Из декрета совнаркома 26 декабря 1919. Ликвидация безграмотности в ссср после царизма. "От обучения на ликпунктах освобождаются дефективные"

Этот день в истории:

«Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности…».

А. В. Луначарский (Петроград, 1917)

26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят исторический Декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР». Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке (по желанию). Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности.

К началу ХХ века уровень грамотности в России был очень низким для страны, вступившей на путь индустриального развития. Разные источники приводят цифры от 30 % до 38 % грамотного населения от общего числа жителей России.

После революционных событий 1917 г. борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства и культуры. В декабре 1917 г. в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности в стране. В мае 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».

Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». 26 декабря 1919 г.

В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1.Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведется в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам НКП.

2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.

4.К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности НКП и местными органами привлекаются все организации трудового населения…

5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

6. Для ликвидации безграмотности органами НКП предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.

8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.

Председатель СНК В. Ульянов

Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич

Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России. Как говорил В.И. Ленин - «нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».

Ликвидация неграмотности разворачивалась в тяжелейших условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь.

В июле 1920 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ликбез), подчинённую Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Ведал делами этой комиссии нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 года только органами ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.

1-й Всероссийский съезд по ликвидации неграмотности (1922) признал необходимым первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий и совхозов, членов профсоюзов и других трудящихся в возрасте 18-30 лет. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно). Тем, кто обучался грамоте, рабочий день на всё время обучения сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также всё грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

14 августа 1923 вышел декрет Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности», дополнивший декрет от 26 декабря и установивший количество инструктивных школ 1072 (574 ликвидационных пункта и 498 школ для малограмотных).

В 1925 г. энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность», местные отделения которого создавались по всей стране. Общество ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР: создавались школы, группы, члены которых вели индивидуальную работу по обучению неграмотных, а также проводили широкую политико-просветительную работу.

В годы НЭПа темпы снижения неграмотности были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 г. - соответственно 80,9 и 50,6 %), мужчин и женщин (в городе - 88,6 и 73,9 %, в селе - 67,3 и 35,4 %).

В 1928 году по инициативе ВЛКСМ был начат так называемый культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. К середине 1930 года число культ-армейцев достигло 1 млн, а число учащихся только в учтённых школах грамоты - 10 млн.

Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933-1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

19 июля 2015 года исполняется 95 лет с выхода декрета Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ).

Вышел декрет Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (СНК РСФСР) о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКЛБ) — специальной организации при Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) РСФСР, руководившей в 1920-х годах обучением неграмотных и малограмотных. Она и была образована для выполнения принятого декрета о ликвидации неграмотности населения, в соответствии с которым все не умеющие читать или писать в возрасте от восьми до 50 лет были обязаны обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию.

В Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Надежды Крупской, одной из основных задач которого стала организация ликвидации неграмотности (ликбез) в стране.

Состоялся первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. По инициативе участников съезда в Наркомпросе был подготовлен проект декрета "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни России.

На базе внешкольного отдела Наркомпроса был образован Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), в состав которого была передана созданная Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, состоящая из пяти членов, утверждаемых СНК РСФСР по представлению наркомата.

Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь в создании учебников ей оказывали Максим Горький, Лидия Сейфуллина, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Николай Марр, Владимир Бехтерев и другие.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.

Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями.

В 1920-1924 годах были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Элькиной, Бугославской, Курской. В те же годы появились "Рабоче-крестьянский букварь для взрослых" Смушкова и "Букварь для рабочих" Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Органам народного просвещения для организации занятий по обучению неграмотных позволялось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в других учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных все общественные организации, а также все грамотное население страны в порядке трудовой повинности.

Большую помощь комиссии оказывало созданное в 1923 году добровольное общество "Долой неграмотность", которую возглавлял Михаил Калинин. Общество через одноименное издательство выпускало газеты и журналы по ликвидации неграмотности, буквари, пропагандистскую и методическую литературу. По данным на 1924 год, в РСФСР общество "Долой неграмотность" содержало свыше 11 тысяч ликпунктов (свыше 500 тысяч учащихся). Во второй половине 1920-х годов оно перенесло основную работу в деревню, где концентрировалась масса неграмотных, направило усилия на шефскую помощь города селу в ликвидации неграмотности.

Всего в 1917-1927 годах было обучено грамоте до 10 миллионов взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 миллиона. Однако в целом СССР занимал по уровню грамотности 19-е место в Европе.

В 1928 году по инициативе Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) работа по ликвидации неграмотности была развернута как всесоюзный культпоход. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара, Воронеж, где основная часть неграмотных была обучена силами общественности. В ликвидацию неграмотности в процессе культпохода включались тысячи добровольцев.

Вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР.

В связи с реорганизацией Наркомпроса РСФСР и ликвидацией Главполитпросвета, постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК РСФСР от 13 февраля 1930 года Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности была переименована во Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности и малограмотности, а 12 сентября 1930 года она была упразднена с передачей функций Центральному штабу ликбез-похода, который был образован на Всероссийском совещании по ликвидации неграмотности (12-17 сентября 1930 года).

Проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования.

Центральный штаб ликбез-похода прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения.

К началу 1950-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Всеобщая безграмотность, сифилис, что ещё обеспечил так милый нам царизм, но избавила так ненавистная нам Советская власть?

97 лет назад, 26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров был принят поистине исторический декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР».

В начале XX века Россия занимала одно из последних мест в Европе по уровню образования. По данным переписи 1897 года в России было только 21% грамотных. Неграмотность почти трех четвертей населения страны тормозила ее экономическое и культурное развитие.

Декрет обеспечивал равноправие всех народов России при ликвидации неграмотности. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, было обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Декрет предусматривал полную ликвидацию неграмотности.

Обучающимся грамоте рабочий день сокращался на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы. Органам народного просвещения предоставлялось право для организации занятий по обучению неграмотных использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках и заводах и в советских учреждениях. Наркомпросу и его местным органам предоставлялось право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны с оплатой их труда по нормам работников просвещения. Народный Комиссариат просвещения привлекал к участию в работе по ликвидации неграмотности все общественные организации.

Осуществление ликвидации неграмотности проходило в сложных экономических условиях. Население испытывало огромные лишения и нужду, не хватало хлеба и других предметов первой необходимости. Разруха была вызвана четырехлетней империалистической войной, иностранной интервенцией и гражданской войной. Ликвидация неграмотности проходила в годы, когда осуществлялись гигантские преобразования в промышленности и в сельском хозяйстве, менялся уклад жизни, менялся сам человек. Восстановление народного хозяйства настойчиво требовало ликвидации неграмотности и повышения культуры всего народа. Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства.

В 1925 году энтузиасты борьбы с неграмотностью объединились в добровольное общество «Долой неграмотность». По всей стране были созданы местные отделения этого общества, которые обратились к населению с призывом: «Все на борьбу с неграмотностью». Не боясь преувеличения, можно сказать, что вся страна села за книги. Учились все от мала до велика.

Перепись 1939 года показала, что грамотность среди населения в возрасте от 8 лет и старше достигла 81%. Понятие «ликбез», по существу, уже отошло в область истории, великое чудо свершилось, с неграмотностью было покончено в самый короткий срок. За 20 лет, в ходе проведения ликбеза (1919 - 1939 гг.) в СССР было обучено грамоте свыше 60 млн. человек.


«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1. Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Наркомата просвещения.

2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.

4. К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Наркоматом просвещения и местными органами привлекаются все организации трудового населения…

5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

6. Для ликвидации безграмотности органами Наркомата просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.

8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.

Председатель СНК В.Ульянов

Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич»

Введение всеобщего начального обучения в 1930 г. создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

К концу 30-х годов массовая безграмотность была преодолена. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте 9-49 лет составил по РСФСР 89,7%. Различия между городом и деревней, между мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные. Так, грамотность мужчин составляла — 96 %, женщин — 83,9 %, городского населения — 94,9 %, сельского — 86,7 %.

Эти было огромное достижение Советского государства, стоявшего на пороге тяжелейших испытаний.

Этот Декрет был принят правительством РСФСР и гласил:

«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны СНК постановил:

1. Всё население Республики в возрасте от 8-50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию. Обучение это ведётся в государственных школах, как существующих, так и учреждаемых для неграмотного населения по планам Наркомата просвещения.

2. Срок ликвидации безграмотности устанавливается губернскими и городскими Советами депутатов.

3. Народному комиссариату просвещения предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатой их труда по нормам работников просвещения.

4. К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Наркоматом просвещения и местными органами привлекаются все организации трудового населения…

5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

6. Для ликвидации безграмотности органами Наркомата просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях.

7. Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями.

8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.

9. Народному Комиссариату Просвещения поручается в двухнедельный срок издать инструкцию по применению настоящего декрета.

Председатель СНК В. Ульянов
Управляющий делами СНК Вл. Бонч-Бруевич»

Работа на местах проводилась под руководством Всероссийской Чрезвычайной Комиссией по ликвидации безграмотности.

Незапланированно был поставлен гигантский эксперимент в масштабах страны: оказалось, что в отличие от устной речи, овладение которой легко идёт лишь в первые 6 лет жизни, обучиться письменной речи можно практически в любом возрасте.

Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование Крупская Надежда Константиновна

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕКРЕТА О ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ

26 декабря 1919 г. Советом Народных Комиссаров за подписью Ленина был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Десять лет боролись мы с безграмотностью, а угробить ее никак не можем… Почему не можем? Мало энергии, энтузиазма в это дело вкладывали? Нет, энергии, энтузиазма было вложено немало. В чем же дело? Да в том, что были мы нищи, что в деревне упорно держалось мелкое разрозненное индивидуальное хозяйство, старые «полосыньки», держался старый быт, старые обычаи, старая психология. Рабочий класс всасывал в свои ряды новые слои, пришедшие из деревни, и они заражали своей безграмотностью рабочие массы, заражали город. Всеобщее обучение больше проектировалось, чем осуществлялось. Получалась своеобразная стабилизация неграмотности. И только когда стали мы пересаживаться на «лошадь крупной индустрии», когда трактор сказал сохе: «Посторонись, матушка», когда колхозное движение взбудоражило всю деревню, стало ломать старую, мелкособственническую психологию, когда деревня стала втягивать в общий водоворот и город, - тогда только сдвинулась с мертвой точки и ликвидация неграмотности. Теперь ясно - дни неграмотности уже сочтены.

Декрет гласил: «Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию».

Безграмотность заражает, влияет на общее состояние культуры страны, потому и издано было обязательное постановление, как существует обязательное постановление о прививке оспы.

Пункт 8-й гласит вдобавок к вышеприведенному постановлению: «…препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности».

Это постановление никогда не отменялось, - но знают ли массы это постановление? За десять лет не было, кажись, ни одного случая, когда работодатель привлекался бы к судебной ответственности за то, что не пускает учиться служащего у него по найму. Не было, кажись, ни одного случая, когда привлекались бы к судебной ответственности родители, не посылающие своих детей, своих дочерей в школу. Не было случая привлечения к судебной ответственности кустарей, которые не посылают своих учеников учиться грамоте. Наркомюст не разработал еще точной инструкции, кто именно подлежит ответственности и какой именно. Он разработать это должен и должен устроить несколько показательных судов, чтобы популяризировать эту часть декрета.

Декрет возлагал обязанность провести дело обучения грамоте на Наркомпрос и его органы на местах. Органы Наркомпроса это делали, но настоящего контроля за этим делом не было, не было никакой ответственности тех органов народного образования, которые ничего не предпринимали для ликвидации неграмотности среди детей, подростков и взрослых. Не несли ответственности даже заведующие детдомами, в которых часть ребят не обучалась грамоте. Повышение ответственности отделов народного образования в этом деле необходимо и по сию пору, особенно в таких областях, как национальные области, с одной стороны, и таких, как Ленинградская область, - с другой, где основные массы уже грамотны и где наблюдается наплевательское отношение к этому делу.

Какие же пути намечал декрет для ликвидации неграмотности среди населения в стране, где год спустя после его издания на тысячу населения было лишь 319 грамотных, а если взять женскую часть населения, то на тысячу женщин грамотных было лишь 244, то есть меньше четверти?

Декрет имел в виду, что одними своими силами Наркомпрос с этим делом не справится, и потому пункт 4-й декрета указывает: «К ближайшему участию в работах по ликвидации безграмотности Народным Комиссариатом просвещения и местными органами его привлекаются все организации трудового населения, как-то: профессиональные союзы, местные ячейки Российской Коммунистической Партии, Союз коммунистической молодежи, комиссии по работе среди женщин и пр.»

Был ли выполнен этот пункт? Он стал выполняться лишь в самое последнее время, да и то не везде, да и то скрепя сердце. А жизнь наглядно, прямо кричаще показывает, какое решающее значение имеет участие в этом деле партии, комсомола, женотделов, профсоюзов. Надо заносить на черную доску те профсоюзные, партийные, комсомольские организации, которые относятся к этому делу спустя рукава.

Для обучения нужны люди. И декрет говорит о трудовой повинности. Пункт 3-й гласит: «Народному Комиссариату просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения». Десять лет тому назад, когда много слабее были наши партийные и комсомольские организации, профсоюзные организации, когда слабо была развита еще система Советов, когда учителя далеко еще не были на стороне Советской власти, когда не было добровольных обществ, - трудповинность была единственным способом привлечения широких кадров обучающих. Теперь, десять лет спустя, мы можем уже привлечь достаточное число учащих другими методами. Культпоход, начатый по инициативе комсомола, соцсоревнование в этой области, вовлечение в это дело учащихся, студенчества, добро вольцев показали, что десять лет существования Советской власти создали другие возможности. Возвращение сейчас к трудповинности в области ликвидации неграмотности означало бы возвращение к методам военного коммунизма, которые в свое время были неизбежны, но которые теперь в области ликвидации неграмотности звучали бы криком полной беспомощности.

Пункт 5-й декрета говорит о том, что «обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризированных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы».

Тут та же история, что с пунктом о трудповинности. В тех формах, в которых проводился этот пункт десять лет назад, он сейчас проводиться не может. Но каков его смысл? Его смысл - и он остается в полной мере и по сию пору и должен неуклонно проводиться в жизнь - тот, что хозяйственные организации должны оказывать материальную помощь делу ликвидации безграмотности, что они от этого дела, как и от всего дела помощи просвещению масс, отмахиваться не могут. Это их дело в такой же мере, как и дело профсоюзных и партийных организаций.

Другой смысл этого пункта тот, что надо при организации ликвидации неграмотности подходить к этому делу не формально, а обращать внимание на то, чтобы создавать для обучающихся благоприятную обстановку, дающую им возможность обучаться. Культпоход пошел по пути помощи учащимся на ликпунктах путем создания яслей, детских комнат, путем создания для учащихся-безграмотных возможности разгрузиться от стояния в очередях, путем лучшей охраны их труда, их прав и т. д.

В то время, когда писался декрет о ликвидации неграмотности, в области финансовой царил еще хаос, не было в ней плановости, не было бюджета. И потому декрет ничего не говорит о порядке финансирования работы по ликвидации неграмотности. Но только тот, кто чисто формально подходит к декрету, кто не хочет считаться с его духом, может считать, что можно устраивать всякие бюрократические кунштюки, чтобы «отъедать» где миллиончики, где сотни тысяч из средств, ассигнованных на ликвидацию неграмотности. Бюджетная дисциплина - одно, а бюджетные махинации - другое. Одно дело - экономия средств, другое - саботирование принятых страной постановлений.

Пункт 6-й декрета говорит о том, что «для ликвидации безграмотности органам Народного Комиссариата просвещения предоставляется использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, подходящие помещения на фабриках, заводах и в советских учреждениях и т. п.».

Сделано ли это? Далеко не в полной мере. Декрет ведь говорит о ликвидации безграмотности не только среди взрослых, но и i среди детей и подростков. Декрет имеет в виду не только ведь ликпункты, но и детские и подростковые школы-примитивы. Где они? Найдены ли под них здания?

Пункт 7-й гласит:

«Снабжающим органам вменяется в обязанность удовлетворять запросы учреждений, имеющих целью ликвидацию безграмотности, преимущественно перед другими учреждениями».

Десять лет тому назад органы снабжения снабжали ряд учреждений бесплатно. Но если мы откинем даже то, что проистекало из финансового неустройства, то все же этот пункт красноречиво говорит об обязательствах ГИЗа, об обязательстве отдела наглядных пособий.

Говоря о ликвидации безграмотности, Ильич не раз повторял, что в этом малом деле отражается основная задача нашей революции.

Надо декрет о ликвидации безграмотности, сделав все нужные поправки на современность, провести возможно скорее в жизнь. Надо объединить все силы партийных, советских, профсоюзных, хозяйственных, общественных организаций и добиться скорейшей победы на этом фронте во что бы то ни стало.

1929 г.

Из книги Книга Кагала автора Брафман Яков Александрович

№ 23. Копия с бет-динского декрета по делу, производившемуся между вышеназванными кагальными адвокатами и реб Элиазаром Дело о праве на владение домом, а равно всеми к нему принадлежащими строениями и двором, находящимися на Троицкой улице и принадлежавшими некогда

Из книги 2008_5 (554) автора Газета Дуэль

Из книги Трудовое воспитание и политехническое образование автора

В КОМИССАРИАТ ТРУДА (ПРОЕКТ ДЕКРЕТА) Отдел по внешкольному образованию при Комиссариате по просвещению, рассматривая вопрос о внешкольном образовании рабочей молодежи, пришел к заключению, что для успешного проведения занятий с подростками, работающими на фабриках и

Из книги Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование автора Крупская Надежда Константиновна

ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ Ликвидировать быстро безграмотность в нашей безграмотной России, где женское население местами сплошь безграмотно да и мужского-то населения половина фамилии подписать не умеет, ликвидировать безграмотность в стране, где на некоторые

Из книги Публицистика 1918-1953 годов автора Бунин Иван Алексеевич

ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В английских буржуазных газетах в связи с заключением мира с Польшей пишут, что теперь приходится иметь дело уже не с большевиками 1917 года, - Россия вновь стала великой державой, с которой приходится считаться.Да,

Из книги Литературная Газета 6470 (№ 27 2014) автора Литературная Газета

МЕСТО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ В ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЕ (ИЗ ДОКЛАДА НА II ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ПО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ) Незадолго до болезни Владимира Ильича я рассказывала ему, что в настоящий момент американцы агитируют за то, чтобы к 1927 г. окончательно

Из книги автора

ЕЩЕ РАЗ О ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВСЕСОЮЗНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ И МАЛОГРАМОТНОСТИ) Если мы посмотрим на деятельность правительства в последнее время, то увидим, как оно особо подчеркивает вопрос о необходимости подъема

Из книги автора

Из книги автора

ДЕКРЕТ ОСТАЕТСЯ В СИЛЕ (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТОРЖЕСТВЕННОМ ЗАСЕДАНИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ И ПРЕЗИДИУМОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО И МОСКОВСКОГО СОВЕТОВ ОБЩЕСТВА «ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ») ЖИЗНЬ ДИКТУЕТТоварищи, когда дело идет, например, о

Из книги автора

КАЖДЫЙ ЗАВОД - КОЛЛЕКТИВ КУЛЬТАРМЕЙЦЕВ (ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА V ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ) Наше совещание должно носить архиделовой характер. Мы много говорили в предыдущие годы о значении ликвидации безграмотности, мы имеем точное

Из книги автора

Из книги автора

К 15-ЛЕТИЮ ДЕКРЕТА О ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ 26 декабря 1919 г. за подписью Ленина был издан декрет о ликвидации неграмотности. Это было время, когда наша разоренная, измученная страна была еще охвачена гражданской войной, шла еще борьба за власть. Но Ленин никогда не

Из книги автора

15-ЛЕТИЕ СО ДНЯ ОПУБЛИКОВАНИЯ ДЕКРЕТА О ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ (ТЕЗИСЫ К ДОКЛАДУ ПО РАДИО) А. ЛЕНИНСКИЕ УСТАНОВКИ 1. 15 лет тому назад, 26 декабря 1919 г., в год самой острой гражданской войны, когда мы одержали ряд крупнейших побед, опубликован был ленинский декрет о

Из книги автора

Б. ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕКРЕТА О ЛИКБЕЗЕ 1. При Главполитпросвете была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧКл/б), которая взяла на себя задачу ликвидации безграмотности среди подростков и взрослых (от 14 до 50 лет). Работа

Из книги автора

Проклятое десятилетие* Письмо <в редакцию>Дорогой Петр Бернгардович!Я слишком поздно получил Ваше письмо, Вашу просьбу отозваться на «проклятое», по Вашему выражению, десятилетие, которое будет на днях «праздновать» Россия. Кроме того, что я могу сказать? Все слова

Из книги автора

Источник надежды и безграмотности Современный русский язык в интернете / Ред. Я.Э. Ахапкина, Е.В. Рахилина. - М.: Языки славянской культуры, 2014. – 328 с. – 500 экз. Что таит в себе интернет – угрозу или надежду для учителя-словесника? Учителя, в силу объективных причин, нередко



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...