Правила поведения в условиях вынужденной автономии существования. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Носимый аварийный запас в максимальной комплектации

Понятие автономного существования, его сущность и особенности.
Влияние автономного существования человека в природе на его психологическое и физическое состояние.
Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании, критерии выживания.

    Введение

    Заключение

  • Введение

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов пищи и воды, эффективности снаряжения и т.д.
Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан - каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями, которые обусловливают специфику жизнедеятельности человека (правила поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убежища, характер заболеваний и меры их предупреждения, способы передвижения по местности). Чем суровее условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем большего напряжения требует борьба с природой, тем строже должны выполняться правила поведения, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка.
На жизнедеятельность человека большое влияние оказывают его воля, решительность, собранность, изобретательность, физическая подготовленность, выносливость. Но и этих важных качеств порой недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный источник воды, замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега, погибают от голода в лесу, где много дичи, становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.

При нахождении человека на местности любого типа шансы на выживание зависят от следующих факторов:

Желание выжить;

Умение применять имеющиеся знания, строго выполнять требования пребывания в той или иной местности;

Уверенность в знании местности;

Рассудительность и инициативность;

Дисциплинированность и умение действовать по плану;

Способность анализировать и учитывать свои ошибки.

Выжить - это значит решить три важнейшие задачи:

1. Суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева в зависимости от местности и погодных условий.

2. Сразу установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Необходимо также принять меры для нахождения источников воды.

3. Составить пищевой рацион и убедиться, что имеется достаточное количество воды для приготовления и потребления пищи.

  • Выживание человека в автономном существовании

Автономное существование - это продолжительное существование одного или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром.

Автономное существование человека в природе, какие бы причины к нему не привели, всегда оказывает серьезное влияние на его состояние, вежде всего потому, что в повседневной жизни мы привыкли к определенным законам, хорошо нам знакомым.

Однако в ситуации одиночества или групповой изоляции человек вынужден действовать в нескольких направлениях: оказывать медицинскую помощь, строить укрытия, принимать решения и т.д.

Все это может вызвать неуверенность в себе: не хватает специальных навыков; человек, поддавшийся панике, не в состоянии определить первоочередность стоящих перед ним задач и правильно распределить время.

Экстремальные ситуации - не такие редкие, поэтому необходимо отрабатывать правила поведения в них. Ситуация автономии возникает неожиданно. К наиболее типичным причинам ее появления относятся: потеря ориентировки, отставание от группы, авария транспортных средств.
Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным и должно диктоваться не инстинктом, а сознательной необходимостью.
Важное значение для жизнедеятельности человека имеет и природная среда, её физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Каждая из природных зон обуславливает специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения и т.п.

    Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях

Ориентирование на местности - это определение своего положения относительно сторон горизонта и местных предметов. В зависимости от характера местности, наличия технических средств и видимости стороны горизонта можно определить по положению Солнца, Полярной звезды, по признакам местных предметов и др.
В северном полушарии направление не север можно определить, став в местный полдень спиной к Солнцу. Тень укажет направление на север, слева будет запад, справа - восток. Местный полдень определяют с помощью вертикального шеста длиной 0,5 - 1,0 м по наименьшему значению длины тени от него на поверхности Земли. Момент, когда тень была самой короткой по отметкам на Земле, соответствует прохождению Солнца через данный меридиан.
Определение сторон света с помощью часов: часы необходимо положить горизонтально и поворачивать их так, чтобы часовая стрелка указала на Солнце. Через центр циферблата мысленно проводится биссектриса угла, образовавшегося между этой линии и часовой стрелкой, показывает направление север-юг, причем юг до 12 часов находится справа от Солнца, а после 12 часов - слева.
В ночное время в северном полушарии направление на север можно определить с помощью Полярной звезды, расположенной примерно над Северным полюсом. Для этого необходимо найти созвездие Большой Медведицы с характерным расположением звезд в виде ковша с ручкой. Через крайние две звезды ковша проводится воображаемая линия, и на ней откладывается расстояние между этими звездами 5 раз. На конце пятого отрезка будет находиться яркая звезда - Полярная. Направление на нее будет соответствовать направлению на север.

Можно сориентироваться по некоторым природным признакам. Так, например, с северной стороны деревья имеют более грубую кору, покрытую лишайником и мхом у подножия, кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни или выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками. При оттепелях снег дольше сохраняется на северных склонах возвышенностей. Муравейники обычно чем-нибудь защищены с севера, их северная сторона более крутая. Грибы обычно растут с северной стороны деревьев. На поверхности ствола хвойных деревьев, обращенной на юг, выделяется больше смоляных капель, чем на северной. Особенно отчетливо эти признаки видны на стоящих отдельно деревьях. На южных склонах трава растет весной быстрее, а многие цветущие кустарники имеют больше цветов.

Организация ночевки - дело трудоемкое. Сначала необходимо подыскать подходящий участок. В первую очередь оно должно быть сухим. Во-вторых, расположиться лучше всего поблизости от ручья, на открытом месте, чтобы всегда иметь под рукой запас воды.
Простейшее убежище от ветра и дождя изготовляют, связав отдельные элементы основы (рамы) тонкими корнями ели, ветвями ивы, тундровой березы. Естественные полости в обрывистом береге реки позволяют удобно расположиться на них так, чтобы место сна находилось между костром и вертикальной поверхностью (обрыв, скала), служащей отражателем тепла.

При подготовке места для сна вырывают две ямки - под бедро и под плечо. Можно заночевать на подстилке из елового лапника в глубокой яме, вырытой или оттаянной до земли большим костром. Здесь же, в яме, следует всю ночь поддерживать огонь в костре во избежания серьезной простуды.
В зимней тайге, где толщина снежного покрова значительна, легче устроить убежище в яме у дерева. В сильный мороз можно построить простейшую снежную хижину в рыхлом снегу. Для этого снег сгребают в кучу, поверхность его уплотняют, поливают водой и дают замерзнуть. Затем снег из кучи выгребают, а в оставшемся куполе проделывают маленькое отверстие для дымохода. Разведенный внутри костер оплавляет стены и делает прочной всю конструкцию. Такая хижина сохраняет тепло. Нельзя забираться под одежду с головой, так как от дыхания материал отсыревает и промерзает. Лучше закрыть лицо предметами одежды, которые в последствии легко высушить. От горящего костра возможно скопление угарного газа и нужно позаботиться о постоянном притоке свежего воздуха к очагу горения.

Костер в условиях автономного существования - это не только тепло, это сухая одежда и обувь, горячая вода и пища, защита от гнуса и отличный сигнал для поискового вертолета. И главное, костер - аккумулятор бодрости, энергии и активной деятельности.
Для получения огня надо воспользоваться огнивом, куском кремня. Огнивом может служить любой стальной предмет, в крайнем случае, тот же железный колчедан. Огонь высекают скользящими ударами по кремню так, чтобы искры попадали на трут - сухой мох, измельченные сухие листья, газета, вата, и т.п.

Огонь можно добывать трением. Для этой цели изготавливают лук, сверло и опору: лук - из мертвого ствола молодой березы или орешника толщиной 2 - 3 см и куска веревки в качестве тетивы; сверло - из сосновой палочки длиной 25 - 30 см, толщиной в карандаш, заостренный с одного конца; опору очищают от коры и высверливают ножом лунку глубиной 1 - 1,5 см. Сверло, обернув один раз тетивой, вставляют острым концом в лунку, вокруг которой укладывают трут. Затем, прижимая сверло ладонью левой руки, правой быстро двигают лук перпендикулярно к сверлу. Чтобы не повредить ладонь, между нею и сверлом кладут прокладку из куска ткани, коры дерева или надевают перчатку. Как только трут затлеет, его надо раздуть и положить в растопку, заготовленную заранее.

Чтобы достигнуть успеха, следует помнить о трех правилах: трут должен быть сухим, действовать надо в строгой последовательности и главное, проявить терпение и упорство.

Добывание пищи и воды. Человеку, оказавшемуся в условиях автономного существования, надо предпринимать самые энергичные меры для обеспечения себя питанием с помощью сбора съедобных дикорастущих растений, рыбалки, охоты, т.е. использовать все, что дает природа.

На территории нашей страны произрастает свыше 2000 растений, частично или полностью пригодных в пищу.

При сборе растительных даров надо соблюдать осторожность. Около 2% растений могут вызвать тяжелые, и даже смертельные отравления. Для предупреждения отравления необходимо различать такие ядовитые растения, как вороний глаз, волчье лыко, вех ядовитый (цикута), белена горькая и др. Пищевые отравления вызывают ядовитые вещества, содержащиеся в некоторых грибах: бледной поганке, мухоморе, ложном опенке, ложной лисичке и др.
От употребления незнакомых растений, ягод, грибов лучше воздержаться. При вынужденном использовании их в пищу рекомендуется съесть за один раз не более 1 - 2 г пищевой массы, при возможности запивая большим количеством воды (растительный яд, содержащийся в такой пропорции, не нанесет организму серьезного вреда). Подождать 1 -2 часа. Если нет признаков отравления (тошноты, рвоты, боли в животе, головокружения, расстройств кишечника), можно съесть дополнительно 10 - 15 г. Через сутки можно есть без ограничений.

Косвенным признаком съедобности растения могут служить: плоды, поклеванные птицами; множество косточек, обрывки кожуры у подножья плодовых деревьях; птичий помет на ветках, стволах; растения, обглоданные животными; плоды, обнаруженные в гнездах и норах. Незнакомые плоды, луковицы, клубни и т.п. желательно проварить. Варка уничтожает многие органические яды.

В условиях автономного существования рыбалка, пожалуй, наиболее доступный способ обеспечить себя питанием. Рыба обладает большей энергетической ценностью, чем растительные плоды, и менее трудоемко, чем охота.

Рыболовную снасть можно изготовить из подручных материалов: леску - из распущенных шнурков ботинок, нити, вытащенной из одежды, расплетенной веревки, крючки - из булавок, сережек, заколок от значков, «невидимок», а блесны - из металлических и перламутровых пуговиц, монет и т.п.

Мясо рыбы допустимо есть сырым, но лучше нарезать его на узкие полоски, высушить их на солнце, так оно станет вкуснее и дольше сохраниться. Во избежание отравления рыбой надо соблюдать определенные правила. Нельзя есть рыб, покрытых колючками, шипами, острыми наростами, кожными язвами, рыб, не покрытых чешуей, лишенных боковых плавников, имеющих необычный вид и яркую окраску, кровоизлияния и опухоли внутренних органов. Нельзя есть несвежую рыбу - с жабрами, покрытыми слизью, с провалившимися глазами, дряблой кожей, с неприятным запахом, с грязной и легко отделяющейся чешуей, с мясом, легко отстающим от костей и особенно от позвоночника. Незнакомую и сомнительную рыбу лучше не есть. Не следует также употреблять рыбью икру, молоки, печень, т.к. они часто бывают ядовитыми.

Охота - наиболее предпочтительный, в зимнее время единственный способ обеспечить себя питанием. Но в отличие от рыбалки охота требует от человека достаточного умения, навыков, больших трудозатрат.

Мелких животных и птицу добывать сравнительно не трудно. Для этого можно использовать ловушки, силки, петли и другие приспособления.

Добытое мясо зверька, птицы поджаривают на примитивном вертеле. Мелких животных, птиц жарят на вертеле, не снимая шкурки и не ощипывая. После приготовления обуглившаяся шкурка удаляется, и тушка очищается от внутренности. Мясо более крупной дичи целесообразно после потрошения и очистки обжечь на сильном огне, а затем дожаривать на углях.

Реки, озера, ручьи, болота, скопление воды на отдельных участках почвы обеспечивают людей необходимым количеством жидкости для питья и приготовления пищи.

Воду из ключей и родников, горных и лесных речек и ручьев можно пить сырой. Но прежде чем утолить жажду водой из стоячих или слабопроточных водоемов, ее следует очистить от примесей и обеззаразить. Для очистки легко изготовить простейшие фильтры из нескольких слоев ткани или из пустой консервной банке, пробив в донышке 3 - 4 небольших отверстия, а затем заполнив песком. Можно выкопать неглубокую ямку в полуметре от края водоема, и она через некоторое время наполнится чистой, прозрачной водой.

Самый надежный способ обеззараживания воды - кипячение. В случае отсутствия посуды для кипячения подойдет примитивный короб из куска березовой коры при условии, что пламя будет касаться только той части, что наполнена водой. Можно вскипятить воду, опустив деревянными щипцами в берестяной короб нагретые камни.

Профилактика и лечение заболеваний. В условиях автономного существования, когда возможны самые разнообразные ранения, ушибы, ожоги, отравления, заболевания и т.п., знания приемов самопомощи особенно необходимо, ибо приходится рассчитывать на свои силы.

Для защиты от комаров, мошки необходимо смазывать открытые участки тела тонким слоем глины. Для отпугивания насекомых широко используют дымокуренные костры. Чтобы выгнать перед сном насекомых из шалаша, на толстый кусок коры накладывают горящие угли, а сверху прикрывают влажным мхом. Дымокурницу вносят в укрытие, держат там, пока оно не заполнится дымом, а затем хорошо проветривают и плотно закрывают вход. На ночь дымокурницу оставляют у входа с подветренной стороны, чтобы дым, отпугивая насекомых, не проникал в убежище.

Во время переходов необходимо соблюдать осторожность, чтобы не наступить на змею. При неожиданной встрече со змеей необходимо остановиться, дать ей уползти и не преследовать ее. Если же змея проявляет агрессивность, немедленно нанести сильный удар по голове, а затем добить ее. При укусе ядовитой змеи необходимо тщательно отсосать яд (если во рту и на губах нет трещин) и выплюнуть его. Промыть рану и наложить повязку.

В лечении заболеваний следует широко использовать некоторые растения.

Кора ясеня оказывает противовоспалительное действие. Для этого следует снять кору с не очень молодой, но и не очень старой ветки и приложить сочной стороной к ранке. Хорошо помогают свежие толченые листья крапивы. Они способствуют свертыванию крови и стимулируют заживление ткани. Для этих же целей рану можно присыпать зеленовато-коричневой пыльцой зрелого гриба дождевика, туго зажимая порез вывернутой наизнанку бархатистой кожицей того же гриба.

Пух кипрея, камыш, льняную и конопляную паклю можно использовать как вату.

Жгучий красноватый сок медуницы может заменить йод. А белый мох используется в качестве перевязочного средства с дезинфицирующим действием. Свежий сок подорожника и полыни останавливает кровотечение и обеззараживает раны, обладает болеутоляющим и заживляющим действием. Незаменимо это средство и при сильных ушибах, растяжении связок, а так же при укусах ос и шмелей. Листья подорожника и полыни измельчают и прикладывают к ране.

Как подать сигнал бедствия. Костер остается одним из самых эффективных средств аварийной сигнализации. Чтобы своевременно подать сигнал поисковому вертолету, костер заготавливают заранее. Сухие ветви, стволы, мох и пр. складывают на открытых местах - поляне, вершине холма, просеке, иначе деревья будут задерживать дым и сигнал останется незамеченным. Чтобы столб дыма был гуще и чернее, в разгоревшийся костер подбрасывают свежую траву, зеленую листву деревьев, сырой мох и т.п. Костер поджигают тогда, когда вертолет или самолет появились в зоне видимости и отчетливо слышен шум работающих двигателей.
Внимание экипажа воздушного поискового судна можно привлечь также различными сигналами, демаскирующими местность: например, вытоптать в снегу геометрические фигуры, вырубить (выломать) кустарники, а если имеется ткань яркой расцветки, растянуть ее на открытом месте.

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих факторов, но основной из них - прочные знания из различных областей. Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать, ибо, когда положение становится угрожающим, поздно начинать учиться.

    Заключение

Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальных условиях природной среды? Если нет твёрдой уверенности в возможности быстро выйти из создавшейся ситуации, а обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия, лучше остаться на месте, развести костёр, построить укрытие из подручных материалов. Это поможет хорошо защитится от непогоды и в течение длительного времени сохранять силы. Кроме того, в условиях стоянки значительно легче добывать пищу. В ряде случаев эта тактика облегчит действия поисково-спасательной службы, получившей информацию о происшествии в конкретном районе.
Приняв решение «остаться на месте», нужно составить план дальнейших действий, в котором предусмотреть следующие мероприятия: определение своего местонахождения; защиту от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды; разведение костра; подачу сигналов бедствия; добывание пищи и воды; оказание самопомощи и профилактику заболеваний.
Способность человека успешно преодолевать суровые условия природной среды - одно из древнейших его качеств. Ещё в незапамятные времена он научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь трением, отыскивая съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей и т. п. Но прошли столетия, и человек, вкусив блага цивилизации, стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки, приобретённые многими поколениями предков. Являясь членом общества, он привык к мысли, что многие его потребности обеспечивают окружающие люди, что кто-то постоянно заботится об удовлетворении его нужд, что в той или иной неблагоприятной ситуации он всегда может рассчитывать на чью-то помощь. И действительно, в повседневной жизни человеку не приходится ломать себе голову над тем, как укрыться от жары или холода, чем и где утолить жажду и голод. Заблудившись в незнакомом городе, он без труда получить нужную информацию. Заболев, обратиться за помощью к врачам.


Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов.

При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за недвижимые предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопления. О какой-то воле к жизни в таких случаях говорить не приходится.
Другое дело - долговременное выживание. В условиях автономного существования рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевают пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия.

Тема: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода» Вопросы: 1.Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях. 2.Первоочередные действия при попавшим в аварийную ситуацию в безлюдном месте. 3.Способы ориентирования на местности. 4.Необходимость оборудования временного жилища. 5.Как и для чего необходим костер? Способы его разведения. 6.Как обеспечить себя водой и пищей в условиях вынужденной автономии?


Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях Потеря ориентировки – одна из самых распространенных причин происшествий. Обычно подобная «авария» исчерпывается в течение нескольких десятков минут, но если установить свое местоположение не удается в течение нескольких часов, тем более дней, то дальнейшее развитие событий может приобрести трагический характер.




Самое первое и главное, что должны сделать люди, потерявшие ориентировку, – остановиться. Недопустимо продолжать движение, надеясь на то, что через минуту-другую или за следующим поворотом картина сама собой прояснится. Может случиться так, что каждый новый шаг будет лишь усугублять положение потерпевшей группы, окончательно запутывая и без того растерявшихся штурманов. Надо взять за правило: любой сомнительный случай – то ли заблудился, то ли нет – истолковывать в худшую сторону. Подобная страховка избавит от многих ошибок.




Далее совместными усилиями всех участников похода возможно более подробно вспомнить пройденный путь. Какой курс выдерживали в последние часы? С какой стороны светило солнце или дул ветер (если компас потерян)? Как долго шли и с какой примерно скоростью? Сколько было остановок и какая была их продолжительность? Какие препятствия и заметные ориентиры встретились на пути? Примерно на такие вопросы должны ответить заблудившиеся.






В ночной период времени помогает ориентироваться Луна. Полная Луна занимает наиболее высокое положение над горизонтом, когда находится на юге. Иначе говоря, самая короткая полуночная тень при полной луне указывает на север. Существует еще один упрощенный способ ориентирования по Луне, находящейся в первой или последней своей четверти (то есть когда видна лишь одна четвертая часть диска). В этом случае надо мысленно соединить концы «рожек» месяца прямой линией и продолжить ее вплоть до пересечения с горизонтом. В Северном полушарии эта точка будет указывать приблизительно на юг. В Южном полушарии она указывает соответственно на север.


В случае с растениями вам следует знать несколько признаков: с южной стороны крона деревьев гуще, расстояние между годовыми кольцами на спиле больше тоже с южной стороны; на стороне оврага, обращенной к югу, растения гуще и разнообразнее; муравьи, дикие пчелы размещают свои жилища с южной стороны дерева. Местными признаками могут быть расположение крестов на куполах церквей, полумесяца на мечетях; схождения тропинок, дорог, крутизна берегового склона и др.


Определенную «помощь» при определении местонахождения окажут встретившиеся на пути развалины культовых сооружений, которые, согласно законам религии, точно ориентированы по сторонам горизонта. Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а колокольни – на запад. Если присмотреться к кресту, венчающему купол, то можно заметить, что нижняя перекладина расположена косо. Опущенный конец перекладины обращен к югу, а приподнятый – к северу.


Очень важно умение ориентирования и выбора прямого пути движения для выхода к жилищу человека. Особую значимость приобретает умение быстро и с наименьшими потерями находить путь, ведущий из лесной чащобы или пустыни к людям. Отсутствие таких навыков может обойтись очень и очень дорого.




Успех самостоятельного поиска людей в аварийной ситуации во многом зависит от того, умеет ли человек: а) определять стороны света и ориентироваться на местности; б) определять районы, где встреча с людьми наиболее вероятна; в) правильно организовывать наблюдения с целью обнаружения прямых или косвенных признаков присутствия людей; г) владеть навыками следопытства, то есть читать и расшифровать обнаруженные следы и метки.





Устройстве временного жилища в условиях автономного пребывания в природе Не менее важной является проблема обустройства человека, изготовления жилища. В этом отношении стоит подчеркнуть тот факт, что во многих случаях вынужденные робинзоны начинали свое выживание с сооружения крова.




Правила сооружения временного жилища можно определить Нельзя строить жилище в долине реки, на склоне холма, под опасным обрывом и т. д. Под жилище можно приспосабливать пещеры, естественные укрытия, остатки средств передвижения, старые здания и др. Лучше устроить свое жилище вблизи водоема, источника воды, скопления дров






По возможности следует избегать возвышенных, оголенных пространств, седловин хребтов, узких трубообразных ущелий и других мест, где ветер особенно силен. Лучше разбивать бивак в хорошо просматриваемом с воздуха и земли месте, чтобы иметь возможность подать сигнал бедствия пролетающему самолету, вертолету, облегчить поиск спасательным группам. Обычно это достигается вынесением на оголенную возвышенность наблюдательного, сигнального пункта или строительством капитальных убежищ, не боящихся ветра.


Типы убежищ условно классифицируются по видам материалов и в зависимости от условий местности: – навесы, шатры, бивачные мешки (для изготовления используются ткани, полиэтиленовая пленка, спальные мешки, одеяла, шкуры животных и пр.); – вигвамы, чумы, навесы (каркасно-тканевые); – вырытые в грунте норы, землянки, полуземлянки, пещеры, ниши (земляные убежища); – ямы, берлоги, траншеи, хижины, пещеры (снежные убежища); – избы и подобные построения из бревен и камней (капитальные убежища); – камышовые убежища; – саманные (из камней, обмазанные глиной).


Для выживания большое значение имеет умение раздобыть пресную воду и огонь, а также их сохранение. Воду можно добывать, вырывая ямы вблизи болота, с листьев деревьев или из-под земли способом конденсации. Огонь добывают с помощью увеличительного стекла, трения, высекания искры, а для сохранения используют мхи, коровьи «лепешки», кору твердых сортов деревьев.





Урок 1
Правила безопасного поведения
в условиях вынужденного автономного существования

Основные причины вынужденного автономного существования

Современная цивилизация, техническая революция окружили человека определенным комфортом. Появление современных конструкций кораблей, самолетов, автомобилей, создание эффективных средств радиосвязи, телевидения и бытовой техники изменили его жизнь, отучили жить среди дикой природы. Нередко случается так, что человек оказывается вырванным из привычного образа жизни (схема 1).

Представьте, что это происходит в безлюдной местности, в океане, пустыне, непроходимом лесу, тундре. В этом случае моментально возникает проблема автономного существования (выживания) в природных условиях.

Что же такое выживание и автономное существование?

Выживание - активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Автономное существование - нахождение человека в определенных, часто сложных, условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи и возможность использования технических и других достижений.

Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, - настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

Экстремальная ситуация обычно возникает внезапно , и ее развитие не всегда можно предсказать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.

Опыт многих людей, побывавших в экстремальных ситуациях, позволил определить общий порядок первоочередных действий потерпевших бедствие (схема 2).

После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, необходимо решить, что делать: ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.

Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:

Сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);
место расположения ближайшего населенного пункта и расстояние до него неизвестны;
большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

Приняв решение оставаться на месте аварии, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.

Решение об уходе с места аварии принимают, если:

Точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико, состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;
люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;
в течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.

Вопросы и задания

1. Назовите основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях.

2. Приведите примеры (из жизни, книг или фильмов) выживания людей в природной среде. Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?

3. Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности?

4. В каких случаях принимают решение оставаться на месте аварии?

5. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

Задание 1

Из перечисленных ниже причин выберите те, которые могут привести к вынужденному автономному существованию в природных условиях:

а) потеря части продуктов питания;
б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;
в) потеря ориентировки на местности во время похода;
г) потеря компаса;
д) авария транспортных средств в условиях природной среды;
е) крупный лесной пожар;
ж) отсутствие средств связи.

Задание 2

К факторам выживания в условиях вынужденного автономного существования относятся: личностные факторы, психологические факторы, материальные факторы, природные факторы. В приведенной цепочке есть липшее звено. Найдите его.

Задание 3

Порядок действий в различных аварийных ситуациях в условиях природной среды не одинаков и зависит от конкретной обстановки. Из приведенных ниже случаев выберите те, в которых командир группы должен принять решение об уходе с места аварии:

а) группа не может быть обнаружена спасателями из-за окружающей ее густой растительности;
б) направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестны;
в) место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;
г) в течение трех суток нет связи и помощи;
д) возникла непосредственная угроза жизни людей;
е) сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
ж) точно известно местонахождение населенного пункта, а состояние здоровья людей позволяет преодолеть расстояние до него.

xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования урок

Основные причины и проблемы вынужденного автономного существования человека в природе

Выделяют основные причины, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях.

К аварийным ситуациям (АС) в условиях природной среды относятся:

— аварии на воздушном и железнодорожном транспорте;

— аварии на морском и речном транспорте;

— аварии и поломка автотранспортных средств.

Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать заранее. В связи с этим обстоятельством порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки .

Человек, оказавшись в условиях автономного существования в природе, должен решить многочисленные и сложные проблемы, связанные со своим выживанием. Такая ситуация накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым специально не готовился, его жизнь и здоровье зависят только от него самого. Безопасность человека в этих условиях полностью зависит от его духовных и физических качеств, его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания, жизненный опыт и умения для достижения единственной цели: выжить и выйти к людям в привычную для человека окружающую социоприродную среду.

Выделяют две группы факторов выживания в условиях автономного существования (по А.Г.Маслову) — факторы, влияющие на состояние здоровья человека в экстремальной ситуации природного характера :

Природно-средовые: температура воздуха, содержание О2 в воздухе, водоисточники, осадки, рельеф, ветер, влажность воздуха, возмущения электромагнитного поля, солнечная радиация, фауна, флора, изменения фотопериодизма (полярный день и ночь)

Стрессоры: переутомление, физическая боль, холод, жара, страх, одиночество, уныние.

И факторы, обеспечивающие выживание в экстремальной ситуации природного характера:

Антропологические: обученность действиям в условиях экстремального существования, воля к жизни, мотивация, адаптированность к условиям климата, морально-волевые качества.

Физическое состояние: физическая выносливость, резервы организма

Психическое состояние: активно-преобразовательная деятельность, психологическая подготовленность.

Материально-технические: одежда, спасательное снаряжение, подручные средства.

Аварийный запас: средства радиосвязи, средства сигнализации, аварийный запас пищи, лагерное снаряжение, аварийная аптечка, аварийный запас воды, аварийные плавательные средства

Опыт свидетельствует о том, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение достаточно длительного времени сохранять свои силы, надежно и безопасно осуществлять свою жизнедеятельность, защищать себя от неблагоприятных факторов. При встрече в пути с неожиданными препятствиями не следует спешить, необходимо постараться найти наименее рискованный способ их преодоления. Нельзя впадать в панику, нужно победить в себе страх, контролировать свои эмоции и действия. Следует помнить, что человек, умеющий сохранять самообладание, имеет больше шансов выжить в экстремальной ситуации.

Важное значение для жизнедеятельности человека имеет и природная среда, её физико-географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания. Каждая из природных зон обуславливает специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания пищи, строительство убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения и т.п.

При автономном существовании человеку приходится сталкиваться и с другими стрессорами: физическая боль, жажда, голод, холод, жара, одиночество, переутомление, уныние и т.д. При возникновении этих состояний важно целенаправленными действиями не допустить превышения пороговых значений (пределов) этих психологических состояний. Добиваться тренирующего, а не разрушающего воздействия стресса. Иначе организм человека, исчерпав свои внутренние возможности начнет разрушаться .

Физическая боль. Физическая боль — это реакция организма, выполняющая защитную функцию. Человек, лишенный волевой чувствительности, подвергается серьезной опасности, так как не может своевременно устранить угрожающий фактор. Но с другой стороны, боль причиняет страдания, раздражает, отвлекает человека, а длительная, сильная, непрекращающаяся боль влияет на его поведение, на всю его деятельность. Сосредоточиваясь на решении какой-либо очень важной задачи человек способен на время «забыть» о боли, справиться даже с очень сильными болевыми ощущениями, преодолеть их.

Холод. Снижая физическую активность и работоспособность, холодовый стрессор оказывает воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, цепенеют мозг, воля, без которой любая борьба обречена на поражение. Поэтому в зоне низких температур, например в Арктике, деятельность человека начинается с мер по защите от холода: строительства убежищ, разведения огня, приготовления горячей пищи и питья.

Жара. Высокая температура окружающей среды, в особенности прямая солнечная радиация, вызывает в организме человека значительные изменения, иногда за относительно короткое время. Перегрев организма нарушает функции органов и систем, ослабляет физическую и психическую деятельность. Особенно опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, ибо в этом случае наряду с перегревом развивается обезвоживание организма. Постройка солнцезащитного тента, ограничение физической активности, экономное использование запаса воды — меры, значительно облегчающие положение людей, терпящих бедствие в пустыне или тропиках.

Жажда. Жажда, являясь нормальным сигналом на нехватку жидкости в организме, при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой деятельности человека в случае автономного существования. Жажда завладевает всеми его помыслами и желаниями, они сосредоточиваются на единственной цели — избавиться от этого мучительного чувства.

Голод. Совокупность ощущений, связанных с потребностью организма в пище, можно рассматривать как типичную, хотя и несколько замедленную стрессовую реакцию. Известно, что человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание, а при недостатке воды в особенности, ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т. д.

Поскольку аварийный пищевой рацион обычно рассчитан лишь на несколько суток субкомпенсированного питания, источником пищевых запасов должна стать внешняя среда за счет охоты, рыбной ловли и сбора дикорастущих съедобных растений.

Переутомление. Своеобразное состояние организма, возникающее после длительного (а иногда и кратковременного) физического или психического напряжения. Переутомление таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляет волю человека, делает его уступчивым к собственным слабостям. Оно подготавливает человека к психологической установке: «Эта работа несрочная, ее можно отложить на завтра». Последствия такого рода установки могут быть самые серьезные. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное, равномерное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно более полноценным.

Для правильного перемещения в природной среде необходимо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить в природных условиях хотя бы один день, необходимы умения обеспечить себя пищей и водой, соорудить временное укрытие от непогоды, а также позаботиться о личной безопасности.

Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан — каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями, которые обусловливают специфику жизнедеятельности человека (правила поведения, способы добывания воды и пищи, строительство убежища, характер заболеваний и меры их предупреждения, способы передвижения по местности). Чем суровее условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем большего напряжения требует борьба с природой, тем строже должны выполняться правила поведения, тем дороже цена, которой оплачивается каждая ошибка .

Выводы по первой главе

Автономное существование — наиболее опасная экстремальная или аварийная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один на один с природной средой, обычно возникает неожиданно и вынужденно, причем помощь извне проблематична.

Автономное существование человека в природе — это самостоятельное независимое существование его в природных условиях. Результаты такого пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечить свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

Добровольная автономия — это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия — это ситуация, когда человек случайно, из-за независящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Основными причинами, приводящие человека к вынужденному автономному существованию в природных условиях являются.

1. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного характера — это стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары).

2. Экстремальные ситуации (ЭС) в условиях природной среды:

а) резкое изменение природных условий (резкое похолодание, ливень, метель, пурга, сильный снегопад, мороз, засуха и т.п.);

б) потеря ориентировки на местности во время прогулки, похода, экспедиции;

в) потеря группы на маршруте во время прогулки, похода, экспедиции.

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологического состояния, запасов воды, пищи, эффективности аварийного снаряжения и др. Важное значение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях автономного существования имеют внешняя среда, климатические условия. Факторы внешней среды, влияющие на человека, весьма разнообразны. Это температура и влажность воздуха, ветер, солнечная радиация и многое другое. От психофизических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливости. Но и этих важных качеств порой недостаточно для спасения. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный источник воды, замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега, погибают от голода в лесу, кишащем дичью, становятся жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь при укусе.

Основа успеха в борьбе с силами природы — умение человека выживать. Выживать — это значит активно, целесообразно действовать, применяя свои знания, опыт, изобретательность, использовать с максимальной эффективностью имеющееся снаряжение и подручные средства для защиты от неблагоприятного воздействия внешней среды и обеспечения потребностей организма в воде и пище. Главный постулат выживания: человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых климатических условиях, если сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая природа.

«»

Главная > Урок

Тема: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях».

Составитель: Скотников Ю.Ю., преподаватель-организатор ОБЖ МОУ Маливской СОШ.

1. Ознакомить учащихся с экстремальными факторами выживания

2. Рассказать об ответных реакциях организма.

3. Изучить основные правила поведения в условиях вынужденной автономии.

4. Развитие кругозора.

5. Воспитание чувство взаимовыручки, товарищества.

Что такое автономное существование? (6минут)

Это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в экстремальной ситуации, один на один с природой. Оно может быть добровольное (если в данной ситуации оказываются люди, профессии которых предполагают работу в природных условиях, например, геологи, нефтяники и т.п.) и вынужденное.

Вокруг незнакомая, порой враждебная суровая природа. На что направить свои усилия, чтобы преодолеть трудности? Как продержаться до прихода помощи, сохранив жизнь и здоровье?

А ведь это не просто, и не только потому, что запасы воды и пищи ограничены, но, главное, на человека в условиях автономного существования неблагоприятно воздействуют различные природные факторы, которые нередко оказываются экстремальными, т е. крайне сильными, вызывающими нарушение функциональной деятельности организма, ставя его на грань катастрофы. На воздействие различных раздражителей организм человека отвечает неспецифическими реакциями, направленными на сохранение гомеостаза: постоянства внутренней среды. Такие реакции называют стрессом. В условиях автономного существования эти изменения функциональной деятельности органов и систем постепенно усиливаются, но до определенного предела остаются обратимыми, т.е. возвращаются к норме после устранения воздействующих факторов. Этот период называется предельно допустимым сроком автономного существования.

2. Факторы выживания (8 минут)

Продолжительность предельно допустимого срока автономного существования зависит от многих причин: субъективных и объективных, называемых факторами выживания. Эти факторы условно можно разделить на три группы: антропологические, природно-средовые, материально-технические.

Первая группа включает в себя состояние здоровья, резервные возможности организма, обеспечивающие сопротивляемость его воздействию жары, холода, лишениям и т.д., постоянство внутренней среды – гомеостаз. К ней относятся психологическая подготовленность, мотивация, волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой будет зависеть преобладание положительных или отрицательных эмоций. Важные элементы этой группы – это обученность действиям в условиях автономного существования и воля к жизни.

Вторую группу составляют факторы природной среды, оказывающие неблагоприятное влияние на организм человека: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, ветер, пониженное барометрическое давление и др. К ней относятся физико-географические особенности района автономного существования: флора и фауна, водоисточники, фотопериодизм и прочее.

Третья группа объединяет факторы, которые обеспечивают защиту человека от воздействия окружающей среды: одежда, аварийное снаряжение, а также подручные средства, используемые для строительства убежища, добывания огня, подачи сигналов и т.д.

3. Психические реакции (10 минут)

Значительно осложняет автономное существование возникновение психических реакций, вызванных экстремальным воздействием, основу которых составляет страх.

Реакция тревоги проявляется либо в пассивной форме – прекращение активной деятельности, своеобразной оцепенелости, невосприимчивости к происходящему, своеобразному параличу воли, либо в активной – панике, стремлению убежать от происходящих событий.

У 12-25% наблюдаются истерические реакции. Они проявляются либо в резком двигательном возбуждении, слезах, порой в бессмысленных, неадекватных ситуации поступках, либо в глубоком стопоре – безразличии к происходящему, полной бездеятельности.

Поскольку ряд факторов – холод, жара, голод, боль, уныние, страх – ведут к развитию стресса, их стали называть стрессорами.

Стрессоры возникают в результате взаимодействия человека с окружающей средой: тепловые и холодовые поражения, отравления, вызванные укусом ядовитых змей, паукообразных, насекомых, употреблением в пищу мяса некоторых рыб, моллюсков, ядовитых растений, контактами с ядовитыми растениями, заражением природно-очаговыми заболеваниями, горной болезнью и т.д.

Боль. Травмы, воспалительные процессы, воздействие высокой или низкой температуры, кислот, щелочей, и т.д. сопровождаются болью, которая представляет собой своеобразную защитную реакцию организма. Не случайно еще в древности боль называли « сторожевым псом» организма. И действительно, человек, лишенный болевой чувствительности, может получить тяжелые, порой смертельные повреждения, так как не сумеет своевременно устранить причину, угрожающую его здоровью. Но именно боль сможет помешать человеку бороться и адекватно действовать. Поэтому окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

Холод. Жара . Снижая физическую активность и работоспособность человека, температурные агрессоры оказывают воздействие на психику человека. Цепенеют не только мышцы, но и мозг, воля, без которых любая борьба обречена на поражение.

Следовательно, нужно укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева, в зависимости от местности и погодных условий.

Голод . Человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т.д.

Жажда . Может нанести более серьезный вред организму человека, чем голод. Жажда, являясь нормальным сигналом о нехватке жидкости в организме, при невозможности удовлетворить ее из-за недостатка или отсутствия воды становится серьезной помехой для деятельности человека. Поэтому необходимо сразу установить дневную норму расхода воды и пищи, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай. Организуйте поиск пищи и воды.

Переутомление. Это состояние организма, возникающее после длительного физического напряжения. Оно таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляется воля человека, делает его уступчивым к собственным слабостям. Избежать переутомления и быстро восстановить силы позволяет правильное распределение физических нагрузок, своевременный отдых, который всеми доступными средствами надо делать как можно полноценней.

Одиночество нередко оказывает сильнейшее воздействие на психику человека.

«Полное одиночество невыносимо», утверждал бесстрашный Ален Бомбар, написавший «За бортом по своей воле».

С одиночеством борются по-разному – читают вслух стихи, стараются вспомнить наиболее приятные моменты в жизни, обсуждают вслух свои планы и т.д. Стараются отвлечься активной физической работой по благоустройству жилища и т.д.

Паника . Одна из наиболее сильных эмоциональных форм, порожденных страхом. Слово «паника» происходит от имени древнего бога Пана, внушавшего людям и зверям непреодолимый ужас. Паника проявляется смятением и растерянностью. Человек в паническом состоянии всегда считает ситуацию смертельно опасной для жизни, утрачивает контроль над своими поступками.

Остановить панику могут только решительные действия.

Шансы на выживание зависят от следующих факторов:

Умение применять имеющиеся знания и строго выполнять требования пребывания в той или иной местности.

Рассудительность и инициативность.

Способность анализировать и учитывать свои ошибки.

Выжить — значит решить важнейшие задачи:

Любым способом ликвидировать панику.

Проанализировать ситуацию и наметить пути выхода из нее.

Обеспечить возможные условия выживания (суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева, установить дневную норму расхода воды, а неприкосновенный запас оставить на крайний случай, при необходимости принять решение на самостоятельный выход к населенным пунктам возникают задачи точного определения своего местонахождения, ориентирование на местности.) Главная задача автономного существования — выжить с наименьшими потерями.

Для проверки знаний с учащимися проводится тест (прилагается)

(Раздел «автономное существование человека.»)

1 . Выберите косвенные признаки съедобных растений

А) Яркая окраска плодов;

Б) Птичий помет на ветках;

В) Кора обглодана животными;

Г) Небольшая высота растений;

Д) Плоды поклеваны птицами;

Е) Засохшее растение;

Ж) Множество косточек у основания дерева;

З) Плоды растения обнаружены в гнездах;

И) Растение на изломе выделяет млечный сок;

К) Растение с неприятным запахом.

Ответ: б, в, д, ж, и.

2 . По каким приметам можно определить стороны горизонта?

А) По наклону дерева;

Б) По таянию снега на склонах оврага;

В) По пологой стороне муравейника;

Г) По мху на дереве;

Д) По грибам рядом с деревом;

Е)По веткам на деревьях;

Ж) По годичным кольцам на пнях;

З) По течению реки;

И) По направлению звериной тропы;

К) По направлению ветра

Ответ: б, в, г, д, е, ж.

3 . Выберите стрессоры выживания:

А)физическая боль;

Д) отравление пищей;

Ответ: а: е, ж, з, и, к;

4 . Для повышения выживаемости человека в экстремальной ситуации необходимо:

А) Повышать уровень подготовки специалистов;

Б) Закончить среднюю школу;

В) Улучшать работу техники и оборудования;

Г) Повышать уровень психической и физической выносливости;

Д) Уметь плавать

Е) Учиться правильному поведению в экстремальных ситуациях

Ж) Быть дисциплинированным;

З) Уметь пользоваться противогазом.

Ответ: а, в, г, е, ж

5. Экстремальная ситуация – это:

А) Ситуация, которая помогает найти выход из трудного положения;

Б) Ситуация, когда человек испытывает чувство радости и веселья

В) Ситуация, которая содержит угрозу жизни, здоровью и имуществу человека.

6. Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях:

А) Потеря части продуктов питания;

Б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом в) на маршрут;

Г) потеря ориентировки на местности во время похода;

Д) потеря компаса;

Е) авария транспортных средств в условиях природной среды;

Ж) крупный лесной пожар;

З) отсутствие средств связи;

7. Собираясь в поход, необходимо подобрать одежду. Какой она должна быть?

А) Свободной и в несколько слоев;

Б) Из синтетических материалов;

В) Однотонной или из камуфлированного материала;

Г) Чистой и сухой.

8. Как правильно развести костер? Укажите последовательность дальнейших действий:

А) Положить на почву растопку;

Б) На растопку положить ветки;

В) Поджечь костер двумя-тремя спичками;

Г) Приготовить растопку и дрова;

Д) Сверху веток положить поленья и дрова;

Е) Соблюдать правила пожарной безопасности;

Ответ: г, а, в, б, д, е

9. Какие растения можно использовать, чтобы заварить чай:

10 . Скажите самый простой способ из предложенных способов обеззараживания воды.

А) Очистка через фильтр из песка и материи;

Б)Очистка через фильтр из песка, ваты и материи;

В) Кипячение воды;

Г) Добавление в воду марганцовки.

11. Дайте правильный ответ. При укусе ядовитой змеи необходимо:

А) Отсосать яд из ранки;

Б) Наложить жгут;В) Пить больше воды и чая

Г) Обратиться к врачу;

Д) Доставить больного в лечебное учреждение;

Е) Ограничить подвижность;

Ж) Разрезать рану;

И) Употребить спиртное;

К) Посыпать рану землей.

Ответ: а, в, г, д, е.

Выставление оценок с комментариями за работу по тестам. Учитель определяет степень усвоенности материала и при необходимости осуществляет коррекцию.

Подготовиться к практическим занятиям по вопросам:

1. Подготовка к туристическому походу;

2. Определение сторон горизонта различными способами (не менее 5-7);

Тесты: (ОБЖ, 10 класс)

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования

Место расположения людей на отдых и ночёвку в условиях естественной природной среды — это.

  • Добровольное автономное существование человека в природе

В каких случаях принимается решение оставаться на месте аварии?

  • А Если в течении 3-х суток нет связи и помощи
  • Б Если место происшествия точно не определено
  • В Если возникла непосредственная угроза жизни
  • Г Если большая часть людей получила серьезные травмы
  • Первоочередные действия потерпевших бедствие

Угол между направлением на север (в Южном полушарии - на юг) и направлением на какой-либо заданный предмет называется …

  • А Геодезия
  • Б Азимут
  • В Курвиметр
  • Г Горизонт
  • Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Что из нижеперечисленного НЕ относиться к факторам выживания в условиях вынужденного автономного существования?

  • А Личностные факторы
  • Б Психологические факторы
  • В Материальные факторы
  • Г Природные факторы
  • Факторы и стрессоры выживания в природных условиях
  • А Шалаш
  • Б Иглу
  • В Вигвам
  • Г Землянка
  • Сооружение временного жилища

Как называется временное жилище показанное на картинке?

  • А Шалаш
  • Б Иглу
  • В Вигвам
  • Г Землянка
  • Сооружение временного жилища

Как называется временное жилище показанное на картинке?

  • А Шалаш
  • Б Иглу
  • В Вигвам
  • Г Землянка
  • Сооружение временного жилища

Какой тип костра предназначен для приготовления пищи, освещения лагеря?

  • А Сигнальный
  • Б Пламенный
  • В Жаровой
  • Г Простейший очаг

Какой тип костра предназначен для приготовления большого количества пиши, просушки вещей, и согревания людей.?

  • А Сигнальный
  • Б Пламенный
  • В Жаровой
  • Г Простейший очаг
  • Добывание и использование огня

Какой тип костра предназначен для приготовления пищи с минимальным расходованием топлива?

  • А Сигнальный
  • Б Пламенный
  • В Жаровой
  • Г Простейший очаг
  • Добывание и использование огня

Какой тип костра предназначен для сигнализации и обозначения своего местонахождения?

  • А Сигнальный
  • Б Пламенный
  • В Жаровой
  • Г Простейший очаг
  • Добывание и использование огня

В солнечный полдень в северном полушарии направление тени указывает на:

  • А Юг
  • Б Север
  • В Запад
  • Г Восток
  • Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам

Зимнее жилище эскимосов из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков — это.

  • Сооружение временного жилища

Простейшее лёгкое укрытие, представляет собой сооружение, изготовленное по технологиям плетения из жердей и палок, покрытых ветками, дёрном, травой — это:

  • Сооружение временного жилища

Коническое укрытие из жердей, покрываемое берёстой, войлоком или оленьими шкурами — это.

  • Сооружение временного жилища

Какая должна быть тень, отбрасываемая предметами утром?

  • А Длинная тень на восток
  • Б Короткая тень на восток
  • В Длинная тень на запад
  • Г Короткая тень на запад
  • Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Что из перечисленного является экстремальными ситуациями?

  • А Наводнение
  • Б Потеря ориентировки на местности
  • В Резкое похолодание
  • Г Лесной пожар
  • Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Вы укрылись в оборудованной вами снежной пещере. Имеющаяся горелка освещает и согревает убежище. При каком цвете пламени горелки вам не следует беспокоиться?

  • А при желтом
  • Б при голубом
  • В при красном
  • Г при любом
  • Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

В Арктике зимой воду получают из снега и льда. Для получения питьевой воды будете использовать:

  • А молодой лед
  • Б плотный слежавшийся снег
  • В старый лед
  • Г верхний свежий слой снега
  • Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

При следовании на автомобиле по таежной дороге в зимних условиях у вас внезапно заглох двигатель автомобиля. Все попытки запустить его – безрезультатны. Предстоит ночевка. В радиаторе вашей машины антифриз. В кабине есть медицинская аптечка. Что вы будете использовать для разжигания костра, учитывая, что у вас средства для разведения огня отсутствуют, а аккумуляторная батарея разряжена?

  • А антифриз и нашатырный спирт
  • Б перманганат калия (марганцовка) и антифриз
  • В бензин, антифриз, нашатырный спирт
  • Г антифриз, вата, йод
  • Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях
  • задание не связано с указанной темой
  • дан неверный ответ
  • некорректно составлено задание
  • другое

Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования

Разделы: ОБЖ

Учебные вопросы.

  • Основные причины вынужденного автономного существования.
  • Первоочередные действия потерпевших бедствие.
  • повторить причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие;
  • отработать навыки безопасного поведения в случае попадания в условия вынужденного автономного существовании.
  • Тип урока: повторительно-обобщающий.

    — что такое автономия?

    — причины попадания в условия вынужденной автономии.

    Работа по группам:

    — многоуровневые творческие задания

    Повторить основные моменты, задав вопросы учащимся по материалу урока:

    — Назовите основные принципы выживания в природных условиях при вынужденном автономном существовании.

    — Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?

    — Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности?

    — В каких случаях принимают решение оставаться на месте аварии?

    — В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

    Домашнее задание. Найти примеры попадания человека в вынужденную автономию в природных условиях из художественных или публицистических источников.

    Мальчик двенадцати лет, отдыхая в деревне у бабушки, пошел в лес за ягодами и заблудился. Погода пасмурная, солнца не видно. Впереди виднеется старая тропа. Подумайте и ответьте, что должен предпринять мальчик.

    Группа туристов из пяти человек летом попала в экстремальную ситуацию. У одного из туристов подвернулась нога, у другого поднялась температура. Оба пострадавших самостоятельно двигаться не могут. Помощь может прибыть не ранее, чем через два-три дня. До ближайшего населенного пункта около двухсот километров. Палатки нет. Подумайте, что бы вы посоветовали предпринять старшему по группе.

    Летом во время полета над тайгой отказал двигатель вертолета. Экипажу удалось посадить машину на поляне. Неисправность на месте устранить невозможно. Продукты питания и посуда отсутствуют. Поиски экипажа могут продлиться несколько дней. Подумайте и ответьте, что должны предпринять члены экипажа.

    Группа туристов попала в экстремальную ситуацию и ожидают прибытие спасателей. Подумайте и ответьте, как и с помощью чего они могут помочь спасателям обнаружить их местонахождение и понять ситуацию.

    Группа ребят во время похода устроили игру в прятки. В результате двое ребят заблудились. Подумайте, что должны предпринять остальные ребята.

    Во время похода один из туристов отстал от группы. Его отсутствие заметили через 1,5 часа. Подумайте, что должны предпринять вся группа и отставший турист.

    Многоуровневые творческие задания.

    Используя пластилин, постройте макет костра «колодец», учитывая все требования пожарной безопасности.

    Разгадайте кроссворд и выпишите ключевое слово:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    • Как получить жилищные субсидии для приобретения жилья: военнослужащим и работникам МВД? Рынок недвижимости не стоит на месте, и цены на жилье продолжают непрерывно расти: за последние 15 лет средняя стоимость квадратного метра выросла как минимум в 10 раз. Многие российские семьи не могут себе позволить не то что […]
    • Штрафы гибдд лениногорск Поздно государство предпримет меры по Штрафы гибдд лениногорск взысканию вашей если Вы не обжаловали Штрафы гибдд лениногорск нужно Условные обозначения. Без регистрационных документов и без полиса ОСАГО обойдется в 500 места гиперссылки на данную статью. Должностных Штрафы гибдд лениногорск […]
    • Тест по истории, 40 вопросов с ответами 1. Россия была провозглашена республикой: А) 1 сентября 1917 г., Б) 3 марта 1917 г., В) 10 января 1918 г., Г) 30 декабря 1922 г. 2. Когда была принята декларация о государственном суверенитете Российской Федерации? А) 25 декабря 1993 года, Б) 1 сентября 1917 года, В) 12 июня […]
    • Где взять образец и пример письма-ответа на досудебную претензию покупателя? Как правильно написать форму документа? Каждый из покупателей рискует получить за свои деньги, порой немалые, товар с дефектом, который в спешке обнаружить не так просто, или не совсем качественную услугу, после чего вынужден обивать пороги […]Учет и расчет алиментов Сколько составляет средняя зарплата для расчета алиментов на ребенка в регионах России? Какой процент отчисляется с заработка на выплаты детям? Правительством установлен перечень видов доходов, на основании которых рассчитываются алименты на детей. Однако, в ряде случаев за алиментную базу принимается размер средней […]
    • Условия и основания назначения материальных пособий: если получаешь пенсию по потере кормильца, можно ли работать? Пенсия по утрате кормильца начисляется родственнику умершего, который находился на его полном финансовом обеспечении. Назначенных Пенсионным фондом средств часто бывает недостаточно для нормального […]

    Требует от него серьезной психологической и физической подготовки, так как он попадает в необычные для него условия существования. Вопросы о поведении человека при автономном существовании в природных условиях были подробно рассмотрены в VI классе.

    Причины, приводящие человека к автономному существованию в природных условиях, могут быть самые разнообразные. Автономное существование человека может быть добровольным и вынужденным.

    Вспомним, что русский художник и путешественник Федор Конюхов на яхте за 224 дня проплыл вокруг света без заходов в порты. Он совершил три лыжных похода к Северному полюсу, в том числе одиночный. Это - добровольное существование человека в природе.

    Вынужденная автономия может быть связана с аварией транспортных средств или ошибками в поведении человека, находящегося в природных условиях {заблудился, отстал от группы и др.).

    Во всех случаях вынужденной автономии в природных условиях человек стремится выйти к людям, т. е. вернуться к привычным условиям существования. Благоприятный выход из такой ситуации всегда зависит от степени подготовленности человека, т. е. нужны конкретные знания и определенные навыки поведения в природных условиях (обеспечение водой, ночлегом, ориентирование на местности и продвижение в заданном направлении).
    Наиболее доступным и эффективным способом приобретения навыков поведения в природных условиях можно считать подготовку и проведение турпоходов. Туристские походы предоставляют прекрасные возможности для совершенствования духовного и физического здоровья человека. Однако, чтобы любой поход прошел успешно и доставил максимальное удовольствие, к нему необходимо хорошо готовиться и знать основные правила безопасного поведения.

    Такие занятия в школе готовятся и проводятся, как правило, преподавателем. В каждой группе для похода должно быть не более 15 человек. По составу и физической подготовке группы должны быть равноценными.
    После распределения по группам приступают к подготовке. Подготовку целесообразно начать с изучения района похода и выбора конечной точки похода {живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения. Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода не открытие «новых земель», а отработка навыков поведения в природных условиях.

    Для выборе конечной точки маршрута необходимо руководствоваться тремя основными критериями: участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организация приготовления обеда и отдыха туристов, а также отработка туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.); расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону; расчет светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную точку с резервом не менее чем 1 ч.

    Исходя из вышесказанного составляются необходимые расчеты по организации и проведению похода.
    1. Определение светлого времени. Для примера рассмотрим выходные дни в мае в средней полосе.

    2. Определение оптимального времени сбора группы и выхода в поход. Расчет необходимо производить от определения времени возвращения к месту сбора + 1 час. В мае это может быть время 20 часов + 2 часа (1 час декретный + 1 час летнего времени) = 22 часа (10 часов вечера).

    3. Определение времени пребывания в походе с учетом решаемых задач: время в движении к месту большого привала - до трех ходовых часов и 3 ч на возвращение в исходную точку маршрута; 4 ч пребывания на большом привале. Итого 10 ч времени на собственно турпоход.

    Если до исходной точки маршрута, возможно, придется добираться каким-либо видом транспорта (автобус, электричка), то на это также необходимо предусмотреть время. Допустим, оно составит 1,5 ч. Следовательно, туда и обратно 3 ч.

    Таким образом, на сам поход необходимо 10 ч, время до прибытия в исходную точку маршрута и возвращения к месту сбора составляет 3 ч + 1 ч резервного времени. В итоге получаем 14 ч. Если считать, что время возвращения к месту сбора приходится на 22 часа (10 часов вечера), то, значит, время сбора для отправления в поход придется на 8 (22-14) часов утра. Место сбора определяет преподаватель. Это может быть школа, остановка автобуса или пригородная касса.

    Определив временные возможности группы для похода, намечают конечную точку похода, изучают район путешествия и прокладывают маршрут.

    Определив конечный участок (озеро, берег реки, живописная лесная поляна и т. д.), необходимо выбрать маршрут движения с учетом местности. Его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у характерных, легко распознаваемых ориентиров. Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км.

    Выбрав исходную и конечную точки маршрута, наметив контрольные ориентиры, рассчитывают порядок движения по маршруту. Расчеты оформляют на карте или в специальную таблицу.
    Для расчетов принимают: среднюю скорость движения -4 км/ч; длину пары шагов-1,5 м.


    Одну палатку;
    - костровое оборудование (таганок в чехле, пила в чехле, большой и маленький топоры в чехлах, спички в непромокаемой упаковке);
    - кухонное оборудование;
    - маршрутные документы и оборудование (карты маршрута -2 экз., компасы-2 шт., групповые деньги, ремонтный набор, аптечка).

    Примерный список личного снаряжения: рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнем; запасная обувь (кроссовки); куртка с капюшоном (штормовка); легкий головной убор (шапочка); две пары носков; полиэтиленовая накидка от дождя; кружка, ложка, миска, складной нож; фляжка для питьевой воды.

    Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6-8 кг.

    Вначале в рюкзак вкладывают большой полиэтиленовый пакет (вкладыш) для предохранения содержимого рюкзака от влаги. Затем внутрь вкладыша к спине укладывают мягкие вещи, далее - тяжелые: консервы, сахар, крупы.

    Сверху продуктов и в карманы рюкзака укладывают вещи, которые могут понадобиться во время движения по маршруту. Личное снаряжение раскладывают в матерчатые или непромокаемые мешки, группируя их применительно к использованию. Правильно уложенный рюкзак должен хорошо прилегать к спине вогнутой стороной.

    Далее следует потренироваться в определении сторон горизонта по солнцу и часам. Этот способ дает удовлетворительные результаты зимой. Летом, особенно в южных широтах, ошибки могут достигать более 25°.
    Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально (рис. 1). Часовую стрелку направляют на солнце. Угол между часовой стрелкой и цифрой 12 (если часы установлены по местному времени), цифрой 1 (если часы установлены по декретному времени, период октябрь- апрель), цифрой 2 (если часы установлены по летнему времени, период апрель - октябрь) разделить пополам. Биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой и цифрами 12, 1, 2, соответственно покажет направление на юг - север (юг будет находиться в стороне Солнца).


    Определение направления движения и его выдерживание. Для ре -шения данного вопроса необходимо вспомнить понятия магнитного и истинного азимутов и порядок их определения.
    Азимут- это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса север-юг), азимут называется магнитным (рис. 2).

    С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный меридиан снимается с топографической карты. Для перехода от истинного меридиана к магнитному необходимо знать величину магнитного склонения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, истинный меридиан и магнитный имеют склонение 2-3°, что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет. Приблизительно можно считать их равными, т. е. азимут, определенный по карте (истинный), можно считать равным магнитному.
    При подготовке к походу на карте необходимо проложить маршрут движения, определить контрольные ориентиры и их истинные азимуты (снятые с карты).

    Для выдерживания направления движения на местности по рассчитанным азимутам необходимо:

    1) выйти в точку начала движения, с которой по карте вычисляется азимут на первый контрольный ориентир;
    2) с помощью компаса определить магнитный азимут движения. Для этого нужно установить на шкале компаса против мушки отсчет, равный значению заданного (определенного по карте) магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого дёления шкалы. Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный предмет. Направление на него и будет направлением, соответствующим заданному азимуту.

    При движении по азимуту практическая ошибка выхода на контрольный ориентир обычно бывает до одной десятой пройденного маршрута. Поэтому на маршруте желательно намечать промежуточные ориентиры, в качестве которых выбирают не очень отдаленные, ярко выраженные предметы. Достигнув промежуточного ориентира, операцию определения направления движения повторяют на следующий промежуточный ориентир.
    В конце занятий необходимо еще раз уточнить время сбора.

    Поход начинается с построения, во время которого проверяется готовность к походу (как одеты и обуты туристы). При осмотре рюкзаков необходимо проверить, не забыто ли что- нибудь из снаряжения или питания. Затем необходимо вспомнить о правилах поведения, особенностях маршрута, примерном времени возвращения. После того как одежда, обувь, рюкзаки проверены и неполадки устранены, группа установленным порядком следует к исходному пункту маршрута.

    После прибытия группы в конечный пункт похода организуется большой привал. При остановке один-два человека идут за водой, один приступает к разжиганию костра, еще один - к образованию кострища, а остальные отправляются за топливом.

    После того как принесены вода, дрова и разожжен костер, около него остаются дежурные, которые следят за огнем и готовят пищу. Остальные отдыхают.

    Во время обеденного привала можно просушить одежду и снаряжение, потренироваться в выборе площадки и в установлении палатки. Продолжительность обеденного привала должна быть примерно 4 ч.

    При разведении костра и обустройстве кострового места необходимо знать и соблюдать ряд правил.

    Площадка для костра выбирается на открытом, но защищенном от ветра безопасном месте, желательно около воды. Костер следует разводить уже на вытоптанных площадках, на старых кострищах или на выбранном месте, предварительно сняв дерн. Все сухие листья, ветви, хвою, траву, которые могут загореться, следует отгрести от кострища на расстояние до 1 - 1,5 м.

    Противопожарная безопасность - главное требование при выборе места для костра.

    Нельзя разводить костер ближе чем в 4-6 м от деревьев, смолистых пней или корней. Над костром не должны нависать ветви деревьев.

    Не разжигайте огонь в хвойных молодняках. Здесь легко может вспыхнуть самый страшный, так называемый верховой, пожар.

    Не разводите костер на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой. По ним огонь распространяется с большой скоростью.

    Опасен костер на вырубках, где имеются остатки сучьев, веток, сухих листьев.

    Не разводите костер на торфяниках. Помните, что тлеющий торф очень трудно затушить, даже заливая его водой. Незамеченное тление может легко превратиться в губительный торфяной пожар.

    Не разводите костров в лесу на каменистых россыпях. В таких местах между камнями накапливается лесной хлам и перегной. Огонь, проникший в щели, может распространиться по глубоким и извилистым ходам между камнями, Потушить такой пожар почти невозможно.

    Не следует оставлять костер (даже гаснущий) без присмотра. Покидая место бивака, следует обязательно залить костер. Не надо думать, что если дрова уже прогорели и на кострище остались только тлеющие головешки и угли, то заливать его необязательно. Эти головешки могут разгореться спустя много времени после ухода группы.
    После обеда (отдыха) группа готовится к походу в исходный пункт маршрута.

    Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков и уборки места лагеря. Весь мусор тщательно собирают и сжигают. Пустые банки из-под консервов обжигают в костре и закапывают в землю, после чего разгребают и тушат костер, заливая его водой и забрасывая землей. Уходя с бивака, проверяют, не забыл ли кто своих вещей.

    1.Вспомните все известные вам способы определения сторон горизонта.

    2.Каков порядок определения напрвления движения по заданному азимуту?

    3.Подготовьте устное сообщение по теме "Порядок разбивки лагеря для большого привала".

    4.Перечислите правила разведения костра и меры пожарной безопасности.

    Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
    Отправлено читателями с интернет-сайта

    Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации » Стефко Мария Станиславовна

    Конец XVIII – первая четверть XIX века – время качественного перехода русской дворянской культуры от заимствований к самостоятельному культурному творчеству в поле европейских культурных традиций. В отечественной и зарубежной историографии хорошо изучены вопросы взаимодействия русской и европейской культур в отдельных областях литература, архитектура, музыка, изобразительные искусства, театр, написаны обобщающие труды о путях их развития. Однако, вопрос о том как воспринималась европейская культура на уровне отдельного человека или социальной группы, вовлеченной в этот процесс, изучен недостаточно.

    Одной из форм межкультурного диалога можно считать путешествия. В это время путешествия в европейские страны совершаются не только с сугубо учебными или служебными целями дипломатия, торговля, военные походы, но в соответствии с собственными интересами и представлениями о ценности культурного и иного опыта западных соседей. Их инициаторами выступали частные лица, сами путешественники или их родители, а не только какое-либо учреждение или государственная структура. Таким образом, происходило персональное, частное освоение европейского культурного пространства.

    Данная тема относится к традиционному и по-прежнему актуальному направлению исследований «Россия и Европа»....



    Последние материалы раздела:

    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
    Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

    квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

    Читы на GTA: San-Andreas для андроид
    Читы на GTA: San-Andreas для андроид

    Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

    Классическая механика Закон сохранения энергии
    Классическая механика Закон сохранения энергии

    Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...