Если вы попали в дтп ваши действия. Действия после оформления дорожно-транспортного происшествия. Что делать, если виновник аварии не признает свою вину

Если попал в ДТП и виноват, возникает обязанность полного возмещения имущественного ущерба и вреда здоровью граждан. Если полис ОСАГО есть у обоих водителей, проблем с возмещением вреда не возникает - страховая компания выплатит компенсацию в пределах законодательных лимитов. При отсутствии полиса возможны различные варианты возмещения ущерба, в том числе прямое предъявление иска к виновнику аварии .

Как определяется вина в ДТП

В результате столкновения автомашин может фиксироваться имущественный или физический вред. Чтобы компенсировать его, нужно установить следующие обстоятельства:

  • кто являлся виновником дорожного инцидента;
  • имеется ли у водителей действующий полис ОСАГО и/или КАСКО;
  • характер и размер повреждений автомобилю, иному имуществу, а также жизни и здоровью граждан.

Для определения вины одного или обоих водителей ключевое значение будет иметь процессуальное оформление ДТП . Это происходит с участие сотрудника ГИБДД , либо самими автовладельцами по программе Европротокола . Обойтись без вызова сотрудника ГИБДД можно в следующих случаях:

  • если в результате аварии не имеется пострадавших граждан;
  • если предполагаемая сумма ущерба не превышает 50 тыс. руб. (на территории Москвы и Санкт-Петербурга данный лимит установлен в 400 тыс. руб., если автомобили оборудованы приборами с GPS);
  • если оба автовладельца не имеют разногласий относительно виновности в аварии и характера повреждений.

Таким образом, при составлении Европротокола граждане сами устанавливают вину одного из водителей. Если на место столкновения вызывается сотрудник ГИБДД, он заполнит официальные процессуальные бланки, в том числе протокол о нарушении ПДД.

Нужно учитывать, что составление протокола не является безусловным подтверждением вины водителя в аварии и наступивших последствиях. Для последующего возмещения вреда нужно установить причинно-следственную связь между неправомерным поведением автовладельца и наступившими последствиями.

Если процессуальные документы зафиксировали вину одного водителя, решение вопроса о выплатах будет проходить в страховой компании. Случай с обоюдной виной граждан может разрешаться только в судебном порядке - страховая компания или сотрудник ГИБДД не имеют полномочий определять степень вины каждого из водителей.

​В большинстве случаев, вина в ДТП и наступление негативных последствий связана с нарушением ПДД и не вызывает сомнений у участников инцидента. В этом случае виновный водитель должен предусмотреть все законные варианты поведения, чтобы предотвратить наступление более серьезных последствий и минимизировать свою ответственность.

Алгоритм действий будет заключаться в следующем:

  • запрещено покидать место аварии, кроме случаев доставления пострадавших в больницу, либо освобождения проезжей части для устранения препятствий в движении транспорта;
  • непосредственно после аварии нужно оказать первую помощь пострадавшим, выставить знаки аварийной остановки - нарушение этих правил повлечет дополнительную ответственность по КоАП РФ;
  • при оформлении Европротокола или документов с участием сотрудника ГИБДД, нужно убедиться в объективном изложении всех обстоятельств аварии - при наличии возражений, их нужно указать в письменной форме при составлении документов;
  • виновник ДТП имеет право представлять возражения при определении размера имущественного вреда - для проведения экспертизы через оценщика уведомляются все стороны конфликта;
  • возражения относительно вреда здоровья и жизни гражданам могут предъявляться в судебном порядке.

При наличии полиса ОСАГО компенсация ущерба проходит через страховую компанию. Пострадавший гражданин подает извещение о ДТП и заявление о выплатах в свою страховую компанию.

Законом установлены следующие лимиты страхового возмещения:

  • для компенсации затрат на ремонт автомашины - не более 400 тыс. руб.;
  • для возмещения ущерба иному имуществу - не более 400 тыс. руб.;
  • для компенсации вреда здоровью и жизни гражданам - не более 500 тыс. руб.

Если указанных лимитов недостаточно для полного возмещения ущерба, может предъявляться судебный иск к непосредственному виновнику аварии. Сумма компенсации по судебному акту будет определяться с учетом выплат страховой компании.

Если автовладелец не согласен с виной в ДТП, он может оспорить процессуальный протокол в судебном порядке. При рассмотрении таких дел ключевое значение имеют пояснения и возражения водителей, оформленные на месте аварии. Однако даже в отсутствии замечаний к протоколу суд обязан исследовать все обстоятельства и доказательства, на которые ссылается заявитель.

При обоюдной вине водителей, подать иск в суд может любой из участников ДТП. В этом случае страховая компания привлекается к участию в деле и может представлять свои доводы и возражения. В судебном акте будет зафиксировано процентное отношение вины каждого из автовладельцев, а выплата по ОСАГО будет проходить в аналогичном соотношении.

Что делать, если нет полиса

Обязанность оформить полиса ОСАГО закреплена на законодательном уровне, за ее нарушение может последовать дополнительная ответственность по КоАП РФ. Если у виновника дорожного инцидента отсутствует полис, либо срок его действия истек, возможны следующие варианты развития событий:

  1. страховая компания, выплатившая компенсацию пострадавшим, приобретает право возмещения ущерба с виновника - для этого направляется претензия и исковое заявление в суд;
  2. если страховщик отказывается компенсировать ущерб, пострадавший может оспорить такой отказ, либо сам обратиться в суд с иском к виновнику аварии.

Если на машину был оформлен полис ОСАГО, однако виновный водитель не был указан в составе лиц, допущенных к управлению, страховщик обязан выплатить компенсацию и может взыскать ущерб в порядке регрессного иска.

Какие действия может предпринять автовладелец, если попал в ДТП без страховки и виноват?

В такой ситуации можно оспаривать размер ущерба, причиненного имуществу, жизни и здоровью граждан. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. убедиться в объективном отражении всех обстоятельств аварии - характера и размера повреждений, описанию травм пострадавших;
  2. принять участие в проведении экспертных действий - виновник аварии может представить возражения по заключению эксперта, а также обратиться за проведением независимой экспертизы;
  3. получить копии документов, подтверждающих размер вреда здоровью пострадавших - нередко размер вреда будет завышен по причине иных заболеваний.

При любом варианте возмещения виновный водитель вправе обращаться за любыми документами, представленными в страховую компанию или в суд.

Целесообразно сразу после ДТП - это существенно упростит защиту от неправомерных претензий со стороны пострадавших или страховой компании.

Если у водителя оформлен полис, однако этот документ отсутствует при себе в момент ДТП, действуют общие правила возмещения. Кроме того, закон допускает оформлять страховку в электронной форме через Интернет - указать реквизиты полиса можно при составлении протокола или извещения о ДТП.

Что делать, если подали в суд

Исковое заявление на виновного водителя может подать пострадавший или страховая компания. Помимо возмещения имущественного и физического ущерба, в судебном порядке может быть взыскана компенсация морального вреда . Для определения суммы такой компенсации суд будет учитывать характер психических и нравственных страданий.

Страховая компания не может взыскать моральный вред - такая форма компенсации предусмотрена только для граждан.

Возмещения ущерба с виновного лица проходит по следующим правилам:

Если характер телесных повреждений имеет тяжкий характер, либо наступил летальный исход, виновный водитель будет привлечен к уголовной ответственности . Наказание по УК РФ может предусматривать тюремное заключение, а пострадавшие вправе предъявить гражданский иск в уголовном деле. Аналогичный порядок возмещения вреда применяется, если столь серьезные последствия наступили при вине пьяного водителя.

Уменьшить размер взыскания или полностью устранит ответственность после ДТП можно следующими способами:

  1. оспорить процессуальные документы, подтверждающие виновность в аварии - для этого подается жалоба в суд, либо осуществляться защита от иска пострадавшего;
  2. проводится независимая экспертиза для объективной оценки повреждений - для проведения дополнительной или повторной экспертизы можно подать ходатайство непосредственно в судебном процессе;
  3. подается ходатайство о пропуске сроков исковой давности, если исковое заявление подано по истечении трех лет с момента ДТП.

Для эффективной защиты своих интересов, целесообразно осуществлять все действия при поддержке , в том числе при рассмотрении дела в суде.

К сожалению, даже если вы являетесь ответственным водителем, и соблюдаете все правила дорожного движения, рано или поздно вам придется столкнуться с непредвиденными обстоятельствами на дороге. Все дело в том, что вы не являетесь единственным участником движения, а остальные водители могут быть не столь законопослушными. Очень важно знать, что делать, если попал в ДТП, так как в сложившейся ситуации нужно разрешить все вопросы как можно быстрее. Ведь если вы столкнулись, закон велит вам остановиться на том же месте, а это непременно создаст трудности другим участникам дорожного движения.

Как и для множества иных ситуаций, закон предусматривает четкую схему действий, которой необходимо следовать водителю, попавшему в неприятную ситуацию на дороге.

Рассмотрим их в этом разделе по порядку.

Пункт №1. В первую очередь вы обязаны остановить транспортное средство, а затем включить аварийные световые сигналы, иными словами, поставить на мигающий режим задние фары автомобиля, нажав на кнопку аварийной сигнализации, расположенную на приборной панели вашего автомобиля.

Пункт №2. Следующим этапом достаньте аварийный треугольник из бардачка или багажника. Это знак происшествия, который каждый водитель обязан брать с собой в каждую поездку. Лучше всего хранить его в машине все время. Достаньте знак, и установите его на следующем расстоянии от авто:

  • если вы находитесь в пределах населенного пункта, необходимо установить аварийный треугольник на расстоянии не менее 15 метров от места происшествия;
  • при условии, что вы находить вне городской черты, установите знак аварийной остановке не менее чем за 30 метров от вашего автомобиля.

Пункт №3. Если во время аварии вы задели какие-либо предметы, не смещайте их с того места, где они находятся, так как в этом случае сотрудники ГИБДД не смогут восстановить полную и достоверную картину событий, касающихся ДТП.

Пункт №4. Проверьте, не пострадали ли в аварии ваши невольные товарищи по несчастью или проходящие мимо люди. Если наличие пострадавших подтвердилось, немедленно:

  • вызывайте на место происшествия медиков;
  • окажите пострадавшим первую помощь, используя медицинскую аптечку водителя;
  • если сложилась такая ситуация, что гражданину, пострадавшему в аварии, угрожает смерть, постарайтесь отвезти его в больницу на собственном автомобиле, если это невозможно, на попутном автомобиле проезжающих мимо людей (при этом вам необходимо будет сообщить в больнице свои личные сведения, номер транспортного средства, предъявить документы и вернуться на место происшествия).

Пункт №5. Если вокруг места столкновения столпился народ или, возможно, остановилось несколько машин, уточните, кто из них был свидетелем произошедшей с вашим участием аварии на дороге, и попросите у них следующие данные:

  • имя, фамилию, отчество;
  • телефонный номер.

Пункт №6. Бывают ситуации, при которых столкновением вы не просто затрудняете перемещение остальных участников движения, но и вовсе его прекращаете.

  • освободить дорогу, отъехав к обочине;
  • предварительно снять место происшествия на камеру (фото– или видеосъемка), зафиксировав тем самым изначальный его вид.

Снимая место аварии, необходимо в обязательном порядке захватить:

  • положение, в котором находится ваш автомобиль и иные транспортные средства, участвующие в ДТП;
  • задетые вами или остальными участниками предметы;
  • следы, оставленные на дорожном полотне колесами.

Хотим заметить, этот пункт является обязательным даже в том случае, когда остальные автомобили, участвующие в движении, могут объехать столкнувшиеся транспортные средства. Искомые визуальные доказательства вам нужно будет предъявить непосредственно страховой компании для получения денежной компенсации ущерба.

Перечисленные выше правила поведения при ДТП являются основными для каждого водителя. Одновременно с этим их выполнение – предварительный этап перед вызовом сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, или самостоятельным заполнением протокола Европейского типа. В следующих инструкциях мы поговорим о каждом развитии событий в отдельности, предоставив вам инструкцию по обоим вариантам.

Видео – Что делать, если попал в ДТП

Заполнение европейского протокола

Заполнение европейского протокола – официальный способ зафиксировать произошедшую аварию без вызова представителей Государственной автомобильной инспекции. Рассмотрим в нижеследующей таблице его преимущества и недостатки.

Таблица 1. Преимущества и недостатки европротокола

Как видите, преимущества у использования протокола по европейской системе действительно имеются. Однако, чтобы была получена возможность его заполнить, аварийная ситуация должна соответствовать некоторым характеристикам.


Важный совет: всегда возите с собой полис, полученный в ОСАГО, его необходимо будет предъявить вашему товарищу по несчастью и представителям Государственной автомобильной инспекции. В мы рассказывали где застраховать автомобиль ОСАГО, предложения страховых компаний и определим, которая из них достойна получить новых клиентов.

Теперь рассмотрим краткую инструкцию по заполнению бланка европейского протокола, к которому можно прибегать лишь в том случае, если ситуация соответствует представленным выше условиям.

Шаг №1 – вносим сведения на лицевую сторону бланка европротокола

В первую очередь необходимо заполнить переднюю часть бланка.

Сюда вносят данные о:

  • месте происшествия;
  • актуальной на момент аварии даты;
  • конкретного времени, когда произошло ДТП;
  • личные сведения о каждом из автомобилистов, ставших участниками неприятности на дороге;
  • личные данные свидетелей аварии;
  • сведения о страховщике;
  • описываются полученные автомобилем повреждения;
  • указываются обстоятельства происшествия.

Для каждого из элементов перечисленной выше информации в бланке отводится собственная графа. Заполнять ее необходимо внимательно, проверяя на несколько раз все внесенные сведения:

  • собственные;
  • второго участника аварии.

Особенное внимание необходимо уделить описанию поврежденных сегментов кузова или иных внешних частей автомобиля. Суть в том, что водитель имеет право перечислить только их, ведь за оценку сохранности внутренней составляющей автомобиля отвечают эксперты страховой компании.

На этой же стороне бланка необходимо будет изобразить схему ДТП, участником которого вы стали. Для этого на специальной пустой площади листа схематично нарисуйте:

  • дорогу, на которой произошло столкновение, границы ее обозначьте контурами;
  • укажите названия дороги, на которой вы находитесь (например, проспект Ленина);
  • если вы находитесь на перекрестке или за пределами городской черты, также укажите наименование каждой трассы или дороги;
  • нарисуйте транспортные средства в том месте, где они располагались при аварии, и стрелкой покажите направления их движения;
  • внимательно нарисуйте на положенном месте какие-либо знаки, разметку автодорожного полотна;
  • нарисуйте схематично также предметы, которые вы задели во время ДТП.

По завершению процедуры проставьте личную подпись на бланке, это должен сделать каждый водитель.

Образец заполнения европротокола при ДТП найдете в

Шаг №2 – вносим данные на обратную сторону листа

Если первую сторону листа вы заполняете вместе с другим водителем, эту часть необходимо последовательно наполнить сведениями самостоятельно. После того, как процедура будет завершена, вы должны проверить данные, внесенные вторым участником ДТП, в противном случае существует риск внесения недостоверной информации.

Итак, во второй части бланка нужно указать:

  • транспортное средство, за рулем которого вы находились, выбрав маркировки «А» или «В» в зависимости от того, какую часть лицевой стороны листа вы заполняли;
  • своими словами, но емко и без излишних эпитетов описать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;
  • указать, под чьим управлением находилось автотранспортное средство передвижения (собственника или иного лица, официально имеющего право управлять автомобилем);
  • указать иные имущественные объекты, которые были повреждены в процессе, при этом также необходимо обозначить, кому оно принадлежит;
  • отметить, остался ли автомобиль на ходу, и если нет, куда он был (или не был) отбуксирован;
  • добавить примечание;
  • завизировать бланк собственной подписью.

Шаг №3 – прилагаем к бланку дополнительные сведения

Цель заполнения бланка заключается не только в том, чтобы зарегистрировать происшествие. С его помощью вы получаете от страховой компании ОСАГО выплату на устранение причиненного вашему автомобилю ущерба. Чтобы все получилось, необходимо придерживаться следующих нюансов:

  • после попадание в происшествия не приступать к ремонту транспортного средства до истечения срока в 15 дней с момента ДТП (это возможно только при согласовании со страховщиком);
  • приложите фотографии или видео, снятые на месте аварии, к бланку, это поможет вам как можно быстрее урегулировать все возникающие у страховщиков вопросы (съемку, к слову, необходимо провести непосредственно до истечения одного часа с момента попадания в ДТП);
  • напишите заявление на получение компенсации, если нуждаетесь в ней, и отнесите его представителям ОСАГО.

Чем подробнее вы сняли место столкновения, тем выгоднее вам же. При возможности захватите камерой:

  • общий план аварии (оба авто, дорога, следы);
  • отдельно снимите каждое повреждение на собственном автомобиле;
  • крупным планом снимите то, как машины стоят относительно друг друга;
  • не упустите следы колес, валяющиеся на дороге предметы и тому подобное.

Шаг №4 – обращаемся к страховщику

На то, чтобы оповестить страховщика о произошедшей аварии, вам и другому ее участнику дается 5 дней. Перед обращением необходимо собрать и подготовить к передаче некоторые файлы:

  • заполненный экземпляр европротокола, данные в который были внесены на месте происшествия;
  • заявление, в котором выказана просьба о возмещении нанесенного вам другим автомобилем ущерба;
  • какой-либо электронный носитель, например диск или флешку, на который нужно записать фотографии и видео, снятые после аварии;
  • еще одно заявление, в котором будет сказано, что вся информация в бланке, которая заполнялась другим участником ДТП, вами не корректировалась и осталась в исходном виде.

Важный момент: если вы оформили страхование не только по ОСАГО, но и КАСКО, придется вам изначально отказаться от оформления европротокола, так как второй страховщик без справки, полученной от сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, компенсации не предоставляет.

Вызов сотрудников ГИБДД

Если по каким-либо причинам заполнение европейского протокола невозможно, вам придется все же обратиться за помощью к сотрудникам ГИБДД. Опишем порядок действий в данном случае.

Шаг №1 – вызов работников ГИБДД

После того, как вы удостоверились, что в аварии нет пострадавших (если есть, первым делом вызывайте карету скорой помощи), наберите номер автодорожной инспекции. Когда сотрудники структуры поднимут трубку, вам будет необходимо:

  • сказать им, что вы стали участником дорожно-транспортного происшествия;
  • сориентировать по месту вашего нахождения.

Специалисты выедут, когда получат от вас перечисленную выше информацию.

Шаг №2 – освободите проезжую часть и зафиксируйте аварию при помощи гаджета

Напоминаем, что ранее по закону запрещалось столкнувшиеся транспортные средства перемещать непосредственно с места аварии, однако, с 2015 года искомая законодательная установка утратила силу. Теперь водители не просто могут, но и обязаны освободить дорогу другим участникам движения, если это возможно, и один из автомобилей, например, не потерял возможность перемещаться.

Однако, прежде чем отъехать от точки столкновения, вы обязаны выйти их машины и провести фиксацию места происшествия, засняв:

  • полную картину аварии;
  • повреждения автомобилей крупным планом;
  • тормозные пути, оставленные колесами на дорожном покрытии;
  • какие-либо задетые по ходу дела объекты;
  • знаки и иные объекты дорожной инфраструктуры и тому подобное.

Хотим предупредить: если вы не исполните требование, связанное с освобождением дороги, вас ждет штраф. Несмотря на то, что конкретный временной период, отданный на эту процедуру, законом не определен, лучше отъехать на обочину до того, как прибудет полиция.

Шаг №3 – проверяем подлинность документов других участников аварии

Этот шаг необходимо выполнить, чтобы затем не возникли проблемы во взаимодействии со страховщиком.


  • взял машину «покататься»;
  • угнал автомобиль и т.д.

В том случае, если какой-либо из документов, например, полис, оказался подделкой, вас ждет отнюдь нелегкий процесс дальнейших разбирательств. Проходить они, к слову, будут в суде, так как стребовать компенсацию за ущерб с искомого лица иными способами не представляется возможным.

Разумеется, если второй водитель в этом случае проявит сговорчивость, вам не придется обращаться за помощью к представителям судебной власти и нанимать адвоката, вся проблема решится на месте и без участия страховой компании.

Шаг №4 – дожидаемся составления протокола

Согласно букве закона, разъехаться участникам аварии можно будет, как только прибывшие на место происшествия инспекторы государственной инспекции безопасности дорожного движения проведут:

  • осмотр аварийной локации;
  • составление протокола по проведенному осмотру.

Что будет, если покинуть место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД

По закону вы имеете полное право покинуть место аварии в том случае, если вы заполнили европейский протокол с другим ее участником, при этом были соблюдены все указанные в разделе, посвященном заполнению европротокола, правила и обстоятельства соответствовали требуемым характеристикам.

Во всех иных случаях водители не имеют права покидать место происшествия, однако, это все равно часто происходит, так как ими овладевает паника. Искомый поступок классифицируется, как правонарушение административной категории, и грозит следующими последствиями:

В случае, когда авария прошла благополучно, то есть пострадали только транспортные средства, оставлять место аварии нельзя, но с точки зрения серьезности последствий еще терпимо. Если же попутно вы нанесли вред здоровью какого-либо человека, или даже стали причиной чьей-либо смерти, административное наказание перерастает в уголовное. Это обстоятельство будет для вас отягчающим, когда вы предстанете перед судом, в результате чего вы рискуете получить реальный срок.

Позволит разобраться, что будет, если водитель скрылся с места ДТП, и когда позволительно сделать это в рамках закона, не дожидаясь разрешения ситуации инспекторами ДПС.

Получите ли вы компенсацию, если являетесь виновником аварии

Хотим сразу обозначить ответ на вопрос, заданный в теме подраздела: компенсации от ОСАГО при попадании в аварию, виновником которой вы являетесь, вы не получите, так как изначально данный тип страхования не предусматривает ее.

Именно поэтому в статье мы многократно акцентировали ваше внимание на необходимости сбора следующих сведений:

  • фото и видео с места происшествия;
  • тщательного описания событий в протоколе;
  • составленной схемы аварии и т.д.

По той же причине очень важно осуществлять проверку данных, вносимых в протокол вашим товарищем по несчастью, так как он, если является виновником, может схитрить, сделав следующее:

  • ложно описав события;
  • неверно оценив величину ущерба;
  • записав на ваш «счет» ранее нанесенные его автомобилю повреждения;
  • зафиксировать фотографии с подставными данными и т.д.

Если сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения предложат вам пройти процедуру медицинского освидетельствования, не отказывайте им.

Совет: если авария, в которой вы оказались невольным участником, привела к возникновению негативных последствий, настаивайте на прохождении освидетельствования непосредственно в медицинском учреждении.

Что касается порядка действий, которые вы должны осуществить после дорожно-транспортного происшествия, он не отличается ни для виновных, ни для невиновных участников аварии.

Считается ли попадание в яму ДТП

Некоторые водители не знают, что попадание в яму и повреждение вследствие этого машины – также дорожно-транспортное происшествие, при котором требуется вызвать представителей Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Согласно букве закона, ДТП является каждое событие на дороге, которое:

  • возникает во время движения транспортного средства;
  • произошло с участием транспортного средства;
  • в результате повлекло за собой нанесение вреда жизни и здоровью людей;
  • повлекло значительные или незначительные повреждения автомобиля или иные средства передвижения;
  • повлекло иной ущерб материального характера.

Получается, если от попадания в яму вашему автомобилю нанесен вред, нужно вызывать ГАИ. Схема действий в данном случае будет аналогичная, за исключением того, что оформление европейского протокола, по сути, будет невозможным, так как участников аварии насчитывается не двое, а всего один.

К слову, все то же самое можно сказать и про ситуации, когда вместо ямы причиной образования повреждений транспортного средства стали:

  • ворота;
  • столбы;
  • деревья и прочие объекты, расположенные в окружающем нас пространстве.

Вот, что вам следует сделать в этих случаях.

Снять на видео или сделать несколько фотографий (лучше и то и то):

  • окружающее пространство, чтобы доказать, что предупреждающих знаков на поврежденном участке дорожного полотна не было;
  • конкретное место расположения ямы (если есть возможность, зафиксируйте таблицы с названием конкретной улицы и номера строения, около которого «выросла» яма).

Когда к вам приедут инспекторы, нужно будет проследить, чтобы они измерили размеры ямы, в которую вы попали, и указали их в протоколе. Согласно закону, ямы, выбоины и иные дефекты дорожного полотна могут иметь следующие предельные параметры:

  • глубина 5 сантиметров;
  • длина 15 сантиметров;
  • ширина 60 сантиметров.

Если перечисленные в списке выше значения превышены, в суде вы можете выиграть дело и без привлечения опытных юристов. При этом ответчиком будет выступать организация, которая отвечает за содержание дорожного полотна на искомом участке.

Подведем итоги

Что делать, если попал в ДТП – вопрос, который задает себе каждый неопытный водитель, все еще паникующий на дорогах. Главное, что вам стоит запомнить, это то, чего делать не стоит: покидать место происшествия без оформления документов.

У вас есть два пути при попадании в дорожно-транспортное происшествие:

  • оформить европротокол, при условии, что второй участник аварии готов сотрудничать, и ситуация согласуется с предъявляемыми к ней условиями;
  • вызвать сотрудников ГИБДД и заняться оформлением документов в их присутствии.

Если вы не знаете, что делать, и слишком обеспокоены, лучше всего все же вызвать представителей правопорядка, так как их присутствие в некоторой степени гарантирует быстрое и благоприятное разрешение ситуации. Разумеется, если вы являетесь виновником аварии, по итогу для вас все кончится не совсем радужно, однако, это произойдет в любом случае.

Позаботьтесь, чтобы все необходимые документы, имеющиеся у вас на руках, были в порядке, так как от их состояния в момент после аварии будет зависеть очень многое.

Контролируйте свое состояние, соберитесь и ведите дела совершенно спокойно. Если иные участники аварии этого спокойствия не проявляют и пытаются ввязать в вас в перепалку, удалитесь и запритесь в машине до приезда представителей ГИБДД. В противном случае, может возникнуть драка, и тогда неприятности будут обеспечены обеим сторонам.

Если вы попали в дорожно-транспортное происшествие .

Все мы находимся и ходим под богом и ни один из нас, кто постоянно или периодически садится за руль не застрахован от аварий и любых дорожно - транспортных происшествий. Как себя вести и что делать, если авария все таки произошла? Как правильно поступать на месте аварии, как не упустить что-либо важное, чтобы минимизировать полученный ущерб или избежать незаслуженного обвинения в вашу сторону?

Перед тем как приступить к практическим советам, кратко остановимся на факторе, который очень существенно влияет на исход разбирательства, это - поведение водителей после аварии. Мы естественно не рассматриваем случаи, когда лица, попавшие в аварию получили тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской помощи. Тут уж не до жиру, быть бы живу. Но если вы сильно не пострадали физически, можете соображать и стоять на ногах - тут вам карты в руки.

Как показывает практика, это поведение водителей можно условно разделить на несколько видов:
водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или транс. Как правило они не участвуют в первичных следственных действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составления протокола; водители, не утратившие после аварии способности адекватно реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотрудникам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписывают чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относят неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию; водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, убрать осколки и т.д.). Как правило в данной ситуации, особенно в условиях стресса это не удается и данный водитель только ухудшает свое положение; водители, скрывающиеся с места происшествия на своих двоих или на машине, если она не потеряла способность двигаться. Это происходит из-за страха перед ответственностью, боязни больших затрат для ремонта чужого поврежденного автомобиля. Часто водители убегают, чтобы скрыть состояние опьянения. В любом случае убегающий водитель навлекает на себя более тяжкие кары, особенно если он бросает без помощи травмированных людей. Ведь никто не может дать ему полной гарантии, что номер его автомобиля не записали и то, что именно он сидел за рулем не видели несколько свидетелей; водители, избирающие логически оправданную, активную линию поведения после аварии. Как правило такое поведение и позволяет достичь целей, упомянутых выше.

Попав в аварию постарайтесь взять себя в руки и действовать согласно нашим советам, согласуясь с конкретной обстановкой.

Итак, совет первый

От подробной и тщательной фиксации всех обстоятельств аварии зависит очень многое. В дальнейшем на основании первоначально составленных документов - протокол осмотра места происшествия, справка о ДПТ, протокол о техническом состоянии транспортных средств, схемы ДПТ, обьяснения участников ДПТ, показания свидетелей и т.д. органы ГАИ устанавливают связь между действиями водителей и наступившими последствиями. Поэтому, не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДПТ, а наоборот принимайте все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если у вас на глазах другой участник происшествия пытается скрыть следы, передвигает свою машину, убирает осколки и т.д., попытайтесь вначале мягко образумить его, а если это не получается, обратите на это внимание свидетелей и с помощью подручных предметов обозначить первоначальное расположение убранных вещественных доказательств.

Потребуйте от работников ГАИ зафиксировать в протоколе осмотра места происшествия буквально все, что по вашему мнению может относиться к делу: место столкновения автомобилей, их взаимное расположение после аварии, разметку дороги и ее видимость, светофоры и дорожные знаки в месте аварии и их исправность и видимость, видимость в месте аварии и освещение, состояние дороги и погода, следы торможения, предметы, лежащие на дороге, техническое состояние автомобилей. Все следы и знаки, предметы должны быть привязаны к местным предметам - линии разметки, обочины, к домам, телеграфным или осветительным столбам и т.п.

Обратите внимание составляющих протокол на техническое состояние автомобиля "обидчика" - известно много случаев, когда один из водителей доказывал свою невиновность из-за того, что на другом автомобиле не были установлены предусмотренные заводом зеркала заднего вида или, например, не работали поворотники, стоп-сигналы, была совершенно лысая резина и т.п.

Совет второй

Очень серьезно отнеситесь к составлению на месте ДПТ первоначальных документов, требуйте от работников ГАИ их подробного составления.

Например, не допускайте таких общих фраз, типа: "помято левое крыло". Такую фразу лучше описывайте так: "левое крыло смято с разрывом металла, разбит подфарник, установленный на крыле, треснуло стекло на передней левой фаре, под крылом разломан пластмассовый защитный чехол, погнуты рулевые тяги переднего левого колеса, лопнул пластмассовый бампер....., возможны другие скрытые дефекты в поврежденной части автомобиля".

Чем больше вы напишите, тем больше ваши шансы получить полную материальную компенсацию за аварию. По первой записи вы получите компенсацию только за ремонт крыла, а по более подробной - за все, тем более вы оставляете за собой право на дополнение дефектной ведомости, указав возможность наличия других повреждений, не замеченных сразу на месте аварии. Внимательно прочитайте все документы перед тем, как их подписать, если с чем-то не согласны, смело пишите свои замечания - это ваше законное право.

Совет третий

До того, как приедут гаишники, постарайтесь сами среди собравшихся зевак или остановившихся за вами водителей найти людей, которые видели аварию в динамике, а не ее последствия. В некоторых случаях посулите этим людям компенсировать все их затраты по явкам в ГАИ или в суд в качестве свидетелей, запишите их ФИО, телефоны, адреса. Эти сведения сохраните у себя а копию передайте гаишникам для внесения в протокол. ГАИ тут же предложит пройти обследование на алкоголь, ни в коем случае не отказывайтесь, но требуйте освидетельствования в медицинском учреждении. Если второй водитель отказывается от освидетельствования, проследите, чтобы гаишники это занесли в протокол. Если ваш обидчик явно пьян, требуйте, чтобы это также занесли в протокол, что у него явные признаки опьянения - запах, нетвердо стоит на ногах, невнятная речь и т.д., причем заручитесь несколькими свидетелями этого, а то в жизни бывает, что на следующий день этот человек принесет справку, что он был совершенно трезв, ведь ее можно купить у знакомого врача.

Совет четвертый

Как правило, не вступайте в перепалку с представителями ГАИ на месте аварии. Помните, что все, с чем вы не согласны, вы можете внести в составляемые документы.
Если вы считаете, что сотрудники ГАИ или милиции действуют незаконно или неправомерно, то ваши замечания также внесите в протокол ДТП а затем обжалуйте эти действия в вышестоящем управлении ГАИ или в прокуратуре. После проведения освидетельствования на алкоголь, гаишники предлагают написать участникам ДТП собственноручные обьяснения. Отнеситесь к этой бумаге наиболее серьезно, думайте над каждой строчкой, каждой формулировкой. Это первоначальное обьяснение как правило самое верное и его затем трудно опровергнуть. Не допускайте неточных цифр, слов. Не применяйте фразы, допускающие двойное трактование или неоднозначность.

Совет пятый

Если у вас есть возможность, сразу после аварии вызовите по телефону опытного в подобных делах друга, знакомого, коллегу по работе для оказания вам помощи при оформлении всех протоколов. Желательно, чтобы он немедленно приехал до прибытия ГАИ и выступил в качестве свидетеля с вашей стороны, подсказывал вам необходимые действия. Если есть возможность, пусть он привезет с собой тетрадь с ручкой, рулетку для измерения, ведь может, что вы придете к соглашению с другим водителем, сами составите схемы и поедете в ГАИ для дальнейшего оформления.

На основании первичных материалов принимается решение об отказе или возбуждении уголовного дела. Дело передается из ГАИ в следственные органы МВД. Срок предварительного расследования - до двух месяцев. Если за два месяца его не завершили, например из-за сложных экспертиз, следствие продлевается районным прокурором на один месяц. Дальше следствие продлевается только в исключительных случаях более высоким начальством. Если в происшествии обвиняют вас, то желательно, чтобы вы сразу пригласили адвоката, специализирующегося на ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это необходимо, если нанесен очень крупный материальный ущерб или есть раненые и погибшие.

Квалифицированный адвокат поможет вам минимизировать например сумму выплат, понести более легкое наказание. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адвоката вам все равно потом компенсирует виноватая сторона после суда.

Совет шестой

Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно. Дело для ознакомления перед судом вам должны предоставить в подшитом и пронумерованном виде. Закон не ограничивает для вас время ознакомления с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспертиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу.

Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в исходе дела. Главный интерес потерпевшего - добиться полного возмещения материального ущерба, причиненного ему в результате аварии. Гражданский иск может быть заявлен потерпевшим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия.

Он должен содержать подтвержденные ксерокопиями документов все сведения о понесенных убытках из-за действий обвиняемого, например: - калькуляция на ремонт вашего автомобиля от независимой оценочной формы, - счет за фактически выполненные ремонтные работы (фактические затраты), - счет за услуги, оказанные адвокатом, - счет за услуги, оказанные юридической консультацией, - счет от транспортной формы за транспортировку поврежденного автомобиля к месту постоянной стоянки а затем в ремонтную мастерскую, - квитанции о посланных телеграммах с уведомлением обвиняемому, - квитанции об уплате госпошлины, квитанции о ксерокопировании документов, справку с места работы о ежедневном заработке и о количестве дней, потраченных для ремонта и хождения по судам и т.д.

Подлинники документов вы предьявляете в суде по мере необходимости. И еще, не надо особо жадничать. Вряд ли обвиняемый хотел разбить сознательно вашу машину, пострадал он же тоже. Поэтому подавать еще что-либо на моральный ущерб неэтично, а вот полного возмещения ваших материальных потерь необходимо добиваться.

Совет седьмой

На всех этапах разбирательств ведите себя честно и достойно. Помните, что любые ваши противоправные действия могут вызвать адекватную реакцию. Например, если вы изрядно помяв чужую машину, удрали с места происшествия, не удивляйтесь, что через день - два к вам домой явиться ее владелец с претензиями, а если вы его послали куда подальше, то еще через пару дней вы увидите, что ваша машина стоит на привычном месте вся раскуроченная.

Если вы послали к "обидчику" бандитов для разборки, выбивания денег, то такая же банда может прийти и к вам и переломать ноги вам или вашей жене. Поступайте в отношении оппонента точно также, как вы хотели, чтобы поступали с вами. Действуйте всегда строго официально и по закону.

Такие действия уважают все, даже самые отпетые бандиты. Если авария произошла, и ущерб на ваш взгляд велик, не верьте обещаниям "обидчика" расплатиться потом, предложениям разобраться без ГАИ, оплатить ремонт прямо на месте и т.д. А то впоследствии может оказаться, что ремонт стоит гораздо дороже, чем вам заплатили на месте аварии или виновник аварии на следующий день заявляет вам в глаза, что впервые вас видит, или вдруг противная сторона приводит на следующий день кучу свидетелей, которые якобы все видели и вы из пострадавшего превращаетесь в обвиняемого.
Учтите также, что далеко не всякая мастерская возьмется ремонтировать вашу машину без справки об аварии из ГАИ.

Только в самых простых случаях, когда материальный ущерб минимален, неисправность можно быстро устранить своими силами (например заменить разбитую фару) и вам предлагают с лихвой компенсировать весь ущерб на месте, можно разойтись миром, без гаишников. Если деньги предлагаете вы и у вас их согласны принять, то обязательно возьмите у пострадавшего расписку о том, что он взял от вас деньги и больше не имеет к вам никаких претензий.

ОБРАЗЕЦ:

Р А С П И С К А
Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: г.Урюпинск, ул. Широкая д.23 кв.65 получил от гр. Сидорова Петра Петровича, проживающего по адресу г. Москва, ул. Мосфильмовская д. 56 кор. 3 кв. 241 деньги в сумме 300 (триста) долларов США в виде компенсации за материальный ущерб, причиненный моему автомобилю ВАЗ 21053 госномер н 29-76 УК (разбита правая передняя блок-фара и сломана декоративная решетка радиатора) которые гр. Сидоров П.П. причинил моему автомобилю, стоящему на автостоянке по ул. Тверская при парковке своего автомобиля джип Чероки госномер М777МВ.
Других повреждений моему автомобилю не нанесено. В настоящее время никаких материальных или иных претензий к гр. Сидорову П.П. не имею.
" " месяц 1998 г.
Иванов И.И.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...