Человек в социальной группе. Социальные группы, их классификация

Понятие «социальная группа» - одно из наиболее важных для социологии, и, с этой точки зрения, его можно сопоставить с такими социологическим понятиями, как социальная структура и социальный институт. В то же время широкое распространение, которое получило это понятие, делает его весьма размытым. Оно используется в различных смыслах, которые далеко не всегда могут быть сведены к общему знаменателю. Тем не менее, можно попытаться дать следующее определение: социальная группа - объединение людей, которые связаны общими отношениями, регулируемыми специальными социальными институтами, и имеют общие цели, нормы, ценности и традиции, а также объединены общей деятельностью. Под социальной группой понимается также в ряде случаев объединение людей по какому-либо значимому социальному признаку.

Социальная группа обладает целым рядом характеристик, которые очень важны с точки зрения ее целостности:

    в социальной группе должно происходить более или менее устойчивое взаимодействие, благодаря которому связи между членами группы становятся более прочными и сохраняются длительное время;

    социальная группа должна быть достаточно однородной по своему составу, то есть все ее члены должны обладать определенной совокупностью признаков, которые ценны с точки зрения группы и позволяют ее членам чувствовать себя более сплоченными;

    социальная группа в подавляющем большинстве случаев принадлежит к более широким социальным группам и общностям.

По Н. Смелзеру, группы выполняют следующие функции:

      они участвуют в социализации, т. е. способствуют тому, что человек усваивает навыки, необходимые для социальной жизни, а также разделяемые группой и обществом в целом нормы и ценности;

      они способствуют организации совместной деятельности людей, то есть выполняют инструментальную функцию;

      они также могут выполнять поддерживающую функцию в случае, если люди объединяются в трудной ситуации или для решения проблемы, которую в одиночку они разрешить не могут;

      группы выполняют эмоциональную функцию, дают своим членам возможность удовлетворить эмоциональные потребности (потребности в тепле, уважении, понимании, доверии, общении и т. д.).

В социологии существует множество классификаций социальных групп по различным критериям. В зависимости от плотности, формы осуществления связей и взаимодействий составляющих их членов, функциональной роли различают первичные и вторичные, малые и большие, формальные и неформальные, референтные и др. социальные группы.

Важнейшую роль в социальной жизни и в жизни каждого индивида играют первичные социальные группы. Первичная группа - социальная общность, отличающаяся высоким уровнем эмоциональной близости и социальной солидарности.

Характерными признаками первичной социальной группы являются: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, общность групповых ценностей норм и образцов поведения, добровольность вступления в группу, неформальный контроль за поведением членов.

Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, являются непосредственный, межличностный контакт их членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единства. Примером первичных социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей и т. д. Через первичную группу осуществляется первоначальная социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что именно она выполняет роль первичного связующего звена между личностью и обществом. Именно через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества.

Вторичная социальная группа -социальная общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Первичная группа всегда ориентируется на взаимосвязи между ее членами, в то время как вторичная группа ориентирована на цель. В этих группах индивидуально неповторимые черты личности не имеют особого значения, а больше ценится умение выполнять определенные функции. Без сомнения, вторичная группа может функционировать и в условиях тесных эмоциональных связей, дружеских отношений, но основным принципом ее существования является выполнение специфических функций, она ориентирована на достижение определенной цели. Чтобы разобраться в различиях между первичной и вторичной социальной группой, рассмотрим пример с футбольными командами. Примером первичной группы является так называемая «дворовая команда». В ее состав входят люди, цель которых провести свой досуг, размяться, элементарно пообщаться и т. д. Такие команды могут участвовать в определенных первенствах, турнирах, но достижение высоких спортивных результатов, тем более зарабатывание денег, не является для них главной задачей. Примером вторичной социальной группы являются футболисты, деятельность которых и все то, что с ней связано (ценности, нормы и т. д.) ориентирована на получение высокого спортивного результата.

Первичные группы являются разновидностью малых социальных групп. Малая социальная группа - это малочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом. Минимальная численность малой группы два человека (диада). Максимальная численность малой группы может доходить до 2–4 десятков человек.

Малые группы, чаще всего, - это те же первичные группы: семья, круг друзей, спортивная команда, первичный производственный коллектив - бригада и т. д. Для них характерны близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения. В малых группах как первичных группах большое значение для осуществления совместной деятельности и взаимоотношений имеет групповое мнение. Личные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контролировать поведение его членов.

Размер группы существенным образом оказывает влияние на качество социального взаимодействия. С увеличением количества людей в группе исчезает возможность постоянных личностных контактов между всеми ее членами. В силу отсутствия личностных контактов уменьшается возможность вырабатывать единое групповое мнение, ослабляется групповая самоидентификация. Люди перестают осознавать свою принадлежность к единой общности. Для отражения своеобразия взаимодействия в зависимости от количественного состава наряду с понятием малых социальных групп в социологии существует понятие большой социальной группы. Большие социальные группы или общности - это устойчивая совокупность значительного количества лиц, действующих совместно, солидарно в социально-значимых ситуациях. Большие группы включают в себя десятки, сотни и даже миллионы членов. Это классы, социальные слои, профессиональные группы, национально-этнические общности (народность, нация, раса), демографические объединения (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры) и т. д. В силу их многочисленности члены этих групп могут быть разъединены во времени и пространстве и не вступать в непосредственное общение друг с другом. Тем не менее, в силу ряда объединяющих их факторов, они составляют определенную групповую общность. Принадлежность к той или иной большой социальной группе определяется на основе совокупности социально-значимых признаков. Как отмечалось ранее, малая социальная группа может быть как первичной, так и вторичной, большая социальная группа может быть только вторичной.

В зависимости от наличия или отсутствия официально-юридического статуса и связанного с этим характера отношений социальные группы подразделяются на формальные и неформальные. В формальной группе положение и поведение отдельных членов регламентируются нормативными документами (юридическими нормами, уставами, правилами, служебными инструкциями и т. д.). Формальные группы создаются для выполнения специальных целей, определенного круга задач, в решении которых заинтересовано то или иное сообщество. Так, школа создается в целях обучения и социализации подрастающего поколения, армия - для обороны страны, предприятие - для выпуска определенной продукции и получения дохода и т. д. Формальная группа - это вторичная группа. Она может быть как большой, так и малой группой по числу участников.

Неформальные группы представляют собой разновидность малых групп, они возникают чаще всего стихийно. Для них характерны дружеские доверительные отношения между их членами. В этих группах отсутствует жесткое закрепление места в разделении труда, роли и социальной позиции с присущими им правами и обязанностями. Контакты членов неформальной группы носят ярко выраженный личностный характер, фактором сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Порядок основан на традиции, уважении, авторитете. Социальный контроль осуществляется с помощью неформальных норм, обычаев и традиций, содержание которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее закрытости для членов других социальных групп.

Особой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него сильное влияние. Иначе эту группу можно назватьэталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, чтобы быть более похожим на ее представителей. Такое явление называетсяпредвосхищающей социализацией. В обычном случае социализация протекает в процессе непосредственного взаимодействия в рамках первичной группы. В данном же случае индивид перенимает характерные для групп признаки и способы действия еще до того, как он вступил во взаимодействие с ее членами.

Объективные и субъективные социальные группывыделяются по заданности положения:объективные группы - это группы, объединяющие людей независимо от их желания и воли, например, социально-демографическое общности: дети, женщины и т. д.Субъективные группы - это группы людей, которые возникают на основе их сознательного выбора. Если человек решает пойти учится в институт, то естественно он добровольно и сознательно вступает в студенческую группу.

Долговечные и скоротечные социальные группы. По времени существования социальные группы делятся надолговечные группы - группы, существующие долгое время, искоротечные - группы, которые существуют короткий срок времени.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать на следующие типы:

    по типу основной деятельности и основной функции-производственно-трудовые, социально-политические, учебно-воспитательные, исполнительно-принудительные, семейные, военные, спортивные, игровые;

    по социальной направленности - социально-полезные, социально-небезопасные;

    по мере организации - неорганизованные, случайные группы, целевые, внешне организованные, внутренне организованные;

    по типу степени упорядоченности и нормирования отношений - формальные, неформальные;

    по уровню непосредственного воздействия на личность - первичные–вторичные, основные–неосновные, референтные;

    по мере открытости, связи с другими группами - открытые, закрытые;

    по уровню силы и стойкости внутренних связей - объединенные, малообъединенные, разъединенные;

    по продолжительности существования - кратковременные, долговременные.

Таким образом, общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах. Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом.

Группа очень важна для человека. Прежде всего, именно группа обеспечивает связь человека с обществом. Человек усваивает ценности благодаря тому, что его жизнь связана с другими людьми - членами тех групп, в которые он входит. Даже если человек противопоставляет себя обществу, то это происходит обычно потому, что он перенял ценности своей группы.

Кроме того, группа оказывает влияние и на личные качества человека, характер, речь, мышление, интересы, которые, казалось бы, сугубо индивидуальны и не имеют отношения к общественному измерению человеческого существования. Ребенок формирует эти качества, общаясь с родителями, друзьями, родственниками.

В то же время конкретная личность, конечно, не может быть сведена к членству в одной группе, так как непременно принадлежит сразу к достаточно большому числу групп. И действительно, мы можем, распределить людей на группы очень многими способами: по принадлежности к конфессии; по уровню дохода; с точки зрения их отношения к спорту, к искусству и т. д.

Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые с точки зрения группы являются ценными и значимыми. «Ядро» группы формируют те члены, которые обладают данными характеристиками в наибольшей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии, иначе говоря, закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее, возможно, в большей мере, чем обезьяны, носороги, волки или моллюски. Люди выживают только сообща.

Таким образом, изолированный индивид - скорее исключение, нежели правило. Человек не мыслит себя вне группы. Он - член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, спортивной команды и т. д.

Социальные группы - своеобразные «двигатели» общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут. От характера социальных групп зависит также качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический момент.

От того, из каких групп состоит общество, какие из них занимают лидирующие позиции, какие подчиненные, зависит тип общества, его общественно-политическое и государственное устройство.

Рис. 5. Типология социальных групп

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов.

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних.

Состоят из небольшого числа людей, между которыми имеются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе, проявляют преданность членам первичной группы.

Люди вступают в группы по ряду причин. Группа выступает:
как средство биологического выживания;
как средство социализации и формирования психики человека (одна из основных функций группы - функция социализации);
как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);
как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);
как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги (поддерживающая функция группы);
как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации человека (нормативная функция группы);
как источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей (сравнительная функция группы) я как средство информационного, материального и прочего обмена. «Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями» (П. Сорокин).

Выделяют несколько разновидностей групп:
1) условные и реальные;
2) постоянные и временные;
3) большие и малые.

Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.

Реальные группы людей, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности. Малая группа - это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами.

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

При большом количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, и только в этом случае можно говорить о малой группе.

Взаимодействие - активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

Совместная деятельность подразумевает наличке постоянной цели. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Можно выделить три рода целей:
1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы;
2) вторичные цели более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом);
3) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. Общественно-ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. как она воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности «цементируют» группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую структуру группы.

Предусмотрено наличие в группе организующего начала. Оно может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (в лидере, руководителе), а может не быть, но это не означает, что нет организующего начала. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы, и лидерство носит ситуативно-специфический характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

Разделение и дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, властное разделение, т. е. активность членов группы не является однородной, они вносят свой, разный вклад в совместную деятельность, играют разные роли).

Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений в группе.

Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику. Эти нормы - важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группа имеет следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности и т. д. (рис. 9).

Группе присущи следующие общие закономерности:
1) группа неизбежно будет структурироваться;
2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят);
3) флуктуация - изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

По психологическим характеристикам различают:
1) группы членства;
2) референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:
1) функцию социального сравнения, поскольку референтная группа - источник положительных и негативных образцов;
2) нормативную функцию, т. к. референтная группа - источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
По характеру и формам организации деятельности выделяют следующие уровни развития контактных групп (табл. 5).

Неорганизованные (номинальные группы, конгломераты) или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.

Корпорация - это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои корпоративные цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может иметь место в трудовых или учебных группах, когда группа приобретает черты группового эгоизма.

Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. По мере увеличения размера группы возрастает роль ее лидера.

Взаимозависимость сторон, участников группы в процессе взаимодействия может быть равной или одна из сторон может сильнее влиять на другую. Следовательно можно выделить одно - и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности - тотальная интеракция, так и только какую-то одну специфическую форму или сектор деятельности. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти - это смешанный тип направления взаимодействия.

Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия. Интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей.

Неорганизованные интеракции - когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

Сорокин, комбинируя различные интеракции, выделяет следующие разновидности социального взаимодействия:
- организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении;
- организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве;
- организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система, которая частично управляется принуждением, а частично - добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей.

«Большинство организованных социально-интерактивных систем, от семьи до церкви и государства, - отмечает Сорокин, - принадлежит к типу организованно-смешанных. А также могут быть неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций».

В длительно существующих организованных группах Сорокин выделял 3 типа взаимоотношений: семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы); договорный тип (ограниченность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоис-тична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т. п.); принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное).

Переход от одного типа к другому может происходить плавно или непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий: частично договорные, семейные, принудительные.

Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают 3 процесса - взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; взаимодействие конкретных людей и групп; взаимодействие материализованных ценностей общественной жизни.

В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить:
- односторонние группы, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая группа, религиозная группа, профессиональный союз, политический или научный союз);
- многосторонние группы, построенные вокруг комбинации нескольких рядов ценностей: семья, община, нация, социальный класс.

Можно провести классификацию групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы.

Итак, пирамидальная группа является:
а) системой закрытого типа;
б) построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние;
в) информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы);
г) каждый человек знает свое жесткое место;
д) в группе ценятся традиции;
е) руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются;
ж) такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях.

Случайная группа, где каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной неопределенности, типичны для новых коммерческих структур.

Открытая группа, где каждый имеет право на инициативу, все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, vcиливaeтcя неформальное общение людей.

Группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном направлении, даже без обсуждения и согласования. Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою отличительную особенность:
- пирамидальная - усиливает порядок, дисциплину, контроль;
- случайная - ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы;
- открытая - ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры, и ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать;
- синхронная - ее успех зависит от таланта, авторитета «пророка», который убедил, повел за собой людей, и люди беспредельно верят и подчиняются ему. Принято считать, что самая оптимальная по численности группа должна насчитывать 7+2 (т. е. 5, 7, 9 человек). Известно также, что группа хорошо функционирует, когда в ней нечетное количество людей, так как в четной по количеству могут образоваться две враждующие половины. Коллектив лучше функционирует, если его члены отличаются друг от друга по возрасту и полу. С другой стороны, некоторые психологи, практикующие в области менеджмента, утверждают, что наиболее эффективно действуют группы, в которых работают 12 человек. Дело в том, что группы большой численности плохо управляются, а коллективы из 7-8 человек наиболее конфликтны, так как обычно распадаются на две враждующие неформальные подгруппы; при большем же количестве людей конфликты, как правило, сглаживаются.

Конфликтность небольшой группы (если ее не образуют близкие по духу люди) не в последнюю очередь объясняется тем, что в любом трудовом коллективе существуют 8 , и если сотрудников недостаточно, то кому-то приходится играть не только за себя, но и за «того парня», что и создает конфликтную ситуацию. Руководителю коллектива (менеджеру) необходимо хорошо знать эти роли. Это:
1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми;
2) генератор идей, стремящийся дскопаться до истины. Воплотить же свои идеи на практике он чаще всего не в состоянии;
3) энтузиаст, берущийся сам за новое дело и воодушевляющий других;
4) контролер-аналитик, способный трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей;
5) искатель выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива;
6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах;
7) работяга, не стремящийся занять ни чье место;
8) шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.

Таким образом, для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий менеджера.

Социальная группа — общность людей, объединенных общими интересами и целями, нормами поведения и ценностями; отличается дифференцированностью внутригрупповых функций, ролей, иерархией межличностных отношений и определенной мерой внутригрупповой сплоченности. Общие интересы социальной группы конкретизируются системой групповых целей, формируется групповой образ жизнедеятельности членов группы, возникает специализация групповой деятельности с соответствующей структурой совместно разделенного труда, которая и определяет численность группы. По численному составу социальная группа подразделяются на , средние и .

Большая социальная группа — количественно неограниченная общность людей, выделяемая на основе различных социальных признаков — демографических, классовых, национальных, партийных. В больших группах формируются культурные ценности, вырабатываются традиции, базовые ценности — идеология общества. Социальная связь в больших социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.

Средние социальные группы , обладая некоторыми признаками больших, отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив большого завода, института, школы, войсковой части).

Малая социальная группа — группа непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими интересами, целями и групповыми нормами поведения. Малая группа имеет определенный количественный состав, структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.

В малой социальной группе существует управляющее звено — руководитель, реализующий общие интересы, ставящий цели деятельности и организующий совместную деятельность членов группы. Формальные руководители или общепризнанные лидеры, а также сублидеры образуют «мозговой центр» группы; основная масса группы — исполнители с различным групповым статусом. Возможно существование и низкостатусных членов группы, не нашедших в ней своего места Существенное значение в малой группе имеют межличностные отношения, непосредственные межличностные контакты. Наиболее сплоченное ядро малой группы образует первичную группу .

Непосредственно окружающая человека социальная среда — микросреда — совокупность различных малых групп. Они — один из основных факторов формирования поведения человека — как социально-адаптированного, так и отклоняющегося от социальных требований (девиантного).

В западной социальной психологии группы делятся на социетальные, социальные и первичные:

  • к социетальным группам относятся глобальные макросоциальные общности с собственным самосознанием;
  • к социальным группам относятся основные страты (слои) данного общества, а также территориальные, профессиональные, производственные, конфессиональные и тому подобные общности;
  • к первичным группам относятся малые группы (микрогруппы, которые отличаются непосредственными контактами ее членов, — семья, трудовые, спортивные и игровые коллективы, группы по интересам и др.).

Малые группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы объединены официальными целями и имеют регламентированную структуру, необходимую для достижения этих целей. Неформальные группы не имеют формально установленной структуры. Здесь взаимодействие членов стихийно и определяется их личными отношениями, общностью системы ценностей. Однако и в ней существует внутригрупповая иерархия. Личность входит в различные формальные и неформальные группы — рабочий коллектив, общественную организацию, круг друзей и т. п.

Группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные, — референтная (от лат. referentis — сообщающий), или эталонная группа. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен — на нормы известных рекордсменов и т. п. Закоренелых преступников не огорчает неодобрение большинства людей, но они чутко реагируют на позиции своей преступной группы.

Различные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе.

Социально-положительные группы оказывают мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы, уже с рождения ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальной группе реализуются различные способности индивида. Здесь он узнает себе цену, осознает свои сильные и слабые стороны.

Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида. Асоциальная же общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей горнила социализации. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности, в которых человек деиндивидуализируется, обезличивается. Вступая на путь бездумного послушания криминализированному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает происходить по эталонам эрзацкультуры.

Социальную группу могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально-ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т. п. объединения), асоциальной — ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. п.), и антисоциальной — преступные группы.

Значительную часть формальных средних и малых групп составляют производственные группы, трудовые коллективы. Это группы открытого типа — они открыты для широких социальных связей, постоянно пополняются новыми членами, интегрируются в широкие профессиональные объединения. Деятельность этих групп в значительной мере регламентирована: определен порядок их деятельности, критерии оценки результатов работы. Формированием профессиональных групп занимаются соответствующие социальные организации.

Рис. 1. Внутригрупповые отношения, характерные для социальной группы.

В социальной группе индивид находится не только в отношении к другому индивиду, он занимает определенную позицию по отношению к другим членам группы (рис. 1). Таким образом, социальная группа включает в себя не менее трех человек — только при этом возникают внутригрупповые отношения.

Социально-психологическая организация социальной группы.

Возникновение социальной группы (группообразование ) связано с социальными потребностями. Однако мотивы вхождения в группу отдельных ее членов, формирование ее ценностей и норм, функционально-ролевой структуры, стереотипов группового поведения — явления социально-психологические.

К механизмам функционирования группы относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, нормообразование (формирование групповых ценностей, правил поведения, выработка группового мнения), образование функционально-ролевой структуры группы, групповой контроль и групповые санкции. Жизнедеятельность группы характеризуется групповой интеграцией и дифференциацией: стабилизацией межличностных отношений, групповой сплоченностью, обеспечивающей устойчивость группы.

В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. Если поведение человека противоречит групповым ожиданиям, он подвергается отрицательным санкциям, принудительному воздействию. Человек, чье поведение является образцовым, вызывает положительную санкцию — одобрение, поощрение. Санкции могут быть диффузные (непосредственно-эмоциональное отношение к поведенческому акту — похвала, насмешка) и организованные , формальные (награда, штраф, приговор и т. п.).

Функциональные и межличностные отношения образуют систему формальных и неформальных отношений в группе.

В каждой социальной группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерархия взаимоотношений членов социальной группы называется групповой дифференциацией. Различаются формальная групповая дифференциация (директор завода — начальники цехов, участков — бригадиры — рабочие) и неформальная, которая определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. (Неформальная дифференциация группы выявляется методом социометрии.)

Каждый член группы занимает в ней определенное положение — имеет определенный групповой статус , определяемый его социальной ролью.

Социальная роль — общественно-санкционированные способы реализации социальной функции (роль учителя, врача, следователя и т. п.).

Различают три типа социальных ролей:

  1. институциональные — закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата парламента, директора предприятия);
  2. конвенциональные — роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери и т. п.);
  3. межличностные — роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или неавторитетного человека и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации — основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, — социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, то есть отношением личности к своим социально-ролевым обязанностям, и ее психофизиологическими возможностями.

Социальная роль связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг . Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано. В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли в значительной мере определяют стиль поведения личности.

Социальная адаптация личности в малой группе может быть основана на различных ее позициях:

  • полном некритическом признании норм группы под влиянием внушения;
  • подчинении нормам группы при сохранении своих позиций, не соответствующих этим нормам (конформность );
  • терпимых взаимоотношениях группы и личности на основе взаимных уступок (аккомодация );
  • подчинении нормам группы на основе слияния личных и групповых позиций (ассимиляция ).

Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности , то есть то, что в данной группе наиболее значимо, приоритетно. Групповые нормы подразделяются на регулятивные , оценочные , санкционирующие и стабилизирующие . Регулятивные нормы — стандарты, образцы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, групповые требования к поведению ее членов.

Групповые нормы разделяются также по степени их обязательности. Нарушение норм высшего уровня недопустимо, оно карается самыми строгими групповыми санкциями. Нормы среднего уровня обязательности допускают незначительные отклонения. Нормы нижнего уровня обязательности — это нормы, определяющие стиль группового поведения. Возможна и сверхнормативная регуляция поведения члена группы — принятие им на себя особенно повышенных требований, что, как правило, характерно для руководителя группы.

Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают с общесоциальными ценностями, называется коллективом . Чем более социально развита группа, тем благотворнее ее влияние на развитие личности. Снижение же группы до уровня корпорации (см. «Социальная общность «) ведет к социальной дестабилизации ее членов, конфликтным взаимоотношениям между ними.

На поведение членов группы влияет ее величина и композиция, то есть своеобразие ее индивидуального состава. Группы с приблизительно однородным личностным составом называются гомогенными ; с разнородным составом — гетерогенными .

Рис. 2. Типы групп с различной коммуникационной организацией.

По разновидности способов групповой коммуникации различаются группы централизованные и децентрализованные (иерархические), цепные, круговые и др. (рис. 2).

Группы с централизованными каналами коммуникации отличаются тем, что лишь один ее член (руководитель, лидер) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Однако при фронтальном варианте централизованной группы ее члены входят в межличностные контакты (ученическая группа, боевой отряд), при радиальном варианте такие контакты исключаются, а при иерархическом варианте, то есть при нескольких уровнях соподчиненности, в непосредственные контакты вступает лишь часть членов группы.

При децентрализованном типе групповой коммуникации все участники групповых отношений находятся в условиях коммуникативного равенства, вступают в открытые, ничем не ограниченные отношения. Тем не менее при ее цепном варианте общение крайних ее членов ограничено (например, в условиях конвейерной работы). При круговом варианте члены группы контактируют лишь с двумя смежными партнерами. И лишь при полном варианте они вступают в разносторонние межличностные отношения, ориентируются на поведенческие реакции друг друга.

Коммуникативная структура группы определяется ее целями и задачами.

Организация жизнедеятельности формальной группы осуществляется руководителем группы. Регуляция неофициальных межличностных отношений в группе осуществляется лидером . Лидер обладает высокооцениваемыми психическими качествами, руководитель — официальными полномочиями управления и подчинения.

Достойный руководитель, как правило, является и лидером, но лидер не всегда — официальный руководитель. Лидер — человек, проявляющий необходимые качества в определенных ситуациях. В разных ситуациях могут выдвигаться различные ситуативные лидеры. Однако люди склонны обобщать лидерские качества отдельной личности, считать, что если человек выступил лидером в одной ситуации, то он сможет быть таковым и в других ситуациях.

Нередко лидер становится им даже не по деловым качествам, а по способности влиять на окружающих. Лидер, в отличие от руководителя, не обеспечивает всей жизнедеятельности группы и не несет ответственности за достижение ее целей. Но в отдельных моментах жизнедеятельности группы лидер может превосходить руководителя.

Выделяются следующие ситуативно-обусловленные типы лидеров : лидер-вдохновитель, лидер — генератор идей, лидер — организатор отдельных видов деятельности, эмоциональный лидер и т. п.

В отличие от ситуативного лидера руководитель призван решать комплексные социальные задачи, выявлять исходные условия, в которых действует группа, определять направления ее деятельности: предвидеть как конечный результат работы, так и промежуточные результаты отдельных действий группы, координировать и корректировать ее действия. Группа вырабатывает стратегию своей деятельности, а руководитель принимает тактические решения (подробнее см. «Руководитель социальной группы «.)

Основные особенности коллектива

  1. ценности и цели коллектива и личности совпадают, жизнь коллектива насыщена социально полезной, совершенствующейся деятельностью;
  2. товарищеское равноправие его членов, каждый член коллектива участвует в организации отдельных сторон жизнедеятельности коллектива;
  3. каждый член коллектива видит перспективы его движения и проявляет личную заинтересованность в его развитии;
  4. положительный опыт социального взаимодействия постоянно накапливается и Превращается в традиции;
  5. личность защищена коллективом и ответственна перед ним.

Социальные группы в своем развитии проходит несколько стадий :

  • на первой стадии, когда начинает действовать актив группы, руководитель действует совместно с активом, поощряя его самостоятельность и инициативность;
  • на второй стадии все члены группы становятся его активом, дорожат честью коллектива, его достижениями; требования к отдельным членам группы предъявляет уже не руководитель, а весь коллектив;
  • на высшей стадии развития группы личность сама предъявляет к себе требования, осуждение коллектива становится высшей мерой воздействия.

Личность неизменно включена в систему социально-психологических связей (рис. 3).

Рис. 3. Личность в системе социально-психологических связей.

Между различными социальными группами возникают разнообразные отношения, реализуется психология межгрупповых отношений . При этом возникает феномен межгруппового восприятия , межгрупповых взаимооценок . Характеристики группы переносятся на всех ее членов. Если достоинства своей группы всячески завышаются, возникает эффект внутригруппового фаворитизма , а если достоинства чужой группы принижаются — эффект межгрупповой дискриминации .

Межгрупповое восприятие становится более адекватным при расширении совместной деятельности групп. Установлено, что в случае стабильных неудач в отношениях с другими группами в данной группе ухудшаются межличностные отношения, возрастает внутригрупповая конфликтность. Межгрупповые связи могут быть горизонтальными и вертикальными, иерархически соподчиненными. (В последнем случае речь идет об особом социально-психологическом образовании — социальной организации.)

Регулятивный механизм жизнедеятельности социальной группы — групповое сознание . Однако групповое сознание социально неразвитых групп отличается несистематизированностью, обыденностью, житейским эмпиризмом, избирательным отношением к отдельным сторонам бытия . Групповое сознание может складываться как в результате систематического целенаправленного воздействия политических учреждений, средств массовой информации, так и стихийно, на основе практического жизненного опыта, обычаев и традиций.

Человек осмысливает мир для того, чтобы находиться в согласии с ним. У каждого из нас есть собственный «здравый смысл», своя система отсчета целесообразности поведенческих актов. Люди со слабыми позициями легко попадают под чары сомнительных доктрин, гипнотизируются утопическими мифами. Им непременно нужен указатель азимута их пути. Животные, благодаря инстинктам, не знают этих проблем. Человек же способен идти в разных направлениях, поэтому многие люди превыше всего ценят «правильные» маяки, «верные» учения.

Социум воспроизводит себя как экономически стабильное образование в основном посредством профессиональных групп. Однако потребности общества выходят далеко за рамки профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей.

Человек - часть общества. Поэтому на протяжении своей жизни он контактирует или бывает участником многих групп. Но несмотря на их огромное количество, социологии выделяют несколько основных видов социальных групп, о которых будет рассказано в данной статье.

Определение социальной группы

Прежде всего нужно иметь четкое представление о значении этого термина. Социальная группа — совокупность людей, которые обладают одним или несколькими объединяющими признаками, которые имеют социальную значимость. Еще одним фактором объединения становится участие в какой-либо деятельности. Нужно понимать, что общество рассматривается не как неделимое целое, а как объединение социальных групп, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Любой человек является членом хотя бы нескольких из них: семья, рабочий коллектив и т. п.

Причинами создания таких групп может быть схожесть интересов или преследуемых целей, а также понимание того, что при создании подобной группы можно достигнуть большего результата за меньшее количество времени, чем поодиночке.

Одно из важных понятий при рассмотрении основных видов социальных групп — референтная группа. Это действительно существующее или воображаемое объединение людей, которое является идеалом для человека. Впервые использовал этот термин американский социолог Хаймен. Референтная группа является столь важной, так как она оказывает влияние на индивида:

  1. Нормативное. Референтная группа является примером норм поведения индивида, социальных установок и ценностей.
  2. Сравнительное. Помогает человеку определять, какое место он занимает в обществе, производить оценку собственной и чужой деятельности.

Социальные группы и квазигруппы

Квазигруппы — это случайно возникшие и недолго по времени существующие общности. Другое название — массовые общности. Соответственно, можно обозначить несколько различий:

  • В социальных группах есть регулярное взаимодействие, которое приводит к их устойчивости.
  • Высокий процент сплоченности людей.
  • Участники группы имеют хотя бы один общий признак.
  • Малые социальные группы могут являться структурной единицей более широких групп.

Виды социальных групп в обществе

Человек как существо социальное взаимодействует с большим количеством социальных групп. Причем совершенно разнообразных по составу, организованности и преследуемым целям. Поэтому появилась необходимость выделить, какие виды социальных групп относятся к основным:

  • Первичные и вторичные — выделение зависит от того, как человек взаимодействует с участниками группы в эмоциональном плане.
  • Формальные и неформальные — выделение зависит от того, каким образом происходит организация группы и как регулируются взаимоотношения.
  • Ингруппа и аутгруппа — определение которых зависит от степени принадлежности к ним человека.
  • Малые и большие — выделение в зависимости от количества участников.
  • Реальные и номинальные — выделение зависит от признаков, которые являются значимыми в социальном аспекте.

Подробно все эти виды социальных групп людей будут рассматриваться отдельно.

Первичная и вторичная группы

Первичная группа — та, в которой общение между людьми носит высокий эмоциональный характер. Обычно в ней состоит небольшое количество участников. Она является звеном, которое связывает индивида непосредственно с обществом. Например, семья, друзья.

Вторичная группа — та, в которой гораздо больше участников по сравнению с предыдущей, и где взаимодействия между людьми нужны для достижения определенной поставленной задачи. Отношения здесь, как правило, носят безличный характер, так как основной упор идет на умение выполнять необходимые действия, а не особенности характера и эмоциональные связи. Например, политическая партия, рабочий коллектив.

Формальная и неформальная группы

Формальная группа — та, у которой есть определенный статус, закрепленный юридически. Отношения между людьми регулируются определенной системой норм и правил. Здесь есть четко фиксированная цель и присутствует иерархическая структура. Любые действия производятся в соответствии с установленным порядком. Например, научное сообщество, спортивная группа.

Неформальная группа, как правило, возникает спонтанно. Причиной может быть общность интересов или взглядов. По сравнению с формальной группой в ней нет официальных правил и юридического статуса в обществе. Также не выделяется формальный лидер среди участников. Например, дружеская компания, любители классической музыки.

Ингруппа и аутгруппа

Ингруппа — к этой группе человек чувствует прямую принадлежность и воспринимает ее как свою. Например, "моя семья", "мои друзья".

Аутгруппа — группа, к которой человек не имеет отношения, соответственно, идет идентификация как «чужой», «другой». У абсолютно каждого человека есть своя система оценивания аутгрупп: начиная от нейтрального отношения, заканчивая агрессивно-враждебным. Большинство социологов предпочитают использовать систему оценивания — шкалу социальной дистанции, созданной американским социологом Эмори Богардусом. Примеры: "чужая семья", "не мои друзья".

Малая и большая группы

Малая группа — небольшая группа людей, объединение которой происходит для достижения какого-либо результата. Например, студенческая группа, школьный класс.

Основополагающими данной группы являются формы «диада» и «триада». Их можно назвать кирпичами данной группы. Диада — объединение, в котором участвуют 2 человека, а триада состоит из трех человек. Последняя считается более стабильной, чем диада.

Черты, свойственные малой группе:

  1. Небольшое количество участников (до 30 человек) и их постоянный состав.
  2. Близкие отношения между людьми.
  3. Схожие представления о ценностях, нормах и образцах поведения в обществе.
  4. Идентифицируют группу как «моя».
  5. Контроль не регулируется административными правилами.

Большая группа — та, в которой состоит большое количество участников. Цель объединения и взаимодействия людей, как правило, четко фиксированная и ясная каждому члену группы. Она не ограничена количеством людей, входящим в нее. Также здесь не происходит постоянного личного контакта и взаимовлияния между индивидами. Например, крестьянское сословие, рабочий класс.

Реальные и номинальные

Реальные группы — это группы, которые выделяются по каким-либо социально важным критериям. Например:

Номинальные группы выделяются по одному общему признаку для проведения различных социологических исследований либо статистического учета определенной категории населения. Например, узнать число матерей, воспитывающих детей в одиночку.

Опираясь на данные примеры видов социальных групп, можно наглядно проследить, что абсолютно каждый человек имеет связь с ними либо взаимодействует в них.



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...