Классные часы о толерантности. Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"

Классный час по теме "На планете Толерантность"

Класс: 11 «Б»

Дата: 18.12.2015

Форма проведения: игра

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение.
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение людей к другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.

Цели:

Образовательные :

      вспомнить понятие «толерантность»;

      выявить основные виды толерантности;

      сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Воспитательные :

      воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

      воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

Развивающие :

      продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой, их коммуникативных навыков;

      способствовать развитию у учащихся самосознания, самоанализа и саморегуляции; сподвигать к саморазвитию;

      развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональныйкомпьютер, проектор, экран, листы для командной работы, тест

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, тест на толерантность, терпимость.

Плакаты: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.Добролюбов и подоные

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Организационный момент. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга.

Постановка темы. А о чем мы сегодня будем говорить? Чему учиться. Понятию –толерантность .

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.

Начало игры. Для начал игры, нам необходимой образовать команды – для этого применим жеребьевку. Учащиеся случайным выбором разделяются на три команды

Конкурс «Наше общее». Психологический тренинг «Что у нас общее?». В каждой команде участники находят общую черту и придумывают название команды

Конкурс «Порисуем». Психологический тренинг «Одна инструкция – разный результат». Участники по очереди выполняют инструкции учителя «Нарисуйте глаза», «Нарисуйте рот» и так далее. В результате у команд получаются изображения лиц, но разные. Итог: даже если мы слышим одинаковые команды – мы все равно поймем их по разному. И при общении с людьми всегда надо учитывать этот психологический момент

Конкурс «Посмотрим». Просмотр видео о Международном Дне Толерантности. Фронтальный устный опрос:

    Когда отмечают ДТ?

    С какого года?

    В каком документе зафиксировано понятие толерантности?

    Что же такое толерантность?

    tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

    tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

    tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

    tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

    kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

    tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

    толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но тепе Конкурс «Порассуждаем». Командам даны листики-лучики с формулировками некоторых понятий. Необходимо выбрать те, которые верны для этого понятия, и убрать неподходящие. Сверить правильность выбора. «Лучики» приклеить к уже нарисованным личикам. Получается Солнышко толерантности.

Итог: определение толерантности

Палитра толерантности. Толерантность имеет множество видов

Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему?

Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, например, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

«Видео-карусель»:

    национальная толерантность,

    социальная толерантность,

    физиологическая толерантность,

    «Мы разные. Учимся жить вместе»

    Толерантность – это прощение.

    Толерантность – это сострадание.

    Толерантность – это уважение прав других.

    Толерантность – это сотрудничество.

    Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

    Толерантность – это дружба.

    Толерантность – это гармония в многообразии.

    Толерантность – мир и согласие.

    Толерантность – милосердие.

Учитель: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные!Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других, доброжелательность,
желание что-либо делать вместе,
понимание и принятие,
чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.

Непонимание, игнорирование, эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность.

«А какова твоя толерантность?». Тест на толерантность и терпимость. (индивидуально)

Видио-пример интолерантного поведения.

Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку. Но иногда этого не происходит.

Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке?
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

В заключение, я хотела бы ознакомить вас с результатами игры: «Победила дружба!»

Рефлексия: Пожмите руки участнику вашей команды, сидящему справа, слева и скажите «Спасибо за игру».

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир !

Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать.
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.

Толерантность в нынешнее время - это очень перспективное и, что немаловажно, современное понятие. Хотя тот же буддизм еще много лет назад ввел этот принцип в свое учение, в нынешнее время оно оторвалось от религиозного контекста. сейчас считается разумным.

И действительно, человек порой много теряет, если не принимает чужую точку зрения. В качестве понимания этого существует праздник, отмечаемый проводимый в это время, должен рассказать подробно о том, что подается в этой статье. Ведь именно толерантность лежит в основе любого взаимопонимания. В данной статье будут рассмотрены рекомендации на тему того, как составлять классный час на эту тему.

Что такое толерантность?

Толерантность - это принятие чужой точки зрения. Важно понимать, что это не означает необходимости жить так, как другой человек. Вообще, данное определение достаточно упрощенное. В переводе данное Что же можно терпеть?

  1. Мнение другого человека.
  2. Образ его жизни.
  3. Стиль воспитания.
  4. Негативные черты личности.

И много чего еще. Как видим, толерантность - это действительно признак здоровой личности. И классный час на тему "Толерантность" должен агитировать детей за то, насколько это хорошо.

Признаки толерантности

Толерантность - это явление, которое имеет определенные свойства, по наличию которых можно определить ее наличие и то, не перешагивает ли планку данный показатель. Вот эти признаки:

  • безоценочное отношение или такое, которое не сказывается на отношениях с другим человеком;
  • стремление понять мотивы другого человека вместо анализа поведения сквозь свои;
  • высокий уровень эмпатии по отношению к собеседнику;
  • умение отстаивать свои личные границы и не наступать на чужие.

Это основные признаки, по которым можно определить, что человек толерантный к другим людям. И когда вы будете проводить классный час на тему "Толерантность", вам нужно разъяснить детям не только, каким должен быть человек, чтобы его считали толерантным, но и чем отличается принятие мнения другого человека от согласия с ним.

Отличие толерантности от отсутствия личной позиции

Дети принимают чужие мнения. Более того, они это делают даже в тех случаях, когда они несовместимы. У них нет собственной позиции и отношения к жизни. Именно поэтому они соглашаются с тем, что делают взрослые. В отличие от детей, зрелые люди имеют собственную систему оценок поведения других людей. Толерантность не подразумевает одобрение.

Человек может и плохо относиться к тому, что другой делает. Но при этом он не заставляет других поступать так, как он считает правильным. Это ему попросту не нужно. Он понимает, что другие люди вольны поступать так, как считают нужными.

Итак, давайте набросаем тезисно, какие отличия толерантности от согласия с мнением другого.

  1. Контроль своих и чужих границ.
  2. Ищутся компромиссы вместо войны за психологическое пространство.
  3. Человек старается посмотреть и на свою точку зрения под другим углом.
  4. Возможно даже построение общего мнения, которое будет более качественным, чем индивидуальные.

Теперь вы знаете, что детям при проведении такого мероприятия, как классный час на тему "Толерантность" нужно говорить, чтобы они не путали понятия и развивались в правильном направлении.

Виды толерантности

Также важно рассказать более старшим детям и о видах толерантности. Насколько данная информация будет подробна, зависит от возраста. Вот, какие виды толерантности могут быть высветлены в классный час "Толерантность":

  • 2 класс - половая терпимость, расовая, национальная, религиозная, межклассовая;
  • 7 класс - добавляем политическую;
  • 10 класс - добавляем сексуально-ориентационную толерантность.

Очень важно акцентировать свое внимание на том, что человек может иметь свое мнение и не одобрять какие-то действия. Но при нельзя.

Формы толерантности

Толерантность имеет множество форм. Классный час "Толерантность" 10 класс в себя должен включать данный пункт с тщательным описанием достоинств и недостатков каждой формы толерантности. Всего их выделяют четыре:

  • безразличие;
  • равноправие мнений, но их одобрение проявляется не всегда;
  • снисхождение к слабости другого человека, имеющее определенное количество презрения;
  • расширение опыта.

Каждая форма толерантности хороша в своих случаях. Это важно понимать. Все зависит от того, с каким человеком имеется дело. В принципе, в данный материал также можно, когда вы проводите классный час "Толерантность", 7 класс. В 13-14 лет подростки уже достаточно неплохо усваивают абстрактный материал. При этом не забывайте, что по базовым законам дидактики должно быть как можно больше наглядного материала.

Почему толерантность - это хорошо?

Толерантность является прекрасным качеством личности. Не просто так был введен в классный час на эту тему. Давайте более подробно разберемся в тех преимуществах, которые имеет толерантность.

  • Она позволяет быстро адаптироваться к новым условиям.
  • Благодаря толерантности проще устанавливать контакты с людьми.
  • Эффективный бизнес.
  • Влияние на людей.

И много чего еще положительного приносит человеку толерантность. Именно поэтому нужно в день толерантности классный час проводить. Эта информация должна быть в игровой или серьезной, обязательно наглядной форме быть подана детям. Именно показ многочисленных преимуществ толерантности позволит выполнить основую задачу - обеспечить толерантность в школе. Классный час должен быть эффективным.

Как развить толерантность

Развитие толерантности - вопрос нелегкий. Особенно это касается детей. Как можно это сделать? Разработка классного часа "Толерантность" обязательно должна быть направлена на тренировку этого мировоззрения у детей. Впрочем, все зависит от возраста.

Усложняет ситуацию то, что для развития любого психологического качества одного классного часа будет недостаточно. Поэтому учитель должен направлять детей в нужное русло все время обучения, в течение 11 классов. Но поскольку каждый ребенок индивидуален, то нужен отдельный подход. А это всегда сопряжено с трудностями. Поэтому инструкции по развитию толерантности могут использоваться только в полноценно. Или хотя бы в 9 классе.

Как воспитать толерантность в детях?

Но какими же должны быть инструкции по развитию толерантности? Вообще, жизнь полна уникальных случаев. Поэтому все под шаблон не может быть подогнано. Тем не менее универсальные советы есть в любом случае. Итак, вот они.

  1. Выработайте привычку.
  2. Поставьте себе правило: хоть раз в день принять право на существование чужой точки зрения.
  3. Не давайте другим людям доказать вам что-то, но при этом не старайтесь никого переубедить.
  4. Уважайте как свои личные границы, так и чужие.
  5. Ищите компромисы.

Вот пять советов, которые помогут стать более толерантными по отношению к другим людям.

Как проводить классный час на эту тему в разных классах?

Итак, какие особенности должен иметь проводимый в день толерантности классный час? Каждому ребенку нужно по-своему объяснять. Чтобы не было такого: родители сказали ребенку, что чего-то нельзя, а последний обвинил их в нетолерантности. Это принципиально неправильная позиция. Итак, какие особенности проведения в разных классах подобных занятий?

  • Младшие классы. Дети здесь еще маленькие. Поэтому не нужно им рассказывать во всех подробностях о дискриминации. Незачем травмировать нежную психику. Более того, им может захотеться повторить все то, что им расскажут, в силу своей детской наивности. Поэтому о толерантности здесь нужно рассказывать достаточно обобщенно.
  • Средние и старшие классы. Здесь уже можно посвящать детей и подростков в подробности. Только это не нужно слишком сильно делать и рассказывать в максимальных подробностях, как происходит дискриминация. Они это все равно смогут почерпнуть из интернета.

Структура классного часа

В этой статье было вкратце рассказано, что такое толерантность. Теперь следует уделить внимание структуре классного часа. В принципе, вы можете самостоятельно подобрать тот вариант, который вам нравится. Тем не менее изложение должно проводиться по четко заданной структуре. Вот приблизительный варинант того, что должно быть.

  • Вступление. Здесь нужно рассказать о том, что такое толерантность.
  • История. В данном пункте нужно объяснить детям и подросткам, почему толерантность - это современно. Для учеников более старших классов можно сделать небольшой экскурс в прошлое, наполненный деталями. Можно также подобрать фотографии документального характера.
  • Что значит быть толерантным? Данный пункт включает в себя признаки, которые описывались в этой статье.
  • "Толерантность - это..." В данном разделе подаются формы толерантности, то есть то, какие у нее разновидности по способу проявления бывают.
  • Виды толерантности.
  • Преимущества толерантности. Данный пункт должен агитировать детей и подростков за терпимый образ жизни.
  • Как развить толерантность. Это советы для учеников средних и старших классов, которые также приводились здесь.
  • Выводы. Вы можете сделать их как итог всему, что рассказывалось.

Итак, мы разобрались в том, как желательно проводить классный час на тему "Толерантность". А далее можете решить только вы. План, приведенный в данной статье, касается учеников в целом. Вам же нужно его адаптировать под вашу аудиторию. Эта задача очень сложная. Но почему бы не попробовать вам это сделать. Как понять, что классный час был проведен хорошо?

Поскольку невозможно проверить изменения в личности школьников, то об эффективности данного мероприятия можно судить по количеству заинтересованных лиц. Нужно из этого выступления сделать не банальную скучную лекцию, а что-то захватывающее. Тогда задача агитации за толерантный образ жизни с большей вероятностью будет выполнена.

Цели : ознакомить учащихся с понятием «толерантность»; стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности; дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Ход классного часа

Учитель.

Я собака - всего лишь собака!

В голове у меня — пустота.

Но другую собаку, однако,

Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки.

Ни слова - потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают...

Мы вступаем и в драки, и в браки.

Неизменную веру храня:

Что бы пи было - все мы собаки.

Все мы - братья, все мы родня.

Вы же, умные, вашего брага

Распознать неспособны никак...

Сразу видно - чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш - не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его па части.

Словно он вам уже и не брат...

Борис Заходер

I. Дискуссия (изучение различных определений понятия «толерантность»).

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (ТЕРПИМОСТЬ)

1. Принятие различных представлений: принятие отличающихся представлений других людей, например, в религиозных или политических вопросах, и справедливости к людям, проводящим эти различные представления.

2. Способность выносить затруднение: способность выносить резкие или трудные условия (состояния).

3. Способность противостоять крайностям: способность организма выжить в чрезвычайных условиях (состояниях).

4. Это личная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

5. Это уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога.

6. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятное воздействие.

7. Способность человека признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, будучи уверенным в своих позициях, не избегая конкуренции.

Проанализируйте эти определения. Что в них общего и в чем, на ваш взгляд, их отличия?

Какой термин - «толерантность» или «терпимость» имеет, по вашему мнению, более широкое значение и почему?

II. Тест «Насколько вы толерантны?».

Учитель. Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимание на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;

б)вступите в спор.

Учитель. А теперь подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, За, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

Анализ результатов

От 0 до 4 очков : вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?

От 14 до 18 очков : твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному па первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.

III. Выполнение упражнений.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Учащимся предлагается самостоятельно нарисовать такую эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы учащиеся рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). Затем учащиеся могут разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый из них самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение - 3-5 мин). Заключительный этап упражнения - презентация эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Пантомима толерантности»

Цель: развивать фантазию, экспрессивные способности самовыражения.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги определения толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы, - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения: все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин. Обсуждение: учитель задает следующие вопросы:

Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Заготовка для упражнения

Толерантность - это...

Сотрудничество, дух партнерства

Готовность мириться с чужим мнением

Уважение человеческого достоинства, уважение прав других

Принятие другого таким, какой он есть

Способность поставить себя на место другого

Уважение права быть иным

Признание многообразия

Признание равенства других

Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению

Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия

IV. Подведение итогов.

Михайлова Марина Александровна,
Секлецова Елена Алексеевна,
учителя начальных классов,
МОУ СОШ № 5, г. Чернушка, Пермская обл.

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:
Образовательная:

  1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
  2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

  1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент.
2. Введение в тему.

Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

(читаю притчу)

Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.
У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
  • «Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Физкультминутка.

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

в) решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

  • Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?
Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

Другая ситуация.

  • Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

Как вы поступите в этой ситуации?

5. Обобщающая беседа.

Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Дети: знание и соблюдение заповедей.

6. Итог «В добрый путь».

Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

Мои пожелания:

    • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
    • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
    • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
    • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
    • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.


Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...