Декрет Совет Народных Комиссаров (О суде). Развитие советской судебной системы. Декреты о суде Декреты о судах 1.2 3

Читайте также:
  1. I блок 9. Профессиональное становление личности. Условия эффективного профессионального самоопределения.
  2. II. Становление и развитие системы общественного призрения
  3. IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
  4. Автоматич. линии; гибкие производственные системы. Их стр-ра, возможности использования в техпроцессах.
  5. Ассортиментная (видовая) идентификация - это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обуславливающей предъявляемые к нему требования.

Формирование советской судебной системы . Составной частью гос аппарата явл суды, и строительство советсткой судебн системы начинается с принятия декрета о суде №1. Данным декретом упразднялась вся дореволюционная суд система, мировые окружные суды, судебные палаты. Сенат, военные, коммерческие, морские суды, а также адвокатура, прокуратура и институт судебных следователей. Вместо этой системы учреждались местные суды и революционные трибуналы.

Дальнейшее развитие судебной системы связано с принятием декрета о суде №2 и №3.

Декретом о суде №2 вводились окружные народные суды для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда. Решение по гражданским делам окружные народные суды выносили в составе 3 постоянных членов суда и 4 народных заседателей. Приговоры по уголовным делам в составе 12 заседателей и председателя – постоянного члена суда. Обжалование в апел порядке, осталась только кассация решений. После отмены решения дело передается на новое рассмотрение в новом составе. Кассационному суду принадлежало также право помилования и смягчения наказания. При советах создавались коллегии права заступников. Ст. 6 данного декрета предусматривалось создание верховного судебного контроля, главное целью которого являлось достижение единообразной кассационной практики, однако, данный орган так и не был своевременно сформирован, а декрет о суде №3 признал нецелесообразность его создания. Вместо этого был учрежден Кассационный суд для рассмотрения жалоб на решение окружных судов. Состоял из гражданского и уголовного отделений, члены кассационного суда утверждались ВЦИК, кроме того, декретом о суде №3 была существенно расширена подсудность местных народных судов. Теперь местные народные суды рассматривали все уголовные дела, за исключением: дела о преступлениях, посягающих на жизнь, дела об изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков и спекуляций, а также гражданские иски до 10000 рублей.

30. Местные суды: состав, основные принципы деятельности.

Действовали в составе 1 постоянного судьи и 2 очередных заседателей. Местные судьи д.б. избираться на основе прямых демократических выборах населением, а фактически избрались местными советами. Списки народных очередных заседателей составлялись местными советами. Местным судам были подсудны мелкие уголовные дела (с наказанием не свыше 2 лет лишения свободы) и мелкие гражданские дела с ценой иска до 3000 рублей. Следствие по делу осуществлялось судьей единолично, по большинству дел приговор был окончательным обжалованию не подлеж. У части дел закон допускал возм-ть кассационного обжалования приговора (институт апелляций упразднялся). Кассационной инстанцией для местных судов был уездный съезд местных судей. Для крупных городов такой инстанцией являлся городской съезд судей. Кассационные жалобы рассм судом в составе не менее 3 местных судей.



31. Революционные трибуналы: формирование, состав, подсудность. Декрет СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах».

Действовали в составе 1председателя и 6 очередных заседателей. Р.Т. избирались губернскими и городскими советами, подсудность не была четко регламентирована, первоначально рев трибуналы создавались как чрезвычайные суды для борьбы с контрреволюцией, однако, они рассм не только гос. преступления, но и преступления общеуголовного характера (бандитизм, погромы, хулиганство, спекуляция). Советы образовывали следственный комитет из 3 человек, которые расследовали дело, а затем передавали их в трибунал. 28 января 1918 г. Принял декрет о революционном трибунале печати, которые создавались при рев трибуналах и рассм дела о преступлениях, совершенных посредством использования печатных изданий. В качестве наказания могли применять штраф, выражение общественного порицания, приостановка деятельности издания, конфискация типографии или имущества издания, лишение политич прав, лишение свободы, удаление из столицы и ее пределов, страны.



4 мая 1918 г. СНК РСФСР принимает декрет от революционных трибуналах , революционные трибуналы сохранялись лишь в столицах. Губернских городах и промышленных центрах, рассматривал след категории дел: контрреволюц преступления, саботаж, спекуляция, подлог, неправомерное использование советских документов, хулиганство и шпионаж. Для рассмотрения дел особой важности 16 мая 1918 г. Был учрежден революц трибунал при ВЦИК. Состав: председатель и 6 членов, избирал ВЦИК сроком на 3 месяца. При трибунале учреждалась центральная коллегия обвинителей, в составе 3 человек, избиралась ВЦИК. Коллегия принимала участие в работе следственной комиссии поддерживали публичные дела по всем категориям дел, рассматриваемых в рев трибунале при ВЦИК. Создание кассационного отдела при ВЦИК ознаменовало собой завершение процесса формирования судебной системы на данном этапе. Состав кассационного отдела – председатель, назначаемый СНК и утверждаемый ЦИК, и 2 члена – 1 делегирован ВЦИК, 1 наркомат юстиции. Рассматривал кассационные жалобы и протесты на решение всех революционных трибуналов. Кассационному отделу было предоставлено право отмены приговора и передачи соответствующего дела на новое рассмотрение в том же рев трибунале, но с другим составом суда, или направление его для разбирательства в другой рев трибунал. В случае если обнаруживалось несоответствие меры наказания тяжести содеянного кассационный отдел имел право обращаться в президиум ВЦИК с предложением об изменении наказания или прекращении дела без направления на повторное рассмотрение.

32. Судебно-правовая реформа 1922 – 1924 гг.

НЭП советского государства способствовала преобразованию системы органов гос власти и управления, включая и судебные учреждения, которые предыдущий период были ориентированы в основном на борьбу с преступностью и проведение судебных репрессий. Требовалась реорганизация судебных органов в стране и в этой ситуации начинается подготовка судебной реформы. Основными предпосылками судебной реформы 1922 г. Выступил комплекс причин политического, правового, социального и экономического характера. Основной целью данной реформы являлось закрепление единой судебной системы, стремление к централизации советских судебных органов. Судебная реформа закрепляла общие принципы организации совет судебной системы: единство, построение с учетом гос устройства и соответствие новому административно-территориальному делению.

Формирование органов судебной власти в первые дни и месяцы после Октябрьской революции происходило во многом стихийно, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого законодательного акта о советском суде - Декрета № 1 о суде - в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным "революционным правосознанием". Каждый участник процесса чувствовал себя и следователем и судьёй.

В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло 22 ноября 1917 г. первый декрет о суде. Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией. Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда - для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; революционных трибуналов.

Местный суд был выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей.

Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:

Избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей;

Гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях;



Полное равноправие сторон в судебном процессе, достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан;

Допущение защиты со стадии предварительного следствия;

Коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса;

В виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п.

Смертная казнь не входила в число предусмотренных законом наказаний.

Важным этапом в развитии советской судебной системы были разработка и принятие Декретов № 2 и 3 о суде.

Декрет № 2 предусматривал создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, которые отныне стали именоваться местными народными судами. Жалобы на приговоры и решения окружных судов должны были рассматривать областные суды. Кассационной инстанцией для местных народных судов оставался уездный или столичный съезд местных народных судей.

Окружные суды избирались Советами. Декрет закрепил такое принципиальное для многонациональной России положение, как ведение судопроизводства на языке большинства населения той местности, где слушается дело. В литературе неоднократно указывалось на двойственность в построении общих судов в соответствии с Декретом № 2. Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы - местные народные суды и окружные суды (каждая с самостоятельной кассационной инстанцией).

Эта двойственность в организации советской судебной системы была устранена Декретом № 3 о суде, принятым 20 июля 1918 г.



Декрет № 3 о суде значительно расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков. Эти преступления были подсудны революционным трибуналам.

Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд.

Окончательное же претворение в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы Советского государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе:

Народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.);

Народного судьи и двух народных заседателей;

Народного судьи и шести народных заседателей (в этом составе рассматривались дела об особо опасных преступлениях).

Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

В развитие и дополнение декретов о суде - N 1 (Собр. Узак . и Расп . Раб. и Крест. Правит., N 4, ст. 50), N 2 (Собр. Узак . и Расп . Раб. и Кр . Правит., N 26, ст. 420 (347)) и декрета о Революционных Трибуналах (Собр. Узак . и Расп . Раб. и Крест. Правит., N 35, ст. 471), - Совет Народных Комиссаров постановляет:

Ст. 1. На Местные Народные Суды возложить рассмотрение всех уголовных дел о преступлениях и проступках, за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, рассмотрение которых отнести к ведению Окружных Народных Судов.

Ст. 2. Дела о взяточничестве и спекуляции изъять из ведения Революционных Трибуналов и передать их в Окружные Народные Суды всюду, где таковые учреждены.

Ст. 3. Предоставить Местным Народным Судам налагать наказание до 5 лет лишения свободы, руководствуясь декретами Рабочего и Крестьянского Правительства и социалистической совестью.

Ст. 4. На Местные Народные Суды возложить рассмотрение всех гражданских дел ценою до 10000 рублей.

Ст. 5. По делам, по коим присуждено взыскание свыше 500 рублей или лишение свободы свыше 7 дней, допустить кассационные жалобы в Советы Местных Народных Судей.

Ст. 6. По более сложным уголовным делам, подсудным Местному Народному Суду, допустить предварительное следствие, производство которого возложить на Следственные Комиссии, учрежденные по декрету "О суде N 2". Предварительное следствие в этих случаях возбуждается, как по постановлению Местного Народного Суда, так и самой Следственной Комиссией, причем вопрос о направлении дела решается окончательно Местным Народным Судом.

Ст. 7. Решение гражданских дел по существу в Окружных Народных Судах возложить на Судебную Коллегию, в составе председательствующего или члена гражданского отделения и 4-х очередных заседателей.

Ст. 8. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения Окружных Народных Судов, как по гражданским, так и по уголовным делам, и взамен Судебного Контроля временно учредить Кассационный Суд в г. Москве из двух Отделений - Гражданского и Уголовного в составе: Председателя и его Товарища, утверждаемых Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по представлению Народного Комиссариата Юстиции, и 8-ми членов, избираемых Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов из кандидатов, представленных Окружными Народными Судами и Советами Местных Народных Судей к 1 августа 1918 года.

Примечание. Председатель, его Товарищ и Члены Кассационного Суда отзываются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

Ст. 9. По всем делам, по коим течение всех сроков было приостановлено с 25 октября 1917 года, впредь до особого декрета течение всех сроков возобновить с 1 августа 1918 года.

Ст. 10. На приговоренных судами и революционными трибуналами к лишению свободы возлагать сверх судебных издержек также издержки по содержанию их под стражей.

Ст. 11. Лишение свободы на срок до 3-х месяцев всюду, где организованы принудительные общественные работы, применять в виде назначения на таковые без содержания их под стражей.

Председатель

Совета Народных Комиссаров

В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Управляющий Делами

Совета Народных Комиссаров

В.БОНЧ-БРУЕВИЧ

установления: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со

всеми департаментами, все военные и морские суды заменяя их судами,

образуемыми на основании демократических выборов. Декрет приостанавливал

действие существующего института мировых судей. Местные судьи теперь должны

были избираться на основании прямых демократических выборов, а до

назначения таких выборов - районными и волостными (уездными и городскими)

Советами. Причем раннее занимавшие должность мировых судей не лишались

права быть избранными в местные судьи как временно, так и окончательно на

демократических выборах.

Декрет определял компетенцию местных судов. Они должны были решать

все гражданские дела с ценой иска не дороже 3000 рублей и уголовные дела,

наказание по которым могло быть не выше 2 лет лишения свободы. Приговоры и

решения местных судов были окончательными и обжалованию в апелляционном

порядке не подлежали. В определенных случаях допускалась просьба кассации.

Кассационной комиссией в таких случаях являлся уездный, а в столицах -

столичный съезд местных судей.

Так же упразднялись институты судебных следователей, прокурорского

надзора, присяжной и частной адвокатуры, а предварительное следствие по

уголовным делам возлагалось на местных судей единолично до преобразования

всего судебного порядка.

Местные суды решают дела именем Российской республики и руководятся в

своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь

постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат

революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными

признавались все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов раб., солд., и

крест. депутатов и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также

программам-минимумам РСДРП (программа минимума: установление буржуазной

республики, отмена всех выкупных платежей, 8 час раб день, самоопределение

всех наций) и партии СР (осуществление трудящимися революции с целью

установления социализма социализация всех земель, а именно передача земли

без выкупа в общинное пользование, а общины должны были разделить землю по

уравнительно-трудовому принципу. Запрет купли-продажи земель).

Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер

ограждения от них революции и ее завоеваний, для решения дел о борьбе с

мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями

учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы в составе одного

председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или

городскими Советами. Для производства по тем же делам предварительного

следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности истории российского государства и права

Правовой нигилизм русского народа.. система государственного.. общественный строй киевской руси..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности истории Российского государства и права
Современная мировая историография выработала 3 основные точки зрения на проблему своеобразия российской истории: 1) (С.М.Соловьев) Все страны имеют схожий путь историческог

Система государственного управления Киевской Руси
С точки зрения формы государственного устройства, Киевская Русь представляла собой унитарное гос-во, основанное на сузеренно-вассальных отношениях (отличительный признак феод

Городское население (жители посада)
1.Класс феодалов включал в себя 5 основных категорий: А) Бояре – бывшие старшие дружинники великого киевского князя. С 11 века –


К источникам права Киевской Руси можно отнести: А) Обычаи и традиции русского народа. Б) Нормотворчество первых русских князей

Гражданское право Киевской Руси (по Русской Правде)
1. Брачно-семейное право. А) РП закрепляет институт моногамного брака. Б) Нижний предел брачного возраста устанавливается в соответствии с Византийским правом и составляет

Обязательства из договоров
Обязательства из деликта влекли за собой необходимость загладить причиненный ущерб. Русская Правда устанавливает 4 вида договоров: 1) До

Уголовное право и уголовный процесс (по Русской Правде)
1)Под преступлением (обидой) Русская Правда предполагает любое действие (бездействие) причинявшее ущерб человеку. 2)Отсутствует поня

Общественный строй Новгорода и Пскова
Новгородское общество делилось на: 1. Феодалов, включающих в себя боярство и духовенство. 2

Феодалы
А) Бояре – представители старой родовой аристократии, никогда не были связаны с князем служебной зависимостью. Боярское землевладение носило безусловный характер. Принимали уча

Система государственного управления Пскова и Новгорода
Псков и Новгород представляют собой государство с республиканской формой правления(с 1348 года, когда была получена независимость). Высшим органом государственной власти является

Законодательная власть
2. Административная деятельность (формирование аппарата исполнительной власти). 3. Внешнеполитическое руководство (заключение мирных договор

Подбор кандидатуры посадника и других должностных лиц
Любой орган государственного управления был наделен судебными полномочиями. Основные государственные должности Новгорода: 1. Новгородский Архиепископ

Государственный и общественный строй Владимирской и Суздальской Руси
Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) княжество отделилось от Киевского в 30ые годы 12 века. Во второй половине 12 века возросло значение города Владимира, который стал столицей княжества, а

Новгородская и Псковская судные грамоты
От Новгородской судной грамоты сохранился лишь отрывок, содержащий 42 статьи, посвященных главным образом судопроизводству, в то время как Псковская судная грамота сохранилась целиком. Датировка об

Обязательственное право
а) Появление новых видов договоров (мены, аренды, дарения). б) Преобладающим видом заключения договоров является их письменное оформление. в) Существуют 2 основные

Право наследования
а) Сохраняются оба вида наследования, но основным становится наследование по завещанию. б) Изменения в наследовании «по завещанию»: - Завещ

Уголовное право
а) Появляется понятие государственного преступления (переверт – попытка государственного мятежа). б) Появляется понятие рецидива (3 кражи = смерть).

Процессуальное право
а) Происходит значительное увеличение количества судебных инстанций (низшая – суд братчины (во время мира)). б) По-прежнему отсутствуют органы следс

Государственный, общественный строй и право Золотой Орды
Общественный строй Золотой Орды включал в себя 2 основные группы населения: 1. Феодалы (Белая кость). 2. Зависимое население (Черная кость

Система государственного управления
Золотая Орда представляла собой типичную раннефеодальную монархию. Главой государства являлся Великий Хан. Его полномочия имели неограниченный диктаторский х

Семейное право
1. Великая Яса закрепляет полигамный характер брака, количество жен определялось отношением семьи к исламу. 2. Используется правило талака (упрощенная процедура бра

Образование русского централизованного государства
1. Период правления первых Московских князей Данила Александровича (1261-1303) и Юрия Даниловича (1303-1325). Для этого этапа характерно: Московское княжество становится самостоят

Духовенство
1. Служилые князья – бывшие правители самостоятельных русских княжеств, территория которых была присоединена к Московской Руси, а сами они перешли на службу

Холопы
а) Значительно сокращается численность холопов за счет ограничения источников холопства, а так же за счёт появления юридической возможности освобождение (бегство должника, а так же тиунство без

Крестьянство
а) Подразделяется на 2 основные группы: - Черносошные (живущие на государственной земли) - Частновладельческие (половники и серебря

Местное управление
Административно-территориальное деление страны имеет запутанную систему: - уезды (самые крупные) - станы -

Уголовное право. Гражданское право
Судебник 1947 года. Преступление – «лихое дело», причинившее ущерб государству и интересам господствующего класса. классу. Судебники закрепили наказу

Гражданское право
Судебник 1497 года. Право собственности. Развитие земельных отношений характеризовалось полным или почти полным исчезновением самост

Семейно-наследственное право в Судебниках 1497г. и 1550 г
На развитие семейно-наследственных отношений в XII XV вв. заметное влияние оказывали специфические факторы. В условиях владычества Орды роль мужчины-воина как главы семьи повысилась

Сословно-представительная монархия в России. Изменения в общественном и государственном строе в 1-й половине 16-17 веков
Сословно-представительная монархия - это вторая историческая разновидность государства с монархической формой правления, для которой характерно одновременное существование 2х центро

Развитие права в период сословно-представительной монархии. Соборное уложение 1649 года
Крупнейшим законодательным памятником этого периода явилось Соборное Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание посадского

История Земских Соборов в России
Под «собором» подразумевалось всякое собрание. В том числе и совещание бояр («собор боярский»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). В годы царствован

Периодизация земских соборов
Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов: 1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоял

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов
Р.Г. Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а впоследствии пош

Понятие абсолютизма и особенности русского абсолютизма
Абсолютизм - третья историческая разновидность государств с монархической формой правления, складывающаяся в период перехода от феодально-сословного к буржуазно

Власть Монарха
-5 февраля 1722 года был принят указ о порядке престолонаследия. Согласно этому указу монарх получил право самостоятельно выбирать наследника. 5 апреля 1797 года этот указ был отменён. -пр

Правительствующий сенат

Система отраслевого управления
Реорганизация отраслевого управления при Петре включает в себя 2 этапа: 1. 1700-1716 года. Петр пытается улучшить систему приказов (сокращается количество приказов, сокращаются управленчес

Б) Дворянство
Правящим классом оставалось дворянство. В ходе складывания абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце 17 века резко

В) Указ о единонаследии 1714 года
Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 года (полное название "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах"). Этот а

Развитие Уголовного права в 1ой половине 18 века
Первая петровская систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1715 году при создании Артикула воинского. Воинские Артикулы состояли из 24 глав и 209 статей и включены в качест

А) Субъективная и объективная сторона преступления
-Преступления делились на умышленные, неосторожные и случайные. Грань между неосторожным и случайным была весьма тонкой. Нередко неосторожные действия наказывались так же, как и умышленные - для су

Б) Виды преступлений
Артикулы включали следующие виды преступлений: -против религии (чародейство идолопоклонство) - смертная казнь. Богохульство - усечение языка, а особая хула Девы Марии и святых - смертной к

В) Наказания по Воинским Артикулам 1715 года
Цели: основная цель - устрашение (демонстративные казни и т.п.). Второстепенная - месть и изоляция преступника. Особенности наказания: -отсутствие индивидуализации (когда

Право собственности
Указ о Единонаследии 1714 года существенно расширил права дворян на землю, установил единый правовой режим для вотчин и поместий, они стали называться недвижимостью. С целью укрепления экономическо

Обязательственное право
Расширяется применение договоров порядка, поставки, поклажи, товарищества, займа, личного найма, купли-продажи, мены, дарения, найма имущества. Различные сословия обладали различными права

Семейное право
По указу о единонаследии был повышен брачный возраст (для мужчин - 20 лет, женщин - 17 лет). В брак не могли вступать лица, лишенные здравого рассудка. Указ от 6 апреля 1722 года "О с

Наследственное право
Указ о Единонаследии внес большие изменения в наследственное право. Воля наследодателя была ограничена при завещании недвижимости. Он имел право завещать её только одному из сыновей по выб

Создание и реформирование сената в 18 веке
В 1699 году прекращается работа Боярской Думы. Её функции унаследовала ближняя канцелярия, переименованная в 1708 году в "Консилию Министров". Консилия осуществляла административ

Ые годы
1762 год - в составе Сената создается тайная экспедиция - высший орган политической полиции. 1763 год - Сенат разделен на департаменты (6): -1 Обнародование законов, охрана сослов

Верховный Тайный Совет
1) 8 февраля 1726 года. В составе 11 человек, назначенных императрицей. Формально это учреждение было наделено совещательными полномочиями. Фактически в подчинение Верховного Тайного Совет

Кабинет Министров
Апрель 1731 года - создается Кабинет Министров (в составе 3х человек). КМ получил право давать свои распоряжения коллегиям, минуя сенат. КМ занимается предварительным рассмотрение


В) Судебные учреждения

Деятельность Сената
Во временя правления Екатерины 2 можно выделить 2 периода деятельности сената: 1. 60ые годы. 1762 год - в составе Сената создается тайная экспедиция - высший орган политической по

Отраслевое управление
2 периода: -60ые годы: В этот период создаются новые коллегии: экономии (экономические земли - раннее принадлежавшие церкви), медицинская. В коллегиях создаются внутренние

Губернская реформа 1775 года
7.11.1775 год - утверждена Губернская реформа. В ходе этой реформы Екатерина пыталась реализовать 3 основных цели: -упорядочение администр

А) Административно-полицейские учреждения
На уровне губерний к ним относились губернатор, губернское правление, приказ общественного призрения. Губернатор назначался сенатом из числа столичных дворян. Решал все вопросы администрат

В) Судебные учреждения
Все суды, созданные в ходе реформы, можно разделить на 3 группы: 1. Всесословные суды. 2. Суды специального назначения. 3. Сословные суды. 1. К в

Семейное право
-Значительно усложняется процедура развода (теперь только с согласия Синода). -Семейное законодательство впервые закрепляет взаимные обязанности родителей (обеспечить детям одежду, пропита

Уголовное право
Основные источники права: СУ, Артикул воинский, указы 18 века. -Появляется понятие особо тяжкого преступления (богохульство, гос.измена, брань на государя, убийство, разбой, кража с поличн

Кодификация законодательства во второй половине 18 века
А) Кодификационная работа. С 1754 года начинает работу новая уложенная комиссия, задачей которой вновь становится переработка старой и создание новой системы права. Указом Сената

Развитие уголовного права России и его кодификация в 1ой половине 19 века
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. В 1845 году был принят новый уголовный кодекс, названный «Уложением о наказаниях уголовных и исправительн

А. Вещное право
Система вещного права состояла из права владения, права собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового права. Различалось законное и незаконное владение. По Своду законов всяко

Договоры
В обязательственном праве различались обязательства из договоров и из причинения вреда. Свод законов содержал специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров.

Товарищество
Договор товарищества в новых экономических условиях получает широкое распространение. Предусматривались следующие их виды: 1) товарищество полное (члены товарищества отвечают за его сделки всем сво

В. Семейное и наследственное право
Семейное право сохранило принципы, выработанные в 18 веке: единственной формой брака был церковный брак. Условия вступления в брак и его расторжения брались из норм и правил соответствующего вероуч

Проект реформ М. М. Сперанского
Новый этап подготовки преобразований начался в 1809 г., когда к разработке реформ был привлечен М.М. Сперанский. Это была необычная фигура в высших эшелонах российской власти. Сын сельского священн

Система государственного управления Российской Империи в 1ой половине 19 века
-Реформа Сената и министерская реформа. -Программа реформ Сперанского и её практическая реализация. Март 1801 года – Александр 1. Необходимость реформы государственного управления

Сенатская реформа
По проблеме сенатской реформы были сформулированы 2 основные точки зрения: 1.Высказывалась представителями Сенатской Партии (окружение Екатерины 2): -необходимо за

Министерская реформа
Основные этапы реализации: Начало: Манифест от 8 сентября 1802 года. В стране учреждаются 8 министерств: -Военное. -Морское. -Иностранных Дел.

Государственный совет
1 января 1810 г. был создан Государственный совет (просуществовал до 1917 года). Государственный Совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывающий законопроекты, которые пол

Развитие процессуального права в 1ой половине 18 века
«Краткое изображение процессов или судебных тяжб» (1715 год): подробное регламентирование инквизиционного процесса. Определялась подсудность судов: -дела н

Формирование и развитие административно-полицейского права в 18 веке
Пункты генерал-полицмейстеру 1718 года, Устав главного магистрата 1721 года, Инструкции московской полиции 1722 года. В этих НПА определяются основные направления деяте

Местное государственное управление
А. Предпосылки земской реформы 1864 года. Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в

Крестьянская реформа 1861 года
Император утвердил 19 февраля 1861 г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральное и местные "Положения", в которых регламентировались

Судебная реформа 1864 года
До 1864 г. рассмотрение дел во всех судебных инстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильное давление оказывали различные административные органы, ведение следствия и испол

Земская и Городская реформа 60ых годов 19 века
А. Предпосылки земской реформы 1864 года. Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центр

Развитие русского права во 2ой половине 19 века
В России продолжал действовать Свод законов Российской империи. Проведенные реформы внесли в него существенные изменения, но новая кодификация проведена не была. Попытка кодификации

А. Общая история
Собственно научная историография предмета начинается только в XVIII в. В первых исследованиях историко-правовые темы были включены в общеисторический контекст. Тем не менее, элементы предмета истор

Б. Норманисты и Антинорманисты
В Российской Академии наук проблемы происхождения русского государства разрабатывались как представителями норманнской школы (Байер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых

Г. Другие направления
Начинают складываться научные школы в области истории государства и права: школа “официальной народности”, основывающаяся на формуле самодержавие православие, народность” (М.П. Погодин); славянофил

Д. Евразийство
Специфическим течением в области историко-правовых и историко-государственных исследований стало т.н. евразийство. Это научное направление сложилось в 20-е годы XIX в. в среде русской эмиг

Ж. Современные исследования
К числу современных направлений в изучении курса можно отнести следующие: изучение политической истории России (И.И. Смирнов, А.М. Сахаров, А.А. Зимин, А.Я. Аврех и др.); исследования преобразовани

Изменения в сословном строе Российской Империи во 2ой половине 19 века.(вопрос не доделан)
Дворянство С отменой крепостного права в 1861 г. наступил период кризиса российского дворянства, наиболее сильно ударивший по рядовому дворянству. Крупные землевладельцы сп

Контрреформы в сфере суда
Отход от провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям сразу. Прежде всего, стали все чаще практиковаться изъятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрен

Контрреформы в сфере самоуправления
Волна контрреформ захватила в 80-90-е годы и сферу органов местного самоуправления. В 1890 г. было пересмотрено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Сохранив куриальную

А. Предпосылки
Революция 1905 г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуж

Б. Этапы преобразования
В феврале 1903 г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем, в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель. В мае 19

В. Манифест 17 октября 1905 года и Основные законы
На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государствен

Государственная Дума. Система государственного управления России в 1905-1917 годах
Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая “Основными государственными законами“ 23 апреля 1906 г. П

Развитие права в начале 20 века
Система источников права в этот период пополняется новыми элементами: постановлениями Совета министров и мнениями Государственного совета. Эти формы, хотя и носили подзаконный характер, однако имел

Правовая политика временного правительства
Весной 1917 г. происходит демократизация политической жизни страны. Принимаются законы "О печати" и "Об учреждениях по делам печати", запретившие административны

Государственное управление России в 1917
Для выработки "общего плана организации народного хозяйства и труда, а также для разрешения законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни" создаются Экон

Декрет о земле
Декрет о земле был так же одним из первых декретов Советской власти. Подготовил его В. И. Ленин. Был принят вторым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года в

Декрет о мире
Декрет о мире один из первых декретов советской власти, программный внешнеполитический документ, который был подготовлен В. И. Лениным и принят вторым Всероссийским съездом Совето

Развитие системы правоохранительных органов в советский период 1917 -1991 г
Прокуратура. Ноябрьский 1917 г. Декрет СНК - Декрет о суде N1 упразднил прокуратуру.В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В.И.Ленин настаивал на еди

Развитие гражданского права в Советский Период
При формировании гражданского права в 1921 -1923гг. законодатель стремился по возможности упростить систему норм. Чем шире была автономия сторон в гражданском правоотношении, тем больше норм, регул

Конституция 1924 года
Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов, а в период между съездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Р

Конституция 1936 года

Государственное управление СССР в период ВОВ
ГКО был создан 30 июня 1941. Официально он был образован совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б).

Конституция 1936 года
Высшим законодательным органом государственной власти СССР является Верховный Совет, состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, избирается сроком на четыре года; заседают 2 раза

Конституция 1977 года
Высшим органом законодательной власти СССР является Верховный Совет, собирается 2 раза в год, в перерывах работает президиум Верховного Совета. Состоит из двух палат: Совета Союза и

Основные изменения в Государственного управлении и законодательстве СССР в период перестройки
Высшим органом государственной власти становился съезд народных депутатов – выборный орган(всего съездов было 5) Верховный совет СССР стал постоянно действ

Конституции советского периода
Всего было 3 конституции 24, 36 и 77 годов. Права и свободы граждан: В конституции 1924 года права граждан не были закреплены. По конституции 1936 года:

Избирательное право
Все в 60 вопросе. По конституции РСФСР 1918 года: Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие

  • 6.Общественно-политический строй Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского (Ростово-Суздальского) княжеств в период феодальной раздробленности.
  • 7.Общественно-политический строй Новгорода и Пскова в период феодальной раздробленности.
  • 8.Псковская судная грамота как памятник права. Общая характеристика.
  • 9.Гражданское и наследственное право по Псковской судной грамоте.
  • 11.​Образование Русского централизованного государства
  • 12.​Сословно-представительная монархия (XVI-XVII вв.)
  • 14.Основные формы феодальной собственности на землю в XV – XVII веках. Права крестьян на землю.
  • 15. Юридическое оформление крепостного права в России
  • 16.​Соборное уложение 1649 г.
  • 17.Вещное и обязательственное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 18.Наследственное и семейное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 19.Уголовное право по Соборному Уложению 1649 года.
  • 20.​Абсолютная монархия в России
  • 20.​Развитие государственной системы в период просвещенного абсолютизм.
  • 22.Государственные реформы периода «просвещенного абсолютизма»: губернская, местной администрации, судебная, полицейская (Устав благочиния 1782 г.).
  • 23. Гражданское, наследственное и семейное право в первой четверти xviiIв.
  • 24. Воинские артикулы 1715 г. Общая характеристика.
  • 25. Эволюция судебного процесса в период абсолютизма. Система судебных органов (Сенат, юстиц-коллегия, надворные и нижние суды).
  • 26. Правовое положение сословий в хviii веке. Жалованные грамоты 1785 года. Личные и имущественные права подданных.
  • 27. Судопроизводство во второй половине XVIII в – первой половине XIX века. Развитие полицейского аппарата.
  • 29. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в.: цели, содержание, результаты, значение.
  • 30. Отмена крепостного права в России: правовые принципы крестьянской реформы1861 г. И их реализация.
  • 31. Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864г. И городская реформа 1870г.
  • 32. Судебная реформа 1864 года.
  • 33. Военная реформа 1874 года.
  • 34. Контрреформы 80-90-х гг. XX в.
  • 35. Уголовное право и процесс в конце XIX – начале XX века. Уголовное уложение 1903 г.
  • 36. Формирование конституционной монархии в России: Манифест 17 октября 1905 г., Основные законы 1906 года. Власть Императора.
  • 37. Государственная Дума в России в начале XX века: образование, полномочия, избирательные законы.
  • 38. Система государственного управления в России в период буржуазно-демократической республики (март 1917 г. – октябрь 1917 г.).
  • 39. Учредительное собрание: история созыва, задачи, партийный состав; отношение Временного рабоче-крестьянского правительства.
  • 40. Октябрьская революция 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его решения.
  • 41. Формирование советской судебной системы. Декрет о суде № 1, 2, 3.
  • 42. Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.
  • 43. Создание основ социалистической экономики и формы ее правового регулирования (октябрь 1917г. - июнь 1918 г).
  • 44. Первый этап кодификации советского права: кзот 1918г., кзагс 1918. Руководящие начала по уголовному праву 1919.
  • 10 Декабря 1918 г.
  • 45.. Конституция рсфср 1918 года. Разработка, основные принципы, система органов власти и управления, права граждан.
  • 47. Проблемы государственного строительства в 1917 – 22 годах. Создание ссср.
  • 48. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Общая характеристика Уголовного кодекса 1922 года. Уголовно-процессуальный кодекс.
  • 49. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Основные принципы Гражданского и Земельного кодекса 1922 года.
  • 50. .Формирование и законодательное закрепление однопартийной системы в России после октября 1917 года.
  • 51. Судебно-правовая реформа 1922-1924 гг.
  • 52. Конституция ссср 1924 года. Разработка, структура, система органов власти и управления Союзом. Права союзных республик
  • Декларация об образовании ссср
  • Договор об образовании ссср
  • 53. Развитие земельного и колхозного права в 1920-х - первая половина 1930-х годов. Первые уставы сельхозартели.
  • 54. Преобразования в государственном аппарате в период социалистической реконструкции (1927 - 1932 гг.). Формирование административно-командной системы управления народным хозяйством.
  • 55.Кодификация советского права в 1920-е годы. Кодекс законов о труде рсфср. Трудовое право.
  • 56.Уголовное право и процесс в 1920-е гг. Уголовный кодекс рсфср 1922 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г.
  • 60. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Гражданское право, трудовое, семейное, колхозное право.
  • 61. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Уголовное и судебное право.
  • 62. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы власти и управления.
  • 63. Изменения политического режима в ссср в 1930 - 1940-х годах. Сращивание партийного и государственного аппарата. Установление режима личной власти.
  • 64. Внешнеполитическая деятельность советского государства в первое послевоенное десятилетие.
  • 65. Деятельность судебных органов в первое послевоенное десятилетие.
  • 66. Основные тенденции развития хозяйственного (гражданского), колхозного и трудового права (1945-1955 гг.)
  • 67. Уголовное право и процесс в первое послевоенное десятилетие.
  • 68. Советская Федерация в 1936-1950 годах. Создание новых советских республик. Проблемы автономий и национальных меньшинств.
  • Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, . институт судебных следователей. На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципал выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную с илу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей. Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены. 2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции - окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам - в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В суде допускалось судоговорение на местных языках. Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок. 3. 13июля 1918 г. СНК был принят ^ Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве. В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил ^ Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей. Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи. 4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями. В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.



  • Последние материалы раздела:

    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

    квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

    Читы на GTA: San-Andreas для андроид
    Читы на GTA: San-Andreas для андроид

    Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

    Классическая механика Закон сохранения энергии
    Классическая механика Закон сохранения энергии

    Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...