Пожарная каланча (Кострома): старинный символ современного города. Пожарная каланча омска Каланча 2 ой пожарной части

Удивительное по своей оригинальности и красоте здание похоже скорее на античный театр, чем на столь значимый объект. Вот уже почти двести лет оно украшает город и до недавнего времени служило по прямому назначению. Лишь в 2005 году власти приняли решение передать уникальное здание местному музею. Пожарная каланча (Кострома) находится на Сусанинской площади, ранее именовавшейся Екатеринославской. Гуляя по древнему городу, сложно пройти мимо этого необычного строения.

Как пожарная каланча появилась в городе Костроме?

История Костромы напрямую связана с пожарами. За свою многовековую историю город выгорал полностью 14 раз. Местным жителям приходилось отстраивать его заново. Именно поэтому возникла острая необходимость возвести в городе такое строение, как пожарная каланча. Кострома должна была противостоять огню.

Каланчу строили по приказу губернатора К. И. Баумгартена с 1823 по 1825 год. Автором проекта стал губернский архитектор Фурсов, который творчески подошел к заданию начальства и предложил такой оригинальный проект. Сам губернатор пожелал, чтобы каланча была не только полезным объектом, способным противостоять разрушительным пожарам, но и украшать главную площадь города.

Уникальное строение

Здание пожарной каланчи выполнено в стиле позднего классицизма. Его украшает фронтон с шестью белыми колоннами. В его центр помещен двуглавый орел. Над четырехугольным зданием надстроена восьмигранная башня, в которой находится наблюдательная площадка, где должен был нести службу зоркий пожарный и наблюдать, не появилась ли где-нибудь струйка дыма. Чтобы у служащего был полный обзор, вокруг «караульни» был сооружен балкон.

Только отстроенное здание сразу стало местной достопримечательностью. Когда в 1834 году император Николай Первый прибыл в Кострому с деловым визитом, он восхитился зданием пожарной вышки. Монарх произнес: «Такой у меня в Петербурге нет!». Тогда пожарная вышка в Костроме получила статус лучшей провинциальной каланчи.

Из истории пожарной каланчи

В 1860 году основное здание было дополнено двумя крыльями. В них размещались пожарного депо, жилые комнаты для персонала и помещения, в которых содержался гужевой транспорт. Также там хранились запасы воды и оборудования.

В 80-х годах XIX века здание претерпело некоторые архитектурные изменения. Была существенно упрощена караульная вышка. Однако уже в середине XX века была произведена реконструкция, и прежний облик здания был восстановлен. Пожарная каланча в Костроме, старые фото которой теперь стали достоянием местного музея-заповедника, снова приобрела первоначальный вид, задуманный архитектором Фурсовым. В ее здании до начала XXI века находилась действующая пожарная часть.

Памятник-музей

Сегодня пожарная каланча (Кострома) относится к одному из пяти зданий головного комплекса Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также входит в состав 16 филиалов областного музея. Здесь можно получить информацию об экскурсиях и выставках, проходящих в городе.

Желающие заказать экскурсию по городу или области, а также купить билеты на любую выставку, проходящую в музее, могут зайти сюда за билетами. Пожарная каланча (Кострома) теперь является экскурсионным отделом. А еще здесь находится интересный и уникальный музей. Аналогов ему не найти ни в одном уголке планеты.

Музей Пожарного дела

В городе, много раз сгоравшем до основания и отстроенном заново, находится музей Пожарного дела. Зданием, в котором он разместился, стала в 2005 году пожарная каланча (Кострома). Музей открыт для всех желающих. Сюда приходят и взрослые, и дети, приезжают огнеборцы со всей страны и даже из-за рубежа.

Сотрудники оборудовали здесь обширную экспозицию из накопленных в депо артефактов. В музее можно увидеть пожарные машины разных лет, которые в свое время выезжали на вызов. Интересна экспозиция, представляющая костюмы борцов с огнем разных эпох. Можно проследить эволюцию от самых первых костюмов до современных. В музее Пожарного дела у каждого желающего есть возможность посмотреть на старинные огнетушители и водяные насосы, помогавшие пожарным некогда тушить огонь. Здесь также представлены диорамы, на которых воссозданы картины пожаров. Глядя на них, чувствуешь, будто ходишь по пепелищу только что сгоревшего дома. Оригинальным украшением музея являются детские рисунки и поделки на пожарную тематику.

О чем можно узнать, отправившись на экскурсию?

Экскурсоводы знакомят посетителей с историческими фактами о городских пожарах, которых в истории Костромы было 14, историей возведения каланчи, рассказывают о том, как появилась и развивалась благородная профессия пожарных в России, о том, как вести себя при пожаре, чтобы сохранить свою жизнь и помочь тем, кто попал в подобную ситуацию.

Сюда непременно стоит заглянуть, чтобы узнать, чем славится старинный город Кострома. Пожарная каланча (на фото ниже можно увидеть, как она выглядит сейчас) станет, бесспорно, интересным местом и для детей, и для взрослых. Пожарная вышка уже много лет является символом Костромы. Ее изображение печатают на сувенирной продукции наряду с другими достопримечательностями города. Итак, когда же можно посетить это удивительное место?

Пожарная каланча (Кострома): режим работы

Пожарная каланча открыта с 11 до 19 часов каждый день. Касса закрывается в 18 часов 30 минут. Цена билета символическая - 70 рублей. Дети до 7 лет могут войти бесплатно. За фотосъемку необходимо доплатить еще 30 рублей.

Одна из достопримечательностей города, главное украшение центральной Сусанинской площади . Архитектор П. И. Фурсов .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Пожарная каланча в Костроме - год основания, высота, история

    Пожарная каланча - Прогулки по улицам Костромы (37 выпуск)

    Кострома.Вид на город с пожарной каланчи / Kostroma. View of the city from the Fire Tower: 1960

    Субтитры

История

Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:

«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова. »

Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825-1827 годах.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!» ), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции .

Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1860-х годах к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. В 1880-х годах годах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид − на старых фотографиях можно разглядеть, что его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.

Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны . В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.

Архитектура

Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком , состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом.

После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.

 
  © warsh

Наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение - дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков (*kala(n)ѕa от турецкого kale «крепость»).

Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая 1804). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации - вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол. Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются каланчами, не несущими дозорных функций, в которых как правило размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов и боевой одежды пожарных.

На фото - здание Полицейской-пожарной части в Сокольниках с пожарной каланчёй и смотровой площадкой. Оно было выстроено в 1881-1884 года в самом начале улицы Стромынка, на Стромынской площади. Архитектор М. К. Геппенер. Это вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей. Сейчас в здании Сокольнической полицейской части размещается Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и пожарная часть № 12.

Владимир Гиляровский писал в "Москве и москвичах":

"Пока не было телефонов, пожары усматривали с каланчи пожарные. Тогда не было еще небоскребов, и вся Москва была видна с каланчи как на ладони. На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому "высокопоставленному" лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, только гляди, не зевай! И ходит он кругом и "озирает окрестности".

Отважен, силен, сердцем прост,
Его не тронула борьбы житейской буря,
И занял он за это самый высший ноет,
На каланче дежуря.

Вдруг облачко дыма... сверкнул огонек... И зверски рвет часовой пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора... Тогда еще электрических звонков Не было.

Выбегают пожарные, на ходу одеваясь в не успевшее просохнуть платье, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой. Выскакивает брандмейстер и, задрав голову, орет: - Где? Какой?

В Охотном! Третий!--отвечает часовой сверху. А сам уже поднимает два шара на коромысле каланчи, знак Тверской части. Городская - один шар, Пятницкая - четыре, Мясницкая - три шара, а остальные - где шар и крест, где два шара и крест--знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар. А то вдруг истошным голосом орет часовой сверху:

Пятый, на Ильинке! Пятый!

И к одинокому шару, означающему Городскую часть, привешивают с другой стороны коромысла красный флаг: сбор всех частей, пожар угрожающий. И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат, шкафы с посудой ходуном ходят, и обыватели бросаются к окнам или на улицу поглядеть на каланчу.

Ночью вывешивались вместо шаров фонари: шар - белый фонарь, крест - красный. А если красный фонарь сбоку, на том месте, где днем - красный флаг,--это сбор всех частей. По третьему номеру выезжали пожарные команды трех частей, по пятому - всех частей.

А если сверху крикнут: "Первый!" - это значит закрытый пожар: дым виден, а огня нет. Тогда конный на своем коне-звере мчится в указанное часовым место для проверки, где именно пожар,--летит и трубит. Народ шарахается во все стороны, а тот, прельщая сердца обывательниц, летит и трубит!

И горничная с завистью говорит кухарке, указывая в окно: - Гляди, твой-то...

В те давние времена пожарные, николаевские солдаты, еще служили по двадцать пять лет обязательной службы и были почти все холостые, имели "твердых" возлюбленных - кухарок.

В свободное от пожаров время они ходили к ним в гости, угощались на кухне, и хозяйки на них смотрели как на своих людей, зная, что не прощелыга какой-нибудь, а казенный человек, на которого положиться можно.

Так кухарки при найме и в условие хозяйкам ставили, что в гости "кум" ходить будет, и хозяйки соглашались, а в купеческих домах даже поощряли. Да и как не поощрять, когда пословица в те давние времена ходила:

"Каждая купчиха имеет мужа - по закону, офицера - для чувств, а кучера - для удовольствия". Как же кухарке было не иметь кума-пожарного!

Каждый пожарный - герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой. А тогда в особенности: полазь-ка по крышам зимой, в гололедицу, когда из разорванных рукавов струями бьет вода, когда толстое сукно куртки и штанов (и сухое-то не согнешь) сделается как лубок, а неуклюжие огромные сапожищи, на железных гвоздях для прочности, сделаются как чугунные. И карабкается такой замороженный дядя в обледенелых сапогах по обледенелым
ступеням лестницы на пылающую крышу и проделывает там самые головоломные акробатические упражнения; иногда ежась на стремнине карниза от наступающего огня и в ожидании спасительной лестницы, половиной тел" жмется к стене, а другая висит над бездной... Топорники, каски которых сверка-гот сквозь клубы черного дыма, раскрывая железо крыши, постоянно рискуют провалиться в огненные тартарары.

А ствольщик вслед за брандмейстером лезет в неизвестное помещение, полное дыма, и, рискуя задохнуться или быть взорванным каким-нибудь запасом керосина, ищет, где огонь, и заливает его... Трудно зимой, но невыносимо летом, когда пожары часты.

Я помню одно необычайно сухое лето в половине восьмидесятых годов, когда в один день было четырнадцать пожаров, из которых два - сбор всех частей. Горели Зарядье и Рогожская почти в одно и то же время... А кругом мелкие пожары...

В прошлом столетии в одной из московских газет напечатано было стихотворение под названием "Пожарный". Оно пользовалось тогда популярностью, и каждый пожарный чувствовал, что написано оно про нею, именно про него, и гордился этим: сила и отвага!"

Kale «крепость»).

Оборонительные каланчи

В русском языке каланчами первоначально назывались турецкие оборонительные башни; в XIX веке слово применялось и в отношении кавказских сторожевых башен.

Наиболее известны в истории две каланчи на противоположных берегах Дона на подходах к крепости Азов . Башни были выстроены турками в 1640-х гг. после изгнания донских казаков из Азова. 14 июля казачьи части российской армии взяли каланчи приступом, но турки удержали саму крепость и Петру пришлось отступить на зимние квартиры. На следующий год Азов был взят русскими войсками 19 июля (см. Азовские походы Петра I). Во второй раз азовские каланчи захватил фельдмаршал Миних 20 марта , причём одна из башен сдалась без боя.

Пожарные каланчи

Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая ). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации - вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

    Пожарная каланча г. Самара

    Пожарная каланча г. Ульяновск

    пожарная каланча г. Омск

Исторические каланчи также сохранились в городах Костроме , Галиче , Рыбинске , Балакове , Сердобске , Угличе , Ярославле , Трубчевске , Ульяновске , Волгограде , Самаре , Осташкове и др. Имеет каланчу Музей пожарной охраны в Санкт-Петербурге . В Самаре и Ульяновске в здании пожарной каланчи созданы профильные музеи.

Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол . Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются рукавными башнями, не несущими дозорных функций, в которых размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов.

В странах, подверженных лесным пожарам (США , Австралия , Япония и др.), распространены дозорные башни для наблюдения за лесными массивами. Такие башни устанавливаются на господствующих высотах, комплектуются простыми геодезическими приборами для определения места возгорания и средствами связи с удалёнными пожарными частями. Конструктивно, башни могут использовать каркасы старых водонапорных башен, ветрогенераторов или строиться по уникальным проектам. Самая высокая башня такого рода - Warren Bicentennial Tree Lookout в Австралии, 69 . C учётом высоты местности, самая высокая наблюдательная точка - Fairview Peak в штате Колорадо , США - 4028 м над уровнем моря.

Парковые каланчи

Каланча «Под флагом» в Пятигорске была сооружена в братьями Бернардацци на обзорной площадке Горячей горы и некоторое время совмещала и дозорные, и развлекательные функции. Названием каланча была обязана российскому флагу, поднимаемому в часы работы казённых ванн. Часовой, помимо наблюдения за южными подступами к горе, отбивал часы в колокол, повторяя бой церковных колоколов для посетителей курорта «во избежание всяких недоразумений насчёт времени пользования ваннами». После ряда перестроек башня, именовавшаяся то «Грибом», то «Бель-Вю», была уничтожена во время Гражданской войны.

Мне нравится изучать город… выцепишь какую-нибудь деталь силуэта и рассматриваешь как под микроскопом… На этот раз это пожарная каланча.

Согласно Энциклопедическому словарю, Каланча — (тюрк. — от араб. кал а — крепость), во 2-й пол. 18 — нач. 20 вв. возвышающаяся над зданием пожарной части башня для наблюдения за возникновением пожаров. Имела колокол площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями.

Активно строить их начали после указа Александра второго от 31 мая 1804 года «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды». С этих пор появились пожарные части при полицейских участках. К ним и пристраивалась или устанавливалась башня — каланча.

До этого простыми горожанами велось дежурство пожарных дозоров. Ими же осуществлялось оповещение и тушение пожаров.

Пожарные каланчи продолжали строить в советское время до появления телефонной связи. После этого необходимость в них отпала. Рост этажности городов в этот период также уже не позволял им выполнять свою функцию.

В дальнейшем и сейчас при пожарных частях все равно продолжают строить башни, но теперь уже для сушки пожарных рукавов, а не как дозорные и сигнальные. Пожарные каланчи, считайте, в красной книге.

В Москве пожарные каланчи строились с конца 18 века и вплоть до начала 1930х гг. На сегодня мне удалось найти около дюжины сохранившихся пожарных каланчей, которые изначально строились как дозорно-сигнальные. Из них 8 являются памятниками архитектуры, половина построены в дореволюционный период (все в 19 веке), 4 построены по типовому проекту в стиле конструктивизма.

Каланча состоит из трех функционально значимых частей: входной группы (1), ствола — вертикальной коммуникации (2) и обзорной площадки (3).

На основе исследования множества архитектурных и объемно-планировочных решений пожарных каланчей можно выделить четыре типа блокировки каланчи и основного здания: изолированный (1), линейный (2), центрально-осевой (3) и угловой (4).

Сам ствол башни бывает только трех типов: прямой (1), сужающийся кверху (2) и составной из прямой и сужающейся части (3). Причем все три типа башен в плане могут быть круглые, квадратные и восьмигранные. Это основные формы планов башен. Видела еще прямоугольный вариант, но крайне редко.

В дозорной площадке главное — это выполнение её функций: кругового обзора, подачи сигнала колоколом или фонарём, защита от погодных условий дежурного. При этом тут архитекторы проявляли свою фантазию. Чаще всего, это самая декоративно украшенная часть башни.

Таким образом, сложилось множество типов дозорных площадок. Ниже те, которые удалось вывести из пожарных каланчей Москвы. Они являются различными комбинациями нескольких приемов: вынос площадки консолью за ствол башни или расположение площадки в границах плана башни, наличие или отсутствие кровли у площадки, наличие опор кровли и размер выхода на площадку.

Ниже мои зарисовки сохранившихся каланчей Москвы. Первые четыре каланчи дореволюционного периода.

Слева направо: Сущевская полицейская часть (ул.Селезневская, 11, стр.1), Хамовнический полицейский дом (Комсомольский проспект, 16, 1897 г.), Рогожская полицейская часть (Николоямская, 54, 1862 г.) и Сокольническая пожарная каланча (ул.Русаковская, 26, 1884 г.).

Слева направо: Пожарная часть №19 (Ленинский проспект, 71а, 1929 г.), Пожарная часть №20 (Ослябинский пер., 2), Пожарная часть №17 (Шоссе энтузиастов, 11, 1929 г.), Пожарная часть №22 (ул. Краснобогатырская, 6, 1927 г.).

Еще обнаружила пару каланчей в руинах, одну из которых собираются реконструировать (ул. Хромова, 40), пару каланчей обшитых сайдингом, их период постройки неизвестен.

Каланчи позднего советского периода и 90х гг дозорной функции не несут и имеют уже другую архитектуру.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...