На каком месте построен храм христа спасителя. Основные размеры храма христа спасителя

Краткая историческая справка

Храм Христа Спасителя


В XVI веке на Чертольский холм был перенесен Алексеевский женский монастырь, основанный в XIV столетии митрополитом Алексеем, наставником Дмитрия Донского. Когда в 1837 году было решено строить на этом месте Храм Христа Спасителя, древние постройки Алексеевского монастыря безжалостно снесли, а монахинь перевели в Красное село. Бытует легенда, что настоятельница монастыря прокляла место и предрекла, что более 50 лет ни одно здание здесь не простоит. С одной стороны это как-то не согласуется с христианскими нормами и не находит исторического подтверждения, а с другой – Храм простоял 48 лет, а бассейн на его месте просуществовал – 30.

Храм Христа Спасителя был построен в честь победы России в войне с Наполеоном.

25 декабря 1812 года Император Александр I издал манифест, в котором дал обет построить в честь этого события храм, посвящённый Рождеству Христову. В манифесте говорилось: “В сохранение вечной памяти и того беспримерного усердия, верности и любви к вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа”.

Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг. Три храма, неразрывно связанных между собой, как Воплощение, Преображение и Воскресение были предусмотрены проектом. В нижнем храме, который оканчивался бы мрачными катакомбами, предполагалось похоронить тела павших в 1812 году. В 1817 году состоялась торжественная закладка храма на Воробьёвых горах, но дальше земляных работ дело не пошло, проект был признан неосуществимым.

В 1832 году Император Николай I утвердил новый проект Храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Закладка нового храма была совершена в 1839 году святителем Московским Филаретом в присутствии Государя на месте, лично им выбранном.

Величественный храм строился почти сорок лет (с 1839 по 1883 гг.) – со всей возможной тщательностью, действительно на века.

В 1860 году наружные леса были разобраны и храм, открытый со всех сторон, впервые явил москвичам своё величие. 13 декабря 1880 года новому храму присвоено было наименование кафедрального во имя Христа Спасителя собора. К 1881 году закончились работы по устройству набережной и площади возле храма, подошли к концу и работы по внутренней росписи. Наконец, в праздник Вознесения Господня, 26 мая 1883 года, с необыкновенной торжественностью, невиданной ранее в Москве, в присутствии Императора Александра III и всей Императорской Семьи совершено было освящение храма митрополитом Московским Иоанникием.

И, вспомянув былые битвы,

Народ, представ у алтаря,

Послал горячие молитвы

За Русь, за Веру, за царя.


Снаружи храм имел богатое скульптурное убранство, а внутри – росписи. В плане собор представляет равноконечный крест. Здание венчают пять глав. Вокруг всего храма внутри - коридор-галерея. Толщина кирпичных стен - 3м. 20 см. Внешняя часть украшалась двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери, числом 12, выполнены из бронзы, и украшающие их изображения святых были отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф.П. Толстого.

Вся внутренняя облицовка выполнялась из двух сортов русских камней – лабрадора и шошкинского порфира и пяти сортов итальянских мраморов.

Лучшие русские живописцы – В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской – украшали Храм. Роспись главного купола – Господь Саваоф, сидящий и благословляющий, с Сыном Божиим и Духом Святым, в виде голубя – выполнил профессор Марков. Внутри Храма стены увешаны мраморными плитами, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.

Храм стал самой большой постройкой Москвы, он мог вместить около 10 тыс человек.

Храм стал вторым после Кремля духовным центром города, занимал очень большое место в жизни каждого – скольких младенцев крестили в нём, сколько было совершено венчаний!

После революции Храм Христа Спасителя лишился государственного содержания, но верующие не смирились с политикой новых властей по умерщвлению православной святыни, и в начале 1918 года было создано Братство Храма Христа Спасителя, взявшее на себя все заботы о храме.

Вскоре власти приступили к подготовке “общественного мнения ”, которое должно было поддержать идею строительства на месте православной святыни сооружения, символизирующего новую безбожную эпоху. Таким символом стал Дворец Советов. Летом 1931 года на заседании Комитета по делам культов рассматривался вопрос “о ликвидации и сносе храма Христа Спасителя в г. Москве”. Принятая резолюция гласила: “В виду отвода участка, на котором расположен Храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести...” Проект Дворца Советов был настолько грандиозен, что его можно отнести к архитектурным утопиям нашего века. Над городом должна была подняться огромная (415 м высотой) башня, увенчанная фигурой “вождя мирового пролетариата”.

Итак, Храм Христа Спасителя был обречён на уничтожение. 5 декабря 1931 года прозвучали взрывы, унесшие в небытие величавый храм – памятник. Люди, присутствовавшие при этом, плакали, многие становились на колени, молились. Но, конечно, помешать ничем не могли. Перед этим храм был ограблен. Золото, бронза, медь, свинец, плиты цветного и белого мрамора, мозаики из полудрагоценных камней, зеркальное стекло – всё это было украдено и без стеснения использовано советской властью для своих нужд. Великолепный алтарь был разорён, снятые росписи постигла та же участь, частично они сохранились в музеях.

Храм Христа Спасителя - когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве - по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя - спроектировали в 1817 году . Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем - устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй - был воздвигнут в 1883 году , выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя - размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте - и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя - 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади - 60 на 60 метров - этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси - 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде - 91 на 81 метр).

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас - 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше - 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг - колоннады, пантеоны (в том числе - монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти - из-за ненадежности почвы, а отчасти - из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов - включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, - один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался - на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте - уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но - абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение - Дворец советов - поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров - в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они - исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) - дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн - кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне - почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя - за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя - расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя - «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) в Москве - кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15-17). Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года.

5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994-1997 годах.

Архитектура и убранство храма

Современное здание

Храм - крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м?, из которых около 9000 м? позолочены.
Купола Храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя. Ночной вид с Патриаршего моста
Вид с Москвы-реки через несколько лет после воссоздания. 29 июля 1998 года.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:

  • т. н. «верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.
  • т. н. «нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Снесённое здание

По замыслу К. А. Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, а также и черты Владимиро-Суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады были подчинены точным законам симметрии, а входы изначально должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи, позже в проектах "заложенные" массивными дверьми и остеклением, что пропорционально исказило изначальный замысел автора, соединившего в архитектуре русские и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Плоскости стен были оштукатурены а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого мрамора из карьера близ села Протопопова Коломенского уезда. Высота здания составляла 48,5 сажень (около 103,5 м), пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами составляло 1500 квадратных сажень. Вместимость храма составляла до 7200 человек.

Внешние стены храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом.

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя
(собор Рождества Христова)

Страна Россия
Город Москва, ул. Волхонка, 15
Конфессия Христианство (Православие)
Епархия Московская
Архитектурный стиль Русско-византийский
Автор проекта Константин Тон
Строительство 1994 год-1997 год
Основные даты:
1860 - Строительство по проекту К. А. Тона
1931 - Разрушение
2000 - Воссоздание по проекту А. М. Денисова, З. К. Церетели, М.М. Посохина
Статус Патриаршее подворье
Состояние Действующий
Сайт http://xxc.ru/

Исторический очерк

Идея построения храмов-памятников восходит к древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.



Купола Храма Христа Спасителя



Храм Христа Спасителя. Ночной вид с Патриаршего моста



Вид с Москвы-реки через несколько лет после воссоздания.
29 июля 1998 года.

Первый проект: Карл Витберг

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время.
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

- Александр I

В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.



Проект А. Витберга

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).



Закладка храма на Воробьевых горах, 1817

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.

Второй проект: Константин Тон

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.



Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса, 1838

Художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра».

Сооружение храма

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения - в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович. В камень для закладки, который был перевезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах, была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя и членов строительной комиссии и архитектора. Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие известные скульпторы как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Строительством Храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский. Значительный вклад в оформление интерьеров Храма внёс архитектор В. А. Коссов. В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма - Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, составлен штат духовенства и причта, утверждена смета на содержание собора в сумме 66850 рублей в год. К 1881 году были окончены работы по устройству набережной, площади вокруг Храма, и установлены наружные фонари.


Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того, а также императрицы, наследника, великой княжны Ксении Александровны. Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из Храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом. Вслед за освящением в храме была проведена первая литургия.

Жизнь храма до 1931 года

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижёр И. К. Альтани) В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.


Интерьер храма, 1902 г.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма - Рождество Христово - до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

Ключарём храма с августа 1917 до ареста в 1922 году был священномученик Александр Хотовицкий. 5 (18) ноября 1917 в соборе, после литургии и молебна, было определено имя Патриарха Московского и всея России - старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв) вынул жребий митрополита Тихона (Беллавина).

С января 1918 года специальным декретом государство прекратило финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма, было организовано Братство Храма Христа Спасителя, которое за короткий срок на средства частных жертвователей провело временное электрическое освещение, организовало церковный хор, читальню, отремонтировало ризницу. Одним из членов Братства был издатель И. Д. Сытин, который на собственные средства выпустил небольшую книгу об истории и архитектуре Храма Христа Спасителя.

С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода - вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

Разрушение

13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 2 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы.



Перед разрушением (1931)

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.



Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.



Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре

Воссоздание

В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М. Посохиным, А.М. Денисовым и другими.

Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест с автомойкой. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.



Интерьер храма, 2009 г.

6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.

31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.



Скульптуры восстановленного храма Христа Спасителя

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин напомнил, что находившиеся на храме медальоны были пластиковые и были подняты временно для великого освящения в 2000 году. Решение поднять на воссозданный храм бронзовые медальоны было принято ещё в 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. «Было принято решение в существующей экологии поставить бронзовые медальоны, так как белокаменные не смогут устоять. Только в этом будет заключаться отличие нынешнего храма от разрушенного», - сообщил протодиакон. Деньги на этот этап реставрации нашлись только сейчас, благодаря инвестициям фонда храма и правительства Москвы. Однако, бронзовые медальоны вместо белокаменных резных в сочетании с бронзовыми горельефами вместо мраморных совершенно противоречит историческому проекту К. А. Тона.

Современная жизнь храма

В 2004 году в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор РПЦ, принявший решение о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей.

24-25 апреля 2007 года в храме Христа Спасителя прошло прощание с Б. Н. Ельциным. Первым человеком, отпетым в новом храме Христа Спасителя (ещё до освящения), стал умерший в 1997 году писатель Владимир Солоухин.

29 апреля 2007 года здесь состоялось отпевание народного артиста СССР, виолончелиста и дирижёра Мстислава Ростроповича. Литургию возглавил викарий (помощник) патриарха Московского и всея Руси архиепископ Орехово-Зуевский Алексий.

7 ноября 2007 года в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя состоялось отпевание известного хореографа и балетмейстера Игоря Моисеева.

9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

27 января 2009 года на Поместном соборе был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

19-28 ноября 2011 года - принесение Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря и массовое паломничество к нему.



Вид со смотровой площадки храма на улицу Волхонка и на Московский Кремль



Вид со смотровой площадки храма на Хамовники

Современный статус

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет фонд Храма Христа Спасителя, который сдаёт часть помещений в аренду сторонним организациям, а также проводит мероприятия, не связанные с деятельностью Русской Православной Церкви. В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы.

14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя.

В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.

Образ храма в культуре

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» его герой Иван Бездомный погружается в воду около того места, где раньше находился храм. Вообще храм неоднократно упоминается в рассказах и повестях писателя.

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Народный художник России Валерий Балабанов на картине «Пловец» (1976-1986) изобразил несуществующий в то время Храм Христа Спасителя в качестве отражения в бассейне «Москва». Позднее Русской православной церковью и искусствоведами эта работа стала восприниматься как пророчество о воскрешении Храма. 4 ноября 1997 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II картина была подарена художником музею воссозданного храма и включена в его экспозицию.

В современной литературе: Борис Акунин «Алтын-Толобас»

Напротив заново отстроенного храма Христа Спасителя (сэр Александер всегда говорил, что эта великанья голова уродовала лик Москвы своей несоразмерностью и что единственное благое дело новых русских - взрыв чудовищного творения) магистр приостановился и нашёл, что собор ему, пожалуй, нравится - за двадцатый век дома в городе подросли, и теперь массивный золотой шлем уже не смотрелся инородным телом.

В 2008 году Сергей Куракин написал икону «Новорусская Богоматерь», посвящённую истории храма Спасителя. В иконе отражается судьба храма в трёх исторических вехах: «Строительство» - XIX век, «Разрушение» - XX век, «Воссоздание» - вступление в XXI столетие.

Адрес: ул. Волхонка 15

История строительства храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве был построен в честь победы над наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 года как знак благодарности Богу за помощь и заступничество, а также в память о погибших в боях с захватчиками. Большинство памятников во славу побед русского оружия, которые устанавливались в 18 веке, носили светский характер. Это были триумфальные арки, обелиски или колонны. Строительство же храмов-памятников - это традиция, имеющая исторические корни. Иван Грозный в память о победе над Казанским ханством построил в Москве на Красной площади Храм Покрова на рву, а собор Казанской Божией Матери служит напоминанием о подвигах русских воинов в 17 веке, которые были совершены при освобождении Москвы от польско-литовского гнета.

В день окончательной победы над армией Наполеона, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал манифест о сооружении в Москве храма во имя Спасителя Христа и издал указ Священному Синоду об объявлении 25 декабря праздничным днем в память об освобождении "Церкви и Державы".

Первоначальная идея принадлежала заслуженному русскому генералу Михаилу Ардалионовичу Кикину, и дошла до императора через адмирала Александра Семеновича Шишкова. Такая инициатива была одобрена не только российским императором, но и встретила искреннюю поддержку среди широких масс российского общества, ее одобряла и аристократия, и простой народ.

В ходе осуществления проекта было проведено два конкурса, в которых принимали участие самые известные русские архитекторы. Первый проект, который был признан самым удачным, принадлежал А. Витбергу, именно его выбрал император из 20 предложенных. И вот, 12 октября 1817 года на Воробьевых горах, на участке между Смоленской и Калужской дорогами была произведена торжественная закладка храма. Но спустя некоторое время выяснилось, что выбранный участок имеет дефекты почвы - здесь проходили русла подземных ручьев, а это было неблагоприятным условием для строительства.

После смерти Александра I его преемник Николай I остановил все работы по строительству храма, это случилось в 1926 году. Но благородное начинание не кануло в безвестность. В апреле 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, принадлежавший архитектору К. Тону. Существует версия, что отношения А. Витберга с новым самодержцем не сложились, поэтому был выбран новый проект и новый архитектор. Место для строительства храма император выбрал лично. На берегу Москвы-реки, вблизи Кремля располагался Алексеевский монастырь и церковь Всех святых - именно здесь было решено строить новый храм. Здания церкви и монастыря были разрушены, а монахинь перевели в Сокольники, в Красное Село. Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1839 года. Говорят, что, когда настоятельница Алексеевского монастыря узнала об этом решении государя, она сказала: "Быть сему месту пусту!" Неизвестно, правда это или нет, но дальнейшая судьба собора сложилась не самым удачным образом.

Храм Христа Спасителя должен был стать вторым центром Москвы, который существовал бы наравне с Кремлем и Красной площадью. Здание возводящегося собора должно было достигать в высоту более 100 метров, кроме того, оно строилось на Алексеевском холме, возвышавшемся над окрестностями - все это делало храм основной вертикальной доминантой Москвы того времени. Несмотря на существовавшие градостроительные правила (в Москве нельзя было строить здания, по высоте превосходящие колокольню Ивана Великого высотой 81 метр), для храма сделали исключение.

Непосредственное руководство строительством было возложено на генерал-губернатора Москвы князя Д.В. Голицина, который стоял во главе Комиссии, специально созданной для осуществления этого предприятия. В создании храма принимали участие самые авторитетные строители. Архитекторы и художники той эпохи. Живописными работами занимались Российской Академии Художеств: Суриков, Семирадский, Крамской, В.П. Верещагин, Плешанов, Маковский, Бруни и другие. Фасадные скульптуры выполняли барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата храма были изготовлены по моделям графа Ф. Толстого.

Из государевой казны на строительство храма было выделено более 15 миллионов рублей - по тем временам это была грандиозная сумма. Кроме того, средства на строительство собирались в церквях по всей России. Параметры строящегося здания были впечатляющи. Толщина стен храма достигала 3,2 м, высота от основания до креста равнялась 103,5 м, высота креста была 8,5 м. Для храма был выбран византийский стиль. Здание имело форму равноконечного креста. Стены возводились из кирпича и белого камня, а поверху их облицовывали итальянским мрамором различных сортов, шошкинским порфиром и киевским лабрадором. Подобно древним храмам, в двойных стенах имелись коридоры, проходящие вокруг всего здания. В коридорах размещались 177 мемориальных мраморных плит, на которых описывалась хронология событий войны 1812 года. Скульптуры для барельефов были выполнены из протопоповского мрамора (плотный белый известняк, добываемый под Коломной), отличающегося прочностью, легкостью полировки, а также красотой. Центральный купол огромного размера по проекту устанавливался на световой барабан с зеркальными стеклами, который, в свою очередь, опирался на восьмигранник. По краям креста высились четыре колокольни, увенчанные малыми главами. Для того, чтобы позолотить все купола, балюстрады и крыши понадобилось 422 килограмма золота и 176 тонн меди. Общее число колоколов на колокольнях равнялось 14, а самый большой колокол весил 27 тонн.

Внутренние помещения храма выполнялись с не меньшей тщательностью и размахом. Нижняя половина стен была декорирована мрамором и мозаикой. Чтобы предохранить фрески от разрушительного воздействия сырости, строители сделали основу для них откосным способом - весьма трудоемким и дорогостоящим (на расстоянии приблизительно 7 сантиметрах от кирпича на специальных штырях сплетались своеобразные панели из толстой проволоки и пеньки, которые затем выравнивались раствором). В убранстве храма преобладали бронза и позолота, которыми были покрыты перила хоров, кресты в алтарях, обрамления икон, подсвечники, люстра-паникадило. Центральный иконостас был изготовлен из белого мрамора в форме восьмигранной часовни, а венчал его позолоченный шатер.

Очевидцы сравнивали новый собор с огромным белым айсбергом или с гигантской сахарной головой. Белоснежный фасад храма Христа Спасителя уже издалека бросался в глаза и врезался в память. Рядом с храмом Христа Спасителя в Москве была разбита площадь и устроена набережная, тянувшаяся до Большого Каменного моста, к реке спускалась широкая лестница, у которой была установлена "иордань" - место для проведения церемоний водного освящения. В 1912 году вблизи собора был установлен памятник императору Александру III, который простоял там вплоть до 1918 года.

13 декабря 1880 года храм получил имя Кафедрального собора Христа Спасителя, для него был утвержден духовный штат и причт. Спустя три года, 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня было проведено торжественное освящение храма.

В 1901 году при храме появился хор, который скоро стал лучшим в Москве. Именно в этом соборе отмечались все самые важные и торжественные праздники, коронации, юбилеи. В течение непродолжительного времени храм стал одним из главных центром просвещения в Москве. Здесь появилась богатая библиотека, содержавшая множество редких изданий, проводились экскурсии, а с 1902 года начали функционировать образовательные курсы для рабочих. Пожертвования, которые собирал храм, шли на оказание помощи нуждающимся.

В 1918 году власть молодой Советской республики издала декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", и храм лишился поддержки и помощи органов власти. Чтобы предотвратить упадок храма, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано благотворительное общество, которое стало заботиться дальнейшей судьбой святыни.

Первым шагом на пути уничтожения храма стал демонтаж памятника императору Александру III. Согласно постановлению властей, памятники "царям и их слугам" не представляют исторической и культурной ценности. Это случилось в 1918 году, а с начала 20-х годов в советских печатных изданиях появился ряд статей, подвергающих сомнению какую-либо ценность храма Христа Спасителя. Как правило, авторами этих высказываний были люди не имеющие никакого отношения к архитектуре: Герцен, Демьян Бедный и другие. Тот факт, что собор был построен в память о героях Отечественной войны 1812 года, и является не только культовым христианским сооружением, но и памятником истории и архитектуры, в это время совершенно выпустили из внимания.

В 1929 году в Советском государстве началось массовое идеологическое наступление на религию под девизом: "За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню". Кроме того, в это время стали применять новый способ при разрушении церквей - их начали взрывать. Ещё в 1921 году на Первом съезде советских депутатов Киров выдвинул предложение построить "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" вместо "дворцов банкиров, помещиков и царей", а в 1924 году, после смерти Ленина, возникла необходимость увековечить память вождя "мирового пролетариата". Со временем эти два проекта слились в один, и на волне антирелигиозной пропаганды было решено уничтожить храм Христа Спасителя, а на его месте воздвигнуть грандиозный Дворец Съездов. Таким образом, храму, на строительство которого ушло 50 лет, было суждено просуществовать немногим больше этого срока.

Причин по которым новый Дворец Съездов в Москве было решено строить именно на месте храма Христа Спасителя несколько. Во-первых, с архитектурной точки зрения это было идеальное место - оно располагалось вблизи Кремля и Красной площади, а также отлично просматривалось со всех сторон. Во-вторых, в 1932 году исполнялось 120 лет со дня победы в войне 1912 года и 100 лет со дня подписания императором Николаем I указа о строительстве собора. Кроме того, в этом же году отмечалось 15 лет со дня Октябрьской революции и 10-тилетие основания СССР - эти даты было бы очень символично отметить закладкой здания, символизирующего победу нового мира над старым. В определенной мере, присвоение сокровищ храма также было одной из причин его уничтожения. В числе немногих защитников храма Христа Спасителя в Москве был и художник А.М. Васнецов, но эти разумные голоса тонули в море одобрительных мнений.

В июле 1931 года было принято постановление о проведении конкурса проектов Дворца Советов. Конкурс был закрытым, и по его результатам победил проект архитектора Б. Иофана, который после некоторой доработки и был утвержден. Вместо храма должно было появиться поистине гигантское сооружение, в несколько раз превосходящее по размерам своего предшественника. Сооружение должно было достигать в высоту в общей сложности 415 метров - на то время это было бы самое высокое здание не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Да и в наше время такая высота является весьма солидной. На верхушке здания, выполненной в виде огромного постамента, должна была выситься статуя Ленина, которая просматривалась бы целиком из всех точек города.

Предварительно начала действовать комиссия по оценке предметов, представляющих историческую и художественную ценность. Не в первый раз, но теперь окончательно храм Христа Спасителя подвергся законному разграблению. Музейными ценностями были признаны некоторые участки настенных фресок, часть церковной утвари, небольшое число горельефов. Мрамором, снятым со стен храма, облицевали станции метро Кропоткинская и Охотный ряд, скамейки были поставлены на станции Новокузнецкой, а горельефы перевезены в Донской монастырь.

Вначале было решено разобрать храм до основания. В большой спешке разобрали позолоченные купола и часть конструкций, но целиком эта затея не удалась - построен он был добротно и на века. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя в Москве был варварски взорван, причем, с первого раза уничтожить здание не удалось, и подрывникам пришлось закладывать взрывчатку ещё раз.

По плану, открытие Дворца Съездов должно было состояться в 1933 году, но лишь на очистку площадки от обломков храма ушло около полутора лет. Строительство Дворца начали в 1937 году, в 1939 году было завершено возведение фундамента и отдельных частей здания, но в сентябре 1941 года, в связи с началом войны с фашистской Германией из металлических конструкций, предназначавшихся для строительства, были изготовлены противотанковые ежи. Спустя некоторое время пришлось разобрать и фундамент на оборонительные и другие нужды.

После того, как Великая Отечественная война 1941 года завершилась, управление строительства Дворца Советов ещё существовало некоторое время, и архитектор Иофан продолжал работать над проектом. Но уже не было ни идейных вдохновителей грандиозного строительства, и менталитет народа очень изменился после войны, да и средств на осуществление проекта-монстра не было, поэтому в 1960 году проект был официально закрыт. Существует мнение, что при более детальном изучении местности, оказалось, что почва не выдержит такое мощное здание, что также говорило в пользу отказа от строительства. На месте существующего котлована решили построить открытый бассейн "Москва", что с успехом и было сделано. Бассейн просуществовал с 1960 по 1994 годы.

Восстановление храма Христа Спасителя в Москве

В конце 80-х годов стало набирать силу движение сторонников возрождения храма Христа Спасителя в Москве, и в 1989 году было принято решение о его восстановлении. 5 декабря 1990 года с восточной стороны бассейна был установлен камень, на котором высечено: "Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте". Идейными вдохновителями и активными участниками предприятия были В.А. Солоухин, В.П. Мокроусов, В.Н. Крупин, Г.В. Свиридов, В.Г. Распутин.

Два года спустя, в 1992 году президент Российской Федерации Б. Ельцин подписал указ "О создании фонда возрождения Москвы". В этом документе были перечислены объекты, которые нужно было построить или реконструировать. На первом месте в этом списке стоял храм Христа Спасителя. В мае 1994 года правительство Москвы и Московская Патриархия совместно приняли решение о восстановлении храма. Сразу же начались работы по разборке бассейна, которые были восприняты жителями Москвы неоднозначно, но, тем не менее, 7 января 1995 года в фундамент здания был заложен первый камень.

На этот раз строительство продвигалось намного быстрее. Вновь возведенный храм несколько отличается от старого. Новое здание имеет стилобатную часть (цокольную), в которой находятся технические службы, музей, зал совещаний Священного Синода, церковь Преображения, зал Церковных Соборов, трапезные палаты. В новый храм были возвращены некоторые фрагменты, сохранившиеся от старого собора, а некоторые можно увидеть в музее при храме. Уже в 2000 году абсолютно все отделочные работы были завершены и 19 августа Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Руководил строительством храма Общественный Совет, возглавляемый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Архитектурный проект разрабатывался управлением Моспроекта-2 при участии Московской Патриархии. Главный архитектор и руководитель строительства - академик М.М. Посохин. Также в работе над проектом принимал и участие архитекторы: А.Н. Оболенский, Д.С. Солопов, А.М. Денисов. Отделочные и художественные работы проводились членами Российской Академии художеств во главе с ее президентом академиком З. Церетели. Это лишь малый перечень тех, кто вложил свой талант, труд и душу в воссоздание храма. На самом деле в осуществлении проекта принимало участие очень большое количество различных учреждений, организаций и частных лиц.

Комиссия по художественному убранству храма под председательством Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювенали (с 1995 по 1998гг.) и Епископа Орехово-Зуевского Алексия (с 1999г.) и Координационная группа специалистов под руководством священника Леонида Калинина следили за тем, чтобы новый храм точно соответствовал канонам церкви, а также историческим образцам и технологиям.

Экскурсия с посещением храма Христа Спасителя

Историческая справка:


25 декабря 1812 г. - император Александр I подписал манифест о сооружении в Москве храма во имя Спасителя Христа
12 октября 1817 г. - на Воробьевых горах, на участке между Смоленской и Калужской дорогами была произведена торжественная закладка храма 1926 г. - Николай I, остановил все работы по строительству храма
1832 г. - император Николай I утвердил новый проект храма, принадлежавший архитектору К. Тону
10 сентября 1839 г. - состоялась торжественная закладка нового храма
13 декабря 1880 г. - храм получил имя Кафедрального собора Христа Спасителя, для него был утвержден духовный штат и причт
26 мая 1883 г. - в день Вознесения Господня было проведено торжественное освящение храма
1901 г. при храме появился хор
1902 г. – при храме Христа Спасителя в Москве начали функционировать образовательные курсы для рабочих
1912 г. - вблизи собора был установлен памятник императору Александру
1918 г. - власть молодой Советской республики издала декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", и храм лишился поддержки и помощи органов власти
5 декабря 1931 г. - храм Христа Спасителя в Москве был варварски взорван
1937 г. – на месте храма начали строительство Дворца Съездов
1941 г. – в связи с началом войны строительство остановлено
1960 г. - было официально решено закрыть проект возведения Дворца Съездов
1960 - 1994 гг. – на месте храма функционирует бассейн Москва
1989 г. - было принято решение о его восстановлении храма Христа Спасителя
5 декабря 1990 г. - с восточной стороны бассейна был установлен камень, в честь будущего собора
7 января 1995 г. в фундамент здания был заложен первый камень
14 апреля 1996 г. - на Пасху Святейший Патриарх Алексий II совершил первое Богослужение под сводами строящегося Храма - Пасхальную Вечерню
19 августа 1996 г. - Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Спасо-Преображенской церкви
7 сентября 1997 г. - в день празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения юбилейных торжеств
2 апреля 1999 г. – начата роспись купола храма
декабрь 1999 г. – окончательно завершены росписи в храме Христа Спасителя 31 декабря 1999 г. - Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение Храма Христа Спасителя
19 августа 2000 г. - Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя

1. Высота Храма (от поверхности стилобата до купола) - 103,4 м.

2. Высота внутреннего пространства (от пола до купола) - 69,5 м.

3. Общая площадь Храма Христа Спасителя - 8000 кв. м.

4. Общая площадь комплекса - 70 000 кв. м.

5. Общая площадь стилобата - 62 000 кв. м.

6. Строительный объем Храма - 544,2 тыс. куб. м.

7. Общий объем Храма - 194,9 тыс. куб. м.

8. Общий объем стилобата - 349,3 тыс. куб. м.

9. Купола (нержавеющая сталь) - 6400 кв. м.

10. Покрытие куполов (нитрид титана с золотым напылением и углеродной пленкой золота) - 53 кг.

11. Каркасы куполов - 350 000 кг.

12. Диаметр главного купола - 29,8 м.

13. Площадь росписи Храма - 22 000 кв. м.

14. Площадь золочения - ок. 9 000 кв. м.

15. Кирпич - 8 млн. штук, 23 тыс. куб. м.

16. Мрамор наружных стен - 18,5 тыс. кв. м.

17. Металлопрокат и арматура - 21 тыс. тонн.

18. Бетон - 140,1 тыс. куб. м.

19. Раствор - 9,8 тыс. куб. м.

20. Расстояние от поверхности стилобата до подоконника цокольного окна - 5,03 м.

21. Высота цокольного окна - 5,0 м.

22. Высота хорного окна - 8,0 м.

23. Высота от поверхности стилобата до смотровой площадки - 40,2 м.

24. Высота от смотровой площадки до подоконников окон барабана - 15,94 м.

25. Высота окон барабана - 8,2 м, 24,2 м.

26. Высота от смотровой площадки до карниза барабана - 9,55 м.

27. Высота от карниза барабана до шара под крестом - 30,8 м.

28. Высота от шара до верхней точки креста - 9,85 м.

29. Высота от поверхности стилобата до нижней границы скульптур - 8,9 м.

30. Высота от поверхности стилобата до тондо - 30,8 м.

Главный иконостас

1. Высота - 27,0 м.

2. Шатер (бронзовое литье с золочением), бронза - 5,121 т, золото - 2882 г.

3. Площадь золочения (с подложкой) - 187 кв. м.

4. Высота шатра (без главы и креста) - 5,5 м. Диаметр в основании шатра - 5,6 м.

5. Кровля закомар - нержавеющая сталь с вакуумным напылением оксинитрида титана (без золота).

6. Ограждение смотровых площадок - нержавеющая сталь. Деталь с вакуумным напылением нитрида титана без золота. Мрамор иконостаса , клиросы - Пентеликос Казани (Греция), Бардульо Империале (Италия), Франс Руж (Франция), Порто (Италия), Джалло ди Сиена (Италия), Бельж Нуар (Бельгия), Порто Санта (Швейцария), Порто Венеро (Италия), Квасуито - песчаник.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...