Иерусалимская звезда подвеска значение. Частный гид и экскурсовод Израиля. Индивидуальные экскурсии и туры, отдых. Лицензия Министерства туризма

В этой статье мы поговорим о том, что такое Вифлеемская звезда и как она выглядит. Это одно из многих явлений, которые христиане не подвергают сомнению, а ученые уже много лет не оставляют попыток доказать его или опровергнуть с научной точки зрения.

Что такое Вифлеемская звезда?

Начнем с истории. Согласно Евангелию от Матфея, трое волхвов, увидев на небе новую яркую звезду на востоке (или, если переводить точнее, на восходе), отправились по направлению к ней, чтобы поклониться Иисусу Христу. Из древних преданий они знали, что такая звезда приведет их к Царю Иудейскому. Волхвы пришли в Иерусалим, но не нашли там Спасителя и, по совету царя Ирода, отправились в Вифлеем, где звезда остановилась прямо над домом Святого Семейства. Поклонившись Иисусу и принеся ему дары - золото, ладан и смирну, они отправились в обратный путь к себе на родину, чтобы там проповедовать рождение Спасителя. До сих пор эти трое мудрецов почитаются как святые, а их мощи располагаются в Кельне.

Была ли звезда?

Критикуя Священное Писание, некоторые утверждали, что никакой звезды не было, и это всего лишь более поздняя вставка в первоначальный текст, призванная украсить его и сделать более торжественным.

Однако уже доказано, что события, изложенные в текстах евангелистами, практически не противоречат реальным историческим событиям. Поэтому можно предположить, что на самом деле в то время в небе действительно находилось некое космическое тело. К тому же стиль изложения свидетельствует, что авторы рассказывали о событиях именно так, как они происходили, не придумывая дополнительные элементы рассказа, в противном случае Евангелия выглядели бы по-другому с точки зрения последовательности. Для верующих людей ангел, ведущий волхвов, выглядел бы, пожалуй, более естественно и логично, чем какая-то звезда. Для чего же включать ее в текст, если на самом деле ее не было?

Парад планет

Одно из наиболее вероятных объяснений этому явлению дают астрономы - скорее всего, это был так называемый парад планет, когда Земля, Солнце, Юпитер и Сатурн выстроились в одну линию. Это должно было выглядеть потрясающе, и неудивительно, что такому явлению было приписано мистическое значение.

Стоит сказать, что трое волхвов, направляющихся к Спасителю, были учеными, математиками, астрономами своего времени, почитающимися в обществе. Поэтому изучать планеты и звезды было их профессией.

Яркая комета

Другая версия происхождения Вифлеемской звезды гласит, что это была комета. Судя по времени евангельских событий, это, вероятнее всего, была появившаяся в 5 веке до нашей эры комета из созвездия Козерога, подробно описанная астрономами из Китая. Однако в то время подобные космические тела считались в основном дурным предзнаменованием, поэтому совсем не факт, что появление той кометы могло быть трактовано как благословенный знак появления Спасителя.

Однако существует еще один вариант, предложенный современными астрономами. Именно это явление могли увидеть трое волхвов: яркая звезда появилась в 4 веке до нашей эры в и, кажется, располагалась как раз над Иерусалимом. Приведем фото Вифлеемской звезды.

Красная звезда

Стоит сказать, что сейчас под этим названием подразумевают и другие, не астрономические объекты. Например, существует цветок вифлеемская звезда - это всем известная пуансеттия, которую многие приобретают перед Рождеством (а иногда перед Новым годом). Цветет она не слишком красивыми мелкими желтыми цветами, но радует глаз листьями - красными, зелеными, белыми, резко контрастирующими между собой и создающими праздничное впечатление. Ее листья имеют восемь концов, и это дополнительная ассоциация со звездой. Пуансеттия - растение домашнее, красивое и неприхотливое, поэтому его достаточно часто можно встретить в европейских домах, в России оно не получило пока широкого распространения.

Изначально этот цветок почитали ацтеки. После появления его в Европе примерно в шестнадцатом веке возникла легенда, связанная с празднованием Рождества. Согласно ей, дети из бедных семей очень хотели украсить храм к празднику, но у них совсем не было денег на украшения. Поэтому они сломали несколько веток с кустов, росших вдоль дороги, и принесли в церковь, искренне веря, что даже таким подношением принесут Господу много радости. И, когда они внесли свои букеты в храм, те преобразились и покрылись красными и зелеными, похожими на звезды, листочками. Это и была пуансеттия.

Как выглядит звезда

Чаще всего Вифлеемскую звезду изображают восьмиконечной. В качестве нательного украшения, например кулона, ее стараются не носить, потому что это считается кощунственным. Однако изображения Вифлеемской звезды все равно существуют: так, звезда из серебра изображена на полу колодца в пещере, где, по одной из версий, родился Иисус Христос. Это место еще называют Священным Вертепом. Легенда гласит, что Вифлеемская звезда упала именно туда после того, как привела волхвов к Богомладенцу. Христиане нередко уверяют, что, если внимательно смотреть в глубь колодца, выложенного изнутри серебряными пластинками, то можно увидеть мерцание небесного тела, находящегося глубоко на дне. Над местом, где, согласно этому преданию, находится сейчас звезда, в восемнадцатом веке монахами ордена святого Франциска Ассизского была выстроена церковь.

Кстати, именно такая звезда, а не кресты, как сейчас, устанавливалась на вершине куполов самых первых православных храмов.

Часто используют в христианских праздниках, особенно широкое распространение получило подобное елочное украшение. В России традицию изменили, и звезда стала о пяти концах. Но после распада Советского Союза у нее снова появилось восемь концов, и сейчас наравне существуют обе традиции. Однако на главной елке России в Кремле находится именно аутентичная звезда.

Православные магазины иногда предлагают символ Вифлеемской звезды, чаще всего в виде золотого или серебряного кулона, стоимостью от трех-четырех тысяч рублей. Аналогичные вещицы сейчас можно найти и в эзотерических лавках - там предлагают разнообразные украшения из самых различных металлов, чаще всего недорогих. Конечно, это достаточно спорный вопрос, имеют ли люди право носить и изготавливать подобные украшения. Даже мнения священников на этот счет кардинально различаются: так, одни считают, что на самом деле Вифлеемская звезда была зажжена в свое время сатаной, чтобы привести царя Ирода к Богомладенцу. Поэтому и сам символ звезды они не одобряют. Некоторые православные священники считают восьмиконечную звезду знаком принадлежности к исламу. Более единодушны священники по отношению к пятиконечной звезде, пентаграмме, которая представителями церкви считается признаком причастности к поклонникам сатаны. Звезда Давида о шести концах - явный символ иудаизма, хотя последователи этой религии носят его на себе совсем нечасто.

Вифлеемскую звезду часто используют в качестве части других христианских символов - например, в центре крестов. Нередко в центр звезды помещают драгоценные или полудрагоценные камни.

Почти на всех иконах, посвященных Богородице, также можно найти знак звезды. Поскольку Матерь Божия считается святой покровительницей России, то и Вифлеемскую звезду иногда называют русской. Сам символ мог также обозначать Небесный Иерусалим, рай, стойкость в жизненных ситуациях или же нечто неземное, возвышенное. Звезду связывают и с так называемым Восьмым днем творения. Считается, что после грехопадения Седьмой день длится до сих пор, после него наступит Апокалипсис, а уже после Второго пришествия всех спасенных ожидает вечная жизнь, вечный Восьмой день. Таким образом, звезда имеет еще одно очень важное значение - она символизирует вечность.

Вифлеемская звезда своими руками

Многим детям нравится создавать игрушки на елку собственноручно, и среди прочих украшений можно сделать рождественскую звезду. Иногда ее подвешивают на окно или на самую вершину праздничного дерева. Как сделать Вифлеемскую звезду своими руками? Лучше всего - из блестящей бумаги, объемную в технике оригами или вырезать ее из серебристого изолона.

Российские награды

Орден Андрея Первозванного, который был самой высокой государственной наградой в дореволюционной России, в основе своей имел восьмиконечную звезду.

А в современной России учреждена премия «Вифлеемской звезды», на золотой медали которой отпечатан соответствующий символ, а иногда на ней изображен ангел. Это знак Академии словесности.

Другое значение

Безусловно, основная сфера бытования этого знака - христианство, однако столь популярная сегодня эзотерика также использует Вифлеемскую звезду.

Значение этого символа в магии - изображение закона кармы целого рода. Считается, что семь поколений, живших на Земле до рождения на ней конкретного человека, окажут свое влияние на него, а он, в свою очередь, повлияет на семь последующих поколений своими мыслями и поступками. Эта теория существует потому, что между Иисусом Христом и его предком, иудейским царем Давидом, родилось четырнадцать поколений. Многие кулоны в виде звезды созданы под влиянием именно этого эзотерического направления.

В есть свои символы. Восьмиконечная звезда является одним из них. Каждый из символов характеризует определенным образом православие. Наверное, каждый хоть раз задумывался о том, что означает в религии и не только. Ведь встречалась она в культуре многих народов в разные эпохи. Наверняка и значение ее многообразно. Чтобы разобраться во всем этом, нужно проследить появление ее в истории человечества и в символике православного христианства.

Звезда с восемью лучами

В христианстве это Вифлеемская звезда или символ По Священному Писанию она зажглась на небе, когда появился на свет Мессия. Ее восемь лучей были ярче других звезд. Увидев их, древние мудрецы (волхвы) вспомнили пророчества и поняли, что долгожданный Спаситель родился. Они поспешили на восток поклониться Сыну Божьему. Вифлеемская звезда указывала старцам путь, двигаясь впереди, пока не остановилась над тем местом, где появился на свет Иисус.

В пещере Рождества Христова есть Вифлеемская звезда. Сколько лучей на ней, известно доподлинно. Место появления Иисуса на свет указывает серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Это число неслучайно. Оно символизирует остановки на Крестном пути Иисуса в Иерусалиме.

Вифлеемская звезда. История возникновения

Сегодня в православных храмах встречается восьмиконечная звезда, значение которой можно понять, обратившись к истории ее появления.

Но изначально Вифлеемская звезда была с пятью лучами, по количеству ран Иисуса Христа. Она также символизировала здоровье: количество пальцев, органов чувств. Но главный смысл ее был в человеческой природе Христа.

В эпоху Возрождения звезду связали с оккультизмом. А в перевернутом виде она стала символом сатаны. Но вот христиане этот вариант считали знаком перерождения Христа. И даже причисленный церковью к лику святых, Константин имел печать с перевернутой пятиконечной звездой. Именно он государственной религией сделал христианство.

Для России исторически символ в виде звезды с пятью лучами чужд. Его больше принято олицетворять с иудаизмом и масонством. Хотя в годы Советской власти была выбрана именно звезда с пятью лучами в качестве государственного символа.

Восьмиконечная звезда в православии. Предпосылки появления

Пятиконечную Вифлеемскую звезду сменила шестилучевая примерно в пятнадцатом веке. Вообще, этот символ возник в начале периода неолита. Он означал шесть сторон света. Всем известно, что их четыре но, к примеру, жители Древней Индии, видя символ с таким количеством лучей, понимали его значение как "шесть сторон горизонта."

Затем, в какой-то из периодов, в России была семиконечная Вифлеемская звезда. Когда-то маги носили такой же символ, как отличительный знак, но с указанием планеты возле каждого луча.

Значение восьмилучевой звезды на Руси

И, наконец, появилась восьмиконечная звезда - символ, известный на Руси с давних времен. Задолго до двадцатого века, у жителей Древней Руси, еще в языческие времена, он означал присутствие главного божества. Изображение такой звезды помещали на воинские стяги, одежду и на различные предметы быта и культа.

В Православной Руси восьмиконечная звезда значение имела не менее важное. Ведь она загорелась на небосводе в момент Рождения нашего Спасителя и привела волхвов к месту появления на свет Иисуса.

Восьмиконечная звезда в иконографии

Сегодня этот знак присутствует во всех православных храмах, символизируя Россию. Звезду с восемью лучами можно встретить на всех русских иконах Божьей Матери, покровительницы нашего Отечества. Про этот символ у нас, в России, говорят: звезда Богородицы, русская, а также Вифлеемская.

Как уже говорилось выше, на иконах Пресвятой Девы Марии изображается восьмиконечная звезда, значение которой очень важно в православии. Это понятно лишь только по одному факту, что символ располагается на плечах и голове Богородицы. На иконе "Неопалимая купина" и вовсе образ Божьей Матери вписан в октограмму (так еще называется символ с двумя наложенными друг на друга квадратами, образующими восьмиконечный символ). Звезда тесно связана с Богородицей, ее тайной.

Если вспомнить значение символа с восемью лучами, то по традиции его понимали как вечность, непоколебимую устойчивость и выход за пределы этого мира. Также октограмма - знак Рая, Небесного Иерусалима и конечного Преображения.

Значение звезды у разных народов

Восьмиконечная звезда - символ равновесия, порядка, созидания, если ее вписать в окружность. Так в древности обозначали календарь, времена года (все материальное меняется, но главное остается неизменным).

Восьмилучевая звезда встречается в культе латышей, удмуртов. В виде сдвоенного креста или с раздвоенными концами ее можно увидеть в народных орнаментах у финнов и карел, а также у северных народов (например, финно-угорских). Здесь она означает путеводность и возрождение, является символом света и славы.

Кроме того, звезду с восемью лучами можно встретить на Карелия, Лихославля и его района (жителями которых тоже являются карелы), Колумбии, Перу. На флагах Великобритании и Филиппин тоже прослеживается восьмеричная символика.

Восьмиконечная звезда, значение которой у египтян было тождеством божественного знака, встречается и у шумеров. В их языке именно этим символом обозначали слово, которое переводится как "бог, звезда, небо".

Считается, что восьмиконечный знак символизирует семь периодов в истории человечества, а восьмой луч - жизнь будущего века. То есть то время, когда наступит царство Божье.

Звезда в традициях христиан

Восьмиконечная всегда была главной на верхушках праздничных елей. Она же служила убранством в домах и на улице. Во времена СССР звезда была заменена на пятиконечную.

Детям дарили восьмиконечную Вифлеемскую звезду на благополучие и счастье.

Как гласит церковное предание, один из апостолов раньше всех принес в русскую землю весть о христианской вере. Видимо, поэтому в царской России высшая награда, имевшая форму восьмиконечной звезды, носила название ордена Андрея Первозванного. Сегодня также он имеет высокий статус, возвращенный указом президента в 1998 году.

Вифлеемская звезда, сколько лучей бы ни имела, имеет огромное значение в истории христианства. Волхвы, ведомые ею, узнали, где Спаситель, и поведали миру о его Рождении. Сегодня этот символ, как и всегда, является путеводным для верующих, напоминая, что материальное и духовное взаимосвязано. Но если одно проходит без следа, то другое вечно и нетленно. Стремясь к жизни в царстве Божьем, нужно помнить, что в этом мире каждый может стать путеводной звездой для кого-то, творя добрые дела и тем самым приближаясь к Господу. Может именно в этом и заключается истинный смысл символа с восемью лучами. Мира вам и гармонии!

В Евангелии от Матфея сказано, как именно шли волхвы, чтобы поклониться Богомладенцу-Христу, и в этом рассказе есть определенная загадка. Дело в том, что ко Христу их вела… звезда. Именно так: они увидели в небе очень яркую, ни на что не похожую звезду и пошли за ней. Волхвы знали из преданий, что это небесное явление приведет их к новому Царю Иудейскому, который будет Спасителем мира. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. Они с радостью поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Христу дары - золото как Царю, ладан - как Богу, и смирну - как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Далее волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. Они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.

Но вот вопрос: могла ли какая-то звезда действительно вести волхвов? Не выдумка ли это? Некоторые критики Евангелия утверждали, что эта история – позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы «разукрасить» событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. И действительно, все это похоже на сказку… Так как же относиться к рассказу о звезде? И неужели современная Церковь действительно верит, что по небу двигалось некое тело, указывая путь волхвам?

Начнем с «позднейших вставок». Эту версию вполне можно было бы допустить, но… Текст Евангелия много раз анализировали на предмет авторского стиля и исторической достоверности. Доказано, что события, описанные в Евангелии, не противоречат другим историческим источникам, а манера их изложения, скорее, свидетельствует о том, что авторы ничего не придумали от себя, иначе целый ряд эпизодов выглядел бы принципиально иначе. Ведь если уж выдумывать какие-то истории, чтобы Евангелие казалось более достоверным, то зачем описывать то, что может вызвать недоумение? Вряд ли какому-то заинтересованному в «продвижении» Евангелия лицу пришло бы в голову нарочно упоминать про эпизод со звездой. Логичнее было бы написать, что волхвов вел небесный ангел – для сознания верующих людей это выглядело бы более логично.

А бесхитростное упоминание о звезде как раз наводит на противоположную мысль – о том, что автор ничего не придумал, а записал все, как случилось на самом деле. Так была звезда или нет?

Справедливости ради надо сказать, что вопрос этот возник не сегодня. В разные времена люди пытались найти на него ответ, и каждая эпоха предлагала какое-то свое толкование. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. В Средневековье ее считали разумной силой, как раз-таки ангелом, который явился в образе звезды.

Интересное объяснение этого явления предложил в XVII веке знаменитый астроном Кеплер. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера и Сатурна. Свои вычисления Кеплер основывал на том, что 17 декабря 1603 года произошло подобное совпадение этих двух планет, а в следующую весну к ним присоединилась третья планета – Марс. По астрономическим вычислениям Кеплера, такое же совпадение (Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб) должно было происходить и в 747 году от основания Рима, а в следующем, 748 году (то есть примерно в то время, когда родился Иисус Христос), к этим двум планетам должен был присоединиться Марс. Из Евангелия понятно, что явившаяся волхвам звезда вела их не весь путь. Она перестала быть видима, когда они пошли в Иерусалим, и вновь показалась, когда из Иерусалима они вышли в Вифлеем. Так что присоединение Марса в 748 году вполне согласуется с евангельским повествованием. Это небесное явление известно в астрономии под названием «парад планет». Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы ХХ века посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа, и яркой звезде там было уделено особое внимание.

Было и другое предположение: Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея. О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Рождества Христова, то есть слишком рано для евангельских событий. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую, или рождение новой звезды, в созвездии Козерога весной 5 года до Рождества Христова. Эта теория кажется интересной и вполне вероятной.

Однако стоит ли привязываться к одной из этих теорий? Скажем, тот же Кеплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом: Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».

Действительно, Библия – это не учебник астрономии. И если кто-то из учителей Церкви настаивает на сверхъестественной природе звезды, он имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой.

Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о звезде.

Поэтому, какова бы ни была природа Вифлеемской звезды, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя…

Звезда о восьми концах. Такая засияла на небосклоне, когда рождался Иисус. Младенец появился на свет в Вифлееме. Поэтому, и оповестившее об этом светило, назвали Вифлеемским. Увидев новую звезду, трое мудрецов из далеких земель поняли, что на Землю пришел спаситель человечества, как о том говорило пророчество.

Существует и научная точка зрения на появление Вифлеемской звезды. Некоторые астрологи считают, что в основу библейского сюжета лег, так называемый, парад планет. В одну линию встали Земля, Сатурн и Юпитер. В научных кругах замечают, что простое появление на небе новой звезды могло привлечь внимание только астрономов. Светило могло просматриваться не со всех точек. Чтобы знак увидели мудрецы из Вавилона, он должен был быть гораздо заметнее стандартной звезды. Именно такой эффект, замечают астрономы, дает наложение двух ярких планет одна на другую.

Вифлеемская звезда что означает ? Вифлеемская звезда из серебра нанесена на пол пещеры, где родился Иисус. Небесное светило стало предвестником его появления на свет. На небе засияла новая звезда, а это был символ из легенд, гласивших, что придет царь Израиля и покорит весь мир.

Узрев изменения на небе, к месту, на которым зажглось светило устремились волхвы – мудрецы на современный лад. С тех пор, Вифлеемская звезда – знак Бога и символ Рождества Христова.

Изображается, как правило, восьмигранной. Разделения в значении для мужчин и женщин не имеет. Изделия в форме светила для обоих полов – признание их веры в Иисуса и веры в спасение человечества, ради которого Бог и послал сына на Землю.

Однако, большинство христиан стараются не носить изображения звезды на теле. Ссылаются на 20-ый исход Библии. 4-ый стих из него гласит: — «Не делай себе кумира и никаких изображений того, что на Небе, наверху, не поклоняйся им, ибо я Бог твой, Бог ревнитель».

Есть группа ученых, склоняющихся к мнению, что библейский символ был кометой. Астрономы из Китая описали яркую комету, появившуюся на небосклоне в 5-ом году до нашей эры. Это как раз время библейских событий.


Поскольку образ Вифлеемской звезды связывают с появлением на свет Иисуса Христа, восьмиконечный символ используют в оформлении религиозных праздников. Украшение Вифлеемская звезда надевается, к примеру, на верхушки рождественских елок. В России традицию изменили, пользуются пятиконечной звездой. Она прижилась в советское время, когда не признавали религию и все, что с ней связано. После распада СССР, традиция размещать на новогодних деревьях восьмиконечные светила возвращается. Так, на главной елке страны в Кремле сияет именно .

В России даже утверждена премия «Золотая ». Знак отличия присуждает Академия словесности. Библейский символ отпечатан на медали, выполненной из золота. Еще одно изображение на награде – ангел. Одним из первых премию «Золотая » получил Алексей – Патриарх Московский и всея Руси.



Почетная награда дается не всем. Но, получить свою золотую звезду могут многие, ведь есть Вифлеемская звезда ювелирное украшение. Обычно, его предлагают православные магазины или отделы в обычных салонах, посвященные религиозным символам. Найти звезду о восьми концах просто рядом с крестиками, кулонами в виде икон. Драгоценные экземпляры стоят, в среднем 2-е тысячи рублей, если сделаны из серебра и 3-4-ре тысячи, если выполнены в золоте.

Над Вифлеемскими звездами работают и производители бижутерии. Интернет-магазин «Лилит» предлагает восьмиконечный знак за 280 рублей. В строке «материал» указано – «ювелирный сплав». Что именно в него входит, не уточняется. Судя по стоимости, символ явно не из благородных металлов. Тем не менее, Вифлеемская звезда цену имеет больше духовную, нежели материальную. По статистике, украшения в виде библейского символа, приобретают люди верующие. Для них важнее история знака, нежели материалы, из которых он сделан.


часто оформляется не как отдельное украшение, а как его часть. Так, библейское светило изображают в центральной части крестов. Это делает изделия более сложными, массивными, эффектными. На портале «Ярмарка Мастеров», к примеру, предлагают вниманию гостей крест «Вифлеемская звезда» с лазуритом.

Интернет-магазин «София» реализует ожерелья, где присутствует Вифлеемская звезда кулон . Образ светила из серебра 925-ой пробы прикреплен к драгоценной цепочке наравне с ювелирным ангелом, библией, несколькими иконками и крестиком. Весит украшение около 8-ми граммов, а стоит 6 тысяч рублей.


Восьмиконечный знак присутствует и почти на всех иконах матери Божьей. Богородицу считают покровительницей Руси. В связи с этим, Вифлеемскую звезду принято называть русской.

За тысячи километров от России в пещере рождества Христова есть колодец. В него, по приданию, упала Вифлеемская звезда, оповестившая мир о появлении спасителя человечества. Верующие утверждают, что при пристальном взгляде вглубь колодца, видно мерцание небесного светила, лежащего на дне. Внешняя часть колодца оформлено серебром. Из драгоценного металла вокруг отверстия выложена звезда о восьми концах. Над самой же пещерой выстроен храм. Ежегодно его стремятся посетить миллионы паломников.


Именем знаменитой звезды называют религиозные труды и общественные организации. В России есть детский православный лагерь «Звезда Вифлеема». Проживая в лагере, дети не только отдыхают, но и познают основы христианства, знакомятся с историей этой религии.

Именем звезды названо даже одно растение. На Западе оно сопровождает рождественские празднования. Научное название цветка – Пуансеттия, но в народе представителя флоры именуют Вифлеемским светилом. Молодые листья растения лиловые, поэтому на концах каждого отростка находится яркий сгусток. Листья расположены таким образом, что складываются в звезду, зачастую, о восьми концах. Пуансеттия неприхотлива, считается домашним, декоративным цветком.

Имя библейского символа получило и еще одно растение – Птицемлечник. Его листья имеют восемь концов и напоминают Вифлеемскую звезду.

Вифлеемской звезде, правда, не растению, посвящены десятки художественных полотен. Одно из самых известных – картина Фредерика Лейтона. Художественное произведение так и называется — «Вифлеемская звезда».

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшних евангельских чтениях царских часов и Литургии мы слышали из уст разных евангелистов повествование о рождении Мессии.

В подтверждение тому, что всё происходившее две тысячи лет назад - правда, апостолы привлекают не только слова очевидцев, но и временны е, географические и даже астрономические свидетельства.

Евангелист Лука пишет, что непосредственно перед рождением Младенца Иосифу Обручнику и Марии пришлось отправиться из Назарета в Вифлеем из-за переписи населения. Перепись, проходившая по указу императора Августа, была первой в правление Квириния Сирией (см.: Лк. 2: 2). Римляне уважали племенные обычаи покоренных народов, и поэтому царь Ирод приспосабливал перепись к принятым в Иудее традициям. Именно на этот факт - на необходимость Иосифа прибыть во время переписи в дом праотца своего Давида - и указывает евангелист Лука (см.: Лк. 2: 4).

Нет ничего странного в том, что за рамками Евангелий мы почти ничего не знаем об этой первой переписи в Иудее. До нас ведь не дошли все рукописи древности. Кроме того, если верить Луке как историку, была и вторая перепись населения - после смерти Архелая, сына Ирода. Именно тогда мятежник Иуда Галилеянин увлек за собою довольно много народа (см.: Деян. 5: 37). О том, что в то время Сирией правил Квириний, засвидетельствовано в исторических хрониках .

Евангелист Матфей говорит о некоей звезде, которая привела волхвов с Востока. В богослужебных песнопениях Навечерия Рождества неизвестная страна на востоке ассоциируется с Персией, а волхвам усваивается профессия звездочетов.

Скорее всего, именно в Персии как преемнице великой Вавилонской империи сохранились предания иудейского пророка Даниила о необычайном Царе - Владыке мира. Даниил, начальник вавилонских мудрецов, через различные образы предсказал постепенную смену мировых империй: после золотого века Вавилона наступит век Мидян и медный период царствования Персов, а после - железные царства греко-римлян с глиняными ногами.

Персидские маги ко времени Рождества Христова могли убедиться в том, что пророчества Даниила сбывались. Миновала эра Вавилона, Мидян и Персов, среди греков и римлян были нестроения. И, следовательно, вот-вот должен был наступить век Нового Царя - Помазанника, Который, по обетованию, ожидался через «семьдесят седьмин» после указа Кира о восстановлении Иерусалима (см.: Дан. 9: 24).

Можно также предположить, что слова провидца Валаама: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24: 17) - положили начало верованию евреев и персов, что на пришествие Мессии укажет появление на небе необыкновенной звезды .

Увидев в небе необычную звезду, персидские астрологи поспешили в Иерусалим поклониться новому Царю из Иудеи. При этом, по Матфею, волхвы наблюдали «звезду» дважды. В первый раз они увидели ее «на востоке» (Мф. 2: 1-2) еще в Персии, что можно понимать как «на восходе» или «при восходе солнца». А во второй раз - по прибытию в Вифлеем. Звезда привела их прямо к дому и «остановилась» над местом, где находились Младенец и Мария (см.: Мф. 2: 9-11).

Какова была природа звезды - это загадка. Среди церковных исследователей древности и современности есть разные мнения о характере небесного светила. Ориген, а за ним и преподобный Иоанн Дамаскин допускали, что это могла быть комета . Образ кометы Галлея, в частности, запечатлен на фреске Джотто «Поклонение волхвов» в капелле Скровеньи (Италия). Церковный писатель Тертуллиан и император Мануил I Комнин предполагали, что это было соединение планет. По Иоганну Кеплеру, например, это могло быть соединение Юпитера и Сатурна с Марсом в 6 году до н.э. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский считали, что в образе звезды явилась некая ангельская сила .

Так или иначе, судя по Евангелию, звезда привела волхвов в Иерусалим, а затем на время скрылась. После того как первосвященники и книжники указали на Вифлеем как место рождения Вождя Израиля и волхвы покинули царя Ирода, звезда вновь появилась и точно указала персидским магам на дом Богомладенца и Марии.

В спорах материалистов о том, была ли на самом деле первая перепись при Квиринии и что собой представляла яркая звезда, можно потерять суть евангельской вести. Для верующего человека главное то, что с появлением Вифлеемской звезды благая весть о рождении Спасителя получила свое реальное бытие.

Ссылаясь на исторические факты своего времени, апостолы хотели подчеркнуть то, что Рождество Христово было не вымыслом, а фактом. Исполнились обетования пророков.

В земле Иудиной, в городе Давидовом, от Девы родился Спаситель-Эммануил, Который есть Христос Господь. Но Тот, Кто принял дары от персидских магов, Кто должен был пасти Израиль, родился не в палатах царских, а в простом хлеву. Ангел Господень указал на это как на особый знак: «радость, которая будет всем людям», будет найдена пастухами в яслях для скота (см.: Лк. 2: 12).

Христос умалил Себя, приняв образ раба (см.: Флп. 2: 7). По святителю Феофану, Господь пошел путем смирения, истощания. Сознавая Себя равным Богу, Он, «совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих… сокрыл славу Своего Божества». «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» (блаженный Феодорит).

Умаление себя, смирение, отсечение своего эгоизма - это путь к небесной славе, который предложил Христос нам. Не в императорских покоях, не в пышности земной славы Он предложил нам великую надежду. Славу и богатство земных царей Он противопоставил небесной славе и сокровищу на небесах.

«Не принимаю славы от человеков», - говорил Господь о Себе. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» - говорил Он о нас (Ин. 5: 41, 44). Спаситель упрекал фарисеев не в том, что они соблюдают внешние правила благочестия, а в том, что они «возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12: 43). Фарисеи все дела свои делали напоказ, они любили приветствия в народных собраниях и чтобы люди звали их: учитель! учитель! (см.: Мф. 23: 7). Земная слава их ослепила. Но среди вас, сказал Христос ученикам, «больший да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23: 11-12). Умаление себя, истощание, смирение - это путь преподобных отцев, которые умалили себя по образу Учителя-Христа.

Творящий небо и землю, устанавливающий законы Вселенной, держащий всё словом силы Своея (см.: Евр. 1: 3) положил Себя в ясли для скота, чтобы, став по всему как человек, показать нам путь Божественного смирения и спасти упавшего Адама.

Удивляясь сему, и мы за волхвами идем в Вифлеем со звездой, удивляемся чуду с пастухами и с ангелами поем: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! » (Лк. 2: 14).

См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности. 18: 1.

Богослужебные песнопения называют Валаама «звездочетом», а волхвов - «учениками Валаама».

Ориген: Вифлеемская звезда «скорее всего, относится к той группе звезд, которые появляются время от времени и называются хвостатыми звездами, или кометами… мы прочитали о кометах, что они появлялись несколько раз перед счастливыми событиями. Если при возникновении новых империй и других важных событий на Земле появлялись кометы или другие подобные звезды, то чему же удивляться, что появление звезды сопровождало рождение Младенца, Который должен был осуществить преобразование в человеческом роде?»

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они; особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу».



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...