Познавательная викторина по избирательному праву. Правовая викторина: «Что такое право? Вопросы для викторины по гражданскому праву

Викторина по обществознанию на тему: « Что такое право?»

Цель : формирование правовой культуры, законопослушного поведения учащихся; Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности.

Задачи :

1.формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;

2. предупредить совершение учащимися противоправных поступков и деяний.

Оборудование : таблички (уголовная, административная ответственность), карточки с заданиями.

Организация игры : учащихся делят на три команды. Игру для учащихся 8-9 классов проводит учитель истории и обществознания.

ХОД ИГРЫ:

Вступительное слово:

Ведущий: Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.

«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»

Конкурс «Представление команд».

В течение 7 минут проходит представление участников: название команд, эмблема. Выбираются капитаны команд. Максимальная оценка- 5 баллов.

Конкурс «Разминка».

Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Максимальный балл- 3.

Что такое право? (Право- совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми)

Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)

Что такое алиби? (В уголовном процессе- обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)

Назовите основной закон государства. ( Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Принята 12 декабря 1993 г.)

Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн)

Какие права и обязанности приобретает человек, достигший 18-летнего возраста? (Своими действиями человек приобретает любые права и обязанности, т.к. становится полностью дееспособным, т.е. совершеннолетним)

Назовите виды юридической ответственности. (Дисциплинарная, административная, уголовная)

С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 14 лет)

С какого возраста наступает административная ответственности? (с 16 лет)

10. Что такое правонарушение? (Это противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности)

11. Что такое мораль? (Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека, т.е. моральная ответственность)

12. Что такое дисциплинарный проступок? ( Это правонарушение в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности учреждения, предприятия, организации. Прогул, опоздания на работу- дисциплинарные проступки

Конкурс «Преступление и наказание».

Командам предлагается карточки с заданиями. В течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных вариантов вид наказания и попытаться объяснить свой выбор.

За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.

Карточки с заданием (описание ситуации):

Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.

В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.

Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб был возмещён практически полностью (отсрочка исполнения наказания)2.

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)1.

Конкурс «Знаете ли вы закон?»

Командам по порядку называются различные ситуации. Нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «уголовная ответственность» или «административная ответственность». Время на раздумывание не дается, капитаны команд должны поднять табличку «уголовная» или «административная».

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Ученик разбил стекло (Административная)

Гражданин купил сознательно ворованную вещь (Уголовная)

Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (Административная)

Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (Административная)

Гражданин из мести поджог дом соседа (Уголовная)

Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (Административная)

Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (Уголовная)

Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная)

Сотрудник прогулял рабочий день (Административная)

Девушка украла чужого ребёнка (Уголовная)

Конкурс «Юридическая консультация».

Командам предлагается решить юридические задачи. Время на обдумывание - 5 минут. Наивысший балл- 5.

17-летний Петров поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Петров обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение вынести суд?

(Свой ответ пояснить).

(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)

Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам. Требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

(Свой ответ пояснить).

(Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

13-летний учащийся школы со своими друзьями такого же возраста во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали в парке. После чего стали привлекать внимание прохожих. Можно ли привлечь подростков к административной ответственности?

(Свой ответ пояснить).

( (Поведение школьника попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но, поскольку подросткам 13 лет, к административной ответственности привлекаются их родители, законные представители. Ст. 20.22 КоАП РФ, штраф от 300 до 500 рублей).

V 11.Конкурс. « Я знаток права» Командам предлагается ответить на вопросы по Конституции Р.Ф. в виде тестов. За все правильно отвеченые тесты команда получает по 5 баллов.

Tecт l

Что такое Конституция?
а) книга о приключениях.
б) основной закон России.
в) название шоколада.

В каком возрасте начинается административная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) с рождения
.

Чем занимается УК РФ?
а) защитой отношений между людьми.
б) регулированием отношений между преступником и государством.
в) оба варианта подходят.

Кто подлежит призыву на военную службу?
а) только мужчины.
б) мужчины и женщины.
в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.

Ребенок - это человек...
а) который ходит в школу;
б) не достигший 18 лет;
в) достигший 18 лет.

Тест 2

Что тако закон?
а) документ, который регулирует права людей.
б) правило поведения.
в) наказание за преступление.

В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму.
б) предотвратить новые нарушения закона.
в) наградить правонарушителей.

Правонарушение - это…
а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания.

Какие документы необходимы для устройства на работу?
а) паспорт или свидетельство о рождении.
б) трудовая книжка.
в) все перечисленные выше документы.

Конвенция о правах ребенка была принята
а) 20 ноября 1989 года;
б) 100 лет назад;
в) 20 ноября 2002 года.

Тест 3

Сколько статей в нашей Конституция РФ?
а) 100 статей.
б) 137 статей
.
в) их в ней вообще нет.

2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
а) охраной общественного порядка;
б) охраной порядка, прав и свобод человека;
в) охраной домов.

В чем заключается значение свободы?
а) в уважении прав других людей.
б) это возможность делать то, что хочешь.
в) оба варианта подходят.

Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
а) да.
б) нет.
в) может, только с разрешения родителей.

Ребенок, совершивший преступление...
а) виновен в любом случае;
б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

Учитель: Вот и подошли к концу все наши испытания. Ребята, давайте вспомним, какие понятия мы с вами затронули, выполняя задания:

Права человека

Юридическая ответственность человека: административная, уголовная

Конвенция о правах ребёнка

Конституция РФ

Уголовный Кодекс

Право.

Подведение итогов игры. (Награждение команды-победительницы)

Список литературы:

1.Боголюбов, Иванова, Матвеев: Обществознание: Учебник для 8-9 классов 2.Учебник Обществознание 8 класс А.И. Кравченко (2010 год)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Викторины

«Знаешь ли ты закон?»

Составила преподаватель

правовых дисциплин

Бакулина С.Н.

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

1. ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ

2. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

4. ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ

5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ

6. УЧАСТНИКИ

7. РЕКВИЗИТ

8. ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

9. ПОДГОТОВКА МЕРОПРИЯТИЯ

10. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ

1. ТЕМА МЕРОПРИЯТИЯ: викторина на тему «Знаешь ли ты закон?»

2. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ: студенты, принимающие участие в викторине демонстрируют свои знания, используют логическое мышление, творческий поиск. Мероприятие способствует повышению качества обучения.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:

Расширить знания студентов по предметам;

Развитие интеллектуальных способностей;

Знакомство с юридическими прецедентами и законами;

Воспитать уважение к закону и выбранной профессии.

4. ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ: внеклассное мероприятие.

5. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: актовый зал, учебный кабинет и т.п.

6. УЧАСТНИКИ: ведущий, жюри, 30-60 студентов, преподаватели.

7. РЕКВИЗИТ: тематические вопросы по юриспруденции, карточки для ответов команд, ручки на каждую команду.

8. ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 45-60 минут.

9. ПОДГОТОВКА МЕРОПРИЯТИЯ: за одну – две недели до проведения викторины преподаватель правовых дисциплин составляет вопросы для конкурса по следующим темам: «Теория государства и права», «История»,

«Конституционное право».

10. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

В просторном помещении располагаются столики и стулья по количеству команд. Каждая команда состоит из 6 – 8 игроков. Перед началом игры у каждой команды должны быть карточки для ответов и ручки. В течение игры команды одновременно отвечают на вопросы ведущего. Это происходит следующим образом:

    Ведущий зачитывает всем командам вопрос, называя его порядковый номер. Допускается однократное повторение текста вопроса.

    После текста вопроса ведущий дает команду «Время!», что служит сигналом начала отсчета времени, отведенного игрокам на обсуждение. Совещание по командам проходит в течение одной минуты.

    После окончания времени, отведенного командам на обсуждение, им дается 30 секунд, для того, чтобы записать и сдать карточку с ответом.

    После этого ведущий объявляет правильный ответ и зачитывает следующий вопрос.

    За правильный ответ команда получает один основной бал и рейтинговую сумму, исчисляемую по формуле: рейтинг = (число всех команд) + 1 – (число команд, правильно ответивших на этот вопрос).

    Игра состоит из 12 – 16 вопросов, после первой половины вопросов целесообразно устроить пятиминутный перерыв. После всех вопросов жюри объявляет предварительные итоги и в течение 15 минут рассматривает возможные протесты команд.

    По результатам протестов команд жюри может назначить общую переигровку одного или двух вопросов. В том случае, если принятых протестов больше, то оставшиеся непереигранные вопросы снимаются с турнира, и их результаты не учитываются.

    Победитель определяется по сумме основных и рейтинговых балов.

Методические рекомендации : Жюри обязано: до начала игры проинформировать команды о порядке своей работы; принимать и рассматривать протесты, поданные в установленном регламентом порядке, сообщать принятое по поданным протестам решения до подведения окончательных итогов игры. Жюри имеет право: привлекать к работе с правом совещательного голоса любых экспертов, в том числе и участников соревнований; по результатам разбора протестов вносить изменения в итоговую таблицу; налагать санкции на участников соревнований; не ассматривать ответы на вопросы, переданный жюри несвоевременно.

Ведущий обязан: контролировать время обсуждения вопросов участниками игры; перед каждым вопросом объявлять его порядковый номер; предупредить команды о возможном наложении на них определенных санкций. Ведущий имеет право: накладывать определенные санкции на участников игры и на всех присутствующих в зале.

ПАКЕТ ВОПРОСОВ:

ВОПРОС 1. Какой документ является древнейшим сводом законов Руси?

а) Соборное уложение;

б) Русская Правда;

в) Княжеский Судебник.

ВОПРОС 2. Чем ведал Преображенский приказ в петровскую эпоху?

а) контролем за государственными доходами и расходами;

б) политическим сыском;

в) Преображенским гвардейским полком.

ВОПРОС 3. Какую новую привилегию предоставила дворянам Екатерина II в 1785 г. в "Грамоте на права, вольности и преимущества российского дворянства"?

а) освобождение от телесных наказаний;

б) право заниматься торговлей;

в) запрещение конфисковывать имения дворян за уголовные преступления.

ВОПРОС 4. Какой государственный орган объединял представителей всех сословий Русского государства в ХVI-ХVII вв.?

а) Земской собор;

б) Боярская Дума;

в) Народное вече.

ВОПРОС 5. Что предусматривал закон о престолонаследии, введенный Павлом I в 1797 г.?

а) передачу трона только по мужской линии;

б) передачу трона как по мужской, так и по женской линии;

в) свободную передачу трона по воле монарха любому родственнику.

ВОПРОС 6. Какой из великих князей первым принял титул "государя всея Руси"?

а) Иван III;

б) Василий I;

в) Иван IV.

ВОПРОС 7. Какое право предоставлял помещикам указ Екатерины II от 17.01.1765 г.?

а) право лично казнить провинившихся крестьян;

б) свободно продавать крестьян;

в) отправлять крестьян на каторгу, самолично определяя ее срок.

ВОПРОС 8. Когда на территории России был создан документ, который в названии имел слово "конституция"?

ВОПРОС 9. Судей Конституционного суда назначает:

а) президент;

б) Совет Федерации;

в) президент по представлению Совета Федерации;

г) Совет Федерации по представлению президента.

ВОПРОС 10. Правосудие в Российской Федерации осуществляется:

б) судом и прокуратурой;

в) судом, прокуратурой и милицией;

г) Госдумой;

д) президентом.

ВОПРОС 11. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?

а) 05.12.1936 г.

б) 07.10.1977 г.

в) 22.08.1991 г.

г) 12.12.1993 г.

ВОПРОС 12. Высшей ценностью Конституции РФ называется:

а) народовластие;

б) нормы международного права;

в) уважение к законам;

г) человек, его права и свободы.

ВОПРОС 13. Какой правовой акт обладает высшей юридической силой?

а) федеральный закон;

б) постановление Правительства РФ;

в) постановление Госдумы;

г) Указ президента;

д) постановление Верховного суда РФ.

ВОПРОС 14. С какого возраста гражданину РФ принадлежат основные права и свободы человека?

а) с 6 лет;

б) с 16 лет;

в) с рождения;

г) с 18 лет.

ВОПРОС 15. Какие формы высшего непосредственного выражения народовластия предусмотрены Конституцией РФ?

а) плебисцит;

б) референдум;

в) выборы;

г) митинг;

д) петиция.

ОТВЕТ: б, в

ВОПРОС 16. Быть избранным в Госдуму гражданин имеет право по достижении:

б) 21 года;

ВОПРОС 17. Кто может стать Президентом РФ?

а) русский, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России;

б) гражданин России от 35 до 70 лет, проживающий в России не менее 5 лет;

в) гражданин России, старше 21 года, проживающий в России более 3 лет;

г) гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

ВОПРОС 18. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является:

б) президент;

в) правительство;

г) Госдума;

д) Федеральное Собрание;

е) Совет Федерации.

ВОПРОС 19. Что такое импичмент?

а) отчет президента;

б) досрочные выборы президента;

в) процедура отрешения президента от должности;

г) процедура отставки президента;

д) продление сроков полномочий президента.

ВОПРОС 20. Правом избирать и быть избранными не обладают:

а) признанные судом недееспособными;

б) военнослужащие;

в) находящиеся под следствием.

ВОПРОС 21. Законодательную власть в РФ осуществляет:

а) Совет Федерации;

б) президент;

в) Федеральное Собрание; г) Госдума;

д) Конституционное собрание.

ВОПРОС 22. В случае невозможности президентом исполнять свои обязанности, их временно исполняют:

а) вице-президент;

б) председатель правительства;

в) председатель Совета Федерации;

г) председатель Госдумы.

ВОПРОС 23. Конституция какой страны является первой писаной Конституцией?

а) Древней Греции;

б) Древнего Рима;

в) Франции;

г) Германии;

е) Речи Посполитой;

Слайд 1

Начать игру
Выход
Правовой батл

Слайд 2

3
8
7
6
5
4
1
2
10
11
9
12
17
13
16
15
14
18
20
19
23
22
21
28
27
26
25
24
Правила игры
Выход

Слайд 3

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
«Высшей ценностью в РФ является...»
1
Правильный ответ
человек, его права и свободы
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 4

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Линкольн сказал: «Демократия - это власть народа, избранная народом, для...»
5
Правильный ответ
народа
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 5

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Наиболее демократичный орган власти Древнерусского государства
9
Правильный ответ
Вече
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 6

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Устойчивая связь гражданина с государством называется …
13
Правильный ответ
Гражданством
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 7

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России?
17
Правильный ответ
Референдум
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 8

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Государственно - территориальное устройство России – это …
21
Правильный ответ
Федерация
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 9

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Высший орган исполнительной власти РФ?
22
Правильный ответ
Правительство
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 10

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Отдельный гражданин, как субъект гражданского права – это …
25
Правильный ответ
Физическое лицо
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 11

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком?
3
Правильный ответ
Человек до 18 лет
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 12

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
7
Кто является гарантом Конституции РФ?
Правила игры
Продолжить игру
Правильный ответ
Президент

Слайд 13

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Как называется тайное хищение имущества?
11
Правильный ответ
Кража
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 14

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.
19
Правильный ответ
Кодекс
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 15

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Какие субъекты РФ могут принимать свою Конституцию?
23
Правильный ответ
Республики
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 16

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для…
27
Правильный ответ
Мажоритарная
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 17

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?
2
Правильный ответ
С 18 лет
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 18

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение прибыли акционерного общества в виде дивидендов и дающая право голоса, называется:
6
Правильный ответ
Акция
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 19

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным
10
Правильный ответ
Эмансипация
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 20

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Согласно Трудовому кодексу РФ по общему правилу, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими:
18
Правильный ответ
16 лет
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 21

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
В соответствии с Конституцией РФ объявление амнистии относится к полномочиям:
26
Правильный ответ
Государственной думой РФ
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 22

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Согласно Конституции РФ Конституционный суд РФ состоит из: (сколько судей)
4
Правильный ответ
19
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 23

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Это восточноевропейское государство не раз страдало от военной агрессии своих соседей. В преддверии Второй мировой войны по вопросу о разделе этого государства было даже заключено особое секретное соглашение.
8
Правильный ответ
Польша
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 24

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Имея богатое историческое прошлое, это европейское государство очень долго находилось в состоянии раздробленности. Однако это нисколько не мешало государству быть одним из самых значительных участников международных отношений. Объединиться это государство смогло только в XIX веке, а уже в XX веке страна вновь была разделена.
16
Правильный ответ
Германия
Правила игры
Продолжить игру

«ЭРУДИТ»

Пояснительная записка

В настоящее время в нашей стране происходит усиление интереса молодёжи к политической сфере. Это связано во многом с тем, что молодёжь начинает понимать свою ответственность за судьбу страны.

Изучение политической системы и её важнейшей составной части – избирательной системы является важнейшей задачей для любого учебного заведения. В средних специальных образовательных учреждениях это происходит, прежде всего, при изучении таких дисциплин, как «Обществознание», «История», «Основы философии», «Основы социологии и политологии».

Важной составляющей всего образовательного процесса является закрепление полученных знаний. Здесь преподавателем могут применяться различные методы и формы закрепления. На мой взгляд, для тем, касающихся закрепления основ избирательной системы, наиболее плодотворной является форма , соединённая с ролевыми играми. Такой синтез позволяет студентам, с одной стороны, в развлекательной форме, продемонстрировать полученные знания, а с другой, самому поучаствовать в разработке предвыборных технологий.

Правила познавательной викторины «Эрудит»:

В познавательной викторине «Эрудит» участвуют две команды, состоящие из 5 человек. Викторина состоит из 6 конкурсов, при этом задание конкурсов «Конкурс плакатов» и «PR-акция» даётся командам заранее.

У команд должно быть своё название и девиз. Порядок участия команд в конкурсах определяется жеребьёвкой. Команды должны придерживаться строгой дисциплины. Жюри имеет право снимать баллы с команды, нарушившей условия конкурса.

Баллы подсчитывает жюри, состоящее из трёх человек.

Победителем объявляется команда, набравшая по итогам всех конкурсов наибольшее количество баллов.

1. Конкурс «Разминка»: в данном конкурсе каждой из команд задаётся по 5 вопросов, за правильный ответ на каждый из которых команда получает 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, то конкурс для неё заканчивается.

2. Конкурс «В погоне за лидером»: вопросы в данном конкурсе задаются обеим командам одновременно. Право на ответ получает та команда, которая первой поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если одна команда даст неправильный ответ, то у другой команды будет возможность предложить свою версию ответа.

3. Конкурс плакатов: командам заранее даётся задание подготовить плакат формата А1 с избирательной тематикой. Во время викторины каждая команда должна защитить свой плакат. При этом можно использовать стихотворения, музыку, фото- и видеоматериал. Максимальный балл – 5 баллов за плакат + 5 баллов за защиту.

4. Конкурс капитанов: в конкурсе участвуют капитаны команд. Они должны за ограниченное время (3 минуты) выполнить одно и тоже задание. При этом оцениваются скорость и правильность выполнения задания. Максимальный балл – 5 балла.

5. Конкурс «PR-акция»: Команды заранее получают задание подготовить небольшое выступление (не более 3 минут) на тему «Почему я должен участвовать в выборах». Во время выступления можно использовать стихотворный и музыкальный материал, фото- и видеоматериалы. Максимальный балл – 10 баллов.

6. Конкурс «Удачный выбор»: Команды по очереди отвечают на вопросы. Все вопросы делятся на группы – стоимостью 1, 2 и 3 балла. Каждая команда сама выбирает на какой вопрос ей отвечать. За каждый неправильный ответ с команды снимается 1 балл.

Конкурс «Разминка»

Для первой команды:

1. способность и возможность социального объекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая закон, традиции, авторитет, принуждение. (власть)

2. выбранный представитель, член представительного государственного учреждения. (депутат)

4. Кто был первым и последним Президентом СССР. (М.С. Горбачёв)

Для второй команды:

1. форма всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан РФ, осуществляемого в целях формирования органа государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. (выборы)

2. гражданин, располагающий активным избирательным правом. (избиратель)

3. существующая в ряде стран процедура отрешения от должности лиц государства и привлечения их к суду. (импичмент)

4. как называлось первое советское правительство, сформированное большевиками 26 октября 1917 года. (Совет народных комиссаров)

5. Кто в настоящее время является Председателем Государственной Думы РФ. (Б. Грызлов)

Конкурс «В погоне за лидером».

1. Уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы (абсентеизм).

2. Форма государственно-политического устройства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. (демократия).

3. Избирательная система, при которой по избирательному округу проходит кандидат набравший абсолютное большинство голосов (мажоритарная).

4. Верхняя палата российского парламента, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. (Совет Федерации).

5. Эта должность была учреждена в России Конституцией 1993 года. Человек, который занимает её, независим от других государственных органов, несменяем в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается, открыт и доступен для граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод. (Уполномоченный по правам человека).

6. В Польше – сейм, в США – Конгресс, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное собрание, а в России … (Федеральное Собрание).

7. Меньшиков, Бирон, Орлов, Потёмкин, Аракчеев… - вот далеко неполный список представителей того государственного института, который ни в одном законе зафиксирован не был, но оказывал на политику страны решающее влияние. (фаворитизм)

8. Пётр I, создавая эту государственную службу, говорил П.И. Ягужинскому: «Людей набирать наиподлейших, жалованье – наименьшее, так как волчья стая сама себя прокормит». О Какой государственной службе шла речь? (налоговая полиция)

9. Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «Решено, что сначала люди выберут своих представителей, а затем эти представители проголосуют за того, кто станет депутатом Государственной Думы» (прямое избирательное право).

10. Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «Мужчины на выборах имеют 2 голоса, женщины – 1 голос». (равное избирательное право).

Конкурс «Удачный выбор»

Вопросы стоимостью 1 балл:

1. Назовите имя и фамилия человека, который занимал пост Президента в России с 1991 по 2000 гг.. (Борис Николаевич Елицин).

2. Как звали ту, чьи слёзы капали на холодное колющее оружие? (Маруся)

3. Кого изучает орнитолог (птиц)

4. Какая нота идёт перед нотой СИ (ЛЯ)

5. Столицей какого государства является город Улан-Батор? (Монголия)

6. Как называется коралловый остров кольцеобразной формы (атолл)

7. В этом сказочном государстве довольно высокий жизненный уровень. Его ресурсы составляют меха, золото, драгоценные камни, а вооружённые силы состоят лишь из одного взвода морской пехоты. Как зовут правителя данного государства (князь Гвидон)

8. Назовите сибирскую реку с женским именем (Лена).

Вопросы стоимостью 2 балла

1. Назовите имя русского государя, избранного на царство Земским Собором в 1613 году. (Михаил Фёдорович Романов)

2. Назовите высший орган государственной власти в стране с октября 1917 по декабрь 1993 гг. (Всероссийский (Всесоюзный) съезд Советов).

3. Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Архангельск, Ярославль – у этих городов есть одна особенность, которая их объъединяет и незримо делает очень популярными у всех россиян. Назовите её. (на деньгах).

4. Назовите председателя разогнанного в 1993 году Верховного Совета РФ (Руслан Хасбулатов).

5. В 2000 году впервые были организованы Международные спортивные игры детей из 13 городов России, Украины и Белоруссии. Были приглашены ребята из Керчи и Одессы, Смоленска и Тулы, Москвы и Киева. Назовите два белорусских города. (Минск и Брест).

6. Кто был председателем Государственной Думы РФ 1993 года? (И. Рыбкин).

7. Как назывался изданный при Петре 1 список чинов военного, гражданского и придворного ведомства о порядке государственной службы в России (табель о рангах).

8. В старину слово «правда» имело не только привычное современное значение (закон).

Вопросы стоимостью 3 балла.

1. В какой стране было впервые введено всеобщее избирательное право? (Советская Россия)

2. Перечислите виды избирательного права (объективное, субъективное, активное, пассивное).

3. При какой избирательной системе предполагается голосование по партийным спискам (пропорциональная).

4. Организованная группа единомышленников, представляющая интересы части населения и ставящая перед собой определённые цели, связанные с преобразованиями в обществе (политическая партия).

5. Кто в настоящее время является председателем избирательной комиссии Пензенской области. (Тактаров).

6. Эта партия – единственная, которая участвовала в работе всех Государственных Дум, как в царской России, так и современной. (РСДРП, КПРФ).

8. Назовите депутатов Государственной Думы, которые были избраны в 2003 году по двум одномандатным округам Пензенской области. (В. Лазуткин, И. Руденский).


“Что, где, когда?”
1. Тема: «Общее право»
2. Цели:
1)
Проверить общие знания учащихся по общему праву.
Через игру способствовать развитию интереса к правоведческим
2)
дисциплинам (юриспруденции) и соблюдению законов.
3)
и обществознанию.
Выявить «знатоков» права для их будущего участия в олимпиадах по праву
3. Форма проведения: викторина
4. В викторине “Что, где, когда?” участвуют учащиеся 9 ­ 11 классов.
5. Содержание:
Викторина по общему праву и обществознанию
“Что, где, когда?”
Формируются, активно играющие, две команды:
а) команда «_________________» (7­9чел.)
б) команда «_________________» (7­9чел.)
и пассивно играющая команда зрителей. (Команды могут придумать себе
названия).
Состав жюри можно подобрать из числа «сильных» учащихся, для подсчета баллов
(не более 3­х человек).

Игра состоит из четырех туров.
1­ый тур: «Разминка».

получает 1 балл.

Командам, поочередно, задаются 10 вопросов. За каждый ответ команда получает
2 балла. Если одна команда не дает в течение 10 сек. ответа, вопрос передается

3­ий тур: «Общественная жизнь». Одновременно обеим командам задается
сложный вопрос (всего вопросов 5). Время на обдумывание 1 мин. Каждая
команда выдает свой вариант ответа. Если ответ дается в течение 10сек команда
получает дополнительную резервную минуту.


Через мультимедийный проектор, учащимся демонстрируются портреты
известных исторических личностей, так или иначе, проявивших себя в политике и
праве.

1­ый тур: Разминка «И в шутку и всерьез».
Каждой команде задаются по 10 простых вопросов. За каждый ответ команда
получает 1 балл.
В работу и содержание этой первой русской газеты не вмешивался ни один
Ему удалось “основать” идеальное государство, которого никогда не было.
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая
“Бриллиантовая рука”. Назовите пароль. (Черт побери!)
2.
цензор. Кто являлся редактором этой газеты? (Петр I)
3.
Кто это? (Томас Мор. «Утопия»)
4. Эта птица одна из самых древних символов власти. (Орел)
5. У греков – агора, у новгородцев – вече, у казаков – круг, а у башкир ­ ?
(курултай)
6. Сколько было представителей женского пола в Боярской думе при Иване
Грозном? (ни одной)
7. Насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела
другого, это ­ ? (интервенция)
8.
осел, то кто ты?» Кого они имеют в виду? (Слона – символа респ.парт.)
9. Как именуют солдат­миротворцев ООН? (Голубые каски)
10. В 1962г. это море оказалось в самом центре мирового политического кризиса.
(Карибское)
В США среди политических деятелей бытует следующая шутка: «Если ты не
1. Символ мира (голубь)

2. У нее глаза завязаны, в одной руке весы, а в другой... (меч)
3. Самая первая Конституция принята в... (США. 1787г)
4. Это название нашей страны появилось лишь в XV веке ­ ... (Россия)
5. Именно с ее штурма начались «Свобода! Равенство! Братство!» (Бастилия)
6. Этот мыслитель любил говорить: «В политике все средства хороши». Это ­
(Никколо Макиавелли)
7. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в элементарном воровстве
(сорока)
8. Места отдаленных ссылок до революции это ­ ...(Сибирь. За Уралом)
9. Добычей этого капитана стали Кирпич, Горбатый и Манька Облигация. Как
звали этого капитана? (Глеб Жеглов)
10. Должностное лицо, наблюдающее за правильностью применения законов в
России – (прокурор)
2­ой тур: «Власть, общество, государство».
Командам поочередно задаются вопросы (10). За каждый ответ команда получает
2 балла. Если одна команда не дает в течение 15 сек. ответа, вопрос передается
другой команде. Если не отвечают обе команды, в игру включаются зрители.
Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного,
1. Их было четверо. Все они были джентльменами, романтиками и археологами.
Старший из них имел ученое звание. Кто это такие? Какое звание имел старший
джентльмен? (Доцент. «Джентльмены удачи»)
2.
беспаспортного и безработного. Кто этот “преступник?” (Буратино)
В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да
3.
здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Назовите фильм и этого
героя. (Кавказская пленница. Трус (Г. Вицин))
4.
Начиная с Екатерины II, с этим криминальным явлением боролись многие.
Борются и сегодня. А вот во времена Петра I оно из­за отсутствия средств в казне
не возбранялось. Что это? (Взяточничество.)

Выражение «на лбу написано» появилось неспроста. Что писалось на лбу и за
5.
что? («ВОР». Убийство. Воровство. Побег от хозяина...)
6.
В каком случае брак в России считается недействительным? (Один из
супругов (или оба) не достигли брачного возраста, или один из них не дал на брак
свое согласие)
7. Основными обязанностями гражданина РФ являются: 1) Соблюдение
Конституции и законов; 2) Уважение прав и свобод других людей; 3) Забота о
детях и... родителях; 4) ... ? 5) ... ? 6) Забота о памятниках; 7) Сохранение
природы. Назовите 4 и 5 обязанности. (4) Уплата налогов 5) Защита Отечества)
8. Основные принципы уголовного законодательства, это: 1) Принцип?.... 2)
Принцип равенства; 3) Принцип виновной ответственности; 4) Принцип?... 5) П.
гуманизма. Назовите принципы № 1 и 4 (1­законности и 4­справедливости)
9. Основные отрасли права ­ это: 1) государственное право;
2)
административное п.; 3) финансовое п.; 4) земельное; 5) .?... 6) .?.. 7) уголовное
право. Назовите 5 и 6. (5­гражданское 6­семейное)
10. Что подразумевается в деле приобретения гражданства РФ под
высказываниями: 1) «Право крови» и 2) «Право почвы»? (1­учет гражданства
родителей, 2­учет места рождения)
3­ий тур: «Общественная жизнь».
Одновременно обеим команда задается сложный вопрос (всего вопросов 10 и их
два уровня). Время на обдумывание 1 мин. Каждая команда выдает свой вариант
ответа. Если ответ дается в течение 10сек команда получает дополнительную
резервную минуту.
За каждый правильный ответ команда получает 3 балла.
Если обе команды не могут дать ответ, играют зрители.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ

Объясните значения и смысловые содержания следующих крылатых выражений­
высказываний:
1. Слава Герострата (сомнительная, неправедная, злая слава)
2. Злачное место (место, где совершаются небольшие преступные деяния. Н­р.
Распитие алкогольных напитков...)
3. Дело пахнет керосином (Пахнет преступлением... которое будет раскрыто.. а
преступники понесут заслуженное наказание)
Дополните фразу.
4. Каждый народ имеет то правительство, которого оно... (заслуживает)
5. Пусть погибнет мир, но... (свершиться правосудие)
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
1. Благодаря этому правилу в российских судах действует принцип
состязательности сторон. Что гласит это правило. В чем суть состязательности?
(«Должна быть выслушана и другая сторона. Состязание в деле выявления правды
между адвокатом и прокурором).
2.
В Италии часть молодежи носит рубашки с черной диагональной полосой, за
что их местная полиция и не жалует, считая их обманщиками. Вопрос: Почему и
для чего они носят такие рубашки. В чем состоит их преступление? (За рулем
машины эти молодые люди не пристегиваются, обманывая своим видом
полицейских)
В 1671году ему вынесли смертный приговор за «многие вины», в том числе и
3.
за «прелестные письма». Кто этот виновный. В чем суть его «прелестных писем?»
(Степан Разин. Письма – призыв к «революции»)
4. К концу своей жизни Наполеон, будучи уже заключенным, говорил, что
истинную славу принесли ему две «вещи», это: 1)... 2)... (40 выигранных сражений
и гражданский кодекс, разработанный императором)
5. Люди, побывавшие в Китае, говорят, что, если бы Адам и Ева были
китайцами, мы, люди, до сих пор жили бы в раю. Почему? Объясните. (Китайцы
сначала съели бы змея, а уж потом яблоко. И ничего бы не случилось)

4­ый тур: «Их знали только в лицо»
Командам демонстрируются портреты известных исторических личностей, так
или иначе, проявивших себя в политике и праве. Приводится их краткая
биография или их высказывания, имеющие отношение к праву, законам,
государству, политике и т.п.
Время на обдумывание – 1минута.
Команды отвечают поочередно.
Полный правильный ответ – 3 балла.
Частично правильный ответ – 2 балла
Часть ответа (эпизод) – 1 балл
1. Портрет императора Александра I.
Этот человек прославился своими реформами,
самая удачная из которых, это судебная. При
нем Россия получила справедливый суд, с
элементами состязательности, открытости и
законности.
2. Портрет С.Ю.Витте.
Этот деятель был правой рукой последнего российского
императора. Он автор знаменитого Манифеста от 17
октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного
порядка». Он же проявил себя как великий реформатор,
сторонник индустриального развития России.

3. Портрет П.Н.Милюкова
Этот человек лидер крупнейшей российской партии. Ему
принадлежат следующие слова: «Все средства законны
против нынешнего правительства! … надо всеми
силами добиться немедленного
устранения
захватившей власть разбойничьей шайки,
дабы
поставить на ее место Учредительное собрание!»
4. Портрет Г.Е.Распутина
Этот человек, во многом, стал одной из причин краха
Российской монархии. Только ему доверял император
Николай I.
Благодаря его стараниям в России
сменилось 20 министров. Этот «старец» крутил
царской семьей и Россией, как хотел, вмешиваясь в
дела государственные и даже политические.
5.Портрет П.А.Столыпина
Перед вами крупнейший российский реформатор. В
1907­191гг глава правительства. Инициатор ряда

крупных законопроектов. В 1907г провел новый избирательный закон. На его
фамильном гербе имеется надпись: «Прибыль превыше всего, но честь превыше
прибыли»
8. В итоге игры у учащихся обязательно проявятся интересы к правоведческим
дисциплинам, начнут формироваться первые начальные мировоззренческие
установки к юридической отрасли и интересы к более глубокому изучению
специальной историко­обществоведческой литературы.
МУ клуб «Парус»
с. Киргиз­Мияки
муниципального района Миякинский район
Республики Башкортостан
ВИКТОРИНА
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

по общему праву и граждановедению
Разработал педагог дополнительного образования МУ клуб «Парус»,
учитель истории и обществознания
высшей категории
Хабибуллин Ирзин Гильмуллович
с. Киргиз­Мияки
2008 год
Введение.
Современная Россия и молодежная преступность.

Говоря о таком социальном феномене, как молодёжная преступность, прежде всего
необходимо уточнить, что мы подразумеваем под понятиями «молодёжь» и
«преступность». Молодёжь – это социально­демографическая группа, переживающая
период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к
исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодёжи размыты и
подвижны, как правило, к молодёжи причисляют в возрасте 14 – 30 лет. Преступность
– это социальное явление, включающее совокупность преступлений (общественно
опасных деяний, совершенных умышленно или неумышленно, за которые законом
установлена уголовная ответственность), совершенных в данном обществе в данный
период времени, и характеризующееся количественными (динамика, состояние) и
качественными (структура, характер) показателями.
В то же время важно отметить, что молодёжную преступность нужно рассматривать
в первую очередь не в контексте преступности в целом, а в контексте молодежи, ее
возрастных особенностей и проблем.
Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи всегда
отличались особой остротой, поскольку с их решением во многом связаны
конечные результаты борьбы с преступностью в целом.

Результаты криминологических исследований свидетельствуют, что преступность
среди несовершеннолетних и молодежи составляет основу для воспроизводства
всей преступности.
Свой первый преступный опыт рецидивисты и
профессиональные преступники приобретают, как правило, в юности.
Криминальная активность молодежи традиционно высока. По данным ГИЦ МВД
России, удельный вес лиц в возрасте 14­29 лет среди всех выявленных участников
преступлений составил в 1997г. 53%, а среди лиц, совершивших грабежи, разбои,
вымогательства, изнасилования, кражи транспортных средств, по отдельным
регионам ­ от 70 до 90%.
Проблема криминогенного влияния на молодежь в последнее время не может не
беспокоить российскую общественность. Поколение, которое привыкли считать
детьми, уже детьми не назовёшь – это молодёжь. Нельзя сказать, что настроения и
образ жизни современной молодёжи могут дать обществу надежду на «светлое»
будущее.
Всё это говорит о том, что молодежная и подростковая преступность в
настоящее время активно прогрессирует. Она охватывает все основные
молодежные группы как в социально­демографическом, так и в территориальном
и профессионально­образовательном аспектах. С учетом неуклонного роста
безработицы среди молодежи, несомненно, она будет способствовать и уже
способствует формированию среди незанятой молодежи групп, устойчиво
подверженных криминальному влиянию.
В свете выше сказанного можно говорить об актуальности проблемы
молодёжной преступности.
Данная работа имеет своей целью, просветить (хотя бы частично) современную
школьную молодежь с основными вопросами общего правоведения и
юриспруденции, в форме полусерьезной игры­викторины.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...