Полномочия финансовых органов и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения. Задачи, функции и полномочия федерального казначейства Какими полномочиями обладает Федеральное казначейство

1. Финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.

2. Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

Комментарий к статье 306.3 БК РФ

Комментируемая статья определяет компетенцию Федерального казначейства и финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в части применения бюджетных мер принуждения.

"Официальная позиция"
В Письме Минфина России N 02-10-10/51628, Казначейства России N 42-7.4-05/5.3-616 от 14.10.2014 разъяснено, что территориальный орган Федерального казначейства при исполнении бюджетных мер принуждения руководствуется порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения, установленным соответствующим финансовым органом, с учетом следующих особенностей.

При принятии финансовым органом субъекта Российской Федерации решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими, и (или) пеней за несвоевременный возврат средств бюджета субъекта Российской Федерации, оформленного решением финансового органа субъекта Российской Федерации (далее - решение о взыскании), финансовый орган субъекта Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня с даты его принятия извещает о принятом решении о взыскании (примерная форма извещения прилагается) территориальный орган Федерального казначейства и главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставившего средства из бюджета субъекта Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Территориальный орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня получения решения о взыскании осуществляет перечисление взысканных сумм в бюджет субъекта Российской Федерации в пределах сумм поступлений текущего операционного дня, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования или территориального государственного внебюджетного фонда, указанного в решении о взыскании (далее - нарушитель).

В случае недостаточности поступлений текущего операционного дня, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, взыскание осуществляется в последующие операционные дни в пределах сумм поступлений, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, до полного исполнения решения о взыскании.

Консультации и комментарии юристов по ст 306.3 БК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 306.3 БК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ.

Действующая система Федерального казначейства представлена:

  • Центральным аппаратом Федерального казначейства;
  • Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ;
  • Территориальными отделениями УФК субъекта РФ.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. Доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования.

2. Ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

3. Открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета.

4. Открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

5. Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

6. Ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений.

7. Составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

8. Получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.

9. Осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ.

10. Осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета.

11. Осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета.

12. Осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

13. Обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе.

14. Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

15. Осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.

16. Обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов РФ предложения по его совершенствованию.

17. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций.

18. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

19. Обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок.

20. Ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени РФ по итогам размещения заказов.

21. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Согласно ст. 215.1 БК кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

В настоящее время деятельность Федерального казначейства направлена на реализацию 4 основных направлений (стратегических целей) исполнения бюджетов бюджетной системы РФ:

1. Анализ поступлений доходов и распределение по законодательно установленным нормативам между бюджетами бюджетной системы РФ.

2. Осуществление финансового контроля по соблюдению бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса при проведении кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета.

3. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, проведение и учет на едином счете бюджета субъекта операций по поступлению и выбытию денежных средств соответствующего бюджета.

4. Внедрение новой системы бюджетного учета и отчетности, по исполнению Федерального бюджета и обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Достижение постановленных целей обеспечивается решением следующих задач:

1. Реализацией проекта “Модернизация казначейской системы РФ”, предусматривающего создание и ввод в эксплуатацию системы инженерного обеспечения (СИО) на объектах территориальных органов федерального казначейства, а также создание ведомственной транспортной сети (ВТС) Федерального казначейства.

2. Совершенствованием кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, проведения с финансовыми органами бюджетов организационно–технических мероприятий, отработка вопросов взаимодействия и объема информацией, улучшение качества передаваемой информации и формируемой отчетности.

3. Внедрением технологии электронного обмена информацией по СЭД между участниками бюджетного процесса (администраторами поступлений, главными распорядителями и получателями средств бюджета, финансовыми органами, организующими исполнение бюджета, территориальными органами Федерального казначейства и т.д.), с применением электронно–цифровой подписи (ЭЦП). Кроме того, использования технологии электронного документооборота для хранения бухгалтерских регистров и отчетности в органах Федерального казначейства.

4. Организацией работы Федеральным казначейством и его территориальными органами по ведению реестра государственных контрактов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

5. Разработкой и внедрением административных и технологических регламентов с целью регламентации функциональной деятельности и стандартизации процедур обслуживания участников бюджетного процесса Федеральным казначейством.

6. Совершенствованием технологического процесса отражения операций в соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 30.12.2008 г. № 148н и формированию бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета и обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

7. Развитием правового обеспечения функциональной деятельности Федерального казначейства, ведением работы по представлению интересов Минфина РФ и Федерального казначейства в судебных органах, обеспечением безусловного исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, в соответствии с главой 24 Бюджетного кодекса РФ.

Статья 306.3. Полномочия финансовых органов и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения

1. Финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения или решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения по каждому нарушению, указанному в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения.

2. Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

Официальная позиция.

В письме Минфина России N 02-10-10/51628, Казначейства России N 42-7.4-05/5.3-616 от 14.10.2014 разъяснено, что территориальный орган Федерального казначейства при исполнении бюджетных мер принуждения руководствуется порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения, установленным соответствующим финансовым органом, с учетом следующих особенностей.

При принятии финансовым органом субъекта Российской Федерации решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими, и (или) пеней за несвоевременный возврат средств бюджета субъекта Российской Федерации, оформленного решением финансового органа субъекта Российской Федерации (далее - решение о взыскании), финансовый орган субъекта Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня с даты его принятия извещает о принятом решении о взыскании (примерная форма извещения прилагается) территориальный орган Федерального казначейства и главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставившего средства из бюджета субъекта Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Территориальный орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня получения решения о взыскании осуществляет перечисление взысканных сумм в бюджет субъекта Российской Федерации в пределах сумм поступлений текущего операционного дня, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования или территориального государственного внебюджетного фонда, указанного в решении о взыскании (далее - нарушитель).

В случае недостаточности поступлений текущего операционного дня, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, взыскание осуществляется в последующие операционные дни в пределах сумм поступлений, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, до полного исполнения решения о взыскании.

ПРИМЕР:

ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ

МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ НА ОСНОВАНИИ УВЕДОМЛЕНИЙ СЧЕТНОЙ

ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПЕРЕДАЧИ

УПОЛНОМОЧЕННОМУ ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ БЮДЖЕТУ ЧАСТИ

ПОЛНОМОЧИЙ ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ, РАСПОРЯДИТЕЛЯ

И ПОЛУЧАТЕЛЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств).

2. Бюджетные меры принуждения подлежат применению Федеральным казначейством или Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации о применении бюджетных мер принуждения, принятым на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения Счетной палаты Российской Федерации, направленного председателем Счетной палаты Российской Федерации, или уведомления о применении бюджетных мер принуждения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направленного руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - уведомление), в течение 30 календарных дней после получения Министерством финансов Российской Федерации уведомления.

В случае поступления в Министерство финансов Российской Федерации информации о возмещении в соответствии с представлением Счетной палаты Российской Федерации, представлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора или по иным основаниям средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, указанных в уведомлении, уведомление считается исполненным.

Исполнение решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в отношении города Байконур осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.

II. Порядок исполнения решения о бесспорном взыскании

3. При принятии Министерством финансов Российской Федерации решения о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета (далее - решение о взыскании), Министерство финансов Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного решения направляет извещение о нем в Федеральное казначейство (далее - извещение), подписанное Министром финансов Российской Федерации (его заместителем).

При этом в извещении указывается следующая информация:

наименование, дата и номер решения о взыскании;

наименование субъекта Российской Федерации или государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, указанного в решении о взыскании (далее - нарушитель);

сумма средств, которую Федеральному казначейству необходимо взыскать за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, в том числе сумма средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, сумма платы за пользование ими, сумма пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета;

реквизиты счета Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, открытого на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", для перечисления взысканных средств в федеральный бюджет.

Федеральное казначейство не позднее следующего рабочего дня с даты получения извещения направляет его в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства в целях исполнения решения о взыскании, а также доводит информацию о взыскании до главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета или главного распорядителя средств федерального бюджета, предоставившего средства из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

4. Территориальный орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня получения извещения осуществляет перечисление взысканных сумм в федеральный бюджет в пределах сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя.

В случае недостаточности сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, взыскание осуществляется в последующие операционные дни в пределах сумм поступлений, подлежащих зачислению в бюджет нарушителя, до полного исполнения решения о взыскании.

5. Операции по взысканию суммы средств из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по решению о взыскании осуществляются Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2014 г., регистрационный номер 31262) (далее - Порядок учета поступлений), на основании Заявки на возврат (код формы по КФД 0531803), оформленной в установленном порядке Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства с учетом следующих особенностей.

В заголовочной части Заявки на возврат в строке "Получатель бюджетных средств, администратор доходов бюджета, администратор источников финансирования дефицита бюджета" указывается наименование органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.

В графе 1 раздела I "Реквизиты документа" Заявки на возврат указывается соответствующий код классификации доходов бюджетов по возврату остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации с указанием соответствующего кода главного администратора доходов бюджета нарушителя - органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.

В графе 10 раздела I "Реквизиты документа" Заявки на возврат указывается соответствующий код классификации доходов федерального бюджета от возврата бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, с указанием соответствующего кода главного администратора доходов федерального бюджета, а также следующая информация: "Взыскание средств из бюджета (наименование бюджета нарушителя) в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации (наименование, дата и номер)".

6. Копию указанной в пункте 5 настоящего Порядка Заявки на возврат Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня за днем исполнения взыскания направляет в орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, из бюджета которого было осуществлено взыскание средств.

7. Операции по взысканию суммы средств по решению о взыскании из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с Порядком учета поступлений на основании Заявки на возврат, оформленной в установленном порядке территориальным органом Федерального казначейства.

8. На основании Заявки на возврат, сформированной в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, территориальным органом Федерального казначейства оформляется отдельное платежное поручение для перечисления суммы взысканных средств на счет Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, открытый на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".

9. При взыскании суммы предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации бюджетных кредитов, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат в поле 104 платежного поручения указывается код классификации доходов бюджетов, по которому осуществляется зачисление взысканных средств в федеральный бюджет, с указанием кода главного администратора средств федерального бюджета, предоставившего бюджетный кредит, а в поле "Назначение платежа" - соответствующий код бюджетной классификации Российской Федерации, предусмотренный для отражения перечислений из бюджетов субъектов Российской Федерации по решениям о взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета (далее - код бюджетной классификации по решениям о взыскании средств), с указанием кода главного администратора средств бюджета - финансового органа субъекта Российской Федерации, а также следующая информация: "Взыскание средств из бюджета (наименование бюджета нарушителя) в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации (наименование, дата и номер)".

При взыскании суммы предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в поле 104 платежного поручения отражается код классификации доходов федерального бюджета от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, с указанием соответствующего кода главного администратора доходов федерального бюджета, а в поле "Назначение платежа" - соответствующий код классификации доходов бюджетов по возврату остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации с указанием соответствующего кода главного администратора доходов бюджета нарушителя - органа государственной власти, уполномоченного в соответствии с нормативными правовыми актами на использование соответствующих денежных средств, а также следующая информация: "Взыскание средств из бюджета (наименование бюджета нарушителя) в соответствии с решением Министерства финансов Российской Федерации (наименование, дата и номер)".

10. Копию указанного платежного поручения территориальный орган Федерального казначейства, исполнивший решение о взыскании, не позднее следующего рабочего дня за днем исполнения взыскания направляет в финансовый орган субъекта Российской Федерации, из бюджета которого было осуществлено взыскание средств.

11. Суммы бюджетных кредитов, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат, взысканные в соответствии с настоящим Порядком из бюджета субъекта Российской Федерации, отраженные в бюджетном учете субъекта Российской Федерации по коду бюджетной классификации по решениям о взыскании средств, подлежат уточнению в установленном порядке на соответствующий код классификации источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (на соответствующий код классификации расходов бюджетов - в части платы за пользование бюджетными кредитами, и (или) пеней за несвоевременный возврат) на основании представленного финансовым органом субъекта Российской Федерации Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809).

12. Суммы взысканных бюджетных кредитов, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат, зачисленные в соответствии с настоящим Порядком в федеральный бюджет, отраженные в бюджетном учете соответствующего администратора средств федерального бюджета, подлежат уточнению в установленном порядке на соответствующий код классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета (на соответствующий код классификации доходов федерального бюджета - в части поступлений платы за пользование бюджетными кредитами, и (или) пеней за несвоевременный возврат) на основании представленного главным администратором средств федерального бюджета Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.

13. Операции по взысканию бюджетных кредитов, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат, сумм предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации межбюджетных трансфертов, предусмотренные настоящим Порядком, отражаются на лицевых счетах соответствующих администраторов доходов бюджета (источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств соответствующего бюджета).

III. Порядок исполнения решения о приостановлении

(сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов

14. При принятии Министерством финансов Российской Федерации решения о применении бюджетной меры принуждения в виде приостановления предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) (далее - решение о приостановлении) Министерство финансов Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня с даты принятия решения о приостановлении уведомляет о нем Федеральное казначейство с приложением поручения об исполнении решения о приостановлении (для доведения до Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, территориального органа Федерального казначейства, финансового органа в целях его исполнения), главного распорядителя средств федерального бюджета, указанного в решении о приостановлении.

15. Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (государственному внебюджетному фонду Российской Федерации), указанного в решении о приостановлении, реализуется путем прекращения соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета осуществления операций по перечислению межбюджетных трансфертов, установленных решением о приостановлении, и прекращения проведения Федеральным казначейством операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации (государственному внебюджетному фонду Российской Федерации) с определенной в решении о приостановлении даты.

При этом в поручении об исполнении решения о приостановлении указывается номер лицевого счета, открытого получателю средств федерального бюджета, осуществляющему перечисление межбюджетного трансферта.

16. Федеральное казначейство направляет поручение об исполнении решения о приостановлении в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня с даты его получения от Министерства финансов Российской Федерации.

В случае если полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации переданы главным распорядителем средств федерального бюджета территориальному органу Федерального казначейства, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства направляет поручение об исполнении решения о приостановлении в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства в день его получения от Федерального казначейства.

17. Прекращение проведения операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации (государственному внебюджетному фонду Российской Федерации) производится Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет получателя бюджетных средств, осуществляющего перечисление указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, либо соответствующим территориальным органом Федерального казначейства, которому переданы полномочия получателя средств федерального бюджета по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации, не позднее чем через два рабочих дня с даты получения решения о приостановлении.

18. Возобновление предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета осуществляется по решению Министерства финансов Российской Федерации в случае получения от Счетной палаты Российской Федерации или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, направивших уведомление, информации об устранении финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств) бюджета субъекта Российской Федерации (органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации), указанного в решении о приостановлении, нарушения, повлекшего принятие решения о приостановлении.

Соответствующее поручение Министерства финансов Российской Федерации направляется в Федеральное казначейство в течение десяти рабочих дней с момента получения Министерством финансов Российской Федерации информации, указанной в абзаце 1 настоящего пункта.

Возобновление проведения Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства операций по перечислению указанных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) производится не позднее чем через два рабочих дня со дня получения соответствующего поручения.

19. При принятии Министерством финансов Российской Федерации решения о применении бюджетной меры принуждения в виде сокращения предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) (далее - решение о сокращении) Министерство финансов Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня с даты принятия указанного решения уведомляет о нем главного распорядителя средств федерального бюджета, указанного в решении о сокращении.

Сокращение предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации (государственному внебюджетному фонду Российской Федерации) реализуется путем внесения изменений в лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета, предусматривающих сокращение лимитов бюджетных обязательств, доведенных до главного распорядителя средств федерального бюджета по межбюджетным трансфертам, установленным решением о сокращении.


П.2 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение бюджета может быть либо банковским, либо казначейским. В России переход к казначейскому исполнению бюджета начался в 1992 г. и закончился в 2000 г. До 1992 г. исполнение бюджета в нашей стране было банковским.

Чем отличаются эти две формы исполнения бюджета?

При банковском исполнении бюджета средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов в Банке России или в коммерческих банках. Один раз в пять дней Банк России получал от коммерческих банков информацию о поступлениях налоговых платежей, зачисляемых в доход федерального бюджета. Эта информация передавалась в Министерство финансов. Она носила обобщенный характер и не детализировалась в соответствии с бюджетной классификацией.

Параллельно с этим процессом налоговые органы собирали информацию о зачисленных на их счета налоговых платежах, обобщали ее и передавали в Министерство финансов два раза в месяц.

Понятно, что данные налоговых органов и Банка России могли не совпадать из-за отсутствия сверки в ходе их получения. Кроме того, эти данные не были оперативными.

При банковской системе финансирование расходов бюджета проводилось через счета в банках отраслевых министерств и ведомств. При этом невозможно было контролировать процесс прохождения выделенных средств до бюджетных учреждений, т. е. конечных получателей. Этим пользовались коммерческие банки, используя бюджетные средства в качестве своих кредитных ресурсов.

Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой — встраивается особая контролирующая структура — казначейство.

Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов — и доходный, и расходный — на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.

Казначейство выполняет следующие функции:
  • обеспечивает учет всех доходов бюджета;
  • подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  • осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство входит в состав Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство регистрирует поступающие доходы и осуществляемые расходы в Главной книге Федерального казначейства. Эта книга ведется на основе плана счетов, утверждаемого самим казначейством. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета. В Федеральном казначействе ведется сводный реестр получателей средств федерального бюджета.

Для учета расходов федерального бюджета используются лицевые счета бюджетных средств, открываемые в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев.

  1. Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.
  2. Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.
  3. Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

Федеральное казначейство в структуре министерства финансов

Федеральное казначейство Российской Федерации создано в структуре РФ. Федеральное казначейство руководствуется Положением о Федеральном казначействе.

В Российской Федерации образована единая централизованная система органов федерального казначейства (казначейство), включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
  • осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
  • осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;
  • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  • обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
  • организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
  • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
  • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с министром финансов Российской Федерации;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федерального казначейства по управлению имуществом, закрепленным за Федеральным казначейством на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Федерального казначейства.

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.

Количество заместителей руководителя Федерального казначейства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федерального казначейства:

  • распределяет обязанности между своими заместителями;
  • представляет министру финансов Российской Федерации:
  • проект положения о Федеральном казначействе;
  • предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Федерального казначейства;
  • предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении;
  • предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства;
  • проекты положений о территориальных органах Федерального казначейства;
  • назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства;
  • решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральном казначействе;
  • утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства;
  • утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Федерального казначейства в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Федерального казначейства в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
  • утверждает положение о Почетной грамоте Федерального казначейства;
  • на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральное казначейство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Место нахождения Федерального казначейства — г. Москва.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) N 145-ФЗ от 31.07.1998 (). Статья 306-3. Полномочия финансовых органов и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения

1. Финансовые органы принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов Российской Федерации или муниципальных образований), копии соответствующих решений — органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля (в ред. Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 222-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 30, ст. 4557).

Решение о применении бюджетных мер принуждения должно содержать информацию о бюджетном нарушении, указанном в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения, об объекте контроля, допустившем бюджетное нарушение, о бюджетной мере принуждения и сроках ее исполнения (абзац введен Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 222-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 30, ст. 4557).

2. Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 настоящего Кодекса (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

(Статья 306-3 введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 252-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 31, ст. 4191)

Вернуться к содержанию документа



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...