Cочинение «Революция в поэме Блока «Двенадцать. Тема революции в поэме Блока “12

Сочинение по произведению на тему: Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”

Поэма А. Блока “Двенадцать” была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о “толстоморденькой” Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь”? Сегодня, спустя более трети века, все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма “Двенадцать” вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этой поэмы.

Нынешние толкователи порой пытаются прочесть поэму “Двенадцать” “от противного”, доказать, что Блок в ней дал сатиру на революцию, а его Христос - на самом деле Антихрист. Однако так ли это? Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме. Она имеет более широкий смысл. В центре произведения - стихия. Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А. Блок, этот разгул символизирует собой противостояние самому страшному - обывательскому покою и уюту. Это передано в “Двенадцати” множеством образов: ветер, снег, вьюга. Сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции (в своей статье “Интеллигенция и Революция” он призывал: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию”). И главное, что услышал поэт в этой музыке, - ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы - она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка. И за всем этим многоголосием автору слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.

Стихийна в произведении и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве.

А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать). Не удерживает от убийства и нравственное чувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено: “Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! /Отмыкайте погреба -/Гуляет нынче голытьба!”

Не в состоянии удержать от темных, страшных проявлений неуемности человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и , которые пошли “в красной гвардии служить”, сами это понимают: “Петька! Эй, не завирайся! / От чего тебя упас / Золотой иконостас?” - и добавляют: “Али руки не в крови / Из-за Катькиной любви?” Но убийство творится не только из-за любви - в нем появилась и иная стихия, стихия социальная: “Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем...” И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад: как мог А. Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А. Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями “народопоклонства” и ощущением вины интеллигенции перед народом. (Поэтому разгул революционной стихии поэт воспринимал как народное во>змездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности - такой предстает Россия в поэме “двенадцать”. Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 1918 года, А. Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же состоит и ее очищение. Россия должна миновать это страшное; погрузившись на самое дно, она должна вознестись к небу. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме, образ, который появляется в финале, - Христос. Впрочем, образ Христа предугадывается в произведении с (Самого начала - уже с его названия: для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, число 12 было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы, - это путь из бездны к воскрешению, от хаоса к гармонии. Неслучайно Христос идет путем “надвьюжным”, а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А. Блока: “Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной, / В белом венчике из роз -/ Впереди - Исус Христос”.

На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А. Блока в грядущее воскрешение России и воскресение человеческого в человеке.

blok/dvenadcat_32/

Если домашнее задание на тему: » Двенадцать, Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Сочинение по произведению на тему: «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» На мой взгляд, в поэме Блока «Двенадцать» «нового» мира, как Сочинение по произведению на тему: Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать» Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он Сочинение по произведению на тему: Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” Поэму Блока “ Двенадцать ” нельзя считать Сочинение по произведению на тему: Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок - Сочинение по произведению на тему: " Борьба двух "миров" в поэме Блока "Двенадцать" Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта,

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» является ключевой. Поэт написал свое сочинение через год после февральских событий 1917 года и через несколько месяцев после октябрьского переворота. Текст по форме напоминает народную песню, частушки, присказки, однако традиционную композицию автор наполнил новым философским смыслом, отразившим его собственное видение тех страшных событий, очевидцем которых он стал.

Символы природы

Главный образ, выведенный в произведении, - это ветер, который сметает все на своем пути. Именно описанием снежной вьюги и пурги начинает поэт свое повествование. в котором смешались черные краски приближающейся ночи и белые - снега, олицетворяет мятежную бурю, которая разгорелась не только в городе, но и в душах людей. Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» в начале представлена в образах природы, причем автор выбирает наиболее драматические стихии: ветер, снежный буран, затянутое облаками небо.

Вещественные образы

Помимо этого, он прибег и к материальным образам, изображая плакаты, флаги с революционными лозунгами, которые развеваются в Петрограде как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и тщетность этой суеты: рядом с этими плакатами мечутся простые люди, вроде бедной старушки, которая не понимает происходящего.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» носит двойственный характер. С одной стороны, автор принимает народную стихию и своим поэтическим чутьем как бы прислушивается к музыке мятежа. Но с другой, он ужасается безраздельному разгулу страстей, беззакония, символом чего выступают черные ремни винтовок, на которые автор постоянно обращает внимание.

Герои

Но в центре повествования, разумеется, остаются люди - двенадцать красногвардейцев, которые несут службу в городе в Они чувствуют себя хозяевами в этом новом мире и полагают, что им все дозволено. Кульминацией и апогеем данного разгула стало убийство одним из них своей бывшей возлюбленной Катьки.

Тема революции в поэме Блока «Двенадцать» проявляется в первую очередь через конкретные человеческие судьбы. Поначалу убийца, молодой парень, искренне сожалеет о содеянном: он говорит о своей любви к девушке и злится на себя за свою ревность. Тем самым автор хотел показать, что совесть в людях все-таки осталась, несмотря на все ужасы военного времени. Однако хуже всего то, что его товарищи стыдят его, утверждая, что время оправдывает любое беззаконие. Таким образом, поэт чутко уловил новое веяние своего времени, когда многих охватило чувство вседозволенности.

О старом мире

Образ этого прежнего порядка занимает важное место в произведении. Тема революции в поэме Блока «Двенадцать», краткое содержание которой составляет предмет настоящего обзора, отличается неоднозначностью трактовки данных событий, что делает данное произведение уникальным в отечественной литературе.

С одной стороны, поэт показывает, что вся мощь народной стихии со всей силой обрушилась на него, готовясь окончательно уничтожить то, что было накоплено веками предыдущей истории. С другой, повествователь, со стороны наблюдая за разгулявшейся народной стихией, выражает серьезное опасение за то, каковы могут быть последствия столь неосторожного обращения с собственным прошлым. И хотя он вслушивается в музыку этого мятежного духа, тем не менее все сочинение пронизано духом тревоги за будущее. Именно поэтому неоднозначное звучание приняла тема революции в поэме Блока «Двенадцать». Кратко эту мысль можно выразить так: суть происходящих событий заключалась не столько в противостоянии сословий и классов, сколько в борьбе добра и зла в душах людей.

Это противостояние наблюдается, прежде всего, среди тех, кто начал борьбу за свободу, а закончил разбоями и убийствами. Поэт надеется на то, что светлое начало в конце концов восторжествует, однако сама поэма остается по сути открытой и оставляет место для размышлений. Столь противоречивая трактовка событий привела к тому, что с приходом к власти большевиков сочинение оказалось под запретом.

О революции в поэме Блока «Двенадцать» трудно говорить однозначно: автор как будто одновременно и принимает ее, и в то же время страшится, что люди потеряли нравственный ориентир в жизни.

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

I. Отношение Александра Блока к революции.

II. Изображение революции в поэме. Своеобразие блоковского видения революционных событий.

1. Вселенский размах революционной стихии (символы стихии).

2. Образ времени в поэме:

а) приметы времени в поэме (город, революционный разгул, отряд красноармейцев, плакат «Вся власть учредительному собранию!» — напоминание о разгоне собрания, голод, разруха и др.);

б) герои времени (образ 12 красноармейцев);

в) разрушение старого мира (символика старого мира);

г) мотив пути к будущему, загадка финала.

3. Человек и товарищ в изображении А. Блока. Драма Петрухи.

4. Смысловые и ритмические контрасты поэмы как отражение противоречий времени в символистической поэме.

III. Неоднозначная оценка поэмы в критике.

Отношение Александра Блока к революции

Для Блока в русской революции слышался голос нового мира, создаваемого на его глазах, но поэт никогда не идеализировал революцию. В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Что же вы думали, что революция идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своём пути? Что народ паинька?.. И, наконец, так бескровно и так безболезненно разрешится вековая распря между белой и чёрной кровью? Между образованными и необразованными, между интеллигенцией и народом?» Блок призывал осознать «грехи отцов» и всем телом, всем сердцем, всем сознанием «слушать ту великую музыку будущего, звуками которого наполнен воздух». Сам поэт, которому удалось зафиксировать возрастающий, «страшный шум» происходящего записал в своем дневнике после окончания поэмы 28 января 1918 года: «Сегодня я — гений».

Блок предчувствовал революцию: «Предчувствую тебя начало \\ великих и тревожных лет» («На поле Куликовом»). В старом мире помимо его жестокости поэт видел нарастание народной стихии. И революция - это воплощение стихии. Азиатское начало (стихийное, необузданное, варварское: «Да, скифы - мы! \\ Да, азиаты мы!) больше не может сдерживаться, потому что «срок настал». В столкновении народной стихии с европейской цивилизацией должна родиться новая Россия - «третья правда».

Революция была воспринята поэтом как желанная буря. Он принял её, работал в различных литературно-театральных комиссиях, был председателем управления Большого драматического театра и Петроградского управления Всероссийского союза поэтов. Но творческая работа в это время почти прекратилась.7 августа 1921 года Блок скончался от смертельной болезни, особенно остро протекавшей в связи с глубокой депрессией, вызванной трагическим разладом с окружающей действительностью. Место творчеству в разгуле стихии не было. А Блок был поэтом.

Символика поэмы.

Символический пейзаж . Символы революции.

Символические мотивы . Ключевыми символическими мотивами являются ветер, вьюга, метель - символы социальных катаклизмов, потрясений. (слово «ветер» в поэме встречается 10 раз, «вьюга» — 6, «снег», «снежный» — 11.)

«Революции приходят опоясанные бурями». За метелью поэт хочет услышать музыку революции.

Чёрный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всём божьем свете!

Космичность пейзажа. Стихия ветра - стихия революции приобретает вселенские масштабы. Маленькая фигурка человека изображена на вселенском ветру. Человек, не красноармеец, а просто человек не может устоять на ногах от ударов ветра, ему некуда укрыться от всепроникающего ветра революции.

Ветер властвует над миром, одних он сбивает с ног, а другим кажется весёлым. («ветер хлёсткий», «ветер веселый», «гуляет ветер»)

10 гл.

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой вьюга, ой вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре шага

11 гл.

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролёт…

Вперёд, вперёд,

Рабочий народ!

12 гл .

Вдаль идут державным шагом…

— Кто ещё там? Выходи! -

Это ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

В последних главах поэмы снова предстаёт символический пейзаж с образами вьюги и ветра. Через вьюгу идут 12 красноармейцев, символизирующих движение России через революцию в будущее. Но будущее во тьме. Над попыткой приблизиться к нему, докричаться до того, «кто там», «вьюга долгим смехом заливается в снегах». «Впереди у двенадцати — ветер, «сугроб холодный», неизвестность и путь «вдаль» под красным флагом, а в авторской оценке «кровавым флагом».

Стихия революции у Блока рушит мир, однако после неё так и не рождается «третья правда» (новая Россия). Впереди кроме Христа никого нет. И хотя двенадцать отрекаются от Христа, он не покидает их.

Символика цвета . «Черный вечер,\\ Белый снег». Символический пейзаж исполнен в чёрно-белой контрастной манере. Два противоположных света обозначают раскол, разделение.

Чёрное и белое - символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Тьма и свет, добро и зло, старое и новое. Понимая и принимая обновление, «белую» сущность революции, Блок в то же время видел кровь, грязь, преступление, т.е. её чёрную оболочку.

«Чёрное небо», «чёрная злоба», и «белый снег». Затем появляется красный цвет: «В очи бьётся красный флаг», «мировой пожар раздуем», красногвардейцы. Красный цвет - цвет крови. В финале красный цвет соединяется с белым:

Впереди с кровавым флагом,

В белом венчике из роз,

Впереди - Исус Христос

Возможно такое объяснение: при столкновении чёрного и белого - кровопролитие, через него - путь к светлому.

Символика времени . В поэме представлено прошлое - старый мир и борьба прошлого с настоящим и путь в будущее.

Настоящее России символизирует отряд красноармейцев, идущих через вьюгу державным шагом. Символическим оказывается образ перекрёстка. Это рубеж эпох, перекрёсток исторических судеб. Россия на распутье.

Старый мир представлен также символично. Образы старого мира - стоящий на перекрёстке буржуй, «паршивый пёс».

В 9 главе образ буржуя, пса и старого мира увязываются между собой.

Стоит буржуй, как пёс голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пёс безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

В 12 главе этот образ-символ появляется снова. Старый мир не остался позади, он «ковыляет» за событиями:

Впереди - сугроб холодный,

Кто в сугробе - выходи!.. -

Только нищий пёс голодный

Ковыляет позади…

Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком поколочу!

Старый мир, как пёс паршивый,

Провались - поколочу

Он, этот старый мир внутри нового человека. От него освободиться нельзя, он не отстаёт. От этого ещё пристальнее вглядываются двенадцать в будущее, вопрошая, призывая, почти заклиная его:

«Кто ещё там? Выходи!»,

«Кто в сугробе - выходи!»,

«Эй откликнись, кто идёт»,

«Кто там машет красным флагом?».

Убийство Катьки - реальное, но и символическое действие. Этим убийством Пётр стремится уничтожить в себе дух старого мира. Но это ему сначала не удаётся, а затем он снова «повеселел» и наравне со всеми готов к насилию и грабежу, якобы ради революции и уничтожения старого мира.

Будущее - связано с революционными событиями, кровавым путём через вьюгу и с образом Христа. Хотя будущее во тьме, оно неясно: «Приглядись- ка, эка тьма!». Появление в финале образа-символа Христа, символа высокой нравственности, во многом неоправданно, но, видимо, связано с надеждой автора на нравственное возрождение России.

Символика числа. Символично название поэмы.

12 человек в отряде, 12 глав в поэме, 12 - священное число высшей точки света и тьмы (полдень и полночь). 12 — число апостолов Христа, апостолы революции.

Блок использует религиозно-философские символы христианской традиции. 12 красноармейцев соотнесены с двенадцатью апостолами христа. Одного из них зовут Пётр, другого Андрей, в честь Андрея Первозванного, который традиционно считается покровителем Руси. Но христианская символика представлена здесь в перевёрнутом (карнавализованном) виде. Евангельскому сюжету об отречении Петра от Христа в поэме соответствует обратная ситуация. Петька в какой-то момент взывает к Христу как бы случайно («Ох, пурга какая, Спасе!»). Но товарищи обращают на это внимание:

-Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?!

Если евангельский Пётр впоследствии возвращается к Христу, чтобы стать ревностным апостолом, то Петька после увещеваний товарищей забывает о Боге, и дальше все направляются «вдаль» уже «без имени святого». В чём логика таких изменений религиозных символов? Религиозные миры старого мира утратили свою спасительную силу и появление Христа в заключительной главе поэмы можно понимать как последнее шествие старого мира. Но эта лишь одна из версий объяснения образа Христа.

Различные трактовки образа Христа.

1. Христос воплощает самые высокие идеалы старой культуры. Это положительный полюс. Отрицательный полюс этой культуры символизирует пёс.

2. Христос - высшее оправдание революции.

3. Христос - враг для красноармейцев, ведь они стреляют по нему. Они нацелены на невидимого Христа, мелькающего впереди с кровавым флагом, который становится в поэме новым его крестом, символом его теперешних распятий. (М.Волошин)

4. красноармейцев возглавляет не настоящий Христос, а антихрист.

5. Христос - символ нравственности народа, он должен привести Россию через кровь, трагедию к возрождению.

6. Христос, воплотивший в себе идеал добра и справедливости, как бы приподнят над бытом, над событиями. Герои тоскуют о нём. Хотя и подавляют эту тоску. Он воплощение гармонии и простоты, о которых подсознательно тоскуют герои.

7. Христос как бы ставит перед героями вопрос об ответственности за их деяния.

ХХ век — очень сложный период в истории России. Это время перелома, тяжелых, глобальных перемен. Революция 1917 года потрясла своим размахом, значительностью всю огромную страну. Никто не мог остаться равнодушным. Безусловно, откликнулась на все происходящее в России и интеллигенция. Так, в 1918 году А. Блок написал свою знаменитую поэму «Двенадцать». В период написания поэмы, Блок создал еще и поэму «Скифы», и статью «Интеллигенция и революция». В статье он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию». Сам поэт сначала восторженнопринял революция. Он видел в ней начало великих перемен, которые приведут страну к расцвету, к новой, на самом деле лучшей жизни. На мой взгляд, в поэме «Двенадцать» уже нет былой восторженности, былого восхваления революции. Это произведение показывает во многом объективный взгляд поэта на все происходящее. Блок воспринимает события этих лет как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! Для поэта революция — это природная воля, неизбежность. Столько лет копившееся недовольство в один момент вырвалось на свободу и начало уничтожать все на своем пути. Именно поэтому в начале поэмы ветер, метель, буря сметают ненавистные поэту плакатные фигуры «страшного мира «буржуазной пошлости». Гибнущий мир в поэме — это «барыня в каракуле», «буржуй», «товарищ поп», «вития», которым неуютно под ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй «в воротник упрятал нос», поп невеселый, вития пророчит гибель России. Но за этим он имеет в виду не всю огромную страну, а именно их старый уклад, прежнюю сытую и бессмысленную жизнь. Природная стихия четко окрашена в контрастные цвета: Черный вечер. Белый снег. Стихия человеческая же подобна природной, поэтому все людские эмоции окрашиваются в два контрастных цвета: «черная злоба» и «святая злоба». Для поэта очевидны трагические противоречия революции: борьба за «светлое будущее» происходит через грабежи, насилие, убийства, безнравственность. И все же Блок пытается осмыслить на протяжении всего произведения, несет ли революционная стихия только разрушение или способна еще и к созиданию. Во главе поэмы стоит образ двенадцати красногвардейцев. Это патруль, призванный навести революционный порядок. Но трагичность заключается в том, что эти люди сами неуправляемы. Они подобны буре, ветру, их чувства, эмоции, поступки непредсказуемы. Внешне эти «блюститель порядка» напоминают скорее уголовников: В зубах цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз… Но, с другой стороны, отношение к ним поэта весьма неоднозначно. Ведь это еще и простые русские ребята, одетые в рванье, готовые отдать жизнь за пока еще неясные им самим цели революции: Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить. Но поступки этих персонажей не вызывают у читателя особой симпатии: Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! Они грабят, мародерствуют, убивают не своих врагов, а невинных людей. В этом плане символична смерть Катьки, которую из Петруха убивает также стихийно, поддавшись минутной вспышке ревности. Блок подчеркивает трагичность этой смерти, так как убивают женщину — Богородицу, Незнакомку, Прекрасную Даму. Святыня и грех в поэме сливаются. На протяжении всего произведения красногвардейцы постоянно отрекаются от Христа: От чего тебя упас Золотой иконостас? Да и сам поэт три раза повторяет фразу: «Эх, эх, без креста!». Он видит, что герои идут «без имени святого», которое является символом нравственности, чистоты души русского человека. Но все-таки двенадцати красногвардейцам не удается полностью выкинуть Христа из своей жизни, он появляется в конце поэмы вместо ожидаемого врага: Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос. Важно то, что Христос идет поступью «надвьюжной», то есть, надстихийной. Как и две тысячи лет назад, он пришел для того, чтобы помочь всем заблудшим возродиться. В поэме мы видим, что для Блока не могло быть однозначной оценки революционных событий, однозначного их приятия. Поэт понимал неизбежность всего происходящего, но так и не смог принять жестоких, подчас безнравственных и бесчеловечных методов революции.

Сочинение

В истории русской культуры начала XX века творчество А. А. Блока - художника, прошедшего путь «среди революций», чутко уловившего и противоречия, и величие своей эпохи, - явление огромной общественной и художественной значимости. Вихрь Октябрьского переворота, в мгновение ока лишивший страну государственности, самобытности, культурных корней, многими представителями творческой интеллигенции был воспринят как Апокалипсис.

Однако, переосмыслив спустя некоторое время революционные события, часть интеллигенции искренне поверила (или заставила себя поверить) в возможность преобразования мира, его поворота к золотому веку. А. Блок был среди тех, кто признал Октябрь 1917 года и попытался его понять. О. Мандельштам в 1918 году очень точно передал атмосферу в среде россиян, принявших революцию:

* Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
* Скрипучий поворот руля.
* Земля плывет. Мужайтесь, мужи…

Преодолевая в ходе своего идейно-творческого развития субъективно-идеалистические представления о мире и искусстве, пережив в поисках правды человеческих отношений и светлые надежды, и трагические разочарования, Блок пришел к осознанию неразрывной связи судьбы художника с судьбами родины, народа, революции. По словам М. А. Бекетовой, Блок «прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах ». Свое отношение к происходящим событиям Блок с предельной ясностью выразил в статье «Интеллигенция и Революция»: «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». Статья заканчивалась призывом поэта: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию».

Октябрьские события сначала окрылили поэта: «Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала. Не произойти не могло, случиться могло только в России». Именно это понимание мировой масштабности события, исторически предначертанного, отразилось в поэме «Двенадцать», ставшей поэтическим символом революции. Романтическая окрыленность и трезвый анализ, лирическая взволнованность и местами едкая саркастическая стилистика поэмы сочетаются с поистине глобальной образностью и смелой реалистической символикой.

Сразу же после появления поэма «Двенадцать» вызвала самые ожесточенные споры и разноречивые толкования. Одни с презрением отвергали ее как «большевистскую», другие видели в ней и ее героях злую пародию на большевиков. Однако сам Блок в записке о «Двенадцати» писал: «…те, кто видит в поэме политические стихи, или очень слепы к искусству, или одержимы большой злобой». По словам поэта, его поэма была написана «в порыве, вдохновенно, гармонически цельно». Поэма «Двенадцать» стала первой поэмой о революции, неразрывно связавшей ее образы с евангельскими мотивами. Не случайно в поэме многократно присутствует число «двенадцать»: это и двенадцать глав в поэме, и двенадцать месяцев в году, и священное число высшей точки света и тьмы (полдень и полночь), и двенадцать человек в отряде, и двенадцать апостолов.

Характерно, что в литературе XX века внимание писателей часто уделяется определенным моментам Евангелия - трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего мы видим ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному. У Блока двенадцать красногвардейцев, мерно отбивающих «державный шаг» по улицам Петрограда, - это двенадцать апостолов революции. Двенадцать идут по пути Христа, идут на Голгофу, обреченные на гибель. «Кровавый стяг», цвета рубища Христа, реет над головами красногвардейцев, превратившихся в символ жертвы. В то же время апостолы - антиподы двенадцати, так как

* И идут без имени святого
* Все двенадцать - вдаль.
* Ко всему готовы,
* Ничего не жаль.

Апостолы революции идут, в отличие от апостолов христианства, уверенные, что им не нужно вожатого свыше. Но

* Впереди с кровавым флагом,
* И за вьюгой невидим,
* И от пули невредим,
* Нежной поступью надвьюжной,
* Снежной россыпью жемчужной,
* В белом венчике из роз
* Впереди - Исус Христос.

В то же время эти двенадцать - символическое обозначение массы. Не случайно только двое из них, Андрюха и Петруха, имеют имена, вульгаризированные имена апостолов Андрея Первозванного, предсказавшего, по преданию, приход христианства на Русь, и Петра, первого христианского епископа (имя Петр также - камень, на котором Христос основал Свою Церковь). У Блока же Петр - убийца. Но ведь и Иисус проводил все свои дни вместе с преступниками, мытарями и блудницами. Да и в Царство Небесное первым вошел разбойник. У двенадцати красногвардейцев есть вера, как и у того разбойника, но они пока сами не знают, во что веруют. Что же, Господь ведет за собой тех, кто не идет с ним по доброй воле. Любая вера - благословение. И в этом смысле раскаяние Петрухи (а точнее, попытка раскаяния) в убийстве Катьки тоже символично.

Новые апостолы идут в новую эру, переступая через кровь, причем довольно легко: усовещенный товарищами убийца Катьки «головку вскидывает, он опять повеселел». Гулящая Катька становится символом искупительной жертвы, имя Екатерина в переводе с греческого значит «чистая». Катька появляется на сцене во второй главе только для того, чтобы в шестой погибнуть вместе со святой Русью от рук неверующих. Катерина символизирует у Блока Россию. По замыслу автора она - самый положительный образ поэмы. Как Катерина из «Грозы» А. Островского, как Маслова из «Воскресения» Л. Толстого, героиня Блока живет в грехе и, тем не менее, остается святой, как Русь, ввергнутая в кровавое сражение между прошлым и будущим. Будущее у Блока соотнесено с заветами Христа, выразителя чистоты, святости, трагического страдания во имя лучшего человечества. На обломках старого мира, который сравнивается с псом безродным (пес - символ Антихриста), должен быть построен новый мир, основанный на равенстве, братстве и свободе. Стихия революции, по мысли поэта, должна увенчаться полным преображением личности.

Все образы поэмы сложны и противоречивы, и их противоречивость - не только отражение объективных противоречий революционной действительности, которая отличала отношение Блока к революции задолго до того, как она свершилась. Поэт и страстно ждал революции, и страшился ее. Его страх был порожден не трусостью, это был страх пророка, который заранее готовил с^бя к жертвенной гибели. Блоку всегда было свойственно чувство глубочайшего самоотречения во имя идеала, имя которого менялось, но содержание оставалось прежним. Он решился сказать страшные слова: огонь революции будет очистительным для народа, но для интеллигенции он будет губительным.

В поэме дана гениальная зарисовка начального этапа революции, схвачены ее основные конфликты и противоречия. «Двенадцать» - поэма контрастов. Перед нами - противостояние двух миров, двух социальных и нравственных систем: двенадцать красногвардейцев - «барыня в каракуле», буржуй, «товарищ поп»; черное - белое: «Черный вечер. Белый снег»; сатира - героика: старый мир и державная поступь красногвардейцев; приземленно-бытовое - романтически-возвышенное: трактирно-кабацкие похождения Ваньки и Катьки и образ Христа «в белом венчике из роз»; безверие - святость.

Двенадцать героев, непохожие на окружающих, призванные исполнить некое предназначение, шагают через городскую сутолоку, где как будто нет ничего неслучайного. В ритме их шагов отражается путь всей России, с гибельной неотступностью идущей к смерти.

Каждая глава поэмы почти библейски притчеобразна: мир предстает в состоянии конца-начала, в нем присутствуют приметы и черты Апокалипсиса, обозначенные в Откровении Иоанна Богослова. Черный вечер, черное небо над головой, отсутствие солнца, тревога, пронизавшая всех, дисгармония, неслаженность, торжествующая злоба - черная, святая.

Рисуя облик старого, «страшного мира», Блок достигает огромного обобщения:

Другие сочинения по этому произведению

"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»? Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,) Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать" Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать». Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать») Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать») Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Тема революции в поэме Блока “12” Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План) Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать» Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать» Двенадцать – символическое обозначение массы Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать». Позиция автора в поэме «Двенадцать» «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать»

Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...