Об утверждении методических материалов для изобретателей холдинга "ржд" по процедурам и правовым нормам изобретательства. Методика выявления результатов интеллектуальной деятельности в научных и образовательных бюджетных учреждениях Вознаграждение за созд

Под выявлением результата интеллектуальной деятельности понимается идентификация такого результата, признаки которого соответствуют юридическим признакам охраноспособных объектов интеллектуальной собственности, и в отношении которого может быть принято решение о признании прав на этот результат как объект интеллектуальной собственности, а также идентификация РИД, имеющих охранный документ, но не учтенных и не числящихся на балансе учреждения.

Для проведения работ по выявлению РИД приказом руководителя учреждения необходимо создать экспертную комиссию из числа наиболее квалифицированных специалистов, например, в сфере наноиндустрии и интеллектуальной собственности, утвердить регламент работы экспертной комиссии, порядок взаимодействия подразделений и предоставления необходимой информации экспертной комиссии. Комиссия может действовать на постоянной основе, в этом случае рекомендуется утвердить план работ экспертной комиссии на предстоящий период.

Полномочиями экспертной комиссии может быть наделен уже существующий и постоянно действующий в государственном научном или образовательном учреждении орган или специально созданное структурное подразделение по управлению интеллектуальной собственностью. С каждым членом экспертной комиссии заключается соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.

При проведении работ по выявлению РИД в рамках сдачи–приемки результатов НИОКТР следует руководствоваться нормами части IV ГК РФ и условиями государственного (муниципального) контракта или гражданско-правового договора. Если охраноспособные РИД созданы в рамках государственного или муниципального контракта, то в соответствии с п.2 ст.1373 ГК РФ исполнитель направляет государственному или муниципальному заказчику письменное уведомление о получении РИД, способного к правовой охране с учетом результатов работы экспертной комиссии о признании РИД.

Если РИД выявлены в ходе инвентаризации, то порядок и документальное оформление результатов инвентаризации регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами [ 31,34,35 ].



В соответствии с Положением проводится обязательная и инициативная инвентаризация. Инвентаризацию проводят: а) при обязательной инвентаризации – комиссия по приватизации, реорганизации или ликвидации, создаваемая в соответствии с действующим законодательством; б) при инициативной инвентаризации - рабочая инвентаризационная комиссия, создаваемая приказом руководителя учреждения. При этом инвентаризация может сопровождаться дополнительными мероприятиями по осуществлению научно–технического, правового и экономического анализа РИД.

Целями научно–технического анализа является выявление РИД; правового анализа – определение правообладателя на каждый выявленный РИД, включая установление действительности документов, подтверждающих права правообладателя; экономического анализа - определение коммерческой ценности и перспектив коммерческой реализации выявленных РИД и прав на них. Результаты анализа оформляются отдельно – аналитическим отчетом.

К дополнительным мероприятиям, проводимым в ходе инвентаризации, относятся: идентификация субъектов прав на выявленные РИД по результатам проведенного правового анализа документов и сведений ; разработка рекомендаций по получению правовой охраны на выявленные РИД и их использование в целях коммерциализации. Экспертная комиссия может быть включена в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения научно–технического и правового анализа. При выявлении РИД в виде научной, научно–технической экспертизы, порядок проведения таких работ организуется экспертной комиссией на основе имеющегося опыта, квалификации и знаний. При этом следует также руководствоваться общими правилами ст. 14 ФЗ №127, а также ведомственными правовыми документами, имеющими отношение к данной проблеме. Выявление результатов интеллектуальной деятельности осуществляется: – при проведении и по итогам НИОКТР и других видов работ, исполнителем которых является государственное образовательное или научное учреждение;– по информации работников государственных образовательных и научных учреждений о создании охраноспособных РИД в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей;– по итогам инвентаризации прав на РИД, принадлежащих и (или) используемых государственным научным и образовательным учреждением;– при проведении научной, научно–технической экспертизы.

В ходе выполнения операций по выявлению могут иметь место следующие виды РИД: а) РИД, имеющие охранные документы или охраняемые в режиме коммерческой тайны; б) способные к правовой охране РИД, которые целесообразно защитить патентом; в) РИД, правовая охрана которых нецелесообразна (например, не всякая программа для ЭВМ требует правовой охраны); д) РИД, которые целесообразно защитить в режиме коммерческой тайны; например, ноу-хау. е) РИД, не подлежащие правовой охране.

Экспертная комиссия по результатам выявления РИД составляет положительное (либо отрицательное) заключение о соответствии (либо несоответствии) результата интеллектуальной деятельности признакам объекта правовой охраны, а также готовит рекомендации по отбору РИД для практического применения (внедрения). Все эти материалы экспертная комиссия представляет на рассмотрение научно–техническому (научному, ученому) совету, который своим решением может рекомендовать руководителю утвердить либо отклонить подготовленное экспертной комиссией заключение.

Рассмотрим методику выявления РИД из результатов научно-технической деятельности. Выявление РИД проводится в пять этапов.

На первом этапе экспертная комиссия определяет способ выявления РИД: 1) на основе отчетов НИОКТР, актов сдачи–приемки результатов НИОКТР; 2) на основе материалов инвентаризации прав на РИД; 3) на основе заявки автора РИД; 4) заключения экспертизы (научной, научно–технической).

На втором этапе устанавливается соответствие рассматриваемого результата работ результатам научно–технической деятельности, а также юридическим признакам РИД; определяются возможность результата иметь объективную форму выражения и источник финансирования НИОКТР; выявляется целесообразность применения РИД в конечной научно-технической продукции по госконтракту. Следует заметить, что к результатам научно–технической деятельности относятся результаты научных исследований и разработок в виде образца нового изделия, конструкторской документации на него или новой технологии.

Например, из темы научно–исследовательской работы "Новые нанотехнологические принципы создания сенсоров" очевидна взаимосвязь получаемых результатов (использование функционализированных металлических наночастиц, нанопроволок и нанотрубок, макроскопических материалов с характерными особенностями свойств на наноразмерном уровне или поверхностной обработкой на нанометровом масштабе и наноструктурированных механических систем) с решением проблемы разработки новых сенсорных изделий на основе нанотехнологий. Далее комиссией устанавливается, что данный результат выражен в объективной форме. Под объективной формой в общем случае понимается форма, реально доступная для восприятия человеком. Частный случай объективной формы выражения – материальная форма. Если из существа материального объекта следует сущность входящих в него РНТД, то материальные объекты могут рассматриваться как объективная форма выражения результата.

Технические задания на выполнение работ могут предусматривать разработку таких видов научно–технической документации, как: при выполнении исследований – отчет о научно–исследовательской работе, а в случае опытно–конструкторских и технологических работ – проектная, техническая (конструкторская, технологическая, программная, эксплуатационная и иная) документация.

Результаты работ могут также отражаться также в письменных уведомлениях автора работодателя, письменных уведомлениях исполнителя государственного заказчика, в заявках на выдачу патента и на регистрацию, описаниях к патентам и свидетельствам, в нормативных актах, в т.ч. локальных (инструкции и методики) и в научной литературе (рукописи, опубликованные статьи, монографии, пособия и прочее).

Кроме документального оформления в случае опытно–конструкторских и технологических работ государственные (муниципальные) контракты могут предусматривать представление результатов работ в виде макетов, опытных образцов, изделий установочной партии, изделий, принятых в эксплуатацию, конечной продукции, а также в виде образцов веществ, материалов, штаммов микроорганизмов, культур клеток растений и животных и пр.

В задачу выявления РНТД как объекта интеллектуальной собственности входит установление соответствия достигнутого результата, закрепленного законодательством, положениями государственных стандартов, контрактов или иных договоров. Если законодательство и государственный контракт, техническое задание предусматривают представление результата работ в виде научно–технической документации или иных документов, либо материального объекта, необходимо проверить соответствие рассматриваемого результата установленным требованиям.

Последовательное документальное оформление создания РИД, итоги и ход реализации мер для признания за правообладателем и получения правообладателем прав на результаты интеллектуальной деятельности, существенно снижает трудозатраты на выявление тех РИД, которым предоставляется правовая охрана. Помимо отчета о научно–исследовательской работе или технической документации по результатам опытно–конструкторских или технологических работ, к документам, отражающим наличие различных результатов интеллектуальной деятельности, относятся:

–уведомления организации–исполнителя в адрес заказчика о собственной предшествующей интеллектуальной собственности;

–уведомления организации–исполнителя в адрес заказчика о необходимости использования РИД – объектов исключительных прав третьих лиц;

–договоры с соисполнителями, субподрядчиками, в том числе о выполнении НИОКТР, направленные на создание элементов РНТД;

–отчеты о патентных исследованиях в целях выявления ближайших аналогов, прототипов для создания новых РИД, установления патентоспособности РИД;

– уведомления организации–исполнителя в адрес заказчика о получении РИД, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца.

–уведомления организации–исполнителя в адрес заказчика о готовности результатов работ (этапа работ) к сдаче;

–акты испытаний, заключения приемочной комиссии и прочая документация сдачи–приемки результатов НИОКТР. При этом нужно учитывать, что акты испытаний могут быть полезны не для любых результатов.

–инвентаризационные ведомости, акты инвентаризации прав на РНТД на основании Положения об инвентаризации прав на результаты научно–технической деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2002 № 7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно–технической деятельности" (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 265, от 09.06.2007 № 366, от 12.09.2008 № 673);

– заявки на выдачу патента, заявки на государственную регистрацию, материалы переписки с Роспатентом, решение о выдаче патента, уведомления, свидетельства о государственной регистрации, патенты Российской Федерации, патенты иных стран;

– документы, подтверждающие принятые меры по охране конфиденциальности информации в виде секретов производства (ноу–хау);

Бухгалтерские документы, подтверждающие расходы на приобретение, создание, безвозмездное получение прав на РИД;

– учетные документы (формы) для государственного учета результатов научно–технической деятельности на основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2005 № 284 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 622, дело документов объекта государственного учета РНТД в соответствии с "Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 63.

При необходимости первичного выявления новых охраняемых РИД проводят их комплексный анализ.

Экспертная комиссия составляет два реестра по РИД: один – по РИД, на которые имеются правоустанавливающие документы, второй – по охраноспособным РИД с рекомендациями для оформления их как объектов соответствующей правой охраны (изобретение, полезная модель, программа для ЭВМ и т.д.) Права на РИД могут принадлежать государству в лице государственного заказчика, исполнителю НИОКТР или совместно заказчику и исполнителю. Принадлежность прав на РИД указывается в государственном контракте, договоре, заказе на выполнение работ.

Установление предназначения рассматриваемого РИД, его функциональная пригодность к определенной практической деятельности осуществляется на основе анализа характеристик РИД, проводимого квалифицированными специалистами. При этом эксперты используют информацию, содержащую в техническом задании на выполнение работ, отчетной и технической документации. Желательно при этом обращать внимание на полноту отражения в документах потенциальной пригодности РИД для использования в конкретной области деятельности.

При анализе назначения РИД, его практической пригодности применимы подходы к установлению соответствия РИД такому условию патентоспособности как промышленная применимость. В соответствии с п. 4 ст. 1350 ГК РФ изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в индустрии наносистем. Применение "Рекомендаций по вопросам экспертизы заявок на изобретения и полезные модели" (утверждены приказом Роспатента от 31.03.2004 № 43), возможно в части, не противоречащей части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом, следует отличать результаты, изначально предназначенные для практического применения, но не доведенные до этой стадии от результатов, функционально не пригодные для реализации своего назначения, и результатов, изначально не имеющих такого предназначения.

На третьем этапе по выявлению РИД подготавливается отрицательное заключение в том случае, если на втором этапе не удалось установить соответствие рассматриваемого результата хотя бы одному из юридических признаков РИД. В отрицательном заключении указываются основания, по которым не может быть принято решение о признании указанного результата объектом интеллектуальной собственности.

Если рассмотренный результат отвечает юридическим признакам РИД, то уточняются правообладатели исключительных прав, срок действия прав на РИД, которые были созданы ранее и учтены в составе нематериальных активов учреждения. Также определяются те РИД, которые создаются на данный момент для включения их в состав НМА учреждения и отбираются РИД, способные к правовой охране.

На четвертом этапе готовится следующая информация: краткое описание РИД в целом с указанием его назначения; перечень охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности с указанием реквизитов (библиографических данных), дат начала действия (приоритета) и сроков действия документов, удостоверяющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (патентов, свидетельств); перечень охраноспособных РИД и тех, которые не подлежат правовой охране. Одновременно разрабатываются рекомендации о целесообразности признания и получения прав на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, и составляется заключение о соответствии РИД юридическим признакам.

На пятом этапе экспертная комиссия выявляет РИД, имеющие коммерческую ценность. Для этого она проводит исследование рынка интеллектуальной собственности в регионе, в России и мирового рынка. При этом используются материалы аналитических обзоров научной литературы, патентной информации по определенной тематике и др. На основе материалов исследования рынка экспертная комиссия осуществляет отбор РИД и его оценку по рыночной стоимости. Весь пакет документов (заключение, рекомендации, материалы исследования рынка, реестры) экспертная комиссия представляет научно–техническому совету учреждения на рассмотрение.

Научно-технический совет рассматривает и рекомендует руководителю учреждения вынести соответствующее решение. На основе решения, вынесенного руководителем учреждения и оформленного в виде приказа, выявленные РИД, имеющие охранный документ и способные стать основой для коммерциализации, принимаются к бухгалтерскому учету. По охраноспособным РИД отдельным приказом руководителя учреждения выносится решение о проведении работ на получение правоустанавливающего документа.

В комплекс работ по выявлению результатов интеллектуальной деятельности включается и инвентаризация. Порядок, сроки проведения инвентаризации РИД и персональный состав рабочей инвентаризационной комиссии утверждается руководителем учреждения. В состав комиссии целесообразно включить работников бухгалтерской службы, представителей службы внутреннего аудита, разработчиков информационных систем, базы данных др. РИД, руководителей подразделений, осуществляющих научную работу в государственном научном и образовательном учреждении, сотрудников патентно–лицензионного подразделения или подразделения, выполняющего патентно–лицензионные функции.

Рабочая инвентаризационная комиссия анализирует наличие документов, подтверждающих правомерность владения имущественными правами. К ним относятся: договоры на выполнении НИИ, НИОКТР, в том числе в процессе трудовой деятельности; договоры (лицензионные) на приобретение РИД, на приобретение права использования РИД; патенты, свидетельства. Учет выявленных при инвентаризации прав на РИД осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете. При этом неучтенные объекты РИД, выявленные при проведении инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта РИД инвентаризационной комиссией используются данные о ценах на аналогичные объекты РИД, полученные от организаций-изготовителей, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций.

Выявленные при инвентаризации РИД, т.е. как неучтенные подлежат оприходованию и зачислению на увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения .

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Выполнение научно‑исследовательских, опытно‑конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР) всегда завершается каким‑то определённым результатом: положительным или отрицательным. И если с точи зрения науки и отрицательный результат тоже ценен, то с точи зрения предпринимательства важнее, конечно, положительный - то есть, удачное решение поставленной задачи.

Известно, что сами по себе результаты НИОКР не охраняются правом интеллектуальной собственности - это информация, знания, которые не являются объектами прав. Правовую защиту эти знания получат только после идентификации и оформления их в виде охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Например, таких как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу‑хау, произведения науки, произведения дизайна, программы для ЭВМ и базы данных.

Итак, поскольку получаемые в жизни результаты НИОКР не делятся сами по себе на объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные гражданским законодательством, возникает необходимость выявлении их в полученном результате и идентификации, то есть интегрированного технического и юридического описания таких результатов с точки зрения интеллектуальных прав.

Как показывает наш опыт проведения due diligence интеллектуальной составляющей, занимаясь исследованиями, компании редко выделяют даже минимальные ресурсы на создание систематизированных описаний имеющихся РИД, в том числе и незавершенных.

Очень часто предприятие располагает только планом ведения НИОКР, пачкой трудовых договоров и соглашений о конфиденциальности, случайных и разрозненных договоров подряда на разработку ПО, проведение испытаний или оказания услуг. Понять, какие именно исключительные права и на какие объекты принадлежат клиенту, кто является их авторами и на каком основании они получены, зачастую просто невозможно.

А ведь в отсутствие четкого представления об имеющейся интеллектуальной собственности просто невозможно принимать адекватные меры по её охране, оформлению и учёту прав. Тем более - планировать какие‑то действия по коммерциализации. Кроме того, компаниям не на что ориентироваться в создании такого рода описаний: законодательных предписаний на этот счет нет, существуют формы описаний НИОКРов для учета в системе Минобразования, но они не годятся для защиты интеллектуальной собственности. ГОСТы и регламенты не отвечают требованиям времени и организации бизнес‑процессов в инновационной компании.

Как показывает практика, наиболее доступное и эффективное решение в сфере защиты результатов НИОКР заключается во внедрении системы документооборота на основе Спецификаций РИД, которые должны стать основной учётной формой и сопроводительным документом для нематериальных активов компании.

Спецификация РИД, получаемых в результате НИОКР, представляет собой последовательное описание технических, фактических и юридических характеристик продукта и предназначена для идентификации в её разделах различных объектов и обособления одних от других, учёта и накопления затрат на их создание или приобретение, а также для подтверждения исключительных прав на них.
Формы спецификаций могут быть различными, но по опыту применения наиболее удобная - это серия таблиц, каждая из которых описывает какой‑либо объект под соответствующим углом: сведения об интеллектуальной деятельности, об авторах, о видах РИД, входящих в структуру, их описания, обоснование охраноспособности, хронология создания, обновлений и дополнений.

Отражая последовательно все расходы на создание или приобретение вошедших в состав технологии РИД, спецификация может приниматься в качестве надлежаще оформленного документа, подтверждающего существование нематериального актива и права компании на результат интеллектуальной деятельности (пп. «б» п. 3 Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов - ПБУ 14/2007»), а также первичного учётного документа компании (п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учёте»).

Внедрение Спецификации как «паспорта» технологии позволяет исследовательскому центру или стартапу:

1) идентифицировать различные объекты учёта НМА и, что немаловажно - обособить один от других;

2) интегрировать разные РИД в единые объекты (технологии, программные комплексы и другие IP‑продукты);

3) присваивать объективные юридические характеристики создаваемым IP‑продуктам с точки зрения охраняемых РИД;

4) учитывать максимальное количество объектов интеллектуальной собственности компании (и как следствие повысить стоимость бизнеса, пресечь утечку интеллектуальной собственности в другие компании, максимально использовать результаты творческой деятельности сотрудников);

5) подтвердить принадлежность исключительных прав и состав созданных в компании РИД (инвесторам, лицензиатам, заказчикам или приобретателям при отчуждении исключительных прав, в суде).

Для примера расскажем об одной из работ по оформлению спецификации технологии масштабируемого производства наукоёмкой продукции.

С чего начинается работа над Спецификацией:

За основу мы взяли разработанную в компании Nevsky IP Law форму спецификации РИД, образующихся в результате НИОКР.

По нашей просьбе клиент организовал серию встреч с руководителем группы учёных, разрабатывающих технологию, в рамках которых мы в свободной форме собрали данные о проделанной работе и задавали по мере необходимости наводящие вопросы (благодаря такому подходу удалось выявить и зафиксировать информацию об объектах, о существовании которых изначально и не догадывался даже менеджмент компании).

Работа с полученным материалом начинается с установления сведений в том, что сделали учёные и каких результатов интеллектуальной деятельности достигли, так как остальные разделы спецификации (сведения о правообладателе, авторах, лицах, оказавших организационно‑техническое содействие, сведения о финансировании и затратах и проч.) привязаны к ним. В качестве исходных данных мы использовали два патента на изобретения клиента, в связи с чем можно было смело предположить, что наверняка ещё есть потенциальные охраноспособные патентуемые объекты, а также ноу‑хау - конкретные параметры технологии, которые обычно не указывают в патентах.

Технология включила в себя автоматизированную систему управления и программное обеспечение (программу для ЭВМ).
Все рабочие материалы (экспериментальные данные испытаний и научных изысканий) хранились в памяти ЭВМ и на съемных жёстких дисках, что позволило идентифицировать их в качестве базы данных. Независимо от того, была ли достигнута цель исследования, статистика исследований, результаты дорогостоящих экспериментов представляют собой ценность и интерес сами по себе - конкуренты или партнеры готовы платить за возможность получить доступ к таким сведениям.

Интегрированный подход к защите интеллектуальной собственности предполагает, что для составления Спецификации используются все сведения и данные, любые документы и фактические материалы - вплоть до научной библиотеки, собранной коллективом во время работы по тематике. В отличие от работы только по защите изобретения или дизайна, в ходе которой специалист может упустить из виду «сопутствующие» результаты, в ходе работы над спецификацией анализируется максимальный объем накопленных командой знаний, чтобы выявить как можно больше охраняемых результатов.

Что клиент получил в итоге:

1) многолетняя работа научного коллектива была обобщена и описана с точки зрения результатов, их экономической ценности и возможностей правовой защиты;

2) в процессе заполнения Спецификации были выявлены новые охраноспособные изобретения - относящиеся как к оборудованию, так и к методикам исследований;

3) была подсчитана себестоимость Технологии за счёт учёта расходов на создание РИД (в том числе затраты на услуги подрядных организаций и экспертов, содержание офиса, выплаты по гражданско‑правовым и трудовым договорам, страховые взносы на сотрудников);

4) в Спецификации удалось отразить нюансы технологии, не описанные в патентах или описанные приблизительно, но позволяющие в дальнейшем при необходимости воспроизвести технологию другими специалистами, например, оптимальная температура, давление, время отдельной производственной операции, конкретные химические вещества (т. е. был ликвидирован риск зависимости от личности учёного и обеспечена преемственность разработок) - в этой части тексты и схемы Спецификации конфиденциальны;

Как итог, для клиента был сформирован IP‑портфель, то есть совокупность охраняемых объектов интеллектуальной собственности, обладающая потенциалом коммерциализации, то есть введения в гражданский оборот.

Подготовка Спецификации позволила выявить ряд недочётов, допущенных в процессе работы над технологией:

1) обобщение технологической информации позволило установить факты неэффективного расходования инвестиционных средств, в том числе в результате недооценки трудностей технического плана, а также недостаточной изученности деятельности конкурентов, которые уже пользуются аналогичными разработками;

2) технология не прорабатывалась с точки зрения её коммерциализации, а значит, применяемые меры защиты являлись неадекватными и несоразмерными с точки зрения реальности вывода IP‑продукта на рынок. Отсутствие стратегии коммерциализации не позволило поставить четкие задачи перед менеджментом и учеными;

3) некоторые гражданско‑правовые договоры имели недостатки (например, в договоре на разработку автоматизированной системы управления, прямо не предусматривающего создание специального программного обеспечения, но созданного по факту, отсутствовало указание на то, что исключительное право на такое программное обеспечение в случае его создания принадлежит заказчику, в данном случае, нашему клиенту. Таким образом, наш клиент получил лишь право безвозмездного использования программного обеспечения без возможности дальнейшего отчуждения);

4) при выделении в технологии составляющих её РИД оказалось, что за использование клиентом большинства из них работникам не было выплачено вознаграждение (что повышает риск судебных споров);

5) программное обеспечение на рабочих компьютерах, в том числе предназначенное для создания конструкторской документации (типа AutoCAD), оказалось нелицензионным (что, как известно, грозит при проведении проверки уполномоченными органами привлечением к административной и/или уголовной ответственности);

6) вся информация, наработанная за 7 лет, хранилась на съёмных жёстких дисках в общедоступном месте, меры по резервному копированию данных не принимались, что могло в любой момент повлечь как утечку конфиденциальной информации, так и уничтожение всех наработанных материалов, хранящихся в электронном виде.

Мы рекомендуем исследователям независимо от масштабности проекта работать над спецификациями, причем не только в отношении уже завершенных работ, но и в процессе исследования. В последнем случае удастся предупредить многие ошибки и учесть максимум информации, что облегчит вам последующую работу с работниками, контрагентами, инвесторами, государственными органами и самими РИД.

Основные принципы лицензирования

Любой результат интеллектуальной деятельности имеет своего владельца (правообладателя). Правообладателю принадлежит исключительное (оно же имущественное) право, которое дает возможность контролировать использование объекта ИС и получать доходы от его использования.

Сущность исключительного права: обладатель исключительного права на РИДСИ (правообладатель) может

1) использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом;

3) распоряжаться исключительным правом на РИДСИ.

Прежде чем начать использование заинтересовавшего вас результата интеллектуальной деятельности необходимо выяснить, кому принадлежит имущественное право, и заключить соответствующий договор. Соблазн без разрешения воспользоваться результатом интеллектуальной деятельности довольно велик, однако это может повлечь административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Распоряжение исключительным правом на РИД

В зависимости от объема передаваемых прав существует 2 варианта распоряжения исключительным правом:

1. По договору отчуждения

2. По лицензионному договору

1. По договору об отчуждении исключительного права (договор об отчуждении патента) одна сторона (патентообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на соответствующий РИД в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права (приобретателю патента). Происходит смена правообладателя.

2. По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар ) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором , другому лицу (лицензиату ). Правообладатель не меняется .

Лицензии делятся на исключительную и неисключительную лицензии.

1) Простая (неисключительная) лицензия - предоставление лицензиату права использования РИДСИ с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

2) Исключительная лицензия - предоставление лицензиату права использования РИДСИ без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам, т.е. у лицензиата – монопольное право на использование изобретения

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

- Открытая лицензия – предоставление любому лицу права на использование ОИС. Патентообладатель может подать в Роспатент заявление о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности (открытая лицензия). Размер патентной пошлины за поддержание патента в силе снижается в этом случае на 50%. Лицо, изъявившее желание использовать указанный объект промышленной собственности, обязано заключить с патентообладателем договор о платежах.

по времени :

На ограниченный срок

На неограниченный срок

На срок действия охранного документа

Лицензионные договора классифицируются по способу охраны :

На охраняемые РИД (изобретения, ПМ, ПО, программы для ЭВМ и др.) – патентные лицензии

На неохраняемые РИД (ноу-хау) – беспатентные лицензии

Основными лицензиями являются патентные лицензии . С одной стороны, они по мировой статистике дороже беспатентных на 20-30%, с другой - фирмы более заинтересованы в приобретении запатентованной технологии, так как новизна ее подтверждена экспертизой национальных патентных ведомств соответствующих стран.

Не во всех случаях предметом лицензии является изобретение, на которое получен патент или подана заявка. В каких же случаях про­изводится продажа лицензии без наличия патента?

1) Когда техническое решение намеренно не запатен­товано или упущена возможность патентования в связи с разглашени­ем технической сущности. В то же время другая фирма не может обойтись без производственной помощи и технического опыта со стороны фирмы, в которой было отработано это решение.

2) Иногда же производственный опыт вообще нельзя запатентовать, он непатентоспособен , и фирма не хочет раскрывать свои секреты. Такой произ­водственный опыт, секреты производства получили в международной практике название «ноу-хау» (буквально «знать как»). Торговля сведениями «ноу-хау» все время расширяется. Продавать «ноу-хау» можно лишь в тех случаях, когда техническая сущность такого опыта, таких знаний не разглашены и иных возможностей использовать их, чем покупка лицензий у покупателя, не имеется. Таким образом, лицензии могут продаваться как на запатентованные изделия, так и на незапатентованные технические достижения («ноу-хау»).

Государство много говорит о поддержке инновационного и технологического развития предприятий. Радостно отметить, что не только говорит, но и делает очень правильные вещи. Одним из положительных примеров стал документ, который недавно вышел из недр Минэкономразвития России, подготовленный совместно с Роспатентом, Минобрнауки, Минпромторгом России, Минтрансом, а также отдельными госкорпорациями, - Рекомендации по управлению правами на РИД (полный текст мы приводим ниже).

Фактически этим документом государство призывает инновационные организации внедрять у себя систему менеджмента интеллектуальной собственности . Значимость этой системы на практике клиенты Newsky IP Law осознали уже давно. Два последних года мы успешно внедряем менеджмент интеллектуальной собственности для своих клиентов.

Самая ценная и ключевая часть документа - это раздел 3, в котором обозначены основные функции управления интеллектуальными активами :
выявление РИД,
правовая охрана,
коммерциализация,
защита прав,
а также конкретные мероприятия для их реализации.

Конечно, документ не содержит конкретных положений о том, что и как нужно делать, а задает только направления. Однако само внимание со стороны госорганов к проблеме уже дорогого стоит. Надеемся, что этот документ будет положительно воспринят рынком и послужит дополнительным стимулом для внедрения системы менеджмента интеллектуальной собственности организациями.
__________________________________________________________________________

Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях

I. Общие положения

Настоящие рекомендации предназначены для организаций, реализующих программы инновационного развития (далее соответственно - Рекомендации, Организации), а также могут применяться иными организациями различных организационно‑правовых форм и форм собственности.
Рекомендации разработаны в целях содействия повышению конкурентоспособности и созданию условий для устойчивого развития Организаций, реализации их целей и задач в области инновационного и технологического развития, в том числе достижения целевых показателей программ инновационного развития, путем совершенствования механизмов создания и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее - права на РИД).
Для целей настоящих Рекомендаций под управлением правами на РИД в Организации понимается, в том числе деятельность по выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению правовой охраны РИД, постановке исключительных прав на РИД на бухгалтерский учет, инвентаризации и коммерциализации РИД, мониторингу и защите исключительных прав на РИД, а также контролю ненарушения Организацией прав третьих лиц, содействию деятельности по созданию РИД.
Управление правами на РИД следует рассматривать как часть деятельности Организации, в том числе в области инновационного и технологического развития, в целях осуществления бизнес‑стратегии на внутреннем и мировом рынках, в том числе как часть программ инновационного развития, которая осуществляется в целях повышения их эффективности и достижения целевых показателей.
Для обеспечения внедрения настоящих Рекомендаций целесообразно решением совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления Организации утвердить Основные положения по управлению правами на РИД в Организации (далее - Основные положения) и план мероприятий по их реализации (далее - План) с учетом настоящих Рекомендаций, а также утвержденной программы инновационного развития.
Организациям (холдинговым компаниям) также рекомендуется обеспечить разработку аналогичных документов дочерними и зависимыми организациями с учетом Основных положений и Плана, одобренных головной Организацией, в случае если указанные Основные положения и План на них не распространяются.
В целях координации при реализации Основных положений и Плана Организациям, имеющим дочерние и зависимые общества, рекомендуется сформировать совет (ы) из представителей дочерних и зависимых организаций, работников Организации и независимых экспертов (по возможности), который будет на регулярной основе проводить свои заседания.
Система управления правами на РИД Организации должна обеспечить выполнение, в том числе следующих задач (функций):
- содействие созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД, в том числе путем нормативно‑методического, информационно‑аналитического обеспечения указанной деятельности, в том числе при осуществлении функций заказчика научно‑исследовательских, опытно‑конструкторских и технологических работ (далее - НИОКР) Организации;
- обеспечение правовой охраны РИД, в том числе выявление потенциально охраноспособных РИД, осуществление соответствующих процедур по обеспечению правовой охраны, поддержанию охранных документов в силе, а также организация учета прав на РИД;
- коммерциализация прав на РИД, в том числе определение перспективных направлений и рынков;
- предотвращение нарушения прав на РИД Организации, а также Организацией прав на РИД третьих лиц.
Для эффективной реализации задач (функций) по управлению правами на РИД в Основных положениях и Плане целесообразно, в том числе предусмотреть положения, касающиеся:
определения оптимальной организационной структуры управления правами на РИД (внутренние подразделения; аутсорсинг);
способов стимулирования персонала;
обеспечения финансирования системы управления правами на РИД;
мониторинга эффективности системы управления правами на РИД.
Указанные положения рекомендуется формировать с учетом результатов анализа конъюнктуры рынка и особенностей функционирования Организации.
В целях обеспечения эффективного внедрения утвержденных Основных положений в Плане целесообразно установить сроки разработки и утверждения локальных нормативных актов (в том числе положений о подразделениях Организации, регламентов их взаимодействия, типовых соглашений с авторами РИД, положений об обеспечении правовой охраны РИД и защите исключительных прав, регламентов осуществления основных функций в сфере управления правами на РИД), устанавливающие необходимый и достаточный уровень регламентации деятельности в области управления правами на РИД.
В Основных положениях должно быть определено должностное лицо Организации, которое несет ответственность за эффективное функционирование системы управления правами на РИД, реализацию Основных положений и Плана. В случае наличия в Организации локальных нормативных актов, регулирующих вопросы управления правами на РИД, рекомендуется провести анализ соответствия указанных нормативных актов настоящим Рекомендациям и при необходимости внести в них соответствующие изменения.

II. Анализ конъюнктуры рынка и особенности функционирования Организации

Основные направления анализа конъюнктуры рынка и особенностей функционирования Организации:
а) исследование рынка поставщиков и потребителей продукции, работ, услуг Организации, деятельности компаний‑конкурентов с целью определения существующего спроса и предложения на продукцию, работы, услуги, перспективных направлений проведения НИОКР с учетом особенностей деятельности Организации, с целью определения перспектив коммерциализации РИД Организации;
б) анализ существующих в Организации процессов управления правами на РИД, в том числе линейных, функциональных связей, процессов принятия решений по созданию, обеспечению правовой охраны РИД, коммерциализации и защите исключительных прав, анализ состояния изобретательской и патентно‑лицензионной деятельности, проведение инвентаризации прав на РИД Организации, анализ трудовых ресурсов, осуществляющих деятельность по управлению правами на РИД, включая функционал и квалификацию соответствующих работников;
в) анализ существующей системы регламентирования отношений между авторами РИД и Организацией, исполнителями НИОКР и Организацией, в том числе по вопросам распределения и закрепления прав на РИД, мотивации и вознаграждения авторов, обеспечения режима коммерческой тайны в отношении РИД, созданной в рамках выполнения служебных обязанностей, повышения квалификации работников, участвующих в процессе создания и коммерциализации РИД;
г) анализ финансирования деятельности по управлению правами на РИД, в том числе определение источников, объема и направлений финансирования указанной деятельности, анализ системы планирования доходов и расходов, определение направлений оптимизации расходов;
д) анализ локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность по управлению правами на РИД в Организации, в том числе о порядке стимулирования авторов РИД, об организации изобретательской деятельности, об организации коммерциализации РИД, об обеспечении коммерческой тайны, о взаимодействии со сторонними организациями по вопросам создания РИД и управления правами на РИД.
В целях обоснования выбора направлений реализации утверждаемых Организацией Основных положений представляется необходимым включить в Основные положения результаты проведенного анализа, а также использовать их при разработке Плана.

III. Реализация задач (функций) в сфере управления правами на РИД

При реализации задач (функций) в сфере управления правами на РИД целесообразно проводить следующие мероприятия:
а) в рамках деятельности по содействию созданию, выявлению РИД:
- определить направления интеграции системы управления правами на РИД и имеющихся в Организации подходов к созданию, выявлению РИД с учетом возможности выбора Организацией различных способов их получения (собственные разработки, выполнение НИОКР по государственным или муниципальным контрактам или в соответствии с государственным или муниципальным заданием, размещение заказов в других организациях или приобретение исключительных прав или прав на использование РИД);
- провести анализ целесообразности и возможности финансирования собственных исследований, при выполнении которых возможно создание РИД, и наличия необходимого кадрового потенциала в Организации, а также перспектив выполнения НИОКР;
- осуществлять регулярное проведение патентно‑информационных исследований, в том числе построение патентных ландшафтов в сфере деятельности Организации, в том числе мониторинг объемов и динамики охраняемых РИД (прежде всего патентных заявок и патентов) компаний‑конкурентов, как в Российской Федерации, так и в странах, являющихся важнейшими производителями аналогичной продукции или текущими и перспективными рынками Организации;
- определить направления использования РИД, возможности проведения дополнительных исследований в целях создания решений, необходимых для внедрения уже имеющихся РИД;
- осуществлять мониторинг внешней среды с целью выявления перспективных для Организации РИД и получения прав на РИД, использование которых в деятельности Организации целесообразно, в том числе в отношении РИД, созданных в рамках государственных заказов, по которым государственными заказчиками принято решение об отчуждении исключительных прав и (или) предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на РИД;
- взаимодействовать с третьими лицами по вопросам приобретения/ отчуждения прав на РИД, заключения соглашений по использованию РИД, в том числе лицензионных.
б) в рамках обеспечения правовой охраны РИД:
- проанализировать целесообразность предоставления правовой охраны РИД, определяемую в том числе с учетом:
наличия финансовых средств на получение и поддержание охранных документов в силе;
востребованности РИД на рынке, в том числе за рубежом, потенциальных направлений коммерциализации РИД и его особенностей, закрепления за Организацией исключительных прав на перспективные технические (технологические) решения;
- ограничивать доступ к информации о РИД и не допускать ее разглашения или опубликования до проведения анализа коммерческой ценности РИД и принятия решения о форме запрашиваемой правовой охраны. В случае принятия решения о патентовании режим коммерческой тайны устанавливается для информации о РИД до публикации заявки;
- определить порядок уведомления автором соответствующего подразделения Организации (уполномоченных должностных лиц) о созданных потенциально охраноспособных РИД;
- рассмотреть особенности процедуры оформления прав на РИД и возможные сроки предоставления правовой охраны, наличие альтернативных способов охраны РИД и достигаемую каждым из них степень охраны РИД, в том числе возможность пресекать нарушения исключительных прав;
- выбрать оптимальный вариант охраны РИД, в том числе с учетом конкурентной среды и необходимости обеспечения комплексного подхода к правовой охране РИД, обеспечить подготовку и подачу заявок на выдачу патентов на РИД, способные к правовой охране в качестве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, их сопровождение, введение режима коммерческой тайны и другое;
- обеспечить учет исключительных прав на РИД Организации (в том числе прав на РИД, приобретенных у сторонних организаций; государственный учет результатов НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета), в том числе бухгалтерский, актуализацию учетных данных, а также взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти по вопросам ведения реестров прав на РИД в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
в) в рамках реализации мероприятий по коммерциализации РИД:
- определить возможные эффекты от коммерциализации РИД с учетом приоритетов Организации на рынке и с учетом возможности:
расширения существующего рынка, выхода на новые для Организации рынки или создания нового рынка;
реализации разработок путем продажи лицензий или отчуждения прав на РИД;
- определить возможные механизмы коммерциализации создаваемых или приобретаемых прав на РИД, к которым могут быть отнесены следующие:
применение РИД в собственном производстве;
осуществление с другими компаниями, в том числе конкурентами, кросс‑лицензирования для получения легитимного доступа продуктов и технологий Организации на существующие и новые рынки, технологического встраивания в существующие отраслевые цепочки создания продуктов;
заключение лицензированных договоров или отчуждение исключительных прав на РИД;
внесение исключительных прав на РИД в уставные капиталы проектных компаний (организаций), в том числе дочерние, реализующие соответствующий проект, в том числе с привлечением средств соинвесторов;
- размещать в информационных источниках сведения о РИД Организации, по которым Организация готова заключить лицензионные соглашения, договора об отчуждении прав.
г) в рамках защиты исключительных прав на РИД:
- осуществлять регулярное проведение мониторинга реализуемой третьими лицами продукции (оказываемыми услугами, выполняемыми работами), который позволит выявить нарушение исключительных прав на РИД Организации, в том числе путем анализа разработок основных конкурентов, продукции, представляемой на соответствующих выставках;
- обеспечить принятие своевременных мер по прекращению нарушения третьими лицами исключительных прав на РИД Организации;
- проводить проверку патентной чистоты производимой и/или реализуемой Организацией продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в целях недопущения нарушения Организацией прав третьих лиц;
- обеспечить защиту прав на РИД Организации, в том числе в административном, досудебном и судебном порядке, с привлечением, в случае необходимости, экспертов, иных заинтересованных лиц.

IV. Структура управления правами на РИД

Распределение полномочий и функций по управлению правами на РИД, которое должно быть закреплено в Основных положениях, необходимо осуществлять с учетом специфики деятельности Организации, наличия или отсутствия отдельных подразделений по управлению правами на РИД, объемов деятельности, связанной с управлением правами на РИД, требуемой для осуществления указанной деятельности.
В целях обеспечения построения эффективной системы управления правами на РИД в Организации целесообразно закрепить основные функции в указанной сфере за отдельным структурным подразделением, наделив его полномочиями по координации и контролю в соответствующей сфере, с учетом возможности при необходимости передачи ряда функций другим структурным подразделениям и (или) сторонним организациям, экспертам.
Достижение реализации всех функций (задач) системы управления интеллектуальной собственностью в Организациях рекомендуется осуществлять в том числе путем взаимодействия финансовых, юридических, технических, маркетинговых, кадровых служб с подразделением, ответственным за формирование стратегической и инновационной политики Организации по вопросам управления правами на РИД Организации.

V. Управление персоналом

В Основных положениях и Плане рекомендуется предусмотреть реализацию, в том числе следующих мероприятий, направленных на повышение эффективности управления персоналом:
- создание корпоративной культуры, поощряющей изобретательскую активность работников, в том числе периодическую организацию мероприятий, направленных на повышение мотивации работников в соответствующей сфере, путем проведения конкурсов, присуждения почетных званий, награждения грамотами и благодарностями;
- материальное стимулирование изобретательской активности работников, в том числе за участие в деятельности по созданию РИД и коммерциализации РИД, путем определения условий и порядка предоставления материального вознаграждения работникам, минимальных ставок вознаграждения и порядка его расчета в зависимости от сложности РИД, вклада работника в их создание и положительных эффектов в том числе в части получаемых доходов, снижения издержек, которые достигаются путем использования прав на РИД;
- обучение работников Организации по профилю их деятельности, а также по программам и курсам повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности;
- уточнение трудовых договоров с работниками либо заключение отдельных соглашений с ними в части регламентации вопросов, касающихся:
обеспечения режима коммерческой тайны, связанной с профессиональной деятельностью работника;
распределения и закрепления прав на РИД, созданных или доработанных работником в связи с выполнением служебных обязанностей (в том числе в соавторстве), включая основания, условия и порядок закрепления прав, недопущения нелегитимного использования прав на РИД работниками после увольнения из Организации;
вознаграждения за создание РИД в связи с выполнением служебных обязанностей, их использование в деятельности Организации.

VI. Финансовое обеспечение системы управления правами на РИД

В целях обеспечения эффективной реализации разрабатываемых Организацией Основных положений целесообразно предусмотреть в них подходы к финансовому обеспечению системы управления правами на РИД Организации, в рамках которых может быть предусмотрено следующее:
а) выделение при планировании бюджета Организации расходов на финансирование мероприятий по:
- созданию, выявлению потенциально охраноспособных РИД, обеспечению их правовой охраны, инвентаризации прав на РИД, поддержанию охранных документов в силе, коммерциализации РИД;
- мониторингу патентного ландшафта, выявлению новых перспективных направлений, по которым осуществляется технологически и коммерчески оправданная патентная активность;
- стимулированию изобретательской активности среди работников, а также повышению их квалификации и мотивации;
- созданию и поддержанию материально‑технической и информационной базы, необходимой для управления правами на РИД;
б) использование различных источников финансирования, в том числе внешних (государственный заказ, венчурное финансирование, заемные средства, средства, выделяемые в рамках государственной поддержки проведения НИОКР), внутренних (собственные средства, в том числе средства специализированных фондов, прибыль);
в) определение неснижаемого объема средств, выделяемых для целей управления правами на РИД Организации.

VII. Мониторинг эффективности системы управления правами на РИД

В Основные положения рекомендуется включить положения, определяющие порядок проведения мониторинга и оценки эффективности системы управления правами на РИД, выполнения Плана.
Организациям рекомендуется разработать комплекс ключевых показателей эффективности (далее - КПЭ), включающий количественные и качественные показатели (среди которых могут быть следующие: количество поданных заявок на получение охранных документов, в том числе за рубежом; количество полученных охранных документов, в том числе за рубежом; доля РИД, используемых в собственном производстве; число заключенных лицензионных договоров в отношение прав на РИД Организации; доля выручки от реализации продукции, при производстве которой применяются РИД Организации), и определить их целевые значения в среднесрочной и долгосрочной перспективе, позволяющие оценить эффективность реализации Основных положений, выполнения Плана, а также эффективности функционирования системы управления правами на РИД. Указанные КПЭ также рекомендуется увязать с реализацией программ инновационного развития в целях содействия достижению отраженных в них целевых показателей.
При этом целесообразно закрепить периодичность проведения такого мониторинга (не реже 1 раза в год), возможность проведения бенчмаркинга и оценки рисков недостижения установленных КПЭ.
На основе данных мониторинга с целью повышения эффективности деятельности по управлению правами на РИД Организациям рекомендуется определять наличие или отсутствие необходимости корректировки Основных положений и созданной системы управления правами на РИД.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...