Предмет безопасности жизнедеятельности. Опасные и чрезвычайные ситуации. Привет студент Какие могут быть опасные ситуации

Опасные условия, это такие условия, при которых существует угроза воздействия на организм человека опасных производственных факторов. Например, электрический ток может стать опасным фактором при поврежденной изоляции проводника; движущиеся механизмы, создают угрозу травмирования человека при отсутствии ограждения; ядовитое вещество, как предмет труда, может попасть в организм человека, если отсутствуют СИЗ и т. д.

Опасные производственные условия могут возникать вследствие неудовлетворительного решения вопросов безопасности труда, отсутствия четкой системы контроля за состоянием охраны труда, из-за несовершенного уровень организации труда, низкую надежность машин и их отдельных частей или рабочих органов и т. Д.

Основной мерой по предупреждению несчастных случаев должно быть устранение опасных условий в процессе производственной деятельности. При отсутствии опасных условий, травма или авария не случится, даже при наличии нескольких опасных факторов на конкретном рабочем месте.

Что такое опасное действие?

Опасное действие работающих на производстве - это такая, при которой создается возможность воздействия опасного производственного фактора на органом человека.

Опасными действиями в конкретных производственных условиях называются такие действия, которые не соответствуют научно обоснованным нормативным и законодательным актам, профессиональной и трудовой дисциплине при выполнении работы.

К опасным действиям можно отнести нарушение режима работы машин, технологического оборудования, превышение скорости движения, резкое торможение или крутой поворот, неблагоприятное применения средств труда, работа без СИЗ при их наличии и т. Д.

Опасным действием должностного лица является некачественное формальное обучение работников, отсутствие соответствующего контроля и надзора за состоянием охраны труда, допуск к работе неисправных машин или людей несоответствующей квалификации, в результате чего создается угроза возникновения нештатной ситуации или даже аварии.

Между опасными условиями и опасными действиями существует, в большинстве случаев, взаимосвязь, становится причиной несчастных случаев.

Например, конструктивные недостатки машин могут привести к вмешательству человека в работу машины с нарушением правил безопасности. В этом случае опасное воздействие человека возникает вследствие существования опасной условия, повлекший опасное действие.

В противном случае, должностное лицо, которая позволила работать на неисправной машине, допустила опасное действие, а неисправная машина стала опасной условием для возникновения нежелательных последствий.

Что такое опасные обстоятельства?

Работающий, допускает опасные действия, может попасть в опасные обстоятельства, при которых на него в определенное время (обстоятельство времени), на определенном месте (обстоятельства места), при определенной причине (обстоятельство причины), с определенной целью (обстоятельство цели), а также при выполнении действий определенным образом (обстоятельство образа действия) могут действовать опасные производственные факторы.

Таким образом, допуская опасные действия в процессе работы, работающий может попасть в опасные обстоятельства и в опасную производственную ситуацию, в результате которой возникает нежелательное событие, что приводит к травматизму.

Бывают случаи, когда из-за опасной действие одного человека в опасных обстоятельствах может оказаться другой человек или группа людей. Например, опасные действия водителей транспортных средств при перевозке людей могут вызвать ДТП.

Что такое опасная ситуация?

Опасную ситуацию формируют опасные условия и опасные обстоятельства. Наличие на рабочем месте одного или нескольких опасных факторов представляет собой опасную условие. Если на рабочем месте нет ни одного фактора тогда и опасности не существует. Опасности не будет, или будет мало вероятной, если опасные факторы существуют, но условий, при которых они могут реализоваться и негативно действовать на человека, нет. Эти обстоятельства необходимо учитывать на стадии проектирования или при разработке профилактических мероприятий по предотвращению производственного травматизма.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нижнекамский медицинский колледж,

20142015 учебный год

Реферат

по ОБЖ

на тему: Опасная ситуация

Выполнила: студентка 1 курса

группы 9431

Юртаева Валентина

Преподаватель: Нурмухаметов

Руслан Ахадович

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашему здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.

Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.

Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.

Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

В процессе жизнедеятельности, т. е. создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию (ЧС).

Опасности и чрезвычайные ситуации имеют различный характер. Чаще всего в их основе лежат природные явления, вызывающие стихийные бедствия, экологические, связанные с нарушением равновесия в деятельности человека и окружающей природной среды, техногенные, возникающие при авариях и катастрофах в производственной сфере, на транспорте, в системах коммуникаций, биологические, проявляющиеся в эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях и пр., и социальные, связанные с противоречиями в общественных отношениях. Анализ происходящих в последнее время ЧС свидетельствует, что в 75-80 % случаев их возникновение связано с деятельностью человека и обусловлено причинами социального характера.

Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не изза различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это, прежде всего, демографическая проблема, порождаемая перенаселением, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это проблемы войны и мира, проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновимых ресурсов, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовнонравственной сферы и др.

Каждая неразрешенная, непреодоленная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. В качестве примера успешно разрешенных глобальных проблем можно назвать острую в 19601980х годах проблему "информационного взрыва", на сегодня весьма эффективно смягченную благодаря новым информационным технологиям, а также решенную во многом благодаря достижениям медицины проблему эпидемий, охватывавших ранее обширные территории Земли.

Однако для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают опасные ситуации.

Опасная ситуа­ция -- это стечение обстоятельств, которое при оп­ределенном развитии событий может привести к несчастью.

В большинстве случаев опасные ситуации созда­ет сам человек, нарушающий общепринятые правила поведения.

Опасная ситуация может возникнуть на дороге, если пешеход переходит проезжую часть в неустанов­ленном месте или на красный свет светофора, если человек нарушает правила пожарной безопасности, если не соблюдает правила общественной безопас­ности и общественного порядка.

Опасные ситуации, с которыми наиболее часто человек может встретиться в повседневной жизни, можно условно разделить на три группы.

Опасные ситуации техногенного характера.

Они могут возникнуть при общении человека с техникой и различными техническими устройствами. К ним мож­но отнести опасные ситуации на дорогах, опасные си­туации при обращении с огнем и различными быто­выми приборами.

Опасные ситуации природного характера.

Могут возникнуть изза невнимательного отношения человека к особенностям природ­ных условий в регионе его проживания, изза наруше­ния правил поведения в при­родных условиях в различное время года. опасный чрезвычайный ситуация самозащита

Опасные ситуации социального характера.

Они связаны с нарушениями людьми правил обществен­ной безопасности и обще­ственного порядка.

Эти ситуации зачастую носят крими­нальный характер. А что мы называем чрезвычайной ситуацией?

Чрезвычайная ситуация -- это обстановка, сло­жившаяся в результате ава­рии или опасного природ­ного явления, которые по­влекли человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей при­родной среде.

Чрезвычайная ситуация отличается от опас­ной, прежде всего тяжестью последствий.

Чрезвычайные ситуации также делятся на природные, техногенные и социальные.

Чрезвычайные ситуации природного характера могут быть вызваны землетрясени­ем, наводнением, ураганом, бурей, смерчем, оползнем, селем, цунами, извержением вулкана, циклоном.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера мо­гут быть вызваны промыш­ленной аварией, взрывом, транспортной аварией, по­жаром, гидродинамической аварией.

Чрезвычайные ситуации социального характера на­ступают вследствие ведения военных действий, при тер­рористических актах, при эпидемиях.

Чтобы снизить нежела­тельные последствия опас­ной и чрезвычайной ситуа­ции, необходимо постоянно учиться вести себя без­опасно, то есть предвидеть опасности, уметь их избегать, знать, как вести себя в опасной си­туации.

Для того чтобы научиться безопасному поведению, необходимо:

Решать ситуационные задачи, продумывая свое поведение в различных условиях;

Постоянно совершенствовать свои физические качества, занимаясь физической культурой и спортом, закаливанием организма;

Постоянно воспитывать в себе волевые качества и уравновешенность, которые помогут сохранить спокойствие в сложной обстановке и найти рациональный путь выхода из нее.

Некоторые люди считают, что с ними никогда не случится ничего плохого, что все неприятности суще­ствуют не для них. До определенного времени так мо­жет и быть. Однако самые тяжелые последствия опас­ной ситуации постигают человека, который ее не ожидал и не был готов к грамотным действиям.

Столкнувшись с проблемой или неординарной ситуацией, мы начинаем лихорадочно искать выход, пытаемся принять верное решение. Как правило, все это происходит потом, когда, к сожалению, определенное негативное событие уже произошло.

Однако есть способ, который позволит значительно уменьшить долю риска в той или иной опасной ситуации: просто необходимо заранее предвидеть возможную угрозу, подготовить себя и неукоснительно соблюдать правила обеспечения собственной безопасности.

Опасность легче предугадать, предусмотреть и "застраховать" себя от нее, нежели потом устранять ее последствия.

В повседневной жизни чаще всего могут возникнуть криминогенные ситуации, связанные с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением.

Общие правила безопасного поведения в таких ситуациях состоят в следующем:

Всегда будьте начеку и умейте распознавать источники опасности, чтобы не быть застигнутым врасплох;

Старайтесь всегда находиться в хорошей физической форме и психологически будьте готовы к возможной опасной ситуации;

Не падайте духом и в любой ситуации ищите выход;

Постоянно имейте под рукой телефон ближайшего отделения милиции;

Научитесь технике самообороны и при необходимости защищайте себя самым решительным образом;

Не вступайте в контакт с незнакомыми людьми, особенно с теми, которые вызывают подозрение;

Будьте особенно бдительны и внимательны в местах повышенной криминогенной опасности;

Затрудняйте, насколько это возможно, действия злоумышленников, так как каждое препятствие ставит перед ними задачи и для их разрешения требуется время;

Как избежать опасной криминогенной ситуации.

Криминогенные ситуации чаще всего возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах. При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.

Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег. Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей. Если появилось ощущение, что ктото преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.

Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в милицию.

Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику. Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп». По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать милицию.

Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека. Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты -- хорошая гарантия не стать жертвой преступников.

Все мы являемся свидетелями активизации глобальных природных процессов в последние годы, которые проявляются во всевозможных землетрясениях, ураганах, цунами, небывалых снегопадах и т.д. Не вдаваясь в исследования причин, мы поговорим о следствиях. А следствия таковы, что стихийные бедствия приносят огромный экономический ущерб, угрожают жизни и здоровью человека. Кроме природных катаклизмов, сегодня огромную опасность для человечества представляет само человечество, точнее, созданная человеком "техносфера". Реальность такова, что люди производят ядовитые вещества чудовищные по своей силе, используют энергию расщепления ядра, способную уничтожить все живое. Может ли развиваться цивилизация иначе? Кто знает? Впрочем мы все равно говорим о следствиях.

Человечеству брошен вызов. Бедствия, катастрофы, чрезвычайные ситуации подают сигнал: траектория мирового развития стала неустойчивой, и задача современной науки найти выход и предложить его обществу. Символами уходящего XX века был технический прогресс, расширенное воспроизводство, экстенсивный роста. Императивы XXI века иные. Во главу угла ставятся устойчивость, безопасность, качество. Сегодня ученым недостаточно указать обществу выбор, надо изучить его последствия и выяснить цену этого выбора до того, как он будет сделан. И тогда у нашего и следующих поколений появится надежда. Сегодня в центре нашего внимания человек, люди, общество, и цель этого общества защита жизни и интересов человека. А чтобы научиться защищать человека, нужна не только научная система взглядов на способы управления рисками катастроф и стихийных бедствий. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций. И соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Воспитание у учащихся навыков правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях. Действия при наводнении, землетрясении, урагане, сильной грозе, оползне в горах, лесном пожаре. Поведение при эвакуации, оказание медицинской помощи пострадавшим.

    методичка , добавлен 11.11.2009

    Чрезвычайная ситуация как обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, классификация данных явлений. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций различной природы.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Источники и виды природных чрезвычайных ситуаций. Геологически опасные явления: землетрясение, оползень. Ураган, буря, смерчь. Правила действия людей при их возникновении. Как действовать во время грозы. Цунами и наводнение. Пожары в лесах, на торфяниках.

    курс лекций , добавлен 30.01.2010

    Обеспечение военной, экономической и социальной безопасности. Понятие чрезвычайных ситуаций. Аварии на химически, радиационно и взрывоопасных объектах. Аварии на транспорте. Чрезвычайные ситуации природного характера. Защита в чрезвычайных ситуациях.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2014

    Понятие и источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Причины техногенных чрезвычайных ситуаций, негативные факторы при их возникновении. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения, по темпу развития и по природе происхождения.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Понятие чрезвычайной ситуации, классификация и общая характеристика. Наиболее характерные причины возникновения ЧС. Региональные особенности чрезвычайных ситуаций в России. Техногенные и природные чрезвычайные ситуации, факторы, их провоцирующие.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2011

    Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Общение с незнакомым человеком по телефону. Мошенничество, его основные виды, основные черты, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.

    методичка , добавлен 11.11.2009

    Понятие чрезвычайных ситуаций, их классификация, исходя из условий возникновения. Правила поведения населения при землетрясении. Как действовать во время урагана, бури, смерча. Необходимые меры безопасности при пожаре, наводнении и массовых заболеваниях.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    Классификация чрезвычайных ситуаций естественного (природного) происхождения. Чрезвычайные ситуации: землетрясения, извержение вулканов, сель, оползни, ураган, буря, смерч, сильный снегопад, заносы, обледенения, лавины, наводнение, подтопление и др.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2008

    Чрезвычайные ситуации, их поражающие факторы. Особенности неблагоприятного влияния поражающего фактора на человека, окружающую среду. Классификация чрезвычайных ситуаций, стадии развития, причины возникновения. Прогнозирование, зоны поражения при авариях.

Альберт Вонг , старший инженер по обеспечению надежности, «Сахалин Энерджи»

Потенциально опасная ситуация - это происшествие, которое не привело к травмам, ущербу здоровья людей или повреждению имущества, но потенциально могло повлечь за собой все перечисленные последствия. В таких случаях травм, гибели имущества, а иногда и летального исхода удается избежать лишь по счастливой случайности - иными словами, ситуация была на грани фола. Часто говорят о том, что в основе таких ситуаций лежит человеческий фактор, но не стоит забывать и о том, что недоработки в технологии или неисправности оборудования могут спровоцировать или усугубить такое развитие событий, в связи с чем этому аспекту следует уделять особое внимание.

Примерами таких ситуаций изобилуют все сферы бизнеса и производства. Неисправность оборудования может и не привести к негативным последствиям в каком-то конкретном случае, но несет в себе при этом потенциальную угрозу серьезного ЧП. Можно сказать, что такое ЧП почти произошло. Впрочем, такие ситуации характерны не только для производственной сферы. Приведу пример из статьи «Как избежать катастрофы», опубликованной в журнале Harvard Business Review, в которой рассказывается о том, с чем пришлось столкнуться компании Apple после выпуска на рынок iPhone 4 в июне 2010 года. Практически сразу после начала продаж покупатели стали жаловаться на слабый сигнал и некачественную связь. Первоначально компания заявила, что во всем виноваты сами пользователи - они, дескать, неправильно держат телефон и перекрывают внешнюю антенну ладонью, и посоветовала им не держать телефон за нижний левый угол. Когда на одном из интернет-форумов у Стива Джобса спросили, как он собирается решать проблему, глава Apple категорично заявил, что проблемы попросту не существует. Многие пользователи сочли это надменным и оскорбительным, о чем не замедлили сообщить в социальных сетях и средствах массовой информации. Против Apple был подан ряд коллективных исков, при этом в одном из исковых заявлений компании инкриминировались «недобросовестные действия, выразившиеся в сокрытии фактов, невыполнении своих обязанностей, намеренном искажении информации и недоработке конструкции изделия». Мощнейший удар по репутации Apple был нанесен в середине июля, когда влиятельный журнал Consumer Reports отказался дать положительную рекомендацию четвертому «айфону» (такие рекомендации получили все предыдущие модели). В конце концов, компания пошла на попятную, признав наличие ошибок в программном коде и предложив пользователям новые версии прошивки и бесплатные чехлы для устранения проблем с антенной.

Причины этого кризиса существовали задолго до того, как он разразился. Тот факт, что потребители долгие годы мирились с проблемами - не показатель успешной стратегии, а всего лишь пример работы «на грани фола». Как только для этого появились необходимые предпосылки - разгромная статья в Consumer Reports, о которой стало известно миллионам, и распространение информации в социальных сетях и интернет-форумах - кризис не заставил себя ждать.

Из потенциально опасных ситуаций всегда можно извлечь соответствующие уроки. В «Сахалин Энерджи» мы проводим учет и анализ потенциально опасных ситуаций и происшествий в рамках процесса повышения надежности и целостности производственной деятельности. Понятно, что выявление первопричин происшествий, приведших к остановке производства, проводится особенно тщательно с применением специальных аналитических инструментов, но при этом не стоит забывать и о других сбоях и потенциально опасных ситуациях, пока они не переросли в серьезные ЧП.

Выявление первопричин - это лишь полдела. Не менее ответственный подход следует применять и при разработке мер по их устранению, при этом ожидаемые результаты должны быть четко сформулированы и измеримы; следует поставить конкретные сроки и прописать, кто именно должен обеспечить достижение результатов. И, наконец, самый главный момент: руководители обязаны четко осознавать, что они несут ответственность за возникновение потенциально опасных ситуаций.

Стоит перечислить основные шаги, которые необходимо предпринять в случае их возникновения: первое - это определить, имеются ли отклонения от нормы; далее - проанализировать такие отклонения для выявления первопричин; затем разработать меры по устранению первопричин потенциально опасной ситуации и назначить ответственных за реализацию таких мер. Также следует выявлять потенциальные опасности, маскирующиеся под достижения. Успешная работа в данном направлении - залог того, что потенциально опасная ситуация не перерастет в серьезное ЧП.

В заключение приведу еще одну цитату из статьи «Как избежать катастрофы»: «Большинству кризисов в деловой сфере (включая ошибки проектировщиков, постоянные отказы оборудования, а также репутационные кризисы) предшествует работа «на грани фола» - то есть ситуации, которые могли бы перерасти в ЧП, если бы не удачное стечение обстоятельств. Руководители зачастую не слышат этих тревожных сигналов из-за того, что неадекватно воспринимают происходящее, считая, что такая ситуация - показатель того, что все идет по плану, либо вовсе ее не замечая». Запомните эти слова и старайтесь избегать подобных ошибок в своей работе.

  • Тема 2.
  • 2.3. Раздел 3. «Опасные ситуации природного и техногенного характера, их предупреждение и защита от них».
  • Тема 4.
  • Тема 2.
  • 3.Содержание блоков модуля курса дистанционного обучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Блок №1 (обязательный к изучению).
  • Тема 1.
  • «Исторический аспект в изучении проблем безопасности жизни человека».
  • 1.Какова роль биосферы в планетогенезе Земли?
  • 1.Существуют ли закономерности появления угроз безопасности от жизнедеятельности
  • 1.Раскройте сущность понятия «опасность» и «безопасность».
  • 1.Понятие чс. Механизм и стадии развития чрезвычайных ситуаций.
  • 1.Постановление Правительства рф «о классификации чс природного и техногенного характера» от 13.09.96 г. №1094.
  • 1). Федеральный закон «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного
  • 1.Задачи и структура гражданской обороны.
  • 1.Предназначение и примерная структура го образовательного уч­реждения.
  • 1.Комплекс организационно-профилактических мероприятий в образовательном учреж­дении по предупреждению и пресечению террористических проявлений.
  • 1.Обеспечение личной безопасности на улицах города. Сформулируйте правила безопасного поведения на улицах города.
  • 13.Чс не выходящая за пределы населенного пункта, классифицируется, как:
  • 53. Биологический смысл активной адаптации состоит в:
  • 64.Как необходимо вести себя людям, захваченным в качестве заложников?
  • 69.Как называется комплекс мероприятий по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозированию и профилактике возникновения чрезвычайных ситуаций (чс)?
  • Лекция №1.
  • 1.Происхождение Вселенной, эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.1. Теория возникновения Вселенной. Современная картина мира.
  • (Рис 4) Рождение звезд.
  • 1.2. Эволюция Солнца и солнечной системы.
  • 1.3.Теоретическая судьба Вселенной.
  • 2. Теория возникновения жизни и биосферы.
  • 2.1.Зарождение жизни.
  • (Рис.8)Земля 4,5 млрд. Лет назад.
  • 2.2. Характеристики биосферы. Местоположение биосферы.
  • 2.3. Будущее биосферы.
  • 3.Ноосферогенез(рождение и эволюция разума). Учение в.И Вернадского о ноосфере.
  • XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году.
  • 1). Заселение человеком всей планеты.
  • 1).Рассмотрение человечества в роли планетарного фактора, физического компонента
  • 1) .Продолжение процесса цефализации.
  • 1.Моисеев н. Н. Слово о научно-технической революции. 2-е изд., доп. - м.: «Молодая гвардия», 1985. - 238 с.
  • Тема 2. «Научные исследования о последствиях жизнедеятельности человека. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи».
  • Лекция № 2.
  • 1.Возникновение и эволюция мира опасностей. Закономерности появления
  • 2. Предпосылки и признаки новой эпохи.
  • 2.1.Учение о ноосфере и его определяющая роль для прогрессивного развития человечества.
  • 2.2.Демографический взрыв.
  • 2.4.Первые признаки новой эпохи.
  • 1).Угроза от атомной бомбы и возможные последствия ядерной войны.
  • 2).Космический аналог ядерной угрозы.
  • 3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности.
  • 3.1.Мировая динамика.
  • 1900 2025 2100
  • 3.2.Пределы роста.
  • 3.3.Устойчивость биосферы.
  • 4.Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи.
  • 2.Сущность и типология глобальных проблем безопасности.
  • 1).Примечание.
  • 2).Современный комплекс проблем безопасности – это системно выстроенное на базе современной науки представление:
  • 1) Проблемы, связанные с противоречием между обществом и окружающей средой (система «общество – природа»);
  • 2) Социальные проблемы, связанные с противоречиями внутри общества (система «человек – общество»).
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 3.
  • 2).Обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем.
  • 3).Воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, и развивать у них самостоятельное творческое мышление.
  • 1. Причинно – исторический аспект становления науки о безопасности жизнедеятельности.
  • 2.Основные положения, цели, задачи и практическое значение Науки безопасность жизнедеятельности.
  • 1.С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях
  • 1. По своему происхождению опасности бывают:
  • 2.По времени проявления последствий опасности делятся на:
  • Тема 4. «Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория Безопасности».
  • Лекция № 4.
  • 1.Понятие о риске. Классификация рисков.
  • 2. Концепция приемлемого риска. Управление риском.
  • 2.1. Концепция приемлемого риска.
  • 2.2. Управление риском.
  • 3. Принципы и методы обеспечения бж. Средства обеспечения безопасности.
  • 3.1 .Принципы обеспечения безопасности.
  • 3.2.Методы обеспечения бж.
  • 3.3.Средства обеспечения безопасности.
  • 4.2. Раздел 2. «Чрезвычайные ситуации и их классификация».
  • Тема 1.
  • Лекция № 1.
  • 1.Понятие об опасных и чс. Основные понятия и определения.
  • 2.Характеристика чрезвычайных ситуаций.
  • 2.1. Характерные стадии развития чс (элементы чс).
  • 1).Накопление факторов риска. Опыт свидетельствует, что опасности, как правило,
  • 2).Инициирование чс. Это своего рода толчок, пусковой механизм чс.
  • 3). Процесс самой чс. В этой стадии происходит высвобождение факторов риска - энергии или вещества и начинается их воздействие на людей и окружающую среду.
  • 2.2.Основные поражающие факторы чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Воздушная взрывная волна.
  • 2).Температурный фактор - это воздействие высоких и низких температур, возникающих в отдельных экстремальных ситуациях (Рис. 5).
  • 4).Возникновение поражающего фактора химически опасных веществ (хов).
  • 6).Аэрогидродинамический поражающий фактор, как правило, возникает при таких стихийных бедствиях, как наводнение, тайфуны и ураганы, смерчи, сели, оползни,
  • 3.Классификация чрезвычайных ситуаций.
  • 1).Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения.
  • 2).Классификация чрезвычайных ситуаций по скорости (темпу) распространения.
  • 3).Классификация чрезвычайных ситуаций по степень внезапности:
  • 4).Классификация чрезвычайных ситуаций по продолжительность действия.
  • 5). Классификация чрезвычайных ситуаций по природе происхождения (по
  • 4.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды):
  • 4.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды):
  • 5.Чс социального характера:
  • 5.1. Военные:
  • 5.2.Терроризм.
  • 5.3.Локальные и региональные конфликты (межнациональные, межконфессиональные и др.)
  • Тема 1.
  • Лекция № 2.
  • 1).Гипокинетическая аффективно-психогенная шоковая реакция (психогенный шок) - внезапное развитие психомоторной заторможённости, вплоть до полной обездвиженности (аффектогенный ступор).
  • 3).Истерические психозы:
  • 5).Реактивный параноид (психогенный параноид):
  • 2. Основные принципы защиты населения от чс в условиях мирного времени.
  • 3.2.Эвакуационные мероприятия.
  • 3.3. Инженерная защита населения от чс. Укрытие населения в защитных сооружениях.
  • 3.4. Средства индивидуальной защиты в чс.
  • 1.Фильтрующие:
  • « Чрезвычайная ситуация » может быть также опреде­лена как внешне

    неожиданная, внезапно возникающая обстанов­ка, характеризующаяся неопределенностью, стрессовым состоянием населения, значительным экономическим социальным, экологическим и т.д. ущербом, прежде всего человеческими жертвами, и вследствие этого необходимостью быстрого реагирования (принятия решений), крупными людскими, материальными и временными затратами на проведение эвакуационно-спасательных работ, сокращение масштабов и ликвидацию многообразных не­гативных последствий (разрушений, пожаров и т.д.).

    Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных

    ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции ФЗ от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 N 84-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91).

    дает такое определение ЧС:

    «Чрезвычайная ситуация» – это обстановка на определенной территории,

    сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления,

    стихийного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб

    здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные

    потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Исходя из вышесказанного можно заключить, что ключевым при определении

    понятия ЧС является термин «обстановка», как совокупность обстоятельств создавших

    условия при которых возможно воздействия неблагоприятных факторов, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Совокупность обстоятельств условий, создающих ту или иную обстановку, или положение принято называть ситуацией (от латин. situs - положение, расположение).

    Примечание.

    Ситуация(от латин. situs - положение, расположение) - Совокупность обстоятельств, условий, создающих ту или иную обстановку, или положение (книжн.).

    Одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека.

    Ход развития ЧС обусловлен возникновением опасных и экстремальных

    ситуаций различного характера, вызывающих воздействие неблагоприятных факторов.

    Опасная ситуация - ситуация, связанная с деятельностью людей, которая характеризуется достаточно большой вероятностью воздействия неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека, вызванных явлением, событием, (совокупностью событий) опасного характера, в ходе развития которой может быть нанесен вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

    Экстремальная ситуация (лат. Extremum - крайнее, предельное) - ситуация,

    связанная с деятельностью людей, которая характеризуется резким, радикальным и

    внезапным изменением обстановки сопровождаемым воздействием особо

    неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

    «Опасные ситуации» и «Экстремальные ситуации» отличаются друг от друга скоростью развития, возможностью скачкообразного усложнения обстановки масштабностью и связанной с этим высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях, а также воздействием особо неблагоприятных факторов на жизнедеятельность человека.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

    Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

    Для возникновения и развития ЧС необходимы определенные условия, а именно: существование источника «опасных факторов» или «негативных факторов» .

    Примечание.

    Опасность реализуется при наличии определенных причин, движущих сил, именуемых « факторами риска».

    Рис. 1 Авария на АЭС Фокусима.

    «Негативный фактор» - обобщенное понятие, охватывающее такие понятия как «опасный фактор», «вредный фактор», поражающий фактор».

    Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития. Тем не менее, бурное развитие науки и техники резко изменило привычный ритм жизнедеятельности современного человека и предъявляет к нему все более серьезные требования в области безопасности.

    Повышенные нервноэмоциональные нагрузки создают экстремальные состояния. В основе причин возникающих ЧС,в 85 % случаев лежат плохая организация, непродуманные действия, безответственность, халатность, низкий уровень профессиональной подготовки, или проще говоря - «человеческий фактор».

    Нерегулируемое воздействие человека на крупномасштабные процессы в природе может приводить к глобальным природным и как следствие техногенным и социальным катастрофам (Рис 1).

    На современном этапе развития человечества, в силу масштабности последствий возможных глобальных катастроф, устойчивое развитие цивилизации в полной мере зависит в утверждении мировоззрения на систему безопасности, основанную не на реагировании на уже случившуюся катастрофу, а на предупреждение ее опасности.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Рис. 2 Вулкан Йеллоустоун США. Периодичность извержений 1 раз в 10 000тыс. лет.

  • | Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Опасные и аварийные ситуации в доме

    Основы безопасности жизнедеятельности
    5 класс

    Урок 3
    Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире)




    Человек всегда стремился построить себе такое жилище, в котором он мог бы чувствовать себя в безопасности. Недаром сложившаяся в Англии поговорка «Мой дом - моя крепость» разошлась по всему миру. Но известно, что и дома человек тоже не защищён от опасных ситуаций.

    Ещё в древности люди использовали для создания жилищ то, что давала им сама природа. Для жилья приспосабливали пещеры, рыли землянки. Жилища строили соответственно местным условиям. Так, в северных районах и теперь можно встретить дома, в которых всё хозяйство объединено под одной крышей, чтобы защитить его от холодов и непогоды. Многие племена, живущие в Африке, строят деревни на сваях, чтобы защитить дома от наводнений во время сезона дождей.

    Современная же городская квартира не только защищает человека, но и предоставляет ему разные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в неё воду, газ, электричество, подключить телефон, провести телевизионную антенну. Человек уже не представляет свою жизнь без света и воды, телевизора и телефона. Однако наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов создаёт условия для возникновения опасных ситуаций.

    Причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире):

    небрежность (незакрытый кран, забытый включённый утюг, чайник, оставленный без присмотра на включённой газовой плите);


    неправильное обращение с бытовой техникой;


    неосторожное обращение с огнём и химическими препаратами;


    криминальные ситуации (взлом, ограбление, террористический акт).

    В некоторых случаях причиной опасных ситуаций в доме может стать и стихийное бедствие. Самое страшное, что может произойти с жилищем, - его полное или частичное разрушение. Оно может быть вызвано затоплением при паводке, землетрясением, сходом снежной лавины в горной местности и даже военными событиями или другими причинами.

    Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире)?

    ■ Пожар (в результате неисправности электропроводки или электротехники, неосторожного обращения с огнём);
    ■ взрыв газа (в результате утечки газа из-за оставленной невыключенной плиты);
    ■ затопление (в результате неисправности водопровода или из-за незакрытого крана, неисправной стиральной машины);
    ■ отравление (газом или химическими препаратами);
    ■ поражение электрическим током (из-за нарушения правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
    ■ разрушение строительных конструкций (в результате землетрясения или взрыва).

    Опасные ситуации можно и нужно предупреждать!

    Исправный электроприбор не загорится. Отремонтированный и закрытый водопроводный кран не потечёт. Ядовитые вещества при правильном хранении и использовании не отравят.

    Надо стремиться жить без опасности, научиться быть предусмотрительным в повседневной жизни. Шалости и игры с опасными предметами отправляют многих детей в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические - самому виновнику.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Расскажите о жилищах, которые люди строили раньше и которые строят теперь.
    2. Какие опасные ситуации могут возникнуть в доме (квартире)?
    3. Назовите наиболее распространённые причины возникновения опасных ситуаций в доме (квартире).
    4. Какие правила надо выполнять, чтобы не допустить возникновения чрезвычайной ситуации в квартире?



    Последние материалы раздела:

    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

    квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

    Читы на GTA: San-Andreas для андроид
    Читы на GTA: San-Andreas для андроид

    Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

    Классическая механика Закон сохранения энергии
    Классическая механика Закон сохранения энергии

    Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...