115 фз о противодействии легализации доходов наказание. Легализация доходов: законная борьба. Глава i. общие положения

Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах

1. Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи обязанность не распространяется на лиц, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 2 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

3. Юридическое лицо обязано:

1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не менее пяти лет со дня получения такой информации.

4. Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

5. Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

7. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

8. Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

ФЗ №115 О противодействии легализации (отмыванию) доходов является основополагающей базой для деятельности кредитных и финансовых учреждений. Закон призван эффективно бороться с экономической преступностью и пособничеством терроризму благодаря установленным механизмам, нормам и правилам, прописанным в нём.

Принятый летом 2001 года, он был встречен шквалом положительных эмоций со стороны как тех, кого он касается напрямую, так и обычных граждан. Однако с течением времени дело стало приобретать несколько иной оборот, и то, что разрабатывалось на благо, стало существенно портить жизнь российским гражданам. Мы постараемся разобрать основные пункты ФЗ №115 и механизмы его влияния на взаимодействие с простыми россиянами.

Данный закон регулирует следующие аспекты:

  • Ответственность контрольных органов по надзору за сомнительными операциями и лицами, которые их осуществляют.
  • Создание таких органов и внутренних подразделений в банках и других организациях кредитования.
  • Отслеживание финансовых операций, главной целью которых является вывод денежных средств за границу.
  • Определение терроризма и террористических организаций.

Казалось бы, такие намерения действительно должны помогать нашей стране направлять в бюджет больше средств и избавиться от коррупции на различных уровнях. Однако на практике всё выглядит совсем иначе. Согласно ФЗ №115 отмывание денег может стать причиной отказа от сотрудничества даже с честными представителями бизнеса. Сюда относятся как физические, так и юридические лица. Банки требуют от людей различные выписки, справки и другие документы, касающиеся хозяйственной деятельности, хотя в Гражданском кодексе есть положения, которые это запрещают. Центробанк каждый код отсылает финансовым учреждениям рекомендательные письма, где чётко описываются процедуры давления на граждан.

Всё это негативно сказывается на развитии банковской системы, а отток капитала в другие организации за рубежом является прямым тому свидетельством.

Какие приёмы используют уполномоченные лица

Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов предусматривает для банков и аналогичных кредитных структур в различных масштабах довольно много методов и процедур, которые должны поспособствовать обнаружению спорных операций и их блокированию. К примеру, одним из распространённых случаев является блокирование дистанционного обслуживания банковских карт разного назначения. Происходит это, если предприниматель отказался предоставить, например, объяснительную, зачем ему понадобилось обналичивать деньги со своего счёта. По сути, ни одна такая организация не имеет прав на подобные поступки.

Также часто можно встретить жалобы на то, что вовремя не осуществляются переводы с одного счёта на другой. Служащие банков мотивируют это тем, что не знают, по какой причине переводятся средства. С другой стороны, их это и не должно волновать.

Причина подобного поведения банков

Многие задаются вопросом, что именно толкает банки на подобное поведение. Ведь таким образом они теряют своих клиентов. Мы попытались в этом разобраться и можем привести небольшой список мотивов:

  • Организации не хотят ссориться с Банком России, ведь он является основным гарантом их беспрепятственного функционирования.
  • Службы безопасности некоторых учреждений чувствуют власть и не хотят от неё отказываться.
  • На почве повышения уровня бюрократии появляется возможность получать солидные взятки за упрощение процедуры.
  • Многие действительно свято верят в то, что подобные меры смогут существенно сократить число случаев по отмыванию.

К сожалению, официальной статистики по данному вопросу нет. Тенденций к положительным изменениям тоже пока нет. Наоборот, прогнозируется ещё большее усложнение сотрудничества.

Попытки Центробанка усилить влияние

Не так давно представители Центробанка обратились к правительству с инициативой увеличить количество прав и возможностей профильных органов в связи с тем, что с момента выхода закона в 2001 году появилось большое количество новых мошеннических схем и его положения больше не работают. В частности, было предложено расширить полномочия Росфинмониторинга и создать новую базу фактических владельцев юридических лиц. Таким образом, подразумевается более чёткий контроль над всеми финансовыми операциями, которые проводятся в стране крупными компаниями. Однако данные о многих таких владельцах и так уже находятся в соответствующих базах, а значит, придётся заново делать ту же работу.

К сожалению, пока нет реальных подвижек, которые бы позволили констатировать улучшение ситуации, но в ближайшем будущем этот вопрос ещё неоднократно будет подниматься на различных собраниях, съездах и других профильных мероприятиях во властных структурах.

Организации, деятельность которых предполагает операции с имуществом третьих лиц, зачастую невольно становятся промежуточным звеном для реализации незаконных операций своих клиентов. Для защиты таких компаний, а также предупреждения экономических преступлений и терроризма, был принят Федеральный закон о противодействии легализации отмыванию доходов 115-ФЗ, последняя редакция которого вступит в силу с 28.06.2017 г.

Структура ФЗ-115

В законе четко сформулированы:

  • субъекты финансового мониторинга, их права и обязанности в сфере противодействия преступным экономическим схемам;
  • очерчен круг лиц и операций, подлежащих мониторингу;
  • определен порядок действий в отношении клиентов, чьи операции вызвали подозрения;
  • назначена ответственность субъектов мониторинга за уклонения от выполнения требований законодателя.

в последней редакции

Основные положения

Для реализации целей, преследуемых введением закона, в нем применяется ряд терминов, имеющих специфичное значение в его контексте:

  • Финансированием терроризма являются операции с денежными активами в любой форме с целью финансирования преступлений, связанных с терроризмом, вооруженным мятежом или посягательством на жизнь политических деятелей. К такому финансированию приравниваются также действия по обеспечению денежными средствами возможного исполнителя подобных преступлений, либо финансирование организаций, имеющих своей целью совершения таких преступлений.

Главное отличие определения этого термина от впервые употребленного в Международной конвенции «О борьбе с финансированием терроризма» (1999 г., Нью-Йорк) – это четкое перечисление статей Уголовного Кодекса, предусматривающих наказания за преступления, которые законодатель расценивает как терроризм или приравнивает к нему.

  • Идентификация — установление сведений о клиенте и связанных с ним лицах, предваряющее начало сотрудничества, с документальным подтверждением достоверности и актуальности этих сведений. Организации обязаны совершать такую работу с каждым новым контрагентом, а также должны повторять эту процедуру для всех клиентов ежегодно.
  • Бенефициарные владельцы — лица, которые прямо (путем участия в доле предприятия) или косвенно осуществляют непосредственный контроль над действиями клиента субъекта финансового мониторинга либо управляют движением средств на банковском счете, подлежащего контролю.
  • Уполномоченный орган – изначально функции сбора, обработки и анализа данных об операциях организаций и физических лиц, выполнял Комитет по финансовому мониторингу (КФМ). Но с 2004 г. было выполнено преобразование этого органа Федеральную службу по финансовому мониторингу (общепринятое сокращенное название Росфинмониторинг).

Цели и сфера применения

Принятие закона ФЗ-115 регламентирует возложение на определенные организации обязанности сообщать государству о подозрительных операциях, которые совершают с их помощью.

Такое делегирование полномочий, присущее больше для следственных органов, наделяет эти компании также и расширенными полномочиями по мерам, которые они могут осуществлять в отношении недобросовестных клиентов.

Действие закона распространяется:

  • на всех без исключения участников экономических отношений, которые внутри или за пределами Российской Федерации осуществляют операции по перечислению или получению денежных средств, а также другого движимого и недвижимого имущества;
  • отдельные положения закона касаются также выгодоприобретателей и бенефициаров клиентов или банковских счетов.

Меры к противодействию отмыванию доходов

Для организаций и предпринимателей, обязанных проводить финансовый мониторинг, в целях организации оного определены требования к персоналу и кадровой работе.

Сотрудники, назначенные ответственными лицами за проведение мониторинга, обязаны:

  1. Соответствовать требованиям, предъявляемым к их квалификации согласно положению, утвержденному приказом Федеральной службы финансового мониторинга .
  2. В частности, обязательным является высшее образование в сфере экономики или права, либо двухлетний опыт в сфере, связанной с мониторингом клиентов.

Организации обязаны:

  1. Проводить вводные и ежегодные (регулярные) инструктажи в сфере противодействия экономических преступлений и финансирования .
  2. Это обучение является обязательным для руководителей подразделений и ответственных за проведение идентификации сотрудников, и проводится согласно программе, которую организация обязана разработать в соответствии с требованием законодательства.
  3. Проведение инструктажей и повышения квалификации ответственных за финансовый мониторинг лиц должно фиксироваться в специальном журнале учета под подпись сотрудника, причем форму журнала организация обязана разработать самостоятельно.

Соответствующим образом обученные сотрудники обязаны осуществлять следующие меры по противодействию отмывания нелегальных доходов и финансирования терроризма :

  • обязательный контроль – если операция попадает под определенные критерии, ее обязаны проверить на признаки подозрительных операций и незамедлительно отправить данные в Росфинмониторинг, который на их основе предпринимает меры по профилактике возможных преступных схем;
  • осуществление внутреннего контроля операций – выявления данных, свидетельствующих о необходимости проведения обязательного контроля;
  • обязательная идентификация клиентов перед обслуживания с предоставлением оригиналов или заверенных копий подтверждающих документов согласно Положению, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59, в том числе путем анкетирования;

Важно! Для кредитных организаций порядок идентификации описан в , а для других финансовых организаций инструкции следует искать в .

  • предоставление сведений об операциях, совершенных тем или иным клиентом, по запросу уполномоченного органа;
  • сохранение тайны в отношении финансового мониторинга – клиент не должен узнать о том, что проходит проверка операций, за исключением случаев уведомления о действиях, предпринятых в отношении его счета.

Субъекты контроля имеют право:

  • на отказ в совершении операций;
  • замораживание денежных средств на счету клиента, при наличии соответствующего решения, опубликованного на официальном сайте Росфинмониторинга;
  • на прекращение действия договора обслуживания при наличии достаточных на то оснований;
  • банковские учреждения могут в случае возникновения подозрений в отношении источников дохода по операции запросить у предприятия документы, подтверждающие их легальность, в том числе первичные документы по сделке.

Организации и осуществляемые ими операции

Субъектами финансового мониторинга в свете закона 115-ФЗ являются:

  • организации (банковские, кредитные и некредитные финансовые), осуществляющие для клиентов прием, перечисления и выдачу денежных активов, в том числе в сфере кредитования и микрофинансирования;
  • предприятия федеральной почтовой связи;
  • компании, оказывающие услуги в сфере лизинга или ;
  • букмекеры, организаторы лотерей, тотализаторов и других игр, связанных с риском, вне зависимости от формы проведения розыгрышей;
  • ломбарды и другие компании, осуществляющие операции по купле-продаже ювелирных и драгоценных изделий;
  • компании-посредники в сфере приобретения или продажи недвижимого и движимого имущества;
  • управляющие компании ПИФов, других инвестиционных фондов, частные ;
  • брокеры, дилеры и другие участники рынка ценных бумаг;
  • операторы телефонной связи.

Все субъекты, деятельность которых затрагивает 115-ФЗ, обязаны встать на учет в уполномоченном органе в течение 30 дней с момента регистрации предприятия, и организовать проведение идентификации клиентов и контроля их операций.

Для проведения обязательного контроля операции, она должна соответствовать следующим критериям:

1. Сумма операции больше или равна эквиваленту 600 000 руб. и связана с:

  • зачислением на расчетный счет наличных денежных средств, не связанных с характером деятельности компании, в том числе внесение средств в уставный капитал организации;
  • обменом валюты или купюр идентичного достоинства, покупке ценных бумаг или получению средств по чеку, выданному нерезидентом на предъявителя;
  • переводами, контрагентами по которым является лицо, находящееся на территории КНДР или Исламской Республики Иран;
  • депозитами, открытыми без указания получателя (на предъявителя), а также, если выгодоприобретателем по депозиту является третье лицо;
  • переводами сумм вкладов с/на анонимные банковские счета, находящиеся за границей либо на счета , организованного менее 3 месяцев назад, по которому операции осуществляются впервые;
  • куплей-продажей ювелирных изделий;
  • страхованием или лизингом;
  • оплатой участия либо выплатой выигрыша по тотализатору, лотерее и другим играм, связанным с риском;
  • переводами денежных средств некредитных организаций, а также получением или выплатой ими беспроцентных займов;
  • оплатой и освоению средств, полученных по государственным оборонным заказам.

2. Операция связана со сделкой по недвижимому имуществу, и совершается на сумму, которая равна или превышает в эквиваленте 3 000 000 руб.

3. Отправителем/получателем по операции является некоммерческая организация в корреспонденции с иностранными организациями или физическими лицами, а сумма больше или равна 100 000 руб.

4. Операция связана с предприятиями оборонной промышленности России, а сумма ее превышает порог в 50 000 000 руб.

5. Хотя бы одной стороной по операции является лицо, имеющее установленное прямое или опосредованное отношение к экстремистской деятельности, согласно перечню уполномоченного органа, публикуемому на официальном сайте.

В остальных случаях необходимость и объем проведения контроля определяется субъектом финансового мониторинга индивидуально

  • согласно сведениям, собранным от клиента во время его идентификации;
  • в зависимости от особенностей и специфики операции.

Если в результате такого контроля выявятся факты, позволяющие считать операцию подозрительной, то данные о ней должны быть направлены в Росфинмониторинг в те же сроки и объеме, что и при обязательном контроле.

Изменения 2019-2017

С момента принятия в 2001 г. закон 115-ФЗ претерпел много изменений, часть из которых была внесена в последние годы. В частности были расширены права и полномочия организаций-субъектов мониторинга, внесены новые категории подлежащих контролю клиентов и операций:

  1. Определена обязанность субъектов контроля отправлять данные в Росфинмониторинг об отказе проводить операцию клиента в течение 1 дня. Кроме того, введено обязательство о сообщении фактов отказа от заключения либо расторжении договора банковского обслуживания для кредитных организаций в том же порядке.В свою очередь данные, полученные о подобных фактах, уполномоченный орган незамедлительно направляет в Банк России, который распространяет информацию о таких клиентах для предупреждения возможных подозрительных операций в других учреждениях.
  2. Введена обязанность любых юридических лиц по сообщению налоговой инспекции и уполномоченному органу сведений о своих бенефициарных владельцах . В свою очередь, добавлена необходимость определения бенефициаров в процессе идентификации для всех компаний, кроме тех, которые по роду деятельности раскрывает данную информацию или не имеет ее, а также государственных организаций.Уклонение от исполнения данного требования предусматривает административную ответственность с уплатой штрафа в размере до 40 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для организаций.
  3. Допущена возможность проведения идентификации клиента и удостоверения достоверности сведений о нем по документам, полученным в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной подписи, в том числе из государственных реестров.
  4. Внесено исключение в правила открытия банковского счета: разрешено открывать банковский счет без личного присутствия представителя организации в случае, если ранее была проведена его идентификация. В то же время, такая операция запрещена, если представители или аффилированные лица клиента были заподозрены в совершении экономических преступлений и внесены в соответствующий перечень Росфинмониторинга.
  5. Кредитным и микрофинансовым учреждениям разрешено перепоручать проведение идентификации клиента банковским учреждениям . При этом как поручитель, так и исполнитель должны соответствовать требованиям Банка России.
  6. Добавлена возможность субъектов мониторинга самостоятельно определять объем и характер принимаемых мер по изучению данных клиента при идентификации, с учетом степени риска совершения таким клиентом сомнительных операций.
  7. Изменены и добавлены частные ограничения по проведению упрощенной и полной идентификации для физических лиц , которые совершают операции по обмену валюты, купле/продаже драгоценностей или потребительского кредитования на небольшие суммы.

Таким образом, с учетом изменений 2019-2017 года всем субъектам финансового мониторинга настоятельно рекомендуется внести изменения в анкеты для идентификации клиентов, порядок и правила проведения обязательного и внутреннего контроля, а также провести инструктаж сотрудников с занесением факта его проведения в журнал регистрации.

Видео: Последние изменения в ФЗ

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

Страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;

Организации федеральной почтовой связи;

Ломбарды;

Организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;

Организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

Операторы по приему платежей;

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;

Кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;

Микрофинансовые организации;

Общества взаимного страхования;

Негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

Операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.


Судебная практика по статье 5 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ

    Постановление № 5-72/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-72/2018

    Шахунский районный суд (Нижегородская область) - Административные правонарушения

    Дело № 5 - 72/2018 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 30 октября 2018 года г.Шахунья Судья...

    Постановление № 5-671/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-671/2018

    Дело № 5 - 671/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Орехово-Зуево Московской области 30 октября 2018 года Судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области Пронякин Н.В., ...

    Постановление № 5-687/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-687/2018

    Орехово-Зуевский городской суд (Московская область) - Административные правонарушения

    Дело № 5 - 687/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Орехово-Зуево Московской области 30 октября 2018 года Судья Орехово-Зуевского городского суда Московской области Пронякин Н.В., ...

    Решение № 2А-3281/2018 2А-3281/2018~М-3101/2018 М-3101/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2А-3281/2018

    Первомайский районный суд г. Кирова (Кировская область) - Гражданские и административные

    Содержит указания на применение к административному истцу мер административного принуждения. Уведомление об отказе в выдаче патента иностранному гражданину, направленное ФИО2 в части разъяснения положений ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и необходимости выезда из РФ, носит рекомендательный характер. Поскольку...

    Постановление № 5-328/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-328/2018

    Петушинский районный суд (Владимирская область) - Административные правонарушения

    От выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации является незаконно находящимся на территории Российской Федерации. На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года за N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации...

    Постановление № 5-702/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 5-702/2018

    Неклиновский районный суд (Ростовская область) - Административное

    К делу 5 - 702/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания 30 октября 2018 года пер. Красный, д. 39, с. Покровское, Неклиновского района Ростовской области Судья Неклиновского районного суда Ростовской области...



Последние материалы раздела:

Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах
Сколько в одном метре километров Чему равен 1 км в метрах

квадратный километр - — Тематики нефтегазовая промышленность EN square kilometersq.km … квадратный километр - мера площадей метрической системы...

Читы на GTA: San-Andreas для андроид
Читы на GTA: San-Andreas для андроид

Все коды на GTA San Andreas на Андроид, которые дадут вам бессмертность, бесконечные патроны, неуязвимость, выносливость, новые машины, парашют,...

Классическая механика Закон сохранения энергии
Классическая механика Закон сохранения энергии

Определение Механикой называется часть физики, изучающая движение и взаимодействие материальных тел. При этом механическое движение...