Особенности массовой периодической печати. Смешной случай из жизни Право на социальное обеспечение

Массовые издания стремятся завоевать возможно большую аудиторию, что достигается, во-первых, публикацией наиболее привлекательных для массового читателя материалов, а во-вторых, доступной для массового читателя ценой. Объективно отражая происходящие события, массовое издание не может добиться высокой тиражности. Ведь точно такая же информация содержится и в других изданиях, сообщается по телевидению. Поэтому массовое издание вынуждено либо раздуть банальный факт в сенсацию, либо придумать интересную для читателей историю.

Например, в октябре 2000 г. газета «Версия» приковала внимание читателей следующим сенсационным материалом: «ОТДЕЛ СПЕЦУБИЙСТВ! ФСБ ПОЛЬЗУЕТСЯ УСЛУГАМИ КИЛЛЕРОВ». В нем приводился рассказ некоего Виктора Морева, выдававшего себя за завербованного ФСБ киллера, участвовавшего в убийствах неугодных властям бизнесменов и уголовных авторитетов, якобы знавшего тех сотрудников ФСБ, которые готовили взрыв в переходе на Пушкинской площади в Москве. Выжав из Морева все, на чем можно «сделать тираж», редакция передала его РУБОПовцам. В тот же день он исчез (по версии РУБОП - «отпущен на свободу») 134 . Воспользоваться таким материалом как достоверным историческим источником невозможно.

Другой пример: редакции «Комсомольской правды» стало известно, что брат Раисы Максимовны Горбачевой Евгений Максимович Титаренко более двадцати лет содержится в одной из районных психиатрических больниц на Украине. Нельзя было упустить такой факт и газета направила туда корреспондента. Добиться свидания с Титаренко корреспонденту не удалось, врачи от интервью отказались, но желание сделать сенсацию было велико и корреспондент занялся сбором слухов. Получалось, что брат Раисы Горбачевой - в прошлом талантливый детский писатель - был «упрятан» супругами в «психушку» за пристрастие к выпивке и критику реформаторских идей Михаила Сергеевича. Во время пребывания в Сочи супруги вызывали его к себе, но он не пошел на компромисс и вновь был водворен в больницу, на этот раз навсегда 135 .

Массовая периодическая печать обладает низкой степенью достоверности информации. Из-за относительно невысокого уровня культуры ее аудитория не воспринимает сложные аналитические статьи, требует простых и однозначных объяснений происходящего. Все непонятное эта аудитория перетолковывает на свой лад самым фантастическим образом. Это требует от массовой печати таких приемов общения с читателями, когда логика приносится в жертву образности. Например, в 1993 г., когда оказавшееся без денег, еды и работы население стало подумывать о возвращении коммунистов, массовая пресса уговаривала их терпеть с помощью такого аргумента: Мы уже вползли в ту трубу! 136 Ничего общего между «трубой» и корректировкой экономических реформ не было, но аргумент действовал.

Основные приемы в подаче новостей - этохаотизация и срочность. Г. Шиллер так описывает прием хаотизации: «Когда целостный характер социальной проблемы намеренно обходится стороной, а отрывочные сведения в ней предлагаются в качестве достоверной информации, то результаты такого подхода всегда одинаковы: непонимание, в лучшем случае неосведомленность, апатия и, как правило, безразличие» 137 . Хаотизация широко используется сегодня современной российской прессой при освещении протестных движений: забастовок, антиправительственных митингов и демонстраций, съездов оппозиционных партий.

Срочность - прием, позволяющий придать значимость любой информации. Рубрики «Срочно в номер!» или «Когда номер уже был сверстан» в первую очередь приковывают внимание читателей. Как пишет А. Моль, «фактически средства массовой коммуникации сами и определяют значительность фактов... Ведь именно они подают факты в таком свете, что в сознании миллионов людей весть о замужестве иранской принцессы предстает как не менее важное событие, чем последнее крупное открытие в области атомной энергии» 138 . Нагнетаемое ощущение срочности усиливает манипуляционные возможности печати.

Массовая аудитория легковерна. Для нее все, что опубликовано, - правда. Если две публикации противоречат друг другу, то правдива та, которая опубликована последней. Это позволяет массовой печати безнаказанно распространять газетные «утки». Они главным образом используются для того, чтобы заслонить от массового читателя какую-либо неприглядную истину или очернить популярного политика. Например, никакие сложные аналитические статьи не вредили популярности Р. Хасбулатова, спикера Верховного Совета РФ, распущенного в 1993 г. Но она быстро пошла на убыль после распространенной СМИ «утки» о том, что он наркоман и что в тюрьме у него была «ломка».

Важным приемом манипулирования массовым сознанием, широко используемым прессой, является созданиемифов. Миф - это обобщенное представление о действительности, соединяющее реальность с выдумкой и несущее в себе нравственные, эстетические и политические установки. Благодаря логической ясности и нередко художественным достоинствам миф способен заместить в сознании людей достоверную картину.

Немецкий философ Э. Кассирер в книге «Техника современных политических мифов» писал: «Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими мастерами... Мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие... Современные политические мифы... сначала изменяют людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их деяния. Политические мифы действуют так же, как змея, парализующая кролика перед тем, как атаковать его. Люди становятся жертвами мифов без серьезного сопротивления. Они побеждены и покорены еще до того, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло. Обычные методы политического насилия не способны дать подобный эффект. Даже под самым мощным политическим прессом люди не перестают жить частной жизнью. Всегда остается сфера личной свободы, противостоящей такому давлению. Современные политические мифы разрушают подобные ценности» 139 .

Советская пресса внедряла в сознание людей миф о Ленине как «самом человечном человеке», могучем борце с бесчеловечным самодержавием, «мудром учителе», создателе справедливого общества, где «все равны и счастливы», пророке, указавшем путь к «светлому будущему человечества». Постсоветская пресса внушает миф о «демократии» и «рыночной экономике», как единственных достойных человека принципах политического и экономического устройства, обеспечивающих свободу и достойное существование, открывающих перед человеком «неограниченные возможности».

Создаваемые СМИмифы делятся на светлые и черные. Миф построен на противопоставлении светлого черному, с тем чтобы продиктовать аудитории «правильную» ориентацию. Например, «светлый» миф о «демократическом» Западе содержит внутри себя «черный» миф о «тоталитарном» Востоке.

Миф сродни религии. Никакие рациональные аргументы, фактические опровержения не действуют на сознание человека, уверовавшего в какой-либо миф. Никакие исторические факты не поколеблют сознание человека, уверовавшего в миф о Сталине как «кровавом диктаторе, создателе жуткого тоталитарного режима». Точно так же живет в голове многих людей миф о «хрущевской оттепели», даже несмотря на неоднократные попытки историков и Русской православной церкви развенчать его.

Типичный представитель массовой аудитории любит действовать «как все». Он не способен занять особую позицию, выступить с особым мнением. Это открывает перед массовыми газетами широкие возможности направлять его поведение.

Одним из способов манипулирования общественным мнением в СМИ являетсяработа с письмами и откликами. Советская печать уделяла этому вопросу большое внимание. Многие печатные органы олицетворялись населением с властью. В зависимости от ранга издания в общественно-политической иерархии зависели размеры читательской почты. Так, газета «Правда» имела наиболее обширную корреспонденцию. Редакционный коллектив имел возможность выбрать из нее то, что соответствовало политике партии. После редакторской правки эти письма могли публиковаться на страницах газеты. Создавался фантом «всенародной поддержки решений партии и правительства». Остальное отвергалось и по прошествии некоторого времени уничтожалось.

Современная пресса также использует эту форму работы, а радио и телевидение практикуют даже прием «прямой связи» - организованных звонков. Однако подобная связь - не более чем иллюзия и в наиболее яркой форме демонстрирует зависимость от политических и иных пристрастий редакционных коллективов. Аксиомой кажется, например, что оценка рыночных реформ в современной России зависит от того, что потеряли и приобрели от них различные группы населения. Тем не менее по письмам и откликам совершенно четко прослеживается политическая ориентация издания или канала. Так, «Советская Россия» («народная плакальщица»), унаследовавшая приемы работы с корреспонденцией от советской прессы, публикует письма, исключительно негативно оценивающие реформы, согласно письмам в другие газеты - все очень неплохо и даже хорошо.

Излюбленным приемом прессы сталапубликация рейтингов популярности политиков, государственных деятелей, предпринимателей, а также опросов общественного мнения. Последние подразделяются на три группы: опросы, проведенные научно-исследовательскими институтами (ВЦИОМ, РОМИР, фонд «Общественное мнение» и др.); опросы, проведенные профессиональными социологами по заданию редакций газет; опросы, проведенные журналистами. В первом случае опросы проводятся с соблюдением всех требований научной методики, обеспечивающих определенную степень репрезентативности. Однако из них на страницы прессы попадают немногие. В большинстве случаев они не предназначены для печати, а распространяются среди властной элиты. Но и те немногие, которые попадают в редакции газет, редко публикуются, ибо часто противоречат политическим установкам редакторов. Во втором случае репрезентативность значительно ниже, так как редакции, заказавшие социологам опрос, ждут от них подтверждения своих позиций и, не желая рисковать гонораром и портить отношения с прессой, социологи часто идут на компромисс со своей совестью. Наконец, в третьем случае репрезентативность опросов близка к нулевой. И дело даже не в том, что журналисты не в состоянии сконструировать репрезентативную выборку, а в том, что они с завидной легкостью отбрасывают мнения опрашиваемых, если они не соответствуют мнению редакции.

О том, каких размеров могут достигать расхождения между тремя указанными выше типами опросов общественного мнения, свидетельствует следующая таблица.

Едисеева Людмила Анатольевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова
Населённый пункт: с.Булгунняхтах,Хангаласский улус,Республика Саха/якутия
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Социальные права
Дата публикации: 15.01.2016
Раздел: полное образование

Фамилия,имя,отчество Едисеева Людмила Анатольевна Школа,улус МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им. С.П. Ефремова» Хангаласский улус Должность Учитель истории, обществознания Категория высшая Тема урока, класс Социальные права,9 класс Адрес 677022,Хангаласский улус, с.Булгунняхтах пер.Учительский,3 Электронный адрес ediseeva_lyudmila@mail/ru ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Социальные права человека (Тема урока) Тема и номер урока в теме: Глава «Право». Тема «Социальные права». 1 урок в теме, на которую предусмотрен 1 час. Базовый учебник: Обществознание. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение – 2-е изд, 2014 Цель урока: I. Ближайшая: продолжение формирования целостного представления о правах граждан РФ. II. II. Перспективная: создание модели деятельности, которая будет использована на уроках «открытия» нового знания по другим темам раздела «Право». Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) Задачи: 1. Развитие критического мышления 2. Формирование умений работать с неадаптированной информацией. 3. Формирование базы знаний о социальных правах. 4. Воспитание гуманизма и толерантности у обучающихся 9-го класса. Тип урока: Урок «открытия» нового знания Формы работы учащихся: фронтальная, в группах, индивидуальна Техническое оборудование: учебник, дидактические материалы, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация,.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Тема: Социальные права. 9 класс. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Приветствие (1-2 минуты). Оргмомент, целевая установка Приветствуют учителя. Организуют личное рабочее пространство занятия (готовятся к уроку) Формирование этических норм. Определение своего отношения к предстоящему уроку; определения своего отношения к соседу; определение своей готовности к сотрудничеству на уроке с одноклассниками и учителем Умение устанавливать контакт с цель дальнейшей совместной деятельности I этап: Вызов (6-7 минут) 2. Мотивация формулирования темы учебного занятия обучающимися Слайды с фотографиями нищих, протягивающих за подаянием руки, пенсионеров, перебирающих копейки, лица голодных детей. Звучит песня из К/ф «Генералы песчаных карьеров» Восприятие информации, содержащей противоречия (просмотр: видео, аудио, вербальной, текста). Краткие записи в тетради в виде тезисов или символов. Формирование личностного отношения к проблеме социального неравенства, обращение к семейным, религиозным и гражданским ценностям и идеалам. Актуализация ранее полученных знаний: 1) что включает в себя социальная сфера жизни общества; как связаны социальные и экономические процессы в развитии общества?; каковы основные внутренние функции государства в демократическом обществе? Фиксация информации: краткие записи в тетради, перевод информации в иные знаково- символические системы. Умение ло- гически мыслить;самостояте льно выделять и формулировать познавательную цель.Умение выстраивать
ассоциативные связи 3. Подведение обучающихся к формулированию темы занятия Вопросы:1)Как вы считаете, справедливо ли такое положение, когда у одних есть всё, о чём можно только мечтать,другие не испытывают недостатка, покрайней мере, в необходимом, а третьи нуждаются в самом насущном? 2) Почему эти люди в таком положении? 3) Заслужили ли они такое социальное положение? 4) И следует ли помогать им? Знакомство с результатами опроса, проведённого несколькими обучающимися класса (опережающее задание). Работа в парах. Выделяют предмет спора (постановка вопросов), определяют сущность противоречий: 1) существует/не существует социальное равенство 2) осуществляется/не осуществляется декларированное ООН равенство и братство 3) помогать/не помогать Умение принимать иную позицию, уважать иное мнение Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» из учебника Умение осознанно строить речевое высказывание, умение слушать других. 4. Формулирование Вопросы:О чём мы сегодня будем Дают собственные формулировки темы Приобретают знания о дефиниции Умение излагать своё мнение (в
темы занятия на уровне обучающихся говорить с вами? Какую проблему будет обсуждать наш молодёжный парламент? Выслушивает ответы. Обращает внимание, что социальные права неразрывно связаны с экономическими, поэтому их нередко объединяют в одну группу социально- экономических прав. занятия. Комментарий: Вероятно, что обучающие будут говорить, что это проблема голода, проблема нищеты, проблема гуманности (чёрствости людей, допускающих такое). Вряд ли тема занятия «Социальные права человека» будет названа. «социальные права» монологе, диалоге,), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии 5. Коррекция формулировок Вопросы: 1)Считаете ли вы, что проблему этих людей возможно решить, подавая милостыню, деятельностью религиозных организаций, акциями благотворительных организаций или без вмешательства государства решить проблему нельзя? Возможные ответы на вопрос №1: а) если каждый подаст, проходя мимо, то средств на жизнь хватит. б) Если люди активно будут сдавать средства благотворительным организациям, то их хватит многим и надолго Возможные ответы на вопрос №2: а) нет, это можно видеть и у нас б) это явление характерное и для развитых стран в) нищета и просящие милостыню Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Самостоятельно вычитывать подтекстовую информацию, устанавливать аналогии для понимания закономерностей.
были, есть и будут всегда и везде Возможные ответы на вопрос № 3: а) это проблема тех, кто не хочет работать в) это проблема всего общества г) пусть этим занимается государство д) это проблема людей, общества и государства 6. Рефлексия эмоционального состояния аудитории Фронтальная работа с классом (у каждого по 2 символа: белый – за оказание помощи, тёмный – нет). Демонстрируют личностное отношение к проблеме поднятием символов. Самоопределение. Умение делать выбор. Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Аргументация собственной позиции.Умение выражать собственное мнение в форме правильно построенных предложений, умение убеждать 7. Окончательная формулировка темы занятия Выводы Соотносят свои представления с формулировкой темы. Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Сравнение собственной формулировки с образцом ЭтапII. Самостоятельная работа. (15-18) минут) Работа в группах, индивидуальная работа. Использование Разделение класса на группы.Объяснение цели работы каждой группы. Консультация Устанавливают контакты в группе. Распределяют роли. Формируют самостоятельно или при помощи учителя правила работы в группе. Группы формируют вопросы о том, что именно Выделение себя в качестве лидера, способного взять на себя ответственность за начало занятия, умение задать ритм занятию. Проявление интереса и активности Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Умение логически мыслить; анализировать, сравнивать, уточнять, делать выводы
разнообразных источников для поиска информации. Самоанализ и самоконтроль. им нужно узнать, из каких источников в выборе группы; Установление личностного смысла знания Контроль и помощь группам Какую же цель вашей группе надо поставить? Как бы вы предложили сформулировать цель работы для каждого участника? Что сделаем сначала? Что сделаем потом? Уточняются средства, которые нужны для проектирования. Контролирует деятельности групп, при необходимости – консультативная помощь. 1)Составление глоссария 2) решения задач из учебника: Задания: 1. Раскройте, в чем вы видите связь экономических и социальных прав. Покажите ее на конкретных примерах. 2. Объясните, что означает процесс приватизации жилья. Считаете ли вы, что право на приватизацию жилья должно быть закреплено в Конституции? 3. В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите Проявление качеств лидера, умение взять ответственность на себя. Умение работать в команде. Осознавать многообразие взглядов на проблему. Самооценка: не знаю и могу прзнать это. Могу предположить. Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответствен-ности за качество своей и коллективной деятельности. Расширение понятийной базы, относящейся к теме «социальные права». Приобретают знания о том, что к социально- экономическим правам человека относятся право на труд (ст. 37 Конституции РФ), право на отдых (ст. 37. Ч.5), право на материнство и детство (ст.38), право на социальное обеспечение (ст.39), право на жилище (ст.40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (с т.41), право на образование (ст. 43) (С.182 учебника). Приобретают знания о том, что социальное Использование текста, предоставленного учителем. Выбор высказываний, цитат, афоризмов, выдержек из документов. Определение недостаточности информации и путей её поиска в учебнике, обращение к товарищам по группе, обращение за консультацией к учителю, поиск в интернете. Проводят анализ полученной информации. Составляют коллаж. Использование чужих мыслей в виде основы для
свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья. Объясните, почему вы так считаете. 4. Подумайте, следует ли развивать страховую медицину. Можно ли ее считать разновидностью платных медицинских услуг? 5. Одним из видов социальных пособий являются студенческие стипендии. Многие студенты считают их нынешние размеры явно недостаточными и активно выступают за то, чтобы выплачиваемой суммы хватало на обеспечение прожиточного минимума. Только в этом случае молодые люди будут относительно независимы от своих родителей и смогут сосредоточиться на учебе, не думая о дополнительных заработках. В то же время в обществе немало и тех, кто положение человека прежде всего зависит от него самого, от полученного им образования, приобретённой специальности, умения гибко реагировать на социальные изменения, овладевать новыми знаниями и профессией… Приобретают знания о сущности социального государства (С. 183 учебника) Получают информацию о мнениии общественного и государственного деятеля Германии Вилли Брандта о социальном государстве (С. 183 учебника), что является посылкой для обращения к опыту построения социального государства в ФРГ. формулирования своей позиции. Умение самостоятельно определять где возникло затруднение в ходе работы? Для выявления причины личностного затруднения задаются вопросы типа: Почему здесь возникло затруднение? Каковы пути выхода из затруднения? Формирование умения работы над основными понятиями по алгоритму.
считает, что студентам государственных вузов вообще не следует платить стипендию. Достаточно того, что государство оплачивает их обучение, которое, как известно, весьма дорогостояще. Выскажите и обоснуйте свою позицию по этой проблеме. Работают с учебником. С. 182 – 189. Формирование личностного отношения к Конституции, как основному документу, закрепляющему социальные права Знакомство с нормативно- правовыми актами, закрепляющими социальные права. Приобретают знания о том. Что такое минимум оплаты труда (минимальная оплата труда), служба занятости и её основные функции, материнский капитал, ипотека, приватизация жилья, социальная пенсия, социальное пособие, медицинское страхование Использование научной терминологии, развитие интеллектуаль-ных способностей III этап: Рефлексия Обобщение трактовки принципа Итогом работы всех трёх групп будет: афиширование Умение оценивать свою и чужую Закрепление полученных из Формирование (развитие) умения
деятельности (10- 12 минут). социальной справедливости: -равная оплата за равный труд, -недопущение дискриминации на любых основаниях, -поддержка слабых слоёв населения со стороны государства. -Ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав граждан, -социальная ответственность бизнеса. Из такого понимания социальной справедливости вытекают и фундаментальные принципы социальной политики демократического государства: - предоставление государством каждому члену общества коллажей (коллажа, таблицы), схемы. Комментирование проделанной работы. Самооценка. Обсуждают итоги работы, дополняют выводы других групп, учителя Кроме указанных образовательных продуктов должен быть ещё один: создание универсального алгоритма работы над проблемой. Обучающиеся совместно с учителем создают его в течении занятия. После каждого этапа. Затем сверяют с тем, что является образцом (создан учителем). Этот универсальный алгоритм (универсальный маршрутный листом) они унесут с собой для дальнейшего использования. деятельность. Формирование критериев успешности. Умение принять ошибки. Умение брать на себя ответственность выступать от имени группы, умение делегировать полномочия другому, объективно оценивая, что другой представит работу группы лучшим образом. различных источников знаний по теме. Закрепление знаний о признаках социального государства: 1)законодательно определены и закреплены социальные права человека на уровне не ниже международно- признанных норм и стандартов; 2) обеспечены приемлемые уровни социальной поддержки, помощи и защиты всех слоев населения; 3) государственная социальная политика направлена на динамичное повышение качества жизни всего населения, на принятие мер по выравниванию возможностей населения в основных сферах жизнедеятельности. доказывать по алгоритму: 1) проанализровать задание, уяснить, что требуется доказать. 2. Определить вывод, который следует доказать. 3. Определить источник, каким пользоваться для аргументации своих выводов. 4. Выделить существенные факты, подтверждающие вывод систематизировать их.5. Логично построить свои доказательства, связать их с выводами. 6. Выяснить, все ли аргументы исчерпаны
социальных гарантий существования; - контроль над имущественной и статусной дифференциацией; - перераспределение налоговых поступлений с целью поддержки малоимущих; - создание законодательной базы, исключающей нарушения равноправия в сфере трудовых отношений. Итог урока (2- 5минуты) Выставление отметок за работу на уроке (Работа оценивалась по ходу выполнения заданий обучающимися, проводилась самооценка). Воспринимают информацию. Соотносят свои притязания, свою самооценку и оценку «извне». Уточняют свою представление о критериях оценки. Оценивать свои возможности на основании проделанной в классе работы Формируют (закрепляют) представление о критериях оценки сообщений: 1) Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы. 2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность
, обоснованность теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. Домашнее задание Домашнее задание по выбору Получают домашнее задание и осознанно записывают свое задание Выбирать и мотивировать выбор

Вопрос: В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья? Объясните, почему вы так считаете.

В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья? Объясните, почему вы так считаете.

Ответы:

Для начало хочу принести справку из конституции РФ: Статья №35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. Тут много говорить не надо- Если не нарушен не один из выше перечисленных пунктов (И Собственник сам нарушил какие-либо правила по не знанию или по ошибкам и недобросовестности фирм) то государство не чего ему не обязано! Я даже больше скажу-фирме ничего не будет! Ведь по существу она ничего не нарушила..... Но если вы сможете доказать в суде что нарушена конституция РФ, то дело в ваших руках. Государство не просто должно-оно обязанно возместить вам ущерб и наказать виновных

Похожие вопросы

  • Как решить такую задачу ушёл Миша утром в 6 часов 40 минут утра и вернулся в 2 часа 15 минут дня вопрос сколько его не было дома
  • реши уравнения с объяснением 17+17=17*х, х+х+х+х=45*4
  • (по "Ревизору") какого цвета платье носят ляпкина-тяпкина и дочь земляники? Какой дамой никогда не была Анна Андреевна? Кого называл Н.В.Гоголь единственным положительным лицом в комедии "Ревизор"? Извествно, что Пушкин подсказал Гоголю 2 сюжета для произведений. Какие это произведения? Кого городничий называет другом? Заранее спасибо:*
  • Допоможіть, узнати про кого такі слова???? у повісті "Земля" "Лінива до орзлуки, пленталась цілими днями бездільно по селу, балакаючи та оглядаючи все, що впало їй у вічі????????????

Технологическая карта урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Социальные права человека Глава «Право». Тема «Социальные права». 1 урок в теме(1 час.) Базовый учебник: Обществознание. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/ под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение – 2-е изд, 2014 Цель урока: I. Ближайшая: продолжение формирования целостного представления о правах граждан РФ. II. II. Перспективная: создание модели деятельности, которая будет использована на уроках «открытия» нового знания по другим темам раздела «Право». Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов. Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) Задачи: 1. Развитие критического мышления 2. Формирование умений работать с неадаптированной информацией. 3. Формирование базы знаний о социальных правах. 4. Воспитание гуманизма и толерантности у обучающихся 9-го класса. Тип урока: Урок «открытия» нового знания Формы работы учащихся: фронтальная, в группах, индивидуальна Техническое оборудование: учебник, дидактические материалы, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация,.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Тема: Социальные права. 9 класс. Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты Приветствие (1-2 минуты). Оргмомент, целевая установка Приветствуют учителя. Организуют личное рабочее пространство занятия (готовятся к уроку) Формирование этических норм. Определение своего отношения к предстоящему уроку; определения своего отношения к соседу; определение своей готовности к сотрудничеству на уроке с одноклассниками и учителем Умение устанавливать контакт с цель дальнейшей совместной деятельности I этап: Вызов (6-7 минут) 2. Мотивация формулирования темы учебного занятия обучающимися Слайды с фотографиями нищих, протягивающих за подаянием руки, пенсионеров, перебирающих копейки, лица голодных детей. Звучит песня из К/ф «Генералы песчаных карьеров» Восприятие информации, содержащей противоречия (просмотр: видео, аудио, вербальной, текста). Краткие записи в тетради в виде тезисов или символов. Формирование личностного отношения к проблеме социального неравенства, обращение к семейным, религиозным и гражданским ценностям и идеалам. Актуализация ранее полученных знаний: 1) что включает в себя социальная сфера жизни общества; как связаны социальные и экономические процессы в развитии общества?; каковы основные внутренние функции государства в демократическом обществе? Фиксация информации: краткие записи в тетради, перевод информации в иные знаково- символические системы. Умение ло- гически мыслить;самостояте льно выделять и формулировать познавательную цель.Умение выстраивать
ассоциативные связи 3. Подведение обучающихся к формулированию темы занятия Вопросы:1)Как вы считаете, справедливо ли такое положение, когда у одних есть всё, о чём можно только мечтать,другие не испытывают недостатка, покрайней мере, в необходимом, а третьи нуждаются в самом насущном? 2) Почему эти люди в таком положении? 3) Заслужили ли они такое социальное положение? 4) И следует ли помогать им? Знакомство с результатами опроса, проведённого несколькими обучающимися класса (опережающее задание). Работа в парах. Выделяют предмет спора (постановка вопросов), определяют сущность противоречий: 1) существует/не существует социальное равенство 2) осуществляется/не осуществляется декларированное ООН равенство и братство 3) помогать/не помогать Умение принимать иную позицию, уважать иное мнение Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» из учебника Умение осознанно строить речевое высказывание, умение слушать других. 4. Формулирование Вопросы:О чём мы сегодня будем Дают собственные формулировки темы Приобретают знания о дефиниции Умение излагать своё мнение (в
темы занятия на уровне обучающихся говорить с вами? Какую проблему будет обсуждать наш молодёжный парламент? Выслушивает ответы. Обращает внимание, что социальные права неразрывно связаны с экономическими, поэтому их нередко объединяют в одну группу социально- экономических прав. занятия. Комментарий: Вероятно, что обучающие будут говорить, что это проблема голода, проблема нищеты, проблема гуманности (чёрствости людей, допускающих такое). Вряд ли тема занятия «Социальные права человека» будет названа. «социальные права» монологе, диалоге,), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии 5. Коррекция формулировок Вопросы: 1)Считаете ли вы, что проблему этих людей возможно решить, подавая милостыню, деятельностью религиозных организаций, акциями благотворительных организаций или без вмешательства государства решить проблему нельзя? Возможные ответы на вопрос №1: а) если каждый подаст, проходя мимо, то средств на жизнь хватит. б) Если люди активно будут сдавать средства благотворительным организациям, то их хватит многим и надолго Возможные ответы на вопрос №2: а) нет, это можно видеть и у нас б) это явление характерное и для развитых стран в) нищета и просящие милостыню Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Самостоятельно вычитывать подтекстовую информацию, устанавливать аналогии для понимания закономерностей.
были, есть и будут всегда и везде Возможные ответы на вопрос № 3: а) это проблема тех, кто не хочет работать в) это проблема всего общества г) пусть этим занимается государство д) это проблема людей, общества и государства 6. Рефлексия эмоционального состояния аудитории Фронтальная работа с классом (у каждого по 2 символа: белый – за оказание помощи, тёмный – нет). Демонстрируют личностное отношение к проблеме поднятием символов. Самоопределение. Умение делать выбор. Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Аргументация собственной позиции.Умение выражать собственное мнение в форме правильно построенных предложений, умение убеждать 7. Окончательная формулировка темы занятия Выводы Соотносят свои представления с формулировкой темы. Формирование личностного отношения к проблеме, выбор собственной позиции Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Сравнение собственной формулировки с образцом ЭтапII. Самостоятельная работа. (15-18) минут) Работа в группах, индивидуальная работа. Использование Разделение класса на группы.Объяснение цели работы каждой группы. Консультация Устанавливают контакты в группе. Распределяют роли. Формируют самостоятельно или при помощи учителя правила работы в группе. Группы формируют вопросы о том, что именно Выделение себя в качестве лидера, способного взять на себя ответственность за начало занятия, умение задать ритм занятию. Проявление интереса и активности Приобретают знания, относящиеся к теме «социальные права» Умение логически мыслить; анализировать, сравнивать, уточнять, делать выводы
разнообразных источников для поиска информации. Самоанализ и самоконтроль. им нужно узнать, из каких источников в выборе группы; Установление личностного смысла знания Контроль и помощь группам Какую же цель вашей группе надо поставить? Как бы вы предложили сформулировать цель работы для каждого участника? Что сделаем сначала? Что сделаем потом? Уточняются средства, которые нужны для проектирования. Контролирует деятельности групп, при необходимости – консультативная помощь. 1)Составление глоссария 2) решения задач из учебника: Задания: 1. Раскройте, в чем вы видите связь экономических и социальных прав. Покажите ее на конкретных примерах. 2. Объясните, что означает процесс приватизации жилья. Считаете ли вы, что право на приватизацию жилья должно быть закреплено в Конституции? 3. В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите Проявление качеств лидера, умение взять ответственность на себя. Умение работать в команде. Осознавать многообразие взглядов на проблему. Самооценка: не знаю и могу прзнать это. Могу предположить. Умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответствен-ности за качество своей и коллективной деятельности. Расширение понятийной базы, относящейся к теме «социальные права». Приобретают знания о том, что к социально- экономическим правам человека относятся право на труд (ст. 37 Конституции РФ), право на отдых (ст. 37. Ч.5), право на материнство и детство (ст.38), право на социальное обеспечение (ст.39), право на жилище (ст.40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (с т.41), право на образование (ст. 43) (С.182 учебника). Приобретают знания о том, что социальное Использование текста, предоставленного учителем. Выбор высказываний, цитат, афоризмов, выдержек из документов. Определение недостаточности информации и путей её поиска в учебнике, обращение к товарищам по группе, обращение за консультацией к учителю, поиск в интернете. Проводят анализ полученной информации. Составляют коллаж. Использование чужих мыслей в виде основы для
свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья. Объясните, почему вы так считаете. 4. Подумайте, следует ли развивать страховую медицину. Можно ли ее считать разновидностью платных медицинских услуг? 5. Одним из видов социальных пособий являются студенческие стипендии. Многие студенты считают их нынешние размеры явно недостаточными и активно выступают за то, чтобы выплачиваемой суммы хватало на обеспечение прожиточного минимума. Только в этом случае молодые люди будут относительно независимы от своих родителей и смогут сосредоточиться на учебе, не думая о дополнительных заработках. В то же время в обществе немало и тех, кто положение человека прежде всего зависит от него самого, от полученного им образования, приобретённой специальности, умения гибко реагировать на социальные изменения, овладевать новыми знаниями и профессией… Приобретают знания о сущности социального государства (С. 183 учебника) Получают информацию о мнениии общественного и государственного деятеля Германии Вилли Брандта о социальном государстве (С. 183 учебника), что является посылкой для обращения к опыту построения социального государства в ФРГ. формулирования своей позиции. Умение самостоятельно определять где возникло затруднение в ходе работы? Для выявления причины личностного затруднения задаются вопросы типа: Почему здесь возникло затруднение? Каковы пути выхода из затруднения? Формирование умения работы над основными понятиями по алгоритму.
считает, что студентам государственных вузов вообще не следует платить стипендию. Достаточно того, что государство оплачивает их обучение, которое, как известно, весьма дорогостояще. Выскажите и обоснуйте свою позицию по этой проблеме. Работают с учебником. С. 182 – 189. Формирование личностного отношения к Конституции, как основному документу, закрепляющему социальные права Знакомство с нормативно- правовыми актами, закрепляющими социальные права. Приобретают знания о том. Что такое минимум оплаты труда (минимальная оплата труда), служба занятости и её основные функции, материнский капитал, ипотека, приватизация жилья, социальная пенсия, социальное пособие, медицинское страхование Использование научной терминологии, развитие интеллектуаль-ных способностей III этап: Рефлексия Обобщение трактовки принципа Итогом работы всех трёх групп будет: афиширование Умение оценивать свою и чужую Закрепление полученных из Формирование (развитие) умения
деятельности (10- 12 минут). социальной справедливости: -равная оплата за равный труд, -недопущение дискриминации на любых основаниях, -поддержка слабых слоёв населения со стороны государства. -Ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав граждан, -социальная ответственность бизнеса. Из такого понимания социальной справедливости вытекают и фундаментальные принципы социальной политики демократического государства: - предоставление государством каждому члену общества коллажей (коллажа, таблицы), схемы. Комментирование проделанной работы. Самооценка. Обсуждают итоги работы, дополняют выводы других групп, учителя Кроме указанных образовательных продуктов должен быть ещё один: создание универсального алгоритма работы над проблемой. Обучающиеся совместно с учителем создают его в течении занятия. После каждого этапа. Затем сверяют с тем, что является образцом (создан учителем). Этот универсальный алгоритм (универсальный маршрутный листом) они унесут с собой для дальнейшего использования. деятельность. Формирование критериев успешности. Умение принять ошибки. Умение брать на себя ответственность выступать от имени группы, умение делегировать полномочия другому, объективно оценивая, что другой представит работу группы лучшим образом. различных источников знаний по теме. Закрепление знаний о признаках социального государства: 1)законодательно определены и закреплены социальные права человека на уровне не ниже международно- признанных норм и стандартов; 2) обеспечены приемлемые уровни социальной поддержки, помощи и защиты всех слоев населения; 3) государственная социальная политика направлена на динамичное повышение качества жизни всего населения, на принятие мер по выравниванию возможностей населения в основных сферах жизнедеятельности. доказывать по алгоритму: 1) проанализровать задание, уяснить, что требуется доказать. 2. Определить вывод, который следует доказать. 3. Определить источник, каким пользоваться для аргументации своих выводов. 4. Выделить существенные факты, подтверждающие вывод систематизировать их.5. Логично построить свои доказательства, связать их с выводами. 6. Выяснить, все ли аргументы исчерпаны
социальных гарантий существования; - контроль над имущественной и статусной дифференциацией; - перераспределение налоговых поступлений с целью поддержки малоимущих; - создание законодательной базы, исключающей нарушения равноправия в сфере трудовых отношений. Итог урока (2- 5минуты) Выставление отметок за работу на уроке (Работа оценивалась по ходу выполнения заданий обучающимися, проводилась самооценка). Воспринимают информацию. Соотносят свои притязания, свою самооценку и оценку «извне». Уточняют свою представление о критериях оценки. Оценивать свои возможности на основании проделанной в классе работы Формируют (закрепляют) представление о критериях оценки сообщений: 1) Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы. 2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность
, обоснованность теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. Домашнее задание Домашнее задание по выбору Получают домашнее задание и осознанно записывают свое задание Выбирать и мотивировать выбор Едисеева Людмила Анатольевна учитель истории и обществознания МБОУ «Булгунняхтахская СОШ» с. Булгунняхтах, Республика Саха (Якутия) Формирование метапредметных результатов на уроках обществознания с позиции требований ФГОС нового поколения Аннотация: В статье описываются метапредметные результаты, умения и навыки, формируемые у учащихся на различных этапах урока, разработанного автором. Подчеркивается, что выпускники, владеющие метапредметными умениями и навыками, показывают высокую результативность при прохождении итоговой аттестации, быстро адаптируются в информационном пространстве современного общества. Ключевые слова: уроки обществознания, формирование метапредметных результатов, основная школа Ориентация на результаты образования – это важнейший компонент конструкции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Если раньше учитель учил, передавал знания, умения и навыки; то сегодня учитель должен помочь ученикам самим добывать знания, консультировать учащихся и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования. От современного учителя требуется научить детей учиться, помочь развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Данные качества призваны обеспечить универсальные учебные действия (УУД), лежащие в основе ФГОС . Предметы обществоведческого цикла, такие как история и обществознание имеют особый потенциал с точки зрения сочетания достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися. Именно они напрямую связаны с формированием таких ключевых понятий ФГОС как базовые национальные ценности и основы гражданской идентичности . В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают: предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.). Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею . В качестве примера приведем краткий сценарий урока обществознания в 9 классе «Социальные права человека» и распишем метапредметные результаты, формируемые на данном уроке. Цель урока – продолжение формирования целостного представления о правах граждан РФ и создание модели деятельности, которая будет использована на уроках
«открытия» нового знания по другим темам раздела «Право». Ход урока: 1. Организационный момент, целевая установка (1-2 мин). Метапредметные результаты: умение устанавливать контакт с целью дальнейшей совместной деятельности. I этап: Вызов (6-7 минут). 2. Мотивация формулирования темы учебного занятия обучающимися. Слайды с фотографиями нищих, протягивающих за подаянием руки, пенсионеров, перебирающих копейки, лица голодных детей. Звучит песня из К/ф «Генералы песчаных карьеров». Метапредметные результаты: Фиксация информации: краткие записи в тетради, перевод информации в иные знаково-символические системы. Умение логически мыслить; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Умение выстраивать ассоциативные связи. 3. Подведение обучающихся к формулированию темы занятия. Вопросы: 1) Как вы считаете, справедливо ли такое положение, когда у одних есть всё, о чём можно только мечтать, другие не испытывают недостатка, по крайней мере, в необходимом, а третьи нуждаются в самом насущном? 2) Почему эти люди в таком положении? 3) Заслужили ли они такое социальное положение? 4) И следует ли помогать им? Знакомство с результатами опроса, проведённого несколькими обучающимися класса (опережающее задание). Работа в парах. Учащиеся выделяют предмет спора (постановка вопросов), определяют сущность противоречий: 1) существует/не существует социальное равенство; 2) осуществляется/не осуществляется декларированное ООН равенство и братство 3) помогать/не помогать. Метапредметные результаты: Умение осознанно строить речевое высказывание, умение слушать других. 4. Формулирование темы занятия на уровне обучающихся. Вопросы: О чём мы сегодня будем говорить с вами? Какую проблему будет обсуждать наш молодёжный парламент? Выслушиваем ответы. Учащиеся дают собственные формулировки темы занятия. Метапредметные результаты: Умение излагать своё мнение (в монологе, диалоге,), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. 5. Коррекция формулировок. Вопросы: 1) Считаете ли вы, что проблему этих людей возможно решить, подавая милостыню, деятельностью религиозных организаций, акциями благотворительных организаций или без вмешательства государства решить проблему нельзя? Метапредметные результаты: Самостоятельно вычитывать подтекстовую информацию, устанавливать аналогии для понимания закономерностей. 6. Рефлексия эмоционального состояния аудитории. Фронтальная работа с классом (у каждого по 2 символа: белый – за оказание помощи, тёмный – нет). Учащиеся демонстрируют личностное отношение к проблеме поднятием символов. Метапредметные результаты: Аргументация собственной позиции. Умение выражать собственное мнение в форме правильно построенных предложений, умение убеждать. 7. Окончательная формулировка темы занятия. Делаем выводы. Учащиеся соотносят свои представления с формулировкой темы. Метапредметные результаты: Сравнение собственной формулировки с образцом. Этап II. Самостоятельная работа (15-18 минут). Работа в группах, индивидуальная работа. Использование разнообразных источников для поиска информации. Самоанализ и самоконтроль. Разделение класса на группы. Объяснение цели работы каждой группы. Консультация. Установление контактов в группе. Распределение ролей. Формирование самостоятельно или при помощи учителя правил работы в группе. Метапредметные результаты: Умение логически мыслить; анализировать, сравнивать, уточнять, делать выводы. Учитель контролирует деятельности групп, при необходимости – консультирует. Какую же цель вашей группе надо поставить? Как бы вы предложили сформулировать цель работы для каждого участника? Что сделаем сначала? Что сделаем потом? Уточняются средства, которые нужны для проектирования. Учащиеся составляют глоссарий и решают задачи из учебника, работают по заданиям. Метапредметные результаты: Использование текста, предоставленного учителем. Выбор высказываний, цитат, афоризмов, выдержек из документов. Определение недостаточности информации и путей её поиска в учебнике, обращение к товарищам по группе, обращение за консультацией к учителю, поиск в интернете. Использование научной терминологии, развитие интеллектуальных способностей. III этап: Рефлексия деятельности (10-12 минут). Обобщение трактовки принципа социальной справедливости: равная оплата за равный труд; недопущение дискриминации на любых основаниях; поддержка слабых слоёв населения со стороны государства; ответственность должностных лиц за нарушение конституционных прав граждан; социальная ответственность бизнеса. Итогом работы всех трёх групп будет афиширование коллажей, таблиц, схем; комментирование проделанной работы; самооценка. Кроме указанных образовательных продуктов должен быть
ещё один – создание универсального алгоритма работы над проблемой. Обучающиеся совместно с учителем создают его в течении всего занятия. Этот универсальный алгоритм (универсальный маршрутный лист) они берут с собой для дальнейшего использования. Метапредметные результаты: Формирование (развитие) умения доказывать по алгоритму: 1) проанализировать задание, уяснить, что требуется доказать; 2) сделать вывод, который следует доказать; 3) определить источник, которым пользуются для аргументации своих выводов; 4) выделить существенные факты, подтверждающие вывод систематизировать их; 5) логично построить свои доказательства, связать их с выводами; 6) выяснить, все ли аргументы исчерпаны. Итог урока (2-5 минут) Выставление отметок за работу на уроке (работа оценивалась по ходу выполнения заданий обучающимися, проводилась самооценка). Метапредметные результаты: Формируют (закрепляют) представление о критериях оценки сообщений: 1) Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы; 2) Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснованность теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов. Домашнее задание. Учащиеся получают домашнее задание и осознанно записывают свое задание. В заключение подчеркнем, что выпускники, владеющие метапредметными умениями и навыками, показывают высокую результативность при прохождении итоговой аттестации, быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы. Это говорит о том, что выпускник школы умеет быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему социализироваться в современном обществе . Список литературы: 1. Медведева Е.А. Личностные УУД и способы оценки в процессе изучения раздела «Древняя Греция» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: niro.nnov?id=17776 2. Поврозюк С.Н. Особенности предметного урока [Электронный ресурс]. – Режим доступа: povrozyuk.ucozload/osobennosti_metapredmetnogo_uroka/1-1-0-1 3. Чепурнова Н.А. К вопросу об оценке личностных, предметных и метапредметных результатов при преподавании предметов обществоведческого цикла (в рамках ФГОС ООО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: niro.nnov?id=17776

  • Живем ли мы в социальном государстве?
  • Должно ли государство обеспечивать каждого жильем?
  • Сколько стоит бесплатная медицина?
  • Благотворительность: проявление силы общества или его слабости?

Социальные права человека неразрывно связаны с экономическими, поэтому их часто объединяют в одну группу социально-экономических прав. К ним относят в первую очередь право на жилище, на медицинское обслуживание. В особой защите нуждаются права тех, кто не может в силу определенных причин (возраст, состояние здоровья, уход за малолетними детьми) полноценно и эффективно трудиться.

Социальная политика государства . Социальное положение человека в решающей мере зависит от него самого: полученное образование, приобретенная специальность, умение гибко реагировать на социальные изменения, овладеть в случае необходимости новой профессией и многое другое, что определяет социальный статус личности, достигается самим человеком. Но немаловажную роль играют и те общественные условия, в которых приходится действовать, а также политика государства в социальной сфере. Государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, на предотвращение и успешное разрешение общественных конфликтов, называется социальным.

В статье 7 нашей Конституции указывается, что Российская Федерация - социальное государство. Сегодня это еще не достигнутое состояние, а желаемое будущее, приблизить которое поможет осуществление закрепленных в Конституции основных направлений социальной политики. К ним относятся:

  • государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • выплата государственных пенсий и социальных пособий соответствующим категориям населения;
  • создание системы социальной службы занятости для тех, кто по тем или иным причинам не имеет постоянной работы, с выплатой им установленных законом пособий по безработице;
  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимума заработной платы.

За прошедшее время по каждому из этих направлений сделано немало. Приняты законы и постановления, конкретизирующие конституционные нормы, законодательно установлен минимум оплаты труда, выплачиваются пенсии, пособия, повсеместно созданы службы занятости, при которых открываются различные курсы профессиональной переподготовки.

Однако положение в этой области остается напряженным. Прежде всего гарантированные государством выплаты очень скудны. Всем очевидно, что, к примеру, нынешняя пенсия по старости не может обеспечить не только достойного уровня жизни пожилым людям, но в большинстве случаев даже прожиточного минимума. А ведь многие из этих людей, трудом которых еще в недавнем прошлом создавались общественные блага, не в состоянии сегодня обеспечить себе дополнительный доход. В тяжелом положении оказались многодетные и неполные (с одним родителем) семьи, инвалиды. Да и работающие на государственных предприятиях и в учреждениях также испытывают немалые трудности: заработки более чем скромные.

Конечно, причины такого положения кроются в первую очередь в наших экономических трудностях. Действительно, откуда государство берет средства для социальных выплат? Их основным источником являются налоговые поступления от предприятий и работающих граждан. Но много ли может выплатить предприятие, у которого одни убытки (а такие сегодня есть), или человек, получающий маленькую зарплату? Кроме того, не секрет, что в ряде случаев предприятия, как, впрочем, и отдельные граждане, скрывают свои истинные доходы от государства, а следовательно, существенно занижают сумму обязательных налоговых выплат.

Таким образом, необходимыми условиями выполнения социальных задач являются оздоровление экономики, подъем производства, совершенствование налоговой системы.

Но есть и другие резервы. Улучшить ситуацию призваны реформы системы медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и других областей социальной сферы. Однако проведение таких преобразований требует всесторонней продуманности и тщательного анализа всех возможных последствий, поскольку затрагиваются интересы значительной части населения.

Рассмотрим подробнее основные социальные права и роль государства в их обеспечении.

Право на жилище . Впервые это право было узаконено еще в Конституции СССР, принятой в 1977 г. В ней указывалось, что государство призвано развивать и охранять жилищный фонд, т. е. уже наличное жилье, содействовать кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, стремиться к справедливому распределению жилья, а также обязуется поддерживать невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги. Как видим, здесь государство брало на себя очень многое: от строительства нового жилья до его распределения.

Но давайте зададим себе несколько вопросов. Во-первых, могло ли государство, особенно в условиях спада экономики, сокращения средств на жилищное строительство, гарантировать каждому соответствующее современным стандартам жилище, осуществить популярный в начале 80-х гг. лозунг: каждой советской семье отдельную квартиру (или индивидуальный дом) к 2000 г.? Отрицательный ответ сегодня для нас очевиден.

И во-вторых, должно ли вообще государство ставить перед собой такие задачи? Может быть, его роль должна быть скромнее? Может быть, следует дать возможность тем гражданам, кто в состоянии сам решить свою жилищную проблему, сделать это? Конечно, при условии, что жилье, купленное (выкупленное) или построенное ими лично, становится их полной собственностью.

Утвердительно ответив на эти вопросы, мы придем к иной формулировке права на жилище. В Конституции РФ (ст. 40) читаем: «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище». Там же сказано, что жилье малоимущим гражданам предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и муниципальных жилищных фондов.

В первой части этой статьи Конституции содержится новое положение: никто не может быть произвольно лишен жилища. Это означает, что никакие органы или высокие чины по своему усмотрению, чем бы они ни оправдывали свои намерения, не могут лишить человека жилья. Это возможно лишь в строго ограниченных случаях, предусмотренных законом.

Во второй части статьи регулируется участие органов государства в жилищном строительстве. Здесь употреблен глагол «поощряют». Очевидно, речь идет о тех из нас, кто взялся своими силами улучшать или строить свое жилье. Государство может помочь выдачей льготных кредитов и другими мерами.

Сегодня каждому из нас предоставлена возможность приватизироватьу т. е. превратить в свою частную собственность, квартиру, которую мы в свое время получили от государства. Оформив соответствующие документы и уплатив необходимый налог, мы становимся полноправными собственниками своего жилья, получая возможность его продать, обменять, завещать, сдать внаем и т. д. Таким образом, постепенно в нашей стране складывается рынок жилья.

Здоровье под охраной закона . Здоровье людей - одна из высших ценностей общества. Поэтому в законодательстве многих стран предусмотрено право на охрану здоровья. В нашей Конституции указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Принимаются меры по развитию всех форм бесплатного и платного медицинского обслуживания, а также медицинского страхования.

Мы знаем, что здравоохранение в СССР было бесплатным и это рассматривалось как крупное завоевание советского строя. Однако уже довольно давно высказывались доводы в пользу лечения за деньги.

Во-первых, бесплатная помощь для больного не является бесплатной для общества: приобретая оборудование, оплачивая труд врачей, государство тратит средства, заработанные в других отраслях, что, конечно, неизбежно, ибо больше взять средства неоткуда. Но при этом качество и объем получаемых человеком медицинских услуг не зависят от его личных отчислений на нужды здравоохранения. В результате государство сочло целесообразным перейти на систему страховой медицины: регулярно выделяя соответствующие суммы на эти нужды, человек будет получать в соответствии с ними и медицинские услуги. Мало болеющий, заботящийся о своем здоровье человек может спокойно встретить старость: на его страховом счету будет уже изрядная сумма. Определенную часть этих расходов может взять на себя и предприятие, особенно заинтересованное в закреплении кадров. Такая система страховой медицины существует во многих странах. Первые шаги в этом направлении делаются и у нас.

Второй довод противников бесплатного лечения: оно малоэффективно, не дает необходимых результатов - клиники плохо оборудованы, врачи невнимательны, подчас недостаточно квалифицированы. Все это так. Но полностью свернуть систему бесплатной медицинской помощи государство не может. Учтем, что далеко не каждый наш соотечественник может оплачивать медицинские услуги.

Об этой ответственности государства перед обществом и говорит нам закон.

Упомянем еще об одном положении Конституции: сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность по закону. (Вспомните конкретные факты, которые можно соотнести с этим конституционным положением.)

Право на социальное обеспечение . В нормально развивающемся обществе большинство людей сами могут и должны разрешать свои проблемы. Но есть категории людей, которые нуждаются в общественной поддержке и защите: это инвалиды и пожилые граждане, многодетные семьи, потерявшие кормильца. Особое право на попечение и помощь имеют материнство и младенчество. В Конституции, кроме утверждения права каждого на социальное обеспечение по возрасту или в случае утраты трудоспособности, по сути дела, указаны пути и средства, обеспечивающие реализацию этого права: выплата пенсий и пособий, развитие системы социального страхования, поощрение создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В международных документах о правах человека указывается на определенный жизненный уровень. Так, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25) говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости...»

В нашем законодательстве подобной нормы в полном объеме не существует. Очевидно, наше государство пока не может гарантировать каждому такой жизненный уровень. Но заботу о социально незащищенных слоях признает как свою важнейшую задачу. Отношения, связанные с социальным обеспечением, регулируются соответствующими отраслями права. В их нормах конкретизируются конституционные положения применительно к различным категориям населения.

Немалую помощь больным, старикам, инвалидам могут оказать различные благотворительные организации. Во многих развитых странах сложилась целая сеть таких организаций, существуют крупные благотворительные фонды. Первые шаги в этом направлении предпринимаются и у нас. Государство, заявляя о своем намерении поощрять подобную деятельность, может идти разными путями. Один из самых эффективных - уменьшить налоги с предприятий, организаций, занимающихся благотворительностью. (А какими еще средствами, на ваш взгляд, можно стимулировать эту деятельность?)

Среди групп населения, по отношению к которым гарантируются особые меры охраны и помощи, выделяются дети и подростки. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится о том, что дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Государствам даже предлагается установить тот возраст, с которого ребенок может трудиться за деньги. (Подумайте, какое значение эти ограничения имеют в нашей сегодняшней жизни. Можно и нужно ли их использовать?)

    Основные понятия

  • Социальное государство, социальные права, социальное обеспечение.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие права человека можно отнести к социальным правам?
  2. В чем состоит роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей?
  3. Что означает понятие «социальное государство»?
  4. Каковы основные направления социальной политики нашего государства?
  5. Почему социальные проблемы остаются весьма острыми в нашем обществе?
  6. В чем заключается право на жилище?
  7. Что предусматривает право на охрану здоровья?
  8. Кто имеет право на социальное обеспечение?

Задания

  1. Раскройте, в чем вы видите связь экономических и социальных прав. Покажите ее на конкретных примерах.
  2. Объясните, что означает процесс приватизации жилья. Считаете ли вы, что право на приватизацию жилья должно быть закреплено в Конституции?
  3. В периодической печати описано немало случаев, когда продажа собственником своей квартиры приводила к тому, что он оказывался на улице (в силу недобросовестности посреднической фирмы, собственной беспечности и других причин). Выскажите свое мнение, должно ли государство в этом случае оказать помощь пострадавшему в получении нового жилья. Объясните, почему вы так считаете.
  4. Подумайте, следует ли развивать страховую медицину. Можно ли ее считать разновидностью платных медицинских услуг?
  5. Одним из видов социальных пособий являются студенческие стипендии. Многие студенты считают их нынешние размеры явно недостаточными и активно выступают за то, чтобы выплачиваемой суммы хватало на обеспечение прожиточного минимума. Только в этом случае молодые люди будут относительно независимы от своих родителей и смогут сосредоточиться на учебе, не думая о дополнительных заработках. В то же время в обществе немало и тех, кто считает, что студентам государственных вузов вообще не следует платить стипендию. Достаточно того, что государство оплачивает их обучение, которое, как известно, весьма дорогостояще.

    Выскажите и обоснуйте свою позицию по этой проблеме.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...