Отличие исключительных прав от авторских. Исключительное и неисключительное право отличия


Следует отметить, что стороны договора не всегда зарегистрированы в одном государстве. В таком случае регистрация договора проводится по месту регистрации пользователя. В соглашении должны быть указаны права, обязанности сторон, а также правила выплаты вознаграждения (роялти) пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором. Существуют также лицензионные соглашения.

Исключительное и неисключительное право отличия

д. (право на распространение); импортировать про-изведения в целях распространения, включая экземпляры, изго-товленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт); публично показывать произведение (пра-во на публичный показ); публично исполнять произведение (пра-во на публичное исполнение); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения посредством его передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю); пере-водить произведение (право на перевод); переделывать, аранжи-ровать или другим образом использовать произведение (право на переработку). В отличие от личных неимущественных прав автора, исклю-чительные права на произведение могут отчуждаться, переда-ваться по договору, переходить в порядке правопреемства как к физическим, так и к юридическим лица, а также передаваться этими лицами при соблюдении определенных правил. Передача имущественных прав может осуществляться на ос-нове авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.

Исключительное право и право собственности

У обладания в исключительном праве совсем иная функция (об этом будет сказано во второй главе данной работы). Имеются отличия в юридической технике, используемой при конструировании сравниваемых институтов. Прежде всего, отличия касаются использования объектов исключительных прав и пользования объектами прав вещных. В праве интеллектуальной собственности (объективном) законодатель формирует перечень действий, опосредуемых правомочием использования объекта исключительного права (способов использования).

Права на программное обеспечение

Возможность отчуждения имущественных прав на программы для ЭВМ или базу данных до 2008 г. законом прямо не предусматривалась. В результате вопрос решался путем заключения авторского договора и передаче исключительных прав на весь срок их действия. Важно знать! С 2008 года на смену «авторскому договору» пришли два основных вида договора по распоряжению правами на программное обеспечение – договор отчуждения (ст.1234, 1285 ГК РФ) и лицензионный договор (см.

Что такое исключительное право?

Именно имущественное право позволяет правообладателю извлекать имущественную выгоду из конкретного объекта интеллектуальной собственности. Однако не стоит путать авторское право и право авторства. Авторское право подразумевает весь комплект прав, которые возникают на произведение науки литературы и искусства (исключительное право, личные неимущественные права, иные права), а вот право авторства является лишь одним из личных неимущественных прав, которое не отчуждается и действует бессрочно в отличие от исключительного права (см. вопрос 1)

Типовые договоры об отчуждении исключительного права

является момент перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае если договор об отчуждении исключительного права подлежит государственной регистрации, исключительное право на такой результат или на такое средство переходит от правообладателя к приобретателю в момент государственной регистрации этого договора. Требование о государственной регистрации договора об отчуждении исключительного права относится к отчуждению следующих результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации): товарный знак (знак обслуживания); изобретение, полезная модель, промышленный образец, селекционное достижение; программа для ЭВМ, база данных, топология интегральных микросхем, в случае если они прошли добровольную государственную регистрацию. В случае если договор об отчуждении исключительного права не подлежит государственной регистрации, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если иное не установили стороны в договоре.

ВИСТ Санкт-Петербург

В этой статье я собрал наиболее часто втречающиеся вопросы наших Клиентов, возникающие при приобретении неисключительных прав на программное обеспечение, и попытаюсь дать на них ответы с точки зрения договорного права. — Клиент, нарушая целостность упаковки коробки (и\или при первом запуске программы или при ее активации), заключает с Правообладателем программы лицензионный договор присоединения (п.3 ст.1286 ч.4 ГК РФ), в котором Правообладатель на определенных условиях предоставляет Клиенту право использования программы на основании неисключительной лицензии (неисключительное право). — Распространение таких экземпляров программ допускается без согласия Правообладателя и без выплаты ему вознаграждения (ст.1272 ч.4 ГК РФ) по обычному договору купли-продажи. — Стоимость коробки облагается НДС по ставке, действующей на момент продажи (поскольку на момент продажи лицензионный договор о предоставлении Клиенту права на использование программы не заключен, см.

А последнее - оценочный вопрос, зависящий от обстоятельств. Например, не является нарушением использование в некоммерческих целях иллюстрации как фона для освещения какого-либо события, для изображения других объектов. То есть когда сама иллюстрация не несет самостоятельной смысловой нагрузки для воспроизведения и не является его целью. Янина Егер. Исключительные права позволяют использовать произведение и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом.

Виды лицензий

Из-за особенностей исключительной лицензии может возникать ситуация, когда владельцем права интеллектуальной собственности на один объект этого права может быть выдано несколько исключительных лицензий. Это возможно при условии, что не будут совпадать территории действия имущественных прав интеллектуальной собственности на этот объект, предоставленных по лицензии или передаются различные части этих прав и соответственно такие права не будут взаимно пересекаться.

В этом случае правообладатель права будет является пользователем объекта, например товарного знака, но не его собственником.

Такое распоряжение может быть оформлено лицензионным договором, а также договором коммерческой концессии или, как его еще называют договором франшизы. Обычно, договоры на использование исключительного права имеют ограничения: по времени действия(устанавливается срок действия договора), территориально (право на использование объекта распространяется только на конкретный регион), также ограничение может касаться способов использования переданного объекта промышленной собственности.

Неисключительные права

Форма: Лицензионный договор о предоставлении права использования видеофильма (простая (неисключительная) лицензия) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017) Вопрос. Федеральное бюджетное учреждение (музей) планирует заключить договор о предоставлении неисключительного права использования изображений произведений искусств, находящихся в музее и включенных в состав Музейного фонда РФ (собственник произведений — РФ).

Равные доли признают в расходах в последний день каждого отчетного периода в течение календарного года*(4). Причем затраты на создание НМА самой организацией нужно учитывать начиная с того отчетного периода, в котором произошло последним по времени одно из следующих событий*(5): - оплата расходов; - ввод в эксплуатацию.

Важно также помнить, что в состав НМА включаются активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса *(6).

Особенности передачи прав на — программы для ЭВМ в — РФ

Ранее договор на передачу прав на программы для ЭВМ определял предмет - объем передаваемых прав, способы и пределы их использования. Существенными условиями такого договора являлись его срок и размер вознаграждения. Этот договор был самостоятельным и обособлялся от других видов гражданско-правовых договоров. Анализ 4 части ГК дает возможность предположить, что в основе предложенного договора лежит договор об использовании запатентованного объекта (лицензионный договор), который являлся как исключительным, так и не исключительным. Следует отметить, что в отличие от ранее действующего законодательства, 4 часть ГК РФ допускает наличие ряда способов передачи прав на программные продукты.

Взимание НДС при экспорте программных продуктов

Одной из таких стран является Россия, которая серьезно конкурирует в этой области, например, с Индией, обладая значительным количеством высококвалифицированных и относительно недорогих программистов. Таким образом, Россия сталкивается в этом сегменте мировой экономики с конкуренцией со стороны других стран, которые развивают это направление своих национальных экономик. И режим налогообложения в этой ситуации может сыграть не последнюю роль. Международные транснациональные корпорации, которые выступают заказчиками на разработку таких программных продуктов, могут как сотрудничать с местными компаниями, так и организовывать собственные дочерние компании для найма программистов и разработки ими для материнских компаний определенных программных продуктов. В России применяется и та и другая форма ведения этого бизнеса.

Характеристика прав авторов и патентообладателей

В то время «вписаться в соавторы» было единственной возможностью легально получить приличное вознаграждение(максимальное составляло 20000руб, что соответствовало стоимости трех «жигулей». Но тогда патентов фактически не было, а были авторские свидетельства, принадлежащие государству. Сейчас в таком лжесоавторстве практически нет нужды, т.к. все получает владелец патента, как и герой рассказа О.Генри.

Авторский лицензионный договор (АЛД) – соглашение о том, что обладатель единоличного права на какой-либо оформленный в Роспатенте продукт интеллектуальной деятельности передает покупателю привилегии применения изобретения при соблюдении условий АЛД.

Основные требования к авторскому договору (лицензии)

  • В АЛД должны быть отражены все способы использования объекта авторских прав.
  • Разрешение АЛД должно содержать информацию о территориальных границах применения изобретения. Иначе по умолчанию покупатель имеет привилегии использовать произведение (изобретение) в пределах всей территории Российской Федерации.
  • Срок действия авторского лицензионного соглашения. При отсутствии в АЛД определенного срока действия документ считается заключенным в течение 5 лет.
  • В соглашении обязательно указывается размер гонорара обладателю патента за применение продукта. Иначе АЛД считается недействительным.
  • В АЛД обязательно указывается характер передачи прав (исключительная/простая лицензия). По умолчанию договору присваивается статус простой лицензии, если в нем нет информации о другом характере передачи прав – привилегированной лицензии.

Некоторые типовые договора мены

Все бланки на нашем сайте.

Виды лицензий

Согласно ст.1236 ГК РФ существует два вида АЛД:

  • Простой авторский договор (неисключительная лицензия). Подразумевает выдачу согласия на применение объекта авторских прав с сохранением за собой права заключения АЛД с другими лицами.
  • Исключительный АЛД – соглашение, по которому владелец патента передает единоличные привилегии на применение изобретения в пределах, установленных АЛД.

Сравнение простой и исключительной лицензии

Условия договора Виды АЛД
Неисключительная (простая) лицензия Привилегированная единоличная лицензия
Использование изобретения владельцем патента Позволяет использовать свое изобретение после заключения АЛД Патентообладатель отказывается от использования своего изобретения в рамках территории и на срок, указанные в АЛД
Передача владельцем патента прав другим покупателям Позволяет выдавать лицензии другим покупателям Обладатель патента не имеет прав на выдачу лицензий третьим лицам в рамках территории и на срок, указанные в АЛД
Выдача сублицензий – передачи лицензиатом прав на использование изобретения другим покупателям Возможна только с письменного согласия владельца патента Покупатель имеет право выдачи сублицензий другим покупателям
Количество выдаваемых лицензий Может быть выдано большое количество Внутри конкретных, обозначенных в АЛД, границ действует только одна лицензия
Стоимость вознаграждения Невысокая Высокая

Таким образом, главным отличием простого АЛД является отсутствие ограничений свободы объекта авторских прав в части использования зарегистрированного продукта. Обладатель запатентованного изобретения может использовать его по своему усмотрению.

Что должен знать о своих правах иллюстратор?

Янина Егер : Иллюстрация — это объект авторского права, результат интеллектуальной деятельности, произведение изобразительного искусства, независимо от его достоинства, назначения и способа выражения. После создания иллюстрации у автора появляется ряд прав: право авторства (личное неотчуждаемое право, которое нельзя продать и от которого нельзя отказаться) и исключительные имущественные авторские права, которыми можно распоряжаться (передавать в порядке отчуждения или предоставлять по лицензии).

Без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить произведение изобразительного искусства, которое постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения (это улицы, музеи, а также все свободно доступные интернет-ресурсы). Но изображение при этом не должно использоваться в коммерческих целях и быть самоцелью (основным объектом воспроизведения). А последнее — оценочный вопрос, зависящий от обстоятельств. Например, не является нарушением использование в некоммерческих целях иллюстрации как фона для освещения какого-либо события, для изображения других объектов. То есть когда сама иллюстрация не несет самостоятельной смысловой нагрузки для воспроизведения и не является его целью.

В чем разница между исключительными и неисключительными правами?

Янина Егер : Исключительные права позволяют использовать произведение и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом. Срок действия исключительного права устанавливается законом, и, по общему правилу, истекает через 70 лет после смерти автора. После этого произведение становится общественным достоянием, его можно использовать свободно без чьего-либо согласия, разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Неисключительное право — это право одного или нескольких лиц использовать произведение (воспроизводить, распространять, публично показывать, перерабатывать и т. д.), в пределах сроков, указанных в лицензионном договоре. Этот срок не может быть больше срока действия исключительного права. Если лицензионный договор запрещает владельцу исключительного права передавать право использования произведения кому-либо еще, то такая лицензия называется исключительной.

Практическая разница между исключительными и неисключительными правами почти исчезает, когда по договору передается без ограничений весь объем прав на использование произведения, включая разрешение пользователю заключать сублицензионные договоры (то есть передавать права кому-либо еще). Остается она только в возможности утраты пользователем полученных прав (когда договор расторгается из-за нарушения условий). Также лицензионные права не переходят по наследству.

Если произведение специально создано для включения в сложный объект, в котором есть множество охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, шоу, мультимедийного продукта), то лицензионным договором может быть установлен определенный срок и территория использования произведения, но все иные ограничивающие условия будет недействительны. Например, автор театральных декораций не может ограничить публичный показ или запретить видеозапись спектакля, а автор иллюстраций, использованных в рекламных роликах, не может определять периодичность их трансляций.

Янина Егер : Это означает передачу исключительного права (то есть полного объема прав на произведение) по письменному договору другому лицу. Автор при этом лишается возможности использовать произведение самостоятельно. Право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми.

Анна Бриллиантова : По трудовому договору физическое лицо (иллюстратор) состоит в штате, и созданные им произведения являются служебными. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если договором между работодателем и автором не предусмотрены иные условия. Трудовые отношения в целом регулируются Трудовым кодексом РФ.

По договору авторского заказа физическое лицо создает произведение, а заказчику отходят определенные права — исключительные права или права использования этого произведения в каких-либо установленных в договоре пределах. Отношения по договору авторского заказа регулируются Гражданским кодексом РФ.

Анна Бриллиантова : Права в данной ситуации считаются не переданными (договора не было). Переход прав должен оформляться письменно (если речь не идет о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании — там возможен и устный договор). Поэтому формально автор может распоряжаться иллюстрацией так, как считает нужным.

Можно ли продать кому-то еще иллюстрации, сделанные по заказу конкретного клиента?

Янина Егер : Это зависит от условий договора. Заказчику может быть предоставлено право использовать произведение на определенных условиях, а может быть продано исключительное право. В последнем случае «продать иллюстрации кому-либо еще» нельзя.

Если оригинал произведения передан автором заказчику без оговорки об отчуждении исключительного права, заказчик вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный оригинал, воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на других выставках.

Работа выполнена на реальном носителе (холст, масло), продано право на изображение для рекламы. Имеет ли автор право продавать оригинал?

Анна Бриллиантова : Да, имеет.

Если художник сделал иллюстрации к книге и получил гонорар, имеет ли он в дальнейшем право на процент от ее переизданий?

Янина Егер : Право художника на гонорар при переиздании книги определяется условиями договора о передаче прав на иллюстрации.

Имеет ли право заказчик запрещать иллюстратору публиковать картинку в портфолио?

Анна Бриллиантова : Иллюстратору принадлежит право признаваться автором произведения и право автора на имя. Соответственно, ему нельзя запретить упоминать произведение и сам факт авторства. Без согласия правообладателя допускается и воспроизведение “правомерно обнародованного произведения” — при необходимости и исключительно в личных целях. То есть заказчик-правообладатель может попробовать договориться с автором о том, чтобы тот не публиковал картинку, но автор может нарушить эту договоренность без последствий для себя, если не будет использовать портфолио в коммерческих целях (то есть продавать его как самостоятельное произведение).

Анна Бриллиантова : Ответ на вопрос зависит от того, что указано в договоре с автором. Автор в такой ситуации может обратиться к заказчику или клиенту (в зависимости от того, как оформлены отношения между заказчиком и клиентом) и требовать (в зависимости от положений договора, если такой был) компенсацию за нарушение авторских прав или выплату штрафа за несвоевременную оплату.

Имеет ли юридическую силу переписка с заказчиком?

Анна Бриллиантова : Юридическую силу имеют официальные письма: за подписью уполномоченного лица, с печатью компании. Переписка по электронной почте принимается во внимание в суде, но юридической силы не имеет, то есть не будет влиять на решение.

Можно ли использовать в иллюстрациях зарегистрированные символы и логотипы?

Анна Бриллиантова : Собственные товарные знаки могут быть использованы в собственных иллюстрациях. Товарные знаки иных правообладателей можно использовать в иллюстрациях, если получено разрешение правообладателя.

Является ли пародия на произведение нарушением чьих-то прав?

Янина Егер : Пародия сама по себе не нарушает авторских прав и может быть создана и обнародована без согласия автора первоисточника или правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Но важно не переходить не всегда явную границу между пародией и недопустимым законом извращением или искажением произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора (это дает автору право требовать защиты).

Нарушает ли чьи-то авторские права иллюстратор, делающий коллажи из чужих фотографий, иллюстраций, картин — современных и старых? Допустимо ли использовать чужую или “ничью” фотографию в качестве исходного материала для рисованного изображения? Можно ли пририсовать к чужому портрету усы и выдать его за коллаж?

Янина Егер : В зависимости от обстоятельств использование чужого произведения может быть расценено как переработка, копирование, искажение или использование идеи. Переработка и копирование, создание коллажа (нового произведения из произведений других авторов) без разрешения владельцев исключительного права в пределах срока их действия является нарушением законодательства.

Многие иллюстраторы делают коллажи из элементов журнальных фотографий. Если эти кусочки в составе коллажа трудно идентифицировать как часть использованного произведения, то иллюстратор не нарушает ничьих прав. Обычно фрагменты незначительны и применяются как художественный материал — цвет, графические элементы, фактура. Но вот, к примеру, известное изображение рук на фреске «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле не могло бы использоваться в коллаже без согласия правообладателя, если бы срок действия исключительного права уже не истек.

Если для рисунка используется идея фотографии — цветовая гамма, расположение объектов, ракурс, то нарушения нет. Усы, пририсованные к чужому портрету, могут быть расценены как искажение или нарушение права на изображение, а могут являться произведением, созданным с согласия правообладателя.

Кому принадлежат права на персонажей из фильмов и мультиков? Можно ли их использовать в иллюстрациях?

Анна Бриллиантова : Исключительные имущественные права принадлежат авторам или правообладателям (студиям или иным компаниям). Персонажи или образы персонажей могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака или полезной модели (чаще всего это касается зарубежных производителей мультипликации или фильмов). Использование таких героев происходит по общему правилу — на основании договора или разрешения от правообладателя.

Можно ли рисовать знаменитостей? У кого просить разрешение на изображение Мерилин Монро и Майкла Джексона?

Анна Бриллиантова : Теоретически рисовать можно кого угодно. Вопрос — с какой целью. В России к подобным ситуациям применяется ст. 152.1. ГК РФ — «Охрана изображения гражданина». Право на изображение и право на неприкосновенность личного облика охраняются законом. Человек сам решает, как ему распоряжаться своим лицом и телом — кому на него смотреть, кому фотографировать или рисовать.

Российским законодательством прямо не запрещено рисовать знаменитостей, если им не причиняется при этом моральный или иной вред. Но обнародовать и использовать изображения (фотографии, видеозаписи и произведения изобразительного искусства) можно только с согласия того, кто изображен. А после смерти — с согласия детей, пережившего супруга или родителей.

В некоторых случаях согласие не требуется. Во-первых, если изображение “используется в государственных, общественных или иных публичных интересах”. Во-вторых, когда изображение “получено при съемке на публичных мероприятиях и иных местах свободного посещения”. Согласие на изображение не нужно, если человек позировал художнику или фотографу за плату.

Единого реестра или списка, из которого можно получить информацию о разрешении на чье-либо изображение, нет. С подобными вопросами стоит обращаться на официальные сайты звезд.

Как заранее обезопасить себя от кражи картинок?

Янина Егер : Полностью обезопасить себя от кражи картинок невозможно. Но автору следует заранее подумать о нескольких моментах: доказательствах своего авторства на произведение, оформлении договоров о передаче прав на иллюстрации (и правильном понимании правовых последствий договоров) и корректной передаче иллюстраций. Также ему стоит позаботиться об оповещении о праве авторства и исключительном праве.

Авторство может быть доказано разными способами — например, публикацией иллюстраций в полиграфических изданиях, нотариальным хранением экземпляра произведения, нотариальной фиксацией его публикации в интернете.

Передачу иллюстраций желательно оформлять письменно. Причем так, чтобы в случае спора о правах картинки можно было идентифицировать (например, указывать отпечатки иллюстраций в актах передачи). Для оповещения об авторстве можно использовать на каждом экземпляре знак охраны авторского права (копирайт), имя или наименование правообладателя, год первого опубликования произведения. Или же предупреждать о правах и ограничениях иным образом.

Что нужно сделать, если работу все-таки украли и используют без разрешения автора?

Янина Егер : Нужно собрать доказательства незаконного использования (фотографии, нотариально подтвержденные скриншоты сайтов, акты о незаконном использовании и пр.). После этого нужно установить лицо, незаконно использующее работу, и обратиться к нему с письменной претензией-требованием о прекращении использования (и, возможно, оплаты вознаграждения, возмещении причиненных убытков).

Если договориться не удалось, дело за судом. Нужно требовать прекращения использования произведения, защиты чести и достоинства автора, компенсации морального вреда. Правообладатель может требовать возмещения убытков или выплаты единой компенсации за нарушение исключительного права. Это двукратный размер стоимости экземпляров произведения или права использования произведения. Стоимость определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно назначается за правомерное использование. Вместо этого также правообладатель может потребовать фиксированную компенсацию (от десяти тысяч до пяти миллионов рублей), размер которой определяется судом.

Янина Егер : Известных случаев судебных разбирательств в области нарушения авторских прав иллюстратора немного. Средние размеры компенсаций за однократное использование иллюстрации (или фотографий) составляют около 10 000 рублей.

По иску художника У. к издательству “Эксмо” в 2010 году была взыскана крупная сумма компенсации за публикацию в изданиях “Эксмо” серии графических работ. Один рисунок был выполнен художником в 1999 году для журнала “Крокодил” без разрешения дальнейшего использования.

Нарушений много, но судебные споры случаются нечасто. Это объясняется пугающей сложностью и длительностью судебных процедур, проблемами доказывания обстоятельств нарушения прав, низкими суммами компенсаций. Но при правильном и терпеливом подходе досудебное урегулирование и судебная защита прав иллюстратора могут быть очень эффективными.

владимир кириенко

Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...