Срок давности по привлечению к административной ответственности. Каков срок давности привлечения по административным правонарушениям? Применение сроков давности на разных стадиях уголовного процесса

Административным проступком называют действия или бездействие человека, которые являются незаконными, но не несут серьезной общественной опасности. За такие деяния предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ. Мы расскажем, с какого возраста и за что могут составить протокол об административных правонарушениях.

Административное правонарушение: пример

КоАП РФ предусматривает множество разновидностей таких проступков. Например:

  • распитие алкоголя в общественном месте (ст. 20.20);
  • : громкая нецензурная брань на улице, несущественное повреждение чужого имущества (ст. 20.1);
  • мелкое хищение: или в школе на сумму до 2,5 тыс. руб. (ст. 7.27).

За незначительный проступок грозит административная, а не уголовная ответственность.

Порядок привлечения к административной ответственности

Состав административного правонарушения включает в себя четыре признака:

  • Противоправность

Ситуация, при которой объект посягательства охраняется нормами права и представляет ценность для личности, государства или общества.

  • Антиобщественный характер

Направленность проступка против личностных, общественных или государственных интересов, зафиксированных в статье 1.2 КоАП РФ.

  • Факт деяния

Он доказан и выражен в действии или бездействии злоумышленника.

  • Виновность конкретного лица

Нарушитель действовал умышленно, либо допустил оплошность по неосторожности.

Чтобы привлечь виновника к ответственности, уполномоченное должностное лицо составляет официальный акт - протокол. Например, за превышение скорости такой протокол составляет сотрудник ГИБДД. Затем материалы дела передаются в суд или иной аналогичный орган, который назначает наказание.

С какого возраста административная ответственность наступает?

К административным санкциям можно привлечь вменяемое физическое лицо в возрасте от 16 лет или юридическое лицо (ИП или организацию).

Привлечение к административной ответственности: какое наказание грозит?

Главное отличие административного проступка от уголовного деяния состоит в том, что первый несет гораздо меньше вреда для общества. Поэтому и санкции за него мягче. Виновному могут назначить:

  • предупреждение - выносится в письменном виде уполномоченным органом;
  • штраф;
  • конфискацию орудия или предмета совершения правонарушения;
  • лишение специального права (например, права управления автомобилем);
  • арест до 15 суток, а в особо серьезных ситуациях - до 30 дней (например, при нарушении требований режима ЧС);
  • дисквалификацию - лишение права занимать определенные должности или работать в некоторых сферах деятельности;
  • приостановление деятельности (используется только для юрлиц);
  • другие санкции, перечисленные в статье 3.2 КоАП РФ.

Отметим один нюанс. Привлечение к административной ответственности в виде ареста не применяется к беременным женщинам, матерям малолетних детей, несовершеннолетним гражданам, инвалидам I и II группы, военным.

Сроки привлечения к административной ответственности по КоАП РФ

Они указаны в ст. 4.5 и ст. 31.9 КоАП РФ. Согласно общему правилу, срок исковой давности по административным правонарушения составляет:

  • 2 месяца - если материалы дела не передавались в суд;
  • 3 месяца - в случае судебного рассмотрения.

Если проступок подпадает под п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности по административному правонарушению составляет 1 год, по нарушениям в финансовой сфере - 2 года, по коррупционным делам - 6 лет.

КоАП РФ устанавливает разные сроки давности - в зависимости от категории проступка.

Чтобы исполнить решение суда, отводится ровно два года. Срок отсчитывается с момента вступления в силу судебного вердикта. Если он отсрочен или приостановлен, срок давности также ставится «на паузу». Например, когда виновный уклоняется от исполнения наказания, срок давности приостанавливается на время розыска.

Если человек принял и честно отбыл наказание, через год он считается «чистым» - как будто вовсе не привлекался к административной ответственности.

Постановление суда за 2 года не исполнено - его можно считать аннулированным.

Административный штраф: как узнать задолженность по фамилии?

Штраф - наиболее распространенная административная санкция. При этом многие виновники уклоняются от его уплаты или не оплачивают вовремя. Уточнить сумму задолженности по фамилии можно:

Через Госуслуги

Узнать долг по административному штрафу на данном портале можно только после регистрации. Алгоритм проверки следующий:

  • зайдите в личный кабинет;
  • перейдите на вкладку «Популярные услуги» в раздел «Штрафы ГИБДД» или «Проверка налоговых задолженностей».

В новом окне вы увидите все неоплаченные штрафы.

Чтобы найти другие штрафы по фамилии, воспользуйтесь разделом «По ведомствам». Здесь хранятся сведения обо всех государственных учреждениях.

Через сайт судебных приставов

Чтобы узнать о долгах через этот ресурс, нужно:

  • войти на сайт ФССП РФ ;
  • в форме ввести свою фамилию и регион проживания;
  • нажать кнопку «Найти».

Регистрироваться не нужно, информация предоставляется бесплатно.

Через сайт ИФНС РФ

Процедура аналогична предыдущим способам:

  • зайдите на сайт налоговой инспекции ;
  • введите ваш регион, населенный пункт, улицу;
  • внесите ваши Ф.И.О.;
  • нажимаете кнопку поиска.

Регистрация и подтверждение личности на данном сайте обязательно.

Личное посещение госучреждений

Если вам не подходят способы проверки через интернет, можете посетить необходимое учреждение лично и запросить информацию о наличии задолженности по штрафам. Возьмите с собой паспорт для подтверждения личности.

Задолженность по административным штрафам можно узнать как онлайн, так и лично через госорганы.

Административная ответственность за неуплату алиментов

Еще один проступок, за который часто наказывают граждан - неуплата алиментов. Он охватывается ст. 17.14 КоАП РФ.

Назначение алиментов происходит через суд. Судья выносит решение и оформляет исполнительный лист, который передается в службу судебных приставов для контроля за должником.

Алиментщика привлекут к ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ, если он:

  • игнорирует законные требования судебного пристава;
  • предоставил ложные сведения о своих имущественных правах (например скрыл, что имеет в собственности квартиру);
  • не сообщил о смене места работы, учебы или проживания;
  • умолчал о появление новых источников дохода.

Доказывать злостность проступка не нужно. Даже единоразовое нарушение позволяет использовать эту норму. Виновник получит от 1000 до 2500 руб. штрафа.

За неуплату алиментов привлекают к административной ответственности.

Если реакции от алиментщика не последовало и он не заплатил административный штраф, вменяется другая статья - 20.25 КоАП РФ, по которой грозит:

  • штраф в двукратном размере от первоначальной суммы;
  • арест до 15 суток;
  • от 20 до 50 часов.

Как видите, норма имеет более неприятные последствия, однако применяется только в случае, если человеку уже назначена «административка» (в нашем случае - по ст. 17.14 КоАП РФ).

Отметим один нюанс. За неуплату алиментов предусмотрены и другие карательные санкции. Например, лишение водительских прав. Злостных неплательщиков ждет уголовная статья 157 УК РФ.

Либо же могут принимать участие другие данные которые напрямую касаются того или иного правонарушения. Об этом «гласит» КоАП, а именно статья №4.5 .

Но само начало срока давности которое влечет за собой ответственность (административную) берет начало с того момента когда установлен сам факт наличия преступления , которое доказывают свидетельства, либо наличие составленного протокола.

Сроки привлечения за нарушение ПДД

Законодательство нашей страны на сегодняшний день предусматривает непосредственную давность совершенных проступков носящих административный характер к ответственности (административной).

Отталкиваясь от статьи КоАП РФ вынесение наказания должно быть произведено не более чем в период двух месяцев отсчет которого начинается с того момента как о данном проступке стало известно.

Хотя стоит отметить, что такой процесс обладает рядом определенных исключений, о которых мы сейчас поговорим.

Какой срок давности по административным правонарушениям? Приговор касающийся правонарушения административного характера безоговорочно должен быть определен соответствующими органами не позже одного года с того момента как о преступлении стало известно .

Это относится к такого рода проступкам:

Если говорить о длящемся правонарушении (административном) то его сроки начинают процесс исчисления непосредственно после того как стало известно о преступлении.

К такого рода проступкам относятся:

  • произведение трудоустройства россиян на территории других стран незаконным путем;
  • несоответствие сроков, за которые должно было быть произведено возвращение средств (бюджетных), которые были получены на основе (возвратной);
  • не исполнение обязанностей предусмотренных в воинском учете;
  • несоответствие сроков перерегистрации и регистрации, какого либо вида оружия, либо так же относится к нарушениям сроков поставки его на учет.

Если имеет место отказ относительно возбуждения дела (уголовного) либо его прекращения, но факт преступления совершенного тем или иным человеком «на лицо» в таком случае для того чтобы определить непосредственную давность привлечения к ответственности (административной) срок давности берет начало исчисления с того дня когда было принято решение касающиеся отказа возбуждения дела (уголовного), либо его остановки.

К тому же длящиеся проступки представляют собой нарушение закона, проводимое в период достаточно долгого времени. Это могут быть нарушения определенных установленных правил санкционирования (публичного) которые относятся непосредственно к экономической сфере.

Это может быть как условия лицензирования лицензиатом, так и деятельность без соответствующего лицензирования.

Истечение сроков давности

Есть ли срок давности по административным правонарушениям? Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности регулируется КоАП РФ.

Отталкиваясь от статьи КоАП можно выявить тот факт что наказание (административное) может не применяться относительно человека который совершил проступок только в той ситуации когда его не ввели в исполнение в течение одного года, стоит отметить что этот срок начался с того дня когда такого рода решение стало законным.

Так же период срока давности в административном праве может вообще быть прерванным в том случае, когда человек, которому назначили наказание (административное) отказывается выполнять решение суда и производит неповиновение относительно этого вопроса.

Так же стоит отметить, что решение судебного органа относительно временного лишения человека права водить автомобиль должно быть выполнено непосредственно органами внутренних дел.

Такого рода процесс предусматривает изъятие (временное) у человека который должен понести наказание водительского удостоверения.

Срок исковой давности по правонарушениям

Какие сроки исковой давности в административном праве? В прошлом году в КоАП имели место определенного рода изменения, касающиеся именно сроков давности ответственности (административной). А именно было установлен новый период такого рода наказания, а именно два года.

Этот срок обретает законный характер только с того момента, когда непосредственно судебные органы примут соответствующее решение.

Стандартный период, за который решение судебных органов должно набрать правового характера это десять дней. Но если обвиняемый водитель, против которого велось дело, обжаловал решение судебных органов, то начало срока припадает на тот момент, когда вынесено новое решение инстанциями (вышестоящими).

Какой срок давности штрафов ГИБДД? Если говорить о сроках давности по административным правонарушениям ГИБДД, за неуплату штрафов.

То такого рода правонарушения, которые влекут за собой уплату назначенных штрафов, их размер колеблется от степени тяжкости проступка, являются самыми проблематичными.

Такого рода период составляет около одного года. Извещают правонарушителя непосредственно о наличие штрафа посредством своеобразной квитанции, которую обвиняемый может обжаловать в течение десяти дней.

Но если он не собирается оспаривать такого рода штраф, то он обязан оплатить его в течение тридцати дней, а саму квитанцию, свидетельствующую об оплате отправить непосредственно в орган, который вынес такое постановление относительно действий этого человека.

И если правонарушитель в данный период не выплатит назначенное ему наказание, то этот орган имеет полнейшее право на то чтобы перенаправить эту квитанцию непосредственно в судебные органы, тогда суд может назначить нарушителю наказание в виде значительного увеличения штрафа или даже арестовать его на срок, состоящий из пятнадцати суток.

Когда истекает срок давности по административным правонарушениям? Специальных норм, позволяющих определить порядок исчисления сроков давности, в КоАП РФ не содержится, поэтому руководствуются общим правилом, согласно которому срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Срок давности рассмотрения дела

Такого рода дело должно быть рассмотрено в течение пятнадцати дней с того момента когда лицо (должностное), судебный орган получил его получил.

Он должен в этот срок рассмотреть все данные касающиеся того или иного преступления, а также сам протокол.

Если дело предусматривает нарушение (административное) наказанием которого может быть выдворение или арест, должно быть рассмотрено непосредственно в тот же день или не позднее сорока восьми часов с того момента когда судебный орган его получил.

Срок давности постановления

Об такого рода сроке говорится непосредственно в статье №31.1 . Отталкиваясь от которой можно утверждать что постановление должно вступить в силу законодательства только после того как истечет срок давности по делам об административных правонарушениях, который был установлен относительно обжалования такого рода постановления касающегося дела правонарушения (административного).

А также в том случае, когда такое постановление не подлежало опротестованию и обжалованию .

Так же в тех ситуациях, когда истек непосредственный срок, который был установлен для прямого обжалования самого решения относительно протеста, жалобы, либо такого рода решение не подвергалось опротестованию и обжалованию, за исключением тех моментов, когда такого рода решением было отменено вынесенное постановление.

Итоги

Несомненно, ответственность (административная) носит важный характер, так как в первую очередь оберегает мирных граждан, не нарушающих закон.

Конечно же, нельзя быть уверенными в том, что наказанный правонарушитель вновь не совершит противозаконный проступок, но, по крайней мере, можно надеяться на то, что количество правонарушителей хоть в минимальной степени, но уменьшится.

  • Административный процесс: общие положения
  • Административно-регулятивный процесс
  • Административно-юрисдикционный процесс
    • Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства
    • Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование
    • Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
    • Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов
    • Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции
    • Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
    • Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Оценка доказательств
    • Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
    • Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию
    • Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление
    • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
    • Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях
    • Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
    • Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
  • Производство по применению мер административного пресечения
    • Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Особенности мер обеспечения в отношении физических и юридических лиц
    • Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Особенности освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • Исполнительное административное производство
    • Общая характеристика стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
  • Производство по заявлениям и жалобам граждан
    • Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов
    • Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан
    • Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях:

(а) сроки давности привлечения к административной ответственности;

(б) срок направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений;

(в) сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях;

(г) сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

(д) срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и др.

Сроки давности привлечения к административной ответственности . Сроки давности привлечения к административной ответственности рассмотрены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

Приостановление срока давности . В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»), в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; ст. 14.31 . Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; ст. 14.31.1 . Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%; ст. 14.31.2 . Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); ст. 14.32 . Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; ст. 14.33 . Недобросовестная конкуренция.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию . Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

Исчисление сроков (ст. 4.8 КоАП РФ). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях . Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:

  • 15 дней - от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
  • 2 месяца - от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Эти сроки могут быть продлены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц;

  • 5 дней - со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 - 5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с избирательным правом и процессом;
  • в день получения протокола об административном правонарушении, если его совершение влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении . Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:

  • в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
  • в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ст. 30.5. КоАП РФ).

Правовые последствия несоблюдения процессуальных сроков в производстве . В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52 говорится, что «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела». Иначе может наступить истечение срока давности привлечения к административной ответственности и решения, принятые судьей, будут связаны с нарушением принципа законности в административном производстве.

Поэтому указанное постановление требует:

  • «в том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении» (п. 10 постановления);
  • «судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем» (п. 10 постановления);
  • «в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу» (п. 14 постановления).

В отношении исчисления процессуальных сроков при возвращении судьей протокола должностному лицу, которое его составило, в связи с обнаружением недостатков постановление уточняет, что в данной ситуации днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.



Комментарии к ст. 4.5 КОАП РФ


1. Давностный срок привлечения к административной ответственности - это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.

3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.

4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.

5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).

Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.

В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.

7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.

8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.

Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

В течение срока давности по административным правонарушениям контролирующее ведомство или суд может привлечь компанию-нарушителя к ответственности. За пределами срока этого сделать не удастся, и если срок нарушили, компания сможет оспорить постановление.

Читайте в нашей статье:

Компанию нельзя привлечь к ответственности, если срок давности административного правонарушения прошел

Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении , является истечение сроков давности по административным правонарушениям (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 , ). Существуют правила определения таких сроков. Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому административным органом, не может быть вынесено по истечении двух месяцев (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Если делом занимается суд, срок составляет три месяца.

В некоторых случаях срок давности по административным делам определяют особо

Есть особые сроки давности административного правонарушения, для отдельных сфер законодательства.

Срок давности административного нарушения

Сфера законодательства

1 год

Законодательство:

  • об экспортном контроле;
  • внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе;
  • исключительной экономической зоне РФ;
  • геодезии и картографии;
  • наименованиях географических объектов;
  • энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • охране здоровья граждан;
  • защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию;
  • безопасности дорожного движения (в части правонарушений по ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП);
  • авторском праве и смежных правах;
  • товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
  • использовании атомной энергии;
  • налогах и сборах;
  • защите прав потребителей;
  • потребительском кредите (займе);
  • кредитных историях;
  • государственном регулировании цен (тарифов);
  • естественных монополиях;
  • основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
  • рекламе;
  • электроэнергетике;
  • теплоснабжении;
  • газоснабжении;
  • лотереях;
  • физической культуре и спорте (в части, которая касается нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
  • государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, которая касается нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
  • выборах и референдумах;
  • участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • организации и проведении азартных игр;
  • противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • акционерных обществах;
  • обществах с ограниченной ответственностью;
  • рынке ценных бумаг;
  • клиринговой деятельности;
  • организованных торгах;
  • инвестиционных фондах;
  • негосударственных пенсионных фондах;
  • кредитной кооперации;
  • сельскохозяйственной кооперации;
  • микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях;
  • ломбардах;
  • противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • национальной платежной системе;
  • открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов;
  • заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части правонарушений по ст. 15.39 КоАП);
  • контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части правонарушений по ст. 7.29–7.32, 7.32.5, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП);
  • организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;
  • основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • пожарной безопасности;
  • промышленной безопасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений;
  • градостроительной деятельности;
  • техническом регулировании;
  • собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
  • применении контрольно-кассовой техники;
  • охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • исполнительном производстве;
  • иностранных инвестициях на территории РФ;
  • государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Патентное, антимонопольное, страховое законодательство

3. Законодательство в области:

  • охраны окружающей среды и природопользования;
  • санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • охраны собственности (в части правонарушений по ст. 7.3, 7.5 КоАП);
  • водоснабжения и водоотведения;
  • государственного оборонного заказа (в части правонарушений по ст. 7.32.1, ч. 1, 2 и 2.1 ст. 14.55, ст. 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП);
  • закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части правонарушений по ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП).

4. Трудовое законодательство, иммиграционные правила, правила пребывания (проживания) в России иностранных граждан и лиц без гражданства, правила привлечения к трудовой деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

5. Нарушения процедуры обязательных торгов (в части правонарушений по ст. 7.32.4 КоАП) или порядка деятельности некоммерческой организации, которая выполняет функции иностранного агента.

6. Нарушения против порядка управления, если:

  • не предоставить, исказить или несвоевременно предоставить в антимонопольный орган по требованию информацию для расчета штрафа;
  • не представить, исказить или несвоевременно представить в таможенный орган статистические формы учета перемещения товаров;
  • не предоставить, предоставить ложную или не полную информацию в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах. Субъект ответственности – демонстратор, который платно показывает фильмы в кинозале.

2 года

7. Таможенное законодательство Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательство России о таможенном деле.

8. Бюджетное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

9. Правонарушения по статьям 5.35.1 и 6.1.1 КоАП (побои и неуплата алиментов).

10. Валютное законодательство и акты органов валютного регулирования.

11. Законодательство о бухгалтерском учете.

3 года

12. Законодательство:

  • о политических партиях (в части правонарушений по ст. 5.64–5.68 КоАП);
  • несостоятельности (банкротстве).

6 лет

13. Законодательство:

  • о противодействии терроризму (в части правонарушения по ст. 15.27.1 КоАП);
  • противодействии коррупции.

Перед тем как опротестовывать постановление, убедитесь, что по административному сроку давности истек период привлечения к ответственности. Тогда удастся отменить взыскание.

Суд отменил постановление, так как истек срок давности за административное правонарушение

Суд отменил постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности за продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территории дошкольного учреждения, поскольку установил, что срок исковой давности административного правонарушения на момент вынесения спорного постановления истек. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Управление) установило, что индивидуальный предприниматель в своем торговом отделе продавал табачные изделия на расстоянии менее 100 метров от границ территории муниципального дошкольного учреждения. Управление постановлением привлекло предпринимателя к ответственности по статье 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Суд удовлетворил заявление предпринимателя, поскольку установил, что правонарушение было выявлено 20 декабря 2010 года, следовательно, последним днем окончания срока давности для привлечения к ответственности являлось 20 февраля 2011 года, а постановление было вынесено 1 марта 2011 года ( , отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Срок давности административного правонарушения: с какого момента его исчисляют

В зависимости от конкретного состава, срок привлечения административным органом к ответственности за нарушение считают:

  • с момента незаконного действия (бездействия);
  • с момента обнаружения административным органом факта незаконного действия (бездействия)

Если правонарушение длящееся, срок срок давности административного нарушения исчисляют со дня обнаружения

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Так, суд отменил постановление из-за неверного определения срока давности для административного правонарушения. Он признал незаконным привлечение общества за нарушение условий лицензии, поскольку установил, что срок истек, а правонарушение являлось длящимся.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области (далее – Департамент) в ходе контрольных мероприятий обнаружил, что ООО «О.» (далее – Общество) добывало песок в нарушение условий лицензии на пользование недрами. Департамент вынес в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Постановление).

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Суд требование Общества удовлетворил, поскольку установил истечение срока давности привлечения его к ответственности. Суд указал, что административное правонарушение, совершенное Обществом, являлось длящимся. Департамент обнаружил его 21 сентября 2010 года, а привлек Общество к ответственности 29 ноября 2010 года, то есть за пределами двухмесячного срока ().

Если правонарушение не длящееся, срок давности административной наказуемости исчисляют с момента совершения действия

В качестве длящегося не может быть признано правонарушение, которое не было выполнено к конкретному сроку ( «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к административной ответственности за непредоставление информации, поскольку установил, что административный орган пропустил срок давности привлечения к ответственности

В ходе осуществления надзорных мероприятий региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – РО ФСФР) обратилось к ООО «Р.» (далее – Общество) с требованием предоставить информацию, необходимую для осуществления государственного страхового надзора со сроком исполнения в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса. Общество предоставило ответ РО ФСФР с нарушением указанного срока. В связи с нарушением Обществом срока ответа на запрос РО ФСФР вынесло в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Постановление).

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд требование Общества удовлетворил, поскольку срок давности по административным правонарушениям завершися. Суд указал, что административные правонарушения, которые выражаются в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут рассматриваться в качестве длящихся. Последним днем предоставления информации по запросу РО ФСФР являлось 8 июня 2012 года, поэтому двухмесячный срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 9 июня 2012 года, а полный текст Постановления был изготовлен 10 августа 2012 года, то есть за пределами двухмесячного срока ().

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...