Какая вера у евреев, и в чём её суть? Иудаизм: основные идеи. История иудаизма. Заповеди иудаизма

Сегодняшний рассказ пойдет об Иудаизме – религии еврейского народа, в нем мы поговорим об основных идеях, сути, принципах, философии и традициях иудаизма, этой известной системе вероисповедания, подарившей миру библию Ветхого Завета и Талмуд.

Иудаизм, как еврейская религия берет свое начало от Иуды – сына основателя Израиля .

Согласно мифу, отцу Иуды Иакову, во сне под видом ангела явился сам Бог, с которым он боролся всю ночь, прося благословения. За такую религиозность Бог дал Иакову имя «Борющийся с Богом» или Израиль .

Исторические корни иудаизма

Иудаизм считается очень древним религиозным направлением, насчитывающим более 3000 лет. Его история развития условно делится на 4 периода: Ранний библейский период (XX век до н.э.), когда племена евреев поклонялись силам природы, звездам, горам, растениям и даже животным.

Следующий период истории иудаизма – Новозаветный, после возвращения евреев в Палестину VI веке до нашей эры, где уже почитался Закон Моисея или Тора. Как считается, пророк Моисей вывел из рабства евреев, и они стали жить по его законам.

Тогда же возник и обряд обрезания как инициация, а также для снижения сексуальности, и чтобы люди не занимались сексуальными практиками, считавшимися порочными.

В то время иудаизм разделился на множество направлений. Так в одних традициях опора была на храмовые культы, а в других основывались на любви к ближнему.

Современный иудаизм

Третий период – это индуизм Раввинов или Талмудов (II век н.э.), где упор происходит на 10 заповедей: 1 — один Бог, 2 – не сотвори себе кумира, 3 – не произноси имя Бога напрасно, 4 – субботу посвяти Богу своему, 5 – чти отца и мать, 6 – не убивай, 7 – не прелюбодействуй, 8 – не кради, 9 – не лги, 10 – не желай чужого себе.

И последний период – индуизм с 18 века и по настоящее время. Хотя сегодня религия в Израиле не носит государственного статуса, все же свадьба, развод и смерть – этими вещами занимаются только религиозные учреждения .

Основные идеи иудаизма

Иудаизм провозглашает единственность Бога, и то, что человек сотворен по его образу и подобию. Вот почему человек любит Его и стремится к Нему.

И Бог выступает не только как Абсолют, но и как источник Любви. Человек создан наделенным бессмертным духом и все люди равны по духу.

Также существует идея того, что еврейский народ избранный Богом и должен нести Божественную истину для всего человечества. Если даже человек не еврей, ему следует хотя бы выполнять Семь Законов Ноя: жить без идолопоклонства, почитать Бога, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не есть живого животного и создание демократичной системы судейства.

Принципы иудаизма

Все основные принципы иудаизма основаны на вере, и они составляют основу воззрения иудейской религии. Эти принципы таковы:

  • Безусловная вера в то, что Творец правит всем, и Он все создал;
  • Творец единственен, и он есть наш Бог;
  • Молиться надо только Творцу
  • Все, что говорили пророки – истина;
  • Все законы данные пророками истинны;
  • Творец знает все дела земные человека и воздает за соблюдение заповедей, наказывая за нарушения их;
  • Вера в приход Спасителя или Мессии.

Суть религии иудаизм

Сущностное положение в иудаизме заключается в едином Боге для каждого человека, что он все создал. И необходимо соблюдать определенные предписания и соглашения перед Богом, чтобы быть принятыми им. Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то он переводится именно как соглашение, или договор между Богом и человеком.

Ветхий Завет состоит из Закона Бытия или Торы, где объясняется, как Бог создал небо и землю, и все остальное. Бог создал и человека в Эдемском саду, и наказал ему не есть плоды от дерева добра и зла, иначе умрешь.

И создал из ребра Адама жену ему, и были они голые и не стыдились ни друг друга, ни Бога. Как мы можем видеть, в каждом человеке есть мужское и женское, и лишь, когда начинается разделение на себя и других начинается двойственность и страдания из-за различения на себя и других.

Моисей главный пророк иудаизма

Важнейшей личностью и возможно главным пророком для иудеев считается пророк Моисей. В то далекое время, а это согласно летописи VIII век до н.э., множество иудеев были захвачены в плен царем Египта, и именно Моисей согласно писаниям освободил их из плена поставив ультиматум египетскому царю.

Некоторые наверно слышали про 10 казней Египта, когда желая освободить иудеев, Моисей по воле Бога насылал наказание на Египет в виде насекомых, вода превращалась в кровь или казнь младенцев.

Тогда поверил царь египетский и отпустил иудеев, но затем изменил свое решение и отправился в погоню за пленниками. И тогда, стоя у черного моря, расступилась вода перед Моисеем и прошли они по дну моря, а перед солдатами египетскими захлопнуло море свои воды. И уверовали иудеи в силу Бога. Там же в Египте у горы Синай Моисей восхвалил Бога и дал иудеям 10 заповедей.

Философия иудаизма

Поэтому историю иудеев можно условно разделить на период до пророка Моисея, когда философия иудеев была чисто племенной и основывалась на поклонении силам природы. И второй период, когда пророк Моисей объединил верой в единого Бога всех иудеев, дав соответствующие законы для повседневной жизни и заповеди.

Данные законы были записаны в так называемом Пятикнижие Моисея или Тора, которые он получил, как считается, на горе Синай от самого Бога. В Торе записано, как Бог создал землю, небо и все живое, там же даны предписания Бога для повседневной жизни, заповеди и история иудейского народа.

Тора - это классическая еврейская библия или Ветхий Завет, и она не только является религиозной философией иудеев и иудаизма, но и оказала свое влияние на христианство, и на ислам.

Традиции и течения иудаизма

Сам иудаизм разделен на многие традиции и течения. Так существует, например, классическая форма религии, которая придерживается законов, данных Моисеем и записанных в писаниях.

Считается, что учение Моисея не только было записано в Торе или Ветхом Завете, но и в Талмуде, которое передавалось в устной форме от одного поколения к другому.

Так же существует и современный иудаизм, который интегрирован с современной культурой государства и цивилизацией.

Вывод

Разные народы, так или иначе, хотят познать Бога, и еврейский народ не исключение. Поскольку каждая культура считает именно своего Бога уникальным, мы можем сделать вывод, что сам Бог находится скорее в каждом человеке и доступен каждому человеку на земле, независимо от расы или места рождения, а не где-то сидит на облаке и считает всех людей на своих пальцах.

Видимо есть в каждом человеке нечто такое, что хочет оторвать его от земли и взметнуть куда-то в самую заоблачную высь, туда где, похоже, и находится его настоящий дом и где ждут. А вот что это такое, и кто в действительности его там ждет, мы будем разбираться в следующих статьях на эту тему. А также еще не раз говорить о различных аспектах и более глубокой философии иудаизма, а также о других его священных писаниях, вроде каббалы.

Поэтому оставайтесь с нами на связи – и мы продолжим писать про самое самое духовное и очень близкое по духу каждому человеку и также о сути десятках других мировых религий, вроде Б или .


Региональные религии:

Иудаизм

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.

По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

В международном справочнике “Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.

В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм . Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.

Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.

Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:

  • о священных книгах,
  • о сверхъестественных существах,
  • о Машиахе (Мессии),
  • о пророках,
  • о душе,
  • о загробной жизни,
  • о пищевых запретах,
  • о субботе.

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - “Закон”).

Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах . В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе - “В начале”). Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”). Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая: Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим (“И вот слова”).

Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть - Невиим (“Пророки”) - входит семь книг, в третью - Хтувим (“Писания”) - входит двенадцать книг.

Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:

  1. Мишну,
  2. палестинскую Гемару
  3. вавилонскую Гемару

Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

Богословы считают, что Илья жил в IX в. до н.э. Как пророк он возвещал истину, а кроме того, совершил ряд чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом он возобновлял в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил сына этой бедной вдовы. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим спутником и учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо.

В богословии (и в иудейском, и в христианском) есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: 1/ в XV в. до н.э. и 2/ в XIII в. до н.э. Сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха.

Иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом “седер” (“порядок”). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.

Учения о душе имеют все религии классового общества. В Иудаизме существует несколько главных его пунктов. Душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Душа не зависит от тела, она может существовать и без тела. Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц, душа каждого человека сотворена Богом. Также душа бессмертна, а во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Все другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в его теле.

Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.

Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом “шеол” (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле.

Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай (“ган эден”). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова “шеол” и “геенна”. (“Геенной” называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли “гоями”) навсегда.

Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно. Небесную награду, по мнению ряда богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.

Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют “кашерным” (“кашер” с иврита переводится как “подходящий”, “правильный”). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.

Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс. И уже за это национальная религия этого народа заслуживает уважения.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.


религия еврейского народа, возникшая во втором тысячелетии до н. э.

Ареал ее распространения - Ближний Восток, Аравийский п-ов, автохтонное население которого составляли кочевые племена семитов. Поклонение собственному племенному божеству, распространенное в древности повсеместно, у небольшого западно-семитского кочевого народа хабиру, или Бану Исраэль, трансформировалось в первую в истории человечества монотеистическую религию - иудаизм, который, так же как христианство и ислам, сформировавшиеся под сильным влиянием верований древних евреев, принято называть авраамической религией.

Все 3 учения чтят Авраама (Ибрагима) пророком, первым сформулировавшим идею Единого Бога - Творца всего сущего. Но в отличие от христианства и мусульманства, в иудаизме с момента возникновения была четко сформулирована идея богоизбранности (генотеизма) только одного народа, заключившего с Богом союз, «завет». Господь через пророка Моисея дал евреям Закон, Тору (библейское Пятикнижие, состоящее из книг Бытия, Исхода, Левита, Чисел, Второзакония).

Именно тезис об исключительности евреев и сложившаяся в более поздние времена сложная обрядность, регламентировавшая абсолютно все стороны жизни верующих, не позволили иудаизму получить широкое распространение. Даже когда после Вавилонского плена, разрушения римлянами в 70 г. Второго Иерусалимского храма и разгрома восстания Симона Бар Кохбы в 133 г. евреи в массе своей оказались вне пределов своей родины и рассеялись по всему миру, образовав многочисленную диаспору, их религия осталась чуждой коренному населению стран, где они расселились. Единственное исключение в мировой истории, когда иудаизм стал господствующей религией нееврейского этноса - Хазарский каганат, просуществовавший в низовьях Волги и на Северном Кавказе почти полтысячелетия - вплоть до разгрома его русским князем Святославом во второй половине X в.

Идея «богоизбранности» не является чем-то исключительным. Такие воззрения характерны для многих обществ в эпоху перехода от родоплеменного строя к монархическому государству. И эти социальные изменения отражались в общественном сознании как победа одного, единого бога над сонмом остальных, ложных, поклонение которым объявлялось идолопоклонством.

Но специфика еврейской истории наложила на естественный процесс перехода от политеистических представлений к монотеизму особый отпечаток. Небольшой кочевой народ, переместившийся «на землю обетованную», в Ханаан, столкнулся с коренным земледельческим населением (хеттами, амореями, иевусеями), частично истребил их, а остальных - вытеснил или ассимилировал. Поэтому уже на ранней стадии иудаизма основной его догмат о «богоизбранности» придавал этой религии откровенно шовинистическое содержание. Согласно воззрениям иудеев, все остальные народы лишены божьей благодати и, в конечном итоге, должны подчиниться Израилю.

После военных поражений от вавилонян (а ранее ассирийцев, египтян) и разрушения первого Храма Навуходоносором в 586 г. до н. э. и начала рассеяния наступает новый период в формировании иудаизма. Именно в это время начинают записывать устные предания.

Библейский Ветхий Завет (у евреев - ТаНаХ), состоящий из Торы (Пятикнижия), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания), складывался на протяжении долгого времени, начиная с X в. до н. э. и в основном оформился ко II в. до н. э.

Второй этап в истории иудаизма, в который эта религия сложилась окончательно, принято называть талмудическим. Некоторые исследователи вообще считают, что в этот период возникла новая религия, принципиально отличная от ранней, ветхозаветной версии иудаизма - талмудизм. Последняя основывалась на том, что откровение всемогущего Творца, полученное Авраамом, затем в виде Моисеевых заповедей было оформлено в виде писаного закона.

Согласно Ветхому Завету (т. е. договору) с Господом евреи в качестве своих обязательств в обмен на помощь Всевышнего и обретение грядущей власти над миром и всеми народами гарантировали свое полное послушание, безусловное выполнение заповедей, изложенных в Моисеевом Декалоге. И, разумеется, обещаний своих не сдержали, за что были наказаны. Не помог и обязательный в раннем иудаизме обряд жертвоприношения, когда только так можно было очистить весь народ от грехов и заслужить прощение Яхве.

Со временем дискредитированным оказался и институт священства, чей статус прописан был в Библии (в книге Левит и Второзаконии), и роль жреческого сословия и левитов с крушением Второго Храма сошла на нет.

После короткого периода независимости в период династии Хасмонеев и восстановления Храма царем Иродом Израиль вновь попал под чужеземное иго. Попытка освободиться от римского владычества привела к чудовищным для евреев последствиям. В 70 г. войска Тита, будущего императора Рима, взяли Иерусалим, храм был разрушен, тысячи евреев были убиты или проданы в рабство, многие бежали в сопредельные провинции Римской империи. Были разгромлены радикальные секты зилотов и ессеев, утратили былое могущество некогда влиятельные религиозные партии саддукеев и фарисеев.

С крушением главного религиозного центра иудеев роль главных хранителей веры от священников и левитов перешла к раввинам и богословам. Разбросанные по многим странам евреи для отправления культа стали собираться в синагогах, превратившихся в центры общественной жизни еврейских сообществ. Там читали Тору и комментировали ее, приспосабливая Закон к изменившимся условиям обитания за пределами Палестины. Толкования Торы были вскоре записаны и составили Мишну, а комментарии к ней - Гемару. Из них и сложился Талмуд.

Есть два варианта этой книги - Вавилонский и Иерусалимский. После ТаНаХ - это главная книга иудеев. Как и Ветхий Завет, она является не только священным текстом, но и кодексом, который строго регламентирует жизнь каждого еврея. В Талмуде отражены уголовные и гражданские законы, нравственные нормы, предписания как исполнять обряды, практические рекомендации по семейной и личной жизни.

Сложный религиозный культ иудаизма включает в себя множество обрядов, молитв, предписаний, запретов, праздников. В Талмуде содержится 365 запретов и 248 повелений, строгое следование которым является обязанностью каждого верующего. Главные догматы «талмудического» или «раввинского» иудаизма сформулированы были в Средние века, и, естественно, испытали немалое влияние религиозных и философских систем той эпохи - от взглядов Платона до воззрений мусульманских теологов.

Средневековый философ Мойше Маймонид (1135–1204) сформулировал 13 принципов веры: существование Бога; его единственность; его нематериальность; его вечность; необходимость поклонения только ему одному; вера в пророчество; абсолютное верховенство Моисея как пророка; божественное происхождение Торы; неизменность Писания; божественное провидение; вознаграждение и кара; пришествие Мессии; воскресение мертвых.

Строгая регламентация Талмуда обеспечила евреям, разбросанным по всему миру, возможность сохранить свою идентичность путем самоизоляции. Авторитет раввинов, законоучителей в общинах был исключительно высок. Изучение Писания было обязательным для всех. Поэтому практически все евреи, даже самые бедные, были грамотными, что во многом облегчало им впоследствии возможность занимать ведущие позиции в торговле и финансовой жизни большинства стран проживания.

Гетто представляли собой фактически «государства в государстве», жившие по своим законам. В большинстве стран правители, как правило, не вмешивались во внутреннюю жизнь еврейских общин (кагалов).

Евреев всего мира объединял и объединяет, кроме почитания Торы, Талмуда, общих обрядов и языка богослужения - иврита, главный догмат иудаизма - мессианизм. В древности в Мессии видели вполне реального царя-освободителя, который избавит народ Израиля от чужеземного ига. Позднее, в эпоху рассеяния - мистического посланника Яхве, который, собрав в земле обетованной всех евреев, восстановит Храм, покарает всех врагов иудеев и поставит их над всеми народами мира.

Поэтому многие ортодоксальные иудеи отрицательно отнеслись к сионистскому проекту, возникшему в конце XIX в. и реализованному в 1947 г., когда возникло государство Израиль. Оно носит исключительно светский характер, вынужденно сосуществует с враждебным арабским окружением и менее всего воплощает вековую мечту евреев.

Враждебен ортодоксальному иудаизму и хасидизм - мистическое направление в этой религии. Он возник в XVIII в. в Восточной Европе как реакция бедных масс еврейства против всесилия раввината и финансовой верхушки кагала. По своим воззрениям хасиды - пантеисты, они рассматривают мир как эманацию божественной сущности и провозглашают возможность непосредственной связи с Богом без раввинов с их талмудической ученостью. Но сложившийся институт цадиков (праведников) вскоре фактически заменил в хасидизме раввинат.

Получило распространение в иудаизме и такое эзотерическое учение как каббала (от др.-евр. «предание»), которое соединило пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации и др.) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии. Окончательно оно оформилось в XIII в. в Андалусии («Зогар», или «Книга сияния», на арамейском языке). Так называемая «практическая каббалистика» основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. Сегодня каббала в достаточной степени подверглось профанации и превратилась в модное учение, среди последователей которого немало западных актеров и поп-звезд (Мадонна, Гай Ричи, Деми Мур и т. д.).

На протяжении Нового времени в иудаизме возникали многочисленные течения, последователи которых пытались приспособить древние догматы к бурно меняющейся действительности - в начале XIX в. т. н. реформированный иудаизм, в первой четверти XX в. - консервативный, в 1930-е гг. - реконструкционизм. Его теоретики убеждены, что иудаизм - это «религиозная цивилизация», вобравшая в себя всю совокупность еврейской истории. Реконструкционисты склонны приписывать иудаистской этике общечеловеческое значение.

Ортодоксальный иудаизм в Израиле формально является государственной религией. В реальности количество последовательных иудеев, строго соблюдающих предписания Талмуда, не слишком велико, а религиозные партии за всю историю этого государства никогда серьезного влияния на формирование его политики не оказывали. На сегодняшний день число последователей иудаизма оценивается примерно в 18 млн человек. (около трети из них проживают в США).

В России действует целый ряд иудаистских организаций. Наиболее влиятельными считаются Федерация еврейских общин России (ФЕОР) и Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Главными раввинами России признаются председатель Раввинского Совета ФЕОР Берл Лазар и глава КЕРООР Адольф Шаевич. Общую численность россиян, исповедующих иудаизм, его формальных приверженцев и сочувствующих, оценивают в 200 тыс. человек.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный университет им. И. Канта

Исторический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ»

ИУДАИЗМ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Студентки II курса

ОСП «Культурология»

Заочной формы обучения

Катаевой Т. О.

Калининград


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ………………………………….4

Эпоха Первого Храма…………………………………………………........5

Пятикнижие (Тора)………………………………………………………….7

Эпоха Второго Храма………………………………………………………9

ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ. ИДЕЯ ЕДИНОГО БОГА………………………11

ПРАЗДНИКИ ПОСТЫ…………………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15


ВВЕДЕНИЕ

Иудаизм (от др. евр. яхудут - жители древней Иудеи), наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам. Еврейская религия – одна из самых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения).

Иудаизм - это не просто религия еврейского народа, а свод законов, регламентирующий не только религиозную, этическую и идеологическую, но и практически все стороны жизни приверженцев этого учения. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и 365 запретов. Среди мицвот особо выделяются так называемые Десять Заповедей , содержащие универсальные этические нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей - как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, который влечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни. Также и всех правил выделяются семь, обязательных для исполнения всеми людьми: запрет Богохульства, запрет кровопролития, запрет воровства, запрет разврата запрет жестокости по отношению к животным, повеление справедливости в суде и равенства человека перед законом. Канон священных книг иудаизма включает Тору(«Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала,хасидизм).

Начиная формироваться как религия Полистины иудаизм развиваться как религия не связанная с какой-либо территорией. Характерная черта иудаизма – замкнутость по национальному признаку. Одно государство, значит одна религия; люди, которые отказывались и не входили в эту систему считались как некая опасность.

Иудаизм относят к семье "монотеистических" религий, так же как христианство и ислам. Все три религии имеют много общего, как в отношении географии происхождения, так и в отношении теологической системы. Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют её к своим важнейшим религиозным текстам. Имеет много общего она и с Кораном. Некоторые ее центральные идеи - о существовании Единого Бога, единого универсального морального кодекса о том, что люди должны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, что евреи - народ, избранный Богом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священный союз – “завет”. Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот ). За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль - землю, на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз 12 колен (родоплеменных групп), связанных кровным родством, которые происходили от 12 сыновей Иакова (Израиля).

Но прежде, чем получить обещанную Богом землю ("землю обетованную"), потомки Авраама попали в Египет (около 1700 г. до н. э.), где 400 лет находились в рабстве. Из этого рабства их вывел пророк Моисей (Моше ). Затем последовало 40-летнее странствие по пустыне, во время которого все бывшие рабы должны были умереть, чтобы только свободные люди вошли в землю Израиля. Во время этого странствия по пустыне происходит центральное событие иудаизма и всей его истории: Бог призывает Моисея на гору Синай и через него дает всему еврейскому народу Десять Заповедей и Тору. Знаменуется начало существования евреев как единого народа, а иудаизма - религии, которую этот народ исповедует. Бог иудеев, названный именем Яхве ("Сущий", из бытия которого проистекает все), не имел ни изображений, ни храмов.

В XIII в. до н. э., когда израильские племена пришли в Палестину, их религия представляла собой множество примитивных культов, обычных для кочевников. Лишь постепенно возникла израильская религия - иудаизм, в том виде, в каком он представлен в Ветхом завете. В ранних культах обожествлялись деревья, источники, звезды, камни, животные.

Следы тотемизма легко увидеть в Библии, когда речь идет о разных животных, но прежде всего - о змее и о быке. Существовали культы мертвых и предков. Яхве первоначально был божеством южных племен. Это древнесемитское божество представлялось с крыльями, летающим меж облаков и появляющимся в грозах, молниях, вихрях, в огне. Яхве стал покровителем племенного союза, созданного для завоевания Палестины, почитаемым всеми двенадцатью племенами и символизирующим связующую их силу. Прежние боги были частично отвергнуты, частично слились в образе Яхве (Иегова - более позднее литургическое переложение этого имени). Содержательная сторона религиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава клана вправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым он устанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет.

Эпоха Первого Храма

В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим (Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога. В истории иудаизма начался новый, храмовый период , который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становится главным духовным центром иудаизма.Служители Иерусалимского храма составляли особую категорию иудейского общества. Их потомки и до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты: жениться на вдове или разведённой и т.д.

В этот же период завершается написание Танаха - Священного Писания иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет). Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти.

В 587 г. до н. э. Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушил Иерусалимский храм, а большинство иудеев насильственно переселил в Вавилонию. Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк Иезекииль. Он развил идею о возрождении Израиля, но уже как теократического государства, центром которого будет новый Иерусалимский Храм.

Новым в религиозной истории, характерным для иудаизма, отличительным его моментом является понимание отношения между богом и его “избранным народом” Израиля как отношения “союза”. Союз - это своего рода договор: народ Израиля пользуется особым покровительством всемогущего бога, он - “народ избранный” при условии, что останется верным, что будет следовать заповедям бога и, главное, не отступит от единобожия. Особенность иудаизма в том, что бог действует в истории своего народа.Своего рода конституцией этого союзнического отношения между Израилем и его богом является Закон, в котором Яхве выразил свою волю. Наряду с откровением бога в природе и истории стоит превыше всего Закон, в котором ясно и четко сформулирована в виде “заповедей” воля Господня.Вера в мессию в предсказаниях пророков становится основой иудаизма: мессия установит царство, где не будет вражды и страданий, где верные богу обретут мир и счастье, а грехи будут наказаны, свершится страшный суд.Иудаизм как “религия закона” столкнулся с тенденцией, проявлявшейся в том, что Закон превращался в нечто самодовлеющее, так что даже Яхве отступал в тень. Закон как бы становился обособленным от человека, превращался в нечто обладающее собственной логикой развития, так что его требования превращались в запутанный свод противоречивых предписаний; служение богу становилось равнозначным выполнению буквы Закона, не одухотворенному участием “сердца”.Религия сводилась тем самым в Израиле к чисто внешнему богослужению, в основе которого лежала уверенность в получении “справедливого” вознаграждения от бога за выполнение обрядов и следование предписанным нормам поведения.

Иудаизм (др.греч., от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству) — это религия еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. Иудаизм ещё называют еврейской религией . На иврите термины "иудаизм" и "еврейство" — синонимы.

В развитии иудаизма выделяют три исторических периода : храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический . Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев , возникшего в эпоху расцвета Маккавеев (II век до н.э.) и включает в себя несколько направлений — литовское , хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм , религиозный сионизм .

Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево , так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай .

Самый известный символ иудаизма — шестиконечная Звезда Давида .

Танах называют Еврейской Библией , описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.

Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи, — это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух , абсолютное существо. Бог — Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог, даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог — помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков — гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен "по образу и подобию Божию ", и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими .

Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.

Иудеи верят, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление " (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение , ибо "праведники всех народов обретут удел в грядущем мире" , требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:

  1. отказаться от идолопоклонства;
  2. воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
  3. не проливать кровь;
  4. не произносить имя Бога всуе;
  5. не творить несправедливости и беззакония;
  6. не красть;
  7. не отрезать частей от живого животного.

Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение , сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когдане раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм уделяет большое внимание ритуалам, которые считаются способом выживания народа и сохранения веры.

Молитва обязательный ежедневный ритуал еврея. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости. Обряд обрезания крайней плоти является договором с Богом отмеченным знаком на теле.

Праздники

  • Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта;
  • Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления;
  • Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела;
  • Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника — Симхат Тора (Радость Торы);
  • Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства;
  • Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;
  • Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии;
  • Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев;
  • Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Любовь к Богу — неотъемлющая сотавляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.

Основная заповедь "Люби ближнего твоего, как самого себя", поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...