных императорских пожалований.

В противовес теории восточной деспотии византийская политическая мысль, следуя античной традиции, выработала идею гражданского общества как политического сообщества сограждан и идею непосредственного «народоправства», т. е. участия граждан во всех сферах общественной жизни.

Греческая идея таксиса (идеального общественного порядка) была воспринята в Византии в качестве идеи государства как иерархически построенного объединения всех его членов, каждый из которых в соответствии со своим положением имеет определенные права и обязанности. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве как наиболее приближенном к небесному идеалу образце. Жесткий иерархический порядок, во главе которого стоит император, земной отец своих подданных, предусматривает соответствующее место каждому согласно его положению и заслугам. Обожествлялась не столько личность императора, сколько его место и положение в государственной иерархии.



В VII–VIII вв. менялась система управления провинциями Византийской империи. Разделение функций между гражданскими и военными властями уступило место новому порядку. Во главе провинции был поставлен стратиг, глава военного отряда (фемы ), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы были подчинены стратигу, и постепенно из военачальника он стал верховным правителем провинции, подчинявшимся только императору. Термин «фема » стал аналогом понятия «провинция».

Для усиления контроля над ведомствами в начале VIII в. Была введена должность сакеллария - чиновника с широкими контрольными полномочиями.

В ходе сложной борьбы в VIII в. императорам удалось подчинить своей власти церковную иерархию. Важной их задачей было удержание в повиновении провинций-фем.

С развитием феодальных отношений в XI–XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается податный гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам » («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями (париками ) этих земель.

В X–XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.



С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII в. в пожалование (пронии ) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами. Прония, возникшая как условное землевладение, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.

При Льве VI (конец IX - начало X в.) была сформирована система чинов и титулов, что усиливало императорскую власть и упорядочивало структуру государственной бюрократии. Однако этим не удалось преодолеть засилья временщиков и коррупции в среде византийского чиновничества.

В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были разделены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.

Захваченные «латинянами» земли империи раздавались рыцарям или сдавались им в аренду. На зависимых крестьян налагались повинности и разного рода сборы. Многие земли передавались прибывающим с Запада колонистам.

Греческие налоговые чиновники (потарии ), предводители местных военных дружин вливались в аппарат управления, созданный завоевателями. В целом административная система управления основывалась на западноевропейских институтах, приспособленных к византийским условиям.

При этом сохранялись византийский придворный церемониал, обряд коронования василевса патриархом. Однако прежде неограниченная власть византийского императора резко сокращалась: при вступлении на престол латинский император давал обязательства соблюдать соглашения со своими вассалами и сохранять их привилегии. Новая монархия приобрела черты западноевропейской монархии периода феодальной раздробленности.

Одновременно с образованием Латинской Романии на востоке и западе Византийской империи возникли независимые греческие государства - Никейская и Трапезундская империи и Эпирское царство.

Византийское государство сформировалось в конце четвёртого века нашей эры в результате отделения части Римской империи (её восточной части). Византия просуществовала более тысячи лет. Развитие этого государства отличалось самобытностью и прошло несколько самостоятельных этапов.

Первый этап (четвёртый - середина седьмого века) являлся периодом распада рабовладельческого строя, а также зарождения в недрах общества Византии элементов раннефеодальных отношений. Государство данной эпохи представляло собою централизованную монархию с отлично развитым военно-бюрократическим аппаратом, однако, с ограничениями (пусть и не большими) императорской власти.

Второй этап (конец седьмого – конец двенадцатого веков) – временной период формирования феодального порядка. Именно в данную эпоху Византия приобретает законченные формы неограниченной монархии, которая была отличной от монархий феодального Запада и деспотических Восточных монархий. В данный период власть императора в Византии достигла наивысшего уровня.

Третий этап (тринадцатый-пятнадцатый века). В данный период происходит углубление политического кризиса в византийском обществе, который был вызван усилением феодализации в условиях усиления турецкой военной агрессии. Эта эпоха характеризуется резким ослаблением авторитета византийского государства, а также его фактическим распадом, которое привело его в пятнадцатом веке к полной гибели.

Византийское право представляло собою уникальное для средневековой Европы явление. Оно характеризовалось высокой степенью внутренней цельности, стабильности и способностью приспосабливания к постоянно изменяющимся политическим и социально-экономическим условиям.

В ранний период развития Византии была сложена своеобразная правовая система, выросшая непосредственно из римского права, однако испытавшая на себе влияние специфических переломных отношений в обществе, которое в данном государстве отличалось большой этнической и социальной простотой.

Под влиянием местных условий и времени римские правовые институты начали эволюционировать, однако принципиальные базисы правовой культуры и римского права не подвергались радикальным изменениям и не были тем самым подорваны.

В качестве основного источника права было императорское законодательство, а первым официальным сводом законов являлся Кодекс императора.

Началом Восточной Римской империи можно считать 330г., когда римский император Константин перенес свою столицу из Рима в Византий, незначитНачалом Восточной Римской империи можно
считать 330г., когда римский император
Константин перенес свою столицу из Рима в
Византий, незначительный город древней
босфорской колонии, который позже назвал
своим именем. Официальное разделение
империи на Западную и Восточную произвел
уже император Феодосий, в 395г.

Выделяют три этапа византийской государственности:

IV – VII вв. – позднеантичная (раннефеодальная)
централизованная монархия.
VIII – XII вв. – феодальное государство с сильной
церковной властью в форме абсолютной монархии.
XIII – XV вв. – кризис Восточной Римской империи.

Общественный строй

Для Византии характерна очень
медленная феодализация
До 11-12вв. существовали рабы. Они составляли
низшее сословие социальной иерархии, не
обладая правосубъектностью.

Немного выше рабов находились византийские крестьяне, податное сословие которое было весьма неоднородным. Крестьяне делились на:

Колоны – земельные арендаторы по срочным контрактам 1го
этапа византийской государственности, которые могли быть
как лично свободными так и приписанными к земле.
Элевтеры – были формально свободными крестьянами
общинниками, однако в последствии вынужденно заполняли
прекарные грамоты и становились крепостными.
Апорты – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в
аренду своей земли более зажиточным соседям по общине.
Мортиты – брали землю в аренду, выплачивая арендодателю
«десятину» с вырощенного уражая.
Парики – крепостные крестьяне, которых относили к
казенным или частным в зависимости от принадлежности
тому либо иному господину.

Примерно на одном социальном уровне с крестьянами
находился городской плебс, который не обладал полной
правосубъектностью в отличии от знатных и почетных
горожан – судовладельцев, торговцев-ростовщиков,
обладавших почетными званиями, привилегиями,
ставившими их в ряд с высшими сословиями.

Привилегированные слои общества включали в себя:

Куриалы – сборщики налогов в Византии,
члены городских курий – совета
византийских городов.
Динаты – «могущественные», обладали
полным «налоговым иммунитетом». Также
не несли никаких трудовых повинностей в
пользу государства.

Высшее сословие Византии включало в себя:

Духовенство – не платило никаких налогов в казну, и это
делало привилегии церкви весьма ощутимыми
Сенаторы – подразделялись на 18 разрядов. Каждый из
этих разрядов относился к категории крупных
землевладельцев, пользовавшихся полной
имущественной правосубъектностью и свободных от
налогообложения. Сенаторы имели свои военные
отряды, свою систему штрафов по отношению к
крепостным и параллельно замещали высшие
государственные должности, составляя оплот
византийской бюрократии.

Государственный строй

Во главе Восточной Римской империи на всех этапах ее
развития находился император.
На первом этапе император формально избирался
«сенатом, армией и народом Византии», на
следующем этапе он был вправе выбирать себе
«соправителя-приемника», а с IX в. в Византии
формируется наследственно легитимная монархия,
где
император
уже
является
василевсом
(автократом)Из 107 византийских самодержавцев только 42
умерли своей смертью или отреклись от
престола.

В V – VI вв. сенат по западноримской традиции
еще играл важную роль в государстве (жители
Византии называли себя римлянами, хотя
официальным языком был греческий).
Впоследствии на смену сената приходит синклит
(совет) при василевсе, куда входят высшие
государственные чиновники:

Такие как:

Квестор – возглавлял синклит и выполнял
функции министра юстиций.
Префект столицы – управляющий
Константинополем.
Два префекта претория – один из которых
управлял восточной частью империи, а
другой – Балканами, и др.

На всех этапах для Византии характерно наличие
огромного бюрократического аппарата,
строгой иерархии: чиновники разделены на
ранги (в 10в. было 60 рангов)
Существовало около 60 государственных
министерств – секретов.
Для бюрократического аппарата Византии была
характерна развитая система коррупции.

Местное управление не было неизменным. В IV – VII вв. в
Византии сохранялась позднеримская административнотерриториальная система, когда во главе двух префектур
стояли префекты, входившие по должности в синклит.
Префектуры подразделялись на диоцезы, которых
насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы
подразделялись на 50 с лишним провинций во главе с
начальником провинции, а самым низшим звеном были
округа, также возглавляемые окружной администрацией.
Главы всех рангов сочетали в своих полномочиях судебную
власть, но были отделены от власти военной.

В VII в. в связи с необходимостью защиты государства от
арабов прежняя система управления уступила место
фемному строю (фема – военно-административный
округ), главой фемы был стратиг, который был
наделен всеми властными полномочиями, включая
судебные и военные.

В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации.

Высшая судебная власть принадлежала императору. В силу своих верховных
полномочий, он мог принять к своему рассмотрению (не обязательно
личному, а проводившемуся в Государственном Совете) любое дело как
гражданской, так и церковной юрисдикции. Со временем установились
узаконенные ограничения поводов обращения к императорскому суду.
Здесь разбирались дела, представленные в порядке обращения
должностного лица высшей или провинциальной администрации,
оказавшегося в затруднении при решении дела из-за нехватки или
противоречий в законах. Здесь принимались апелляции на важнейшие
дела. Наконец, император принимал к собственному рассмотрению дела
лиц высших сословий в порядке особой их привилегии - общесословной
или даже персональной (такая практика прекратилась только в конце XI в.).

Церковные суды были строго централизованны: суду
патриарха Константинополя подчинялись суды
митрополитов. Ниже находились суды архиепископов,
еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась
к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в
брачно-семейной сфере. Также в сферу деятельности
попадали все дела с участием духовенства.

Общественно-политический строй Византии имел

свои специфические черты. Процесс разложения ра-

бовладельческих порядков шел в Византии медленно.

Господствующий класс Византии IV-VII вв. был

неоднороден.

Экономические и социальные пози-

ции занимали сенаторские круги и земельная

аристократия. Экономической основой их господ-

ства была крупная частная собственность на зем-

лю рабовладельческого типа. Высокое место в со-

циальной структуре византийского общества

занимала городская муниципальная верхушка круп-

ных городов Империи, особенно столицы - Кон-

стантинополя.

Рабы, находясь на самой низкой ступени общест-

венного развития, входили в отношения социальной

носились прежде всего свободные крестьяне-зем-

левладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного

крестьянства - основная специфическая черта об-

щественного строя Византии.

Свободные крестьяне жили соседскими община-

ми и обладали правом частной собственности на

землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать

и несли разного рода тяжелые имущественные

и личные повинности. Широко использовалась в Ви-

зантии этого периода позднеримская форма экс-

плуатации крестьян - колонат.

В X-XI вв. социальное положение византийских

рабов несколько улучшается. Пресекается обраще-

ние свободных в рабство. В XI-XII вв. усилилась тен-

денция к стиранию граней между рабами и другими

Только к X в. возобладала тенденция к формиро-

^ванию феодальной сеньориальной системы, осно-

Византийское государство IV-VII вв. унаследова-

ло основные ч^рты государственного строя поздней

Римской империи. Во главе государства стоял им-

ператор, наследник власти римских цезарей. Он

обладал всей полнотой законодательной, судебной

и исполнительной власти и являлся верховным по-

кровителем и защитником христианской церкви.

Византийская православная церковь играла огром-

Именно Церковь разработала и освятила официаль-

ную доктрину божественного происхождения импера-

торской власти и проповедовала единение государства

и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию)

с явным приоритетом светской власти.

Ранневизантийская церковь была прямо подчине-

на императору. Власть византийского императора

в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте

полномочий императора она умерялась необходи-

мостью следовать «общим законам» Империи и осо-

бенно отсутствием принципа наследственности пре-

стола. Новый византийский император избирался

сенатом, «народом Константинополя» и армией.

Византийские императоры должны были нередко

делать ставку в своей политике на одну из город-

ских партий («голубые» и «зеленые»).

Другим фактором, сдерживающим самовластие

императора, являлось наличие особого государствен-

ного органа византийской аристократии - констан-

тинопольского сената. Его влияние обеспечивалось

самим составом сената, включавшим практически

всю правящую верхушку господствующего класса

^!/ Византии.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной

власти Византии. Базой централизации и широкой за-

воевательной политики Византии в IX-X вв. послужила

стабилизация экономики на новой феодальной основе.

В VIII в. политические организации и учреждения,

ранее сдерживавшие всевластие византийского импе-

ратора, приходят в упадок или полностью ликвидиру-

С IX в. даже номинальное провозглашение им-

ператора «народом Константинополя» прекращается.

Политическая роль константинопольского сената,

упавшая еще в конце VII в. , окончательно сводится на

не! императорским указом конца IX в. , лишившим се-

нат права участия в законодательстве Империи.

Единственной крупной политической силой в Ви-

зантийском государстве остается православная

ществе повышаются. Она являлась единственным

сдерживающим фактором во времена политической

нестабильности, Византийская церковь предприни-

мала попытки подняться выше светской власти.

Император сохранил право выбирать патриарха из

хами, и низлагать неугодного патриарха. Но императо-

ры практически не пользовались данным правом.

После периода политических потрясений наступило

относительное спокойствие. Укрепление основ импера-

торской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменени-

ем ее атрибутов. За византийскими императорами окон-

чательно утверждаются греческие титулы василевса

(царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал

законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся

верховным судьей и командующим армией и флотом.

Начиная с IX столетия выборность императора сме-

няется его переходом по наследству (принцип леги-

тимности).

ванной на труде зависимого крестьянства от земель-

ных собственников при сохранении контроля со сто-

роны государства.

Медленный характер развития феодальных отноше-

ний определил специфику социального состава гос-

подствующего класса византийского общества на вто-

ром этапе его развития. Эта сила долгое время не

была консолидирована и не складывалась в замкну-

тые сословия. Наследственная вассально-сеньо-

риальная система начинает складываться в Визан-

тии только к XI-XII вв. Незавершенность развития

феодального сеньориального строя обусловила от-

носительную слабость византийской землевладель-

ческой знати. Ведущее место в структуре господствую-

щего класса Византии принадлежало столичной знати

и высшему чиновничеству Империи, соперничающим

с военно-землевладельческой провинциальной

На протяжении данного исторического периода

сохранялись многочисленные различия в правовом

положении отдельных слоев подданных. В Византии

формирование класса зависимого крестьянства за-

тягивалось из-за сохранения пережитков рабовла-

дельческого строя.

Крестьяне эксплуатировались главным образом

в централизованной форме посредством государ-

ственной налоговой системы.

Крупные землевладельцы и военная знать (динаты -

«сильные») захватывают крестьянские земли, подчи-

няют себе сельские общины, добиваются нового при-

крепления крестьян к земле. С XI-XII вв. идет неук-

лонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.

С этого времени основная фигура в византийской

деревне - феодально зависимый парик. Парики не

имели права собственности на землю и были обя-

заны выплачивать господину ренту в натуральной

и денежной формах, а также в форме отработки.

Население страны было пестрым в национальном

составе. По подсчетам историков, его численность

достигала 30-35 млн человек.

Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управленияфемный строй Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...